Главная страница

_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие


Скачать 4.83 Mb.
НазваниеСправочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие
Анкор_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
Дата19.02.2018
Размер4.83 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
ТипСправочник
#15706
страница29 из 60
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   60

3.4. МЕТОД ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ



Термин «чувственное осознавание» (sensory awareness) впервые, в 50 х годах XX века, предложила Ш. Селвер. Так она назвала свою версию метода, разработанного Э. Гиндлер в 20 х годах прошлого столетия, который впоследствии был назван «терапией, концентрированной на движении». Страдая неизлечимой формой туберкулеза, Э. Гиндлер смогла найти путь к выздоровлению, опираясь лишь на собственную интуицию и на огромное желание выжить. Э. Гиндлер утверждала, что можно научиться чувствовать деятельность тела и тем самым воздействовать на саморегуляцию организма. Гиндлер также придерживалась того мнения, что любое название «несет в себе опасность застоя», ограничивает развитие, и потому не давала своей работе специального названия, говоря только о «работе с людьми». Это объясняет происхождение различных названий метода, придуманных ее учениками. Говорят о «тренировке, ориентированной на расслабление» (Meyer, 1961), «терапии, концентрированной на движении» (Stolze, 1959), «телесном воспитании душевного равновесия» (Ehrenfried, 1957) и об «осознании, дыхании и терапии расслаблением» (Schaarschuch, 1957; Fuchs, 1949). Каждый автор подчеркивает неокончательный характер названий. Некоторые авторы использовали термин «сосредоточенное движение» (Concentrated Movement Therapy); а такие понятия, как терапия движением, терапия расслаблением, воспитание психического равновесия, тренировка психологической устойчивости, предполагают разные теоретические основания (Штольц, 1959).

Ш. Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Э. Гиндлер в США. С 1938 года она активно разрабатывала свой подход чувственного сознавания. Впоследствии ее работой заинтересовался ряд известных аналитиков и психотерапевтов, и некоторые из них – Эрих Фромм, Клара Томпсон и Фредерик Перлз – стали ее учениками. Позже Перлз включил многое из того, чему научился на ее уроках, в гештальт терапию (Брукс, 1997).

Работа Ш. Селвер и Ч. Брукс оказала большое влияние на Б. Гунтера, создавшего технику «чувственного пробуждения» (sensory awakening). Эта техника помогает ощутить свое тело и чувства, научиться прикасаться к другим и отвечать на прикосновения (Gunter, 1969). Другой аспект привлек внимание У. Шютца. Он разрабатывал способы, усиливающие чувствительность, позволяющие более тонко дифференцировать различные ощущения, помогающие человеку лучше сознавать себя и окружающий мир (Schutz, 1969).

Чувственное сознавание – это процесс обучения дифференцированному восприятию телесных ощущений, фантазий, образов, эмоций и установлению взаимосвязи между ними. Терапия тут заключается в исследовании чувственного опыта человека в самых обычных ситуациях. Этот метод помогает человеку понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами. Одно из главных положений метода заключается в том, что, ориентируясь на ощущения, на переживания, человек делает мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствует его намерениям.

Человек с детства приучен приуменьшать значение собственного опыта и «учиться на опыте других», то есть подменять свой опыт рациональными конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Метод чувственного сознавания помогает преодолеть этот барьер и обучает более полному телесно инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а мышление часто обусловлено информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью.

Другим существенным аспектом метода чувственного созна вания является изучение процесса коммуникации между участниками группы, в частности – прикосновений. Степень близости и дистанция, взаимопомощь и ответственность, чувство окружения – эти аспекты на телесном уровне гораздо легче и быстрее.

В целом метод чувственного сознавания ставит перед собой следующие задачи: дифференцировать чувственный опыт, отделить продукты сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений; понимание того факта, что восприятие относительно; научить «проживанию в опыте». То, что Гиндлер называла «разворачиванием», а Селвер «проживанием в опыте», есть интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое здесь и сейчас. Простое ощущение может дать удивительно богатый опыт, то переживание, которое мы часто отрезаем, живя «головой». Чтобы этому научиться, необходимо развить чувство внутреннего мира и покоя, способность сохранять осознание, не пытаясь что либо изменить.

Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на обычных действиях: клиент ложится, сидит, стоит, ходит. Эти действия дают естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить осознание того, что мы делаем.

Другой аспект чувственного сознавания включает взаимодействие. Исследуются различные способы прикосновения: легкий толчок, шлепок, поглаживание и пр. Прикосновение может отражать застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и пр.

Важное значение при этом имеет ориентация на внутренний покой, на медитацию. Селвер и Брукс утверждают, что по мере усиления чувства внутреннего покоя ненужные напряжения и лишняя деятельность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается, происходят и другие изменения всей личности.

Метод чувственного осознавания ставит своей задачей последовательную интеграцию интеллектуального и чувственного опыта. Понятие чувственного опыта, имеющее огромное значение для жизнедеятельности организма, его дифференцированное восприятие и переживание являются основой данного подхода. Для большинства людей чувственный опыт ограничивается переживанием комфорта и дискомфорта, а некоторые обращают на него внимание только в случае возникновения болезненных ощущений.

3.4.1. Техники2



Упражнение 1. «Постоим»

Участники группы стоят, закрыв глаза. Многие люди чувствуют недостаток равновесия и потребность за что нибудь держаться. Становится понятным, что глаза используются в качестве поддержки.

По многим причинам несколько таких минут могут оказаться утомительно скучными для одних, в то время как другим нужно время для осмысления своих новых открытий. Предложите участникам группы лечь и немного отдохнуть. После этого те, кто совершил какие либо открытия, могут поделиться ими, а те, кто ничего не почувствовал, могут с облегчением признаться в этом.

Упражнение 2. «Стоять – это отношение» (I)

До сих пор все внимание было обращено внутрь. Теперь ведущий спрашивает: «Чувствуете ли вы, на чем вы стоите?» – обращая внимание на ощущения, возникающие в ступнях.

Поскольку клиенты не обуты, это – приглашение пережить ощущение, которое для огромного числа людей забыто с детства. Теперь люди начинают чувствовать пол и то, чем он покрыт. Они обнаруживают ощущение фактуры, температуры, твердости под собой.

Через некоторое время ведущий спрашивает: «Если вы чувствуете пол, то как вы соотносите себя с ним?» Тут помогают следующие уточнения.

Стоите ли вы на полу всей своей ступней? Когда вы стоите, что вы чувствуете более отчетливо – пол, на котором стоите, или свои собственные подошвы? Может ли пол служить вам опорой? Теплый он или холодный, жесткий или мягкий? Принимает ли он вас? Принимаете ли вы его?
Упражнение 3. Исследование ступней

Инструкция ведущего: «Сядьте и начните исследовать ступню. Рука может глубоко проникнуть в нее, обнаруживая связки и соединения, из которых она состоит. Где кончается носок и начинается свод? Как устроен свод? Как пятка ощущается ладонью и пальцами, можно ли прощупать кость?

Теперь разбейтесь на пары и точно так же исследуйте ступню партнера».

Упражнение 4. «Стоять – это отношение» (II)

Инструкция ведущего: «Попробуем еще раз прочувствовать пол. Как мы связаны с ним? Давайте опять закроем глаза: может быть, на этот раз сделать это будет легче.

Чувствуете ли вы ощущение связи с полом вверх по телу? Пропускаете ли вы это ощущение через колени? Как высоко над полом располагается таз?

Продолжая стоять, давайте положим руки на голову. Темя – наша верхняя граница, так же как подошвы ограничивают нас снизу. Что живет между тем и другим? Есть ли какое то ощущение существования между теменем, на котором лежат руки, и подошвами, касающимися пола?»

Упражнение 5. Ходьба

Инструкция ведущего: «Во время ходьбы постарайтесь осознанно почувствовать, как ваши стопы прикасаются к земле при каждом шаге. С этой целью ходите очень медленно, позволяя весу тела переноситься попеременно на каждую из стоп. Расслабьте плечи и обращайте внимание на то, чтобы не сдерживать дыхание и не блокировать коленные суставы.

Ощущаете ли вы снижение центра тяжести? Ощущаете ли лучший контакт с землей? Ощущаете ли вы себя в безопасности, более расслабленным? Такая манера ходьбы может показаться вначале странной. Если это так, то вы должны осознать, что под давлением пресса современной жизни вы утратили естественную грацию своего тела.

Вначале ходите медленно, чтобы развить чувствительность в ногах и стопах. Когда вы станете лучше чувствовать землю, можете изменять ритм шагов в зависимости от вашего настроения.

Ощущаете ли вы в результате этого упражнения лучший контакт со своим телом? Реже ли вы погружаетесь в свои мысли во время ходьбы? Чувствуете ли вы себя расслабленнее и свободнее?»

Упражнение 6. Осанка

Это упражнение необходимо проделать с партнером. Попросите партнера встать в естественную позу и внимательно понаблюдайте за его осанкой (лучше всего, если он носит обтягивающую одежду либо купальный костюм).

Одинакова ли высота плеч? Как расположена голова, является ли она естественным продолжением шеи или выступает вперед или назад? Что с грудной клеткой, выпячивается ли она вперед или, наоборот, спрятана? На одном ли уровне расположены бедра? Не слишком ли выпирает назад таз? Находятся ли колени непосредственно над ступнями? А ступни – расположены ли они прямо или же развернуты внутрь либо наружу?

Внимательно оглядите партнера спереди, с боков и сзади. Попросите его медленно пройтись, а сами понаблюдайте за ним со всех сторон. И, наконец, попросите его встать спиной к прямой вертикальной линии, начерченной на стене (здесь может вполне подойти линия торца двери), чтобы рассмотреть расположение частей его тела относительно друг друга внимательнее.

Затем вместе обсудите результаты ваших наблюдений. Предметом обсуждения может быть, например, связь осанки и предполагаемого мышечного панциря. Кроме того, попробуйте имитировать осанку вашего партнера, пройдитесь перед ним, обратив его внимание на те особенности, которые вам удалось заметить. Затем поменяйтесь ролями.

Это упражнение ни в коем случае не должно быть окрашено критикой. Совершенной осанки нет ни у кого. Ваши наблюдения должны быть объективны и позитивны, и точно так же постарайтесь услышать наблюдения партнера.

Упражнение 7. Контакт рук

Инструкция ведущего: «Свободно перемещайтесь по комнате, обмениваясь рукопожатиями правой рукой. Периодически останавливайтесь, задержав чью либо руку в своей. Закройте глаза и прикосновениями исследуйте руку партнера. Через 2 минуты откройте ваши глаза и посмотрите на него.

Теперь перемещайтесь с закрытыми глазами, обмениваясь рукопожатиями левой рукой. Остановитесь, возьмите чью либо руку и исследуйте ее. Затем почувствуйте силу и нежность прикосновений руки другого. Через минуту, все еще держась за руки, откройте глаза, посмотрите друг на друга и проверьте правильность ваших ощущений.

Затем двигайтесь дальше по комнате, обмениваясь рукопожатиями обеими руками. В течение 30 секунд обменяйтесь со своими партнерами рукопожатием, находясь в состоянии: «быстрый», «сердитый», «подавленный», «счастливый», «влюбленный».

Затем остановитесь, закройте глаза, возьмите партнера за обе руки и постарайтесь узнать его. Еще через 2 минуты поэкспериментируйте: поспорьте, поднимите руки вверх, поиграйте, будьте нежным, изобразите танец двумя руками. Через 5 минут, все еще держась за руки, откройте глаза и посмотрите на своего партнера».

Упражнение 8. Контакт спиной

Закрыв глаза, участники группы медленно двигаются спиной вперед.

Инструкция ведущего: «Поскольку приходится вступать в контакт со спинами других, постарайтесь сделать это осторожно, а затем двигайтесь дальше. Через минуту остановитесь рядом с кем нибудь, спина к спине, и постарайтесь узнать спину партнера. Еще через какое то время разделитесь. Один из партнеров поворачивается и с помощью рук, не открывая глаз, исследует спину своего партнера. Через 2 минуты поменяйтесь местами.

Теперь снова медленно двигайтесь спиной вперед. Пообщайтесь спиной, поспорьте, поиграйте, побудьте нежным, потанцуйте спина к спине, исследуйте разные виды движения. На каждый такой эпизод дается 30 секунд.

Минут через пять остановитесь и почувствуйте друг друга. Затем медленно и осторожно подвигайтесь врозь. Обратите внимание на то, как чувствует себя спина. После этого откройте глаза и посмотрите на своих партнеров».

Упражнение 9. Поднять тело

Часть группы ложится на простыни, расстеленные на полу. Лежащие на полу должны расслабиться. Через некоторое время остальные участники группы начинают поднимать их за голову, руки, кисти, ступни и бедра.

Далее, взяв простыни за концы, лежащих поднимают, перемещают по комнате до тех пор, пока они полностью не расслабятся, чтобы отчетливо чувствовалась разница между весом напряженного и расслабленного тела. Затем необходимо положить участника на то же место и оставить его на 5 минут. Поменяйтесь местами.

Упражнение 10. Диалог руками

Инструкция ведущего: «Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга. Средства вашего общения ограничены плечами и руками, включая тыльную поверхность кистей. Один из партнеров начинает разговор без слов, хлопая руками. Другой партнер отвечает. Это общение происходит подобно обычному разговору. Не пытайтесь быть логичным. Постарайтесь сообщить о чем либо, изменяя темп. Не прерывайте разговор. Иногда разговаривайте с одной областью тела; иногда со всеми. Почувствуйте, что значат в общении слишком громкие или слишком мягкие удары.

Немного поспорьте, не переходя границы. Найдите решение, удовлетворяющее обе стороны. Похлопайте нежно, скажите что нибудь смешное. Хлопните друг друга на прощание. Закройте глаза и прочувствуйте результат этой формы общения».

Упражнение 11. Падение

Это упражнение для маленькой группы из 6–8 человек. Один из участников стоит в центре замкнутого круга. Тело напряжено, ноги прямые, пятки и носки вместе. Закрыв глаза, он падает назад. Его подхватывают и перебрасывают по кругу в любых направлениях с различной силой. Затем он становится в центр круга, и все члены группы крепко обнимают его в течение 30 секунд. После этого группа медленно расходится, оставляя его одного.

Упражнение 12. Прогулка вслепую

Инструкция ведущего: «Разбейтесь на пары. Одному из участников завяжите глаза. Другой ведет его, держа за палец. Оба участника сохраняют молчание. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий, стараясь предоставить ему как можно больше прикосновений, ощущений, запахов, звуков и т. д.

Упражнение продолжается 20–30 минут, на протяжении которых желательно дать своему подопечному возможность побывать в различных ситуациях.

Понаблюдайте за своими чувствами, поменяйтесь местами».

Упражнение 13. Кумир

Один член группы лежит на спине с закрытыми глазами. Остальные участники опускаются вокруг него на колени, аккуратно подсовывают руки под его тело и медленно его поднимают.

Затем можно делать следующее: быстро или медленно раскачивать участника, бегать с различной скоростью, поднять «кумира» над головой, повернуть его и быстро опустить вниз.

Проделайте это с каждым членом группы.

Упражнение 14. Под простыней

Инструкция ведущего: «Каждый участник группы накрывается простыней и остается под ней на 5 минут. Позволено делать все что угодно, кроме передвижения по комнате.

Затем, оставаясь в простыне, перемещайтесь по комнате, контактируя с другими участниками группы. Будьте открыты для своих желаний. Позвольте себе проявлять любые ответные реакции. Не разговаривайте во время упражнения. Когда оно закончено, не спешите сбросить простыню, понаблюдайте за своими чувствами».

Упражнение 15. «Сандвич»

Группа разбивается на тройки. Один из участников ложится на бок. Второй ложится спереди так, чтобы спиной чувствовать партнера. Первый обнимает его за талию. Третий ложится сзади, обнимая за талию среднего. В течение 1–2 минут постарайтесь сосредоточиться на своих ощущениях, почувствуйте друг друга, осознайте ваше дыхание.

Далее первый участник медленно поднимается. Еще через 15–30 секунд третий партнер тоже уходит. Понаблюдайте за своими чувствами, поменяйтесь местами.

Упражнение 16. Похлопывание тела

Инструкция ведущего: «Один из членов группы ложится на живот. Остальные окружают его, стоя на коленях. Необходимо оказаться напротив друг друга, кроме того, еще один участник встает у головы лежащего и один – у ступней. Лежащий не должен двигаться, воспринимая похлопывания как дар. Хлопайте по всему телу, включая спину, руки, ягодицы, ноги.

Остановитесь и позвольте лежащему сосредоточиться на своих ощущениях, прочувствовать эффект. Можно при этом приложить руки ко всей поверхности тела лежащего».

Упражнение 17. Прикосновение

Инструкция ведущего: «Сделайте короткую паузу после предыдущего упражнения. Далее все члены группы одновременно касаются всей поверхности тела лежащего на животе участника. Прикосновение должно быть нежным, без давления или упора. Прикосновение продолжается от 10 до 60 секунд. Это действие можно повторить два или три раза с перерывами, необходимыми для осознавания. В конце упражнения предоставьте лежащему участнику время для наблюдения за своими чувствами».

Упражнение 18. «Сандвич» (II)

Один из членов группы ложится на бок. Другой ложится рядом со спины, обхватывая рукой талию первого. Следующий участник принимает такую же позу, и т. д. Когда все участники группы легли на бок один за другим, необходимо дать время на осознание ощущений.

Затем последний встает и ложится в начало «сандвича». Продолжайте до тех пор, пока первый участник не станет последним. Почувствуйте группу.

Группа может попробовать подняться одновременно.

Упражнение 19. Осознание тела

Инструкция ведущего: «Лягте на пол и расслабьтесь. Не торопите процесс осознания, всему свое время. Вы можете почувствовать пол, который давит на какую то часть тела, свободу в одних участках и зажимы в других. Один чувствует себя легким, другой тяжелым. Кто почувствует себя освеженным, а кто – усталым. Получайте и принимайте все приходящее изнутри и извне без оценки и без „этикеток“. Не нужно думать, что „плохо“ чувствовать зажимы или „правильно“ быть свободным. Здесь эти категории непригодны, потому что это тренировка переживания. По мере того как уменьшается „ожидание“ чего то, ощущения становятся богаче и полнее и вы можете начать сознавать изменения, которые происходят сами по себе. Напряжение ослабится, пол станет удобнее. Вы можете начать сознавать свое дыхание и изменения в нем».

Упражнение 20. Подари прикосновение

Группа делится на пары, в которой один участник – ведущий, другой – ведомый.

Ведущий использует различные способы прикосновений к телу партнера (скользящие, фиксированные, точечные, плотные, давящие, мягкие и др.). При этом он чутко воспринимает реакцию партнера на то или иное прикосновение: приятно оно, принимается или нет. Если ведомый отвечает неприятием, то прикосновение не повторяется. Задача ведущего – выявить диапазон прикосновений, которые приятны партнеру.

Ведомый (стоящий с закрытыми глазами) откликается на прикосновения ведущего, но при этом не использует никаких «крупных» движений, его реакция скорее выражается в непроизвольных микродвижениях: напряжении или расслаблении мускулатуры, свободе или стесненности дыхания, в общем характере позы и др. Причем ему не следует пытаться обдумывать свои движения. Его задача – позволить телу свободно реагировать на воздействия партнера и отстраненно наблюдать за своим эмоциональным состоянием.

Упражнение 21. Научи прикосновению

Ведущий показывает партнеру то или иное прикосновение, которое сам хотел бы получить. Ведомый повторяет прикосновение, как бы возвращая его ведущему. Если ведущему кажется, что партнер неточно воспроизводит прикосновение, то он показывает его повторно, стараясь обратить внимание на нюансы движения. Сам факт такого повторения призывает ведомого быть более чутким при восприятии и более точным при воспроизведении жестов.

Если ведущий чувствует, что ведомому неприятно воспроизводить то или иное прикосновение, от прикосновения следует отказаться.

Упражнение 22. Приятие

Ведущий обнимает партнера и слегка покачивает его из стороны в сторону, как бы убаюкивая (позиции тут могут быть самыми различными: лицом к лицу, сбоку, со спины – и могут меняться несколько раз на протяжении упражнения). Ведомый (стоя на месте в полный рост, с закрытыми глазами) поддается ритму укачивания, максимально расслабляясь; он может положить голову на плечо ведущему, но не обнимает его. (Ведущий при желании сменить позицию мягко прекращает «укачивание», затем, осторожно поддерживая голову ведомого, возвращает ее в обычное положение, меняет свою позицию, снова обнимает партнера, кладя его голову к себе на плечо, и возобновляет «укачивания»). Периоды «укачивания» – достаточно продолжительны; смены позиций – не часты.

Упражнение 23. Дать поддержку (I)

Цель упражнения: исследовать, что происходит, когда один человек стоит, а двое других предлагают поддержку его рукам. Это работа для троих; один стоит, вытянув руки в стороны, двое стоят по бокам от него, готовые предложить поддержку. Когда все готовы, поддерживающие подкладывают свои руки под локти и кисти стоящего: ему предлагают отдать им вес своих рук. Ему не следует висеть на поддерживающих всем телом, он может лишь дать поддержать свои руки, во всех остальных отношениях он стоит самостоятельно.

Помогающие терпеливо стоят, предлагая поддержку, которую они, конечно же, не могут оказать, пока стоящий не отдаст им вес своих рук. Когда, по их ощущению, им передали весь вес или большую его часть, они могут попробовать мягко подвигать руками стоящего, стараясь прочувствовать, позволяет ли тот осуществить движение, или сопротивляется, или, может быть, старается угадать намеченное движение и осуществить его самостоятельно. Наконец поддерживающие опускают руку вниз, пока она не виснет, и когда они чувствуют, что поддержка больше не нужна, спокойно отстраняются.

Часто в тот или иной момент помогающий может почувствовать, что его поддержка не принимается. Он может сказать об этом или спокойно ждать, просто присутствуя. Через некоторое время, если ситуация сохраняется, он может мягко отодвинуться, оставляя руку, которая должна была бы лежать на его руках. Это позволяет тому, кто получает поддержку, понять, насколько он передал вес руки поддерживающему.

Открытия, обретаемые в этом упражнении, почти всегда производят на людей большое впечатление. Но еще важнее изменения, которые могут произойти: рука, которая не отдавалась, начинает отдаваться, и наоборот; эти изменения могут заметить не один или два участника, а иногда все трое.

Упражнение 24. Дать поддержку (II)

Если группу удастся разделить на подгруппы из четырех, шести или восьми человек, можно осуществить еще один живой эксперимент, касающийся отдачи и принятия. Половина участников, допустим – четверо из восьми, встанут в кружок, положив руки на плечи друг другу. Остальные четверо сядут или встанут на колени за спинами каждого из стоящих. Стоящим следует хорошо распределить вес и почувствовать связь друг с другом. Затем, пользуясь поддержкой друг друга для равновесия, они отрывают пятки от пола, встав на носки. Помогающие в это время подкладывают свои руки под поднятые пятки (предварительно сняв с пальцев кольца и т. п.), которые таким образом получают совершенно новую опору.

Стоящим предлагается постепенно встать на всю ступню; носки опираются на пол, а пятки стоят на руках поддерживающих. Поддерживающий должен предупредить партнера, если ему становится больно или слишком тяжело; если все в порядке, стоящие могут распределить свой вес, отдавая часть его поддерживающим. Когда они почувствуют, что действительно стоят на том, что находится под их ступнями, они могут снова приподняться на носки, давая возможность поддерживающим вынуть руки; потом, снова опустившись на пятки, они смогут по новому почувствовать опору на пол.

Пока стоящие ощущают свои более живые отношения с полом, партнеры за их спинами передвигаются по кругу. Стоящие опять поднимаются на носки, и поддерживающие вновь под кладывают ладони под их пятки.

Когда наступает время поговорить о своих находках, может оказаться, что самый тяжелый по весу стоящий участник казался самым легким, и наоборот. Иногда это связано с опасением поддерживающего повредить руку, и многое зависит от того, как отдается вес. Зажатый человек либо вообще не отдает свой вес, либо отдает его ригидно, в форме давления. А поддерживающие, которые после первого раза потирают от боли пальцы, могут найти способ совершенно иного, может быть, более полного и не столь болезненного принятия веса.

Чаще, однако, поддерживающие обнаруживают, что могут выдержать гораздо больше веса, чем им казалось, и что они воспринимают его не как давление, а как дар, который приятно принимать. Стоящие, которые имеют возможность выбирать, сколько веса передать полу, а сколько рукам партнера, постепенно все больше передают свой вес рукам партнеров и получают удовольствие от этих рук и от ощущений в ступнях, которые могут сказать, отдают они свой вес или навязывают его.

3.4.2. Тренинг сенситивности



Этот тренинг направлен на развитие способности осознавать чувства. Упражнения повышают уровень сенсорного и чувственного восприятия, концентрации внимания, помогают осознавать взаимосвязь в цепи «тело – ощущения – чувство – энергия – действие», способствуют развитию телесного внимания.

Упражнение 1. Стойка на голове

Тренировка телесного внимания, левополушарного внимания, правополушарного внимания. Как и любое положение тела в состоянии неустойчивого равновесия, это положение ведет к увеличению энергии.

Положите мягкий коврик у стены и встаньте на голову, опираясь ногами о стену. Дыхание глубокое. Начните умножать в уме двузначные цифры, одновременно читая хорошо известное стихотворение.

Варианты:

1. Освоившие в некоторой степени технику медитации могут попробовать проговаривать не стихотворение, а любой возникший в уме текст, не связанный с процессом умножения. Руководитель может предварительно задать тему размышлений.

2. Если такое положение тела уже не требует больших усилий, то можно его усложнить. Перед началом упражнения задается ритм (ставится музыка с четким ритмом). Задание то же самое, но поток свободных размышлений должен изливаться в заданном ритме.

3. Упражнение также можно усложнить изменением стойки: подвернув голову, стоять на одном плече с поддержкой одной рукой, вторая свободна.

Упражнение 2. Круги ощущений

Опыт осознания можно разделить на три части: внешний мир и его воздействие на нас, внутренний мир тела и мир мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди осознанием внешнего мира. Например: «Я сейчас осознаю, что за окном идет дождь, я слышу сильный шум ливня, стук воды в оконные стекла, запах „прели“, доносящийся через форточку, ровный ритм дождя успокаивает меня (или раздражает), я слышу…» и т. д. Перечисляются все воздействия внешнего мира (вижу, слышу, ощущаю), которые отражаются в сознании «здесь и теперь». Нужно избегать оценок и интерпретаций, только фиксировать воздействия. Слушающий партнер поможет не соскользнуть в среднюю зону.

Теперь обратите внимание на внутренние ощущения: напряженность отдельных мышц, зуд, неудобство позы (измените позу в этом случае), сухость во рту, глубину дыхания, сердечный ритм и т. д. Третья, средняя зона включает в себя психическую активность, отличную от текущего опыта, – это воспоминания, планы, фантазии, тревоги.

Пройдя по всем трем зонам, попробуйте не управлять вниманием, отметьте, к какой зоне относится ваше сознание. После того как вы научились идентифицировать каждую зону, можно пробовать переключаться из одной зоны в другую в разной последовательности и с разной скоростью.

Вариант: упражнение можно сделать сложнее при музыкальном сопровождении с изменяющимся ритмом. Важно отметить, как ритм влияет на осознание. Ритмичное сопровождение может препятствовать концентрации и переключению внимания.

Упражнение 3. Двойное сознание

Активизация бессознательного, тренировка навыков управления вниманием.

Упражнение выполняется в два этапа с предварительным тестом. Тест помогает выявить индивидуальные особенности и способности каждого участника, требуемые для достижения цели.

Тест:участники стоят «стайкой», правая рука должна совершать круговые фиксированные движения (перед собой, вверх, вниз) на счет четыре четверти, левая – те же движения на две четверти. Нужно добиться хотя бы минимального успеха. У некоторых людей это упражнение без длительной «дрессировки» не получается.

Первый этап:представьте себе, что правая рука погружается в ледяную воду, одновременно левая рука – в очень горячую, какую только можно выдержать. Не нужно играть или изображать трудности погружения, надо попытаться ощутить кожей разницу этих сильных ощущений.

Второй этап:участники лежат на полу, правая половина тела – на воображаемом льду, ей очень холодно; левая – на горячей поверхности (пляж, горячая ванна), ей очень жарко. Граница – позвоночник. При выполнении второго этапа руководитель должен внимательно следить за каждым участником, так как возможен сильный озноб или значительное повышение температуры тела, а в таком состоянии нельзя оставаться долго, это может иметь последствия. Нужно вывести участников из очень сильного внушенного нарушения температурного режима при помощи регуляции дыхания, массажа грудной клетки и словесного внушения: «Вам тепло, вы вдыхаете теплый воздух, он согревает тело…» (или наоборот). Упражнение заканчивается брюшным дыханием.

Упражнение 4. Раздвоение

Развивает телесное внимание.

Перед выполнением нужно провести разминку на раздвоение: правая рука совершает круговые движения на четыре четверти, левая – на две четверти. Добиться, чтобы это получалось в течение не менее 3 мин. Затем участникам предлагается «раздвоиться»: левая половина тела – один человек, правая – другой. Это разные люди, со своими характерами, обстоятельствами. Пробуйте сыграть этюды: встреча и прощание этих людей, встреча и ссора, встреча и объяснение в любви и т. д. Далее один из участников может показать свой этюд, группа должна угадать, что произошло. Можно усложнять задание: ведущий задает характеры, а следовательно – ритм существования этих людей.

Вариант: «два человека» существуют отдельно, каждый в своих обстоятельствах, притом одновременно: например, один забивает гвоздь на морозе, другой читает книгу в жару.

Упражнение 5. Путешествие по состояниям

Осознание различных психофизических состояний, взаимосвязи между энергией (усилием), дыханием, телом (мышечным напряжением), голосом.

После выполнения любого упражнения на расслабление нужно предложить участникам, лежащим на полу, вообразить себя корнем или семенем любого растения, которое начинает расти, преодолевая толщу грунта, пробиваясь к свету и теплу (ускоренная съемка, как в учебных фильмах по биологии). Необходимо этому помочь, создав особую атмосферу: освещение, музыка. Звучание музыки с минимальной громкостью является сигналом начала роста. Участники воображают вид растения и окружающие обстоятельства. Важно не торопить процесс, он может длиться от 5 до 10 минут. Через 10 минут задается общая ситуация: начинается ветер, он усиливается (нужно бороться с ветром, не дать себя сломать, вырвать с корнем), ураган – сопротивление сломлено, полумертвые растения лежат на полу.

Далее участникам предлагается вспомнить любимое стихотворение и прочесть его в этом состоянии. Оно дает силы и помогает постепенно преодолевать слабость и сломленность. Участники начинают привставать, помогая себе стихотворением, встают во весь рост, читают стихи космосу.

Упражнение 6. Звуки

Выражение доосознанной реакции. Используется фонограмма, состоящая из смонтированных кусков разной музыки, перемежающихся звуками и шумами (дождь, ветер, раскаты грома, льющаяся вода и т. п.). Общее время звучания – не менее 15 мин. Фонограмму можно включить с любого места, а собственно упражнение длится 5 мин.; важно, чтобы участники не знали наизусть последовательность ритмов и шумов в записи.

Участники лежат на полу в свободных позах. Предварительно выполняется любое релаксационное упражнение. После начала звучания внимание следует сконцентрировать на звуках. Тело должно слышать их и отзываться соответствующим образом, следуя ритму и воспринимая шумы как воздействие. Естественно, что в сознании обязательно возникнут ассоциативные картины видения. Движения не должны носить бытовой характер или быть танцем, это скорее пластическая импровизация, отображающая чувства по поводу услышанного, звучание внутри тела.

Вариант: к описанному выше добавляется задание руководителя, определяющее тематическую направленность движений. Примеры:

1. «Вам снится сон, что вы семя или корень какого то несуществующего растения. С началом звучания прорастайте, растите и живите в обстоятельствах, подсказанных звучанием».

2. «Сядьте на корточки, голова опущена, руки обхватывают колени. Вы – яйцо неизвестного животного. Пробивайте скорлупу и выходите на свободу». (Фонограмма включается сразу после появления детеныша на свет, она задает характеристики среды, в которую он попал. Участник сам интерпретирует все звуки обстоятельства.)

Упражнение может выполняться не только индивидуально, но и коллективно (на втором этапе). В этом случае обстоятельства задаются не только звуками, но и партнерами по площадке (взаимодействие). Вылупившиеся существа могут не существовать реально; что это за существо и, соответственно, как реагировать на обстоятельства – подскажет тело. Руководитель может задать тип, например хищное животное, крупное и т. п.

Упражнение 7. Партитура жестов

Осознание связи между движениями тела и психическими импульсами.

Участникам задается определенная последовательность жестов; необходимо придумать пластический этюд (танец тела), оправдывающий заданную последовательность. Каждый новый жест начинает новое действие. Жесты не бытовые, а выражающие некое состояние. Участникам не нужно комментировать состояния, надо лишь показать жесты. Музыку своего «танца» можно озвучивать голосом. Важно отмечать, как меняются громкость, ритм, каков диапазон звучания.

Вариант: участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа сговаривается о событии и показывает партитуру жестов (в событии участвует вся группа). Другая – угадывает событие и воспроизводит его целиком.

Упражнение 8. Партитура состояний

Участникам дается задание придумать этюд, состоящий из трех событий. «Попробуйте играть его, определив действия. Осознайте, как изменилось состояние при переходе из одного события в другое, как изменился ритм существования. Далее придумайте и „оправдайте“ в этом же этюде другие состояния

(ритм). Это влечет за собой изменение обстоятельств. Играйте этюд с тем же действием, но с другими обстоятельствами, в других состояниях. Важно, чтобы обстоятельства возникали в теле от изменившегося ритма, а потом «оправдывались» сознанием». Далее проводится обсуждение этюда, того, как состояние меняет эмоциональную окраску действия.

Это упражнение помогает осознать обратную связь в зависимости «действие – психоэмоциональное состояние»: меняется состояние – иначе ведет себя тело. Например: событие – подготовка к встрече гостей. Ведущее обстоятельство – дефицит времени. Действие – успеть убрать квартиру, накрыть на стол и т. д. Состояние – радостный подъем, «летаю» по квартире. Другой вариант: состояние – удрученность, накрываю на стол, еле передвигаясь по комнате; хотя обстоятельство времени осталось – нет сил и желания. Иначе ведет себя тело. Почему? Текут слезы? Новое обстоятельство (подсказано телом – ритмом, поведением): оказывается, гости придут на поминки.

Упражнение 9. Проба жанра

Участникам задается цепочка действий. Пример: готовиться, спровоцировать, прогнать. Каждый участник при помощи набора прилагательных задает себе «вымышленное тело» – тип человека, в тело которого он «вселяется».

Затем группа делится на несколько частей, каждой группе задается жанр. Это могут быть классические жанры или более сложные, заданные описанием природы чувств. Индивидуальная задача каждого – «вселиться» в «вымышленное тело» и действовать в заданном жанре, выполняя определенную цепочку действий.


1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   60


написать администратору сайта