Ювелирное искусство. Справочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery
Скачать 16.31 Mb.
|
хл. хаини. SSEF Однако кварц гораздо мягче топаза и его нельзя также хорошо отшлифовать. Кроме того, по цвету цитрин приближается лишь к бледно окрашенным топазам. Здесь на помощь также придет рефрактометр (индекс рефракции цитрина 1,54-1,55). Сами топазы, в их бесцветной разновидности, за счет относительно высокой дисперсии могут использоваться для имитации бриллиантов. В целом, практика показывает, что для определения топаза достаточно простой проверки рефрактометром, к счастью, в коммерческих целях искусственных топазов не производится. Аквамарин Аквамарин относится к изумруду, как рубин к сапфиру. И тот, и другой являются формами минерала берилла. Название аквамарин в точности соответствует идеальному голубому цвету морской воды, который демонстрируют его лучшие образцы. Камни, в которых заметен зеленый оттенок, ценятся гораздо ниже. В отличие от изумруда, аквамарин мало подвержен дефектам, но при этом стоимость его остается достаточно скромной. Единственное заметное в нем включение, так называемый дождь, - это небольшие игольчатые кристаллы или полости, пролегающие параллельно главной оси. Чем более выразительный и интенсивный синий оттенок камня, тем дороже он стоит. Камни, которые путают с аквамарином Самой дешевой и распространенной имитацией аквамарина служит искусственный синий шпинель, который, как и прочие искусственные шпинели, можно отличить по сферическим пузырькам. Кроме того, под цветовым фильтром искусственный синий шпинель, часто использующийся в ювелирном деле, выглядит красным, поскольку окрашен кобальтом. При искусственном освещении тренированный глаз может заметить этот дихроизм. Синий топаз, часто бывающий большого размера, достаточно сильно походит на аквамарина стоит значительно дешевле, поэтому здесь необходима проверка рефрактометром, поскольку индекс рефракции синего топаза значительно выше (аквамарин - 1,57-1,58, синий топаз - 1,61-1,62). Синий топаз демонстрирует больший блеск и игру, чем аквамарин (здесь можно бы спросить, почему тогда он стоит дешевле. Синий циркон обладает еще большим огнем и блеском, чем синий топаз, Фото. Образцы искусственного берилла, выращенного гидротермальным методом (изумруда ква мари ник рас н ы й берилл) в России. Длина самого большого- приблизительно СМ. © ХЛ. Ханни, SSEF 31 и у него характерная сильная двойная рефракция, которую легко заметить на нижних гранях, если взглянуть на камень сверху в лупу. Синие стразы легко различить способами, перечисленными выше (см. Приложение С. Хризоберилла л е к сан др и тик о ша ч и й глаз Хризоберилл - любопытный минерал, производные которого варьируются по цвету от прозрачно-желтых, зеленовато-желтых и желто-коричневых камней до редких меняющих цвет александритов. Среди них встречается также и драгоценный кошачий глаз, полупрозрачный, насыщенного медового цвета, который обычно гранят кабошоном. Феномен, благодаря которому эти камни получили свое название, заключается в наличии микроскопических палочкообразных кристаллов или полостей, параллельно которым при вращении камня по его поверхности пробегает полоса света. Похожий эффект можно заметить на катушке с леской. Хризоберилловый кошачий глаз может быть великолепен, и его лучшие образцы, где глаз хорошо выражен, с насыщенным медовым цветом, встречаются редко и ценятся высоко. Гораздо чаще, однако, встречается кварцевый кошачий глаз (см. раздело кварцах, и поскольку стоит он значительно дешевле, необходимо уметь их различать. Как правило, кварцевый кошачий глаз гораздо менее прозрачен, а по цвету приближается к зеленоватому или бледно-коричневому. Кроме того, поскольку глаз в кварце образуется из относительно крупных волокон асбеста, он выглядит не таким выраженным, как в хризоберилле. Довольно сложно отличить низкокачественный хризоберилловый кошачий глаз от высококачественного кварцевого, особенно если камень находится в оправе и к нему нельзя применить гравитационный тест. Любитель не справится и с проверкой рефрактометром, поскольку современные способы чтения коэффициента преломления (у хризоберилла - 1,74-1,75, у кварца -1,54—1,55) для камней с огранкой кабошоном крайне сложны. Это именно тот случай, когда любителю лучше обратиться за консультацией (если речь идет о высокой стоимости камня, чтобы не стать жертвой мошенничества. Кроцидолит, минерал, из которого производят популярный тигровый глаз, достаточно похож на хризоберилловый кошачий глаз, но к счастью, если однажды познакомиться с этим недорогими широко распространенным камнем, ошибиться будет сложно. Производными хризоберилла являются также блестящие и привлекательные бледно-желтые камни, в прошлом известные как хризолиты. Благодаря выраженному огню эти камни, многие из которых практически бесцветны, обратили на себя внимание ювелиров, использовавших их для имитации бриллиантов. Рефрактометр немедленно определит их (индекс рефракции. Фото 46. Ограненные образцы минералов хризоберилловой группы, в том числе редкий меняющий цвет александрит (Урал, кошачий глаз (Бразилия) и сине-зеленый ванадий Танзания. © ХА. хашш, SSEF 32 Фото 47. Отличный красный шпинель в кластере с бриллиантами. Кольцо, прибл. 1900 г. Такой шпинель близок к рубину и по качеству, и по редкости. Фото 48. Необработанные кристаллы шлинеля типичной восьмигранной формы, некоторые с частями породы-осно вания, и ограненные образцы разного цвета. Вес самого крупного камня - 5 карат. © хл. ханни, SSEF Александрит - самая ценная форма хризоберилла. Главное, что требуется знать любителю об этих камнях, это то, что они крайне редки и, следовательно, очень дороги. Лучшие образцы при дневном свете демонстрируют красивую зеленую окраску, которая при искусственном освещении (кроме флуоресцентного) меняется на красный цвет бургундского вина. Пожалуй, самые серьезные ошибки в оценке драгоценных камней касаются меняющих цвет искусственных шпинелей и корундов, когда их принимают за александриты. Нечистые на руку торговцы камнями в Египте сбывали эти искусственные камни неискушенным покупателям, утверждая, что они настоящие, поскольку добыты в городе Александрии, в честь которой и названы (утверждение, кстати, ошибочное. Ценность подлинного александрита зависит от выраженности и красоты перемены цвета. Стоимость низкокачественных образцов, цвет которых меняется на гряз но-коричневый (обычно это камни из Шри-Ланки), не бывает выше нескольких сот фунтов за карат. Зато цена камня, который меняет цвет на глубокий красный, может достигать многих тысяч фунтов за карат (обычно это камни из Сибири кроме того, высоко ценятся редкие формы кошачьего глаза. Проще всего отличить александрит с помощью рефрактометра (индекс