Главная страница

Ювелирное искусство. Справочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery


Скачать 16.31 Mb.
НазваниеСправочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery
АнкорЮвелирное искусство.pdf
Дата08.05.2017
Размер16.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЮвелирное искусство.pdf
ТипСправочник
#7313
КатегорияГеология
страница12 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
363

661. В этом выдающемся ожерелье, созданном Домом Ван Клиф и Арпельс» в 1949 г, можно увидеть все характерные приметы ювелирного дизайна высочайшего уровнях гг.: большое количество бриллиантов, оправа из белого металла, утонченные формы. Ожерелье можно носить ив более скромном варианте, если отстегнуть боковой элемент в форме банта, который превращается в брошь с отстегивающимися кисточками и грушевидными подвесками.
364

662. Полупарюра из золота с бриллиантами, включающая ожерелье и браслет с мотивами кофейных зерен. «Картье». 1953. Желтое золото различного плетения, текстуры и резьбы, экономно украшенное небольшим количеством бриллиантов и цветных драгоценных камней, было основой украшений для дневного ношения на всем протяжении х гг.
365

664. Пара клипс в форме листьев и кольцо того же дизайна с рубинами и бриллиантами. Ок. 1950.
663. Полупарюра из золота с рубинами. Ок. 1950. Английская вариация на тему дизайна, предложенного парижским отделением фирмы Ван
Клиф и Арпельс». Обратите внимание на отсутствие бриллиантов.
665. Гарнитур из золота с бриллиантами. Ок. 1950-1955. Обратите внимание навитую проволоку из желтого золота, впервые использованную Домом Ван Клиф и Арпельс» в середине х гг., в сочетании с бриллиантами до этого периода для оправы бриллиантов непременно был бы использован белый металл.
666. Гарнитур из золота с эмалью и бриллиантами работы Жана Фуке.
Ок. 1955. Жан Фуке (род. в Париже в 1899 г) был членом знаменитой династии парижских ювелиров, начатой его дедом Альфонсом
(1828-1911). Это семейство, куда входил также отец Жана, Жорж, производило отличные изделия во всех модных стилях.

667. Гарнитур из золота с нефритом, рубинами, сапфирами и бриллиантами. Рудольф Чарлз фон Риппер. Ок. 1955. Фон Риппер (1905-1960) родился в Клаузенберге, Трансильвания, побывал в плену за свои антинацистские карикатуры в 1933 г, отличился вовремя войны, вступив в состав американских Вооруженных сил, ив г. получил американское гражданство. Он был членом общества Гуггенхайма в 1946-1947 годах, участвовал в иностранном легионе и путешествовал с цирком Арлекин, жил в крепости Ораниенбурга и хранил драгоценности Дали.
367

668. Гарнитур с сапфирами, бирюзой и бриллиантами. е. Необычные цветовые комбинации камней были типичны для х гг. Особой популярностью пользовалась бирюза.
669. Гарнитур, включающий брошь и клипсы, из золота сруби нами, цитрином и бриллиантами работы техасского ювелира Пола Флэйто. Ок. 1940. Броские скульптурные яркие украшения, подобные этому, пользовались большим спросом на американском рынке часто их можно видеть в голливудских фильмах.
670. Гарнитур из золота с бриллиантами и самоцветами. Ок. 1955. Франция.
368

671. Гарнитур из золота с рубинами, сапфирами и бриллиантами. «Картье». 1945. Лондон. Обратите внимание на трубчатое ожерелье и яркие цвета драгоценных камней.
369

672. Пара клипс с рубинами и бриллиантами в невидимой оправе из коллекции герцогини Виндзорской. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1940. Нью-Йорк.
673. Пара бриллиантовых клипс, переделанных в серьги. Ок. 1945. На черно-белой фотографии можно рассмотреть добавленную позднее застежку.
674. Пара клипс из золота сруби нами и бриллиантами. Ок. 1940. Клипсы можно носить как в ушах, таки на платье.
675. Пара клипс-завитков из золота с рубинами и бриллиантами. Ок. 1945. Обратите внимание на золото двух цветов.
676. Пара клипс из золота сбрил лиантами работы Давида Уэбба. 1950. Серьги В х годах серьги преимущественно изготавливались в форме клипс, это могли быть крупные золотые мотивы вееров, узлов, бантов, цветов, завитков, раковин и во­
лют, изготовленных из разноцветного золота и украшенных бриллиантами, рубинами или другими цветными камнями, - такой же дизайн был характерен и для брошей или. Дорогостоящие экземпляры были схожего дизайна, но их полностью покрывали бриллианты или рубины и сапфиры в невидимой оправе или. Несмотря на то, что висячие серьги были вне моды х, клипсы в виде завитка или веера иногда украшались подвесками (ил. 677). Крупные камни прямоугольной огранки, обычно цитрины или аметисты, вставлялись в серьги с боковым или верхним элементом в виде завитка или раковины. В х годах, когда у женщин появился свободный выбор причесок из длинных и коротких волос, сложных узлов и простых стрижек, - модны были как длинные висячие серьги, таки компактные клипсы.
370

677. Пара клипс из золота с ониксом, рубинами и бриллиантами. Ок. 1945.
678. Пара висячих серег с бриллиантами. е. Подвески-кисточки таких серег часто отстегивались.
680. Две пары бриллиантовых серег. Кон. х. Такой дизайн оставался в моде еще десять-пятнадцать лет.
679. Пара бриллиантовых клипс в форме цветка. Ок. 1950. Дневные серьги обычно выполнялись из золота, они были короткими, в форме листьев, завитков, тюрбанов, спиралей, кластеров и цветов, часто с мелкими бриллиантами и изредка с подвесками и кисточками или. Золотые креольские серьги также были популярны, однако самые типичные серьги х годов изготавливались в форме шара из золотой проволоки, в которой закреплялись драгоценные камни, часто рубины с бирюзой, рубины с сапфирами или с бриллиантами. Вечерние серьги были роскошными, их обильно украшали драгоценные камни. По дизайну они походили на дневные, но здесь на месте золота находились бриллианты. Бриллианты покрывали завитки, листья, цветы, розетки, тюрбаны и рога изобилия, - часто весьма крупных размеров, к которым крепились сложные каскады кистей из бриллиантов огранки багет с подвеской в форме маркизы или груши на конце по длине такие подвески могли доставать до плеча, и при каждом движении они ловили, преломляли и отражали яркий электрический светил. Жемчужины либо обрамляли бриллиантовыми лепестками, либо превращали в подвески.
681. Пара бриллиантовых серег. е. Извилистые линии навершия-завитка и подвижные отстегивающиеся подвески характерны для серег этого периода.
371

