Ювелирное искусство. Справочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery
Скачать 16.31 Mb.
|
268 Парюры Тенденция к исчезновению полных комплектов украшений, начавшаяся в конце XIX века, развивалась ив. Вместо парюр стало модным сочетать жемчужные ожерелья с бриллиантовыми браслетами и серьгами, необязательно одинаковыми поди зайну, однако в едином стиле парюры же практически исчезли из ассортимента крупных ювелирных домов. Они вернулись в него только в х годах, а в х снова стали модными. 438. Бриллиантовая тиара. Ок. 1900-1905. Большим успехом пользовались серьги в виде гирлянд из мелких бриллиантовых листьев с подвижным центральным элементом из крупного бриллианта или цветного камня, атак же серьги с подвижным элементом из бриллианта, аквамарина или изумруда нац е почке избр илл и ан тов в оправе с грануляцией или. Еще одной распространенной формой для висячих серег был каскад из небольших стилизованных кистевидных элементов (ил. 441). 439. Пара бриллиантовых висячих серег. Ок. 1910. 440. Пара висячих серег с бриллиантами и изумрудами. Ок. 1905-1910. Длинные висячие серьги вновь вошли в модус началом нового века. 441. Пара бриллиантовых висячих серег. Ок. 1910. Нехарактерная форма подвесок, сужающихся книзу. 269 442. Золотое ожерелье с жемчугом, бирюзой и бриллиантами работы Шоме и браслет. 1906. Несмотря на то, что к этому времени платина стала любимым материалом ювелиров, работавших в стиле гирлянды, достаточно часто встречаются изделия с задней частью из золота и передней - из платины либо подобных этому, в которых золото по-прежнему доминирует, дабы удовлетворять вкусам более традиционно настроенных покупателей. Обратите внимание на прелестный футляр ожерелья, открывающийся подобно платяному шкафу. Ожерелья Ошейники, впервые появившиеся в конце XIX века и ставшие модными с легкой руки принцессы Уэльской, были самым популярным шейным украшением вплоть до начала Первой мировой войны. Чаще всего это были бриллиантовые кружева с мотивами в стиле гирлянды, их украшали фестонами со стилизованными листьями и цветами, а носить их было модно на черной шелковой или бархатной ленте, подчеркивавшей изящество ажурных узоров. Жемчужные ошейники стали еще шире, чем в конце XIX века количество рядов в них порой доходило до двадцати, а скрепляли их вместе бриллиантовые пластины ил. 443). К ним обычно надевали жемчужные нити, оставлявшие область декольте свободной для самых широких ошейников. Сотуары былине менее популярны. Самые дорогие выполнялись в форме длинных ленточек из переплетенных звеньев с мелким жемчугом или бриллиантами, скис точками или бахромой на концах. Кисточки часто заменяла круглая или восьмиугольная подвеска с ажурными геометрическими или цветочными узорами в стиле гирлянды, украшенная бриллиантами или. Менее дорогие сотуары представляли собой длинные золотые цепочки из звеньев разной формы и плетения, в интервалах украшенные мелким жемчугом, бирюзой, 270 миссисипским жемчугом в оплетке из золотой проволоки или из эмалевых прямоугольников, перемежающихся жемчугом. Их носили в два-три оборота вокруг шеи, прикалывали к юбкам, фестонами закрепляли на талии - также, как длинные цепочки в XIX веке. Сотуары из перевитых жемчужных нитей с бриллиантовыми навершиями на кисточках просто обвязывали вокруг талии (ил. 451). Весьма привлекательно выглядели сотуары в виде длинных цепей из бриллиантов или разноцветных драгоценных камней в очковой оправе (ободке из тонкой золотой или платиновой проволоки, похожей на оправу очков, ил. 453). В моде были сотуары из ониксовых и коралловых бусин. Сотуар как нельзя лучше подходил к новому вертикальному силуэту, поэтому именно он стал самым распространенным шейным украшением х годов. В е годы возникла особая форма ожерелья, «лавальер», представлявшая собой простую цепочку с грушевидной подвеской или жемчужиной-каплей. Вариантом такого украшения была подвеска «Эдна Мэй», названная в честь знаменитой американской актрисы она состояла из простого камня в оправе-ободке или кластера, прикрепленного к меньшему камню простой петлей, на короткой тонкой цепочке. Более сложной по дизайну была подвеска-«неглиже»: верхнее звено с драгоценными камнями и две капли, подвешенные к нему на цепочках разной длины или. Среди прочих модных шейных украшений были тонкие короткие цепочки, часто ожерелья строгого дизайна полностью подчинялись законам стиля и выполнялись в форме изящных гирлянд, соединенных бантами (ил. 444). 443. Ошейник из жемчуга с бриллиантами. Ок. 1910. Ожерелья такой формы оставались модными вплоть до начала Первой мировой войны. 271 444. Бриллиантовое ожерелье работы Лаклоша. Ок. 1910. Превосходный образец стиля гирлянды. 445. Бриллиантовое ожерелье. Ок. 1910. Желтый, или канареечный, бриллиант в центре подвески добыт, скорее всего, в Южной Африке, ив то время являлся в некотором роде диковиной. 273 447. Две подвески-«неглиже» на цепочках, одна - с барочной жемчужиной и бриллиантами, другая - с изумрудами и бриллиантами. Ок. 1905-1910. 446. Бриллиантовая подвеска-«неглиже». на цепочке. Характерный для того времени орнамент неглиже представлял собой две каплевидные подвески, обычно с драгоценными камнями, на цепочках разной длины. 448. Бриллиантовые ожерелье и подвеска, стиль гирлянды, оправа из платины. Ок. 1905. 274 449. Сотуар из мелкого жемчуга с бриллиантами и подвеска в форме розетки работы Жоржа Фуке. Ок. 1905. Сотуары в то время делались либо в виде полос сплетением из мелкого жемчуга, как в этом случае, либо в виде перевитых жемчужных нитей, как на ил. 451. 450. Подвеска с жемчугом и бриллиантами на цепочке. Ок. 1905-1910. 451. Сотуар из мелкого жемчуга с бриллиантами. Ок. 1900-1910. 452. Фотография Мари Тампест, выполнена Лори Чарлз. Ок. 1900. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 453. Бриллиантовый сотуар из камней огранки подушка в очковой оправе. 276 454. Памятная брошь с эмалью, демантоидными гранатами и бриллиантами, выпущена в честь коронации Эдуарда VII. 1902. 455. Удивительная брошь с рубинами и бриллиантами в форме бабочки-парусника. Ок. 1900-1905. Обратите внимание на калиброванную огранку рубинов, выполненную специально подданное изделие, что было невозможно в XIX в. Броши Для первого десятилетия века были типичны украшения для корсажа - крупные броши, которые пришивали непосредственно к платью. Мотивы для них выбирались из арсенала стиляги р ля н д ы : листья аканта, лавровые венки, банты, абстрактные ажурные решетки (ил. 488). Когда же в 1910 году корсаж перестал быть частью женского наряда, такие украшения стало некуда крепить, поэтому их переделали в более компактные. Как ив последние годы XIX века, вплоть до 1910 года модно было носить помногу мелких брошей. Самыми популярными были броши с эмалью в виде роз, ромашек, примул, кувшинок с бриллиантовыми серединками и анютиных глазок с бархатными лепестками в рамке из мелких бриллиантов. Броши и броши-подвески в стиле гирлянды выполнялись в форме венков и фестонов из бриллиантов в оправе с грануляцией, окружающих крупные цветные камни, часто увенчанных мотивом банта или. Прямоугольные пластины им от ивы картуш, часто ажурные, решетчатые, украшенные бриллиантовыми гирляндами, былина ибо лее типичны для этого периода или. По- прежнему пользовались спросом броши-перекладины с различными декоративными мотивами или одиночным алмазом бриллиантовой огранки по центру. Большинство брошей были ажурными, полностью усыпанными бриллиантами, либо украшенными камнями во праве с грануляцией (ил. 479). Входили в моду броши в виде простой линии калиброванных цветных камней или бриллиантов во праве с грануляцией, по размеру градуированных отце н т р а или. Броши- банты могли быть полностью узорными и усыпанными бриллиантами либо состоять из черного бархата в бриллиантовом обрамлении или. По-прежнему носились спортивные и обыденные броши, арсенал их мотивов пополнился обезьянками-акробатами, автомобильными колесами, аэропланами, теннисными ракетками и тому подобным. Удивительный сотуар с отстегивающейся подвеской с аквамарином, жемчугом и бриллиантами. Ок. 1905. В наше время аквамарин зеленого цвета наверняка подвергся бы искусственной обработке. Зеленый цвет этого исключительного камня весом более 150 карат как нельзя лучше подходит для данного украшения. 277 457. Брошь с барочной жемчужиной и бриллиантами в виде насекомого с развернутыми крыльями. Ок. 1910. Платиновая оправа позволяет точно определить дату изготовления. 458. Брошь с камеей из лунного камня и бриллиантами. Ок. 1905. 459. Брошь со шри-ланкийским сапфиром и бриллиантами. Ок. 1905. 