Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
Мао Цзэдуна (1893—1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях. В 1965 г. новой компанией Мао стала «культурная революция». Так была названа «великим кормчим» широкомасштабная кампания репрессий в отношении всех, не согласных с его курсом, растянувшаяся вплоть до смерти Мао в 1976 г. В итоге в Китае сформировалась модель «казарменного социализма». Экономическая политика Мао завела страну в тупик, над Китаем нависла угроза экономической катастрофы. После смерти Мао развернулась ожесточенная борьба за власть, в ходе которой верх взял Дэн Сяопин, подвергавшийся репрессиям в годы «культурной революции». С 1979 г. в Китае начинаются серьезные экономические реформы. На первом этапе преобразований акцент был сделан на сель-ском хозяйстве. Громоздкие и нерентабельные «народные коммуны», созданные в годы «большого скачка», были ликвидированы. В деревне вводится система семейного подряда, земля предоставляется крестьянам в пользование. Отныне крестьяне могли свободно продавать на рынке излишки продуктов. На втором этапе, с 1984 г., начинаются реформы в промышленности. В сфере услуг, в мелкой и, частично, средней промышленности, вводится свободное предпринимательство. В приморских районах создаются специальные экономические зоны в целях привлечения иностранного капитала. В итоге КНР совершила резкий рывок в уровне экономического развития. В ходе реформ был создан потенциал индустриального общества, удовлетворены минимальные жизненные потребности населения. Отныне на первый план вышли задачи повышения эффективности экономики, качества жизни, перехода от политики экономического роста любой ценой к политике сбалансированного, ресурсосберегающего развития. Однако в стране сохраняется громоздкий и нерентабельный государственный сектор, не осуществлено массовой приватизации. Китай по-прежнему остается страной мелкого крестьянского хозяйства, в основе которого — ручной труд при крайне низком уровне механизации. Постепенное продвижение Китая крыночной экономике и рост открытости внешнему миру сопровождались эволюцией тоталитарного режима в сторону авторитаризма, допускающего в определенных пределах различие мнений и согласование интересов разнообразных сил внутри элиты. В современном Китае сохраняется жесткий политический режим, отсутствует реальная многопартийность. Коммунистическая партия, как и прежде, занимает ведущие позиции в политической жизни страны. Но Компартия Китая уже не является однородной массой, бездумно повинующейся указаниям «великого кормчего». На смену былым политико-идеологическим спорам пришел конфликт интересов. Исламская революция в Иране Иран — один из примеров неудавшейся модернизации на Востоке. 11 февраля 1979 г. в результате вооруженного восстания в стране была свергнута династия Пехлеви, правившая страной с 1925 г. Пал режим монархической власти, существовавший в этой стране в течение двух с половиной тысяч лет. В марте 1979 г. состоялся референдум о форме будущего государственного устройства, а 1 апреля была провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ). Во главе нового государства встал лидер революции, представитель мусульманского «духовенства» аятолла Рухолла Мусави Хомейни (имам Хомейни). Что же случилось с Ираном? Почему вдруг взорвалась достаточно стабильная страна с устойчивым государственным механизмом? Во всяком обществе, как и в каждом человеке, заложены два противоположных начала — стихийно разрушительное и творчески созидательное. И в различные исторические периоды они по-разному проявляют себя. Отталкиваться здесь, видимо, следует от процесса развития. Ведь всякое развитие, а тем более ускоренное, то есть модернизация, ведет к утрате стабильности, поскольку усложняется общество, происходят стремительные социальные изменения. Новые социальные слои и группы вовлекаются в общественную и политическую жизнь, стремятся проявить себя. В Иране с начала 60-х гг. XX в. тогдашний правитель — шах Мохаммед Реза Пехлеви — начинает проводить серию реформ — «белая революция шаха и народа». В целом она включала в себя комплекс преобразований, направленных на преодоление социально-экономической и культурно-технической отсталости страны. Так в бедной и отсталой стране началась модернизация. Но главный объект модернизации — неграмотное и невежественное, в основном сельское, население не было готово к быстрым переменам. Понадобились силовые методы, как в петровской России. Именно ставка на силу, а также пренебрежение к духовенству стали главными просчетами шаха и в итоге привели к его падению. Шахским режимом была недовольна значительная часть населения страны. Основания для этого были различными. Однако почти всеобщую неприязнь вызывала политика шахского двора, направленная на тесное сотрудничество с Западом и прежде всего с США. Она вела к разрушению традиционных устоев иранского общества и распространению западной культуры, враждебной традиционной системе ценностей. К тому же в Иране находились десятки тысяч западных советников, американских военных, которые часто вызывали раздражение как своими высокими (в сравнении с иранскими коллегами) зарплатами, так и поведением, игнорирующим общепринятые в Иране нормы. И, наконец, слишком высок был разрыв между