682. Впечатляющее бриллиантовое ожерелье. Ок. 1940. Ожерелья В х годах ожерелья обычно делали короткими, они окружали основание шеи своими массивными золотыми звеньями или причудливым переплетением золотой проволоки (ил. 686), крупными бриллиантовыми завитками или сложными конструкциями из цветных камней или. Среди самых популярных - ожерелья с бразильскими или полыми гибкими звеньями, скрепленные спереди или сбоку самоцветным бантом, кластером в форме цветка,
372

583. Ожерелье с сапфирами и бриллиантами из коллекции герцогини Виндзорской.
«Картье». Ок. 1940. Сапфировые бусины смотрятся необычно и выразительно.
373

374

685. Ожерелье-нагрудник из золота с бирюзой и аметистами. «Картье». 1947. Париж. Это украшение являлось новаторскими благодаря необычному сочетанию камней и использованию решетки извитой золотой проволоки, оно послужило образцом для многих ожерелий.
684. Ожерелье-нагрудник из золота с драгоценными камнями. «Картье». Октябрь 1945. Париж. Когда герцогиня Виндзорская впервые надела это ожерелье, оно произвело фурор. Интересно отметить, что Виндзоры сами предоставляли драгоценные камни для заказанных ими изделий. Данное ожерелье разделяется на две самоцветные броши, две пары серег и изумрудное кольцо (см Сюзи Менкес, The RoyalJewels, Лондон, 1986).
375

376

687. Ожерелье и клипса из золота с бриллиантами.
Ок. 1950. ветвью с листьями и цветами или веером, которые можно было отстегивать и носить отдельно как клипсы или броши (ил. 671). К концу х ожерелья в форме нагрудников из сложных золотых пластин геометрической формы, перемежающихся цветными камнями, во множестве украшали глубокие декольте вечерних платьев в стиле «new look» или. В х годах ожерелья носили как днем, таки вечером. Они обычно были короткими, иногда в форме ошейника, плотно обхватывающего нижнюю часть шеи, и отлично подходили как к декольте в форме сердца на вечерних платьях, таки к вырезам простой формы дневных и послеобеденных нарядов. Золотые ожерелья в форме фестонов и гирлянд изготавливались из плоской или витой проволоки, золотых полос с эффектом гофре, или в форме тонких шнурков и украшались мелкими бриллиантами или цветными камнями. Типичны были и ожерелья из ряда тонких ланцетовидных листьев или мотивов стрелы, градуированных по размеру от центра.
686. Ожерелье из золота с бриллиантами. Ок. 1945. Обратите внимание на боковые элементы в форме пряжек, по дизайну напоминающие клипсы того же периода. Клипса из золота с рубинами и сапфирами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1947. Золотое кружево вокруг кластера-цветка типично для этого времени.
377

688. Бриллиантовое ожерелье. е.
378

689. Бриллиантовое откидное ожерелье. е.
379
Особое внимание уделялось центральной части ожерелья, которая часто была крупнее по размеру, в форме нагрудника. Ожерелья-нагрудники изготавливались закругленной или заостренной формы, из подвижных золотых звеньев или проволочных элементов, инкрустированных драгоценными камнями. Раковины, спирали, тюрбаны и банты из золотой проволоки или листового золота с мелкими камнями часто украшали одну сторону или центральную часть полых ожерелий в духе х годов, их можно было отстегивать и носить отдельно как броши и клипсы (ил. 687). Вечерние ожерелья выполнялись в форме бриллиантовых драпировок, скрепленных по центру или сбоку нестрогим узлом, либо украшенных подвижными кисточками и каскадами драгоценных камней или. Клипсы в форме раковин, тюрбанов, листьев, стилизованных цветков или завитка часто украшали центральную часть ожерелья из бриллиантов огранки багет или круг. Шнурки с драгоценными камнями контрастных цветов, перевитые полосы бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов и ленты драгоценных камней в виде кружева часто украшались подвеской в стиле XVIII века по центру, либо - по бокам - кисточками, веточками, соплодиями ягод, рогами изобилия, каскадами бриллиантов и цветных камней фантазийных форм. Жемчуг, культивированный и природный, снова был в моде, его собирали в градуированные нити с самоцветными застежками либо превращали в ожерелья с фестонами, свисающими между двух симметричных бриллиантовых элементов, которые можно было отстегивать и носить как клипсы. Длинные жемчужные нити несколько раз оборачивали вокруг шеи в моде были также нити, в которых жемчужины перемежались золотыми звеньями с бусинами из цветных полудрагоценных камней, часто из кораллов. Клипсы и броши Клипсы и броши в х годах разрослись до огромных размеров - так ювелиры старались компенсировать редкость драгоценных камней - и изготавливались в форме крупных золотых завитков, пряжек, вееров и розеток или. Самым популярным мотивом были, пожалуй, банты - строгие и нестрогие, большие и маленькие, из желтого или красного золота, часто с ажурными узорами, напоминающими кружево или тюль, в центре украшенные кластером или узлом из драгоценных камней. От бантов XIX - начала XX века и эпохи ар деко их отличали пластичность и трехмерность или. Самые дорогие экземпляры были полностью усыпаны драгоценными камнями. Похожими по концепции на броши-банты были украшения в форме полос ткани с драпировками, завязанных узлом с драгоценными камнями либо свернутых спиралью ил. 706). Популярные уже вначале х годов цветы, ветви с листьями и пшеничные колосья из разноцветного листового золота с бриллиантами и калиброванными рубинами и сапфирами стали особенно модными в послевоенные годы или. Тенденцию к натурализму в ювелирном дизайне концах годов демонстрируют броши в форме животных райских птиц, домашних кошек, собаки канареек. Змеи, пантеры, тигры, львы, попугаи и прочие представители фауны в х годах часто воплощались в брошах с характерными пластичными, энергичными линиями, хорошо передающими движение или. Гарнитур из золота с рубинами и бриллиантами
1945-1950. Использование красного золота весьма типично для х.
693. Брошь-цветок из золота с рубинами. е.
694. Золотая брошь с бриллиантами, возможно, работы
Меллерио. 1940-1945.
690. Массивная клипса с цитрином, сапфирами, рубинами и бриллиантами.
Ок. 1940-1945. Цитрины стали весьма популярными вовремя войны, в основном потому, что драгоценные камни были весьма редки.
691. Брошь из золота с рубинами и цитрином.
Ок. 1940-1945. Обратите внимание на скульптурные завитки из желтого золота и отсутствие бриллиантов.
695. Брошь-бант сруби нами и бриллиантами броского скульптурного дизайна. Драйсон на Нью Бонд-стрит, Лондон. Ок. 1940.
381