460. Брошь-подвеска со шпинелем и бриллиантами. Ок. 1905. Красный шпинель, несмотря на свою красоту, редко встречается в ювелирных изделиях его стоимость никак не отражает его редкости. 461. Брошь-подвеска с огненным опалом и бриллиантами. Ок. 1905-1910. Несмотря на то, что добыча огненных опалов в Мексике началась еще в х годах, в изделиях европейских ювелиров они появились только вначале в. 462. Бриллиантовая брошь в форме банта с подвижными подвесками. Ок. 1910. Обратите внимание на бриллианты огранки маркиза, приобретшие популярность к этому времени. Может показаться, что на большей подвеске недостает нескольких камней, на самом деле это позволяет меньшей подвеске перекрывать ее. В отличие от цельных бантов, изготовленных в XIX в, вначале их стали делать из нескольких элементов, скрепленных между собой. 278 463. Современная копия эдвардианской бриллиантовой броши, на снимке оборотной стороны заметны грубо просверленные отверстия в оправе и шарниры низкого качества. Бриллиантовая и восьмигранная огранка камней выдает дату изготовления. В конце XDC века популярными мотивами для небольших брошей были сердечки, пары сердечек, крылья, овалы из красной, синей или зеленой эмали с узором из пересекающихся линий, украшенные бриллиантами и обрамленные жемчужинами или. Как ив х, в первом десятилетии XX века популярны были броши в форме животных и насекомых или. Бриллиантовая брошь в форме неподвижного банта. Ок. 1910. 465. Бриллиантовый бант с подвижными подвесками. Ок. 1910. Обратите внимание на то, что крупные бриллианты вставлены в оправы с грануляцией. 279 466. Современная брошь-бант. Поскольку вначале в. такая брошь наверняка была бы выполнена из платины, оправа из желтого золота говорит в пользу того, что этот образец является искусной имитацией. 467. Бриллиантовая брошь в форме строгого банта, украшенная черным бархатом. Ок. 1910. 468. Бриллиантовая брошь с мотивами банта и гирлянды, оправа из платины. Ок. 1910. 469. Брошь-розетка с рубинами и бриллиантами. Ок. 1910. Несмотря на то, что основная часть оправы выполнена из платины, рубины, ограненные специально под это изделие, вставлены в золотую оправу. 470. Брошь-розетка с аметистами и бриллиантами, еще один пример того, как камни специально калибровались под изделие. Ок. 1910. 471. Качественная современная брошь с сапфирами и бриллиантами в эдвардианском стиле, сделана в Таиланде. Обратите внимание на современную огранку бриллиантов. 472. Брошь с аквамарином и бриллиантами. Ок. 1910. 280 473. Бриллиантовая брошь в виде ажурной решетки, напоминающей вышивку узелками. Ок. 1910. Обратите внимание на грануляцию оправ всех камней и огранку многих из них розой. Прочность платины позволяла выполнять изделия с таким тонким дизайном. Зачастую подобные броши и подвески снабжались отстегивающейся подложкой с эмалью на рифленом основании. 474. Бриллиантовая брошь в виде круглой пластины. Ок. 1910. 475. Брошь-пластина с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1910. Листья и цветы прикреплены поверх изделия, что значительно снижает его стоимость. 476. Бриллиантовая брошь-пластина работы Бушерона. Ок. 1910, Париж. Несмотря на выраженное влияние древнегреческих мотивов, по духу это изделие ближе к Русскому балету Дягилева». 477. Брошь-подвеска с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1915. Строго геометрический ажур крестообразной формы в сочетании с концентрическими окружностями предвосхищает стиль следующего десятилетия ар деко. 478. Брошь с сапфирами, жемчугом и бриллиантами. Ок. 1910. Немного необычный ромбовидный дизайн. Читателю необходимо помнить, что из-за быстрого роста цен производство подделок в этом стиле стало экономически выгодным. 479. Овальная брошь-пластина с рубинами и бриллиантами. Ок. 1910-1920. По дизайну эта брошь приближается кар деко сего ригид ными контурами. Обратите внимание на то, что практически вся оправа покрыта грануляцией. 281 481. Брошь-подвеска с жемчугом, черной эмалью и бриллиантами. Ок. 1910. Хотя ажурный узор в виде сот был типичен, нехарактерно его нанесение на черную эмаль. 482. Брошь с жемчугом, бирюзой и бриллиантами, все еще с заметным влиянием ар нуво. Ок. 1905. 480. Брошь в виде кружевного банта из платины с бриллиантами с ажурными растительными узорами. Ок. 1910. Растительные узоры, выгравированные на обороте цветов и листьев, и шарниры, на которых нижняя часть банта прикреплена к верхней, привносят в изделие подвижность. 483. Брошь с жемчугом, лунным камнем и бриллиантами. Ок. 1910. 484. Брошь-перекладина с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1910. Обратите внимание на калиброванную огранку сапфиров. 485. Булавка с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1910-1915. 486. Брошь-перекладина с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1910. 282 487. Удивительное украшение для корсажа с жемчугом и бриллиантами, с ориентальным уклоном в дизайне. Ок. 1910. 488. Массивное украшение для корсажа с сапфирами и бриллиантами работы Шоме. Ок. 1910. Сапфиры, скорее всего, добыты в Монтане (новая шахта, США, их использование характерно для изделий эдвардиан- ской эпохи. 489. Две броши-перекла дины, одна - с рубинами и бриллиантами, вторая - с жемчугом, сапфирами и бриллиантами. Обе нач. XX в. 490. Длинная брошь-пе рекладина с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1905. 283 491. Подвеска в стиле гирлянды из платины с бриллиантами работы Фрилэн- дера, выдающийся образец. Ок. 1905. Изделие, относимое к наследию этого прославленного берлинского ювелира, не подписано. Когда на самом изделии нет клейма мастера, оригинальные счета и футляры с символикой фирмы- продавца помогают установить авторство изделия. 493. Отличная подвеска с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1910. Обратите внимание на сапфиры, ограненные специально под это изделие, и на подвижную бриллиантовую подвеску в центре. Подвески Самыми характерными для начала XX века были подвески в виде круглых ажурных решетчатых пластин с узорами из бантов, цветочных гирлянд или с геометрическими мотивами из бриллиантов в оправе с грануляцией ил. 494). Часто такие подвески снабжались подложкой из эмали с рифленым основанием нежных розовых, фиолетовых, салатных и голубых цветов, модных в одежде, а носили их на длинных цепочках с трубчатыми звеньями, также украшенными эмалью. Гирлянды и банты встречались и на подвесках ромбовидных и фанта зийных форм или. Корпуса подвесных часиков также украшались эмалью с рифленым основанием, поверх которой шла решетка из мелких бриллиантов (ил. 496). Типичны были и подвески в форме ромба или измененного треугольника, полностью ажурные и усыпанные бриллиантами, напоминающие сложенные носовые платки, которые таки называли - платочными подвесками ил. 485). Недорогие подвески украшали золотые завитки и листья, мелкий жемчуг, аметисты, бирюза, оливины. Во многих подвесках того времени по-преж нему прослеживается влияние стиля ар нуво (ил. 482). 284 492. Бриллиантовая подвеска. Ок. 1910. 494. Овальная подвеска-пластина с бриллиантами. Ок. 1905-1910. Обратите внимание на ажурные листья в узоре и грануляцию на оправе цветных бриллиантов. 495. Бриллиантовая подвеска с верхней частью-креплением для броши работы Лаклоша. Ок. 1910. 496. Часы-подвеска с жемчугом, эмалью и бриллиантами. Ок. 1910. На черно-белой фотографии можно увидеть оборотную сторону изделия. Часы, наручные и подвесные Первые женские наручные часы были выпущены Домом «Картье» в конце х годов, однако лишь в 1910 году их стали носить повсеместно. Их небольшие прямоугольные, овальные или восьмиугольные корпуса по контуру стекла полностью усыпали бриллиантами, а ремешками служили черные муаровые ленточки. Дом «Картье» производил также восхитительные экземпляры с браслетами из нескольких рядов мелкого жемчуга с бриллиантами (ил. 633). Одновременно выпускались и подвесные часы прямоугольной или овальной формы, часто в ориентальном стиле, с ониксом и бриллиантами, их носили на сотуарах, а также черных шнурках или шелковых ленточках. 285 497. Бриллиантовый браслет в стиле гирлянды. Ок. 1905. Браслеты Отошла викторианская мода на многочисленные браслеты и запястья, теперь браслеты носили по одному, обычно на каждой руке. Они стали тоньше, чем в XIX веке, часто их украшала лишь полоска из калиброванных камней или несколько рядов контрастных самоцветов - собственно говоря, эта форма браслета осталась самой распространенной и посей день. Набирали популярность браслеты, спереди состоящие из ряда декоративных элементов с самоцветами либо с продольным ажурным элементом и с задней частью в виде цепочки из шарнирных звеньев или. Такие браслеты можно было надевать на руку любого размера, кроме того, они стоили дешевле, чем полностью усыпанные камнями. Тонкие запястья, распространенные в XIX веке, по-прежнему оставались модными, обычно спереди их украшала полуокружность из бриллиантов, уменьшающихся в размере от центра, часто в сочетании с цветными камнями. Встречались и браслеты с модными мотивами гирлянды или банта (ил. 497). 