Ювелирное искусство. Справочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery
Скачать 16.31 Mb.
|
246 387. Брошь-подвеска с оконной эмалью, сапфирами и бриллиантами работы Луиса Масриеры. Расположенная в Барселоне фамильная ювелирная фирма «Масриера», которой руководили Луис (1872-1958) и его брат, специализировалась на украшениях в стиле ар нуво. 388. Современная брошь-бабочка с сапфирами и бриллиантами, крылья смонтированы с дрожью. Несмотря на дизайн, типичный для XIX в, калиброванные сапфиры, алмазы бриллиантовой огранки и оправа из белого и желтого золота позволяют однозначно утверждать, что это современная копия. 389. Коллекция окрашенных инталий из горного хрусталя работы Эрнеста и Мариуса Прадье, датирующихся приблизительно концом XIX в. 247 390. Золотой медальон с окрашенной инталией. Кон. XIX в. Типичный для украшений того времени сентиментальный сюжет. Подвески Многие из вышеупомянутых брошей были также снабжены петлей, позволявшей носить их как подвески (или др, однако самыми популярными в конце XIX века были подвески в форме креста и сердечка. Латинские кресты изготавливались не только с бриллиантами, но и с жемчугом, полудрагоценными камнями и т.д. Подвески и медальоны в форме сердечка, которые часто носили на ленточке, обычно полностью покрывали бриллиантами или половинками жемчужин и бриллиантами. Весьма модными были сердечки из зеленой, синей или красной эмали с узором из пересекающихся линий, с небольшим мотивом из жемчужин или бриллиантов по центру и такой же рамкой или. В подвесках воплощали свои идеи ювелиры - приверженцы стиля ар нуво и последователи движения Искусств и ремесел они создавали удивительные изделия с самоцветами и эмалью практически любых форм, которые только можно найти врасти тельном и животном мире или. Извилистые линии, характерные для ар нуво, встречаются ив менее новаторских подвесках в форме завитков с половинками жемчужин, оливинами, аметистами и бирюзой (ил. 384). Золотые медальоны были также популярны, как ив предыдущее десятилетие, однако они стали меньше и округлее, а в центре были обычно украшены монограммой или небольшим декоративным мотивом. В конце XIX века стало модным носить длинные цепочки с эмалью, прикрепляя к ним часы-подвески с такой же эмалью и, зачастую, самоцветами или) либо лорнет или. Золотая подвеска с эмалью, рубинами и бриллиантами. Ок. 1900. Обратите внимание на яркие цвета эмали. 394. Медальон в форме сердечка с рубинами и половинками жемчужин. Ок. 1900. 392. Подвеска с половинками жемчужин и бриллиантами в форме пары сердечек. Ок. 1880-1890. 393. Золотой медальон в форме сердечка полностью покрыт рубиновыми кабошонами. Ок. 1890. 395. Брошь-подвеска с жемчугом и эмалью, в центре пара сердечек из жемчуга и бриллиантов. Ок. 1890-1900. Характерная рамка из белой эмали с размещенными на равном расстоянии друг от друга золотыми точками. 248 396. Подвеска в форме раковины с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1890-1900. 397. Часы с цепочкой из золота с эмалью, мелким жемчугом и бриллиантами работы «Тиффани и К. Ок. 1900. Такие часы на цепочках были модными как в США, таки в Европе (особенно производства «Картье»), их обычно украшали бледно-голубой, фиолетовой или серой эмалью. Тонкие концентрические узоры в основании эмали напоминают о традициях вековой давности. 398. Ромбовидная подвеска с рубином, жемчугом, оливинами и бриллиантами работы Карло и Артура Джулиано. Ок. 1895. Возможно, это изделие специально было разработано в духе Джулиано-отца и его работ, выполненных в х, либо является частью старых запасов 399. Круглые часы-подвеска из золота с эмалью и бриллиантами. Ок. 1900. Подобные часы впервые появились именно в это время. 249 400. Подвеска из золота с эмалью работы Рене Лалика. Ок. 1900. 401. Коллекция украшений работы Карла Фаберже, датируемых концом XIX в, включает четыре экземпляра его знаменитых миниатюрных пасхальных яиц, являвшихся в России модными дорогим подарком на Пасху. 