рефракции - 1,74-1,75); александрит демонстрирует также темные линии абсорбции в красном конце спектра при проверке спектроскопом. Однако такая проверка доступна лишь профессионалу. Шпинель Применительно к ювелирному искусству, упоминания достойны только красная и синяя разновидности шпинеля. Красный шпинель - очень красивый и относительно редкий камень, лучшие образцы которого достойно соперничают с рубином, тем более что окрашены оба с помощью хрома. (Знаменитый рубин Черный принц из короны Британской империи на поверку оказался шпинелем.) Специалисты отличают шпинель по цвету, который стремится к клубничному (его еще называют сладким красным, в противоположность кроваво-красному (голубиная кровь) у качественных рубинов. И все же, хороший красный шпинель - отличный камень, славящийся своей игрой правда, по размеру он редко бывает больше 5 карат. Способы различения шпинеля и рубина описаны в разделе, посвященном рубинам. Синий шпинель можно спутать с сапфиром способы отличия - в разделе о сапфирах. 33 Фото 49. Выборка цирконов, ограненных и кабошонов, цвет как естественный, таки усиленный термической обработкой (синий. Вес самого крупного камня - б карат. © ХА ханни. SSEF Искусственные шпинели, встречающиеся достаточно часто, похожи и на рубины, и на сапфиры. Поэтому необходимо помнить индекс рефракции шпинеля (1,72). Кроме того, стоит иметь ввиду, что бесцветный искусственный шпинель часто используется в качестве имитации бриллианта, поскольку обладает кубической кристаллической решеткой и одиночной рефракцией, как и бриллиант. Циркон В ювелирном деле самая популярная, синяя, разновидность циркона стала использоваться только со времен Первой мировой войны. Среди любителей бытует мнение о том, что все цирконы синие, нона самом деле своим цветом они обязаны высокотемпературной обработке, которой чаще всего подвергаются оранжево-коричневые камни, обнаруженные в дельте Меконга- Столицей высокотемпературной обработки цирконов (равно как и сапфиров) является Бангкок. К сожалению, цвет обработанных синих цирконов нестабилен и со временем может тускнеть. Характерным свойством цирконов, кроме зеленых и коричневых, является высокий уровень двойной рефракции. У циркона она столь заметна, что именно на нем новичкам лучше всего демонстрировать этот феномен. Добавьте сюда высокую степень дисперсии, и вот вам объяснение отличного огня, присущего этому камню. Эти же два свойства помогут отличить циркон от других камней, поскольку его индекс рефракции находится вне шкалы рефрактометра. Обладатели спектроскопа заметят также спектр абсорбции, состоящий из широких равноудаленных линий, захватывающих все цвета из-за присутствия радиоактивных элементов. Бесцветные, или белые, цирконы, которые раньше называли жаргон, из-за своей высокой дисперсии часто используются для имитации бриллиантов, особенно в ювелирных изделиях индийского производства, поскольку основным источником этого минерала является Шри-Ланка. Правда, бриллианты сих одинарным преломлением легко отличить от цирконов при помощи простой лупы. Наличие в цирконе радиоактивных элементов может привести к разрушению кристаллической решетки камня. В технике такие образцы называют метамиктными такие камни обычно имеют зеленую окраску и не демонстрируют характерной двойной рефракции, у них даже может наблюдаться читаемый, хотя и низкий, индекс рефракции - 1,78. В любом случае, с коммерческой точки зрения внимания заслуживают только синие и, реже, оранжево-коричневые образцы, обладающие, как правило, выдающимися качествами высокой дисперсией, сильной двойной рефракцией, нечитаемым коэффициентом преломления, и, вдобавок, сильным блеском. 34 Фото 50. Несколько турмалинов различного цвета, включая голубой «Параиба», крайний слева. © Х.Л. Хапни. SSEF Турмалин Этот минерал встречается часто и бывает разных цветов, чаще всего зеленого или красного. Качественный зеленый турмалин - красивый камень, хорошо поддающийся шлифовке, с насыщенным цветом, стремящимся к черно-зеленому. Все турмалины обладают выраженным дихроизмом поворачивая камень, в нем можно легко заметить два оттенка зеленого, обычно синеватый и желтоватый. Если же смотреть на камень по длине, его цвет становится насыщенным почти до черноты. Красные турмалины иногда используют для имитации низкокачественных рубинов, их еще называют «ру- беллитами». Их также можно отличить посильному дихроизму, а также по малиновому оттенку. Обычно это камни, прошедшие высокотемпературную обработку. Большинство турмалинов имеют выраженные дефекты, наиболее часто встречающимся включением здесь являются наполненные жидкостью полости, которые под микроскопом кажутся черными. Розовые турмалины можно перепутать с гораздо более ценными розовыми топазами, поэтому здесь не стоит забывать о рефрактометре индекс рефракции турмалина -1,62-1,64) и сильной двойной рефракции. Встречаются также синие, коричневые и черные разновидности этого камня, а также редкие образцы арбузного цвета, переливающиеся розовыми зеленым оттенками. В последнее время неплохие образцы поступают из Мозамбика, среди них встречаются камни редкого зеленого оттенка, свойственного перидотам, а также камни хорошего синего цвета. Перидот Раньше этот камень называли оливином, поскольку он является ценной разновидностью этого минерала, но затем за ним закрепилось название перидот, положившее конец путанице, когда под этим же словом подразумевали демантоидные гранаты. Перидот легко отличит даже любитель по его выразительному оливковому или жел товато-зеленому цвету и сильной двойной рефракции (заметной через лупу. Его индекс рефракции равен 1,65-1,69, эти значения хорошо читаются у ограненных образцов. Перидот не подвергают высокотемпературной обработке или иррадиации. Классическим местом добычи перидотов является остров с романтическим названием Сент-Джон в Красном море. Хорошие образцы поступают также из Бирмы и с Аризоны. В ювелирном деле перидот широко использовался в хи х годах, и, подобно демантоидному гранату, был одним из фаворитов движения Искусств и ремесел. Для полноты информации, стоит упомянуть также коричневую разновидность перидота, называемую «сингалит». 