Ювелирное искусство. Справочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery
Скачать 16.31 Mb.
|
546, Подвеска из серебра с эмалью и цитрином, разработанная Жаном Деспре в 1932 г, отличный образец работы ювелира-художника. Вместе с Фуке, Сандозом и Тамплиером, Деспре был членом Объединения худож ников-модернистов, ставивших целью создание художественных украшений, свободных от декоративных излишеств. 548. Брошь и кольцо из резного горного хрусталя синего халцедона и сапфира работы Буавена. Ок. 1925-1930. Париж. 549. Очаровательная брошь с ониксом, изумрудами и бриллиантами работы Картье. 1926. Париж. 550. Спортивная брошь гольф с изумрудами, рубинами и бриллиантами. Ок. 1925. 547. Брошь с бриллиантами и самоцветами. Ок. 1925. Обратите внимание на калиброванные цветные камни с куполообразной поверхностью. Из-за роста цен в наше время на рынок поступает большое количество подделок таких украшений. 318 ^ 551. Брошь с горным хрусталем, рубинами и бриллиантами. Ок. 1925-1930. Всходящее или заходящее солнце стало настоящей эмблемой х гг., особенно в Англии. 552. Брошь с кораллами, изумрудами, черной эмалью и бриллиантами работы Картье. Ок. 1925. Кольцевые броши подобного типа, изначально предназначенные для ношения на шляпках-колпаках и кушаках модных платьев с заниженной талией, были предложены Домом «Картье» в 1922 г. и приобрели широкую популярность после того, как стали частью экспозиции Выставки декоративных искусств в Париже в 1925 г. Вариации этого дизайна создавались из резного оникса, горного хрусталя, реже из нефрита и кораллов. 553. Булавка с нефритом, ониксом, горным хрусталем и бриллиантами работы Жанезича. Ок. 1925. Дизайн выполнен по мотивам кельтских брошей-полуколец железного века. 554. Булавка для юбки 555. Двойная клипса с изумрудами и брил- с изумрудами, ониксом лиантами. Ок. 1925-1930. Броши из двух и бриллиантами. Ок. 1925. клипс редко бывали асимметричными, обычно половинки полностью идентичны. 319 556. Отличная брошь-бант с сапфирами и бриллиантами. Кон. х. Обратите внимание на то, что сапфиры огранены специально - калиброваны - под это изделие. 557. Брошь для шляпки с бриллиантами. Ок. 1920-1925. 558. Брошь-пластина с сапфиром и бриллиантами работы Тиффани. Ок. 1925-1930. Нью-Йорк. 559. Брошь-пластина с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1925. 560. Брошь с бриллиантами в форме каскада. Ок. 1925-1930. Верхний элемент в форме дверного молотка часто встречается в изделиях этого периода. 320 561. Брошь с нефритом и бриллиантами. Ок. 1925. Такой же дизайн был популярен и для серег. 562. Брошь-подвеска-жардиньерка с цветными камнями и бриллиантами работы Жанезича. Ок. 1925. Обратите внимание нарезные индийские камни, которые использовали многие ювелиры этого времени, особенно Картье. 563. Еще один образец модной броши- жардиньерки работы Мобуссана. 1925. В данном случае корзина с цветами из разноцветных калиброванных камней с выпуклой поверхностью декорирована черной эмалью и заключена в восьмиугольную раму. 564. Часы для лацкана с резными изумрудами, рубинами и бриллиантами. Ок. 1925. 565. Часы для лацкана с ониксом, резным изумрудом, жемчугом и бриллиантами работы Картье. 1923. Париж. Дизайнеры Дома «Картье» использовали резные индийские камни во многих своих изделиях х гг. 321 566. Подвеска с нефритом, ониксом 567. Часы для лацкана с бриллиантами. 