498. Бриллиантовый браслет с задней частью из шарнирных звеньев. Ок. 1910. В это время производилось большое количество браслетов подобного дизайна. 499. Бриллиантовый браслет с задней частью в виде цепочки. Ок. 1910-1920. Узор на передней части предвосхищает геометрические мотивы х. 286 500. Кольцо с рубинами и бриллиантами. Ок. 1910. 501. Кольцо с отличным черным опалом и бриллиантами. Ок. 1910. Опал демонстрирует потрясающую игру цвета, скорее всего, он добыт из месторождения Байт Клиффс в Новом Южном Уэльсе, Австралия. 502. Кольцо с изумрудами и бриллиантами. Ок. 1910. Необычный пример - высокое качество сквозной резьбы делает такое кольцо хрупким вноске. Кольца Колец носили помногу, часто на каждом пальце. В моде по-прежнему были кольца-по луокружности с бриллиантами или с бриллиантами в комбинации с цветными камнями, несли шк ом вычурные и удобные вноске. Как ив последнем десятилетии ХГХ века, продолжался выпуск колец со дни м бриллиантом и полностью усыпанных камнями. Чуть позже началось производство колец с ажурными круглыми, прямоугольными, овальными пластинами и маркизами, полностью усыпанными драгоценными камнями, на тонких ободках (ил. 502). Типичными для этого периода являются кольца с бриллиантом овальной, круглой огранки или маркизой в рамке из калиброванных камней контрастного цвета либо кольца с цветным драгоценным камнем в рамке избр илл и ан тов с гранулированной оправой или. Мотивы сердечек и бантов, характерные для стиля гирлянды, использовались ив дизайне колец (ил. 503). Огромным спросом пользовались кольца с цветным камнем огранки груша в бриллиантовой рамке в форме сердечка, увенчанной бантом. Пряжки Доте х пор, пока Пуаре не внес коррективы в женский силуэт, модными были узкие талии, перехваченные поясом спр я ж кой, которая являлась, соответственно, неотъемлемой деталью гардероба. Для дневного ношения предназначались пряжки с эмалью в стиле ар нуво; вечером их заменяли бриллиантовые ажурные пластины с узорами в форме гирлянды (ил. 504). Небольшие пряжки из аж им ы с одним рядом бриллиантов закрепляли на бандо из шелка или тюля, окружавших голову подобно диадеме. 503. Кольцо с сапфиром и бриллиантами. Ок. 1910. Оправа в форме сердечка, окружающая бирманский сапфир, увенчанная мотивом банта, типична для этого времени. Обратите внимание на ободок. 504. Пряжка с рубинами и бриллиантами, ажурная, камни круглой огранки в оправах с грануляцией. Ок. 1905. Впоследствии была снабжена специальным креплением и превращена в брошь. 287 ГЛАВА СЕДЬМАЯ С 1 9 2 0 ПО ГОД Гертруда Лоуренс». Фотограф Сесил Битон. «Сотби», Лондон. онец Первой мировой войны ознаменовал приход новой эпохи, полной вдохновения, экзальтации и жизнелюбия. Живи и забудь о прошлом - вот лозунг того времени. Довоенные традиции, моды и ценности оказались позабыты, правила этикета изменились, а конформизм сменился свободой самовыражения. Женщины приобрели новый социальный статус. Вовремя войны им пришлось освоить мужские профессии водить кареты скорой помощи, работать на заводах, фабриках ив офисах. Хрупкие девушки начала XX века повзрослели, превратились в сильных, зрелых женщин, уверенных в себе и компетентных в своей профессии. Тесные корсажи, длинные юбки и сложные прически уступили дорогу практичными функциональным укороченным платьями удобным стрижкам, которые позволяли женщинам свободнее чувствовать себя на работе. Война закончилась, но большинство женщин, гордившихся своим новым положением, решили остаться на работе. Они предпочитали маскулинный стиль, для которого были характерны тонкие плоские фигуры и стрижка под мальчика. По понятным причинам, брюки стали символом эмансипированной женщины, но их носили только днем, вечерние же наряды, напротив, отличались сексуальностью и выразительностью. Никогда ранее дневная и вечерняя мода так сильно не отличалась друг от друга геометрически строгие силуэты дневных платьев вечером сменялись туниками без рукавов, скрывавшими очертания тела, нос глубоким вырезом на спине. Линия талии сместилась к бедрам, часто ее подчеркивал пояс с прикрепленной к нему брошью, юбки укоротились до колени на них появились разрезы, позволявшие женщинам наслаждаться танцевальными па чарльстона, танго и фокстрота. Столь значительными переменами женская мода вновь была обязана Полю Пуаре. Отчасти мужеподобная, но сексуальная, женщинах годов обязательно пользовалась косметикой яркой-красной помадой, белой пудрой и угольно-черным карандашом для глаз, чтобы придать лицу экзотический, мистический вид, дополняемый шляпкой-колпаком, низко надвинутой на глаза. В конце х годов Коко Шанель начала шить свои спортивные и одновременно элегантные и шикарные модели, надолго задержавшиеся в моде. Ее классический ко стюм-двойка (с обязательными длинными нитями жемчуга, натурального или культивированного, и цепочками, золотыми или позолоченными) стал неотъемлемой частью гардероба каждой модницы. В х годах наряды стали более сдержанными линия талии вернулась в естественное положение, а просторные бесформенные туники сменились более женственными платьями, подчеркивающими контуры тела. После экономического кризиса 1929 года кутюрье начали старательно избегать крайностей х. Для дневного ношения Шанель предлагала приталенные костюмы, одновременно практичные и комфортные вечернюю моду диктовали мадам Грес и Мадлен Вионне сих облегающими фигуру длинными платьями, выкроенными по косой, с драпировками, из дорогого блестящего шелка. Шляпки-колпаки х годов уступили место головным уборам более изысканных форм треуголкам, тюрбанами круглым таблеткам. Чтобы успеть за этими революционными переменами в моде, срочно изменялись и ювелирные изделия. Крупные броши-ветви с цветами, типичные для XIX века, не 288 289 подходили к современным динамичным нарядам, равно как и украшения для корсажа начала XX века или тесные и неудобные ошейники. Ювелирное искусство склонялось к геометрическому, линейному дизайну стиль гирлянды, активно эксплуатировавший нежные женственные узоры в белом, черном и бледных пастельных тонах, был вытеснен ослепительными, сияющими, яркими цветами. Драгоценности стали аксессуаром, от которого требовалось как нельзя лучше соответствовать форме и цвету платья, с которым его надевают, а не символом процветания и богатства, как это было до войны. Многие модницы, стремясь добиться совершенства, специально заказывали наряды под наиболее выдающиеся украшения. Парадоксальным образом скромно одетые дамы х годов обожали носить драгоценности многочисленные браслеты охватывали их руки, обнаженные в соответствии с требованием моды. Глубокие вырезы на спине привели к возрождению моды на сотуары и ожерелья, повернутые назад либо украшенные подвесками на застежке. К вечерним нарядам надевались бандо, либо полностью усыпанные драгоценными камнями, либо текстильные, с ювелирной брошью или зажимом. Обязательным аксессуаром спортивной, активной эмансипированной женщины стали наручные часы - символ нового динамичного образа жизни, - которые носили как днем, таки вечером. Вечерние наручные часы дали ювелирам новый объект для приложения их фантазии. Идеальное украшение х годов должно было подходить к конкретному наряду и быть изготовлено либо по специальному заказу определенной женщины, либо подобрано в точном соответствии с ее вкусами, образом жизни и внешними данными. Рыночная стоимость и качество работы лишь дополняли художественную ценность изделия. Именитые ювелирные дома и художники-ювелиры отказались от массовых, повторяющихся орнаментов. В результате ювелирное производство стало крайне разнообразными обильным оно черпало вдохновение в искусствах Дальнего и Среднего Востока и Южной Америки, было свободно в своем творчестве, чутко реагировало на появление новых стилей в живописи и скульптуре. Ключевыми словами в изобразительных искусствах того времени были геометрия, хроматический контраст, линейность и стилизация. Они же стали главными признаками нового направления, названного ар деко. На знаменитой Международной выставке современных декоративных и индустриальных искусств (Exposition