богатыми и бедными. Резко возросшее в условиях экономического бума неравенство доходов явилось дополнительным фактором формирования в обществе двух противостоящих блоков социально-политических сил: с одной стороны, новая буржуазия, выросшая на почве громадных доходов от нефти, бюрократическая верхушка государственного сектора и обуржуазившиеся помещики; с другой — «базар, дно и мечеть» — то есть пестрый блок мелкобуржуазных слоев и городских низов, объединенный приверженностью ценностям ислама. Таким образом, болезненное переживание широким слоями простого люда последствий ускоренной модернизации, просчеты шахского режима и нарастающее социальное недовольство постепенно превратили Иран в «пороховую бочку». Вопрос заключался лишь в том, кто поднесет к ней «фитиль». Это силой стали шиитские религиозные лидеры, в которых народ видел своих духовных наставников и защитников. Патриотично настроенное иранское «духовенство» на протяжении всей истории страны неоднократно демонстрировало свою готовность защищать национальные интересы. Оно, как и другие патриотические силы, выступало против иностранного вторжения в Иран, разрушения национальных традиций и культурной самобытности. Стержнем этого сопротивления являлся ислам шиитского толка. Священнослужители подвергались гонениям со стороны властей. Они жертвовали собой во имя праведного дела и веры, превращаясь в мучеников (шахидов), особо почитаемых именно в шиизме. Наряду с другими за активную антимонархическую деятельность подвергался репрессиям и аятолла Хомейни. В 1963 г. его арестовали, а в 1964 г. выслали в Турцию. Оттуда он в 1965 г. переехал в Ирак, в город Не- джеф, где готовил почву для свержения шахского режима. Иранское «духовенство» во главе с имамом Хомейни оказалось наиболее эффективной силой для свержения монархического строя и нейтрализации левых сил. Именно «духовенство» по-настоящему начало формировать массовое движение протеста, используя мечети, религиозные церемонии и периодически повторяющиеся траурные манифестации. В результате продолжительного и постоянного массового давления на монархию шаха вынудили покинуть страну в январе 1979 г. А уже 1 февраля из Парижа в Тегеран прибыл самолет, который привез Хомейни и его команду. Итогом стала победа исламской революции в феврале 1979 г. и установление в Иране власти мулл. Опыт модернизации в развивающемся мире В 1970-е гг. сложилась модель модернизации новых индустриальных стран. Первыми на этот путь встали Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Гонконг. Их экономический и социальный скачок особенно впечатляет, если учитывать крайне низкие стартовые условия. Опыт этих стран представляет собою классический пример догоняющего развития. Затем на путь «новоиндустриального» развития встали Филиппины, Индонезия, Малайзия, Таиланд. Так, Сингапур в 1950-е гг. представлял собой отсталую, заброшенную на край свет маленькую страну, раздираемую мятежами. В центре процесса модернизации Сингапура волею судеб оказался Ли Куан Ю — премьер-министр Сингапура в 1959—1990 гг., председатель Партии народного действия, который с группой соратников совершил успешную модернизацию страны. Что касается краеугольного для либерализма понятия свободы, то Ли Куан Ю считал, что она может существовать только в государстве, в котором существует порядок. На Востоке главной целью государства является поддержание строгого правопорядка, с тем, чтобы каждый мог наслаждаться свободой в максимальной степени. Ли Куан Ю требовал дисциплины, полного повиновения и упорной работы. Он, к примеру, считал: если на улицах грязь, то народ распускается и становится небрежным во всем остальном. Поэтому чистота — превыше всего! Опыт сингапурской модернизации дает богатую пищу для размышлений. Первая особенность этой модернизации состояла в том, что она с самого начала основывалась на наследии Великобритании — господстве закона, создании правового государства и гражданского общества. Вторая особенность сингапурской модернизации состояла в том, что идея развития в правовых рамках соединилась с собственным социокультурным комплексом, который до сих пор является духовной основой модернизации. Сингапурцы восприняли многие западные стандарты, но, тем не менее, они не утратили и своих национальных культурных особенностей. Впечатляет также опыт модернизации Тайваня (Китайской Республики). Оказавшись в 1949 г. на голом и почти не заселенном огромном острове, китайцы начинали с нуля. Сначала стали развивать сельское хозяйство, затем — промышленный сектор. Фактически модернизация тайваньского общества началась с создания на острове авторитарного режима — однопартийной диктатуры партии гоминдан (ГМД), которую некоторые ученые называют режимом партии — государства. Важную роль в осуществлении модернизации тайваньского общества сыграл Чан Кайши. Пример тайваньского общества со всей очевидностью показывает роль политического лидера в осуществлении намеченных реформ, его умение действовать решительно и последовательно во имя поставленной цели. Рефреном всех высказываний Чан Кайши относительно модернизации тайваньского общества было обращение и к китайским национальным традициям, и к трем народным принципам знаменитого китайского революционера Сунь Ятсена. Подлинная модернизация