Главная страница

Ювелирное искусство. Справочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery


Скачать 16.31 Mb.
НазваниеСправочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery
АнкорЮвелирное искусство.pdf
Дата08.05.2017
Размер16.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЮвелирное искусство.pdf
ТипСправочник
#7313
КатегорияГеология
страница7 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16
La Bijouterie
Frangaise auXIXSiele. С. 278).
237. Подвеска из золота с жемчугом, в центре - камея из бирюзы с изображением Терпсихоры, музы танцев, работы Кастеллани, на обороте подпись из двух переплетенных С.
Ок. 1860.
182

238. Золотая подвеска с римской мозаикой. Возможно, ок. 1865. Интерес к Египту, возросший в период постройки Суэцкого канала, привел к тому, что на выставке в Париже в 1867 г. было представлено множество украшений с египетскими мотивами.
239. Золотая подвеска с голубой эмалью, жемчугом и бриллиантами и цепочка. Ок. 1865-1870. Обратите внимание на звезду, увенчивающую куполообразную эмаль, полумесяц из половинок жемчужин и цепочку бразильского плетения.
240. Золотая подвеска с ониксом и мелким жемчугом. Ок. 1865. Эклектическое, необычное украшение. Оникс использован в качестве альтернативы кошачьему глазу.
241. Золотая подвеска в форме буллы. Ок. 1860. Академический пример археологического стиля. Отличный образец, выполненный с высокой точностью и мастерством.
242. Подвеска из золота с эмалью, в центре - скарабей из оникса.
Ок. 1865. Скарабей - египетский мотив — в данном случае прикреплен на шарнире, и на обороте у него вырезан женский профиль. Эклектики добавляет и оправа, выполненная, скорее, в стиле этрусских украшений.
183

243. Золотой браслет с рубинами и бриллиантами. Ок. 1860. Украшение отличного качества. Мотив шахматной доски часто использовался в ювелирных изделиях этого периода.
244. Золотой браслет с бриллиантами. Ок. 1860. Центральное звено с бриллиантами отстегивается и может использоваться как брошь звенья, похожие на гофре, Н характерны для этого времени ил. 247). Овальные бриллиантовые броши с четьгрехлистниками и пальметтами были очень популярны и часто снабжались застежками, позвол я тощи мм носить их также на браслетах. Браслеты Все также модно было носить по два-три браслета на каждой руке. Типичны были золотые браслеты, по плетению похожие на корабельный канат - солидные с виду, нона самом деле легкие, а также подвижные золотые ленты с ювелирным центральным звеном или застежкой (ил. 243, 244, 247-249). Интерес к эпохе Ренессанса выразился в появлении браслетов из прямоугольных звеньев с эмалью, часто ажурных, украшенных самоцветами, а также золотых и эмалевых запястий скульптурной формы (ил. 258). Греческое и этрусское влияние привело к появлению браслетов с прямоугольными золотыми пластинами, украшенными тончайшей грануляцией и витой проволокой, браслетов с эмалями, старинными монетами и камеями в простых золотых оправах, а также браслетов из звеньев-розеток (ил. 252-255, 264). Самым модным украшением для рук в х годах стали так называемые запястья. Обычно запястья изготавливались в форме широкой золотой ленты, в центре которой располагался круглый, обычно отстегивающийся, декоративный мотив с самоцветами или эмалью, либо полностью усыпанный кабошонами или камнями с огранкой или. Широкие золотые запястьях годов могли быть покрыты гравировкой с ассирийскими или греческими узорами успешно использовались также эллинистические мотивы в виде головы овна. Лицевую часть запястий в археологическом стиле часто украшали римские мозаики (ил. 267). Замкнутые и незамкнутые запястья с бриллиантами и жемчугом в сочетании с полудрагоценными камнями обычно были шире, чем похожие по дизайну запястья последних двух десятилетий XIX века, с несколькими рядами жемчужин и самоцветов.
184

245. Золотой браслет с бирюзой и бриллиантами, в футляре от «Ханта и Роскелла».
Ок. 1860-1870. В то время к браслетам часто прикрепляли подобные подвески, однако очень немногие из них сохранились в первозданном виде. Обратите внимание на калиброванные кусочки бирюзы.
246. Золотой браслет с рубинами, черным жемчугом и бриллиантами работы Морела. 1858. Очень редкий и нетипичный пример сочетания камней и полностью золотой оправы. Узор в виде решетки оставался популярным на протяжении двух десятилетий.
247. Золотой браслет с бирюзой и бриллиантами. Ок. 1860-1870. Еще один пример браслета со звеньями гофре и отстегивающимся центральным элементом по бокам центрального кластера можно заметить застежки, позволяющие снимать боковые элементы.
185

248, Золотой браслет с эмалью и самоцветами, в центре - изнаночная инталия из аметиста с изображением льва. Ок. 1865-1870. Изнаночную инталию называют также негативом камеи сюжет вырезается с оборотной стороны камня, поэтому с лицевой стороны камень выглядит цельным. Эмалевое обрамление в хольбейнском стиле. Браслет в форме золотой ленты иначе назывался «жаретьер» (подвязка.
249. Браслет-жаретьер из золота с бирюзой и бриллиантом. Ок. 1865.
250. Браслет с карбункулами (альмандиновый гранат) и бриллиантами, в футляре от
«Ханта и Роскелла». Ок. 1865. Звенья из резных карбункулов сзади оправлены золотом, что добавляет изделию прочности и усиливает светоотражение.

251. Украшения из золота с микромозаиками работы Кастеллани. Ок. 1870. Девять медальонов, составляющих браслет, посвящены христианским символам в византийском стиле. На броши мозаичный узор подчеркнут золотой нитью. Кастеллани прилагал много усилий к развитию искусства мозаики, поэтому в его изделиях мозаики выполнены с редкой тщательностью.
252. Золотой браслет работы Кастеллани. Ок. 1860. Каждое звено браслета в виде типичного для Кастел­
лани мотива, который он использовали в брошах ил. 191). Фотография оборота одного из звеньев показывает, что каждое звено подписано и снабжено петлями, позволяющими носить их по отдельности как броши. На фотографии лицевой части отдельного звена видны сильные повреждения, что значительно снижает цену изделия.
187

252.
253. Золотой браслет работы Кастеллани, по дизайну схожий с браслетом на ил lol, нов значительно лучшем состоянии. Ок. I860.
254. Золотой браслет с инталиями из поделочного камня работы Пьерре из Рима в археологическом стиле. Ок. 1860. Можно суверенностью утверждать, что все инталии неоклассические (нач. XIX в, кроме той, что вырезана из гематита (вторая сверху) - это современная замена утраченного элемента.
255. Золотой браслет с мелким жемчугом и сердоликом работы Кастеллани. Ок. 1860-1865. В данном изделии Кастеллани использовал старинные камни. Обратите внимание на их обрамления свитой проволокой и грануляцией.
188

256. Золотой браслет с эмалью, рубинами, агатами и бриллиантами работы Карло Джулиано, подпись «C.G.». Ок. 1865. Этот восхитительный браслет подчеркивает мастерство Джулиано в использовании черно-белой эмали и резных агатов. Нехарактерной для работ Джулиано этого периода является приглушенная цветовая гамма и экономное использование мелких рубинов.
257. Раздвижное запястье из золота с эмалью и самоцветами работы Карло Джулиано, подпись
«C.G.». Ок. 1865. Изумительный пример детализированных эмалей Джулиано, которые крайне мало кому удавалось повторить. Кабошон из зеленого циркона, скорее всего, выбран из-за его необычного цвета, а не из-за стоимости, как и два карбункула
(альмандиновые гранаты. Выбери мастер изумруды и рубины, и изделие стало бы гораздо более дорогим.
258. Золотой браслет с эмалью и самоцветами работы Карло Джулиано, подпись «C.G.». Ок. 1870. Типичный пример хольбейнского дизайна, практически не оставляющий сомнений в авторстве изделия. Остроугольные оправы-ободки напоминают о XVI в, как и разноцветная эмаль, однако оригинал времен Ренессанса был бы гораздо более низкого качества.
189