Internationale des Arts D coratifs et Industriels Modernes), прошедшей в Париже в 1925 году и давшей название новому стилю, значительная часть экспозиции была посвящена ювелирному делу. Основным критерием отбора экспонатов была их оригинальность, однако не осуждались и заимствования из уже существующих стилей, если только они были по-новому переосмыслены и пересмотрены. Цель выставки была достаточно амбициозной - популяризировать социальное искусство, или, точнее, связать искусство с современной промышленностью, упрочить связь между ними. Новый стиль, зародившийся из отрицания избыточного натурализма, присущего ар нуво, отчасти предвосхищали изящные линейные мотивы стиля гирлянды, ас точки зрения цвета он явно опирался на хроматические сочетания костюмов и декораций Русского балета, восточные, африканские и южноамериканские традиции, кроме того, на него оказали влияние кубизм и фовизм. Строгий стиль Венского Сецессиона, в котором извилистые линии ар нуво превратились в геометрические контуры, был нацелен на то, чтобы ограничить предмет его утилитарными функциями, исключить избыточные декоративные орнаменты он сыграл значительную роль в продвижении дизайна к геометрии, к стилизации. В Германии Баухауз, основанный в 1919 году в Веймаре Вальтером Гропиусом, провозглашал возврат искусств к базовым, строгим формам, отказ от избыточного украшательства и сочетание функционализма с эстетическими идеалами. Увлечение Дюфи, Матисса и других художников-фовистов цветом заставило их отказаться от перспективы, светотени и деталей в пользу хроматических контрастов и базовых простых линий. Футуризм был еще одним направлением, сказавшимся на дизайне ювелирных изделий эпохи авангарда. Манифест футуризма Маринетти воспевал скорость, машины, урбанизм, предлагал черпать вдохновение в механике, настаивал на отказе от избыточного украшательства в пользу геометрических линий. Далекие экзотические цивилизации также послужили источником вдохновения как для авангардных, таки для более консервативных ювелиров. В ноябре 1922 года совместные усилия лорда Карнарвона и Говарда Картера увенчались обнаружением гробницы Тутанхамона в Долине царей в Египте. Эта выдающаяся, а возможно, и основная археологическая находка XX века вызвала огромный интерес во всем мире. В кварцевом саркофаге юного фараона были обнаружены его знаменитая золотая маска, золотой нагрудник, браслеты, диадема и кольца. Гробница вскоре стала излюбленным объектом для путешественников, а египетская цивилизация - неисчерпаемым источником вдохновения для изобразительного искусства, литературы, моды, киноиндустрии и ювелирного дела. Пирамиды, сфинксы, обелиски, пальметты, цветки лотоса, скарабеи, иероглифы и имитации иероглифов стали распространенными мотивами для ювелирных изделий, равно как стилизованные изображения египетских божеств Исиды, Хора - собаки с головой сокола, богини-львицы Сехмет и других. Плоский двухмерный дизайн и яркие хроматические контрасты египетского искусства как нельзя лучше соответствовали идеалам ар деко. Фаянс с бирюзовыми узорами и инкрустации из ляпис-ла зури и сердолика, характерные для фараоновских времен, теперь воспроизводились в эмалях с драгоценными камнями. Картье, Бушерон, Ван Клиф и Арпельс были очарованы Древним Египтом и начали использовать эти мотивы в своих изделиях или. По-прежнему модным был персидский стиль, предложенный Полем Пуаре в 1910 году. Персидские ковры и миниатюры снабжали ювелиров идеями касательно хроматических комбинаций и декоративных мотивов растения и цветы, листья и арабески в исламском духе украшали броши, плюмажи и футляры для косметики. Линейные и геометрические формы исламского искусства сего склонностью к стилизации природных мотивов вполне отвечали требованиям ар деко; тоже самое касалось и ярких сочетаний основных цветов на керамической плитке, которой украшали мечети. Основные цвета изделий с эмалью из Джайпура послужили отправной точкой для создания многих украшений с рубинами, изумрудами и бриллиантами концах годов. Сарпеш (традиционное индийское украшение для тюрбана) послужил мотивом для многочисленных булавок и брошей, сверху к нему обычно крепилась еще подвижная каплевидная подвеска. Шнурки с кисточками перекочевали из индийского традиционного костюма в ювелирное дело, превратившись в ожерелья и сотуары, в Европу пришли типично индийские ожерелья из рубиновых, сапфировых и изумрудных бусин, приобретшие западный колорит благодаря ажурным бриллиантовым пластинам с геометрическими узорами. Индийские бусины часто собирали в кластеры и вставляли в браслеты, броши и клипсы (ил. 578). Резные рубины, сапфиры и изумруды, типичные для индийских украшений, также стали попадать в Европу они превращались в цветы, листья, фрукты и ягоды на украшениях в ориентальном стиле и традиционных западных брошах-жардиньерках или. С Дальнего Востока пришли мотивы пагод, драконов, китайских букв, символов и стилизации цветов и растений. На западных ювелирных украшениях и футлярах для косметики появились характерные для Востока материалы - коралл, жемчуг, перламутр и нефрита также лаковые покрытия или. Еще одним источником вдохновения стало искусство народов Африки. Две Колониальные выставки («Exposition Coloniale»), прошедшие в Париже и Марселе в 1922 и 1931 годах, продемонстрировали искушенной европейской публике свежие и оригинальные формы искусства африканских племен. В 1925 году парижское общество было покорено Негритянским ревю (Revue N gre) Ж о з е фин ы Бейкер, что привело к возникновению моды на ритмы и традиции черной Африки. Африканские маски стали новым элементом в дизайне ювелирных изделий. Широкие браслеты, вырезанные из слоновой кости или дерева, или выполненные из металла, стали очень модными и во множестве украшали запястья дам. Археологические раскопки в Центральной и Южной Америке привлекли внимание к индейцам-майя и доколумбовый цивилизации. Геометрические узоры, характерные для южноамериканского искусства, также реализовывались в ювелирных изделиях. Концентрические квадраты и круги, пирамиды и лестницы майя стали популярными мотивами в изобразительных искусствах (ил. 654). На Выставке декоративных искусств в 1925 году ювелирные изделия были представлены в разделе Предметы роскоши вместе с модной одеждой, аксессуарами и парфюмерией. Выставленные образцы демонстрировали тенденцию к геометрии, линейности, стилизации и контрастам цветов и материалов при внимательном изучении становилось заметным размежевание между «художниками-бижутеристами» - изобретательными, радикальными художниками в ювелирном деле - и ювелирами- бижутеристами» - умеренными, уважаемыми и знаменитыми ювелирными домами. Художники-бижутеристы представляли изделия, в которых художественная ценность доминировала над рыночной стоимостью, полные свободы и новизны они выбирали материалы в зависимости от их декоративных свойств и использовали их живописными и скульптурными способами. Находясь под влиянием современных художественных течений и механистической эры, они создавали украшения простых угольных геометрических форм, с минимумом декоративных деталей, а то и вообще без них. Плоские и линейные, подобно живописи или графике, либо трехмерные подобно скульптурам, их изделия базировались на формах круга, треугольника, прямоугольника, трапеции и т.д., и больше походили на самостоятельные произведения искусства, а не на ювелирные украшения. В изделиях бижутеристов-художников часто встречаются масштабные металлические поверхности, которые могут быть украшены лакомили эмалью, и резные камни, например нефрит, коралл, оникс, горный хрусталь и ляпис-лазурь. Из камней с огранкой отдавали предпочтение аквамарину, цитрину, топазу и аметисту. Бриллиантами подчеркивали декоративный мотива цветные драгоценные камни использовали редко. 