началась здесь уже после смерти Чан Кайши при его сыне Цзян Цзинго, который был президентом Китайской республики в 1978—1988 гг. Именно он почитается как отец тайваньского «экономического чуда». Сами жители Тайваня главными условиями успеха модернизации считают «дисциплинированность плюс хорошее образование». Большой интерес вызывает также опыт модернизации Южной Кореи. После корейской войны начала 50-х гг. XX в. страна, и до того бывшая отсталой японской колонией, лежала в руинах. При режиме Ли Сынмана неимоверно расцвела коррупция. К началу 1960-х годов Южная Корея находилась в числе самых бедных стран мира. Затем к власти пришел генерал Пак Чон хи, сильный и неподкупный человек левых взглядов. Он начинает беспощадную войну с коррупцией. Проводится жесткая протекционистская политика. Так закладывались основы будущего социального и экономического расцвета страны. Именно с периодом правления Пак Чонхи связано начало форсированной экономической, а затем и социальной модернизации страны. В результате ряда реформ 1964—1965 гг. удалось преодолеть финансовый кризис. Среднегодовые темпы роста ВНП, составлявшие в период 1953—1961 гг. около 3%, выросли в 1962—1967 гг. до 11%. Определенный опыт модернизации накоплен и в арабском мире. Как правило, в Новое время модернизация осуществлялась здесь путем целенаправленной политики собственной элиты или колониальных властей через восприятие европейских институтов. Вместе с тем, она дополнялась спонтанным заимствованием различными общественными кругами европейских достижений в результате разных форм взаимодействия со странами Европы. Во второй половине XX века появляется модель модернизации арабских стран-нефгеэкспортеров. В основе экономического развития — нефтедоллары, при относительно слабом развитии экономики, т.е. основной капитал создавался не в результате внутреннего развития экономики, а поступал в банки этих стран в виде выручки от продажи нефти и газа. Значительную роль играл дешевый труд иммигрантов. В политическом плане эту модель отличает авторитаризм и слабо выявленная демократия. В ходе индустриализации и урбанизации традиционное общество здесь фактически трансформировалось в общество современное. Вместе с тем, страньг- нефтеэкспортеры — это, в определенной степени, страны- рантье. В этом заключается их внутренняя слабость, которую, впрочем, новые поколения начинают осознавать. Опыт модернизации новых индустриальных стран и сгран- нефтеэкспортеров выявляет также значимую роль лидера-ре- форматора. Здесь к власти приходили люди, принадлежащие к старой элите, но настроенные на новации (Ли Куан Ю в Сингапуре, Пак Чон Хи в Южной Корее, Цзян Цинго на Тайване, король Саудовской Аравии Фахд). Придя к власти, они проводят отбор управленческих кадров, ставят под свой контроль средства влияния на общество, стимулируют экономическую деятельность как граждан страны, так и иностранных предпринимателей. Все эти «пионеры модернизации» различаются по способам «социальной инженерии», ресурсам власти, но они всегда стремятся сохранить избранную стратегию развития даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Глава 28 Советский Союз в 50-80-е гг. XX в.: попытки реформ и нарастание кризиса ^ Послевоенный Советский Союз. Смерть И.В. Сталина и формирование нового руководства. XX съезд КПСС и попытка освободиться от наследия прошлого. «Эпоха застоя» и нарастание кризисных явлений. Послевоенный Советский Союз Война заметно изменила геополитическую карту мира и соотношение сил на международной арене. После победы авторитет Советского Союза в мире неизмеримо вырос. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией, Китаем. В Восточной Европе возникли народно-демократические страны, которые при поддержке СССР приступили к строительству социализма. Сложилась мировая система социализма. Начало «холодной войны». С 1946 г. начинается обострение международных отношений. Стала нарастать конфронтация между двумя системами и сверхдержавами — СССР и США. Так было положено начало «холодной войне» — политической, экономической, идеологической конфронтации двух общественных систем — капитализма и социализма. Эта конфронтация определялась коренными различиями в социально- политическом строе, системе ценностей и идеологии; геополитическими интересами сверхдержав, их стремлением к расширению сфер влияния. Экономическая политика советского государства развивалась противоречиво. Первоочередной задачей послевоенного времени стало восстановление экономики, в первую очередь, тяжелой промышленности, и конверсия военного производства. Западная Европа на эти цели получила по плану Маршалла млрд долл. В СССР главными оставались внутренние источники: жестко централизованная экономика, репарации (выплаты в счет возмещения ущерба) с Германии (4,3 млрд руб.), перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный; сокращение расходов на социальную сферу; дешевый труд узников ГУЛАГа и военнопленных; принудительные государственные займы у населения. Положение в сельском хозяйстве оставалось тяжелым. В 1946 г. разразился голод, были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала хозяйства убыточными. Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергаться судебной ответственности за невыполнение трудовых норм. |