259. Золотой браслет с эмалью, коричневыми цирконами и зелеными бериллами работы Карло
Джулиано, подпись «C.G.». Ок. 1870. Джулиано снова отдает предпочтение полудрагоценным камням из-за их цвета, хотя другие ювелиры постарались бы увеличить стоимость изделия, использовав изумруды и бриллианты. Обратите внимание на изысканный готический дизайн.
260. Золотой браслет с использованием шести пластин «шакудо». Ок. 1875. В середине х в Европе стало модным вставлять японские миниатюры из металла в ювелирные украшения.
261. Бриллиантовый браслет. Возможно, ок. 1870-1880. Крупный камень в центре огранен по новой технике, в отличие от громоздких камней по бокам.
190

262. Золотое запястье с изумрудами и бриллиантами.
Ок. 1870-1875. Обратите внимание на куполообразный центральный элемент, украшенный звездой и полумесяцем. Одновременное использование изумрудов и бриллиантов нехарактерно для украшений подобного типа.
263. Раздвижной браслет из золота с бирюзой и бриллиантами. Ок. 1870. Такой незамысловатый дизайн с раздутой лицевой частью оставался популярным в течение некоторого времени.
264. Золотой браслет работы Кастеллани в этрусском стиле со скарабеями из сердолика, скопированными с египетских оригиналов, украшенный витой проволокой и грануляцией.
Ок. 1860.
265. Раздвижное запястье из золота с карбункулом
(альмандиновый гранат) и бриллиантами. Ок. 1865. Типичные для этого периода мотив подвязки и гранат с инкрустированной бриллиантовой звездой.
191

266. Золотое запястье с аметистом и эмалью работы Филлипса с Кокспур-стрит, в археологическом стиле.
Ок. 1870. В центре - инталия из аметиста с поддельной подписью Амфороса, сделанной греческими буквами. Ранее инталия была частью коллекции резных камней князя Станисласа Понятовского (1754-1838), в которую входил 2601 камень, причем примерно 1600 из них были подписаны именами греко-римских резчиков. Несмотря на сомнение в подлинности ее экземпляров, коллекция была продана Домом «Кристи» в Лондоне в 1839 г. У князя Понятовского работали такие знаменитые резчики, как Пичлер, Цербара и, возможно, Джирометти. На увеличенном снимке запястья отчетливо видно клеймо Филлипса, состоящее из двух Р.
267. Откидной браслет из золота с римской микромозаи­
кой. Ок. 1880. Устранение повреждения на мозаике стоит очень дорого, скорее всего, повреждение будет прогрессировать. Такие браслеты были очень популярны в х гг., и до наших дней их сохранилось немало. Качество работы позолоту и микромозаики варьируется от грубого до превосходного, как в данном случае. Экземпляр на ил. 267 находится примерно посередине.
Микромозаика, изображающая Аполлона на солнечной колеснице в окружении Часов и с Авророй впереди, воспроизводит фреску, написанную
Гвидо Рени приблизительно в 1612 г. в палаццо Паллави- чини Роспиглиози в Риме.
192
Кольца Кольца по-прежнему делались с кластером из камней в форме цветка либо в форме дуги. Позднее среди них стали встречаться золотые полосы с рядом расположенных по размеру камней, с мотивом лодочка или маркиза либо со звездой из трех бриллиантов или цветных камней (ил. 268). Кольца с одним камнем обычно изготавливались в форме широкой золотой полосы, которая в центре разделялась и превращалась в розетку скреплениями, удерживающими камень на месте. В 1875 году новинкой стали цыганские кольца они состояли из полосы золота, в которую самоцвет утапливался так глубоко, что его верхняя грань оказывалась вровень с поверхностью металла (ил. 268). Помимо того, что этот дизайн был привлекательными модным, такая оправа защищала самоцвет и позволяла маскировать дублеты и композитные камни. Встречались также плоские золотые кольца в форме змеи, иногда с глазами из драгоценных камней или. Памятные кольца обычно принимали форму золотой полосы, окруженной плетением из волос или украшенной жемчугом и черной эмалью (ил. 271).
268. Кольца из золота с самоцветами в форме дуг, розеток, полос, ремней с пряжкой и лодочек.
Ок. 1870-1880. Многие камни в цыганской оправе с мотивом звезды.
269. Золотое кольцо с сапфиром 270. Золотое кольцо с рубинами и бриллиантами, 271. Памятное кольцо из золота и бриллиантами в форме свернув- в форме двух переплетенных змей. Ок. 1870. с черной эмалью, жемчугом шейся змеи. Подписано «1876». Такие кольца были в моде до конца XIX в. и бриллиантом. Ок. 1870-1880.
193
ГЛАВА ПЯТАЯ С 1 8 8 0 ПО ГОД конце XIX века технический прогресс и механизация сделали украшения доступными большему количеству покупателей, при этом снизив их качество. Медальоны и браслеты этого периода изготавливались из низкопробного золота грубой работы и были все на одно лицо, так что меньше всего к ним подходило определение ювелирные изделия. Немодно стало носить помногу украшений одновременно, утрачивали популярность гарнитуры из штампованного золота. Такое положение наблюдалось по всей Европе. Вначале х годов модницы, пресытившись чередой археологических стилей и украшениями, в которых напер вом месте были историческая достоверность и сложные техники, на время совсем отказались от ювелирных изделий. В Англии ситуация усложнялась еще и протестом против избыточности викторианского стиля, его кичливости и ограничений. Последовательницы эстетического движения отказались от изысканных туалетов в пользу простых платьев, с которыми они носили обыкновенные янтарные бусы в почете у них были также индийские украшения из камней необычной огранки или неограненных, а также с изображениями индуистских божеств из чеканного золота и серебра (ил. 157). Днем носили украшения небольшие, нежные, непритязательные, на некоторое время бриллианты из дневной носки оказались исключены. На балы, придворные и официальные собрания по-прежнему надевались роскошные драгоценности, нов умеренных количествах предпочтение отдавалось одному изысканному украшению с качественными камнями, а не нескольким посредственным. Между 1887 и 1890 годами в Англии носили столь мало драгоценностей, что многие ювелиры оказались на грани разорения, однако полностью отказываться от украшений публика не собиралась,-и в х годах ювелирное дело снова процветало, хотя и не так бурно, как раньше. Желание порвать с традициями, вернуться к авторским украшениям нашло подлинное воплощение в изделиях французских ювелиров, приверженцев стиля ар нуво модерна. Этот стиль, высокохудожественный, декоративный, богатый, пикантный, пышный, как нельзя лучше соответствовал главной функции драгоценностей - подчеркивать женскую красоту. Эпоха ар нуво в ювелирном искусстве продлилась недолго, с 1895 погоди хотя стиль этот был силен в первом десятилетии XX века, его зарождение, развитие и расцвет пришлись наконец века. Лейтмотивом стиля ар нуво была природа как воплощение женственности, и хотя природные мотивы были популярны в течение всего
XIX века, теперь они приобрели абсолютно новый характер, утратив стремление к точности воспроизведения и открывшись навстречу воображению и творческому переосмыслению. Искусство ар нуво напоминало о природе, а не копировало ее. Приход ар нуво в ювелирное дело был бы невозможен без Оскара Массина сего увлечением ботаникой и без японского искусства, изображающего природу в стилизованном виде с использованием асимметричных плавных линий. Основными сюжетами для украшений в стиле ар нуво стали природные мотивы, традиционные для XIX века цветы, насекомые, змеи и животные. Однако теперь они воплощались в новых, свободных, полных воображения формах насекомые, В

Жан-Луи Машар. Перед балом. 1891
«Сотби»
194

195

272. Бриллиантовое ожерелье. Кон. XIX в. Как и большинство ожерелий того времени, может использоваться как тиара - специальное крепление прилагается. Кроме того, семь мотивов с завитками, составляющие ожерелье, отстегиваются друг от друга, превращаясь в броши. вполне узнаваемые в х годах, в х превратились в фантастические создания. Бабочки, стрекозы, цикады и пауки стали неповторимыми и изысканными (ил. 299). Змеи, сих гибкими телами и радужной чешуей, служили символом жизни, вечности, сексуальности. Мотивами для украшений стали орхидеи, лилии, мимозы, хризантемы, одуванчики, подсолнухи, маки и омелы. Растения и цветы, водоросли и морские обитатели, сих извилистыми формами и линиями, напоминали о жизни, движении, неразрывной связи рождения и смерти или. Растения изображались не только в полном цвету, но ив виде ростков, бутонов и увядающих соцветий, символизируя периоды жизни юность, зрелость и старость.
196
Павлины и павлиньи перья, лебеди и ласточки благодаря своим элегантным формам как нельзя лучше вписывались в извилистые чувственные узоры на разноцветных эмалях или. Самой значительной инновацией стало появление в ювелирных изделиях женских образов. В течение веков они встречались разве что на камеях, инталиях и миниатюрах, очевидно, по той простой причине, что ни одной женщине не хотелось украшать себя изображением другой. Что же касается ар нуво, то женщина, ее профиль и обнаженное чувственное тело стали подлинными его эмблемами, и дамы конца XIX века - эпохи прекрасной дамы
273. Бриллиантовое ожерелье. Ок. 1890. Ланцетовидные мотивы характерны для этого периода. Ожерелье может носиться и как тиара, если вывернуть его и прикрепить к специальной рамке.
197