569. Клипса из золота с эмалью и бриллиантами. Ок. 1925. Как обычно, Оки драгоценными камнями работы в изделиях с нефритом этого периода Картье. Ок. 1935. оправа выполнена в китайском стиле. крупный размер, они были относительно легкими благодаря использованию платины, так что их можно было носить на тонких и нежных тканях, из которых кутюрье создавали вечерние наряды. Броши с обыденными мотивами в х годах изображали автомобили, самолеты, яхты, теннисные ракетки и клюшки для гольфа в стилизованном виде, напоминая о заново открытом увлечении спортом и активном образе жизни (ил. 550). Наиболее типичным украшением х годов была клипса. В своей самой простой форме она была треугольной, а сзади, вместо булавки, снабжалась плоской пружинной застежкой, позволявшей крепить ее к одежде. Клипсы чаще всего были парными, их прикрепляли на горловину по бокам, на лацканы, на вечерние сумочки, кушаки или закрепляли в прическе. Обычно к ним прилагалась и специальная застежка, позволявшая носить клипсы как брошь или центральное звено браслета. Самые первые клипсы были простого геометрического дизайна, среднего размера, и, будучи объединены в пару, образовывали идеально симметричный узор. Экземпляры более крупного размера могли быть асимметричными и, соединяясь вместе, выглядели развернутыми по вертикальной оси. 570. Две современные броши и подвеска с драгоценными камнями в стиле ар деко. Имитации украшений хи х гг. в наше время часто выдаются за подлинные изделия этого периода. 322 568. Клипса из золота с эмалью, рубинами и бриллиантами. Ок. 1937. 323 571. Брошь из трех клипс. Ок. 1935. Успешно реализован мотив органных труб. Использование трех клипс - явление нетипичное. 572. Отличная брошь из двух клипс с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1930-1935. После 1935 года клипсы и пары клипс, по-прежнему сохраняя геометрические очертания, приобрели более рельефные формы, которые достигались за счет приподнятых, отчасти трехмерных мотивов, например волют, спиралей, складчатых лент и т.п. ил. 555, 571, 572, 576, 582, 588-592). К 1940 году в моду вошли полностью асимметричные двойные клипсы в форме фантазийных веточек с листьями и цветами дизайн стремился к менее строгим изделиям, а размер их увеличивался. Изменилось и крепление в конце х годов пластина с пружиной была заменена на два пружинящих зубца, меньше повреждавших одежду. Клипсы выполнялись в неформальных, объемных, скульптурных формах, предвосхищавших тенденции х годов (ил. 585). 573. Брошь-подвеска с бриллиантами панельного дизайна. Кон. 1920 - нач. х. Обратите внимание иа огранку бриллиантов. 574. Клипса с рубинами, горным хрусталем и бриллиантами работы Бушерона. Ок. 1930. Париж. Клипсы и другие украшения из резных поделочных материалов с драгоценными камнями типичны для парижской ювелирной традиции кон. 1920 - нач. х гг., родоначальником которой была фирма «Херц Белперрон». 575. Брошь-жардиньерка сбрил лиантами и цветными камнями. Ок. 1925-1930. Использованы резные рубины, изумруды и сапфиры. 324 ь. 576. Брошь из двух клипс в виде стилизованной бабочки. е. 577. Жардиньерка с бриллиантами и цветными камнями, украшающая клипсу работы Картье. Ок. 1925-1930. Лондон. Многие броши х годов изготавливались в форме колец, украшенных бантом, перевитых лентой самыми же типичными были броши-пластины. Достаточно массивные, обычно усыпанные бриллиантами, иногда с цветным камнем в центре, они могли быть прямоугольными, овальными или восьмигранными, с ажурным геометрическим узором. На них часто встречались стилизованные ремни с пряжками, цветы и геометрические композиции из зигзагов, полукругов, ступеней или. Булавки, модные в х, по-прежнему пользовались спросом, теперь их изготавливали из золотой проволоки и украшали бусинами из золота и поделочного камня или головками, вырезанными на поделочном камне. 578. Клипса с рубинами и бриллиантами работы Картье. Кон. х. Лондон. Большинство рубинов - бирманские, вырезаны в форме бусин и удерживаются на месте иглами с бриллиантовой головкой. 579. Брошь с изумрудом и бриллиантами. Дом «Бушерон». Ок. 1930-1935. Париж. Дизайн являет типичный для х текстурный контраст между сияющими поверхностями бриллиантов огранки багет и живым блеском бриллиантовой россыпи. 580. Брошь-пластина с бриллиантами. Ок. 1935. Типичный образец брошей, изготовленных в Лондоне, зачастую с камнями невысокого качества. Такие броши во множестве выставлялись на аукционы в х гг. Новые владельцы их обычно переделывали, поэтому сейчас они встречаются редко и считаются ценными. 325 581. Знаменитая клипса с рубинами и бриллиантами в невидимой оправе в виде листьев остролиста, из коллекции герцогини Виндзорской. Дом Ван Клиф и Арпельс». 1936. Париж. 582. Бриллиантовая брошь из двух клипс. Фирма Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1930. Париж. 584. Клипса с цитринами и бриллиантами архитектурного дизайна. Сер. х. 585. Бриллиантовая клипса свободного, почти небрежного дизайна. Кон. х. 583. Одна из самых популярных разновидностей броши для шляпки из оникса с изумрудами и бриллиантами. Картье. Ок. 1920-1925. Париж. 326 586. Брошь с рубинами и бриллиантами в невидимой оправе (serti invisible). 1935. Ван Клиф и Арпельс изобрели и запатентовали ее в 1933 г. Это сложная и отнимающая много времени техника крепления, при которой металлическая оправа незаметна с наружной стороны изделия. Для этого на камнях пропиливаются специальные пазы, в которые входят рельсы, удерживающие их на месте. 587. Брошь с сапфиром, горным хрусталем и бриллиантами. Картье. Ок. 1925-1930. 588. Брошь из двух клипс с бриллиантами в виде аммонитов или завитков морской раковины. Ок. 1930. 589. Брошь из двух клипс с бриллиантами. Ок. 1930. 327 591. Брошь из двух клипс (на фото разделены) с рубинами и бриллиантами. е. К концу х дизайн таких изделий стал более асимметричными менее строгим. 592. Брошь из двух клипс с сапфирами и бриллиантами. е. К концу х стилизованные природные мотивы, наводнившие ювелирное искусство, вдохновили Картье на создание брошей с божьими коровками, розами и камелиями, а также его знаменитых клипс в виде головы индуса или мавра, вырезанных из камня и украшенных эмалью и бриллиантами или. Тогда же ван Клиф и Арпельс начали производство обновленных брошей с листьями и цветами из рубинов и сапфиров в невидимой оправе, украшенных бриллиантами иль. Пара бриллиантовых клипс. Дом «Бушерон». Ок. 1935. 593. Браслет с бриллиантами и цветными камнями в египетском стиле. Ок. 1925. Франция. Дом Ван Клиф и Арпельс» также выпускал изделия с египетскими мотивами. Браслеты Браслеты в виде широкой полосы были самым модным украшением вначале х годов. Обычно они состояли из узких пластин или звеньев геометрической формы либо рядов камней контрастных цветов, а к середине х превратились в широкие гибкие самоцветные ленты. Геометрический стиль х годов отлично подходил к линейной форме таких браслетов. Зигзаги, треугольники, концентрические круги, стилизованные пряжки, шевроны и шахматные узоры, стилизованные листья и цветы, выпиленные в платине и усыпанные бриллиантами и цветными драгоценными камнями различной формы, были самыми популярными орнаментами или. Очарование Египтом времен фараонов вдохновило ювелиров на создание множества широких браслетов-лент, усыпанных бриллиантами и украшенных египетскими архитектурными мотивами, сфинксами, скарабеями, цветками лотоса и тому подобным, тщательно выложенными из калиброванных драгоценных кабошонов, выпуклые поверхности которых броско контрастировали с блестящими гранями бриллиантов. Ван Клиф и Арпельс специализировались на подобных браслетах или. Бу- шерон предпочитал стилизованные цветочные мотивы, усыпанные бриллиантами в эмалевых рамках, и стилизованные цветы, вырезанные на разноцветном поделочном камне в обрамлении бриллиантов. Картье достиг совершенства в изготовлении браслетов индийского стиля, которые состояли из листьев, цветов и ягод, вырезанных из рубинов, изумрудов и сапфиров (ил. 595). 594. Отличный браслет с рубинами, сапфирами, изумрудами и бриллиантами в египетском стиле. Дом «Лаклош». Ок. 1925. Париж. 329 330 596. Браслет с изумрудами и бриллиантами (уменьшенный снимок. Дом Ван Клиф и Арпель». 1924. Обратите внимание на то, как выразительно и динамично выглядит комбинация бриллиантов различных огранок маркиза, багет, треугольники круг. 597. Изысканный браслет с рубинами, изумрудами и бриллиантами (снимок с увеличением. Дом «Лаклош». Ок. 1925. Каждый из цветных камней был огранен специально под свою оправу, поверхности придана куполообразная форма. Имитировать такое изделие в наше время крайне накладно. Качество камней и работы в данном образце является исключительным. На аукционе, прошедшем в 1987 году в Нью-Йорке, за него развернулась настоящая битва, а продан он был за впечатляющую сумму в $445 000. Также в этот период выпускались браслеты из скрепленных между собой пластин поделочного камня с резьбой, перемежающихся эмалевыми или самоцветными звеньями (ил. 612-615). Собирать брелоки и носить их на браслетах стало модным в х годах, а в хи х такая мода была распространена повсеместно. Браслеты с брелоками х годов обычно изготавливались из платины и украшались калиброванными камнями ил. 604). Тонкие самоцветные запястья носили по нескольку одновременно, с вечерними 595. Коллекция украшений в индийском стиле с резными цветными камнями. Ок. 1930. Браслет работы Картье. Лондон. 598. Браслет с сапфирами и бриллиантами. е. 599. Бриллиантовый браслет. Ок. 1925. 600. Браслет с рубинами, изумрудами, сапфирами и бриллиантами. Дом «Картье». Ок. 1930. По дизайну стоит где-то между цветовой геометрией сер. хи броскими массивными украшениями нач. х. 332 601. Браслет с сапфирами и бриллиантами. Дом Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1925. Обратите внимание на простое и одновременно броское переплетение разноцветных окружностей и крестообразных мотивов, отлично подобранные камни и великолепную работу. 602. Пара браслетов. Ок. 1925. Оба состоят из выпуклых кабошонов ляпис-лазури, сбрил лиантами огранки багет. А. Браслет с ониксом и бриллиантами работы Дюсосой. Ок. 1928. Б. Браслет с ониксом и бриллиантами. Дом Тиф- фани и К Простой дизайн свидетельствуют о том, что изделие изготовлено приблизительно в 1920 г. 604. Платиновый браслет с самоцветными брелоками. Мода на браслеты с коллекцией брелоков зародилась в период между двумя войнами и повсеместно распространилась в е и е гг. 333 605. Запястье с рубинами и бриллиантами. Дом «Лаклош» Ок. 1925. 606. Откидное запястье с самоцветами. Ок. 1925. Две головы «макара» - таинственные морские чудовища из индийской мифологии - держат бусину из резного изумруда, тело усыпано калиброванными синтетическими рубинами и бриллиантами. Запястья с головами животных на концах впервые появились в VIII в. до н.э. в Ассирии. Позже их изготавливали древнегреческие, этрусские и древнеримские ювелиры, отдававшие предпочтение головам змей, быков и овнов. Археологический стиль х вернул такие изделия в моду, нос изображениями мифических грифонов и химер. В х гг. запястья с головами животных снова стали модными, но наряду с древнегреческими химерами в них появились восточные символы благополучия и процветания китайские драконы и индийские «макара». 334 607. Пара бриллиантовых браслетов. Дом «Хеннелл». Ок. 1925. Лондон. 608. Браслет с рубинами и бриллиантами. Ок. 1920. Франция. платьями, которые оставляли руки открытыми, либо на перчатках иногда их надевали и на предплечье, чтобы закрыть шрам от прививки против оспы (ил. 605). Для дневного ношения предназначались чуть более широкие запястья с золотыми или эмалевыми звеньями либо из резной слоновой кости в африканском стиле, которых надевали сразу помногу. Пользовались популярностью и простые браслеты- кольца из нефрита или других поделочных камней. Вернулись в моду забытые манжеты (ил. 609) с эмалью или самоцветами. Особенно впечатляют браслеты работы Картье в ориентальном стиле, с резными кораллами или ляпис-лазурью, откидыва- 609. Браслет-манжета из белого золота с ониксом и бриллиантами. Ок. 1925-1930. 335 610. Браслет-«лестница» с изумрудами и бриллиантами. Дом «Картье». Кон. х. Парт 611. Браслет с изумрудами и бриллиантами с популярными мотивами ремней и пряжек. Ок. 1925-1930 612. Привлекательный браслет с бриллиантами и поделочными камнями. Ок. 1925. Листья и цветы этого изделия в китайском стиле тщательно вырезаны из кораллов, малахита, сердолика и халцедона и инкрустированы в пластины из ляпис-лазури в бриллиантовых рамках. ющиеся с помощью золотой шарнирной пластины с эмалью и украшенные драгоценными камнями. Подобно двойным клипсам, шикарными считались браслеты из широких массивных звеньев, обычно с бриллиантами. Их носили помногу, обычно на вечерних перчатках, и парадоксальным образом эти тяжеловесные украшения стали неотъемлемым украшением струящихся драпированных вечерних платьев. Их изготавливали в виде ряда прямоугольных или восьмиугольных пластин с мотивами ремней и пряжек, и они отлично подходили к брошам-пластинам. Обычно такие браслеты украшались бриллиантами, однако встречаются на них и цветные камни - обычно по 613. Браслет с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1930. Звенья из белого золота, возможно, заменяют кольца из поделочного камня, которые легко раскалывались при носке. 614. Браслет из золота с эмалью и цветным халцедоном. Ок. 1925-1930. Франция. Эмаль с имитацией нефрита. 615. Современный браслет-полоска: обратите внимание на то, как много металла заметно на передней стороне изделия, и на низкое качество работы, делающее браслет негибким. центру каждого звена - и ряды небольших калиброванных цветных камней или. Изготавливались также браслеты с бриллиантами и цветными камнями массивного скульптурного дизайна в виде широких ремней с крупными пряжками, завитками и бантами или. Более тонкие браслеты в духе х годов производились ив хил и 621). Пользовались спросом и браслеты из нескольких рядов жемчуга или бусин из драгоценных и полудрагоценных камней, перемежающихся бриллиантовыми пластинами геометрического дизайна. 337 616. Пара браслетов-полосок, один - с рубинами и бриллиантами, второй - с изумрудами и бриллиантами. е. Такие браслеты обычно носили парами. 617. Бриллиантовый браслет исключительного размера. Ок. 1930. 618. Бриллиантовый браслете. Бриллиантовый браслет. Ок. 1930. 338 620. Браслет с искусственными сапфирами и бриллиантами. Ок. 1930. В изделиях этого периода синтетические камни такой длинной калиброванной огранки встречаются редко. 621. Браслет-полоска с сапфирами. е. Шри-Ланка. Типично для таких изделий низкое качество работы и отсутствие бриллиантов. 622. Бриллиантовый браслет отличного качества. е. Трехмерный дизайн типичен для этого периода. 623. Браслет с аквамаринами и бриллиантами. Ок. 1930. Несмотря на отсутствие клейма, браслет можно отнести к продукции Дома «Картье», его лондонской мастерской. 339 624. Браслет с рубинами и бриллиантами. Дом «Шоме». Ок. 1930-1935. Париж. 625. Необычный браслет с рубинами и бриллиантами. Дом «Драйсон». Ок. 1935. Лондон. Дом «Драйсон», расположенный в Лондоне, на Бонд-стрит, создавал изделия в стиле французского ар деко, обычно с использованием цветных камней. Браслеты-«эскалье» (лестница - франц из золота с драгоценными камнями контрастных цветов вошли в моду приблизительно в 1935 году. Это были полосы из прямоугольных призматических звеньев, создававших обманчивый эффект движущегося эскалатора благодаря контрасту белых и цветных камней и отражению света с полированных золотых поверхностей (ил. 610). Примерно с 1936 года стало модно носить пару клипс, прикрепленных к широкому металлическому браслету. Браслет пчелиные соты - впервые созданный Домом Ван Клиф и Арпельс» в 1934 году, вскоре стал весьма популярным, а в х годах оказался на пике успеха. Это была широкая лента из шестигранных звеньев, скрепленных незаметно, часто подчеркнутых рисунком звезды с крошечным рубином или бриллиантом в центре, с массивной застежкой в форме завитка или пряжки, покрытой сапфирами или рубинами в невидимой оправе и украшенной мелкими бриллиантами (ил. 732-735). 626. Браслет с рубинами и бриллиантами. Дом Ван Клиф и Арпельс». 1936. Париж. Подарен королем Эдуардом VII г-же Симпсон 27 мая, с надписью Прочные узы. 340 341 627. Браслет с сапфирами и бриллиантами. Дом Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1935. Дорогостоящий образец популярного в середине х гг. дизайна в виде широкой полосы 342 628. Браслет с бирманскими рубинами и бриллиантами массивного дизайна, характерного для сер. х гг. Дом Ван Клиф и Арпельс». Отличное качество работы в подобных изделиях приводит к тому что их гибкость и легкость поражают человека, впервые взявшего такой браслет в руки. 343 629. Браслет с резными цветными камнями и бриллиантами (снимок с увеличением. Дом «Картье». Ок. 1930. Широкая гибкая полоса с узором в стиле «мугул», изображающим плодоносящую виноградную гроздь, из резных и ограненных рубинов, изумрудов, сапфиров, ониксов и бриллиантов. Несмотря на то, что этот дизайн был широко растиражирован, он прочно связан с маркой Дома «Картье», впервые предложившим украшения в индийском стиле срез ными драгоценными камнями. В просторечье называемые «тутти-фрутти», или фруктовый салат, эти изделия воплощают стремление европейских и американских ювелиров к экзотике. 344 631. Запястье с изумрудами и бриллиантами с крупными завитками и мотивом веера. Дом «Бушерон». 1935-1940. Париж. 632. Исключительный браслет с сапфирами и бриллиантами из коллекции герцогини Виндзорской. Дом Ван Клиф и Ар- пельс». 1937. Париж. Обратите внимание на то, как удивительно закреплены сапфиры - лапки оправы невидны снаружи. Браслет можно считать чудом изобретательности. 345 633. Наручные часы с жемчугом, бриллиантами и ониксом. Дом «Картье». Ок. 1920. Париж. Такой дизайн наручных часов впервые появился непосредственно перед Первой мировой войной, сказался они на часах, изготовленных в х гг. 634. Бриллиантовые наручные часы. Дом «Картье». Ок. 1920-1925. Обратите внимание на браслет-шнурок и характерную эмалевую застежку. Наручные часы Вечерние наручные часы с самоцветами носили на всем протяжении х годов. Обычно их изготавливали из белого золота и платины, корпус был усыпан бриллиантами и украшен калиброванным ониксом, а иногда и цветными камнями. Корпуса часов были прямоугольной, восьмиугольной или круглой формы, усыпанные бриллиантами, с боковыми звеньями геометрического дизайна. Роль ремешков выполняли черные муаровые ленточки, черные шнурки и ряды звеньев из различного металла с жемчугом или бриллиантами (ил. 633-638). Примерно в 1925 году возникла мода на карманные часы круглой или прямоугольной формы с крышкой, усыпанной драгоценными камнями, и на какое-то время интерес к наручным часам угасили, однако увлечение карманными часами быстро прошло, наручные часы снова стали модными и оставались таковыми на всем протяжении х годов. 635. Часы с жемчугом, ониксом и бриллиантами. Дом «Картье». Ок. 1920. Дизайн, возможно, разработан ок. 1913 г. ы 636. Пара наручных часов популярного дизайна с бриллиантами на шелковых черных шнурках. е. 637. Наручные часы с бриллиантами, камни огранки багет и бриллиант. Ок. 1925. Часы скор пусом цилиндрической формы были популярны в период между двумя войнами. 638. Бриллиантовые наручные часы. Ок. 1925-1930. 347 |