35 Фото. Образцы минералов гранатовой группы, включая гроссуляровые (хессонит, ца- волит), спессартин, альмандин (родолит), уваровит (демантоид, радужный андрадит и пр. Длина самого крупного образца - приблизительно 2,5 см. © ХА. xamm, SSEF Гранат Название гранат относится не столько к конкретному камню, сколько к группе минералов с одинаковым химическим составом и кубической кристаллической решеткой. Большинство гранатов, встречающихся в ювелирных изделиях, красного или коричнево-красного цвета, они недорогие, но могут быть достаточно красивыми. Лучшие образцы, окрашенные хромом и называемые пиропами, по цвету приближаются к рубинам. Ювелиры, как правило, не уточняют, является ли гранат пиропом или альмандином, или еще какой-либо разновидностью, поскольку это мало влияет на стоимость камня. В прошлом популярностью пользовались привлекательные ман- дариново-оранжевые гранаты-спессартины, известные как мандариновые гранаты. Гранаты редко становятся предметом подделки, потому что дешево стоят и сами по себе. За красный гранат можно принять страз, изготовленный из красного стекла, предназначенный для имитации рубина. Здесь стоит отметить, что гранаты часто подвержены дефектами многочисленным кристаллическим включениям. Их константы, в частности индекс рефракции, имеют слишком широкое значение, чтобы быть полезными любителю, кроме того, они, как и стразы, обладают одиночной рефракцией. Однако зеленый гранат - камень редкий и ценный. Качественный демантоидный гранат, разновидность андрадита, может быть весьма привлекательным благодаря уровню дисперсии, более высокому, чему алмаза, из-за которой камень демонстрирует отличный огонь и игру. Лучшие его образцы обладают сияющим травянисто-зеле ным цветом, но спутать их с изумрудом нельзя из-за желтоватого оттенка и сильного блеска. Зеленые гранаты, впервые появившиеся на рынке во второй половине XIX века, добывались на Урале, и чаще всего их можно встретить в изделиях, датирующихся примерно с 1895 года до времен Первой мировой войны. Лучшие образцы могут стоить несколько тысяч долларов за карат, однако их размер редко превышает 5 карат, в основном эти камни небольшие. Характерные для них включения называют конским хвостом - это коричневатые волокна асбеста. Именно по ним легче всего отличить этот камень, поскольку индекс рефракции демантоида (1,89) находится за пределами шкалы рефрактометра. Лишь некоторые камни по цвету могут походить на выразительные ярко-зеленые демантоиды; перидот приближается к образцам с бледной окраской, ноу него сильная двойная рефракция и читаемый индекс 36 Фото 52. Различные виды гранатов в броши х годов зеленые камни - демантоиды, красные - альмандины и пиропы, желтые на правом краю - хессониты. рефракции 1,67. Однако стоит помнить, что некоторые искусственные гранаты специально окрашивают хромом, чтобы имитировать демантоиды, ноу таких камней нет характерных дефектов, и они практически не встречаются в ювелирных изделиях. Не так давно в Кении, в Национальном парке Тцаво, было открыто месторождение, где добываются привлекательные зеленые гроссуляровые гранаты, их отличает оттенок зеленой листвы, однако им несвойствен огонь демантоида и они относительно мягкие, подверженные абразии. Стоимость таких камней сильно варьируется. Их легко отличить под рефрактометром (индекс рефракции - 1,74). 37 Жемчуг Жемчуг - единственный из ювелирных материалов, образующихся в теле моллюсков, ион же, пожалуй, является одним из старейших камней, используемых в качестве украшения, поскольку не нуждается в дополнительной обработке. На протяжении многих веков высококачественные жемчужины продавались за баснословные цены, однако с приходом на рынок культивированного жемчуга в х годах этому ценовому превосходству был положен конец. Формирование жемчужины внутри устричной сумки является реакцией моллюска на присутствие раздражающей его частицы. Моллюск последовательно окутывает ее слоями кристаллов арагонита (карбоната кальция, скрепляя их органическим веществом, конхиалином. Слои нарастают, подобно луковице, и появляется жемчужина. Кристаллы арагонита укладываются в том же порядке, что и черепица на крыше - отсюда неповторимый жемчужный блеск. В культивированной жемчужине в качестве ядра выступает бусинка, на которую моллюск откладывает слои натурального перламутра. Лучшим методом идентификации культивированного жемчуга является проверка рентгеновскими лучами - подними отлично видна бусинка-ядро (см. фото 56). У хороших культивированных жемчужин слой натурального перламутра достаточно толстый, у некачественных же - это просто тонкая пленка на поверхности бусины. Нам приходилось держать в руках ожерелья из культивированного жемчуга с таким тонким слоем перламутра, что бусины под ним были отлично видны. Толщина перламутрового слоя на культивированных жемчужинах может приблизительно составлять от 0,5 мм до 3 мм. Надо сказать, что человек, однажды изучивший жемчуг, начинает разбираться в его разновидностях, что наиболее важно при работе с природными образцами. Жемчужина должна обладать хорошим цветом и блеском, и лучший жемчуг - розового оттенка, а его кожа должна быть как можно более гладкой, неповрежденной. Цвет низкокачественного культивированного жемчуга обычно восковой, на поверхности заметны дефекты, похожие на следы формы для заливки. Чем лучше цвет и блеск, тем выше стоимость жемчужины. Большие натуральные жемчужины хорошего цвета, блестящие, гладкие и правильной формы, по-прежнему крайне дороги. Такая жемчужина свыше 10 мм в диаметре считается редкой и ценится высоко. Ожерелья даже из культивированного жемчуга на аукционе могут стоить свыше миллиона долларов. Барочные жемчужины и жемчужины неправильной формы, культивированные или природные, стоят гораздо дешевле круглых или правильной формы образцов. «Блистерные» жемчужины срезают с раковины моллюска, поэтому они принимают форму кабошона. Две блистерные жемчужины, скрепленные вместе, могут имитировать большую круглую жемчужину, если линию склейки замаскировать оправой. Жемчужины «джап» или «мабе» также блистерные, а их ядром является диск стоимость любых блистерных жемчужин невелика. Имитацией жемчуга обычно служат стеклянные шарики, на которые наносится слой восточной эссенции, добываемой из рыбьей чешуи, или полые бусины, покрытые этой же субстанцией изнутри. Для проверки в данном случае можно поста ринке потереть жемчужину о передние зубы, при этом натуральная или искусственная жемчужина станет чуть шероховатой, а имитация останется гладкой. Розовые жемчужины, похожие на коралл, растут в раковинах и отличаются характерным «огнеподобным» узором на поверхности, заметным через лупу, и серебристым блеском (см. фото 54). Лучшие из них могут стоить до нескольких тысяч фунтов. Речной жемчуг обладает гораздо меньшим блеском, его можно встретить в ювелирных изделиях XIX - начала XX века, обычно это жемчужины, добытые из реки Тай 38 В 38 Фото. Группа редчайших оранжевых жемчужин, образуются при формировании раковины морской улитки. Вьетнам. Диаметр самой крупной- приблизительно СМ. © ХА. Ханни, SSEF Фото. Редкая карибская розовая жемчужина с характерным огнеподобным рисунком, отличающим ее от розового коралла (кожи ангела. Длина СМ. © XA. Ханни, SSEF Фото. Группа культивированных жемчужине ст ест вен ной окраски с Таити. Моллюск, в котором они образуются