696. Знаменитая брошь- фламинго. «Картье». 1940. Париж. Приобретена герцогом Виндзорским непосредственно перед немецкой оккупацией, разработана Жанной Туссен. Сюжет и щедрые размеры броши делают ее исключительной для этого периода. После продажи драгоценностей герцогини Виндзорской с аукциона «Сотби» в Женеве в 1987 г, на рынке появились многочисленные копии этой броши как с драгоценными камнями, таки со стразами. Среди брошей-цветов встречались как экзотические орхидеи, таки более привычные ромашки, розы, анемоны и т.п., часто собранные в букетики из разноцветного золота и перевязанные лентой с драгоценными камнями. Для таких изделий чаще всего использовались синие и желтые сапфиры- лепестки, в окружении рубинов и бриллиантов. Ван Клиф и Арпельс прославились своими брошами-цветами с калиброванными рубинами и сапфирами в невидимой оправе (ил. 698). Тенденция к натурализму концах подвигла их также на изготовление брошей с изображением людей. Первая брошь ван Клифа и Арпельса балерина была выпущена в 1945 году этот дизайн оставался в моде в течение двух последующих десятилетий и широко имитировался. За ней последовали броши в виде девушек с цветами, клоунов и игроков в гольф или. Вначале х клипсы все еще носились, однако мода постепенно смещалась от них к брошам, которые во второй половине десятилетия обязательно украшали вырез платья с одной стороны. Усиливающийся интерес к натурализму повлиял на создание брошей в форме животных, цветов и особенно листьев - ланцетовидных, сердцевидных, округлых или вытянутых, - ставших лейтмотивом для брошей х годов. Для дневного ношения предназначались броши-листья из золотой проволоки простой формы, изредка украшенные драгоценными камнями вечерние же изделия были
382

697. Брошь с рубинами, сапфирами и бриллиантами в форме райской птицы. Ван Клиф и Арпельс». 1942. Вне всякого сомнения, это одно из самых знаменитых украшений в истории ювелирного дизайна, известное не меньше, чем прославленная брошь-фламинго, созданная Домом «Картье» для герцогини Виндзорской в 1940 г. Броский скульптурный дизайн, использование обширных поверхностей желтого золота типичны для х гг., при этом изделие уникально по размеру, великолепному качеству работы и идеальному подбору драгоценных камней.
699. Пара клипс из золота с бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс».
Ок. 1937. Несмотря на то, что впервые мотив пчелиных сот появился еще до войны, особую популярность он обрел в х гг. и широко копировался.
698. Брошь-хризантема с сапфирами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1940. Париж. Обратите внимание на листья, покрытые камнями в невидимой оправе.
383

700. Брошь с рубинами, лунным камнем и бриллиантами. Ок. 1945. Еще один пример полной свободы выбора камней.
701. Золотая брошь с сапфирами и бриллиантами.
Ок. 1945. Дизайном брошь обязана интересу к натуралистическим мотивам. сложного дизайна, с множеством бриллиантов и цветных драгоценных камней, часто украшенные каскадами или каплями из камней огранки багет или груша ил. 664-666). Цветы также могли быть схематически изображены витой проволокой и украшены бриллиантами либо натуралистично проработаны и обильно украшены драгоценными камнями это были как экзотические изысканные орхидеи и фуксии, таки простые дикие розы с пятью лепестками или. Броши в форме ленты, банта или розетки в стиле х годов теперь изготавливались из золотой проволоки, часто на них появлялись мотивы листьев и цветов (ил.
718). Мотивы веера или ленты с драпировкой, в сочетании с листьями, папоротниками и стилизованными перьями, также являлись типичными для дизайна брошей в х годов (ил. 730). Сочетание натурализма с абстракционизмом нашло выражение в брошах в форме заостренных и зубчатых переплетенных листьев с бриллиантами и цветными камнями. Комбинация этих двух тенденций заметна ив брошах с растительными мотивами, намеченными схематически, а не изображенными с ботанической точностью. Забавными и удобными вноске были броши-животные из золота с эмалью и полудрагоценными камнями на них появлялись кошки, щенки, птички в клетках и т.п. Благородные тигры, львы, райские птицы и попугаи воплощались в более дорогих и значительных украшениях, с использованием большого количества цветных драгоценных камней (ил. 723-729). Знаменитые ювелирные дома, в частности, «Картье», Ван Клиф и Арпельс», «Фуке»,
«Бушерон» и «Мобуссан», равно как и менее известные ювелирные фирмы, восприняли эту тенденцию к натурализму и производили замечательные броши в форме растений и животных.

702. Брошь-танцовщица из золота с бриллиантами, рубинами и сапфирами. Джон Рюбель К
Ок. 1945. Нью-Йорк. Фирма Джон Рюбель К производила изделия для парижского и нью- йоркского отделений Дома Ван Клиф и Арпельс». Их соглашение было расторгнуто в 1943 г, и фирма Джон Рюбель К переехала в Нью-Йорк и открыла отделения в Париже и Лондоне. Первая брошь-балерина была выпущена фирмой Ван Клиф и Арпельс» в 1945 г.
703. Брошь-балерина из палладия с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1945.
704. Брошь-цветочница из золота с сапфирами и рубинами. «Лаклош». Ок. 1940-1945. Париж.
705. Клипса из золота с самоцветами изображает девушку в походном обмундировании с букетом цветов, бокалом шампанского и ружьем за плечами. «Лаклош». Ок. 1945. Золотая клипса-клоун с кораллами и самоцветами.
706. Пара клипс из золота с бриллиантами. Ок. 1945-1950.
385

707. Брошь-бант с бриллиантами, возможно, работы
Леитао из Лиссабона. 1945-1950. Португалия.
708. Брошь с цитринами, изумрудными бусинами и бриллиантами. Ок. 1945. Похоже, что брошь была изготовлена либо из тех немногих камней, которые были в распоряжении ювелира, либо из камней, которые смог предоставить сам заказчик.
710. Клипса из золота двух цветов с рубинами и бриллиантами. Ок. 1945.
709. Золотая брошь с рубинами и бриллиантами. «Тиффани и К. Ок. 1940-1945.
Нью-Йорк.
386