(fin de siecle), - озабоченные вопросами положения женщины в обществе, носили такие драгоценности с энтузиазмом или. В ювелирных изделиях стиля ар нуво материалы и мотивы оказались подчинены природе и ее законам. Материалы выбирались так, чтобы подчеркнуть художественную ценность изделия, а не увеличить его стоимость. Рог, опал, эмаль, лунный камень, стеклянная паста, халцедон, хризопраз, агат и жемчуг оттеснили на задний план бриллианты и цветные драгоценные камни или. Излюбленной техникой ювелиров, работавших в стиле ар нуво, была эмаль, для изготовления которой применялись старинные техники и изобретались новые. Оконная эмаль «piqua-a-jour», которую еще в 1568 году упоминал Бенвенуто Челлини, и, возможно, знали в Византии, возродилась к жизни стараниями мастеров ар нуво. Это сложная, но весьма эффектная техника, похожая на перегородчатую эмаль, при которой оборотная сторона изделия оставляется открытой так, что свет, проникая сквозь нее, придает эмали сходство с витражным стеклом или. Настоящим гением эпохи ар нуво был Рене Лалик (1860-1945), чьи новаторские идеи переняли ювелиры Европы и Америки. Ранние работы Лалика, продававшиеся домами Бушерона, Картье и Веве, были в обычном натуралистическом стиле. Однако он быстро начал привносить в них фантазию и оригинальность в хи начале х годов он посвятил себя изучению различных техник эмали и начал вырабатывать свой собственный, абсолютно оригинальный стиль, в котором идеально сочетались оригинальные и изысканные идеи и отточенное техническое мастерство. В результате его коллекция, представленная в 1895 году на выставке французского Художественного общества, произвела настоящий фурор. Публика была покорена нежными гибкими линиями женских фигур, бабочек и насекомых, изображенных на его изделиях. Слава Лалика росла и крепла, вскоре его уже считали спасителем ювелирного дела во Франции, обратившим вспять его устаревание и отмирание. Лалик с триумфом выступил на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, его драгоценности были известны по всему миру, их копировали, им подражали или. К концу XIX века многие прославленные парижские ювелирные фирмы отдали предпочтению стилю ар нуво: Веве, Фуке, Гайяр, Готре или. Одновременно возникла целая индустрия, которая копировала новые идеи, создавала бледные копии работ знаменитых ювелиров, тем самым разрушая дух ар нуво и приближая конец этого движения, основанного на творчестве, оригинальности и воображении. Работы Анри Веве (1854-1942) в стиле ар нуво прославились благодаря идеальному качеству эмалей и работы позолоту. Его украшения были свежими, оригинальными, в них наиболее полно использовались новые для ювелирного дела мотивы женских образов. Жорж Фуке (1862-1957), сын Альфонса Фуке (1828-1911), вслед за отцом развивал идеи ар нуво и к концу XIX века организовал производство удивительных украшений с оконной эмалью. Благодаря недолгому сотрудничеству с Альфонсом Мухой
(1860-1939), известным чешским художником и дизайнером, в его изделиях появились необыкновенные, полные театральности, орнаменты на эмали в экзотическом, восточном духе на такие украшения хотелось скорее смотреть, чем носить. Это увлечение Фуке продлилось до 1908 года, затем театральные и растительные мотивы почти исчезли из его произведений, ив дальнейшем он работал в умеренном и строгом эдвардианском стиле (ил. 449). Примерно тогда же во Франции возродился интерес к работе медальеров. В конце х годов среди ювелиров, использовавших медали в своих изделиях, наиболее
198 198
известным был Луи Десбазай. Большим успехом пользовались созданные им браслеты и броши с пластинками из литого золота, на которых можно было увидеть аллегорические фигуры, олицетворяющие искусства и времена года в классическом духе, изображенные плавными линиями в стиле ар нуво (ил. 408). Стечением времени влияние нового стиля на эту технику росло, и на рынке появлялось все больше круглых подвесок с изображениями женских головок, поднимающихся из воды или цветов, с каплями и лепестками в длинных струящихся волосах, с бриллиантовыми украшениями эти элегантные изделия времен ар нуво оставались в моде еще ив начале
XX века (ил. 381). В германии это течение, по-немецки называвшееся «югендстиль», достигло расцвета в конце х годов и поначалу просто следовало за идеями французских ювелиров ар нуво. Затем в нем появились отличительные черты роскошь и выраженный символизм. Цветы изображались свежими и пышными, в отличие от увядающих, к которым были неравнодушны французы. Позже, между 1900 и 1905 годами, в качестве реакции на символизм и избыточность растительных мотивов в ювелирном деле укрепились геометрические и абстрактные формы, предвосхитившие геометричность стиля ар деко. Извилистые линии природных мотивов заключались в стрельчатые, арочные контуры или в смягченные прямоугольные и треугольные формы. Изделия
Фарнера (1868-1929) и Хирцеля (род. 1864) были ближе к основательному дизайну х, чем к изящным изгибам украшений концах годов. В Австрии бунт против традиций выразился в том, что от Венской Академии откололась группа художников, основавших в 1897 году новую организацию под названием Венский сецессион». Целью сецессионистов была функциональность в дизайне построек и предметов, достигаемая путем упрощения их формы и отказа от избыточных декоративных деталей. Украшения превращались в набор квадратов и прямоугольников со стилизованными листьями и цветами, лепестки которых загибались с геометрической точностью. Эти признаки свидетельствуют о связи Венского сецессиона» с творчеством шотландского архитектора и дизайнера Чарлза Ренни Макинтоша
(1866-1928). Ар нуво в различной степени повлиял на развитие искусства в большинстве европейских стран. В Бельгии это влияние было особенно заметно в работах Хенри ван де Вельде (1863-1957). В Скандинавии Георг Хенсен (1866-1935) создавал изделия из серебра со стилизованными природными мотивами. На ювелирном деле в Италии этот стиль сказался мало, разве что Мюзи из Турина работал в упрощенном французском духе. В Испании Луис Масриера (1872-1958) создавал изделия в стиле, близком к Лалику (ил. 387). В Англии отторжение устаревших форм и традиций выразилось в появлении движения Искусств и ремесел и проходило немного другими путями, хотя в тех же целях создавать украшения, ценные с художественной, а не рыночной точки зрения, и прекратить механизацию. Истоки этого движения можно обнаружить в середине
XIX века, когда впервые прозвучали голоса против механизации и массового производства. Тон движению задавал Джон Рёскин (1819-1900), а лидером его вскоре стал
Вильям Моррис (1834-1896). Ненависть Морриса к использованию машин в производственном процессе негативно сказалась на судьбе Искусств и ремесел, таки не дав движению развиться в полную силу. Целью движения Искусств и ремесел было возрождение старинной традиции, когда украшения разрабатывались и изготавливались одними тем же человеком, или, точнее, одними тем же художником. Отвергалась специализация, а вместе с ней и разделение на дизайнеров и изготовителей. К сожалению, художникам не хватало
199
специальных навыков обработки драгоценных металлов, крепления камней, нанесения эмалей, поэтому даже в лучших образцах, созданных приверженцами этого движения, заметен любительский подход к работе с материалами. В этом смысле отказ от машин в мастерских Искусств и ремесел сыграл не на пользу движению, сильной стороной которого тем не менее остается свежий, новаторский и основательный подход к дизайну. По образу и подобию мастерских времен Ренессанса в х годах создавались гильдии и школы, где художники совместно обучались различным видам искусства. Что касается ювелирного дела, идеальным произведением считалось украшение из недорогих материалов, чьи свойства использовались предельно выигрышно, а нес драгоценными камнями, сияющими благодаря своей огранке и выбивающимися из общей концепции изделия. Золоту предпочитали серебро, ограненным драгоценным камням - полудрагоценные кабошоны. Широко использовались перламутр, эмаль и бирюза. Самыми популярными украшениями были ожерелья, обычно в духе Ренессанса, состоящие из звеньев-петель, зачастую с включениями из полированной гальки или речного жемчуга, одетых в тонкие металлические сетки. Роберт Эшби (1863-1942) создавал прекрасные изделия с природными мотивами, близкие по духу к французскому ар нуво (ил. 425). Его имя в первую очередь ассоциируется с мотивами павлинов и павлиньих перьев из серебра с эмалью, бирюзой и опалами. Артур Гаскин (1862-1928) и его жена Джорджи (1868-1934) изготавливали чудесные композиции, включающие стилизованные листья и цветы из серебра с эмалью, бирюзой и опалами (ил. 303). Генри Вильсон (1862-1934) выполнял украшения, в которых символизм и аллегории воплощались в чеканке и искусных эмалях. Под влиянием японского искусства он создавал также и прелестные стилизации природных мотивов. Его успех