250 Браслеты Браслеты по-прежнему носили по нескольку штук, иногда по четыре на каждой руке. Модными оставались запястья, широкие и узкие. Широкие золотые запястья, украшенные жемчугом, бриллиантами и самоцветами, изготавливались в таких же больших количествах, как ив предыдущем десятилетии, и были в моде на протяжении х годов или. В х дамы предпочитали более узкие запястья с бриллиантами, сапфирами, изумрудами, жемчугом или опалами, или тонкие золотые окружности с кластером - цветком из драгоценных камней либо мотивом формы маркиза по центру или. Типичными для х годов были браслеты, состоящие из нескольких окружностей, с оборотной стороной из двух или трех тонких золотых полос, лицевая сторона украшалась кластером-цветком из драгоценных камней, который можно было отстегнуть и носить как брошь, либо мотивом подковы или сердечка (ил. 406). Еще одной новинкой х годов стали браслеты в виде золотой полосы с пересекающимися концами, украшенные цветочным или другим декоративным мотивом. Откидные браслеты со свободными концами, обхватывавшие руку, обычно изготавливались из переплетенного или гофрированного золота, а на концах украшались бусинами из золота или драгоценных камней. В конце XIX века в моду вошли браслеты-цепочки из 18-каратного либо 9-каратно- го золота, причем последние мог себе позволить приобрести даже малообеспеченный покупатель к ним прикреплялись либо подвеска в виде висячего замочка, либо целая коллекция брелоков, монеток и медальонов. Иногда звенья цепочки по центру украшались мелкой бирюзой или опалами. Для дневного ношения предназначались браслеты с узорчатыми звеньями и кластерами из мелких камней (ил. 403). Модными считались также браслеты со звеньями канатного плетения, по центру обычно украшенные мотивом картуш (ил. 402). С жемчужными и бархатными ошейниками принято было носить браслеты из нескольких рядов жемчуга с бриллиантовой застежкой либо бархатные ленточки с ажурными бриллиантовыми зажимами. 402. Браслет с рубином и бриллиантами. Ок. 1900. Канатное плетение бриллиантовых звеньев типично для этого времени. 403. Золотой браслет с мелким жемчугом, сапфирами и бриллиантами огранки роза. Кон. ХГХ в. 251 404. Золотой браслет с эмалью в этрусском стиле работы Гиацинто Мелилло. Ок. 1900. По качеству работы этот экземпляр и браслет (ил. 405) равны и даже превосходят свои древние оригиналы. 405. Золотой браслет в этрусском стиле работы Фазоли. Ок. 1900. 406. Откидное запястье с черным жемчугом, рубинами и бриллиантами. Ок. 1880-1890. 407. Откидное запястье из золота с бриллиантами и эмалью. Ок. 1880-1890. 408. Золотой браслет работы Ж. Десбазая (сына Луиса) в стиле ар нуво. Ок. 1890. Четыре пластины, отчеканенные медальером Вернье, символизируют искусства Музыку, Скульптуру, Живопись и Архитектуру. 252 409. Три браслета с драгоценными камнями. Ок. 1890 (снимок с увеличением. Шахматный узор на рубиновом и бриллиантовом браслетах менее типичен, чем цветочный, на браслете с сапфирами и бриллиантами. Проволочная конструкция внутренних частей браслетов типична для этого времени. 253 254 410. Золотой браслет с эмалью и самоцветами работы Карло и Артура Джулиано. Ок. 1900 (снимок выполнен с увеличением, чтобы рассмотреть работу и клеймо мастера на застежке. Двенадцать камней, использованных в изделии, перечислены в Книге Апокалипсиса они украшают врата небесного града Иерусалима. На снимке оборотной стороны хорошо видна скульптурная оправа. 411. Золотой браслет со стеклянной пастой и эмалью работы Рене Лалика. Ок. 1900-1905. Обратите внимание на инталии из стеклянной пасты с изображениями Цереры и на прозрачную зеленую эмаль с золотыми волокнами. 412. Два золотых запястья характерного дизайна, украшенных сапфирами и бриллиантами. Ок. 1880-1890. При покупке подобных изделий необходимо тщательно проверять, не являются ли сапфиры дублетами. Тройной золотой браслет - еще один пример популярного дизайна того времени. Ок. 1890. 