711. Брошь из золота двух цветов с рубинами и бриллиантами.
Ок. 1945. Еще один пример популярного сочетания рубинов и обширных золотых поверхностей.
712. Бриллиантовая клипса. Ок. 1945. Скульптурный трехмерный дизайн изделия свидетельствует о том, что оно было изготовлено в хане в х гг.
713. Бриллиантовая брошь. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1950. Обратите внимание на дизайн с использованием извилистых петель.
714. Брошь-снежинка из золота с бриллиантами. Кон. х. Дом Ван Клиф и Арпельс» впервые выпустил броши подобного дизайна в 1947 г.
387

715. Клипса с сапфирами и бриллиантами из коллекции герцогини Виндзорской. «Картье». 1949. Париж. Одно из кошачьих украшений, изготовленных в сотрудничестве двумя ювелирами Дома «Картье»: Жанной Туссен и Пете­
ром Лемаршаном. Вес сапфирового кабошона из Шри-Ланки - 152 карата.
716. Клипса-леопард с цветными бриллиантами и ониксом. «Картье». 1965. Лондон. Несмотря на то, что первые трехмерные кошачьи украшения были изготовлены в х гг., этот дизайн оказался столь успешным, что подобные изделия выпускаются Домом «Картье» посей день.
717. Золотая брошь с самоцветами. е.
718. Клипса из золота с бриллиантами. Ок. 1950. Франция.
719. Брошь-цветок из золота с сапфирами и бриллиантами. е. Обратите внимание на крупные завитки- лепестки из желтого золота. В х гг. дизайн не был бы таким тяжеловесным. Сравните сил. Золотая брошь с самоцветами изображает эскимоса на санях с собачьей упряжкой. «Лаклош». Ок. 1945-1950.
722. Брошь из желтого золота с сапфирами и бриллиантами в форме каскада из листьев и цветов. е. Франция.
Прироодные мотивы, множество драгоценных камней и золотая витая проволока характерны для этого периода.
723. Брошь-пугало из золота с аметистами и бирюзой.
Ок. 1950. Забавные и юмористические мотивы характерны для началах. Брошь-птичка из золота с аметистами и бирюзой.
Ок. 1950.
389 720. Золотая брошь с рубинами. «Бушерон». Ок. 1945-1950. Лондон.

725. Три броши из золота с эмалью и самоцветами работы Энрико Серафини. е. Италия. Энрико Серафини (1913-1968) открыл собственную мастерскую во Флоренции, на Пьяцца Санта Феличита, 4, 15 сентября 1947 г.
390

726. Пара брошей из золота с самоцветами. Сер. х. Дом Ван Клиф и Арпельс» впервые выпустил броши с подмигивающими кошками в 1954 г. Многие из таких карикатурных животных создавались под влиянием популярных диснеевских мультфильмов.
727. Клипса-птица с самоцветами.
Ок. 1950-1955. Франция.
729. Брошь-пантера из золота с эмалью и бриллиантами работы Энрико Серафини.
Ок. 1960. Италия.
728. Брошь из золота с эмалью и бриллиантами в форме головы слона работы Энрико Серафини. е. Италия.
730. Брошь-перо из золота с самоцветами. «Бушерон». е.
731. Брошь-ветвь с рубинами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». е. Нью-Йорк.
391

732. Браслет с узором пчелиные соты из золота с рубинами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1940. Этот дизайн был популярен с концах по е гг.
733. Браслет с узором пчелиные соты из золота с рубинами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1940.
734. Браслет с узором пчелиные соты. Ван Клиф и Арпельс». е.
735. Браслет из золота с рубинами и бриллиантами. Ок. 1945. Вариация популярного дизайна, предложенного Домом Ван Клиф и Арпельс».

736. Браслет из золота двух цветов с аметистами. Ок. 1940. Типичное украшение военного времени из 9-каратного золота и полудрагоценных камней. Этот браслет практически наверняка был изготовлен в Германии и импортирован в Англию, о чем свидетельствует специальная отметка. Браслеты Браслет был одним из самых популярных украшений х годов обычно браслеты изготавливались из разноцветного золота и состояли из подвижно скрепленных звеньев более или менее сложной формы, часто объемных и массивных на вид. Застежки были крупными, трехмерными, в форме выпуклых медальонов, стилизованных мотивов пряжки или моста, часто с бриллиантами, рубинами и сапфирами.
Браслет-«пчелиные соты, изобретение Дома Ван Клиф и Арпельс», был по-преж­
нему в моде, этот дизайн копировали и имитировали многие другие ювелирные фирмы ил. 732-735). Браслеты в форме гусениц танка или велосипедных цепей и с прочими индустриальными и спортивными мотивами часто украшались полудрагоценными камнями аметистами, цитринами и оливинами (ил. 736-738). Популярны были также браслеты в виде широких полос корзинного или шевронного плетения и полые гибкие браслеты с самоцветными застежками. Широкие браслеты-манжеты с расположенными в случайном порядке драгоценными и полудрагоценными камнями также пользовались большим спросом (ил. 741). К концу х годов самыми модными были широкие браслеты из переплетенных золотых полос с застежкой с растительными мотивами. Более строгие браслеты для вечерней носки с бриллиантами и цветными драгоценными камнями по центру могли украшать крупный трехмерный завиток или стилизованная пряжка (ил. 739).
737. Золотой браслет. «Картье». Ок. 1940. Браслеты в форме гусениц танка и велосипедных цепей были весьма популярны в этот период.
393

738. Стильный золотой браслет. Ок. 1940.
Браслеты-жаретьер в викторианском стиле вернулись в моду в х годах и повсеместно распространились в х. Выглядел такой браслет как широкая полоса из золотых звеньев гибкого соединения с самоцветным зажимом или застежкой, свободный конец которой украшали разнообразные кисточки, подвески или бахрома. Широкие золотые браслеты-полосы могли состоять из самых причудливых звеньев в форме рыбьего скелета, ромбов, прямоугольников и т.д., часто с самоцветной застежкой-розеткой (ил. 744). Популярны были и браслеты из золотых петель, переплетенных или соединенных по центру мотивом с драгоценными камнями завитком или двумя противопоставленными друг другу завитками, раковиной, веером. Изготавливались также браслеты со звеньями в форме цветов, листьев и розеток из золота с бриллиантами или цветными драгоценными камнями. В моде были и запястья для дневного ношения в х предназначались простые золотые пластины с фигурками, которые носили по нескольку одновременно, и более широкие запястья из нескольких рядов проволоки, расширявшиеся к центру, где находился шаровидный мотив с кластерами различных драгоценных камней. Встречались также запястья, украшенные по центру переплетенными листьями или мотивом тюрбана с драгоценными камнями. С возвращением в моду жемчуга, стали популярными браслеты, состоящие из четырех, пяти и более рядов жемчужин - натуральных или культивированных, - с застежкой в форме цветка. Браслеты-шнурки из нескольких перевитых жемчужных нитей также пользовались спросом. Такие же браслеты делались из коралловых, бирюзовых и других полудрагоценных бусин.
739. Бриллиантовый браслет. Кон. х. Установить дату изготовления помогают боковые элементы в форме веера, обрамляющие центральный камень, которые напоминают серьги этого же периода.
394