отчасти связан и стем, что он, вопреки правилам движения Искусств и ремесел, доверял изготовление украшений по своим эскизам профессиональным ювелирам. Фирма Либерти и К прославилась тем, что сделала авторские украшения доступными широкой публике, умело сочетая принципы дизайна движения Искусств и ремесел с качественным массовым производством изделия этой фирмы были одновременно модными, красивыми и доступными по цене. В Либерти продавались украшения, разработанные несколькими художниками под общей маркой «Кимрик». Большую часть этих украшений создал Арчибальд Нокс (1864-1933), характерным признаком работ которого были узлы и переплетающиеся ленты в кельтском духе или. Основными конкурентами Либерти были «Мюррль Беннет и К, производившие изделия, схожие по дизайну с маркой «Кимрик», и познакомившие англичан с германскими украшениями, выполненными в духе направления «югенд- стиль один из владельцев фирмы, Эрнст Мюррль, немец по происхождению, поставлял для нее украшения из германского города Пфорцхейма. Сильное влияние на немецкие и австрийские ювелирные изделия, выполненные в «югендстиле» оказала Школа дизайна Глазго под руководством Чарлза Ренни Макинтоша. Редкие драгоценности, созданные в ее стенах, были сильно стилизованными, в них прямоугольные мотивы складывались в извилистые линии, типичные для шотландской школы дизайна эти изделия больше соответствовали умеренному европейскому вкусу, чем идеалам движения Искусств и ремесел. Новое направление в искусстве распространилось не только по Европе в США ювелирные фирмы «Тиффани и К и «Маркус и К работали в стиле, близком к Ла- лику, и специализировались на авторских драгоценностях с использованием эмали, выемчатой и оконной, и полудрагоценных камней или Параллельно с новаторскими стилями развивалось и традиционное ювелирное искусство, иногда в нем проявлялось влияние ар нуво, привносившее в изделия легкость и гибкость, хотя в основном это была переработка старых мотивов (ил. 382-384). Натурализм развился до предела, в х годах создавались самые прекрасные, идеально исполненные ботанические украшения роскошные, усыпанные бриллиантами, они плохо держались даже на плотных корсажах вечерних платьев. Ювелиры, казалось, забыли, что украшения должны быть еще и практичными, а непросто качественными и трехмерными или. В х годах женские платья служили для того, чтобы подчеркивать, а не скрывать, достоинства своей обладательницы - их шили из тончайших тканей, кружев, тюлей, собранных в прелестные драпировки. В соответствии с этой модой украшения постепенно становились легче и мельче. В конце х в моду вошли броши в форме полумесяца, и именно эта форма сохраняла популярность на протяжении х годов. Носили их на тюлевых и кружевных шарфах, а также в прическах, на специальных креплениях, которые практически всегда продавались вместе с украшением или. В это же время модными стали и звезды, во множестве украсившие женские прически и корсажи. Более изысканные по дизайну и трехмерные, в отличие от их предшественников, появившихся в х годах, они оставались на пике популярности вплоть до конца ХГХ века или. Насекомые, впервые воплотившиеся в ювелирных изделиях в х годах, в конце
XIX века снова оказались в моде мушки, пчелки и бабочки в больших количествах украшали вороты и прически вперемешку со звездами и полумесяцами или. Бесцветные сверкающие бриллианты идеально соответствовали стилю х годов, в х они снова стали популярны. К этому времени на рынке они были представлены в достаточных количествах, соответственно, при выборе ориентировались на их качество дамы предпочитали носить один крупный, впечатляющий камень вместо нескольких незначительных. В центре внимания был сам камень, а не его обрамление полностью исчезли тяжеловесные оправы, их заменили тонкие открытые ободки и незаметные зубцы, позволявшие свету беспрепятственно проникать внутрь бриллианта. Тонкие, но прочные нити пришли на смену тяжелым цепям ожерелий (ил.
295). Оправы с грануляцией теперь применялись во всех видах драгоценностей в упрощенном варианте это были обрамлявшие бриллианты ободки с наружной поверхностью, усыпанной крошечными шариками (ил. 281). Пока бриллианты были редки, гранильщики старались максимально сохранять вес камней. В результате экономной огранки валиком камни становились тяжеловесными и не могли в полной мере проявить свои качества, в частности высокую дисперсию. Чтобы позволить свету проникать в камень, отражаться от нижних граней и рассыпаться на все цвета радуги, требовалось изменить огранку. Новая, бриллиантовая, огранка предполагала, что камень будет тоньше, круглой формы и с площадкой размером с острие булавки. При этом утрачивалось около 50% от неограненного алмаза. Несмотря на то, что в последние десятилетия ХГХ века бриллианты использовались широко, мода сосредотачивалась, в основном, на различных самоцветах. Кашмирские сапфиры появились на рынке вначале х годов американские сапфиры из Монтаны, бледные, с металлическим блеском, начали поступать десятью годами позже. Зеленые демантоидные гранаты насыщенного яблочного оттенка, обнаруженные в уральских горах в 1860 году, часто использовались для натуралистических украшений хи х годов (ил. 335-337). Весьма модным в конце XIX века было сочетание опалов и бриллиантов.
201
Сэр Люк Файлдс. Александра, супруга короля Эдуарда VII, в бытность принцессой Уэльской. 1894. Национальная портретная галерея. В х годах на рынке появились редкие черные опалы из Квинсленда, которые, вопреки своему названию, демонстрировали богатую гамму насыщенных оттенков ил. 304). Лунный камень ювелиры использовали как в уникальных авторских украшениях или, таки в менее дорогих изделиях его гранили кабошоном или украшали резьбой, а затем помещали в центр броши или на головку булавки для галстука. Оливины в обрамлении бриллиантов или мелкого жемчуга превращались в подвески и ожерелья с узором из завитков (ил. .291). В х годах излюбленной альтернативой дорогостоящим бриллиантам стали жемчужины - целые или половинки их нежный блеск лучше всего подходил к пастельным оттенкам платьев, модных в последнее десятилетие XIX века. Повальное увлечение жемчугом распространилось по всей Европе модницы носили сразу несколько жемчужных нитей на шее ив волосах, сочетая их с бриллиантовыми украшениями. Опал, кошачий глаз из хризоберилла, тигровый глаз и лабрадорит покрывали резьбой или гранили кабошоном, чтобы подчеркнуть их достоинства или. Золотые самородки и речной жемчуг из Шотландии и с берегов Миссисипи привлекали ювелиров своими неповторимыми формами. В х годах недорогие повседневные украшения часто изготавливались из серебра. В больших количествах появлялись цепочки и ожерелья, медальоны с гравировкой и броши машинной штамповки с именами, памятными датами и клятвами, например
«Mizpah» (я всегда буду рядом с тобой) (ил. 366). Укреплялась популярность изделий с обыденной и спортивной тематикой, появившихся в прошлом десятилетии. Практически любые представители животного и растительного царства, предметы, связанные с охотой, верховой ездой, рыбалкой и гольфом, становились мотивами для ювелирных изделий или. Анютины глазки и клевер, корзиночки с цветами, собаки и лошади, шпоры и уздечки, подковы, лисы, велосипеды, яхты, щиты, клюшки для гольфа, удочки превращались в броши, головки булавок и запонки, которыми в обязательном порядке должен был обладать модный джентльмен или. Приятные пожелания, даты и имена, выложенные из бриллиантов, принято было носить в память о различных событиях или. Общепринятым мотивом для брошей и колец были сердечки или пары сердечек, увенчанные короной или бантом, полностью состоящие из бриллиантов или из цветных камней в бриллиантовой рамке или. Траурные украшениях годов были предельно строгими и состояли, в основном, из черного эмалевого поля с крестом или символической незабудкой из половинок жемчужин или бриллиантов. К концу XIX века траурные обычаи смягчились, и женщины в этот период просто ограничивали количество украшений или не носили их вовсе, оставляя разве что одну нить жемчуга или небольшое кольцо с бриллиантом. Обзор ювелирного искусства конца XIX века был бы неполным без упоминания о Карле Фаберже, знаменитом русском ювелире. Из-под его рук вышло немного украшений, в основном, это были фигурки животных и вазы из поделочного камня с резьбой, пасхальные яйца с эмалью и самоцветами, рамки, шкатулки и часы. Его изделиям свойствен пышный и вычурный стиль французского рококо, смягченный эмалями и гирляндами лавровых листьев, отчеканенных из красного, желтого и зеленого золота. В некоторых произведениях Фаберже заметно влияние ар нуво, однако они достаточно скромны и невыразительны, это просто изделия с кабошонами - аметистовыми и сапфировыми - в рамке из бриллиантов. Его работы, начиная с миниатюрных пасхальных яиц-подвесок и до крупных объектов с драгоценными камнями, отличаются высочайшим качеством (ил. 401).
202