Pinctada margaritifera, строит свою раковину из перламутра стем н ы м пигментом, что отражается и нац в е те жемчужины. Размер раковины в поперечнике см. © ХА. Ханни, SSEF Фото. Рентгеновский снимок ожерелья из культивированного жемчуга, Австралия, с круглыми бусинами-ядрами из нач и тельным слоем натурального перламутра, толщиной приблизительно 2 мм. Диаметр самой крупной жемчужины - 1 6 ММ. ® ХА. Ханни. SSEF в Шотландии и из Миссисипи в США. Безъядерный культивированный жемчуг производится наречных фермах в Японии, а в последнее время - ив Китае, в огромных количествах такие жемчужины весят меньше, чем обычные культивированные образцы, они белее, но могут быть специально окрашены, их форма скорее овальная. Однажды увидев, их легко потом отличить, стоимость их небольшая. Природный черный жемчуг встречается редко и ценится высоко. Культивированные жемчужины иногда окрашивают нитратом серебра, делая похожими на черные, однако такой индуцированный цвет является более темными однородным. Существуют способы выращивать культивированный черный жемчуг, и если его образцы достигают значительного размера, то и стоимость их может быть велика (см. фото 55). При определении качества жемчуга любителю лучше всего обратиться в авторитетную геммологическую лабораторию, где имеется рентгеновское оборудование, кроме того, приобретая дорогую жемчужину, покупатель вправе запросить у продавца сертификат, подтверждающий ее происхождение. 39 Жадеит Жадеит - это ценная форма нефрита, который еще называют новозеландским камнем однако нефрит гораздо шире распространен и, по мнению большинства покупателей, менее привлекателен. О его существовании необходимо помнить, коль скоро ожерелья из качественного жадеита продаются за сотни тысяч фунтов, а нефритовые - менее чем за тысячу. Лучшие жадеиты отличаются своим колоритом - от цвета ярко-зеленого яблока до травянисто-зеленого; такие полупрозрачные и очень красивые камни называются империал. Впервые столкнувшись с бусами из этого материала и еще не зная, что это такое, мы приняли егоза удивительно прекрасный зеленый халцедон. К счастью, у нас было время, чтобы изучить его подробнее. Одним из его наиболее заметных свойств является характерная апельсиновая корка на поверхности (крошечные крапинки там, где камень не был отшлифован. С идентификацией жадеита стоит быть осторожными, поскольку бусы из него в одну нить в конце х продавались за £ 5 0 000! Жадеит других оттенков встречается чаще и стоит дешевле. Лиловый жадеит бледно-фиолетового оттенка достаточно привлекателен, бусы из него могут стоить несколько тысяч фунтов (для имитации лилового жадеита часто используется его окрашенная бледная разновидность. Самая распространенная и дешевая форма под названием бараний жир часто используется для поделок в Китае. Нефриту никогда не сравняться с исключительным изумрудно-зеленым цветом жадеита. Большинство зеленых нефритов более темного оттенка, похожего на цвет ивовых листьев, их можно отшлифовать до полной гладкости. Отличить жадеит от нефрита - задача, для любителя трудноразрешимая. Если нижняя сторона кабошона плоская, можно прибегнуть к проверке рефрактометром (индекс рефракции жадеита - 1,65-1,66, нефрита - 1,61-1,63). На практике нефрит редко выдают за жадеит в Европе продаются разве что ожерелья из материала качества империал, прочие же находят своих покупателей на рынке Гонконга, где нефрит ценится достаточно высоко. Стоит проявить осторожность, приобретая кольцо с кабошоном из нефрита, поскольку его цвет в закрытой оправе может быть усилен, например, с помощью искусственно нанесенных пятен (такая практика, правда, нетипична, поверхность покрыта воском или камедью, а также создан своего рода дублет с более темным материалом на нижней стороне. Фото 57. Необработанные и обработанные образцы жадеита разных цветов. Длина образца лавандового Цвета СМ. © ХА. Ханаи, SSEF 40 Бирюза Традиционно качественной считается бирюза, обладающая ярко-голубым оттенком летнего неба. Это необходимо иметь ввиду, поскольку зачастую бирюзовым считается сине-зеленый цвет, которым обладают многие образцы, особенно добытые в Аризоне. К сожалению, бирюза почти не поддается проверкам, поскольку зачастую лишена дефектов и мало прозрачна, поэтому ее внутренние свойства остаются скрытыми. Вдобавок ее обычно гранят кабошоном, что делает невозможной проверку на рефрактометре, создавая настоящую проблему для геммологов. Для любителя, не имеющего в своем распоряжении спектроскопа, эта проблема является неразрешимой. Не забывайте, что бирюза может быть покрыта цветной пудрой, замешанной на основе камеди, чтобы усилить цвет, что ее имитируют при помощи самых разных материалов, включая стекло и фарфор. Относительно редко встречается одонтолит - бирюза, образовавшаяся из кости, мы упоминаем о ней, поскольку однажды она нам попалась в ценном бриллиантовом украшении х годов. После выявления этого факта цена украшения даже поднялась (безошибочно отличить одонтолит можно, нанеся на его поверхность микроскопическую каплю кислоты, под воздействием которой начнет шипеть присутствующий в нем карбонат кальция. Ляпис- лазурь В отличие от большинства материалов, применяемых в ювелирном деле, ляпис - это, скорее, смешение различных минералов лазурит, гаюин и содалит придают ему синий цвет, хлопья пиритов - характерный блеска кальциты создают белые области, заметные в низкокачественном материале. Лучшие образцы отличает однородный насыщенный голубой цвет, характерный для камней, добываемых в Афганистане. Наиболее распространенной имитацией ляпис-лазури является окрашенная яшма, которую называют швейцарским ляписом. Бусы из ляписа сложно проверить на рефрактометре, это возможно там, где у камня есть плоские грани, в этом случае прибор может определить индекс рефракции 1,50, хотя показания будут нечеткими. Швейцарский ляпис обычно не такого насыщенного оттенка, ближе к зеленому цвету, после шлифовки блестит гораздо сильнее, там, где окраска отсутствует, заметны прозрачные кварцевые области. Искусственный шпинель также иногда производят для имитации ляписа, окрашивая, как правило, кобальтом. Его можно отличить по зернистой структуре, обусловленной процессом производства, а характерный для ляписа блеск ему придают крупицы золота. Этот материал не используют для ожерелий и бус, скорее, его можно встретить в перстнях- печатках и т.