740. Два запястья из золота с самоцветами. Ок. 1945. Запястья, подобные этому, из желтого золота с фигурками из бриллиантов и драгоценных камней часто переделывались из браслетов с брелоками х гг. и были особенно популярны в США до войны и вовремя нее.
741. Браслет-манжета из золота с самоцветами. Ок. 1945. Многие камни являются искусственными. Браслет находится где-то посередине между эксклюзивными и массовыми украшениями.
395

742. Бриллиантовый браслете. Бриллиантовый браслет. Кон. х.
744. Браслет из золота с самоцветами. е. Использование витой золотой проволоки и цветовое сочетание камней типичны для этого периода.
745. Браслет-пантера с ониксом и бриллиантами. «Картье». 1952. Париж. Часть знаменитой коллекции кошачьих украшений, принадлежавших герцогине Виндзорской. Для вечернего ношения модницы предпочитали браслеты с растительными мотивами и гирляндами, украшенные бриллиантами, обычно с крупным трехмерным центральным элементом завитком, венком, цветком, веером или тюрбаном, - часто сужающимся к краям, на тонком браслете из камней круглой или прямоугольной огранки или. Натурализм концах годов нашел воплощение в браслетах, изображающих диких экзотических зверей (ил. 745).
396

746. Наручные часы из золота с рубинами и бриллиантами. е. В дизайне заметно влияние изделия на ил. 747. Наручные часы В х наручные часы стали очень стильными по дизайну они походили на браслеты того времени, то есть состояли из широкой золотой полосы с круглым циферблатом в центре, иногда снабженным откидной крышкой с драгоценными камнями (ил,
750); еще один распространенный дизайн подразумевал браслет с бразильскими, или полыми, звеньями и небольшим корпусом часов между боковыми элементами в форме пряжки, украшенными драгоценными камнями или. Чаще всего на часах встречались рубины (нередко синтетические) и бриллианты. Самый типичный и характерный дизайн часов этого периода, «Кадены», был впервые предложен Домом Ван Клиф и Арпельс» в середине х годов и пользовался спросом вплоть дох. Такие часы состояли из двойной цепочки бразильских звеньев белого или желтого золота с застежкой в форме стремени, усыпанной бриллиантами, в которую были незаметным образом, вертикально, встроены часы или. Этот элегантный дизайн возродился на пороге XXI века. Ювелирные наручные часы были в большом почете в х годах модницы носили их поверх вечерних перчаток либо, в течение дня, на голой руке.
747. Бриллиантовый браслет. Ван Клиф и Арпельс». е. Такая модель называлась
«Кадены», впервые она была выпущена в конце хи оставалась популярной в послевоенное время.
397

749. Часы-браслет с рубинами и бриллиантами. е. Обратите внимание на трубчатую цепочку и боковые элементы в форме пряжки.
750. Часы-браслет из золота с бриллиантами. «Роллекс». Кон. х. Дизайн «жаретьер» и шестигранные звенья- соты типичны для этого периода. Циферблат часов спрятан под откидной крышкой с бриллиантами.
748. Часы-браслет из золота с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1945. По дизайну они повторяли современные браслеты и кольца и часто состояли из золотого плетения или витой проволоки, с небольшим круглым циферблатом в центре, иногда закрытым откидной крышкой с драгоценными камнями в форме купола, тюрбана, завитка, цветка или розетки (ил. 753). Если крышка отсутствовала, к циферблату прилегали боковые элементы в форме вееров, завитков или листьев, обычно с бриллиантами и другими камнями. Более дорогие экземпляры, предназначенные для вечера, состояли из тонких золотых окружностей с циферблатом в рамке из растений или лепестков, полностью усыпанных бриллиантами различной огранки.
^

751. Наручные часы с рубинами и бриллиантами. е. Обратите внимание на трубчатую форму браслета, характерную для х гг. При покупке подобного изделия обязательно проверяйте, не использованы ливнем синтетические камни.
752. Часы-браслет из золота с бриллиантами. е. Обратите внимание на откидную крышку в форме скульптурного завитка, закрывающую циферблат часов.
753. Часы-браслет из золота с драгоценными камнями. Нач. х. Обратите внимание на плетеный браслет и бант с рубинами и бриллиантами, как будто завязанный в центре.
754. Часы-браслет из золота с бриллиантами. Кон. х.
399
« ЧИН Г - I

755. Кольцо с рубинами 756. Парадное кольцо из 757. Кольцо с цитрином 758. «Коктейльное» кольцо и бриллиантами. «Шоме». золота с бриллиантами. и бриллиантами. Ок. с бриллиантами. Ок. 1945.
Ок. 1940. Париже. Кольцо-*шар», 760. Кольцо-«шар» 761. Кольцо из желтого 762. Кольцо с кластерами или КУПОЛ из золота с рубинами, сапфирами золота с синими и желтыми драгоценных камней. е. с рубинами. Ок. 1940. м бриллиантами. Ок. 1940. сапфирами и бриллиантами. Ок. 1945-1950. Кольца Кольца в х годах отличались массивностью, объемностью и обычно украшались геометрическим мотивом призмой, цилиндром, трапецией - либо стилизованными завитками, часто расположенными асимметрично. Такие кольца предназначались для вечеринок-коктейлей, занимавших важную роль среди популярных форм развлечений. Чаще всего кольца изготавливали из золота, красного или желтого, реже из платины, а драгоценные камни, обычно небольшие бриллианты и рубины, размещались вплотную друг к другу либо вставлялись в невидимые оправы, и образовывали геометрические мотивы между боковыми элементами в форме объемных завитков, вееров или лент или. Крупные полудрагоценные камни зачастую окружали трехмерные боковые элементы в форме завитков с драгоценными камнями контрастных цветов или. Центральный элемент типичного кольцах годов мог быть выполнен в форме книги, стилизованного моста, банта, тюрбана или пряжки. Встречались также кольца в форме дыни, либо в форме сферы, полностью усыпанной драгоценными камнями, либо из золота с самоцветами или. К концу десятилетия кольца стали легче, предвосхищая моду х годов, когда камни стали заключать в металлическую сетку, вытеснившую обширные металлические поверхности предыдущих десяти лет. В х годах кольца носили помногу одновременно. Мода на массивные кольца продолжалась, по дизайну они теперь тяготели к дугами окружностям, в отличие от угольной геометрии предыдущего десятилетия.
400