203

274. Тиара с жемчугом и бриллиантами. Поел. четв. XIX в. Все элементы могут использоваться по отдельности как броши. Тиары и украшения для волос Тиары были очень модны в последние два десятилетия XIX века, поэтому многие ожерелья снабжались негнущимися металлическими рамками, чтобы их можно было носить на голове. Это позволяло обладательнице ожерелья превращать его в тиару, если таковая требовалась для торжественного приема. Обычно тиары имели форму градуированного ряда зубцов, трилистников или мотивов в форме лиры (ил. 275). Точно также бриллиантовые тиары с мотивами цветов, звезд и полумесяцев, изготовленные в х годах, могли превращаться в броши и украшения для волос, их отдельные элементы носили на корсаже или в прическе в случаях, когда надевать тиару не было необходимости (ил. 276). Тиары с цветочными мотивами конца XIX века часто разделялись натри или более элемента, которые можно было носить в качестве брошей или украшений для корсажа ил. 274). Изготавливались также тиары в форме изысканных бриллиантовых завитков

275. Бриллиантовая тиара, дизайн выглядит легким благодаря использованию проволоки.
Ок. 1890. Этот образец можно использовать и как ожерелье, что было важной деталью для покупателя, поскольку тиары надевались в этот период достаточно редко. или фестонов, часто возвышающихся над кластерами бриллиантов и увенчанных бриллиантами в форме груши или каплевидными жемчужинами (ил. 277). Тиары строгого дизайна имели форму гирлянд или венков из лавровых листьев (ил. 281). В х годах Европу охватила мода на тиары в духе русской императорской короны. По дизайну они походили на кокошники состояли из градуированного ряда поставленных вертикально ланцетовидных мотивов листьев (ил. 280). Булавки и броши в хи х годах перекочевали в прически обычно ими закалывали волосы надо лбом или над шиньоном, сих помощью закрепляли плюмажи и розетки из тюля и кисеи. Вечерние прически в изобилии украшали бриллиантовыми бабочками, жуками, звездами, полумесяцами, трилистниками, ласточками, парами сердечек, подковами и бантами. Тиары и украшения для волос в стиле ар нуво изготавливались, как правило, из необычных материалов, например рога и эмали, а их формы были продиктованы фан­
тазийным подходом к природе, характерным для этого стиля или. Бриллиантовая тиара. Ок. 1890.
276. Бриллиантовая тиара. Поел. четв. XIX в каждый из цветков можно снять с рамки и носить как брошь. На иллюстрации показаны типичные застежки для брошей, прилагавшиеся к подобным украшениями прекрасный образец сафьянового футляра фирмы «Хант и Роскелл».
207

278. Тиара с бриллиантами и черным жемчугом работы Рене Лалика. Ок. 1900.
279. Бриллиантовая тиара в форме листьев папоротника - великолепный пример натурализма в его высших проявлениях. Крупный бриллиант огранки валик, смонтированный с дрожью по центру изделия, должен был улавливать и отражать недавно изобретенный электрический свет. Это, несомненно, французское украшение было, скорее всего, изготовлено парижской фирмой «Бапст и сыновья, о чем свидетельствует подпись на подкладке оригинального футляра.
208

280. Бриллиантовая тиара-ожерелье. Ок. 1890. Классический вариант русской тиары, напоминающей кокошник.
209

281. Бриллиантовая диадема. Ок. 1890-1900. По дизайну напоминает стиль ампир. Обратите внимание на грануляцию оправы крупных камней типичный признак украшений конца XIX в.
282. Украшение для прически с полихромной эмалью и бриллиантами работы Люсьена Гайяра
Ок. 1900.
283. Тиара из рога с эмалью работы Рене Лалика.
Ок. 1900. Рог - материал для ювелирных изделий необычный, однако Лалик использовал его в весьма эффектных сочетаниях с эмалью и драгоценными камнями.
210

284. Гребень с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1890. Верхнюю часть изделия можно носить как брошь. Гребни Гребни, как правило, были вертикального дизайна, немного длиннее и тоньше, чем в предыдущем десятилетии, причем это распространялось на изделия, изготовленные как в традиционном ключе, таки в стиле ар нуво: вырезанные из необычных материалов, например рога, или с изысканными эмалями (ил. 285). В х годах в моду вошли небольшие гребни, которые нужно было носить прямо надо лбом, по центру их украшали жемчугом и бриллиантами и придавали им форму коронок или тиар с узором из завитков (ил. 284).
285. Гребень с золотом, рогом и аметистом работы
Рене Лалика. Ок. 1900. Обратите внимание на морских обитателей, вырезанных на поверхности рога.
211

286. Полупарюра из золота с эмалью и бриллиантами (снимок с увеличением. Ок. 1890. Нанесение опалесцирующей эмали пастельных тонов на рифленую поверхность характерно для украшений конца XIX в.
212

287. Полупарюра с жемчугом, эмалью и бршшиантами работы Л. Пэтре для Л. Гариода.
Ок. 1890. Брошь того же мастера. Ок. 1890. Во всех изделиях заметно влияние французской традиции использовать позолоту на мебели и рамах, распространенной в XVIII в.
Парюры Поскольку полные комплекты украшений, включающие ожерелье, броши, браслеты и серьги, вышли из моды, производство парюр фактически остановилось. Женщины предпочитали комбинировать броши и подвески, ожерелья и браслеты в соответствии со своими вкусами и модой в одежде.
По-прежнему носились полупарюры или, впервые появились крупные броши или украшения для корсажа с природными мотивами, разбирающиеся на небольшие элементы, которые можно было носить по отдельности как броши или украшения для волос.
213

288. Пара бриллиантовых серег. Ок. 1880-1900. Серьги Серьги в хи х годах были, в основном, небольшими. Для дневного ношения в х предназначались серьги из одной жемчужины в окружении мелких бриллиантов. Для вечерних выходов модницы предпочитали бриллиантовые серь­
ги-гвоздики различных размеров. В х годах в моду вернулись серьги с подвесками из жемчуга или бриллиантов, которые при движении улавливали свети отражали его. Очень популярны были серьги в форме каскада колоколоподобных цветочных мотивов, градуированных по размеру и прикрепленных последовательно, которые подрагивали и играли при каждом движении головы или. Новинкой стало появившееся вначале х годов крепление-зажим, позволявшее женщинам носить серьги, не прокалывая уши.
289. Пара серег с опалами и бриллиантами. Ок. 1880. Типичными для этого периода являются нежные мотивы бантиков и способ крепления опалов как отдельного элемента в центре рамки.
214

290. Пара серег с опалом и эмалью работы Рене Лалика в оригинальном футляре. Ок. 1900-1905.
215