п. Если у камня есть плоская грань, рефрактометр покажет индекс рефракции, равный 1,72. Содалит часто используют для серег, иногда путая с ляписом. Обычно его голубой цвет бледнее, с большими белыми областями (на всякий случай, его индекс рефракции равен 1,48). Семейство кварцев Кварц - самый распространенный из минералов, а благодаря твердости и блеску он идеально подходит для использования в ювелирном деле. В кристаллической форме он образует две полудрагоценные вариации, о которых мы будем говорить аметист и цитрин. Последний часто путают с топазом, гораздо более ценным минералом. Цитрин добывается в больших количествах и широко используется, самыми красивыми считаются желтые и желтовато-коричневые его образцы. От топаза его отличают 41 Фото 58. Группа кварцев включает монокристаллические макрокристаллы, поликристаллические и микрокристаллические скопления различных цветов и узоров. На ил. почасовой стрелке (вокруг полосатого агата в центре аметист, дымчатый кварц, розовый кварц, горный хрусталь, кварц с рутилом и турмалином, агат (полосатый халцедон, кроваво-красная яшма, тигровый глаз и окаменевшее дерево (10 см. ® ХА. ханни. SSEF Фото 59. Насекомое в янтаре с Балтики. Обратите внимание на положение крыльев и лапок, которое свидетельствует о том, что насекомое не было искусственно введено в смолу. (кратное) © ХА. Ханни, SSEF индекс рефракции (1,54-1,55) и характерный желтый оттенок. Коричневые формы известны как дымчатый кварц, они часто встречаются в Шотландии. Аметист - пурпурная или фиолетовая форма кристаллического кварца. Его лучшие образцы, обладавшие богатым насыщенным цветом, были популярны в середине XIX века и добывались тогда в Сибири. В наше время основным источником аметистов является Бразилия. Характерным для аметиста включением являются заполненные жидкостью трещины, которые называют полосами тигра, или отпечатками пальцев. Обычно заметно и зонирование цвета, что позволяет отличить самоцвет от страза. Нужно заметить, что большинство цитринов получают из низкокачественных аметистов путем высокотемпературной обработки. Существует также розовый кварц, который, при отсутствии видимых дефектов (что случается редко, можно принять за розовый турмалин, поэтому его лучше проверить под рефрактометром. Криптокристаллический кварцу которого невидна кристаллическая структура) образует множество поделочных материалов, не представляющих особой ценности. В полупрозрачном варианте его называют халцедоном, зеленую разновидность которого иногда выдают за нефрит, он бывает также синего, розового и других цветов. Индекс рефракции криптокристаллического кварца чуть ниже, около 1,53, нона практике проверять этот материал приходится редко из-за его низкой стоимости. В эту же группу входят оникс, смесь черной и белой разновидностей (а не бледно-зе леный минерал, по ошибке называемый тем же именем, который на самом деле - разновидность алебастра яшма сардоникс (смесь коричневой и белой разновидностей, часто используется для камей гелиотроп, или красный железняк (зеленый с прожилками красного) и агаты. Янтарь Янтарь часто становится предметом подделки, поскольку его легко имитирует пластик. Это застывшая смола (в нем можно обнаружить насекомых, обитавших на нашей планете около сорока миллионов лет назад по цвету янтарь варьируется от желтого, цвета меда акации, добываемого на Балтике, до красновато-коричневого и коричневого, цвета вишни Олоросо, свойственного его бирманской разновидности. 42 Фото 60. Резные янтарные бусы, в основном китайской работы, возможно, бирманского происхождения 43 Установить его подлинность затруднительно. Устарела проверка на образование статического электричества при трении - тоже происходит с современным пластиком. Правда, у янтаря это свойство выражено сильнее, что позволяет выявить некоторое количество подделок. Янтарь плавится при относительно низких температурах, поэтому небольшие его кусочки можно склеивать вместе, получая более пригодные к употреблению вовремя этого процесса внутрь вставляют насекомых, что усиливает путаницу. Крылья у насекомых, встречающихся в натуральном янтаре, обычно раскрыты, что отличает их от тех, кого поймали на липкую ленту. Воздушные пузырьки в натуральном янтаре обычно круглые, в растопленном - вытянутые, овальной формы, кроме того, в нем можно заметить цветовые воронки. Натуральная смола, или копал, часто используется для имитации, однако ее отличает растрескавшаяся поверхность, нехарактерная для янтаря. Проверка эфиром при соприкосновении с которым копал становится липким) для большинства покупателей недоступна и может быть опасной. Чаще и успешнее всего янтарь имитируют с помощью пластика. Многие авторы указывают на то, что с пластика можно соскрести верхний слой при помощи ножа, в то время как янтарь распадается на осколки. Однако такая проверка и сложна, и непрактична. В 1983 году с аукциона «Сотби» в Лондоне была продана впечатляющая коллекция янтарных бус многие бусы были китайской работы, со сложной резьбой (см. фото 60). Она включала янтарь всех известных разновидностей и цветов. Был установлен новый порядок ценна этот материал, поскольку некоторые бусы ушли за несколько тысяч фунтов. На данный момент они стоят во много раз дороже. Коралл Коралл схож с жемчугом и тот, и другой добывается из моря, является органическим продуктом и формируется из карбоната кальция. В XIX веке кораллы из Неаполитанского залива итальянские ювелиры покрывали резьбой, превращая в камеи, или использовали в естественном виде для брошей и ожерелий. Цвет коралла обычно оран жево-красный; встречаются также розовые разновидности, известные как кожа ангела («peau d'ange»). Загрязнение морей привело к гибели многих колоний кораллов, поэтому этот материал становится все более редким, а цены на него неуклонно растут. Теперь при продаже на экспорт требуется предъявлять лицензию. Для имитации коралла используются стекло и фарфор. Проще всего отличить подделку при помощи капли соляной кислоты коралл, являющийся карбонатом, будет шипеть. Гагат Как и янтарь, гагат является ископаемым, производным от дерева, и такое происхождение роднит его с каменным углем. Неудивительно поэтому, что основным поставщиком гагата была Англия. В XIX веке наибольшее его количество добывалось в Уитби, на побережье Йоркшира. Викторианская приверженность к траурным украшениям обеспечила гагату популярность чаще всего он использовался в камеях и ожерельях. В наше время он представляет ценность разве что для коллекционеров. Однако во второй половине XIX века его популярность была так велика, что он становился предметом подделок. Чаще всего для них использовали вулканит, разновидность каучука, который встречается в самых причудливых формах. Стоит слегка разогреть такой образец, и отчетливый запах резины выявит подделку. Вдело шло и черное стекло. Это, пожалуй, единственный случай в ювелирном деле, когда имитации могут представлять не меньший, если не больший, интерес для коллекционера, чем материал, который они подменяют. 