763. Необычная пудреница из золота с эмалью и бриллиантами работы Энрико
Серафини. Центральные элементы в форме шара, полностью усыпанные драгоценными камнями, либо состоящие из сложных переплетений золотой проволоки с драгоценными и полудрагоценными камнями, заменили цилиндры и призмы, пряжки и мосты. Популярными мотивами были тюрбаны, завитки, спирали и волюты из золотой проволоки с драгоценными камнями, украшенные в центре крупным камнем, высоко выступающим над фалангой пальца. Очень модными были кольца с кластерами из жемчужины или цветного камня в обрамлении бриллиантов либо в форме стилизованных цветков, в которых роль серединки и лепестков играли драгоценные камни разных цветов и огранок, часто украшенных витой золотой проволокой (ил. 762). Не менее модными в х годах были кольца, украшенные по всей окружности, особенно с мотивами листьев и волют из золота с драгоценными камнями. Типичны были кольца с коническим центральным элементом из золотой проволоки или листового золота, увенчанным крупным камнем, часто кабошоном. Мода на крупные кольца обусловила широкое использование креплений-«лапок» для цветных драгоценных камней, окруженных боковыми элементами в форме завитков с бриллиантами альтернативой им были кораллы, бирюза и аметисты.
764. Пудреница из золота с драгоценными камнями. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1945. Нью-Йорк. Аппликация в виде фигурки балерины с бриллиантами огранки роза и сапфирами.
765. Пудреница. «Бушерон». Ок. 1940-1945. Париж. Пудреницы этого популярного дизайна часто изготавливались из белого сплава.
401
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ С 1 9 6 0
ПО ГОД лагосостояние, комфорт и экономическая стабильность, столь желанные в послевоенные годы и достигнутые в х годах, в х оказались под угрозой из-за социальных противоречий, охвативших все слои общества. Непримиримое, отвергающее устои и действующее наперекор истеблишменту молодое поколение формировало новый общественный уклад, отразившийся в изобразительном искусстве, моде и ювелирном дизайне. После середины х годов абстрактный экспрессионизм трансформировался в живопись цветовыми пятнами, основоположниками которой были Марк Ротко,
Хелен Франкенталер и Морис Луис, покрывавшие свои полотна разноцветными цветовыми пятнами, так что цвет занял в искусстве главенствующую позицию. Оптические иллюзии, которые можно увидеть на полотнах Вазарели и Ричарда Анушкевича - основных представителей движения оп арт (оптическое искусство, - оказали заметное влияние на кутюрье и ювелиров оно прослеживается в коллекциях Куррежа и Кардена, а в ювелирном дизайне - в украшениях геометрических, осколочных форм с цветными драгоценными камнями, расположенными в хаотичном порядке. Среди ювелиров главным приверженцем этого направления был Эндрю Грима из Лондона, разработавший множество новых текстур для поверхности металла, отливавший броские смелые украшения с неограненными кристаллами или камнями, которые выбирал по их цвету, а не по рыночной стоимости двухцветными турмали­
нами, опалами, агатами, опаловой галькой, барочными жемчужинами, кабошонами из сапфира и лунного камня, ляпис-лазурью, цитринами и бриллиантовой крошкой ил. 814). Сдержанной элегантности предложенного Диором стиля «new look» такие модельеры, как Карден, Пако Рабанн и Курреж, противопоставляли наряды, созданные под влиянием стиля оп арт, научной фантастики и полетов в космос яркие мини-платьица в форме буквы Ас узорами из зигзагов. Мэри Квант ввела в моду предельно короткие юбки, Видал Сассун - стрижки в форме строгого каре. Молодежь со всего мира совершала паломничество на Карнаби-стрит, где продавалась самая модная одежда. В конце х нью-йоркские бутики обновили ассортимент и начали торговать разноцветными брючками и крошечными платьицами. Белые сапожки, виниловые плащи, солнечные очки в белых оправах, психоделические цвета, черно-белые шахматные узоры, все виды брюк - от облегающих леггинсов до элегантных вечерних моделей - былина острие моды в этом десятилетии, сего стремлением оторваться от традиций и любовью ко всему новому, шокирующему, дерзкому. Ювелирный дизайн в точности следовал этим принципам, а украшения становились забавными и необычными или. Богатство и расточительность, необходимые для процветания ювелирной промышленности, были более чем свойственным годам. Клиентура расширялась за счет людей, разбогатевших недавно, крупные же состояния прирастали, позволяя их обладателям совершать еще более дорогие покупки. В тоже время, рост преступности привел к тому, что постоянно носить драгоценности стало опасно. Украшения разделились на два класса те, что хранились в банке - сочень дорогими камнями в относительно простых оправах, - и те, которые можно было носить ежедневно.
402
Традиционное различие бриллиантовых вечерних украшений и менее дорогих золотых для дневного ношения уступило место новой дихотомии между уникальными, единственными в своем роде драгоценностями и недорогими, но стильными дизайнерскими изделиями, предназначенными для женщин, самостоятельно приобретавших себе украшения, одежду и аксессуары. Ван Клиф и Арпельс» первыми из именитых ювелирных домов восприняли потребность нового рынка и открыли собственный бутик в 1954 году. Км годам у них была отдельная линия для бутиков, в которой, в частности, появились такие знаменитые и популярные изделия, как забавные броши-животные и парюры твист из золотых и полудрагоценных бус, перевитых на манер шнурка или. Украшениях годов отличаются живой игрой цветов и текстура также абстрактными мотивами. Высоко ценились кабошоны ярких цветов или их гладкие полированные поверхности отлично сочетались с оправами различных текстур. По всему миру ювелиры использовали неограненные драгоценные камни, необработанные кристаллы и прочие природные материалы, к которым не прикасалась рука человека. Необычные эффекты достигались путем сочетания ограненных и не- ограненных камней броши и кольца украшали скопления кристаллов аметиста, диоптаза и изумруда, круглые халцедоновые друзы, напоминающие раковины, сна ростами кварца, инкрустированные переливающимися алмазами бриллиантовой огранки или. Интерес к необычным текстурам, относительно дешевым материалами ярким цветовым сочетаниям подвиг ювелиров по обе стороны Атлантики к использованию Княжна Ли Радзивилл». Фотограф Сесил Битон.
1961. «Сотби», Лондон.
403