291. Золотое ожерелье с оливинами и половинками жемчужин. Ок. 1890. Ожерелья с мелким жемчугом, подобные этому, производились в больших количествах в Англии в последние годы XIX в. В это время оливин пользовался большой популярностью. Ожерелья Среди самых распространенных видов ожерелий хи х годов было откидное ожерелье в виде градуированного ряда камней в оправах-ободках или из трилистников, соединенных тонкой проволокой. В зависимости оттого, было оно изысканным или простым по дизайну, его украшали бриллианты, топазы или оливины, а также жемчужины, целые или половинки. Типично для этого времени и ожерелье из цветочных мотивов, соединенных фестонами или растительными узорами, с бриллиантами и половинками жемчужин (ил. 295). В х годах предпочтение отдавалось нежными легким золотым ожерельям с завитками плавной формы, характерной для ар нуво, украшенным оливинами, аметистами, турмалинами и мелкими бриллиантами (ил. 291). В моде были и ривьеры, особенно из бриллиантов новой огранки в открытых оправах (ил. 293). Большинство ожерелий можно было носить и как тиары. Для этого переднюю часть бриллиантового ожерелья закрепляли на неподвижной основе, которая продавалась в комплекте с украшением в специальном футляре или. Ожерелье в форме ошейника было, пожалуй, самым характерным в этот период. Вечерние ожерелья такой формы могли состоять из одиннадцати-двенадцати рядов мелкого жемчуга с центральным элементом из золота с бриллиантами или из эмали с самоцветами в стиле ар нуво (ил. 305). Одновременно с ожерельем в форме ошейника дамы носили и другие ожерелья, обычно жемчужные нити разной длины и бриллиантовые ривьеры. Моду на ошейники и жемчужные нити ввела Александра, принцесса Уэльская, часто надевавшая ошейник из жемчуга и несколько жемчужных нитей с декольтированным платьем. Для дневного ношения предназначались ошейники из нежных
216

292. Золотое ожерелье с аметистами и бриллиантами. Обратите внимание на плоские золотые завитки. Ок. 1880. Франция.
293. Аметистовая ривьера с отстегивающейся подвеской-крестом. Поел. четв. XIX в. Ривьеры оставались модными на всем протяжении
XIX в. Обратите внимание на то, что сибирские камни вставлены в оправы-лапки.
217

294. Три ожерелья периода с 1875 по 1900 г.
295. Бриллиантовое ожерелье. Ок. 1890-1900. Обратите внимание на легкость и изящество дизайна, ставшие возможными благодаря использованию проволоки, на которой камни словно парят в воздухе.
218
кружев или бархата с центральным элементом из ажурных бриллиантовых узоров или с зажимами, украшенными растительными мотивами. Еще одним нововведением х годов стали длинные цепочки-«сотуары» из золота с жемчугом, бриллиантами или другими драгоценными камнями, часто с кисточкой на конце. Принцесса Александра обожала носить длинные жемчужные сотуары вокруг талии или приколотые к корсажу при помощи броши. Сотуары и ошейники оставались модными ив первые годы XX века. В последние два десятилетия XIX века часто носили бусы из кораллов, бирюзы и золотых шариков, а также ожерелья из некрупных звеньев из золота с самоцветами или эмалью или. Вначале х бусы из янтаря были практически единственным украшением, которое соглашались надевать последовательницы эстетического движения.
219 296. Золотое ожерелье с эмалью и самоцветами работы Карло и Артура Джу- лиано. Ок. 1895. Особенно удачный пример стиля Джу- лиано. Если сравнить его с работами их отца в главе 4, можно заметить, как сыновья отказались от традиций Ренессанса в пользу более тонкого, женственного дизайна.

297. Ожерелье из золота, мелкого жемчуга и эмали работы Карло Джулиано. Ок. 1890-1900. Пример популярного дизайна. Обратите внимание на монохромную эмаль и многочисленные ряды мелкого жемчуга.
220

298. Ожерелье из золота с эмалью и самоцветами работы Карло и Артура Джулиано. Ок. 1900. Свободная интерпретация растительных узоров может быть расценена как признание мастерами стиля ар нуво.
221

222 299. Золотое ожерелье с эмалью, прозрачной эмалью и лунным камнем работы Фреда
Партриджа для фирмы Либерти и К. Ок. 1900.

300. Стиль ар нуво распространился не только в Европе. В США он получил своеобразную и вполне самостоятельную интерпретацию в изделиях таких фирм, как «Тиффани и К и «Маркус и К. Для них характерно высокое качество работы позолоту, отчасти в византийском стиле, роскошные комбинации переливающихся разноцветных эмалей и использование нетипичных для ювелирного дела камней. Подвеска из золота с опалом, эмалью и бриллиантами и золотой браслет с опалом, сапфирами и деман- тоидными гранатами на иллюстрации - работы Маркуса. В отличие от изделий французских ювелиров в стиле ар нуво, они выглядят одновременно и массивными и подвижными.
223

301. Золотое ожерелье с эмалью, жемчугом и бриллиантами работы Карло и Артура Джулиано. Ок. 1890-1900. Завитки-полумесяцы, оттененные черной эмалью, характерны для их изделий этого периода.
302. Золотое ожерелье с эмалью и драгоценными камнями работы
Гиацинто Мелилло. Ок. 1900. По дизайну, это изделие скорее архаично, однако ренессансно-археологические мотивы были по-прежнему популярны в Италии. Красные камни - это синтетические рубины, а все изделие - один из первых образцов, в которых они использовались.
224

303. Золотое ожерелье с опалом, оконной эмалью и бриллиантом работы Л. Готре, в котором, по сравнению с полупарюрой (см. ил. 287), гораздо заметнее влияние стиля ар нуво. Ок. 1900. Брошь и подвеска работы Артура и Джорджи Гаскин. Ок. 1900-1905.
225

226

305. Ошейник из жемчуга с эмалью, опалом и бриллиантами работы Рене Лалика. Ок. 1900. Ошейники, введенные в моду принцессой Александрой, оставались популярными вплоть до начала Первой мировой войны.
304. Золотое ожерелье с опалами и мелким жемчугом работы Либерти и К. Обратите внимание, что черные опалы из нового месторождения в Австралии использованы вместе с материнской породой это характерная примега ювелирных изделий движения Искусств и ремесел. В дизайне заметны кельтские мотивы, проявляющиеся в британских украшениях стиля ар нуво.
227

306. Ошейник из золота с эмалью и бриллиантами Боярышник работы Лалика. 1902-1904. Решетку с камнями Лалик часто использовал в подобных изделиях. Обильное использование бриллиантов, которые чуть лине закрывают прозрачную эмаль, нехарактерно для других работ этого мастера.
307. Золотой ошейник с эмалью и бриллиантами работы Лалика. 1906-1908. Решетка, типичная для изделий Лалика, в данном случае элегантно украшена крошечными бриллиантами. Основной акцент делается на потрясающую эмалевую глицинию с прозрачно-зеленым стеблем, контрастирующим с бледно-голубыми и лиловыми цветами из прозрачной эмали.
228