44 Фото 61. Брошь с мексиканским опалом и бриллиантами. Ок. 1910. Характерная куполообразная поверхность камня делает проверку индекса рефракции затруднительной. Кольцо с кластером из австралийского черного опала и бриллиантов. Отсутствие в камне красных прожилок сокращает его стоимость. Опал Многим людям доводилось наблюдать, как внутри опала, подобно молниям, мелькают разноцветные пятна. Чем насыщеннее и ярче эти цвета, тем дороже стоит камень, особенно если фоновая окраска темно-серая или черная, как у черного опала (см. фото 62). В черных опалах доминируют синие и зеленые участки, однако если других оттенков нет, стоимость камня будет невелика. Высоко ценятся красные и золотые оттенки, в идеале цветовые зоны, или участки, должны быть расположены равномерно по всей поверхности камня. Черные опалы добываются в Австралии с конца XIX века. Опалы, фоновая окраска которых стремится к белому или салатному, стоят дешевле, очевидно потому, что игра цветов на них не столь впечатляюща. Прозрачная разновидность этого минерала называется водяным опалом. В Мексике добывается небольшое количество удивительных прозрачных оранжевых самоцветов, известных как огненные опалы (см. фото 61). Опал обычно гранят кабошоном или в форме плоского овала. К нему редко применяют рефрактометр (индекс рефракции - 1,54), разве что в случае огненных опалов, которые могут имитироваться стразами. К сожалению, поверхность опала редко бывает абсолютно плоской, что усложняет проверку, поскольку трудно прочитать показания рефрактометра. Покупателям стоит особенно внимательно проверять, не является ли опал дублетом, что случается достаточно часто, особенно в ювелирных изделиях с Дальнего Востока (см. стразы и композитные камни, в этом случае у камня будет очень гладкая поверхность. Опалы очень чувствительны к переменам температуры даже от осветительных приборов. Поверхность камня легко покрывается трещи ■ Фото 62. Отличный австралийский черный опал с хорошей игрой цветов. Обратите внимание на следы грубого скола основания из песчаника на оборотной стороне камня. Вес этого опала - приблизительно 19 карат. 45 Фото 63. Натуральный опал, прошедший цветовую обработку пористый материал закрыл темные участки, подчеркнув цветовые пятна. Диагональный расколи крошечные поры являются следами такой обработки. (кратное) © ХА. ханни. SSEF Фото 65. Узор кожа ящерицы на искусственном черном опале (Жильсон). (кратное) © ХА. Ханни, SSEF Фото 64. Натуральный черный опал из Лайтинг Риджа, Австралия, сияющий всеми цветами спектра, с темным фоном. Вес 4,2 карата. © ХА. Ханни, SSEF нами и царапинами, поэтому опалы часто продают погруженными в масло, чтобы скрыть мелкие повреждения. Во Франции производством искусственных опалов успешно занимается лаборатория Пьера Жильсона. Качественные черные опалы встречаются крайне редко, а искусственные столь прекрасны, что покупателю стоит быть внимательным. Искусственные опалы Жильсона зачастую слишком хороши, чтобы быть настоящими, цветные участки на них распределены очень равномерно, а под лупой их края выражены слишком заметно - этот феномен еще называют кожей ящерицы (см. фото 65). Опалы также подвергают обработке выдерживают в сахарном растворе, обжигают, наносят кислоту. Все эти действия направлены на то, чтобы сделать фон более темным, а цветовые молнии - более заметными (см. фото 63). На практике обработанные камни легко отличить от натуральных, поскольку игра цвета у них разнится. Для имитации опала используется стекло (основным его производителем является Джон Слокум, США) и синтетические материалы, в частности латекс. Приложение А - Преломление света и рефрактометр Рефрактометр - важный инструмент для тестирования камней, которым, при наличии практики, может пользоваться и любитель. Принцип действия рефрактометра замечательно описан Робертом Вебстером в его всеобъемлющем труде Драгоценные камни «... когда луч света проходит наклонно через границу между прозрачным 46 материалом и материалом с более низкой оптической плотностью, он отклоняется от нормального, и, поскольку угол падения луча возрастает, возникает угол, при котором отклонившийся луч касается границы двух сред. Угол в 90 градусов между преломленными нормальным лучами называется предельным углом внутреннего отражения. Дальнейшее возрастание угла падения приведет к отражению луча в прозрачный материал, который полностью внутренне отражен. В рефрактометре прозрачным материалом служит призма из оптически плотного стекла. Камень, который необходимо протестировать, кладут на призму (любой ровной гранью, прикрепляя к ней контактной жидкостью. Затем в инструмент поступает свет (обычно монохроматический, например натриевый) и проходит через стеклянную призму. В соответствии с описанным выше принципом, некоторое количество света проникает внутрь камня, остальной же отражается обратно в инструмент отраженный луч освещает шкалу, которую можно увидеть в глазок рефрактометра, теневой угол между светлой и темной областями на шкале является индексом рефракции (RI). Через камни с кубической кристаллической решеткой (например, бриллиант, шпинель, гранат) и некристаллические субстанции (например, стекло) свет проходит одним лучом. Во всех прочих самоцветах луч разбивается на два отрезка, и они движутся с разной скоростью и демонстрируют разные индексы рефракции (этот феномен называется двойной рефракцией. На рефрактометре они покажут два отдельных теневых угла. Разница между ними называется DR (двойной рефракцией, или дву- преломлением. В цветных камнях с двойной рефракцией каждый луч поглощается по-разному, и поэтому глазу эти лучи кажутся разноокрашенными; этот феномен, который называется дихроизмом, или плеохроизмом, можно наблюдать, вращая камень. Приложение В - Шкала твердости Мооса Хорошо известно, что алмаз является самым прочным материалом естественного происхождения. Более 100 лет назад Фредерик Моос составил таблицу относительной твердости минералов, о которой необходимо знать начинающему геммологу. Минералы, которые сам Моос включил в свою шкалу, перечислены в левом столбике, справа - камни, которые были добавлены позже. Необходимо помнить, что шкала указывает на относительную твердость, а не на ее степень и на самом деле разница в твердости сапфира и алмаза (9 и 10) больше, чему сапфира и слюды (9 и 1), несмотря на то, что последнюю можно поцарапать даже ногтем. 1 слюда 2 гипс 2.5 янтарь 3 кальцит 3 жемчуг 4 флюорит 4 коралл 5 апатит 5.5 титанит стронция 6 полевой шпат 6 опал 6.5 оливин 7 кварц 7 7.5 жадеит берилл 8 топаз 8 хризоберилл 8.5 кубически стабилизированный циркон 9 сапфир 10 алмаз 47 Приложение С - Стразы и композитные камни Стразы - это стеклянная имитация драгоценных камней. Они очень похожи наори гиналы по цвету, однако лишены одного важного качества - прочности в большинстве случаев стразы значительно мягче драгоценных камней, ив старину их легко выявляли при помощи напильника. Правда, мы не рекомендуем этот способ, поскольку так можно повредить настоящие камни. Самый надежный и безопасный метод идентификации стразов - проверка под микроскопом а) Практически в любом стекле присутствуют пузырьки, обычно большего размера, чем те, что встречаются в искусственных рубинах и сапфирах. Иногда в подделку специально вводят пузырьки, создавая иллюзию присутствия дефектов, характерных для изумрудов или турмалинов. б) В стразах часто можно заметить цветовые воронки, спирали, похоже, что внутри камня находится клей. в) Стекло - аморфная, некристаллическая субстанция, оно обладает одиночной рефракцией и демонстрирует только один теневой угол на рефрактометре. г) На ощупь стекло теплее, чем большинство драгоценных камней. д) Поотбитому краю стекло образует большие раковистые (конхоидальные) сколы. е) Индекс рефракции стекла может быть разным, однако он редко приближается к показателям драгоценных камней. Итак, мы перечислили те свойства стразов, по которым их легче всего отличить. Стразы часто встречаются в античных ювелирных изделиях, нов этом случае на них всегда присутствуют царапины и потертости. Композитные камни представляют собой гораздо большую проблему и бывают самых разных видов. Чтобы скрыть относительную мягкость стекла и склонность поверхности стразов к истиранию, мастера изготавливают камни, в которых верхняя часть действительно из твердого камня, обычно граната, приклеена к нижней части из цветного стекла. Такие дублеты с гранатовым верхом были особенно популярны между ми годами и Первой мировой войной, особенно в 9-каратных золотых кольцах, в сочетании с розовыми бриллиантами. Проверка под лупой поможет обнаружить линию соединения двух материалов, а если посмотреть на камень сбоку, станет заметно, что на просвет верх его отличается по цвету. В верхушке из альмандино- вого граната часто можно увидеть волокна рутила. Иногда линия склейки проходит по грани камня и бывает закрыта оправой, что делает ее невидимой. Индекс рефракции таких камней будет, естественно, как у альмандинового граната, в районе 1,83, что достаточно близко к показателям сапфира и рубина и может создать проблемы для неопытного любителя. Прочими распространенными формами композитных камней являются изумруды судэ», в которых две части бледного берилла или горного хрусталя скреплены составом зеленого цвета (у последнего минерала еще и индекс рефракции близок к изумруд опаловые дублеты с нижней частью из оникса, черного стекла или опаловой породы опаловые триплеты, на поверхность которых наносятся пластик или стекло дублеты, включающие и природный, и искусственный минералы, например верх, или корона, из натурального рубина, низ - из искусственного и бриллиантовые дублеты, обычно с бриллиантовым верхом и низом из искусственного корунда. Приложение D - Обработка камней и изменение их цвета С момента первого издания этой книги в 1989 году множество усовершенствований было внесено в технологию изменения цветов и общего вида камней. 48 48 Нашей целью не является подробное описание этих процессов, однако стоит упомянуть о наиболее распространенных процедурах обработки популярных камней, чтобы читатель имело них представление. Лаборатории, выдающие сертификаты на драгоценные камни, в настоящее время указывают в них присутствие или отсутствие следов обработки, если это возможно установить, и многие покупатели готовы платить значительно больше за камни, избежавшие ее. Корунд И рубины, и сапфиры подвергают множеству процедур, улучшающих качество камня, усиливающих его цвет и прозрачность, создающих астеризм. Для этого применяют иррадиацию (в основном, ей подвергаются желтые сапфиры поверхностную диффузию высокотемпературную обработку, как с добавками, таки без заполнение трещин и полостей бесцветными субстанциями и красителями. Высокотемпературная обработка обычно применяется для улучшения цвета сапфиров и рубинов, а также для удаления невидимого шелка. На камнях, подвергшихся такой процедуре, особенно на рубинах, можно обнаружить стеклянистые частицы, заполняющие поверхностные полости они задерживаются там даже после повторной шлифовки. Часто высокотемпературная обработка заканчивается расширением некоторых включений внутри камня, что приводит к образованию характерных дис- ковидных расколов. Бриллиант Бриллианты подвергаются воздействию радиации не только в природе, но и при помощи человека. В результате они сильно меняют цвет на зеленый, синий, желтый или розовый. Радиационная обработка распространена так широко, что не стоит даже думать о том, чтобы купить бриллиант достойного размера и привлекательного или необычного цвета без сертификата геммологической лаборатории, подтверждающего естественный характер окраски. Не так давно появились новые способы воздействия на этот камень, в частности метод высоких давления и температуры, с помощью которого можно изменить или усилить цвет бриллиантов, относящихся к определенной подгруппе. Незаметные темные включения можно удалить лазерным сверлением, однако при большом увеличении обычно можно разглядеть следы, оставленные лазером. И, наконец, иногда плоские кливажи и трещины в бриллиантах заполняют эффектно преломляющимися субстанциями, после чего для невооруженного глаза камень кажется более привлекательным. Изумруд В последние несколько лет много писали о практике масляной обработки изумрудов. Вне всякого сомнения, большинство изумрудов подвергается обработке прозрачным органическим маслом после шлифовки, эта технология стара, как сама добыча изумрудов. Обычно ее последствия обратимы (как уже убедились те, кто согласился подвергнуть свои камни ультразвуковой очистке. По большому счету, обработка бесцветным маслом может считаться приемлемой, особенно с учетом того, что она обратима. А вот прочие виды обработки, например с применением воска или эпоксидных смол цветных или нет, недопустимы, поскольку их последствия не устраняются. К счастью, хорошие геммологические лаборатории выдают сертификаты, подтверждающие наличие или отсутствие следов обработки маслом или прочих процедур по заполнению трещина некоторые, например Геммологический институт (SSEF) в Базеле, могут даже установить происхождение использованного для этого вещества. 