505. Впечатляющий сотуар из платины с бриллиантами. Ок. 1920 (уменьшенный снимок. Сотуар, пожалуй, - самое типичное украшение х гг. Его удлиненный дизайн как нельзя лучше соответствовал вертикальным силуэтам в одежде, модным в этот период. Этот сотуар разделяется на несколько элементов. В укороченном варианте он превращается в ожерелье, а также делится на пару браслетов. Подвеска отстегивается, ромбовидный центральный элемент также можно носить отдельно. Мода на сотуары вернулась в х гг. 293 Наиболее известными ювелирами-художниками этого периода были Жорж (1862-1957) и Жан (1899-1994) Фуке, Жерар Сандоз (1902-1995), Раймонд Тамплиер (1891-1968, ил. 517), Жан Деспре (1889-1980) и Жан Дюнан (1877-1942). Полностью отказавшись от любых декоративных излишеств и увлекшись модернизмом, они вышли из Общества представителей декоративных искусств. В 1929 году Фуке, Тамплиер и Сандоз присоединились к Союзу художников-модернистов, куда вскоре вступили Деспре. Целью этой ассоциации была пропаганда современного искусства, которое, по их мнению, должно было происходить из современной жизни. Они изготавливали монументальные ювелирные изделия впечатляющие браслеты, скульптурные кольца и массивные подвески. Сих подачи в моду вернулись манжеты из золота или других металлов, украшенные лакомили эмалью. Призматические мотивы, типичные для кубизма, воплощались в масштабных подвесках с крупными прямоугольными полудрагоценными камнями или эмалью с геометрическими узорами в механистическом духе. Значительную роль в их творениях играли металлические поверхности, полированные или матовые. Для своих скульптурных изделий они использовали белое и желтое золото, платину и ее новоизобретенные сплавы-заменители - платинор и осмиор - серебро и даже сталь. Появлялись новые способы обработки поверхностей - обжиг, выбойка, истирание. Мелким деталям предпочитали орнаменты, которые можно было заметить, рассмотреть и оценить на расстоянии. Художники-ювелиры играли с ломаными линиями, острыми углами и объемами в поисках динамического - а не статического - эффекта. Мотивы стрел, фонтанов, струй воды, механизмов и небесных тел приближали их к этой цели. Ювелиры-бижутеристы, знаменитые парижские ювелирные дома, былине чужды геометрических и хроматических эффектов нового стиля, однако использовали их с умеренностью. Они небыли так экстремальны, как Жан Фуке, Жерар Сандоз или Раймонд Тамплиер, однако спрямляли линии, отказывались от изящества в пользу броскости, использовали непривычные цветовые контрасты, но при этом редко отказывались от драгоценных камней. В самых новаторских их изделиях полудрагоценные камни - оникс, коралл, нефрит игорный хрусталь - сочетаются с бриллиантами, рубинами, изумрудами и сапфирами или. Бриллиант по-прежнему оставался совершенным камнем для ювелира, однако широко использовались и прочие драгоценные и полудрагоценные камни. Это стало особенно заметно после 1925 года, по контрасту с началом х, когда в моде были монохромные изделия сочетания платины, бриллиантов, жемчуга, оникса игорного хрусталя были типичны для большинства украшений послевоенных лет или. Ювелиры-бижутеристы были очарованы Персией, Египтом и Дальним Востоком, в искусстве которых черпали декоративные темы и сочетания цветов. Для того чтобы изобразить новые, экзотические мотивы с геометрическими линиями, требовались новые виды огранки камней. Гранильщики экспериментировали с новыми формами помимо багетов и калиброванных камней начала XX века появились камни-трапеции, полукруги, полумесяцы, бочонки, треугольники и призмы (ил. 573). Калиброванные цветные драгоценные камни с резной поверхностью часто использовались в комбинации с ограненными бриллиантами в изделиях с египетскими мотивами, натуралистического или растительного дизайна или. Геометрические фигуры из поделочного камня становились центральными элементами в изделиях или. В стремлении создать выразительные цветовые комбинации ювелиры заказывали резчикам обработку самых разных материалов оникса, хрусталя, кораллов, нефрита, ляпис-лазури, малахита, бирюзы, цветного халцедона, янтаря и хризопраза, которые затем сочетали с ограненными драгоценными камнями. Влияние Востока подвигло многих ювелиров на использование рубинов, сапфиров и изумрудов с вырезанными на них в Индии птицами, цветами, листьями и ягодами в традиционной для Могула манере либо с резьбой, скопированной резчиками Идар- Оберштейна (город в Германии) или. Популярность жемчуга продолжала расти, его редкость и высокая стоимость привели в конце концов к тому, что группа японских ученых, возглавляемая Микимото, разработала способ культивирования жемчуга. Первые культивированные жемчужины появились на рынке в 1921 году и, несмотря на активное сопротивление торговцев натуральным жемчугом, очень скоро стали широко использоваться в ювелирных изделиях как для дневного, таки для вечернего ношения, в сочетании с драгоценными и поделочными камнями. Платина была идеальным материалом для ювелирных изделий, однако она была редкой и стоила дорого, что заставило ювелиров искать ей более дешевую замену. В 1918 году в качестве такой замены начали использовать сплав, называемый осмиор, платор или платинор. Для украшений х годов характерно было также использование лака. Лаковая техника, пришедшая в Европу с Дальнего Востока, вскоре вытеснила эмали из недорогих украшений и поделок благодаря эластичности и податливости лака в работе. Украшениях чаще всего выполнялись в форме кругов, овалов, прямоугольников и квадратов и были, как правило, легкими и простыми только к концу десятилетия они стали тяжелее и объемнее. Многие были разработаны так, что разбирались на составляющие, которые можно было носить по отдельности бандо и сотуары разделялись на браслеты и клипсы, броши - на клипсы, подвески ожерелий превращались в серьги и т.д. (или т.д.) Изделия ювелиров-бижутеристов, выставленные на парижском Салоне 1925 года, оказали влияние на все ювелирное производство 1920 - х годов, внеся свой вклад в утверждение стиля ар деко. Далее вы ознакомитесь с обзором работы основных ювелирных домов. Дом «Картье» принял новый стиль, однако придерживался умеренности, стиля и баланса, характерных для этого знаменитого дома, всегда отвечавшего вкусами требованиям привилегированной элиты. Изделия Картье в стиле ар деко х отталкивались, скорее, от строгих геометрических построений стиля гирлянды, чем от экспериментов художников-кубистов. Дальний Восток, Индия и Персия оказали влияние на дизайн, выбор сюжетов, материалов и хроматических комбинаций в изделиях Картье. Оригинальные индийские резные бусины и китайские перламутровые пластины с инкрустацией часто использовались в украшениях Дома «Картье» с ориентальными мотивами. Китайские пагоды, химеры и драконы, египетские иероглифы, стилизованные животные и цветы в изобилии украшают и изделия в европейском духе круглые и полукруглые броши, простые широкие браслеты и строгие сотуары или. Дом «Бушерон» выпускал крупные броские броши овальной или круглой формы с инкрустацией по резному нефриту, кораллу или ляпис-лазури с геометрическими узорами и стилизованными мотивами раковин, украшенными рядами мелких бриллиантов. Растительные мотивы получили новую интерпретацию в исполнении Бу- шерона они принимали форму простых букетов и веточек с бриллиантами на фоне черной эмали или оникса, изредка оживленных кораллами. Помимо таких натуралистических стилизаций Бушерон выпускал более абстрактные и геометрические украшения с зигзагами, окружностями и ломаными линиями (ил. 574). Дома «Шоме» и «Меллерио» были открыты для новых источников вдохновения там производились изделия в ориентальном духе с использованием резных драгоценных и полудрагоценных камней броши-жардиньерки с резными рубинами, изумрудами и сапфирами, футляры для косметики с цветочными узорами из ляпис-лазури и кораллов и т.д. Сдержанные, строго геометрические украшения, усыпанные бриллиантами и украшенные цветными камнями, также присутствовали в их коллекциях. Изделиях годов Дома «Лаклош» отличаются яркими цветами и геометрическими линиями это покрытые лаком и эмалью портсигары и футляры для косметики, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями, образующими различные мотивы. На выставке 1925 года, вместе с украшениями в китайском духе, Дом «Лаклош» представил серию прямоугольных подвесок нарративного стиля, изображающих басни Лафонтена с помощью простых геометрических линий, с цветными драгоценными камнями на бриллиантовом фоне. Египетские и натуралистические мотивы также были характерны для продукции Дома «Лаклош» х годов или. Мобуссан особое внимание уделял стилизациям на растительные темы, воплощая их в браслетах и брошах с помощью цветных камней и эмалей, контрастировавших с белым сиянием бриллиантов. Избегая угловатых призматических форм, он отдавал предпочтение выпуклым контурам овалов и кругов, часто заключая в них свои стилизации, и изделиям в ориентальном духе (ил. 655). Ван Клиф и Арпельс были подвержены влиянию археологических изысканий в Египте и выпустили серию украшений с фараоновскими мотивами, в частности, гибкие ленточные браслеты с рубинами, изумрудами и сапфирами (ил. 594). Они же производили множество геометрических украшений с бриллиантами и другими драгоценными камнями или. Прочие ювелиры, работавшие в х годах и внесшие свой вклад в создание эстетического стиля концах, однако не столь известные, - это Окок, Рене Буавен ил. 548), Херц-Белперрон, Остертаг и Уормс. Несмотря на то, что основную часть изделий в стиле ар деко выпустили французские ювелиры, в формировании этого стиля принимали участие и представители других стран итальянцы Раваско и Жане- зич или, бельгиец Вольферс, датчанин Хенсен. В США такие фирмы, как «Тиффани и К, Оскар Хейман и Братья, «Вильям Шир Инк.», «Блэк Старр и Фрост», «Карлтон и К, «Маркус и К и «Юдэлл и Баллу также быстро приспособились к требованиям нового стиля. В х годах общепринятой практикой для крупных ювелирных домов было подписывать свои изделия полным названием фирмы или монограммой. Кроме того, на всех изделиях стоят номера хранения или модели, что облегчает их идентификацию. К сожалению, эти номера расставлялись непоследовательно, поэтому установить дату изготовления изделия без доступа к архиву фирмы невозможно. Крах Уолл-стрит 1929 года и последующий экономический кризис привели крез ким переменам в образе жизни, моде и ювелирном дизайне. Восторженный дух, царивший в обществе в х годах, уступил место умеренности и осмотрительности. Короткие платья прямого силуэта сменились более женственными нарядами с драпировками из блестящих нежных тканей. При этом дизайн ювелирных изделий изменился непредсказуемым образом, и вовсе не в сторону большей женственности и изящества. Наоборот, украшения стали еще крупнее и массивнее, среди них превалировали масштабные конструкции в виде пластин, бантов и ремней с пряжками. Парадоксальным образом, финансовый кризис лишь отдаленно затронул ювелирное производство, и украшениях годов изобиловали драгоценными камнями и доселе неведомыми формами. Браслеты стали шире и массивнее, их носили по нескольку на каждой руке (ил. 617). Клипсы, характерные для х годов, часто соединяли вместе ил. 582). Клипсы заменили висячие серьги х они были крупные, закрывали всю мочку уха и как нельзя лучше подходили к прическам того времени, когда волосы либо собирали на затылке, либо стригли и укладывали в стиле гарсон (ил. 519). В крупных массивных украшениях х годов чаще всего использовались бриллианты, и если е годы можно считать годами цвета и хроматических контрастов, начало х было временем белых драгоценностей. Дерзкие сочетания камней х годов уступили место поверхностям, полностью усыпанным бриллиантами разных форм и огранок, которые лишь изредка разнообразили цветные вкрапления рубинов, сапфиров или изумрудов. Цвет не исчез полностью, однако полихромные сочетания драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, столь типичные для предыдущего девятилетия, сменились сдержанными одноцветными или двухцветными изделиями. Броши-пластины геометрических очертаний либо в виде стилизованных пряжек, клипс и двойных клипс в форме митры или треугольника, а также браслеты из зве ньев-пряжек были самыми распространенными украшениями х годов. Многоцелевое назначение большей части изделий х годов оставалось популярными в е годы. Бандо разделялись на браслеты, клипсы, броши и ошейники. Спаренные клипсы можно было надевать как брошь на специальном креплении либо прикалывать на ленту и носить надо лбом. Серьги с отстегивающейся подвеской и брошь вместе могли составлять крупное украшение. Ожерелья обычно снабжались отстегивающимися подвесками или клипсами. Вместе с модой на крупные украшения нарочито стилизованного дизайна, в х годах возродился интерес к ювелирному искусству XIX века, однако теперь оно побелело из-за использования белого золота и родиевых покрытий. С середины х годов плоские двухмерные геометрические изделия послевоенных лет постепенно отошли в прошлое, уступив дорогу трехмерным украшениям округлых форм. Волюты, завитки, купола, спирали, веера, арки, стилизованные листья и цветы вновь нашли воплощение в крупных украшениях (ил. 584, 590, 626). В 1937 году завершилось господство белого металла после трех десятилетий предпочтительного использования платины, белого золота и белых сплавов, в моду вернулось желтое золото. Широкие запястья с центральным звеном в виде самоцветной пряжки, ошейники с трубчатыми звеньями и самоцветными клипсами, браслеты «жарретьер» с ювелирными застежками из желтого золота оказались на пике популярности. Броши и браслеты были самыми распространенными украшениями, а в их дизайне уже намечались тенденции, характерные для х годов, сих геометрическими, но одновременно пластичными формами. Примерно в 1934 году ван Клиф и Арпельс создали браслет с рисунком пчелиных сот, который во множестве производился и копировался в х. Это была широкая лента из золотых шестиугольных пластинок, на каждой из них помещался рисунок звезды с камнем, рубином или бриллиантом, в центре, с массивной застежкой в форме завитка или пряжки, усыпанной теми же камнями в невидимых оправах (ил. 732-734). Невидимая оправа - революционная техника крепления драгоценных камней, разработанная ван Клифом и Арпельсом в 1933 году, при которой камень закреплялся так, что металл был абсолютно невидим на передней части изделия. Для этого камни гранили прямоугольником или квадратом, а на боковых гранях прорезали желобки, куда входили металлические рельсы оправы. Изумруды из-за их хрупкости редко вставляли в невидимую оправу, а вот для более твердых сапфиров и рубинов она подходила. В середине х годов возникла новая волна натурализма. Трехмерные цветы, птички и насекомые, реализованные в простых геометрических формах, вновь появились на ювелирных изделиях, особенно у Картье или. Удивительная бриллиантовая тиара работы Картье, Лондон. Ок. 1930-1935 (уменьшенный снимок. Сохранилось крайне мало тиар, изготовленных в период между двумя войнами, а по дизайну этот экземпляр вообще уникален. Сохраниться в оригинальной форме ему удалось, скорее всего, только потому, что его можно было разделять на элементы. Тиары, бандо и украшения для волос Типичным головным украшением х годов было бандо, которое во Франции, полностью вытеснило тиары. В Англии, где правила придворного этикета требовали обязательного наличия тиары, они выполнялись по-прежнему, в традиционном стиле, лишь изредка освежаемом геометрическими узорами х годов. Бандо сего простой линейной формой как нельзя лучше подходило для стиля ар деко, его носили низко надо лбом, и оно выгодно дополняло короткие стрижки под мальчика. Шло оно и к вертикальным, прямым силуэтам вечерних платьев, поскольку такие наряды требовали, скорее, простых украшений для прически, чем изысканных тиар. На бандо х годов уже не было сложных мотивов в стиле гирлянды, скорее, это были геометрические фигуры, свойственные ар деко: меандры, пальметты, ромбы, шестигранники-соты и т.п. Бриллианты сих белым сиянием были лучшим обрамлением для женского лица, однако увлечение яркими цветами, свойственное м годам, исподволь проявлялось во многих изделиях, полностью усыпанных бриллиантами, нос вкраплениями крупных цветных драгоценных камней рубинов, изумрудов и сапфиров. Бандо, как и многие другие украшениях годов, часто были многоцелевыми, то есть разделялись на браслеты, клипсы, броши или ошейники, которые можно было носить в случаях, когда украшение для прически не требовалось (ил. 509). 298 W& 298 507. «Скиапареллн». Фотограф Сесил Битон. «Сотби», Лондон. 508. «Элис, леди Вимборн». Фотограф Сесил Битон. «Сотби», Лондон. Вначале х бандо все еще носили, однако во второй половине десятилетия они вышли из моды, и на официальные приемы дамы опять надевали тиары, которые, освободившись от мотивов гирлянд и фестонов эдвардпанской эпохи, теперь выполнялись в форме увесистых и сложных стилизованных цветов, спиралей и завитков ил. 506). Вернулись в моду и прически из длинных волос, собранных на затылке. В х годах, если дама не надевала бандо, она украшала волосы клипсами и заколками в форме стрел, незамкнутых окружностей и колец, либо полностью усыпанных бриллиантами, либо вырезанных из поделочного камня и украшенных бриллиантами. Многие стилизованные многоцветные броши х годов также носились на волосах. В моде были плюмажи, которые зачастую закрепляли бархатной или шелковой ленточкой, обвязанной вокруг головы. Индийские сарпеши (украшения для тюрбана) превратились в узоры из выпуклых листочков на плюмажах х годов. В х годах прически часто украшали соединенные пары клипсов. 509. Бандо с рубинами и бриллиантами. Ок. 1920. Бандо - одно из самых типичных украшений х гг.; его носили вокруг головы надо лбом. К сожалению, крайне мало бандо сохранилось до нашего времени, большинство было переделано в браслеты и броши либо разделено на части при наследовании. По дизайну это изделие с пальметтами и завитками можно считать переходным вариантом между изящными формами довоенных лети броскими геометрическими линиями ар деко. 299 510. Комплект украшений с аквамаринами и бриллиантами работы Луиса Санза. Ок. 1930. Мадрид. 