766. Коллекция украшений из золота с самоцветами работы Эндрю Грима. Абстрактные формы, своеобразные текстуры металла, необычные камни и неогра- ненные минералы в естественной кристаллической форме - характерные черты авангардных произведений Грима и других ювелиров, выполненных в хи начале х гг. натуральных раковин. Дэвид Уэбб в Нью-Йорке, Дард и сыновья в Париже и Эндрю Грима в Лондоне создавали украшения из экзотических разноцветных ракушек, чаще всего серьги. Дом «Вердура» славился тем, что, начиная с х годов, скупал раковины за бесценок у нью-йоркского Музея естественной истории, а затем превращал их в изысканные украшения или. Природные мотивы, абстрактные и стилизованные, были отличительным признаком ювелирного дизайна х годов. В изощренных оправах, часто обрамляющих кабошоны из кораллов или бирюзы, можно разглядеть уходящие в землю корни, а в нагромождении геометрических металлических стержней, окружающих камень, - птичье гнездо, свитое из прутиков. Текстуры, напоминающие морское дно или лунную поверхность, достигались при помощи новых техник плавления золота при контролируемой температуре. Полированные или матовые золотые поверхности теперь казались скучными, на смену им пришли чеканные, стержневые, выбивные, витые и переплетенные или. Украшения менее абстрактного дизайна часто выполнялись в виде насекомых, животных и растений, как ив предыдущих десятилетиях, однако отличительной чертой подобных изделий х годов был их забавный, милый характер и стилизованные формы. Это в особенности касается анималистических украшений Дэвида Уэбба, например серег-лягушек с эмалью цвета лайма, и черно-белых эмалевых браслетов-пан­
тер, созданных под влиянием кошачьих украшений, созданных Жанной Туссен для Дома «Картье», однако переосмысленных в легкомысленном стиле диснеевских мультиков или. К подмигивающему коту, «Chat Malicieux», из серии анималистических украшений, начатой в предыдущее десятилетие, Дом Ван Клиф и Ар- пельс» в х годах добавил не менее популярных львов, сов, обезьянок, жирафов и т.д. из золота с драгоценными и полудрагоценными камнями или. Со временем этот же Дом выпустил серию эксцентричных изделий в виде золотой маски льва с драгоценными камнями, форму для которых якобы подсказали молотки на дверях итальянского консульства в Нью-Йорке (ил. 853). Мода на украшения с анималистической тематикой распространилась столь широко, что практически каждый ювелир создавал подобные изделия. Жан Шлюмбергер из нью-йоркского отделения «Тиффани» изготавливал превосходные трехмерные броши в форме двух переплетенных рыбок из желтого золота с необычными цветовыми сочетаниями камней, например рубинов и демантоидньгх гранатов. Драгоценности с высокой рыночной стоимостью, созданные такими именитыми домами, как «Картье», Ван Клиф и Арпельс», «Бушерон», «Шоме» и «Мобуссан», выглядели более традиционно. Часто они принимали форму стилизованных цветов, соединенных в кластеры, к которым каскадами крепились драгоценные камни ломаные, зубчатые контуры, образуемые за счет попеременного использования алмазов огранки бриллиант и маркиза, отличали их от изделий предыдущего десятилетия или. Искривленные линии и резкие, колючие очертания характеризовали стиль середины - концах или. Бриллианты, как и раньше, сохраняли свою доминирующую позицию, однако рубины, изумруды и сапфиры использовались чаще, чем в предыдущем десятилетии. Бирюза с ее выразительным цветом и восковым блеском, который выгодно подчеркивали бриллианты, вернулась в наиболее дорогие украшения. Более не сдерживаемые правилами конформизма, равновесия и симметрии ювелиры охотно использовали в дорогих украшениях каскады крупных и объемных камней, мотивы звезд и стилизованных солнц с лучами или. Кольцо и пара серег из золота с бриллиантами в форме стилизованных звезд с лучами. «Бушерон». е. Геометрическая симметрия уступила место сбалансированной асимметрии и движению. Контуры украшений были ломаными и зубчатыми, а чтобы достичь этого эффекта, ювелиры прибегали к использованию заостренных камней огранки маркиза и груша. В кольцах и брошах центральный, основной камень - бриллиант или цветной - часто закреплялся так, что выступали над остальными, и над изделием в целом (ил. 847). Даже традиционные и очень дорогие бриллиантовые ожерелья- ривьеры, созданные, например, Гарри Уинстоном, выглядели зубчатыми, поскольку состояли из бриллиантов огранки маркиза или груша, зачастую с подвесками из крупных цветных драгоценных камней. Броши выполнялись в форме стилизованных асимметричных гирлянд из листьев и цветов с бриллиантами и цветными камнями Дом Ван Клиф и Арпельс» создал целую серию таких брошей под общим названием Гирлянда (ил. 806). Традиционное двухцветное сочетание бриллиантов с рубинами, изумрудами или сапфирами оставалось в моде, однако ювелиры без колебаний сочетали между собой любые цветные камни, что придавало изделиям итальянский колорит или. К середине х годов украшения было принято носить помногу как днем, таки вечером кольцо на каждый палец, по два браслета на каждую руку, серьги и ожерелья. Полные парюры одного дизайна, однако, в моду не вернулись, предпочтение отдавалось небольшим комплектам, включающим, например, серьги и кольцо, брошь и серьги, ожерелье и браслет. Стремясь к созданию собственного стиля, дамы запросто надевали одновременно изделия разных ювелиров. Вначале х годов конец экономическому росту положили арабские страны, отказавшиеся поставлять нефть по низким ценам, соответственно, прекратилось и процветание. Последующий спад поселил в обществе чувство неопределенности, нестабильности. Прошли те времена, когда женщина украшала себя драгоценностями, чтобы продемонстрировать свое богатство и высокий социальный статус.
768. Парюра из золота с бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». е. Ориентальные мотивы и сочетание бриллиантов с желтым золотом типичны для этого десятилетия.
406

