Главная страница

Ювелирное искусство. Справочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery


Скачать 16.31 Mb.
НазваниеСправочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery
АнкорЮвелирное искусство.pdf
Дата08.05.2017
Размер16.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЮвелирное искусство.pdf
ТипСправочник
#7313
КатегорияГеология
страница13 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Парюры, полупарюры и гарнитуры Гарнитуры из украшений одинакового дизайна пользовались большим спросом в хи х годах, небыли редкостью даже полные парюры, включающие ожерелье, браслет, броши, кольцо и серьги. Полупарюры из броши и серег были особенно распространены в х годах, а в следующем десятилетии самыми популярными были гарнитуры из сотуара и серег либо кольца и серег. Общих правил тем не менее не существовало, так что в этот период изготавливались самые разные комбинации одинаковых по дизайну украшений. Об их формах и выборе материалов можно прочитать в следующих разделах, посвященных серьгам, ожерельям, брошам, браслетами кольцам (ил. 767-779).
771. Парюра твист с бусинами из золота, культивированного жемчуга и бирюзы. Ван
Клиф и Арпельс». Ок. 1962. Парюра твист, разработанная как шнурок из нитей жемчуга, поделочного камня и золота, была впервые предложена Домом Ван Клиф и Арпельс» в 1962 г. и оставалась популярной на всем протяжении десятилетия.
412

772 Парюра из золота с бриллиантами. «Мобуссаи». Кон. х. Сложно представить украшение, наиболее типичное для этого периода и столь подходящее к моде в одежде. Ожерелье в форме наиболее типичнс д J
T же Мэ Квант запустила линию мини-платьиц ручной вяз

773. Гарнитур с сапфирами и бриллиантами включает ожерелье, брошь и висячие серьги. е. Обратите внимание на переднюю часть ожерелья в форме буквы «V», асимметричный дизайн бро­
ши-кластера, сапфиры огранки маркиза и груша и округлые крепления-«лалки», которые делают этот комплект типичным для своего десятилетия.
774. Брошь и кольцо из желтого золота с сапфирами и бриллиантами. Кон. х. Использование текстурированного золота и неформальный дизайн делают этот комплект характерным для того времени. Именно в х началось широкое использование цветных драгоценных камней огранки маркиза.
414

775. Парюра с рубиновыми кабошонами, бирюзой и бриллиантами полностью из желтого золота.
«Мобуссан». Ок. 1970. Крупные рубиновые кабошоны использованы исключительно благодаря яркому цвету. Отстегивающаяся подвеска станет одним из самых типичных элементов дизайна х.
776. Комплект из золота с бриллиантами включает брошь и клипсы. «Кучински» е. Лондон. Обратите внимание на типичный угольный дизайн и текстуру золота.
415

777. Парюра из золота с кораллами и бриллиантами. «Пиаже». Нач. х. Именно в это время такие знаменитые часовые фирмы, как «Пиаже», «Патек Филипп и «Шопар» начали выпуск комплектов украшений, в состав которых входили и часы.
778. Комплект украшений из золота с кораллами, халцедонами и бриллиантами и сотуар из золотых и халцедоновых бусин. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1970. Эти модели копировались.
^
416

417

779. Брошь и пара серег с бриллиантами. Ван
Клиф и Арпельо. Ок. 1970. В дизайне броши особенно заметны индийские мотивы.
780. Ожерелье и серьги с рубинами, изумрудами и бриллиантами. Ок. 1993. Дизайн х вернулся в моду вначале х. Эта парюра, по стилю схожая с изделиями Дома Ван
Клиф и Арпельо х гг., изготовлена в Бангкоке приблизительно в 1990 г. На оборотной стороне изделия - низкое качество работы. Золото на обороте редко бывает хорошо отполировано, кроме того, у изделия, изготовленного ранее, в процессе носки слегка истерлись бы грани.
418

781. Пара клипс из золота с бриллиантами. Дизайн
Шлюмбергера для «Тиффа- ни. Ок. 1960. Шлюмбер- гер начал работать для
«Тиффани» в 1956 г. и определял дизайн изделий этого Дома в х гг.
782. Пара серег из золота и раковин. «Дард и сыновья. Ок. 1965. Париж.
Клипсы-раковины стали популярными в х гг., особенно выпущенные Домами «Дард и сыновья,
«Вердура», «Симэн Шеппс» и «Дэвид Уэбб». Их носили самые именитые особы, в частности, герцогиня Виндзорская. Серьги В х годах были популярны серьги самых разных форм и длины, достаточно крупные и очень живописные. Общий эффект в них достигался не за счет дорогих камней, а благодаря контрастным текстурам, материалами цветам (ил. 767). В то время были модны короткие стрижки, предложенные Видал Сассуном, и простые ожерелья, поэтому серьгам отводилось достаточно большое внимание. Распространившийся повсеместно интерес к необычным материалам подвиг таких ювелиров, как Дэвид Уэбб и Вердура в Нью-Йорке и Дард и сыновья в Париже, использовать экзотические раковины в качестве украшения для ушей или. Раковины самых разных цветов и форм превращались в короткие и длинные висячие серьги. В Лондоне Эндрю Грима заключал удлиненные, напоминающие клык, тихоокеанские ракушки в решетки из золотой проволоки, свисавшие с мочки уха.
783. Три пары серег из золота и раковин из коллекции герцогини Виндзорской. «Дэвид
Уэбб». 1964-1965. Нью-Йорк. После продажи коллекции герцогини Виндзорской в 1987 г, серьги с раковинами пережили вторую волну популярности (ил. 782).
419

784. Пара клипс из золота с эмалью и рубиновыми кабошонами из коллекции герцогини Виндзорской
«Дэвид Уэбб». 1964. Нью-Йорк.
785. Пара бриллиантовых висячих серег, кластеры типичной неправильной зазубренной формы.
Ок. 1965.
786. Пара бриллиантовых клипс. 787. Пара клипс с изумрудами 788. Пара клипс из золота с халцедоном.
«Бушерон». Сер. х. По дизайну и бриллиантами в форме асимметрич- Ван Клиф и Арпельс». Кон. х. их можно было бы отнести ных кластеров. е. Обратите вник м гг., однако фантазийная мание на изумруды огранки груша, огранка бриллиантов и использование округлых креплений-«лапок» на бриллиантах огранки багет свидетельствуют о том, что изделия изготовлены в х гг. Не менее модными были разноцветные экзотические серьги с мотивами растений, животных и необычных предметов. В лучших традициях этого направления выполнены серьги-лягушки с заклепками из золотых бусин работы Дэвида Уэбба и клипсы- ананасы с драгоценными камнями работы Вердуры (ил. 784). Абстрактные и асимметричные мотивы, доминировавшие в ювелирном дизайне х годов, воплотились в многочисленных клипсах из различных материалов, легко узнаваемых по их зазубренным контурам, текстурированным металлическим поверхностями ярким цветам или. Более традиционные серьги имели круглую или куполообразную форму, выполнялись из желтого золота с разными текстурами и плетениями и были украшены мелкими бриллиантами и цветными драгоценными камнями, расположенными произвольно ил. 788).
420