413. Бриллиантовое запястье. Ок. 1880. Обратите внимание на конструкцию внутренней части браслета из уплощенных проволоки на ажурную галерею внешней части, выступающую по боками украшающую лицевую часть браслета. 256 414. Браслет с бирюзой и бриллиантами типичной проволочной конструкции. Ок. 1890. 415. Золотой браслет с сапфирами, половинками жемчужин и бриллиантами. Ок, 1880. 416. Коллекция золотых браслетов с различными камнями. Ок. 1890-1900. 257 417. Бриллиантовое кольцо в форме пары накладывающихся друг на друга сердечек. Ок. 1890. 421. Золотое кольцо с эмалью и оливином снимок с увеличением) работы Рене Лалика. Ок. 1900. 418. Кольцо с половинками жемчужин и бриллиантами снимок с увеличением) в форме пары сердечек, увенчанных бантом. Ок. 1890-1900. Кольца. Золотое кольцо с бриллиантом. Ок. 1900. Франция. Использование матового золота насыщенного оттенка характерно для французских драгоценностей. 420. Кольцо из пяти окружностей с рубинами, сапфирами, изумрудами и бриллиантами. Ок. 1890. Выступающие ободки вокруг цветных камней типичны для этого времени. Несмотря на то, что функции кольца не позволяют сильно разнообразить его форму, удерживая ювелиров в рамках традиционного дизайна, к концу XIX века и здесь появились новые мотивы. Самой успешной новацией х годов было кольцо с пересекающимися концами, украшенное двумя бриллиантами или бриллиантом и жемчужиной, или цветными драгоценными камнями, закрепленными на пересечении. Эти кольца, пережив некоторые изменения в дизайне, изготавливаются и посей день. Еще одной новинкой стали кольца из двух, трех, четырех и более частей (ил. 420), состоящие из золотых полос, соединенных на оборотной стороне, а на лицевой стороне украшенных драгоценными камнями или кластерами камней. Сердечки и пары сердечек, увенчанные короной или бантом из самоцветов в бриллиантовой рамке на тонком золотом обруче, также впервые появились в х годах, хотя зародился подобный дизайн еще в XIX веке или. В конце XIX века популярными стали кольца с солитером широкие золотые оправы сменились тонкими обручами и незаметными креплениями. Во Франции в моде были массивные золотые кольца со скульптурными мотивами, часто в стиле ар нуво 422. Два кольца - с полуокружностями и одно - с одиночным камнем и складчатым ободком, все типичны для конца XIX в. 423. Кольцо с мотивом маркиза из золота с синей эмалью, мелким жемчугом и бриллиантами. Кон. XIX в. При покупке подобных колец важно не ошибиться, перепутав их с прототипами конца XVIII в. 424. Золотое кольцо с сапфиром со звездчатым шелком работы Рене Лалика. Ок. 1900. На оправе - две отлитые с низким рельефом фигуры обнаженных девушек. 258 или. Ювелиры, работавшие в этом стиле, приспосабливали растительные и цветочные мотивы, а также женские образы к традиционной форме кольца или. Кольца с полуокружностями, маркизами и кластерами, а также с цыганскими креплениями, по-прежнему пользовались спросом или, равно как и золотые кольца-змеи с глазами из самоцветов и кольца в форме ремня с пряжкой. Пряжки из ас те ж к и В конце XIX века в моду вошли широкие пояса их принято было носить с крупными пряжками в форме листьев и цветов из извилистых линий, характерных для ар нуво, в более строгих и геометрических границах. Застежка, часто из окисленного серебра или покрытая эмалью с полудрагоценными кабошонами, стала излюбленным аксессуаром последовательниц движения Искусств и ремесел или. Модными считались также пояса из серебра с эмалью и самоцветами (ил. 433). 425. Пряжка-застежка для плаща из серебра с эмалью и аметистами, 426. Золотая пряжка с бриллиантами, опалами цизайн СР. Эшби для Гильдии Ремесел. Оки эмалью работы Рене Лалика. Ок. 1900. 427. Мужской набор из золотых запонок и пуговиц с эмалью. Ок. 1900. 428. Две пары золотых запонок с эмалью и самоцветами. Ок. 1900. 429. Пара золотых запонок с эмалью с изображениями четырех пороков. Ок. 1900. 430. Любопытная коллекция золотых и самоцветных булавок для галстука. Кон. XIX в. 431. Золотой лорнет с барочными жемчужинами. Ок. 1890. Лорнеты было принято носить на длинных цепочках. Карманов на платьях в то время практически не делали. 432. Лорнет с бриллиантами. Ок. 1900. 260 433. Пояс из серебра с эмалью работы Либерти и К. Ок. 1905. 261 ГЛАВА ШЕСТАЯ С 1 9 0 0 ПО ГОД Франсуа Фламенг. Королева Александра. 1908. Коллекция королевской семьи. Воспроизводится с любезного согласия Ее Величества королевы. опреки ожиданиям, 1900 год не принес сколько-нибудь значительных перемен в социальной, политической и художественной сферах. Влияние XIX века продолжалось еще более десятилетия, и только после начала Первой мировой войны в 1914 году и Октябрьской революции 1917 года в России, Европа и Америка наконец-то ощутили, что пришел новый век. Первое десятилетие XX века в Европе прошло словно на едином дыхании Англия еще не видела подобного процветания, а ювелирные изделия там приобретались в беспрецедентных количествах. С началом войны прекратились официальные приемы и роскошные балы, а драгоценности оказались заперты в сейфах до лучших времен или проданы, чтобы обеспечить выживание своим владельцам. Вовремя войны украшения практически не производились, а ювелиры работали на нужды государства или уходили на фронт. Драгоценные металлы стали недоступны, в большинстве стран золотые украшения передавались владельцами государству на финансирование военных действий. Пророческое высказывание лорда Грея 1914 года Огни горят по всей Европе напоминало еще и о бунзеновских горелках, полыхавших в ювелирных мастерских Бирмингема. В первом десятилетии XX века ненадолго расцвели и увяли новые направления в искусстве, начавшиеся в конце XIX века, в частности, ар нуво и движение Искусств и ремесел. Археологические украшения, которые производили Карло и Артур Джулиано вплоть до 1914 года, мало чем отличались от работ х годов. Фаберже продолжал производство утонченных изделий с эмалью. Полумесяцы и звезды, типичные для х, по-прежнему были в моде. Новые направления в дизайне, безусловно, появлялись, однако они не порывали с традициями, а, наоборот, возвращались к старым темам. Для изделий в эдвардиан- ском и прочих современных ему направлениях ювелирного искусства, отличных отар нуво, характерны были легкость и тонкость, почерпнутые извека. Стиль Людовика XVI сего картушами и прочими мотивами в духе рококо был неисчерпаемым источником вдохновения для ювелиров, чуждых крайностей ар нуво, но ценивших его извилистые линии и формы (или т.д.). Основоположником стиля гирлянды стал Луи Картье, призывавший своих дизайнеров изучать книги XVIII века в поисках оригинальных узоров и бродить по улицам Парижа, зарисовывая детали архитектурных сооружений того времени. Гирлянды, лавровые венки, банты, кисточки и кружево были среди его любимых художественных средств. Клиентура Дома «Картье», именитая, аристократическая ив первую очередь богатая, по обе стороны Атлантики с удовольствием приобретала его изысканные, тонкие, изящные и невесомые изделия ошейники, украшения для корсажа, подвески и тиары (ил. 434). Легкость и тонкость изделий начала XX века были бы невозможны, не начни ювелиры использовать платину. Платина изредка встречается в изделиях XIX века, однако именно вначале она получила постоянную прописку в ювелирных мастерских. Относительная мягкость серебра заставляла ювелиров увеличивать массу оправы, дублируя ее золотом, чтобы сделать прочнее и избежать черных следов от серебра на коже и одежде. В результате украшения становились тяжелыми, массивными, неудобными вноске при больших размерах и тускнеющими стечением времени. Прочность и твердость платины позволяли мастерам сократить массу металла в оправе до минимума, кроме того, больше можно было не опасаться, что изделие потускнеет