49 ГЛАВА ПЕРВАЯ КОНЕЦ ВЕКА ГОД. Совсем немного украшений с бриллиантами, изготовленных в конце ХУШ в, сохранилось в их первозданном виде. Это впечатляющее бриллиантовое ожерелье из коллекции принцессы фон Тюрн унд Таксис было, скорее всего, переделано вначале виз нескольких неоклассических ривьер с бриллиантами огранки роза и валик. ишь малое количество ювелирных изделий, датируемых XVIII веком, сохранилось до наших дней в оригинальной форме драгоценные камни и металлы, благодаря их прочности, использовали многократно металлы переплавляли, а камни вставляли в новые украшения, следуя за изменчивой модой. Сохранилось некоторое количество бриллиантовых украшений в оригинальных закрытых оправах - когда невидна оборотная часть камня - (ил. 2), в основном, это серьги в форме жирандолей (ил. 10), популярной в XVIII веке, с основанием из крупного камня, кластера камней или в виде банта стремя грушевидными подвесками простые нитевидные ожерелья пуговицы-кластеры (ил. 29); броши в форме звезд, полумесяцев или цветочных бутонов или. До тех пор, пока золото не было обнаружено в Америке в ха позже ив Южной Африке, и до появления на рынке в х годах южноафриканских алмазов, практически все ювелирные изделия рано или поздно отправлялись в переплавку. Не иссякающий поток бриллиантов из Южной Африки и изобилие рынка драгоценных металлов, наряду с образованием нового обеспеченного класса, резко изменили ситуацию. Во второй половине ХГХ века женщина, которая могла себе позволить покупать новые драгоценности, уже не переделывала старые, и многие украшения сохранились благодаря тому, что переходили от материк дочери в своей оригинальной форме. Вовремя Французской революции также исчезло значительное количество старинных ювелирных изделий. Республиканские идеи так захватили общество, что изменили весь уклад жизни, правительство, религию и даже календарь. Украшения были объявлены пережитком старого режима и вышли из моды. Огромное количество ювелирных изделий было вывезено из страны, аза границей владельцы либо переделывали их, либо продавали, чтобы выжить. Драгоценные монаршие символы власти были конфискованы революционерами, и для парижских ювелиров - законодателей европейской моды - настали трудные времена. В период Французской революции ювелирные изделия производились в крайне малых количествах, былине слишком искусными и не отличались высоким качеством. Революционные идеалы подвигали ювелиров разве что на создание колец, браслетов и брошей из плохого металла с профилями героев-революционеров, с фригийскими колпаками и гильотинами. С установлением во Франции Директории положение стало поправляться вновь появился спрос на предметы роскоши, и оживилась ювелирная торговля. В моду вошли древнегреческие мотивы женщины носили платья с высокой талией из тончайших тканей, без всяких орнаментов, чтобы все внимание было сосредоточено на фигуре, и даже надевали их влажными, чтобы подчеркнуть свои формы. Для таких туник, позаимствованных у древних гречанок и римлянок, лучше всего подходили желтые, белые, лиловые и фисташковые тона. Идеальное украшение, подходящее к такому наряду, должно было быть неброским плоскими геометрическим (ил. 12). 50 Запястья и предплечья украшались браслетами в форме простых золотых полос. Популярны были длинные плоские цепочки, украшенные стилизованными сердечками или греческими узорами, их носили на шее, через плечо, перекрещенными на груди. Кольца надевали на каждый палец. В моде были высокие прически, когда все волосы собираются на затылке, с названиями из классической эпохи «а-ля Тит», «а-ля Греки «а-ля Церера, а также длинные серьги-подвески из двух-трех плоских звеньев геометрической формы с ромбами, щитами и листьями аканта. Эти крупные, но легкие звенья из тонких золотых листов называются «пуассардами». Км вернулась мода на ювелирные изделия, и ювелиры вновь стали удовлетворять вкусы новой аристократии, не считавшей украшения безвкусицей или покушением на республиканские идеалы. Приход к власти Наполеона изменил не только политическую и социальную ситуацию, он оказал влияние и на мир моды, в том числе на ювелирные изделия. Интерес Наполеона к ювелирным изделиям хорошо известен, а простые и непритязательные украшения того времени отнюдь не соответствовали его представлениям о могуществе и роскоши. Известна также и любовь Жозефины Богарне к нарядами украшениям, так что она стала законодательницей новой моды. К году Наполеону удалось вернуть большинство монарших драгоценностей, и вовремя его визита в Бельгию в качестве первого консула впервые со времен Французской революции Жозефина появилась на публике в этих украшениях. К моменту коронации Наполеона они были переделаны ювелирами Фонсье и Нитов соответствии со вкусами Жозефины; драгоценности Бурбонов превратились в лавровые венки, гребни, украшения для волос и браслеты. На дворцовые приемы и мероприятия государственного уровня принято было надевать роскошные парюры - комплекты украшений. В духе наполеоновского классицизма для них использовали рубины, изумруды, сапфиры, жемчуга и бриллианты, самыми распространенными мотивами были греческие узоры, листья аканта, пальметты, спирали, лавровые листья, дуги и орлы. Несмотря на качественную работу и использование лучших драгоценных камней, эти украшения оставались двухмерными и не самыми оригинальными по дизайну. В период наполеоновского классицизма возродился интерес к камеям. Мода на камеи и инталии началась вскоре после итальянской кампании 1796 года, когда камеи вернулись из Италии во Францию. Они были как древнеримского или древнегреческого происхождения, таки более позднего. Наполеон, очарованный их красотой и совершенством, заказал несколько и для себя. Именно тогда он основал школу гравировки по камню в Париже, славившуюся своими работами, иногда выполненными на драгоценных камнях, например изумрудах, а чаще на твердых и полудрагоценных агате, сердолике, яшме и даже недорогих раковинах, доступных по цене не очень богатым людям. Инталии и камеи начали вставлять в самые разные украшения диадемы, ожерелья, браслеты, серьги с простыми золотыми оправами, иногда в обрамлении мелкого жемчуга надевали их обычно сил и 46). Непревзойденными мастерами резки камей и инталий были итальянцы, в то время их ремесло причисляли к изящным искусствам. Одним из известнейших резчиков был Бенедетто Пиструччи (1784-1855), снискавший покровительство Элизы Бачиоки, сестры Наполеона, чьи работы пользовались огромным спросом в Англии. Он переехал в Лондон и вскоре после этого стал главным гравером Королевского монетного двора известный всему миру соверен - его произведение. Резьба по камню и грави- 52 ровна монет и медалей тесно связаны между собой, так как ставят перед мастером одни и те же технические проблемы. Поэтому резчики камей нередко сотрудничали с государственными монетными дворами. Пиструччи, подобно большинству современных граверов, обычно подписывал свои работы вскоре он понял, что этого недостаточно, поскольку нечистые на руку торговцы выдавали его работы за античные, предварительно удалив с них подпись. Тогда в резьбе он стал прятать небольшую греческую букву лямбда, по которой можно установить подлинное происхождение и авторство его работ (см Forrer, |