308. Бриллиантовая брошь-подвеска в форме солнца с лу- 309. Брошь с жемчугом и бриллиантами в форме садящегося чами. Ок. 1880. Зачастую центральный кластер подобных солнца. Ок. 1880-1890. Речные жемчужины из шотландских украшений отстегивался, прикреплялся к ободку и исполь- рек, в особенности из Тая, переживали в это время короткий зовался в качестве кольца. период популярности. Броши Броши конца XIX века были меньше по размеру и тоньше по дизайну, чем в предшествующие десятилетия, их носили помногу одновременно, навороте или на кружевных и тюлевых шарфах, которыми оборачивали шею. По стилю и форме они могли не совпадать, главное, чтобы количество было достаточным. Более изысканные с художественной точки зрения, чем ранее, броши-звезды состояли теперь из шести, восьми, двенадцати или даже шестнадцати лучей, между которыми могли быть закреплены на проволоке отдельные камни. Самыми популярными были бриллиантовые звезды, однако успешно продавались и менее дорогостоящие изделия с жемчугом, опалами и лунным камнем (ил. 310-313). Броши-полумесяцы могли состоять из одного, двух или трех рядов камней, градуированных по размеру от центра, обычно из бриллиантов в сочетании с рубинами или сапфирами. Пользовались успехом и полумесяцы из опалов, жемчужин и лунного камня. Встречались и броши-полумесяцы, украшенные небольшой птичкой, трилистником или пчелкой (их дарили как напоминание о медовом месяце. Некоторые полумесяцы компактного дизайна в центре мог украшать мотив звезды или. Модными считались броши-солнца, полностью усыпанные бриллиантами или, и броши с анютиными глазками, лепестки которых могли быть из самоцветов или из бархата в обрамлении мелких бриллиантов. Огромной популярностью в х годах пользовались броши в форме бабочек, стрекоз, пауков, пчел и мух с бриллиантами и цветными драгоценными камнями или. Ласточки с эмалью и бриллиантами, бриллиантовые скрипки, кадуцеи, якоря и стрелы, лягушки и ящерицы с бриллиантами, опалами и демантоид- ными гранатами - вот краткий список прочих модных мотивов для брошей или. Брошь-подвеска в форме звезды работы «Блэк, Старр и Фрост». Ок. 1880. Это впечатляющее изделие выглядит достаточно тяжеловесным из-за больших размеров и обилия отлично подобранных и градуированных по размеру бриллиантов. История фирмы «Блэк, Старр и Фрост», одной из самых уважаемых американских ювелирных фирм, прослеживается до начала XDC в. К середине XIX в. фирма стала одной из крупнейших в ювелирном бизнесе уровня «Тиффани и Ка производила она в основном бриллиантовые украшения в европейском стиле. Насекомые как нельзя лучше подходили для чудесных брошей в стиле ар нуво: с крылышками из оконной эмали и бриллиантовыми тельцами.
Броши-перекладины впервые появились в х годах и сразу снискали громкий успех. Состояли они из горизонтальной золотой перекладины с декоративным мотивом по центру и зачастую с двумя небольшими камнями по краям. В самом простом варианте такая брошь украшалась всего лишь одним бриллиантом, однако ее форма позволяла ювелирам не сдерживать фантазию и воображение, поэтому на перекладинах стали появляться полумесяцы и звезды, листья и цветы, фазаны и петухи, ласточки и мухи, трилистники и клевер или. Броши с обыденными сюжетами могли изображать кроликов, грызущих морковку или репу, цыплят, появляющихся из бриллиантовых или эмалевых скорлупок, летучих мышей, расправляющих крылья, котят, играющих с клубком встречались также и броши в виде лир, крылатых херувимов, собак, зайцев, сов или с изображениями лунных человечков, вырезанных на лунном камне или. Спортивные броши по дизайну мало отличались от тех, что впервые появились в х годах подковы, клюшки для гольфа, удочки, горны, жокейские шапочки - правда, к концу XIX века ассортимент спортивных украшений расширился и теперь включал в себя мотивы, заимствованные из самых разных спортивных игр, и фигурки собак, реалистично выполненные из полихромной эмали с бриллиантами или. Идеальным мотивом оставалась подкова, вызывавшая симпатию иудам, не особенно увлекавшихся спортом, благодаря своей простой и узнаваемой форме. В х годах подковы на брошах состояли, как правило, из двух рядов брил. Брошь-звезда с половинками жемчужин и бриллиантами. Ок. 1880.
312. Брошь-цветок с бриллиантами. Ок. 1880. До нашего времени сохранилось много подобных экземпляров.
диантов. причем водном рядг камни были крупнее, либо из одного ряда бриллиантов и одного - рубинов или сапфиров. Изумруды использовались крайне редко. По- прежнему модными были броши с мотивами перьев (ил. 351). Создавались и более традиционные украшения для корсажа в духе ХУШ века жирандоли и картуши. усыпанные бриллиантами или, сними было принято прикалывать еще и брошь на плечо, в форме перевитых лент или бантов. Постепенно в дизайне брошей появлялись мотивы розеток и сердечек или. Ламы, не гнавшиеся за модой, продолжали носить бриллиантовые брошн-ветви с дрожью или. Благодаря своему многоцелевому предназначению броши часто становились предметом вдохновения для ювелиров, работавших в стиле ар нуво, воплощавших свои смелые идеи в нат\"ралистическом духе (ил. 380-387).
231 515. Брошъ-звезда с бриллиантами. Ок. 1880-1890. Обратите внимание на то, что бриллианты в ои- равахч>бадках закреплены на проволоке. между лгчами звезды.
314. Брошь-полгмесяц e бриллиантами с нехарактерным хавитком-волнои.
Ок. 1880-1890.
S15- Две бриллиантовые брошн-пол\месяца.
Ок. 1880-1890. Более изысканный образец изготовлен позднее.

316. Брошь-перекладина с жемчугом, сапфирами и бриллиантами. Ок. 1900. Цветные камни в относительно недорогих брошах, подобных этой, часто оказываются дублетами.
317. Брошь-полумесяц с опалами и бриллиантами.
Ок. 1890-1900.
318. Брошь с кошачьим глазом из кварца и бриллиантами в форме жука. Поел. четв. XIX в. Мода на броши с изображениями насекомых охватила даже не самых привлекательных представителей мира энтомологии.
319. Две броши-полумесяца с различными камнями. Обе ок. 1900. Мотив полумесяца был столь популярен, что воплощался в изделиях любой цены.
320. Брошь и серьги-гвоздики в форме пчелок из тигрового глаза и бриллиантов.
232

321. Брошь из раковин с опалом, кварцевым кошачьим глазом, жемчугом и бриллиантами. Поел. четв. XIX в.
322. Изящная брошь-бабочка с рубинами и бриллиантами.
Ок. 1880-1900. В этом изделии ювелир использовал камни высокого качества.
323. Брошь с миссисипским жемчугом и бриллиантами работы «Маркус и К. Летом 1889 г. большое количество красивого жемчуга было обнаружено в реке Пекатоника, впадающей в Миссисипи, и сразу начались поиски в соседних реках. Необычная форма таких жемчужин подсказала ювелирам множество идей, в частности эту, характерную для стиля ар нуво.
Броши-хризантемы подобного дизайна изготавливались также фирмой «Тиффани и К.
324. Брошь-пчелка с деман- тоидными гранатами и бриллиантами. Ок. 1890.
Демантоидные гранаты, относительно недавно появившиеся на рынке, были особенно популярны в изделиях с изображениями животных. Застежка броши была позднее переделана.
233

325. Необычная брошь-бабочка с опалом, розовыми сапфирами и бриллиантами. Ок. 1900. Скорее всего, создавалась в качестве образца использования австралийских опалов, только появлявшихся на рынке.
326. Бриллиантовая брошь в форме бабочки- парусника. Ок. 1890. Еще один образец отличного качества.
328. Брошь-пчелка с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1880.
327. Брошь-стрекоза с аметистами и бриллиантами огранки роза. Ок. 1900. Крылышки прикреплены на пружинках с дрожью.
330. Редкая брошь из золота с рубинами и бриллиантами работы Бушерона.
Ок. 1894. Нежные реалистичные бороздки на крыльях бабочки выполнены лучшим резчиком Дома «Бушерон» К.Бординиксом, положившим в х начало моде на бриллианты с резьбой и гравировкой. Техника требовала высочайшего мастерства, поскольку бриллианты - это самый твердый природный материал, известный человеку.
329. Брошь-бабочка из золота с самоцветами. Ок. 1900. Такие броши изготавливались в больших количествах и стоили относительно недорого.
234

331. Отличная бриллиантовая брошь- стрекоза работы «Тиффани и К.
Ок. 1900. Обратите внимание на тельце из звеньев. Именно стилю ар нуво стрекозы обязаны своей популярностью.
332. Выразительная золотая брошь в форме насекомого с раскрытыми крыльями. Ок. 1900.
333. Брошь-насекомое из золота с бриллиантами огранки роза.
Ок. 1900. Один из вариантов популярного дизайна.
334. Современная брошь-пчелка из золота с изумрудами и бриллиантами. Бриллианты восьмигранной, или швейцарской, огранки, не существовавшей в XIX в.
335. Брошь-подвеска - украшение для волос с демантоидными гранатами и бриллиантами. Мы видели семь экземпляров такой броши, каждый в характерном футляре с рисунком паутины. Демантоидные гранаты весом более карата ценятся достаточно высоко. Вес камня на брюшке паука приближается к 1,5 карата.
235

336. Брошь с опалом, демантоидными гранатами и бриллиантами в форме ящерицы. Ок. 1900. Еще один популярный мотив, реализованный в самых различных материалах.
337. Брошь-ящерица с демантоидными гранатами и бриллиантами.
Ок. 1900. Недорогая версия предыдущего экземпляра.
338. Подвеска с опалом и бриллиантами.
Ок. 1890-1900. Опалы в форме сердечек были очень распространены в ювелирных изделиях конца XIX в.
339. Брошь с цитрином, аметистом и бриллиантами в форме пары сердечек, увенчанных бантом.
Ок. 1880-1890. Несмотря на то, что впервые этот мотив был использован сотней лет раньше, он стал одним из самых популярных в конце XIX в.
236

340. Бриллиантовая брошь-подвеска.
Ок. 1880-1890. Броши и подвески в форме сердечек были обычно полностью усыпаны бриллиантами. При покупке подобных изделий необходимо обращать внимание на то, чтобы камни были современны оправе - это можно определить по огранке.
341. Бриллиантовая брошь в форме нарцисса, головка цветка смонтирована с дрожью.
Ок. 1880-1890.
342. Восхитительная брошь-цветок с рубинами и бриллиантами в форме орхидеи.
Ок. 1880-1890. Португалия. Орхидеи были особенно популярны в Европе того периода. Все лепестки и листья прикреплены на пружинках с дрожью.
237

343. Золотая брошь с эмалью и бриллиантами работы Тиф- фани и К. Ок. 1900. Реалистически изображенное соцветие сирени типично для изделий конца XIX в. с натуралистическими мотивами. Дом «Тиффани» специализировался на подобных ботанических украшениях восхищение снискала великолепная коллекция из 25 брошей-орхидей с эмалью этого производителя, выставленная в Париже на Всемирной выставке в 1889 г.
344. Золотая брошь-орхидея с эмалью и бриллиантами работы «Дюваль и Ле Тюрк». Ок. 1889. Парижская мастерская
Жюльена Дюваля и Жоржа Ле Тюрка, прославившихся также как медальеры, производила серии восхитительных украшений в форме орхидей и бабочек, ставших центром их коллекции, выставленной на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. На этой же выставке не менее впечатляющую коллекцию изделий-орхидей выставил Дом «Тиффани».
346. Современная бриллиантовая брошь-розетка. Цанговые крепления и камни современной огранки позволяют установить дату изготовления. Брошь выполнена из белого золота, что не было свойственно подобным изделиям в конце XIX века.
347. Бриллиантовая брошь-розетка с черным жемчугом. Ок. 1880.
345. Бриллиантовая брошь-букет. Ок. 1880. Франция. Свободный узел-бант, закрепляющий цветы, и натуралистический дизайн характерны для французской школы.
238

348. Современная бриллиантовая брошь-цветок. Бриллианты огранки багет на стебле не могли быть огранены в XIX в. На снимке оборотной стороны изделия заметно низкое качество оправы в XIX в. это было бы невозможным для изделий с бриллиантами такого размера, так как в то время стоимость работы была низкой.
349. Брошь с рубинами и бриллиантами в форме веточки остролиста. Ок. 1890-1900.
350. Бриллиантовая брошь-ветвь. Ок. 1880. Англия. Цветы прикреплены с дрожью.

351. Брошь с изумрудом, рубинами и бриллиантами в форме павлиньего пера. Ок. 1880.
352. Бриллиантовая брошь- шпага. Ок. 1880-1890.
353. Брошь-жардиньерка с аметистом и бриллиантами.
Ок. 1890-1900.
354. Золотая брошь с жанровой сценкой. Кон. XIX в.
355. Брошь с бриллиантами и лунным камнем с изображениями
«селенитов». Ок. 1890.
356. Бриллиантовая брошь-перекладина.
Ок. 1900. Броши с именами были особенно поулярны вначале века (ил. 366)
240

357. Золотая брошь с самоцветами и мотивами подковы.
Ок. 1890-1900.
358. Золотая брошь с мелким жемчугом. Кон. XIX в.
359. Золотая брошь в форме маски лисы. Ок. 1890. Популярность охотничьих и наездничьих украшений быстро перенеслась из Франции в Англию.
360. Брошь-перекладина из ка- ратного золота с мелким жемчугом. Ок. 1890.
361. Золотая брошь-велосипед сбрил лиантами. Ок. 1900.
362. Брошь-якорь с бриллиантами.
Ок. 1880-1890. Якорь - общепринятый символ надежды.
363. Брошь-лягушка с демантоид- ными гранатами и бриллиантами
Ок. 1890-1900.
364. Золотая брошь с резным лабрадоритом в форме летучей мыши. Ок. 1900. Лабрадорит в это время переживал короткий период популярности, особенно в камеях.
365. Брошь-яхта с эмалью и бриллиантами. Ок. 1900. Спортивные броши, подобные этой, были очень популярны сначала х гг.
241

366. Коллекция серебряных штампованных брошей конца XIX в. На большинстве клеймо из Бирмингема. Обратите внимание на упоминание имен, мотивы подков и сердечек и популярный девиз «Mizpah».
242

367. Коллекция недорогих золотых и самоцветных брошей конца XIX в. Обратите внимание на использование мотивов птичек и бабочек, сердечек, бантов, звезд, полумесяцев и различных эллиптических форм.
243

368. Брошь-страус с резным халцедоном и бриллиантами огранки роза.
Ок. 1890-1900.
369. Брошь-кролик с изумрудами и бриллиантами огранки роза.
Ок. 1900.
370. Брошь-сова с карбункулом и бриллиантами. Конец XIX в.
371. Миниатюрная бриллиантовая брошь с изображением терьера.
Ок. 1900.
372. Очаровательная брошь-поросенок с бриллиантами. Ок. 1900. Во многих европейских странах принято считать, что поросенок приносит удачу.
373. Брошь-скрипка из золота с бриллиантами. Ок. 1890. Еще один пример украшений сбытовым мотивом.
374. Типичная для конца
XIX в. брошь с бриллиантами и эмалью в форме ласточки. Ласточки особенно широко использовались в изделиях стиля ар нуво.
244

375. Бриллиантовая брошь-украшение для корсажа.
Ок. 1890. Цепочки из бриллиантов и использование проволоки характерны для торжественных вечерних украшений того периода.
376. Украшение для корсажа с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1900. Дизайн напоминает французскую мебельную традицию использования позолоты, распространенную в конце XVIII в. Часто такие украшения снабжались креплениями, позволявшими носить их в качестве центрального звена на ошейниках или использовать как пряжки. Этот экземпляр изготовлен по старинке из золота и серебра, современное же украшение такого рода было бы наверняка платиновым.
377. Брошь с жемчугом, бриллиантами, розовым сапфиром и цирконами работы Карло Джулиано. Ок. 1890.
378. Замечательная камея из черного опала, смонтированная как подвеска, работы Вильгельма Шмидта. Ок. 1890. Черные опалы впервые были обнаружены в Австралии, в Квинсленде в 1872 г. (и по-прежнему добываются только там потребовалось несколько лет, чтобы первые образцы этого камня появились в изделиях европейских ювелиров.
379. Брошь с блистерной жемчужиной и бриллиантами. Ок. 1900. Подвески сложного крепления с верхней частью в форме банта характерны для этого периода.
245

380. Золотая брошь с эмалью, жемчугом и бриллиантами работы Рене Лалика.
Ок. 1895. Интересно сочетание средневекового фриза и оправы в стиле ар нуво.
381. Золотая брошь с бриллиантами, в виде круглой пластины с чеканным профилем Жанны д'Арк, возможно, работы Эдмонда Бекке- ра. Ок. 1900. Франция. Медальоны в стиле ар нуво, подобные этому, производились вплоть до начала Первой мировой войны.
383. Золотая брошь с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1890.
384. Брошь-подвеска с бирюзой и бриллиантами. Ок. 1900.
385. Брошь с оливи­
нами, бриллиантами и эмалью работы «Мар­
кус и К. Ок. 1900. Эта фирма размещалась в Нью-Йорке, где владела магазином на
Бродвее, 857, и специализировалась нарос кошных изделиях с прозрачной эмалью в стиле ар нуво.
382. Брошь с опалом и бриллиантами.
Ок. 1890-1900. Асимметричный натуралистический дизайн оправы свидетельствует о том, что ювелир был осведомлено стиле ар нуво и пытался внести новаторские мотивы в это достаточно строгое изделие.
386. Брошь из золота с опалом и эмалью работы Тиффани. Ок. 1900. Влияние ар нуво сказывалось не только в Европе, но ив Америке (Дома «Тиффани и К и «Маркус и К.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


написать администратору сайта