ил. 436). Прочность платины давала возможность с помощью специальной пилы превращать ее в удивительные изделия с кружевными или геометрическими узорами. Круглые платиновые пластины, обработанные подобным способом, становились основанием для подвесок и брошей с бриллиантовыми узорами из цветов и гирлянд или. Стиль гирлянды сказался на изделиях практически всех ювелирных домов начала века. Жорж Фуке обратился к фестонами гирляндам, кружеву и оправам с грануляцией, оставив эксперименты в стиле ар нуво (ил. 449). Анри Веве сочетал извилистые линии ар нуво с фантазийными узорами в духе XVIII века. Лаклош, Бушерон, Шоме и Меллерио также последовали за этой модой (ил. 444). Картье, в 1902 и 1909 годах соответственно, открыл магазины в Лондоне и Нью- Йорке, сделав свои произведения в стиле гирлянды, уже прославившиеся по всему миру, доступными для состоятельных американских и английских клиентов из королевских семей, аристократов, биржевиков, коммерсантов и представителей мира искусства. Тонкость и отличное качество его изделий как нельзя лучше подходили к платьям, модным вначале века. Законодателями в области высокой моды в Париже были братья Ворт, одевавшие дам в шелка пастельных тонов лиловые, розовые, желтые, фиолетовые, палевые и голубые. Жемчужные и бриллиантовые украшения для корсажа с изящными ажурными узорами, ошейники и длинные сотуары, лишь изредка оживляемые аметистами или бирюзой, отлично дополняли змеящиеся линии таких платьев. Когда примерно в 1910 году в моду вошло сочетание черного и белого, украшения с бриллиантами, ониксом и черной эмалью в стиле гирлянды оказались на пике популярности, вместе с бриллиантовыми изделиями, приколотыми на черные ленточки из муара или бархата (ил. 481). Украшения с черно-белыми эмалями стали достойной альтернативой сумрачным траурным украшениям XVIII века. Сдержанные и незаметные, но одновременно элегантные и модные, они годились как для повседневной носки, таки для периодов строгого и обычного траура, поскольку правила этикета - после строгостей викторианского периода в Англии и Второй империи во Франции - становились все более гибкими. Однако и монохромные изделия из платины и бриллиантов, а также стиль гирлянды были позабыты после того, как в Париже и Лондоне выступил Дягилевский русский балет. Первое представление «Шахерезады» в 1910 году в Париже стало сенсацией для публики и критиков благодаря роскошным ярким костюмами декорациями вихрям отточенных движений исполнителей. Костюмы, придуманные Бакстом, напоминавшие разноцветные богатые наряды обитателей султанского гарема, и декорации в ярких оранжевых, карминных, пунцовых, синих, изумрудных и золотых тонах произвели на парижан столь сильное впечатление, что кутюрье немедленно обратились к восточным мотивам. Поль Пуаре создал коллекцию нарядов в турецком стиле с шароварами, украшенными кисточками, и тюрбанами, увенчанными плюмажем. В ювелирное искусство ориентальные мотивы пришли в виде цветков лотоса, резных арок, павлиньих перьев и стилизованных минаретов (ил. 487). Кисточки и плюмажи находились на пике моды, а цветные драгоценные камни вернулись в произведения знаменитых ювелиров. Картье прославился своими хроматическими экспериментами, вошедшими в моду в х годах, он успешно сочетал сапфиры и изумруды, сапфиры и нефриты, а также резной горный хрусталь и ограненные драгоценные камни. Влияние, которое Пуаре оказал на ювелирное искусство, не ограничивалось восточными мотивами. Он первым отказался от тесных корсетов и заменил их мягкими и удобными лифами из плиссированного шелка платья шились с высокой талией, плавным силуэтом, а грудь подчеркивалась проходившей под лифом лентой или шнурком. Акцент делался на прямые вертикальные линии, и ювелирные изделия следовало приспособить к новому силуэту. На смену украшениям для корсажа пришли эполеты, прикалывавшиеся на плечо. Короткие ожерелья и ошейники уступили дорогу длинным цепочками сотуарам. Еще одним источником вдохновения стал Египет. Недавние археологические открытия Эдварда Айртона в Фебе и сэра Флиндерса Петри в Лауне породили новую волну интереса к эпохе фараонов, дважды проявлявшийся в ювелирном искусстве на протяжении XIX века ив х годах, когда была обнаружена гробница Тутанхамона. В веселые и жизнерадостные первые годы XX века украшения носили в изобилии. Ошейники надевались вместе с сотуарами и нитями жемчуга, браслеты - на каждую руку, кольца - практически на каждый палец. Тиары, бандо и плюмажи украшали вечерние прически для театра и торжественных мероприятий. Несмотря на свою любовь к жемчугами бриллиантам, дамы эдвардианской эпохи никогда не переходили разумных пределов, как это делали их предшественницы в эпоху Викторианскую, полностью надевая на себя содержимое шкатулок с драгоценностями. Для дневного ношения, как ив веке, предназначались украшения с обыденными и спортивными мотивами. Продолжалось производство брошей-пе рекладин и амулетов. Нововведением были броши с изображениями аэроплана или автомобиля в больших количествах изготавливались украшения, посвященные яхтам, очевидно, вследствие увлечения этим спортом принца Уэльского и германского императора Вильгельма (ил. 365). В память о коронации короля Эдуарда VII в 1902 году, были выпущены очаровательные крошечные броши с изящной эмалью и самоцветами (ил. 454). Среди самых популярных в эдвардианский период камней были аметист и оливин их интенсивная, но нежная окраска отлично подходила для изделий в стиле гирлянды. Также для этого периода характерно использование бирюзы, бледно-синих сапфиров из Монтаны, оранжевых огненных опалов из Мексики, черных опалов из Австралии и демантоидных гранатов с Урала, в сочетании с мелким жемчугом и бриллиантами или. Огранки, традиционные для XIX века - бриллиантовая, роза, груша и кабошон, - отчасти ограничивали фантазию ювелиров. Впервые годы XX века гранильщики стали применять новые виды огранки, лучше удовлетворяющие требования ориентального стиля и стиля гирлянды. Уже в Викторианскую эпоху появлялись изделия, камни для которых гранились специально, калибровались, однако тогда это касалось, в основном, бирюзы, кораллов и полудрагоценных камней. Теперь же рубины, изумруды, сапфиры и аметисты также подвергались калиброванной огранке и использовались наряду с бриллиантами в форме багета, трапеции, треугольника и маркизы или. Подвижные элементы широко использовались в изделиях стиля гирлянды подвешенные между зубцами тиары или в центре кулона, они добавляли движения в изделия строгого дизайна (ил. 493). Кабошоны были модными в XIX веке и использовались в археологических украшениях и изделиях стилей ар нуво и мастеров движения Искусств и ремесел. Такая огранка обычно применялась для полудрагоценных камней и драгоценных, но низкого качества и небольшого размера. В новом веке кабошоном стали гранить все большее количество цветных драгоценных камней. 265 Развязавшаяся война положила внезапный и печальный конец жизнерадостными беззаботным временам начала XX века. Весь уклад жизни перевернулся больше не было балов, куда требовалось надевать драгоценности, и они оказались заперты всей фах или распроданы. Драгоценные металлы стали редки, платина, используемая в военной промышленности, вообще исчезла с рынка в Англии правительство наложило официальный запрет на торговлю этим металлом. Те редкие украшения, что изготавливались вовремя войны, воплощали, в основном, батальные мотивы это были военные самолеты, танки, субмарины, талисманы и амулеты, а также броши с дорогими именами иногда из золота с бриллиантами, чаще - из серебра или цветных металлов. Картье выпускал привлекательные бриллиантовые броши и подвески, представлявшие собой миниатюрные копии пушек и боевых аэропланов. Тиары Тиары являлись, пожалуй, самым типичным украшением начала XX века. Будучи необходимы для официальных приемов и пышных торжеств, они пользовались постоянным спросом у представителей высших слоев общества, для которых служили символом роскоши, процветания и стиля. Впервые годы XX века бриллиантовые тиары выполнялись, в основном, в форме крыльев, также они состояли из пяти - семи мотивов в форме звезды или кластера- цветка, либо повторяли ланцетовидный дизайн русской императорской тиары конца XIX века или. Бриллиантовая тиара работы Картье. 1911. Выразительный образец стиля гирлянды. 266 435. Бриллиантовое ожерелье-тиара. Ок. 1900-1905. Обратите внимание на дорожку из листьев в основании изделия и изящные банты. Среди новинок наибольшей популярностью пользовалась тиара в форме меандра, то есть ленты из геометрических элементов в греческом стиле. Стилизованные листья лавра и аканта служили декоративным мотивом для строгих тиар в виде бандо. Тиары с растительными мотивами по-прежнему пользовались спросом в стиле гирлянды изготавливались тиары петельчатой и фестончатой форм с подвесками из жемчуга, подвижными элементами и панделоками, одновременно изящными и эффектными или. В 1910 году в Париже тиары вышли из моды. Вскоре после этого от них отказались ив Нью-Йорке, а вот в Лондоне, сего неизменно строгими правилами придворного этикета, тиары по-прежнему изготавливались и надевались. На место тиар пришли бандо: украшения в форме простой ленты, которые нужно было носить непосредственно надо лбом, - они лучше тиар подходили к простым прямым линиям новых туалетов, кроме того, они проще крепились - с помощью ленточки, завязывающейся на затылке (ил. 437). Мотивы для таких украшений ювелиры черпали в стиле гирлянды. Поль Пуаре предлагал модницам надевать бандо с отстегивающимся вертикальным элементом по центру, обычно это была крупная каплевидная жемчужина или драгоценный камень огранки груша. Менее строгие бандо представляли собой полоски тюля или кружева, по цвету подходящие к наряду, с бриллиантовым зажимом или пряжкой. Плюмажи, уже входившие в моду в х годах, стали обязательными спутниками туалетов, сшитых у братьев Ворт или у Пуаре. До 1910 года самым распространенным мотивом для плюмажей были растительные элементы листья, цветы и пшеничные 267 436. Бриллиантовое украшение для волос, полностью платиновая оправа. Германия. Ок. 1910. Кг. платина использовалась в изделиях с бриллиантами чаще, чем золото и серебро. 437. Бриллиантовое бандо- браслет в форме кружева. Ок. 1910. К этому времени бандо стали наиболее модной альтернативой тиары, поскольку их удобнее носить и можно использовать также в качестве браслетов, ошейников, брошей и т.д. колосья. Однако гастроли Русского балета предоставили ювелирам новый источник вдохновения теперь на плюмажах появились персидские листья, китайские гонги, цветки лотоса, папирусы и индийские сарпеши - традиционные орнаменты тюрбанов - из драгоценных камней в сочетании с перьями редких экзотических птиц. Плюмажи из перьев белой цапли, скрепленных бриллиантовым мотивом крыльев, впервые появившиеся в х, в 1910 году достигли пика популярности. Постепенно выходил из моды обычай носить броши в волосах, однако броши-по лумесяцы, прикрепленные к шпилькам, носились вплоть до начала Первой мировой войны, часто в сочетании с перьями. Парю р ы Тенденция к исчезновению полных комплектов украшений, начавшаяся в конце XIX века, развивалась ив. Вместо парюр стало модным сочетать жемчужные ожерелья с бриллиантовыми браслетами и серьгами, необязательно одинаковыми поди зайну, однако в едином стиле парюры же практически исчезли из ассортимента крупных ювелирных домов. Они вернулись в него только в х годах, а в х снова стали модными. Серьги Бриллиантовые серьги-гвоздики пользовались популярностью в первом десятилетии XX века, однако после нововведений в женском костюме, предложенных Пуаре, на пике моды оказались серьги с изящными подвесками в стиле гирлянды, дополнявшие изящные платья из кисеи и кружев. |