300 Парюры Парюры полностью исчезли как из шкатулок модниц, таки из каталогов ювелирных домов. По-прежнему выпускались комплекты украшений одного дизайна и цвета (ил. 510), однако дамы предпочитали комбинировать их в соответствии со своими вкусами, нарядами и настроениями. Серьги Серьги в х годах должны были подходить к коротким прическам с открытыми ушами чаще всего это были длинные висячие серьги, компенсировавшие глубокие вырезы, короткие юбки и заниженную талию модных платьев. Они выполнялись в разных геометрических формах, но обязательно состояли из подвесок различной длины, приблизительно от двух до девяти сантиметров, в виде каскадов стилизованных цветков или качелей, прикрепленных к изысканным бриллиантовым звеньям, колец из резного поделочного камня или стрел и копий с драгоценными камнями. Серьги с мотивами кисточек, бахромы и жирандолей (подсвечников) с бриллиантами и цветными драгоценными камнями были неотъемлемым аксессуаром для вечера или. В середине х годов Картье предложил модницам серьги-колокольчики вин дийском стиле, состоявшие из навершия в форме бриллианта, к которому крепился кластер кабошонов, напоминающий гроздь винограда (ил. 518). Афроамериканское влияние на искусство и моду выразилось в появлении креольских серег, либо вырезанных из поделочных и полудрагоценных камней и усыпанных бриллиантами и драгоценными камнями, либо просто в виде металлических колечек. Сочетание восточных и западных мотивов сказалось на новом дизайне висячих серег Q* K ' J920-1925. Длинные из китайского нефрита, так называемых «Би» (кольцо, которые подвешивались нас ер Ь Г И стали лучше соответ- бриллиантовых, ониксовых или эмалевых звеньях (ил. 513). Резные нефриты из Китая ствовать стрижками нарядами нефритовые пластины часто вставлялись в подвески и другие изделия с драгоцен- х гг. 511. Пара висячих серег с рубинами и бриллиантами. Ок. 1920-1925. Длинные серьги стали лучше соответствовать стрижками нарядам х гг. 512. Пара серег с нефритом, изумрудами и бриллиантами. Ок. 1920-1925. Основной элемент - нефрит, дизайн изделия склоняется к китайскому стилю. 513. Пара висячих серег с нефритом и бриллиантами. Ок. 1920. Серьги с нефритовыми кольцами назывались «Би» ив больших количествах импортировались из Китая. 301 515. Пара висячих серег с бриллиантами. Кон. х. Экземпляр наглядно демонстрирует, что к этому времени в огранке бриллиантов появилось много новаторских форм. 514. Пара необычных бриллиантовых висячих серег с бриллиантовой перекладиной (нет на снимке, позволявшей носить их как брошь. Ок. 1925-1930. 516. Пара висячих серег с бриллиантами. Кон. х. Мотив арки предвосхищает дизайн х гг. гоценными камнями (ил. 512). Ранние образцы подобных серег легко распознать по простой удлиненной форме. На протяжении х годов серьги сохраняли свою популярность. Волосы по- прежнему носили либо коротко подстриженными, либо собранными в изысканную прическу на затылке, поэтому к ним подходили серьги, менее крупные, чем было модно носить в е годы, в форме завитков, листьев и стилизованных раковин, часто с жемчужиной или подвеской сложного дизайна (ил. 519-521). Основная конструкциях годов из небольшой верхней части, поддерживающей подвеску, была перевернута, и теперь у серег был массивный верхний элемент, закрывающий всю мочку уха своими завитками и волютами, к которому крепилась небольшая, часто отстегивающаяся, подвеска или кисточка (ил. 521). Клипсы, ставшие популярными в х годах, изготавливались в форме сложных кластеров из листьев и цветов, часто крупного размера. Висячие серьги хи х годов были многоцелевыми в сочетании с брошью- пластиной или ожерельем они превращались в украшение для корсажа (ил. 514). 302 517. Пара висячих серег с аквамаринами и бриллиантами работы Раймонда Тамплиера. Ок. 1930. Плоские поверхности характерны для изделий этого мастера. 518. Пара висячих серег с рубиновыми бусинами и бриллиантами проданы фирмой «Драйсон», Бонд-стрит, Лондон. Кон. х. Изумрудные, сапфировые и рубиновые бусины из Индии начали появляться в изделиях европейских ювелиров. 519. Пара клипсов с рубинами и бриллиантами работы ЛаклошаЛ е. Франция. 520. Пара клипс с рубинами и бриллиантами в форме рога изобилия. е. В этот период клипсы входили в моду. 521. Пара бриллиантовых клипсе. Обратите внимание на верхний элемент в форме раковины улитки. 522. Пара висячих серег с изумрудами и бриллиантами. Ок. 1925-1930. Обратите внимание на бриллианты огранки багет. 303 Ожерелья Типичным ожерельем х годов был сотуар, украшенный кистью или подвеской, из бриллиантов, жемчуга, кораллов, полудрагоценных и поделочных камней, а также из шелка с искусственными камнями. Идеально подходивший к платьям с низкой талией сотуар стал символом грохочущих х. Он мог состоять из бриллиантовых звеньев прямоугольной формы с вытянутой подвеской геометрического дизайна (ил. 524-529), из бусин драгоценного камня, собранных в длинные нити и перемежающихся жемчужинами, с кабошоном на подвеске, или из жемчужных нитей с кистью из мелкого жемчуга, закрепленной под куполообразным навершием из поделочного камня или эмали. Длинные бусы из поделочного камня или жемчуга, натурального или культивированного, завязанные узлом спереди или сзади, привлекали внимание к глубоким декольте вечерних платьев. Ожерелья в виде нескольких рядов бус из драгоценных камней в индийском стиле часто снабжались бриллиантовыми пластинами. 524. Впечатляющий бриллиантовый сотуар (уменьшенный снимок) работы Дома Ван Клиф и Арпельс» также разделяется на пару браслетов, ожерелье и подвеску. Ок. 1925. Париж. 523. Роскошное ожерелье в форме шарфа, принимало участие в Выставке декоративных искусств в Париже в 1925 годно из первых творений Дома «Бушерон» в стиле ар деко. Цветные камни - рубины, изумруды и оникс - огранены специально под оправы сложной формы. Подобно большинству шейных украшений этого периода, разделяется на две секции, которые можно носить как парные браслеты или ошейник. 305 525. Сотуар с черной эмалью, изумрудами и бриллиантами работы Мобуссана. Ок. 1927. Отличный образец стиля ар деко в его классической форме. Обратите внимание на восточные мотивы в дизайне и большой изумруд с резьбой в стиле «мугал». В х годах ожерелья были важной составляющей моды, теперь они выполнялись в форме цепей средней длины с драгоценными камнями и сложными подвесками геометрического дизайна. Популярны были также цепи из бриллиантовых звеньев, поддерживавших бахрому из изумрудов, рубинов или сапфиров - кабошонов или резных, - в ориентальном стиле. Стилизованные ленты, завитки и банты также были популярным мотивом для коротких ожерелий скульптурного дизайна или. Многоцелевые бриллиантовые ожерелья геометрического дизайна разрабатывались так, чтобы центральный мотив мог отстегиваться и превращаться в клипсу, брошь, подвеску или центральное звено браслета в виде широкой золотой полосы (ил. 532). В конце х годов, с возвращением желтого золота, в моду вошли гибкие цепи из трубчатых звеньев различной длины, украшенные самоцветными клипсами гео- 306 526. Сотуар с бирюзой и ониксом уменьшенный снимок с увеличенным фрагментом) работы Жоржа Фуке. Ок. 1924. Броская выразительная вариация на тему популярного украшения. метрического или растительного дизайна. Удобные вноске, подходящие для послеобеденных и вечерних нарядов, такие трубчатые ожерелья стали одним из самых популярных украшений х годов (ил. 671). Клипса, скреплявшая концы такого полого ожерелья, обычно была выразительного геометрического дизайна в виде массивных завитков с бриллиантами, стилизованного банта или пряжки с калиброванными рубинами и сапфирами. Натуралистический стиль последних лет десятилетия отразился в создании клипсов в виде стилизованных цветов с рубинами, бриллиантами, синими и желтыми сапфирами. Продолжалось использование натурального и культивированного жемчуга, обычно собиравшегося в ожерелья из нескольких нитей жемчужин разного размера сбрил лиантовыми пластинами или клипсами по бокам от фестончатого центра. 307 527. Бриллиантовый сотуар, отдельные элементы превращаются в браслеты, ошейники подвеску (уменьшенный снимок. Ван Клиф и Арпельс». Кон. х. 528. Бриллиантовое ожерелье. Ок. 1935. Трехмерный дизайн, характерный для украшений этого периода. 529. Бриллиантовый сотуар, отдельные элементы превращаются в браслеты, ошейники подвеску. Кон. х. 308 530. В х гг. предпочтение отдавалось коротким многоцелевым ожерельям броского геометрического дизайна, смонтированным так, чтобы центральные или боковые элементы можно было отстегивать и носить как броши или подвески. Этот восхитительный экземпляр работы Картье с бриллиантами, аквамаринами и сапфирами состоит из отстегиваемых клипс. 531. Ожерелье с бриллиантами и бирманскими рубинами работы Дома Ван Клиф и Арпельс». 1937. Очень похоже на знаменитое ожерелье с рубинами и бриллиантами, заказанное в 1936 герцогом Виндзорским, впоследствии королем Эдуардом VII, у этого же ювелирного дома, и переделанное три года спустя в абсолютно другом стиле (ил. 533). Дизайн и использование бирманских рубинов типичны для ожерелий такого класса этого периода. 310 532. Ожерелье с рубинами и бриллиантами работы Картье. Ок. 1930. К ожерелью прилагался также золотой браслет, на который можно было прикреплять две боковых клипсы. Короткие ожерелья стали популярными в х гг., по контрасту с сотуарами х гг. 533. Впечатляющее ожерелье с рубинами и бриллиантами работы Дома Ван Клиф и Арпельс» Ок. 1939. В прошлом собственность герцогини Виндзорской. Соединив половинки застежки" можно прочитать на них надпись Моей Уоллис от ее Давида 19 VT ад RI Q*O „ ми да хэ V1 » 00>> - ь 1УоУ г. герцогиня отдала ожерелье на переделку оригинал был строже по дизайну. 312 Ь 313 534. Ожерелье-подвеска с ониксом и бриллиантами работы Картье - смешение классического и ориентального влияний. 1920. Париж. Вначале х гг. Дом «Картье» выпустил множество таких украшений. Подвески Длинные украшения на шею, которые раскачивались вместе с хозяйками в ритмах зажигательных танцев х, вывели подвески на передний край моды. Их носили на длинных шелковых шнурках, на цепочках, жемчужных нитях и бусах, а их форма, не столь ограниченная функциями, как у браслетов, колец и ожерелий, обязательно обвивающих запястья, пальцы и шею, предоставляла ювелирам полную свободу для фантазии. На подвесках быстрее всего отразилось влияние ар деко сего строгими геометрическими линиями. Художники-ювелиры создавали крупные украшения из металлических пластин различной геометрической формы с яркими разноцветными эмалями и массивными полудрагоценными камнями, в которых очевидно просматривались механистические мотивы они также экспериментировали с масштабными призматическими формами из различных металлов и резными пластинами из оникса, кораллов игорного хрусталя. Ювелиры-бижутеристы, хотя и увлекались ге- ометризмом, воздерживались от рискованных экспериментов и выпускали привлекательные подвески треугольной, прямоугольной и трапециевидной форм с бриллиантами и цветными драгоценными камнями, образовывающими геометрические узоры. Прямые линии, зигзаги, полукруги и ступени, а также китайские, индийские и египетские мотивы часто использовались в дизайне ювелирных изделий или. В 1925 году на выставке в Париже Лаклош представил свои знаменитые прямоугольные подвески с изображением отдельных сцен из басен Лафонтена. Картье часто вставлял резные изумруды в оправы индийского стиля, а Мобуссан заключал яркие стилизованные цветы в геометрические рамки. Бахрома, кисточки, каскады бусин были самыми популярными декоративными мотивами. Трапеции и прямоугольники из оникса или горного хрусталя, украшенные пластинами с бриллиантами, подвешивались на шелковые ленточки или длинные жемчужные нити, как и подвески в виде корзинок с цветами. В х годах подвески не исчезли, но, поскольку в моде были короткие ожерелья, они, скорее, оказались встроенными в них. Броши В х годах броши носили на плече, поясе или кушаке, их также прикалывали к модным шляпкам-колпакам. Самой типичной формой для броши было кольцо (шестиугольник, квадрат или прямоугольник с открытой серединой, вырезанное из горного хрусталя, ас боков украшенное симметричными бриллиантовыми мотивами. Вариации на эту тему выполнялись из нефрита, оникса и кораллов, а фланговые элементы принимали форму пальметт, бриллиантовых полукругов и эллипсов 535. Брошь с сапфирами и бриллиантами, с заметным влиянием довоенного стиля. Ок. 1920. 536. Булавка с ониксом и бриллиантами. Ок. 1920. Стержень стрелы скрывался за тканью платья. 314 537. Восхитительная эполета с изумрудами и бриллиантами (уменьшенный снимок) работы Картье. Ок. 1920. Эполеты носили, приколов к платью на плече так, чтобы подвеска оказалась спереди на груди или сзади на спине. До наших времен их сохранилось крайне мало. Этот экземпляр украшен индийскими бусинами из изумруда, две из которых были покрыты резьбой в конце XIX в. По дизайну - это интерпретация традиционного украшения для тюрбана. 315 538. Брошь-бант с бриллиантами и ониксом. Ок. 1920. Скромные формы и использование оникса и бриллиантов, составляющих черно-белую цветовую гамму, типичны для нач. х гг. 539. Брошь с нефритом и бриллиантами необычного дизайна. Ок. 1920-1925. 540. Бриллиантовая булавка работы Картье. Ок. 1925. с бантами и завитками по краю или. Вернулись в моду кельтские броши (ил. 553): Картье превратил их в незамкнутую окружность с застеж кой-штыком, украшенную бриллиантами, ониксом, кораллами и мелкими полудрагоценными камнями. Типичными для середины х годов были броши-жардиньерки в виде бриллиантовой корзины или вазы со стилизованными цветами, листьями и фруктами из кабошонов или резных рубинов, изумрудов и сапфиров или. Крошечные деревца в специальных горшках, изображающие японские бонсаи, стали еще одним мотивом для небольших брошей с бриллиантами и цветными камнями. Арки, пагоды, небоскребы, замки с колоннами воплощались в небольших брошах геометрических очертаний, где треугольники, прямоугольники, трапеции, полукруги и шестигранники из бриллиантов и других драгоценных камней складывались в архитектурные формы ил. 657). Еще одним характерным украшением х годов стала булавка в самом простом варианте это была металлическая игла с декоративным элементом на каждом конце, один из которых был неподвижен, другой мог двигаться и закреплял иглу с помощью пружинного механизма. Разные по размеру, они чаще всего принимали форму стрелки, но встречались также и булавки с мотивами пальметт, папирусов или с грушевидными окончаниями или Увлечение Древним Египтом привело к созданию множества брошей с архитектурными мотивами, египетскими божествами, скарабеями и цветками лотоса, заимствованными из искусств, процветавших в долине Нила. Менее экстравагантные броши выполнялись в форме небольших ажурных овальных или прямоугольных пластин с бриллиантами и цветными камнями легкого геометрического дизайна или. Броши в форме буквы «S» либо разомкнутых, ломаных прямоугольников, похожие на дверные молотки, усыпанные бриллиантами и заканчивающиеся кабошонами или камнями с резьбой, вошли в моду в конце х годов (ил. 560). Броши-банты оставались популярными на всем протяжении х, однако гибкие и естественные контуры конца XIX - начала XX века сменились более стилизованными и жесткими формами или. Висячие броши вернулись в моду в форме ваз с цветами или геометрических пластин, свисающих с простых бриллиантовых перекладина также в форме арок с прикрепленными к ним каскадами камней (ил. 560). Крупные украшения для корсажа начала XX века уступили место небольшим ажурным геометрическим пластинам с бриллиантами и цветными камнями, часто украшенным отстегивающимися подвесками, которые можно было носить как серьги, брошам-перекладинам с панельными подвесками (ила также длинным эполетам или брошам для плеча (ил. 537), которые своими удлиненными вертикальными формами подчеркивали прямые линии модных в то время туалетов. Несмотря на 541. Брошь-бант с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1920. 542. Брошь-бант с ониксом и бриллиантами в стиле х гг. Современная. Вместо платины использовано белое золото, огранка бриллиантов также выполнена позже. 543. Булавка с сапфирами, ониксом и бриллиантами работы Картье. 1927. Нью-Йорк. 544. Брошь из белого золота и платины с горным хрусталем и бриллиантами. Ок. 1930. Использование металлических поверхностей в сочетании с горным хрусталем и бриллиантами, контраст между матовыми и блестящими поверхностями делают это монохромное украшение типичным для того времени. В нем нашли применение как навыки «бижутериста-юве- лира, таки фантазия «бижутериста-художника». 317 545. Подвеска из серебра с эмалью работы Жана Фуке. 1928-1929, Типичный образец авангардного модернистского стиля ар дско, отдававшего предпочтение упрощенным геометрическим формам. Использование серебра эмали и полудрагоценных камней подчеркивает простой броский дизайн. |