789. Пара клипс с рубинами, изумрудами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1970. Стилизованные листья в дизайне клипсов напоминают типичный индийский мотив boteh.
790. Пара клипс из белых кораллов с бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Нач. х. Этот дизайн многократно повторялся с использованием других материалов.
791. Пара клипс из ляпис-лазури с бриллиантами.
«Тиффани». е.
792. Пара серег с изумрудными кабошонами, рубинами и бриллиантами в типичном индийском стиле. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1970, Кабошоны из бирюзы или кораллов, а также крупные жемчужины неправильной формы часто превращались в серьги, будучи заключенными в оправу, напоминающую корни дерева, или закреплены в центре асимметричной композиции из мелких геометрических элементов, отлитых из золота. Более дорогие серьги, безусловно, изготавливались ив этот период, однако их дизайн был более сдержанными традиционным. Среди самых популярных форм были стилизованные цветы и асимметричные кластеры, иногда поддерживающие каскады роскошных драгоценных камней различной огранки. По дизайну они напоминали серьги х годов, однако гибкие извилистые линии того периода сменились теперь заостренными, ломаными зубчатыми контурами (ил. 785-787). В х годах дизайн серег, как и одежды или причесок, казалось, освободился от любых ограничений и допускал любые варианты.
Пожалуй, самые типичные серьги этого десятилетия выполнялись в виде кольцевых или овальных элементов, прикрепленных к навершию такой же формы, но меньшего размера (ил. 794). Кольца эти вырезались из поделочных материалов, например из горного хрусталя, оникса, кораллов, ляпис-лазури, слоновой кости, панциря черепахи или экзотических пород дерева. Они могли быть изготовлены из золота, украшены небольшим количеством бриллиантов и яркой эмалью контрастных цветов. Все основные ювелирные дома - Ван Клиф и Арпельс», «Бушерон» и «Мобуссан» в Париже, «Кучински» в Лондоне, «Дэвид Уэбб» в Нью-Йорке и т.д. - создавали собственные версии этого весьма успешного дизайна, зачастую прилагая к серьгам длинную цепь с подвеской, которая повторяла тот же мотив в увеличенном виде (ил. 800). Серьги в виде двух колец могли быть и очень дорогими, если их полностью покрывали драгоценными камнями, например бриллиантами, или бриллиантами и рубинами, изумрудами, или сапфирами. Дорогие висячие серьги изготавливались также в индийском стиле в виде крупных каскадов и жирандолей из рубинов, изумрудов, сапфиров и бриллиантов, часто в форме кабошона, напоминающих о традиционных украшениях из Джайпура (ил. 792). Короткие серьги обычно выполнялись в форме полуокружности и крепились к мочке уха застежкой-клипсой. Они бывали как относительно недорогими, из золота с различными текстурами, таки весьма ценными, из поделочных материалов с бриллиантами или полностью покрытые драгоценными камнями (ил. 793). В 1971 году Дом Ван Клиф и Арпельс» впервые выпустил серьги под названием Рождественские розы, с лепестками из белых или розовых кораллов и с бриллиантовой серединкой. Этот дизайн имел большой успехи вскоре рынок наводнили многочисленные украшения в виде цветов с лепестками из поделочных материалов или с эмалевым покрытием.
793. Пара серег с золотом и кроцидолитом.
«Кучински». Нач. х. Пример весьма популярного дизайна серег.
794. Пара серег с ониксом, горным хрусталем и бриллиантами. «Бушерон». Кон. х. Типичный дизайн из связанных колец.
422
Ожерелья В х годах наибольшей популярностью пользовались короткие ожерелья, охватывавшие шею у основания, из золота различной работы, зачастую с бриллиантами и цветными камнями. В моде были ожерелья в виде простой металлической ленты, окружающей шею, с массивной подвеской абстрактного дизайна, украшенной мелкими бриллиантами или одним большим полудрагоценным камнем в обрамлении золотых зубцов (ил.
772). Чаще всего на таких подвесках встречались куски агата, скопления кристаллов и барочные жемчужины (ил. 819). Более изысканные и дорогие экземпляры выполнялись в форме коротких ошейников, заостренных или увеличенных по центру в форме нагрудника, украшенных бриллиантами, обычно огранки маркиза или груша, или бриллиантами и цветными камнями, образующими стилизованные мотивы листьев и цветов (ил. 773). Такие украшения выглядели очень динамичными благодаря зазубренным неправильным контурами камням, закрепленным на разной высоте, придающим ожерелью глубину и объемность. Бесспорное превосходство бриллиантов х годов сменилось широким использованием рубинов, сапфиров и изумрудов в сочетании с бриллиантами. В х годах в дорогостоящие изделия вернулась бирюза благодаря богатому выразительному цвету, она часто использовалась в ожерельях вместе с бриллиантами. В моде были также жемчужные ожерелья, пользовавшиеся спросом у традиционно настроенных покупателей, обычно с золотой или бриллиантовой застежкой асимметричного геометрического дизайна, характерного для этого периода. Огромный успех снискало ожерелье твист, созданное Домом Ван Клиф и Ар- пельс» в 1962 году, которое состояло из нити цветных полудрагоценных бусин, перевитой с нитью бусин золотых оно обычно продавалось в комплекте с браслетом и кольцом того же дизайна. Подобные ему ожерелья-«шнурки» создавали многие ювелирные фирмы. Наиболее часто в них встречаются бирюза и кораллы (ил. 771).
795. Ошейник сруби нами, сапфирами, изумрудами и бриллиантами.
«Мобуссан». 1967. Это ожерелье было представлено на Всемирной выставке в Монреале этого же года. Использование камней в ярких хроматических комбинациях и исламское влияние в дизайне стали характерны для ювелирного дизайна началах гг.
423

796. Удивительные ожерелье и серьги с изумрудами, рубинами, бриллиантами и культивированным жемчугом, один из первых образцов ярких разноцветных украшений, произведенных Домом Ван
Клиф и Арпельс» в конце х гг. Традиционное индийское ожерелье-«ошейник» «тхали» превратилось в уникальное шейное украшение в серьгах также заметно влияние восточных мотивов. Это ожерелье является, возможно, первым изделием в возрожденном индийском стиле.
424
Великолепное бриллиантовое ожерелье. Ван Клиф и Арнельс». Нач. х. Как и боль-
^инство других бриллиантовых ожерелий этого периода, может разделяться на заднюю асть - она превращается в браслет - и переднюю, которую можно носить как ошейник.
425

798. Ожерелье из золота с культивированным жемчугом. «Чарлз де Темпл. Ок. 1970. Обратите внимание на то, что каждая жемчужина окружена рамкой из текстурированного золота.
799. Три сотуара из золота с поделочными камнями. е. Франция. Экземпляр с яшмой выпущен Домом «Шоме». Обратите внимание на золото с текстурой и необычные полудрагоценные поделочные камни - кроцидолит, яшму игорный хрусталь. Сотуары, длинные ожерелья, впервые появивпшеся до Первой мировой войны, переживали вторую волну популярности в х гг. Даже самые дорогие и роскошные изделия с бриллиантами, изготовленные, например, Гарри Уинстоном, подчинялись общей для х тенденции к зубчатым изломанным контурам. Он изготавливал ожерелья-ривьеры из бриллиантов огранки маркиза, расположенных вертикально, иногда с крупной подвеской, в центре которой находился большой бриллиант или цветной камень, обрамленный рамкой из бриллиантов огранки маркиза или груша. Мода на короткие ожерелья резко прошла в х годах, когда этнические веяния заставили женщин надеть длинные юбки, сборчатые блузки, болеро, шали с бахромой и прочие затейливые наряды. Короткие геометрические ожерелья абстрактного
дизайна уступили место длинным цепями сотуарам, лучше подходившим к такой одежде. Самым типичным шейным украшением х были сотуа- ры из удлиненных звеньев, чаще всего овальных или ромбовидных, вырезанных из кораллов, оникса, горного хрусталя, ляпис-лазури, экзотических пород дерева или слоновой кости, с соединениями из желтого золота, иногда с использованием бриллиантов. К таким сотуарам обычно крепилась крупная, часто отстегивающаяся, подвеска, по дизайну похожая на серьги, продающиеся в комплекте. Ювелиры по обе стороны Атлантики изготавливали собственные варианты подобных сотуаров, характерной чертой которых были броские, выразительные формы и насыщенные яркие цвета ил. 800). Чтобы сделать изделия легче и практичнее, звенья из поделочного камня иногда заменяли золотыми элементами той же формы, покрытыми эмалью ярких цветов. В наиболее дорогом варианте сотуары выглядели как цепи желтого золота, обильно украшенные цветными драгоценными камнями, часто кабошонами, чей цвет подчеркивали мелкие бриллианты. К ним также крепились крупные подвески, своими формами и цветами напоминающие индийские украшения (ил. 775). Очень популярны были золотые цепи различного плетения, которые носили в большом количестве, обвивая по нескольку раз вокруг шеи, подобно сотуарам. Золотые звенья могли перемежаться резными бусинами или небольшими стилизованными цветами и геометрическими фигурами, покрытыми эмалью непрозрачной, полупрозрачной и прозрачной или. Традиционные жемчужные нити не утратили привлекательности для значительной части клиентуры, однако наибольшей популярностью пользовались ожерелья, в которых жемчужины были заключены в рамки из золота с текстурой, впервые предложенные известным лондонским ювелиром
Чарлзом де Темплом (ил. 798). Благодаря популярности индийских мотивов, в моду вернулись бусы из цветных драгоценных камней или кораллов, которые носили в несколько рядов вокруг шеи, с центральным элементом из золота в форме стилизованного цветка или маски животного. К концу х годов короткие ожерелья снова стали модными, на этот разв форме полос из желтого золота, полностью усыпанных бриллиантами и украшенных цветными камнями либо просто с декоративным мотивом по центру.
800. Сотуар из золота с кораллами и бриллиантами.
«Бушерон». Ок. 1974. Типичный пример изделий для бутика, производимых именитыми ювелирными домами с Вандомской площади в середине х гг. и предназначенных в первую очередь для покупателей с Ближнего Востока. Обратите внимание на использование бриллиантов круглой огранки в оправе из желтого золота в сочетании с резными кораллами популярного оттенка кожа ангела.
427

801. Брошь-жираф из золота с эмалью и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельо. Одно из забавных анималистических украшений, выпущенных Домом Ван
Клиф и Арпельс» в хи начале х гг.
803. Брошь-лев из золота с драгоценными камнями. Ван Клиф и Арпельс». Брошь «Lion Ebouriffe» (растрепанный лев - франц, была впервые выпущена Домом Ван Клиф и Ар пельс» в 1962 г.
802. Брошь-цветок с кораллами, рубинами и бриллиантами. Керне. Обратите внимание на стилизованные природные формы и зазубренные контуры. Броши Броши в х годах были очень популярны, часто их продавали вместе с серьгами того же дизайна. Наибольшим спросом пользовались стилизованные солнца и звезды из металла с разной текстурой, украшенные бриллиантами в произвольном порядке или одним крупным полудрагоценным камнем в центре кластеры геометрических форм с аквамаринами или цитринами прямоугольной огранки кабошоны из поделочных или полудрагоценных камней, окруженные золотыми корнями а также металлические пластины с изломанными, заостренными, зубчатыми контурами, украшенные драгоценными камнями контрастных цветов. Все они были трехмерными, с ломаными линиями и текстурированными металлическими поверхностями, которые контрастировали с полированными камнями или. Интерес к природным необработанным материалам выразился во многих брошах абстрактного дизайна с камнями, кристаллами или скоплениями кристаллов, например аметиста, диоптаза или изумруда, включенными в состав кластеров асимметричной формы. Очень популярными в этот период ив первой половине х годов были
428

804. Цветочная брошь с сапфирами и бриллиантами. «Мобуссан». 1965. Колючий дизайн и абстрактная интерпретация природных мотивов типичны для х гг.
805. Бриллиантовая брошь-бант.
Ок. 1965. Выполнена из платины, для этого периода брошь выглядит достаточно сдержанной.
806. Брошь Гирлянда с изумрудами и бриллиантами. Ван
Клиф и Арпельс». Ок. 1960. броши с круглыми раковинообразными халцедоновыми друзами, инкрустированными крошечными наростами кварца с алмазами бриллиантовой огранки или жемчугом ил. 814). Броши более дорогие, с бриллиантами и цветными драгоценными камнями, часто принимали форму несимметричных кластеров из звезд, камни для них обычно гранили маркизой или грушей, чтобы добиться зубчатых контуров, типичных для этого периода (ил. 773). В таких трехмерных украшениях центральный камень обычно крепился лапками так, чтобы выступать над поверхностью изделия, как бы выпрыгивая из оправы. Натуралистические мотивы по-прежнему проявлялись в брошах, однако на смену реализму пришла стилизация, даже в самых дорогих и сложных экземплярах. Ван
Клиф и Арпельс превратили плавные линии листьев и цветов в геометрические контуры своих брошей Гирлянда Картье, Мобуссан и Бушерон стилизовали листья и цветы, придавая им заостренные, колючие формы или.
Броши-животные в х были, как правило, стилизованными, забавными или мистическими. Вслед за «Chat Malicieux» (хитрым котом - франц выпущенным Домом Ван Клиф и Арпельс» в 1945 году, в 1962 году последовал «Lion Ebouriffe» (растрепанный лев - франц а еще два года спустя - «ВёЬё Lion» (львенок - франц самый популярный представитель коллекции милых и практичных брошей в форме белок, жирафов, слонов, черепахи т.д. или. Все ювелирные фирмы выпускали собственные варианты анималистических брошей, обычно из золота с полудрагоцен-
807. Брошь с рубинами и бриллиантами в форме семейства грибов-поганок, прикрепленных подвижно к пригорку из рубиновых кабошонов. Роджер Кинг» для Рой С. Кинг Лтд.».
Ок. 1960. Лондон. Эта брошь, изготовленная по заказу лондонской фирмы «Коллингвуд Лтд.», победила в британском конкурсе Украшение года в 1962 г. Интернациональное жюри отметило, что это изделие представляет собой новое направление в дизайне.
429
ными камнями и бриллиантами, а иногда и обильно украшенные цветными драгоценными камнями (ил. 811). Птицы, от попугаев до райских птичек, были особенно популярны впервые годы десятилетия. В х годах популярность брошей пошла на убыль. Отчасти по прихоти моды, отчасти из-за того, что приобретавшие все большее распространение сотуары не оставляли места для других украшений, броши носили все реже. Среди относительно редких брошей этого десятилетия самыми типичными были те, что совпадали поди зайну с длинными сотуарами из резного поделочного камня в форме перевитых колец или звеньев разной формы из золота с бриллиантами. Встречались также броши в виде стилизованных цветков с четырьмя-пятью лепестками, вырезанными из поделочного камня или дерева, в оправе из желтого золота и с бриллиантовой серединкой или. Влияние традиционных индийских украшений в х годах выразилось в создании брошей-кластеров, полностью усыпанных бриллиантами или бриллиантами в сочетании с цветными камнями в стиле «мугала» или.
По-прежнему выпускались броши с анималистическими сюжетами, обычно из желтого золота с разноцветными полудрагоценными камнями, по дизайну не отличавшиеся от брошей предыдущего десятилетия. Броши с кристаллами в абстрактных асимметричных оправах оставались популярными ив х годах (ил. 811), более дорогие изделия по-прежнему выполнялись в форме стилизованных цветов (ил. 812).
808. Пара серег из золота с культивированным жемчугом. Вагнер. Ок. 1965. Обратите внимание на геологические мотивы в дизайне, напоминающие поверхность морского дна и золотые самородки.
809. Брошь с опалами, цитрином, жемчугом и бриллиантами.
«Шоме». е. Обратите внимание на стилизованный цветочный дизайн и камни, размещенные в любопытном цветовом сочетании.
430

810. Брошь-клевер с халцедоном и бриллиантами. Ван Клиф и Ар пел ьс».
Ок. 1970. Этот же дизайн повторялся с использованием других материалов кораллов, ляпис-лазури и дерева.
811. Брошь-собачка из золота с кораллами и бриллиантами.
«Мобуссан». Конец х.
812. Брошь с рубинами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1970. Дизайн многократно имитировался и копировался также с изумрудами и сапфирами. Отличить подлинные изделия Дома Ван Клиф и Арпельс» можно по качеству использованных камней (ил. 834).
813. Золотая брошь с изумрудами и бриллиантами. Г. Вейл». Ок. 1970. Обратите внимание на геометрические формы и золото с текстурой, типичные для хи началах гг.
814. Халцедоновая друза, инкрустированная кристаллами кварца, превратилась в брошь работы Эндрю Гримас золотом и бриллиантами. 1974. Типичное изделие Дома Грима, идущее наперекор традициям.
815. Бриллиантовая клипса. Ван Клиф и Арпельс». Нач. х. Этот дизайн, с выраженным влиянием «мугала», был также популярным для подвесок, которые носили на длинных цепях. Дох гг. было невозможно представить, чтобы подобное этому украшение с редкими бриллиантами было выполнено из желтого золота.
431

816. Бриллиантовая брошь-цве­
ток. Ван Клиф и Арпельс».
Ок. 1965. Зубчатый контур цветка и двойной ряд бриллиантов огранки багет в канальной оправе на стебле позволяют установить дату изготовления изделия.
817. Брошь-цветок с калиброванными рубинами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1965.
432
Подвески Мода на короткие ожерельях годов не способствовала популярности подвесок, особенно дорогих. Иногда к бриллиантовым ожерельям-полоскам с заостренными контурами прилагались отстегивающиеся подвески в форме нестрогих кластеров, зачастую с крупным цветным камнем в центре, либо подвески из одного крупного бриллианта в обрамлении мелких камней огранки лодочка или груша. С другой стороны, новаторски настроенные ювелиры, заинтересованные, скорее, в производимом эффекте, чем в высокой стоимости украшения, часто украшали золотые ожерелья подвесками абстрактных форм из текстурированного золота с мелкими бриллиантами, натуральными кристаллами или поделочными материалами, заключенными в золотые решетки (ил. 819). Возвращение в моду сотуаров в х годах привело к созданию множества подвесок различных форм, обычно броского массивного дизайна. Среди самых типичных были подвески с резьбой из таких материалов, как горный хрусталь, оникс, кораллы, ляпис-лазурь или дерево, по форме совпадающие со звеньями сотуара. Обычно их можно было отстегивать и носить как брошь, на прилагаемом креплении или. Мода конца I960 - началах годов на индийские мотивы выразилась в создании длинных цепей и коротких ожерелий из желтого золота, инкрустированных изумрудами, рубинами и бриллиантами, с массивными подвесками в форме каскадов драгоценных камней часто встречались также подвески в форме жирандолей (подсвечников) , напоминающие украшения магараджей. Дом Ван Клиф и Арпельс» выпустил несколько восхитительных украшений из желтого золота, полностью усыпанных бриллиантами или с использованием разноцветных камней, в основном кабошонов, и бриллиантов (ил. 796).
818. Брошь-подвеска из черного дерева сбрил лиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1972. Париж. Подвески этого типа часто включались в парюры наряду с сотуарами из резных звеньев и серьгами в форме кольца.
819. Золотая подвеска с аметистом. «Дэвид
Дикин». 1972. Дизайн, типичный для х гг., оставался популярным вначале х. Обратите внимание на скопление кристаллов аметиста в золотой решетке.
433

820. Бриллиантовый браслет с выраженными космическими мотивами. Ок. I960. Мотивы звезд и ракет в нем сочетаются с трехмерным колючим дизайном.
821. Бриллиантовый браслет. Ок. 1965. Обратите внимание на жесткую, даже грубую колючесть дизайна и платиновую оправу.
822. Браслет с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1965. Франция. Обратите внимание на а) новаторское использование сапфиров, ограненных подобно бриллиантам б) индивидуальное крепление каждого камня, отделенного или приподнятого по отношению к соседним при помощи сложной оправы из проволоки с) волнистый нестрогий дизайн. Браслеты Браслеты были очень популярны в х годах, причем как гибкие ленты с драгоценными камнями, таки откидные запястья. Наиболее типичными по дизайну были браслеты-полосы из бриллиантов различной огранки - или бриллиантов и цветных камней, - расположенных так, чтобы края изделия походили на зубцы пилы или. Более традиционный дизайн подразумевал форму волнистой ленты из бриллиантов и цветных камней, трехмерной, с ломаными линиями этим они отличались от браслетов х годов (ил. 822).
434

-JartecTbe*x pe-зкым кварезем. JULI
Ок. л Шриж. Др*за кварееаых. кр m отполирована, чтобы устранить *гэ лсоолнекж s вале кластера р иное вг дръзьс дсюолняет фаталю'шын л запястье с ate- г г том мим мбриллис»н-
::.- •-;: V- :-' з чероал
!-. ооалвего вмктормааскюсо ьзвдям «аобе» s пи а г ш о и
■ бр*1ллианта»аь «ШОЙГ». Ote. ! гранки, разрешенные как бы в Этот тин крепления тесно ассоциируется с i ш 19ИЛ»-х гг-
О ч е я ь модными в х годах попадись браслеты, со г то а ш не из перевитых полос драгоценных камней контрастных цветов огранок. например бриллиантов огранки -багет и цветных камней огранки валик. *гр*ша* или маркиз ( па. Браслеты в форме ровной полосы из брид-нсактов или брсьтднаитов и цветных камней верю лить в мод к быстро приобрели же по ш лярностъ. что ив х годах. От более ранних экземпляров их можно отд1гчитъгюкреилениям^.та1шам»(и&.о26). Гибкие *вхн\рки» из жемчтта, золотых цепочек бусин поделочного материала были. Браслет с изумрудами и бриллиантами. е. Франция. Обратите внимание на то, что камни все еще оправлены в платину и белое золото. Это был последний период безусловного превосходства белого металла до воцарения желтого золота в х гг.
828. Браслет из золота с бирюзой и бриллиантами. «Дэвид Уэбб». е. Дизайн шнурок и использование витой проволоки отсылают изделие км гг., однако они оставались модными на протяжении двух десятилетий. Тот факт, что бриллианты оправлены в платину или белое, а не желтое, золото, свидетельствует о том, что изделие изготовлено, скорее, в хане в х.
829. Бриллиантовое запястье. е. Обратите внимание на узор из бриллиантов огранки багет, напоминающий трубы органа. Типичной приметой х являются приподнятые округлые крепления-
«лапки», удерживающие бриллианты огранки багет особенно популярными, и браслет твист, предложенный Домом Ван Клиф и Ар- пельс» в 1962 году в составе полной парюры из золотых, жемчужных и бирюзовых бусин, дал образец для подражания многим ювелирам (ил. 771). Запястья в х годах обычно изготавливались в форме широкой неподвижной полосы абстрактного или натуралистического дизайна с асимметричными узорами из бриллиантов и цветных камней, придающих изделию ломаные колючие контуры, типичные для этого десятилетия или. Вслед за браслетами-«шнурками» появились похожие «запястья»-полусферы, украшенные диагональными линиями разноцветных камней и витой золотой проволоки (ил. 828). Еще одной приметой х годов был массовый выпуск запястий в форме животных, как из поделочных материалов, таки из текстурированного золота с блестящей эмалью, кабошонами или ограненными драгоценными и полудрагоценными камнями.
830. Браслет с рубинами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1965. Восхитительный пример изделия с невидимыми креплениями. На снимке с увеличением можно оценить превосходное качество работы, а также гибкость и подвижность украшения.
436

437

831. Бриллиантовый браслет. «Губелин». Кон. х. Обратите внимание на асимметричный дизайн и сочетание камней огранки багет и маркиза, распложенных в произвольном порядке.
832. Запястье в форме головы быка из резных кораллов с цветными камнями и бриллиантами. «Дэвид Уэбб». Анималистические запястья Дом «Дэвид Уэбб» начал выпускать в х гг., причем они оказались столь популярны, что производятся посей день. Происходят они, скорее всего, от браслетов Химера, выпущенных Домом «Картье» в х гг., и кошачьих украшений этого же производителях гг.
833. Запястье Снежный барс из слоновой кости с бирюзой, сапфирами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». 1973. Нью-Йорк. Многие ихних перекликались с выпущенными Домом «Картье» браслетами Химерах годов и кошачьими украшениями хи принимали форму чуть лине всех представителей животного царства слонов, лошадей, кошек, львов, тигров, быков и т.д. Их популярность продолжалась ив следующем десятилетии или. В х годах наиболее новаторски настроенные ювелиры, в частности Эндрю Грима, выпускали абстрактные запястья со скоплениями кристаллов (ил. 823). Самый типичный браслет х годов выглядел как полоса растительных или геометрических мотивов в индийском или исламском стиле с бриллиантами и цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, всегда в желтом золоте. Излюбленными мотивами Дома Ван Клиф и Арпельс» в х годах стали индийские boteh и узоры
438

854. Браслет с кораллами, изумрудами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1970. Еще одно украшение с исламскими мотивами, широко копируется в Бангкоке и Гонконге.
835. Браслет из золота с рубинами и бриллиантами во многом повторяет изделие на ил. 834. Ван Клиф и Арпельс». Кон. х. Мотивы почерпнуты из узоров ближневосточной керамики.
836. Бриллиантовый браслет. Сер. х. Обратите внимание на исключительное использование камней бриллиантовой огранки и оправу из желтого золота.
837. Золотой браслет с монетой. «Булгари». Кон. х. Дом «Булгари» сделал очень модными украшения с монетами, которые широко имитировались на протяжении х гг. ближневосточной керамики и ковров, которые другие ювелирные дома широко копировали и имитировали или. Не менее популярны в х годах были и браслеты в виде массивных широких цепей с овальными, круглыми или ромбовидными звеньями,украшенными алмазами бриллиантовой огранки в оправе из желтого золота, иногда с цветными камнями (ил. 836).
439
к.
440

840. Браслет-часы Акапулько с бирюзой и бриллиантами. «Шопар». Ок. 1969. Этот выдающийся дизайн стал практически эмблемой ювелирного искусства второй половины х гг. Наручные часы В х годах женские наручные часы не утратили популярности, которой достигли в ха дизайн их оставался строгими сдержанным. Самые типичные наручные часы этого периода состояли из крошечного корпуса, обычно круглого, в бриллиантовой рамке, на тонком плетеном золотом браслете. Более дорогие экземпляры, предназначенные для вечернего ношения, предполагали небольшой корпус в бриллиантовой рамке с растительными мотивами и браслет в виде ряда бриллиантов (ил. 838). Такой дизайн был распространен ив х годах, однако в х контуры браслетов и бриллиантовых рамок стали более ломаными и острыми благодаря использованию бриллиантов огранки маркиза и груша в креплениях-«лапках». К концу десятилетия многие ювелиры и производители часов уже экспериментировали с броскими, дерзкими и новаторскими формами. По заказу компании Омега Эндрю Грима создал коллекцию фантастических скульптурных наручных часов, на которых циферблат помещался либо внутри камня, либо под ним, с браслетами монументальных размеров. Пиаже, Шопар, Патек Филипп разрабатывали часы, предназначенные, скорее, чтобы украшать руки, а не показывать время на широких асимметричных браслетах с цветными пластинами из поделочных материалов в брил. Пара бриллиантовых часов, одни - «Эбель», другие - «Сандоз»; типичные для х крошечные круглые циферблаты, использование белого золота и простота линий (снимок с увеличением.
839. Браслет-часы из золота с бриллиантами, ляпис-лазурью и сапфирами. «Пиаже». Ок. 1970 снимок с увеличением. Дизайн кажется переходным от аморфных морских мотивов х гг., столь характерных для работ Эндрю Грима, к броским, ярким цветным изделиям следующего десятилетия.

841. Браслет/часы из золота с ониксом и бриллиантами. «Картье». Ок. 1970.
842. Пара типичных парадных часов середины х гг. «Патек Филипп. Обратите внимание на плетение желтого золота и использование резных поделочных камней, возможно, обработанных в Идар-Оберштейне.
442

843. Браслет-часы из золота с бриллиантами. «Одмар Пиге». Нач. х. Обратите внимание на исламские мотивы в виде стрельчатых сводов на корпусе часов. лиантовых рамках, с циферблатами, замаскированными в соответствии с общим дизайном изделия либо с золотыми браслетами-цепями, инкрустированными драгоценными камнями, и крупными циферблатами из различных поделочных материалов или. В х годах наиболее типичные женские часы также обладали крупным циферблатом он мог быть круглым или квадратным, со скругленными углами, часто из пластины поделочного материала, либо полностью усыпанным мелкими бриллиантами. Рамка вокруг циферблата состояла либо из бриллиантов, либо из разноцветных комбинаций поделочных материалов с бриллиантами. Браслеты изготавливались из желтого золота различного плетения, встречались также браслеты со звеньями, вырезанными из поделочных материалов попеременно с золотыми или. Изредка ювелиры встраивали небольшие часы в браслеты с драгоценными камнями, циферблат таких часов скрывался за откидной крышкой (ил. 844). Знаменитые швейцарские часовые фирмы, стремясь завоевать ближневосточный рынок, а также под влиянием индийской традиции, выпускали браслеты / наручные часы из желтого золота с бриллиантами, браслеты и циферблаты которых выполнялись в стиле исламского искусства (ил. 843).
844. Браслет-часы. «Жерар». Кон. х. Популярный мотив шнурка здесь использован для того, чтобы скрыть циферблат часов. Обратите внимание на исключительное использование бриллиантов круглой огранки в оправе из желтого золота.
443

845. Кольцо с кластером из рубина и бриллиантов. Ок. 1960. Вариация популярной модели балерина, бриллианты огранки багет и бриллиант образуют волнистый узор.
846. Золотое кольцо с опалом и бриллиантами. «Шоме». е. Париж.
847. Кольцо с кластером из сапфира и бриллиантов. е. Цейлонский сапфир прямоугольной огранки расположен в центре кластера и окружен бриллиантами огранки маркиза, что характерно для х. Материал оправы практически невиден. Золотое кольцо с рубинами и бриллиантами в манере Чарлза де Темпла. Кон. х.
849. Золотое кольцо с бриллиантами, состоящее из золотых призм с текстурой и бриллиантов огранки валик. Этот стиль приобрел популярность в х гг. благодаря Эндрю Грима, кольцо, однако, изготовлено в 1975 г.
850. Кольцо-сфера с рубинами, изумрудами и бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1970. Впервые этот дизайн появился в х гг., однако тогда сочетание рубинов, изумрудов и бриллиантов не считалось модными для оправы не было использовано желтое золото. Кольца В хи х годах кольца былина вершине популярности. Модницы надевали даже по нескольку колец на один палец. Новинкой х годов в дизайне колец стало завышенное крепление центрального крупного камня или кластера. Как и прочие украшения, кольца в этот период отличались ломаными зазубренными контурами, образованными камнями огранки маркиза или груша или. В моде были обрамления балерина, когда центральный камень окружали волнообразно расположенные бриллианты (ил. 845).

851. Халцедоновая друза, инкрустированная микроскопическими кристаллами кварца, вставлена в кольцо с жемчугом и бриллиантами. «Жильбер Альберт. Ок. 1970. Типичное для изделий Альберта использование драгоценных камней и природных кристаллических образований. Мода на необработанные кристаллы началась в х годах, в основном благодаря Эндрю Грима.
852. Кольцо из золота с кроцидолитом в форме пересекающихся окружностей. «Кучински». Нач. х. Такие кольца были очень популярны в этом десятилетии, как вырезанные из поделочных камней, таки полностью усыпанные бриллиантами.
853. Кольцо из золота с бриллиантами. Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1970. Нью-Йорк. Кольца, подвески и клипсы с масками льва были очень популярны впервой половине х гг. и широко имитировались. Традиционные бриллиантовые кольца-солитеры уступили место трехмерным кластерам. В кольцах меньшей стоимости использовались крупные кабошоны и жемчужины, их могла окружать золотая решетка с бриллиантами или узор, напоминающий лунную поверхность (ил. 846). Ювелиры плавили золото, придавая ему абстрактные формы кристаллов или морского дна, усыпали золотые поверхности разноцветными драгоценными камнями, создавая эффектные, броские кольца или. Типичной приметой х годов было использование кристаллов и скоплений кристаллов в дизайне колец, тоже самое относится и к следующему десятилетию (ил. 851). Очень популярными в хи х годах были кольца-сферы, впервые выпущенные Домом Ван Клиф и Арпельс» в середине х годов и многократно трансформировавшиеся в последующие десятилетия. На кольце-сфере по диагонали располагались ряды жемчуга, золотых бусин и бусин поделочного камня, оно являлось частью популярной парюры твист, созданной в 1962 году (ил. 771). В вариациях этого дизайна, созданных в х годах, практически всегда использовались желтое золото и крупные, часто драгоценные, камни в эффектных хроматических комбинациях ил. 850). В х годах по-прежнему модными были кольца с кластерами более строгие по дизайну, чем в предыдущем десятилетии, они изготавливались из желтого золота с бриллиантами огранки багет. Широкая популярность украшений из резных поделочных камней выразилась в создании многочисленных скульптурных колец из кораллов, ляпис-лазури, кроцидолита, оникса, слоновой кости в форме перевитых окружностей, полумесяцев, бриллиантов и т.д., практически всегда с мелкими бриллиантами (ил. 852).
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ С 1 9 8 0 ПО ГОД. Парюра из золота с рубинами и бриллиантами. е. Броский дизайн, крупные серьги, использование кабошонов и сочетание желтого золота с драгоценными камнями типичны для этого десятилетия. осьмое десятилетие XX века часто называют годами алчности и пресыщения, и действительно, в этот период представители наиболее обеспеченных слоев, чьи капиталы пополнялись за счет развития промышленности, с удовольствием тратили деньги на предметы роскоши дорогих, эксклюзивных марок. Тогда же коренные изменения произошли в социальной и профессиональной роли женщин. Процесс эмансипации, начавшийся впервые годы XX века, достиг той точки, когда для женщин практически не осталось недоступных сфер деятельности. Образованные и целеустремленные, женщины хотели носить вещи, подчеркивающие их новую роль в обществе. Романтический стиль с этническим налетом, столь любимый в х годах, был вытеснен одеждой, соответствующей образу жизни бизнес-леди. Главным фаворитом в этом десятилетии был строгий костюм с широкими плечами, который можно было носить сутра до вечера, на совещания ив оперу. Джорджио
Армани, которого часто называют «Шанель х, отлично угадал эту потребность современной женщины и предложил ей свои приталенные пиджаки, пальто и блейзеры, достаточно женственные, но явно заимствованные из мужского гардероба. Пурпурный бархат и разноцветные узоры в восточном стиле сменили нейтральные, официальные цвета бежевый, серый и синий. Черный был самым модным цветом десятилетия как в дневной, таки в вечерней моде, часто в сочетании с яркими деталями цвета фуксии, оранжевыми, бирюзовыми или яблочно-зелеными. Перемены в моде повлекли за собой и новые тенденции в ювелирном дизайне украшения стали более крупными, броскими, отражающими новоприобретенньш статус женщины (ил. 854). Раньше женщины лишь принимали драгоценности от возлюбленных, мужей и отцов. Теперь же материальная независимость позволяла женщине самой выбирать и покупать себе украшения, равно как и одежду и аксессуары. Работающая женщинах, в своем архетипическом облике, хотела пробрести практичные драгоценности, красивые и удобные вноске, подходящие к ее насыщенному графику. Длинные сотуары и подвески х годов постепенно уступили место более коротким украшениям на шею. В бесконечных вариациях производились ошейники начала XX века. С возвращением в моду пальто и жакетов популярными стали броши, редко использовавшиеся в х годах. К современным коротким стрижкам как нельзя лучше подходили крупные, броские разноцветные серьги - кластеры или висячие. Желтое золото было самым популярным металлом для украшений, в которых женщины ходили и на работу, и на вечеринки. Их украшали бриллиантами, рубинами, изумрудами и сапфирами. Новым было использование драгоценных и полудрагоценных камней, выбранных исключительно благодаря их цвету. Нежно-желтые, бледно-розо­
вые, светло-голубые сапфиры, розовые рубины и бледно-зеленые изумруды сочетались с прочими разноцветными камнями зелеными и розовыми турмалинами, темно- красными гранатами, лимонно-желтыми цитринами, салатными оливинами и пурпурными аметистами. Индиколит и синий топаз широко использовались благодаря их привлекательным голубым оттенкам. Открытие в Западной Австралии месторождения Аржиль в 1979 году привело к насыщению рынка розовыми бриллиантами, небольшими, но интенсивно окрашенными
446

и привлекательными, которыми полностью усыпали дорогие украшения. Отказавшись от традиции окружать цветные камни бриллиантовыми рамками, ювелиры х годов обратились к дерзким цветовым сочетаниям хи начали комбинировать изумруды с оранжевыми гранатами, рубины - с аметистами, сапфиры - с желтыми цитринами. Гранильщики экспериментировали со всевозможными фантазийными формами, часто выполняя заказы ювелиров на уникальную огранку камней для конкретного украшения. Очень модными были кабошоны из цветных камней. Рубины, изумруды и разноцветные бусины, с гранями или просто полированные, собирались в ожерелья-нити индийского стиля (ил. 877). Серьги украшались подвесками из полудрагоценных цветных камней. Пользовался популярностью и культивированный жемчуг, к концу десятилетия особенно модными стали очень крупные культивированные жемчужины, называемые жемчугом Южных морей - их выращивали в теплых водах побережий Австралии, Бирмы, Индонезии и Филиппин (ил. 878). Эти жемчужины, вырастающие в раковине крупного морского моллюска pinctada maxima, имели размер более 10 мм в диаметре, на рынке встречались нечасто и стоили очень дорого при условии правильной формы, красивого цвета и отсутствия дефектов. Однако с развитием технологий выращивания рынок оказался перенасыщен, и цены на такие жемчужины к концу х годов значительно сократились. Основная тенденциях годов состояла в производстве практичных украшений, подходящих к динамичному и активному образу жизни современной женщины обычно такие изделия характеризовали плавные, округлые контуры, полностью отличные от зубчатых краев изделий абстрактного и ориентального дизайна предыдущего десятилетия. Геометрический дизайн, стилизованные природные мотивы и симметрия победили, и теперь все западные ювелирные дома придерживались этой тенденции, после десятилетия полной свободы и отсутствия общепринятой эстетической концепции. Дом «Булгари», начавший приобретать популярность в х годах, как нельзя лучше понимал потребности эмансипированной женщины х. Стремясь удовлетворить запросы рынка, эта фирма производила практичные и одновременно изысканные украшения, подходящие как для дневного, таки для вечернего ношения. Уже вначале х годов изделия Булгари были узнаваемыми и востребованными, их широко копировали и имитировали. Энди Уорхол, бравший интервью у Николы
Булгари в конце х годов, так описал продукцию этого Дома «По-моему, ваши драгоценности олицетворяют е годы. Все стараются вам подражать. Великим изобретением Дома «Булгари» в х годах были модульные украшения. Они состояли из повторяющихся элементов, лишенных избыточной декоративности, которые можно было комбинировать множеством способов и по форме которых назывались целые линии, или семейства, драгоценностей. Все серии модульных украшений характеризуются броским, узнаваемым дизайном, округлыми контурами и чистыми формами, а также широким диапазоном цен. Главным достоинством модульного формата было то, что все элементы выпускались в большом количестве и стоили разумно, затем они обрабатывались вручную ив различных сочетаниях составляли ожерелья, браслеты, кольца и серьги. Возможность сочетания элементов из золота со стальными, украшенными бриллиантами или резными поделочными камнями, расширяла спектр вариантов дизайна и ценовых категорий. Первая линия модульных украшений была запущена в 1982 году под названием Parentesi
или, ее элементы по дизайну напоминали стилизованные круглые скобки, по-ита­
льянски - parentesi Успех этой серии превзошел все ожидания. Начиная с 1982 года, Дом «Булгари» наращивал свои капиталы, создавая модульные украшения новых серий Doppio Cuore
(двойное сердце) в 1983 году Boules (шары)
в 1986 году Gancio (крюк) в 1987 году Alveare, с элементами в форме улья, в 1988 году ил. 899), Saetta (молния) и Spiga (пшеничный колос) в 1990 году СеЫка, с кельтскими мотивами, в 1993 году Trika (по-гречески - коса) в 1996 году (ил. 856), Nuvole (облака) в 1999 году. Модульные украшения отражали стремление Дома «Булгари» к удовлетворению переменившихся нужд потребителей, которые требовали не слишком дорогих, но качественных украшений, подходящих для любого случая. Женщины стремились приобретать узнаваемые украшения с клеймом знаменитой марки. Дом «Булгари» выпускал как раз такие изделия узнаваемые, стильные, отличного качества и пора зумной цене. Вначале х годов, незадолго до шумного успеха линии Parentesi, еще два мотива, разработанных Домом «Булгари» в х годах, стали его фирменными знаками и настоящими символами десятилетия. Первым из них была золотая овальная пластина с кабошоном, обрамленным бриллиантами. Этот мотив использовался в самых разных украшениях в единственном числе он украшал кольца, броши и серьги, а из нескольких таких элементов собирались ожерелья. Второй мотив - массивная золотая цепь с округлыми звеньями, из которой состояли браслеты и ожерелья с цветными камнями-кабошонами, монетами и медалями. Еще одним символом в моде х годов была выпущенная Домом «Булгари» серия изделий Tubogas (газопровод ожерелий, браслетов, наручных часов и колец в форме гибкой золотой ленты, производимой без пайки или. Эти исключительно гибкие изделия создавались путем оборачивания двух длинных полос золота вокруг медной или деревянной направляющей. Их концы переплетались, исключая необходимость пайки, а направляющая впоследствии извлекалась ее либо просто вытаскивали, либо растворяли кислотой. Стоит еще раз отметить гибкость таких украшений, которые идеально облегали шею, запястье или палец в один или несколько оборотов. Огромный успех серии Tubogas Дома «Булгари» подвиг многие другие ювелирные фирмы на эксперименты с этой техникой. Тому же Дому «Булгари» обязаны своей популярностью изделия с монетами, которые в х годах широко производились и имитировались (ил. 875). Сама идея использовать монеты и медали в ювелирном дизайне, конечно жене являлась прерогативой «Булгари». Со времен античности монеты периодически появлялись на ювелирных изделиях. Подобные украшения изготавливали древние римляне, византийцы и англосаксы, в XIX веке к ним обратились и ювелиры археологического направления под предводительством Кастеллани. Дом «Булгари» использовал монеты бронзовые, серебряные, золотые, от древних до современных, выбирая их исключительно по красоте, а не по нумизматической ценности. Монеты вставляли в золотые рамки, а затем включали в украшения в виде массивных золотых цепей или в изделия серий
Tubogas или Parentesi Впервые предложенные Домом «Булгари» в середине х годов, украшения с монетами достигли пика своей популярности в хи производились далее, на протяжении х годов. Еще одной фирмой, отражавшей дух десятилетия и вкусы современных потребителей, был Дом Марина Б, основанный в 1979 году Мариной, дочерью Константино
Булгари, решившей покинуть семейное дело в Риме и основать собственное в Женеве. Марина считала, что украшения должны быть высокодекоративными, и отлично понимала желания своих современниц. Ее броские разноцветные произведения легко узнаваемы, их копируют многие ювелирные фирмы. Будучи привержена живым, необычным хроматическим комбинациям, Марина Булгари часто использовала черные и бесцветные элементы, чтобы подчеркнуть оттенки драгоценных камней (ил. 904).
Черненое золото, черный оникс и черный перламутр в ее изделиях оттеняли сияние бриллиантов, переливы жемчуга и яркие или приглушенные цвета драгоценных камней. Следуя своей концепции о том, что украшения должны не только годиться как для дневного, таки для вечернего ношения, но и подходить по цвету к наряду, Марина начала выпуск изделий, в которых можно было менять драгоценные камни. Первыми в этой линии украшений стали серьги Рпеи (шина - франц созданные в 1980 году. Они состояли из навершия-капли и подвески в форме линзы, напоминающей шины аэроплана - отсюда и название серег. Подвеска-линза может быть заменена на такую же, но другого цвета, из другого камня и другой стоимости. Популярность серег Рпеи вдохновила Марину на создание других трансформируемых украшений. В результате на свет появились серии Cimin-kit и Nodo, состоящие из золотых элементов, в которые можно вставлять разноцветные бусины кварца. Их легко было менять в зависимости от настроения или времени года, составляя самые разнообразные комбинации. Броши и серьги Дома Марина Б часто были двусторонними, то есть центральный камень окружала двусторонняя оправа, переворачивающаяся при помощи крошечного механизма, одна поверхность которой была, как правило, черной - из оникса или с эмалью - а другую полностью усыпали бриллианты. В х годах в дизайне ожерелий и браслетов часто использовались металлические пружины, которые покрывали драгоценным металлом (ил. 904). Марина Булгари широко применяла это простое, но гениальное изобретение при создании украшений для шеи с драгоценными камнями, которые, по моде этого периода, идеально ее облегали. Именно так Марина вернула популярность ошейникам, ожерельям, быстро вышедшим из моды вначале века из-за сложностей подгонки их под конкретную обладательницу и дискомфорта, который они причиняли. Самые дорогие украшения западных ювелирных домов обычно состояли из очень редких и дорогостоящих камней в простых оправах, позволяющих оценить все их лучшие качества. В основном, они предназначались для покупателей с Ближнего Востока. Неудивительно, что даже в х годах они изготавливались в традиционном стиле и с единственной целью - продемонстрировать красоту и размер камней, обычно сопровождаемых геммологическим сертификатом. Однако более новаторски настроенные ювелиры, в частности Константино Булгари и Марина, создавали уникальные произведения мягких округлых форм, в которых крупные и дорогие драгоценные камни идеальной огранки и чистоты сочетались с мелкими, контрастного цвета. Дома Ван
Клиф и Арпельс», «Картье», «Шоме» и «Бушерон» продолжали выпуск классических элегантных драгоценностей со слегка обновленным дизайном. Нью-йоркская фирма Гарри Уинстона поддерживала свою многолетнюю славу создателей украшений с крупными уникальными бриллиантами и цветными камнями. Лондонская фирма Граф вышла на ведущие позиции в области дорогостоящих изделий благодаря своим украшениям с редчайшими и самыми крупными цветными драгоценными камнями бирманскими рубинами, кашмирскими сапфирами, колумбийскими изумрудами, бриллиантами идеальной белизны и чистоты, а также бриллиантами ярких цветов (ил. А. К концу х годов настроения в обществе изменились, и на смену роскоши пришла сдержанность. Богатство более не поощрялось. Наряды х годов, приталенные, с подкладными плечиками, сменились одеждой менее строгих форм, которая требовала и менее кричащих украшений. Яркие цветовые комбинации х годов теперь казались безвкусными, а обширные поверхности полированного желтого золота, окружавшие их, - слишком блестящими. Дизайн украшений изменился мало, а выглядеть по-новому они стали благодаря переосмыслению классических мотивов хи другим сочетаниям цветов. Белое
золото и платина постепенно возвращались в моду, а к концу десятилетия доминировали над прочими металлами, цветовая гамма украшений стала более нежной и приглушенной. Дом «Булгари» создавал свои фирменные изделия теперь уже из белого золота с бриллиантами (ил. 858). Женевская фирма Де Гризогоно» очень вовремя выпустила коллекцию украшений с простыми линиями и округлыми контурами, в которых цветные камни и бриллианты окружены изящными оправами, усыпанными черными бриллиантами или. Абсолютно новое направление, появившееся во второй половине х годов, задала фирма Джоэла Артура Розенталя, известная под маркой JAR. Розенталь родился в Нью-Йорке, изучал историю в Гарварде, работал в киноиндустрии, а затем у Булгари, после чего обосновался в Париже и начал производство собственных ювелирных изделий. JAR разрушила границы между декоративными и скульптурными украшениями, подобно тому, как вначале века это сделал Лалик со своими изделиями в стиле ар нуво. На протяжении х годов марка JAR ассоциировалась с уникальными изделиями отличной работы, часто с использованием необычных камней в оригинальных комбинациях. Поверхности, полностью покрытые камнями круглой огранки, переходящие по цвету от темных до светлых, встречаются во многих изделиях этой фирмы, часто в оправах из окисленного серебра, титана и алюминия. Эти украшения принимают формы животных и цветов, бабочек и лилий, змей и звезд с лучами, нежных завитков и бантов в духе XIX века, а также абстрактных и архитектурных элементов сфер, колец и спиралей. Эти впечатляющие, полные индивидуальности, романтизма и игры драгоценности оказали огромное влияние на ювелирный дизайн х годов, вернули ювелирному делу статус искусства и послужили источником вдохновения для нового поколения ювелиров или. Важность произведений фирмы JAR в художественном аспекте иллюстрирует большая ретроспективная выставка, прошедшая в 2002 году в Лондоне. Судить о недавнем прошлом сложнее всего - возможно, пока что слишком рано комментировать развитие стилей и направлений х годов, поскольку они еще не устоялись. Тем не менее можно суверенностью утверждать, что возрождение натурализма, произошедшее в х годах благодаря фирме JAR, было самой характерной чертой ювелирного дизайна последних лет тысячелетия. Натуралистические мотивы получили свежее, цветное, часто скульптурное воплощение, с необычными камнями в оригинальных цветовых сочетаниях и с поверхностями, полностью усыпанными мелкими разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями. Множество ювелиров по обе стороны Атлантики в поисках вдохновения обратили взгляды на растительное и животное царства. Многие экспериментировали с новыми, непривычными для ювелиров металлами. Сапфиры, гранаты, турмалины и даже бриллианты использовались во всем разнообразии их оттенков. Женевская фирма ESG создала в конце х годов новую нишу в ювелирном деле благодаря авангардному подходу к разработке и производству ювелирных изделий. Под руководством Эмануэля и Софи Гийом, убежденных, что традиционный набор металлов ограничивает их творческую активность, фирма ESG начала выпуск авторских украшений экзотического дизайна, но практичных вноске. Их любимым материалом был титан, металл космического века, отличающийся прочностью и легкостью, ив течение нескольких лет они экспериментировали со сплавами титана и золота, добиваясь сочетания физических характеристик первого с податливостью второго или. В изделиях ESG заметны выраженные натуралистические мотивы, и они так легки, что цветы и насекомые, созданные в мастерских этой фирмы, легко удерживаются даже на самых тонких тканях.
451
Мишель делла Балле в Женеве и Кантамесса в Валенсии использовали флору и фауну в качестве источника вдохновения для эффектных и зачастую забавных украшений с предельно разнообразной палитрой, которые так полюбились покупателям конца XX века. Одуванчики и листья плюща, тюльпаны и розы, змеи и бабочки, экзотические рыбы и морские обитатели - вот далеко неполный список форм, которые принимали их изделия, отличающиеся яркими контрастами и цветовыми переходами драгоценных камней или. Фирма «Джимель», восхитительно интерпретировавшая природные сюжеты в последнем десятилетии XX века, была организована в 1992 году талантливым японским дизайнером Каору Каи Акихара. Она получила отличное образование, изучив, наряду с экономикой, ювелирным дизайном и живописью, традиционное японское искусство икебаны и законы чайной церемонии. Последние явно оказали влияние на дизайн изделий фирмы «Джимель». С присущей японскому искусству тонкостью, они воплощают неуловимые моменты смены времен года (ил. 890-892). В них заметны эфемерные черты сезонных изменений нежно-розовые весенние бутоны, насыщенные желтые тона летних цветов, багряные осенние листья превращаются в украшения с помощью тщательно подобранных по оттенку драгоценных камней. По мнению Каору
Каи Акихары, за украшением должна стоять история, и множество ее произведений с оборотной стороны украшены крошечными деталями, например, по изнанке бро­
ши-листа ползет маленькая улитка - секрет, которым обладательница украшения может поделиться с другими, а может и сохранить его только для себя. Благодаря подобным деталям изделия фирмы «Джимель» являются уникальными и совершенно особенными (ил. 891). Развернувшаяся в прессе в конце хи в х годах кампания по борьбе против загрязнения окружающей среды и исчезновения редких видов животных заставила многих ювелиров обратить внимание на природные мотивы. Свою обеспокоенность состоянием окружающей среды Дом «Булгари» выразил не только в ювелирном деле - коллекцией Naturalia, выпущенной в 1991 году, но и значительным вкладом в работу Фонда дикой природы и поддержкой кампании в защиту животных. В коллекции
Naturalia, воплощающей богатство и красоту природы, в метафорическом виде представлены рыбы, раковины, птицы и растения или. Дом «Картье» присоединился к борьбе против истребления носорогов, которую ведет Фонд дикой природы. Это событие было отмечено выпуском серии украшений с изображением этого животного. На протяжении х годов царство фауны стало для Дома «Кар­
тье» неисчерпаемым источником вдохновения. Знаменитые кошачьи украшения
Картье или) исполнялись в платине с бриллиантами и цветными драгоценными камнями и принимали форму браслетов, колец и ожерелий, а маски животных, просто золотые или инкрустированные драгоценными камнями, становились центральными звеньями браслетов-манжет или украшали крышки наручных часов. Слоны, еноты, журавли, попугаи и многие другие животные становились мотивами для забавных брошей или для целых серий украшений. В 1993 году в ювелирный дизайн вернулась фирма «Шанель», быстро добившаяся популярности. Ее приход на рынок был ознаменован выпуском впечатляющего ожерелья из платины с бриллиантами в форме кометы, одного из самых удачных ювелирных изделий Дома «Шанель», представленного в составе бриллиантовой коллекции в 1932 году, в которой изобиловали мотивы падающих звезд. Звезды, полумесяцы и солнца с лучами часто встречаются в коллекциях Дома «Шанель» или, вместе сих фирменной камелией, украшенной рубинами или бриллиантами, либо вырезанной из нефрита или халцедона.

855. Парюра из золота с бриллиантами. «Картье». Ок. 1990. Экологические темы, уничтожение флоры и фауны заставили многих ювелиров обратиться к природе в поисках тем для своих изделий хи х гг. Мотив пантеры, ставшей для Дома «Картье» символом агрессивной чувственности и подвижности, удовлетворял вкусы современной женщины.
453

856. Гарнитур украшений Trika. «Булгари». Ок. 1996. На протяжении хи х украшения одинакового дизайна можно было приобретать по отдельности, что позволяло покупателю самому формировать комплекты в зависимости от собственного вкуса и потребностей.
857. Впечатляющая парюра пантера с бриллиантами, ониксом и изумрудами. «Картье». Ок. 1990. Как и во всех лучших образцах кошачьих украшений «Картье», головы пантер на ожерелье, браслете и броши вращаются, а хвост и лапы пантеры-броши прикреплены подвижно. ь.

454


858. Парюра из белого золота с рубинами и бриллиантами. Нач х. Типичная модах на использование желтого золота в изделиях с драгоценными камнями пошла на убыль в х гг. Начало десятилетия характеризуется выпуском украшений, сохраняющих броские скульптурные формы х, но из белого металла - платины или, реже, белого золота.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта