Главная страница
Навигация по странице:

  • На первой, симбиотической (оральной) фазе

  • Во второй, анальной фазе, фазе роста

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница10 из 62
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   62
    Репрессия (вытеснение) – это мотивированное забывание или игнорирование мыс- лей, воспоминаний, переживаний. Защитный механизм вытеснения обычно позволяет избе- жать внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания (забывания) не информации о каком-то поступке или событии в целом, а только истинного, но неприемле- мого мотива своего поведения. Вытеснение направлено на то, что раньше было осознанно,
    хотя бы частично, а запрещенным стало вторично, и поэтому не удерживается в памяти.
    Интеллектуализацией называется вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта, чем просто при изоляции. Человек, использующий изоляцию, обычно гово- рит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию,
    разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции. Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоций таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию.
    Рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.
    При этом неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобра- зовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде. Рационализация может противоречить фактам и законам логики, но это необязательно. В этом случае ее ирраци- ональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным. Например, иногда человек утверждает, что его профессиональная некомпетент- ность проистекает из физического недомогания: «Если бы я изба-вилсяотголовныхболей,
    ябысосредоточилсянаработе». В этом случае советы подлечиться, не перегружаться, рассла- биться, очевидно, не помогут, если этот человек потому и болен, что на службе от него нет никакого толку.
    Морализация является близкой родственницей рационализации. Когда некто рацио- нализирует, он бессознательно ищет приемлемые с разумной точки зрения оправдания для выбранного решения. Когда же он морализирует, это означает, он ищет пути для того, чтобы чувствовать: он обязан следовать в данном направлении. Рационализация перекладывает то,
    что человек хочет, на язык разума, морализация направляет эти желания в область оправда- ний или моральных обязательств. Там, где рационализатор говорит «спасибо за науку» (что приводит к некоторому замешательству), морализатор будет настаивать на том, что это «фор- мирует характер».
    Компартментализация (раздельное мышление) – еще одна интеллектуальная защита,
    ближе стоящая к диссоциативным процессам, чем к рационализации и морализации, хотя рационализация нередко служит поддержкой данной защиты. Ее функция состоит в том,
    чтобы разрешить двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запу- танности, вины, стыда или тревоги. В то время как изоляция подразумевает разрыв между мыслями и эмоциями, раздельное мышление означает разрыв между несовместимыми мыс- ленными установками. Когда некто использует компартмен-тализацию, он придерживается двух или более идей, отношений или форм поведения, конфликтующих друг с другом, без

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    76
    осознания этого противоречия. Для непсихологически думающего наблюдателя раздельное мышление ничем не отличается от лицемерия.
    Аннулирование может рассматриваться в качестве естественного преемника всемогу- щественного контроля. Аннулирование – термин, обозначающий бессознательную попытку уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или пове- дения, которые магическим образом уничтожают этот аффект. Ярким примером аннулиро- вания может служить возвращение супруга домой с подарком, который предназначен для компенсации вспышки гнева накануне вечером. Если мотив осознается, мы технически не можем называть это аннулированием. Но если аннулирующий не осознает чувства стыда или вины и, следовательно, не может осознавать собственного желания искупить их, мы можем применять это понятие.
    Ретрофлексия (поворот против себя) смещает границу между личностью и средой ближе к центру Я, и ретрофлекси-рующий индивидуум начинает относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Если первая попытка индиви- дуума удовлетворить свою потребность встречает сильное противодействие, то он, вместо того чтобы направить энергию на изменение среды, направляет ее на себя. У ретрофлек- сирующего индивидуума формируется отношение к самому себе как постороннему объ- екту. Первоначальный конфликт между Я и другими превращается в конфликт внутри Я.
    «Речевым» грамматическим индикатором ретрофлексии является использование возврат- ного местоимения. Ретрофлексирующий индивидуум говорит: «Я должен управлять самим собой; я должен заставить себя сделать эту работу; мне стыдно за самого себя», что свиде- тельствует о четком разделении Я как субъекта и Я как объекта действия.
    Идентификация – это разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отож- дествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого путем расширения границы Я. Идентификация связана с про- цессом, в котором человек, как бы включив другого в свое Я, заимствует его мысли, чувства и действия.
    Знание концепции защит и разнообразия защитных механизмов, используемых в человеческом бытии, является очень важным для диагностики характера. Основные диа- гностические категории, используемые психотерапевтами для описания типов личности,
    несомненно, имеют отношение к устойчивым процессам индивидуальной специфической защиты или группы защит. Иначе говоря, диагностическая категоризация – это своего рода скоропись для обозначения свойственного человеку защитного паттерна. То, что мы у зре- лых взрослых называем защитами, есть не что иное, как глобальные, закономерные, здоро- вые, адаптивные способы переживания мира.
    Феномены, которые мы называем защитами, имеют множество полезных функций.
    Они появляются как здоровая, творческая адаптация и продолжают действовать на протя- жении всей жизни. Личность, чье поведение манифестирует защитный характер, бессозна- тельно стремится выполнить одну или обе из следующих задач: 1) избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством – тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями; 2) сохранить самоуважение (Мак-
    Вильямс, 1998).
    Хотя большинство аналитических диагностов сейчас рассматривает этапы развития ребенка с меньшим акцентом на драйвы, отличаясь этим от Фрейда, психоаналитики никогда всерьез не подвергали сомнению три его положения:
    1) существующие психологические проблемы являются отражением своих младенче- ских предшественников;

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    77 2) взаимодействия в ранние годы создают шаблон для более позднего восприятия жиз- ненного опыта, и мы бессознательно понимаем его в соответствии с категориями, которые были важны в детстве;
    3) идентификация уровня развития личности – это кардинально важная часть нашего понимания характера человека.
    В психоаналитической теории развития продолжают оставаться все те же три фазы инфантильной психологической организации:
    1) первый год и половина второго года жизни (оральная фаза по Фрейду);
    2) промежуток от полутора-двух лет до трех лет жизни (анальная фаза по Фрейду);
    3) время между тремя-четырьмя и примерно шестью годами жизни (эдипова фаза по
    Фрейду).
    Приблизительность этих стадий отражает индивидуальные различия детей, последо- вательность их всегда одна и та же, даже если ребенок опережает или отстает в развитии.
    Переработка Эриком Эриксоном (Erikson, 1950) трех инфантильных стадий Фрейда в терминах межличностных задач ребенка позволила описывать пациентов как фиксирован- ных на проблеме первичной зависимости (доверие-недоверие), вторичных вопросах сепа- рации-индивидуации (автономия или стыд и сомнения) или на более углубленных уровнях идентификации (инициатива или вина).
    На первой, симбиотической (оральной) фазе основное значение имеет радость полу- чения от других, эмоциональное принятие себя, доверие к миру. Потребности организма приводят к динамическому контакту с другим через область рта как моторного центра.
    Согласно периодизации Э. Эриксона (1996а, б), на данном этапе на основе коммуникации с матерью (или лицом, осуществляющим уход за ребенком) происходит формирование базо- вого чувства доверия к окружающим, к миру (позитивный вариант развития) либо изна- чального недоверия, изолированности, сопровождающихся ощущением «отлученности»,
    «разделения», «брошенности» (негативный вариант). Нерешенные внутренние конфликты данного периода могут позднее, в зрелом возрасте приводить, по мнению Э. Эриксона, к аутизму, депрессии, «депрессивным формам страха пустоты и покинутости» (т. н. оральный характер). У В. Шутца (Шутц, 1993) этот период и связанная с ним часть структуры лич- ности рассматривается как «присоединение» (непосредственный эмоциональный контакт с матерью, впоследствии же, в более старшем возрасте – с окружающими).
    Следствие нарушения этой фазы – шизоидность. В результате эмоционального отвер- жения не зафиксирована потребность в эмоциональных контактах (развитие речи обго- няет развитие моторики, характерны чувствительность к себе, сухость к другим, склон- ность к «мертвому» коллекционированию, замещающему контакты). Другой вариант –
    нарцисси-ческий выбор как неспособность выбрать другого, отрицание новизны. «Нарцис- сизм – эмоциональное состояние, при котором человек реально проявляет интерес только к своей собственной персоне, своему телу, своим потребностям, своим мыслям, своим чув- ствам, своей собственности. В то время как все остальное воспринимается лишь на уровне разума» (Фромм, 1990).
    К другим последствиям нарушения данной фазы относятся: психастеничность – страх за свою жизнь и жизнь близких, боязнь нового; ограничение контактов со средой немногими привычными условиями с совершенствованием средств защиты от мира; невроз базального страха (базального уровня беспокойства) – страх быть, страх разрыва единства, страх эмо- циональных отношений.
    Данный период связывается с формированием таких юн-говских типологических функций, как экстраверсия-интро-версия, проявляющихся в процессе коммуникации как открытость человека или его замкнутость.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    78
    Во второй, анальной фазе, фазе роста у ребенка развивается все больше способ- ностей. Возникает умение понимать двойственности, дифференциация функций, эмоцио- нальное доверие, сопереживание, чувствительность к отношениям в семье, идентификация себя со значимыми членами семьи, выделение себя из системы межличностных отношений,
    аутентичность, категоризация позиций в ситуации, ориентировка в амбивалентных пережи- ваниях, способность «быть разным». Моторные и речевые навыки помогают становлению воли и автономности. Вопрос регулирования анальной области распространяется на более общие вопросы контроля и сепарации, а также исследования возможных границ внутри кон- фликта.
    К этому же периоду относится начало осознавания ребенком собственного Я, развития
    «Я-концепции» и формирования самостоятельной регуляции деятельности, стремление к самостоятельности – «Я сам» (Коссаковский, 1989). Задача данного этапа развития – борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях, за собственную независи- мость и самостоятельность. Появляется переживание по поводу собственной безопасности
    (безопасности чувства Я).
    Следствие нарушений на амбивалентной стадии – диссоциация. Представление о поло- ролевых отношениях, отношениях «мужчина—женщина», «муж—жена» не сформировано,
    т. е. не определена внутренняя позиция по отношению к этим дихотомиям, вместо нее сфор- мирован амбивалентный образ себя. При отсутствии одного из родителей, например отца,
    ребенок не может сформировать адекватный образ мужчины, в результате затруднена иден- тификация себя со своим полом: у мальчика просто нет прообраза, у девочки нет проти- вопоставления женскому полу. Впоследствии не может сформироваться адекватный образ отношений «муж—жена», взрослых отношений между мужчиной и женщиной, в результате формируется искаженный образ как отношений между мужчиной и женщиной, так и семей- ных ролей.
    Чем ниже степень идентификации между детьми и родителями, тем выше уровень тре- вожности.
    Результатом нарушения данной фазы является эпилепто-идность – эмоциональная вяз- кость, напряженность, агрессивность, затяжные аффективные реакции, устойчивость к нега- тивным воздействиям с отсутствием фиксации на позитивных. Как следствие возникают агрессивность, задержка индивидуации. Поведение амбивалентное, например, «люблю- кусаю», то есть стремлюсь удержать то, что уходит. Если же партнер не удовлетворяет потребности собственника, то он отвергается.
    Агрессивность – ресурс для выхода из симбиоза (в этом и состоит норма агрессивно- сти), регрессия из средства становится стереотипом поведения. Социальный тип: агрессор,
    направленный на других, преобладает комплекс власти. К другим последствиям нарушения данной фазы относятся: невроз навязчивых состояний (страх быть собой), патология само- контроля. Формы ананкастических симптомов: навязчивые мысли (обсессии), принужден- ные действия (компульсив-ность), навязчивые страхи (фобии).
    С данным этапом связано начало формирования таких типологических функций, как рациональность-иррациональность, связанных с тем, какое из полушарий – доминантное или субдоминантное – будет занимать место инициирующего в формирующейся ментальной стратегии.
    И, наконец, в третьей, генитальной (фаллической) фазе растет осознание половой идентичности в различных социальных контекстах. Возможности понимания, уважитель- ных, доброжелательных отношений слишком часто оказываются нереализованными – они отвергаются или, наоборот, эксплуатируются. Однако если коммуникация проходит в целом благополучно, закладываются основы для интеграции ума, души и сексуальности, а также для равновесия между либи-дозными импульсами и творческим выражением.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    79
    В этой фазе ребенка ярко выражена демонстративность, стремление проявить свое Я,
    неутоленное «мы». Происходит выделение себя из системы коллективных отношений, соци- альное доверие, формирование личности, автоматизация, уверенность, категоризация ролей
    (персон). Проверяется способность быть эффективным – что-то совершать, осуществлять,
    реализовывать, выполнять, т. е. быть способным к действию. Задача – развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.
    В схеме Э. Эриксона этот период связан с самоутверждением ребенка в процессе соци- ализации, в ходе групповой коммуникации, игры. При этом происходит формирование ини- циативности, если проявляемая ребенком инициатива поощряется (позитивный вариант),
    либо чувства вины (негативный вариант). В аспекте социализации можно рассматривать исоответствующийзавершающийэтаппериодизацииВ.Шут-ца – «открытость», подразумева- ющую готовность к социальным взаимодействиям, открытость для социальных контактов.
    Следствия нарушений: ограничение проявления Я-разно-образия в социальный мир
    «маской», одной ролью, что приводит к идентификации себя с социальной ролью, персоной,
    выраженной или подавленной истероидности личности. Ис-тероидность – внушаемость,
    неспособность к волевым усилиям, сенсорная жажда, «жажда признания». Принадлеж- ность к определенному полу при этом имеет принципиальное значение, но значимость этого вытесняется. Коммуникативная подавленность – вытесненная демонстративность: при фик- сации не развиваются способности, которые необходимы для социализации, экспликации содержания, идей, чувств.
    В этом периоде ускоряются темпы социализации, начинается осознавание «социаль- ного Я» и формирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов).
    Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальной стратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его в коллективной деятельности
    (игровой, затем учебной). В это время начинают оформляться такие «внутриполушарные»
    типологические функции, как логика-этика, интуиция-сенсорика.
    Таким образом, три базовых паттерна взаимодействия описывают три ключевые чело- веческие проблемы. Теперь обратимся к паттернам дыхания в связи с проблемами био- логического и социального развития. Безусловно, нельзя считать интерпретацию дыхания надежным методом диагностики. Однако исследование его значения в контексте работы с клиентом, безусловно, является достоверным (Верховски, 1999).
    Суть первого паттерна – как обращаться со своими потребностями, базовая задача –
    научиться принимать. Здесь наблюдается явное преобладание выдоха над вдохом, т. е. чело- век не умеет брать, только отдавать, он может только выдыхать.
    Суть второго паттерна – сепарация и автономия. Для этого нужны границы, защищаю- щие от того, чего я не хочу, и определенные навыки, чтобы добиться того, чего хочу. Развитие ребенка на этой стадии включает такие важные виды деятельности, как ходьба и речь. Воля и способности быстро развиваются, а вместе с ними растет и борьба за контроль, власть и влияние. Для работы с дыханием в рамках этого паттерна крайне важны две темы: равнове- сие границ и адекватность выражения. Не пройдя эту стадию, человек не способен на парт- нерские отношения. Здесь вдох преобладает над выдохом, т. е. человек не умеет отдавать.
    Основная тема третьего паттерна взаимодействия – «встреча и коммуникация». Этот паттерн включает в себя сексуальность и вопросы пола, но выходит за их пределы, в область базовых проблем человеческих отношений и смыслов. В терапевтической ситуации важна внутренняя интеграция ума, души и сексуальности, а также опыт человеческого общения на разных уровнях близости, без нарушения сексуальных границ. Именно дыхание выявляет степень интенсивности переживания, которую клиент может выдержать и выразить.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    80
    Данный обзор о работе с паттернами взаимодействия может лишь выявить опреде- ленные перспективы. Однако он показывает, как осознавание этих трех базовых паттернов помогает упростить процесс первичной диагностики. Они описывают набор тем и страте- гий, которыми должен владеть терапевт, чтобы грамотно работать с проблемами клиента.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    81
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   62


    написать администратору сайта