Обилие драгоценностей теперь вдохновляло лишь грабителей. Однако, к вящей радости ювелиров, теперь процветание пришло в страны Персидского залива. Вначале х в одежде появились этнические элементы кафтаны, экзотические узоры, жатый бархат, шали с бахромой, длинные юбки, болеро, сборчатые блузки и брюки-клеш. Высокая мода должна была бороться за выживание. Все больше кутюрье начинали выпускать шарфы, солнечные очки и духи под своим именем, а также создавать линии готовой одежды, прет-а-порте. Менялась общая концепция моды, в которой теперь соседствовали разные стили, разная длина и разные материалы. Тоже самое касается и ювелирного дизайна. Стиль х годов не подчиняется единым правилам, он крайне неоднороден. Если изделие х можно опознать по асимметричной геометрии, то обобщенно описать тенденцию следующего десятилетия практически невозможно. Одни украшения стремились к традиционным формам (ил. 797), другие базировались на искусстве экзотических племен (ил. 815). Если впервые годы нового десятилетия еще встречались геометрические абстракции х годов (ил. 819), ток середине х они окончательно вышли из моды. В х годах известные ювелирные дома придерживались разделения своей продукции на уникальные украшения с камнями исключительного качества, обычно выполняемые по заказу, и более доступные изделия для широкой, ноне менее требовательной клиентуры. Все чаще женщины сами покупали себе драгоценности, и все больше ювелирных изделий попадало в среднюю ценовую категорию. Этот феномен отчетливо прослеживался по обе стороны Атлантики, и ювелирные дома от «Тиффани» до Ван Клиф и Арпельс» создавали сезонные коллекции с использованием модных мотивов, цветов и форм. Пожалуй, самой характерной чертой ювелирного дизайна х годов было возвращение в него недрагоценных материалов, например горного хрусталя, кораллов и экзотических пород дерева или, практически повсеместное использование желтого золота, а также склонность к разноцветным ярким орнаментам, развившимся из цветовых сочетаний хил и 840). Среди знаменитых ювелиров, экспериментировавших с этими материалами, был
Дэвид Уэбб, который создал коллекцию украшений со звеньями из резного горного хрусталя и золотых элементов с бриллиантами, производивших удивительный эффект благодаря соседству бесцветного хрусталя и сияющих алмазов бриллиантовой огранки. Парижское отделение Дома Ван Клиф и Арпельс» использовало горный хрусталь для создания своих знаменитых гарнитуров, включающих длинную цепь с подвеской, серьги и, зачастую, кольцо, из звеньев овальной или ромбовидной формы в золотой оправе с бриллиантами. Кораллы были еще одним материалом, вернувшимся в моду и достигшим вершины популярности в середине х годов, после пяти десятилетий забвения. Инновацией в этом десятилетии было использование резного дерева, к которому широко прибегали Бушерон иван Клиф и Арпельс, создававшие гарнитуры из длинной цепи и висячих серег с резьбой или цветочными мотивами (ил. 818). Мода на яркие цвета привлекала внимание ювелиров к малахиту, розовому кварцу, сердолику и слоновой кости. Из них делали резные украшения гладких округлых форм, полностью отличных от заостренных динамичных контуров хил и 791). Многие изделия концах их годов были созданы под вилянием индийского искусства. Это особенно заметно в ожерельях и висячих серьгах с рубинами, изумрудами и бриллиантами, образующими сочетания, характерные для джайпурскои
408 h
т
769. Гарнитур с ляпис-лазурью, горным хрусталем и бриллиантами включает ожерелье, кольцо и пару серег. «Жерар». е. Длинная цепь-сотуар со звеньями из горного хрусталя, перемежающимися выпуклыми элементами из ляпис-лазури, и длинные висячие серьги типичны для этого периода.
409
эмали, ив использовании кабошонов, образующих стилизованные цветы в манере, типичной для традиционных индийских украшений. Ван Клиф и Арпельс первыми начали производство драгоценностей, похожих нате, что носили магараджи, но слегка приспособленных к западным вкусам эти изделия широко копировали другие ювелиры или. Сотуары, висячие серьги-жирандоли, оставшиеся в х годах, в х вернулись в моду благодаря индийскому влиянию. К ним часто прилагались восхитительные медальоны, которые можно было носить как клипсу или подвеску, по дизайну и цветовым сочетаниям напоминающие типичные индийские мотивы звезд и цветов и богатые византийские орнаменты. Нет ничего удивительного в том, что Ближний Восток и Индия так повлияли на ювелирный дизайн, ведь в х годах взгляды представителей художественных и интеллектуальных кругов были устремлены именно в эти районы. Важно отметить, что в этом десятилетии металлом, который использовался для оправы любых камней, включая бриллианты, было желтое золото, а не платина или белое золото. С XVIII века бриллианты практически всегда оправляли в белый металл, чтобы подчеркнуть их бесцветность, и только в х годах ювелиры переключились на желтое золото. Тому есть несколько объяснений. Во-первых, влияние индийской традиции - там бриллианты всегда оправляются в желтое золото во-вторых, стремление ко всему новому в-третьих, попытка сделать бриллиантовые украшения более пригодными к дневной носке, придать этим вечерним роскошным камням более обыденный вид и, наконец, желание удовлетворить вкусы покупателей с Ближнего Востока. Шейхи, сделавшие огромные состояния на продаже нефти, стали важными и разборчивыми клиентами ювелирных домов, и их тяга к изделиям из желтого золота оказала значительное влияние на ювелирный рынок х годов. Бриллианты были по-прежнему популярными, их использовали как самостоятельно, таки в сочетании с рубинами, сапфирами, изумрудами или полудрагоценными камнями. Огранки маркиза и груша, за счет которых достигались ломаные, зазубренные контуры изделий х годов, уступили место прямоугольным формам - такие бриллианты либо вставлялись в кольцо-солитер, либо соединялись в ожерелья, браслеты и броши, по моде, укрепившейся в х годах. Ювелирный Дом «Булгари», расположенный в Риме, завоевал международное признание в конце х годов. Отлично изучив потребности современного покупателя, его дизайнеры создавали практичные и, одновременно, изысканные украшения, пригодные как для дневного, таки для вечернего ношения. Дом «Булгари» популяризировал желтое золото, превращая его в изделия с чистыми, гладкими, броскими линиями, украшенные бриллиантами огранки багет и прямоугольник или крупными цветными кабошонами. Также благодаря Дому «Булгари» в х годах возродилась мода конца XIX века на использование старинных монет и драгоценных камней с резьбой, которые вставляли в массивные золотые цепи такие украшения стали фирменным знаком Булгари в следующем десятилетии (ил. 837).
770. Парюра с кораллами, изумрудами и бриллиантами включает сотуар, браслет, пару серег и кольцо. Ван Клиф и Арпельс». е. Хроматическая комбинация, характерная для этого периода.
410

Тиары и украшения для волос С наступлением х годов тиары полностью исчезли из каталогов ювелирных фирма те, что еще надевали на свадьбы и государственные приемы, были изготовлены либо в предыдущих десятилетиях, либо в XIX веке. Отсутствие же современных, модных дизайнов в этой области особенно никого не расстраивал. В х годах полностью исчезла традиция, еще встречавшаяся в х, украшать высокие прически драгоценными клипсами и брошами, да и сами эти прически вышли из моды.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта