Главная страница
Навигация по странице:

  • Сверхпунктуальный характер (ананкаст)

  • ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАРАКТЕРОВ

  • ТЕОРИЯ ФАЗ ИНФАНТИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

  • Примитивная идеализация и обесценивание.

  • Проекция, интроекция и проективная идентификация.

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница9 из 62
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   62
    Астено-невротический тип. Характеризуется чрезмерной возбудимостью, а также мнительностью в отношении своего здоровья. Частые болезненные ощущения соматиче- ских нарушений (сердца, органов пищеварения и др.) и повышенное внимание к ним отра- жают склонность к ипохондрии. Постоянные посетители врачебных кабинетов (подчас раз- личных и сразу нескольких), неврастеники внушаемы и дают сильные психогенные реакции на любой возможный диагноз. Социальная дезадаптация неврастеников проявляется в сму- щении и робости, которые они могут пытаться скрыть под маской внешней развязности.
    Сенситивный тип. Для людей этого типа характерно постоянно пониженное настро- ение, во всем видят только мрачные стороны, жизнь кажется тягостной, бессмысленной, они пессимистичны, чрезвычайно ранимы, быстро устают физически, могут быть очень отзыв- чивыми, добрыми, если попадают в атмосферу сочувствия со стороны близких, но, остав- шись наедине, снова впадают в уныние.
    Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих.
    Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.
    Психастенический тип. Отличается чрезмерной нерешительностью, доходящей до полной неспособности принимать какие-либо решения. При этом длительное ожидание опасных событий в будущем (здоровье и участь близких, собственные неудачи и т. п.) трав- мируют их сильнее, чем события, уже происшедшие. Постоянная тревога при необходимо- сти выбора (даже в мелочах) компенсируется либо уходом в воображение, излишней меч- тательностью и верой в приметы, либо изобретением всякого рода ритуалов, выполнение которых «необходимо» для их осуществления. По тем же причинам психастеники часто склонны к самоанализу и рассуждениям, обстоятельным, но бесплодным.
    Шизоидный тип. Лучше всего шизоидов характеризуют следующие особенности:
    аутистическая оторванность от внешнего, реального мира, отсутствие внутреннего единства и последовательности, причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения.
    Они обыкновенно воспринимаются как люди странные и непонятные, от которых не знаешь,
    чего ждать.
    Так как у шизоидов обыкновенно отсутствует непосредственное чутье действитель- ности, то и в поступках их нередко можно обнаружить недостаток такта и полное неуме- ние считаться с чужими интересами. В работе они редко следуют чужим указаниям, упрямо делая все так, как им нравится, руководствуясь иной раз чрезвычайно темными и малопо- нятными соображениями. Отличаясь вообще недоверчивостью и подозрительностью, шизо- иды далеко не ко всем людям относятся одинаково: будучи вообще людьми крайностей, не

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    70
    знающими середины, склонными к преувеличениям, они и в своих симпатиях и антипатиях большей частью проявляют капризную избирательность и чрезмерную пристрастность.
    Эпилептоидный тип. Характеризуется сочетанием трех основных признаков: а)
    крайней раздражительностью, вплоть до ярости; б) приступами аффективных расстройств
    (тоски, гнева, страха); и в) моральными дефектами (асоциальными установками). Впрочем,
    последняя особенность может быть скрытой и обнаруживаться, напротив, в преувеличен- ной гиперсоциальности, в подчеркнуто строгом соблюдении моральных норм, доходящем до ханжества. Эпилептоиды обычно очень активны, напряженно деятельны, настойчивы и даже упрямы, в общении эгоистичны, нетерпеливы и крайне нетерпимы к мнению других,
    резко реагируя на любые возражения. Характерные для них страстность и любовь к силь- ным ощущениям нередко выражаются в отсутствии чувства меры (азартных играх, коллек- ционировании, обогащении и т. д.). Их мышление инертно, вязко, нечувствительно к новому опыту.
    Истероидный тип. Прежде всего он отличается желанием обращать на себя посто- янное внимание, для чего часто представляет себя и других намеренно неверно. Требую- щие признания, люди этого типа любой ценой хотят казаться значительнее (как лучше, так и хуже), чем на самом деле. Это стремление выражается в эксцентричных поступках, ори- гинальных идеях, в рассказах о своих особых, редко встречаемых (но объективно мнимых)
    заболеваниях, а также в демонстративных обмороках, припадках, попытках к суициду (как правило, «неудачных»). Их привязанности, интересы, чувства поверхностны и во многом зависят от окружающих, так как рассчитаны на внешний эффект.
    Неустойчивый тип. Характеризуется полной реактивностью в поведении, которое целиком определяется внешней социальной средой. Не имея глубоких интересов и привя- занностей, они скучают в одиночестве, но хорошо чувствуют себя в компаниях, умеют под- держать беседу. Неустойчивые легко внушаемы, в манере поведения часто берут пример с наиболее ярких своих приятелей. В работе они несамостоятельны, хотя и способны увлечься ею (но ненадолго), беспорядоч-ны, неаккуратныи, наконец, ленивы. Неустойчивыеособо склонны к приему наркотических и подобных им средств, под действием которых стано- вятся, как правило, эгоистичными и жестокими, а по его окончании горько раскаиваются,
    сетуя на случайные внешние обстоятельства.
    Конформный тип. Главный отличительный признак этой группы людей – чрезмер- ная конформность, почти полное отсутствие собственной инициативы. Представители этой группы обычно ориентируются на свое непосредственное социальное окружение, однако не ищут в нем наиболее ярких примеров для подражания (как неустойчивые психопаты), но стремятся думать, действовать, «быть – как все». Неумение противостоять любому внеш- нему влиянию, внушаемость и консерватизм делают их ревностными слугами общеприня- тых мнений, дежурной моды и др., способными выражать банальные истины в напыщенной
    (нередко – усложненной) форме и с самым торжественным видом. Умелое и точное следо- вание шаблону (например, модному фасону одежды или авторитетному, но, как правило,
    частному, лишенному контекста, предписанию) сопровождается ощущением собственной значительности, доходящим до горделивого самодовольства.
    Сверхпунктуальный характер (ананкаст) прямо противоположен демонстратив- ному и отличается недостаточной способностью к вытеснению. Ананкасты не в состоянии принять решение даже тогда, когда для этого существуют все предпосылки. Они стремятся,
    прежде чем начать действовать, взвесить все до последней мелочи и не могут исключить из сознания ни одну мельчайшую возможность, способную привести к более удачным реше- ниям. Они не способны к вытеснениям и потому испытывают затруднения перед попытками.
    Застревающий характер. Характеризуется развитой и конкретно направленной волей. У людей с застревающим характером наблюдается соблазн властвовать, они ему часто

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    71
    поддаются, хотя подавление других не всегда является умышленным. Они могут быть навяз- чивыми в общении и инертными в выполнении различных дел. Мелочной скрупулезностью в делах они могут терроризировать окружающих.
    Люди с таким характером злопамятны, но это определяется не их принципами, а тем,
    что неприятные образы и эмоции легко вспоминаются и все переживается так, как будто было вчера. Неприятности не забываются, а наслаиваются одна на другую, накапливаются.
    Логико-понятийное мышление этого типа личности развивается за счет заимствования от окружающих новых мыслей. Причем из того, что слышно вокруг, воспринимается лишь то, что имеет отношение непосредственно к предмету внимания.
    Если он поставил себе цель, то эмоционально привяжется к ней, «застрянет» на ней и будет устойчивым в эмоциональном стремлении к ее достижению. Его цели – внешние,
    конкретные: власть, авторитет, успех.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    72
    ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАРАКТЕРОВ
    В этом разделе мы рассмотрим различные теории, содержащие типологии организации характера – теории фаз инфантильной психологической организации по Зигмунду Фрейду и Эрику Эриксону, теорию базового отношения к людям по Карен Хорни, психоаналитиче- скую теорию типов организации характера (Мак-Вильямс, 1998; Наранхо, 1998; Попов, Вид,
    2000) и характерологию В. Райха (1997, 1999) и А. Лоуэна (1996, 1997, 1998, 1999, 2000).
    Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реа- гирования (Гиппенрейтер, 1988). Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. При этом способы поведе- ния и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы,
    можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
    Между внешним проявлением характера, его внутренним механизмом и специфиче- ской историей его формирования должны существовать определенные отношения. Характер пациента в обычной жизни играет роль, сходную с ролью сопротивления в процессе лече- ния: роль психического аппарата защиты. Прослеживание формирования характера вплоть до раннего детства устанавливает, что оно в свое время происходило на таких же основаниях и для таких же целей, которым служит сопротивление характера в актуальной аналитической ситуации. Проявление характера как сопротивления в анализе отражает его инфантильный генезис. Случайно возникающие ситуации, позволяющие сопротивлению характера высту- пить в ходе анализа, есть точное клише тех ситуаций детства, которые привели в действие процесс формирования характера. Так, в сопротивлении характера функция защиты комби- нируется с переносом инфантильных отношений на окружающий мир (Райх, 1999).
    Сопротивление характера служит избеганию неудовольствия, созданию и поддержа- нию психического (пусть даже невротического) равновесия и, наконец, истощению вытес- ненных или избежавших вытеснения влечений. Сопротивление характера обнаруживается не содержательно, а формально в типичных, неизменных способах общего поведения, в манере говорить, в походке, мимике и в особых способах поведения (усмешка, высмеивание,
    упорядоченная или сбивчивая речь, вид вежливости, вид агрессивности и т. д.). Для сопро- тивления характера примечательно не то, что пациент говорит и делает, а как он говорит и действует, не то, что он выдает в сновидении, а как он цензурирует, искажает, сгущает и т. д.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    73
    ТЕОРИЯ ФАЗ ИНФАНТИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
    ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ
    Классический психоанализ подходит к изучению характера личности двумя очень раз- ными путями, вытекающим из двух предшествовавших им моделей индивидуального раз- вития. Во времена фрейдовской теории этапов психосексуального развития были сделаны попытки понять личность на основе фиксации: на каком раннем этапе развития данный индивид был психологически травмирован (Мак-Вильямс, 1998).
    Теория Фрейда постулирует: если ребенок чрезмерно фру-стрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней фазе своего психосексуального разви- тия (в результате конституциональных особенностей ребенка и действий родителей), он будет «фиксирован» на проблемах данной фазы. Характер личности понимался как выра- жение влияний подобной фиксации, растянутых во времени: если взрослый человек обла- дает шизоидной личностью, то им либо пренебрегали, либо ему чрезмерно потворствовали в возрасте примерно полутора лет (оральная фаза развития); в случае проявления обсессив- ных симптомов считалось, что проблемы возникли в промежутке между полутора и тремя годами (анальная фаза); в случае истерии – ребенок был отвергнут или соблазнен, либо и то и другое, в возрасте от трех до шести лет, когда интересы ребенка направлены на гениталии и сексуальность (фаллическая фаза развития).
    Позднее, с развитием Эго-психологии, характер был переосмыслен как совокупность определенных механизмов защиты: какими способами данный индивид избегает состояния тревоги?
    Психологической защитой называется специальная регулятивная система стабилиза- ции личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги,
    связанного с осознанием конфликта. Каждый человек предпочитает определенные защиты,
    которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудно- стями. Это предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом по меньшей мере четырех факторов: 1) врожденного тем- перамента; 2) природы стрессов, пережитых в раннем детстве; 3) защит, образцами для кото- рых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры; 4)
    усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит.
    Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные,
    или защитам «низшего порядка», относятся те, что имеют дело с границей между соб- ственным Я и внешним миром. Чтобы быть классифицированной как примитивная, защита должна обнаруживать наличие в себе двух качеств, связанных с довербальной стадией раз- вития. Она должна иметь недостаточную связь с принципом реальности и недостаточный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного Я. Стало обще- принятым относить к примитивным защитам следующие: изоляция, отрицание, всемогу- щественный контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проективная и интро- ективная идентификация.
    Изоляция позволяет блокировать неприятные эмоции, так что связь между каким- то событием и его эмоциональной окраской в сознании индивидуума не проявляется. Это наиболее универсальная защита, позволяющая самого себя облачить в «смирительную рубашку». Плата за подавление неприятных эмоций – утрата естественности чувств, ослаб- ление интуиции, а в конечном счете – самоотчуждение Я и появление комплекса шизоидно- сти. Очевидный недостаток защиты изоляцией состоит в том, что она выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем. Главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, допуская психологическое бегство от реальности,

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    74
    она почти не требует ее искажения. Человек, тяготеющий к изоляции, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного.
    Отказ принять существование неприятностей – еще один ранний способ справляться с ними. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаи- вает на том, что «все прекрасно и все к лучшему». Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Защит- ный механизм отрицания позволяет частично или полностью игнорировать информацию,
    несовместимую со сложившимися представлениями о себе. Обобщенная оценка значимо- сти поступающей информации, ее опасности производится при предварительном воспри- ятии ситуации и ее грубой эмоциональной оценке как «чего-то нежелательного». Подоб- ная оценка приводит к такой перенастройке внимания, когда детальная информация об этом опасном событии полностью исключается из последующей обработки.
    Всемогущий контроль. Ощущение, что ты обладаешь силой, способен влиять на мир,
    является, несомненно, необходимым условием самоуважения, берущего начало в инфан- тильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фан- тазиях всемогущества. Некоторый здоровый остаток этого инфантильного ощущения все- могущества сохраняется во всех нас и поддерживает чувство компетентности и жизненной успешности. Если мы эффективно осуществляем свое намерение, у нас возникает естествен- ное «пиковое чувство». Всякий, испытавший когда-либо ощущение близкой удачи и вслед за ним выигрыш в некоей азартной игре, знает, сколь прекрасно это чувство всемогуще- ственного контроля. У некоторых людей совершенно непреодолима потребность испыты- вать это чувство и интерпретировать происходящее с ними как обусловленное их собствен- ной неограниченной властью.
    Примитивная идеализация и обесценивание. У многих людей потребность идеали- зировать остается более или менее неизменной еще с младенчества. Их поведение обнару- живает признаки архаических отчаянных усилий противопоставить внутреннему паниче- скому ужасу уверенность в том, что кто-то, к кому они привязаны, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и психологическое слияние с этим сверхъестественным другим обеспечивает им безопасность. Они также надеются освободиться от стыда: побочным про- дуктом идеализации и связанной с ней веры в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом –
    естественное в этой ситуации лекарство. Примитивное обесценивание – неизбежная оборот- ная сторона потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего совер- шенного, архаические пути идеализации неизбежно приводят к разочарованию. Чем силь- нее идеализируется объект, тем более радикальное обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее переживается их крушение.
    Проекция, интроекция и проективная идентификация. Проекция – это процесс,
    в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Она может быть понята как неосознаваемое отвержение собственных неприемлемых мыслей,
    установок или желаний и приписывание их другим людям с целью переложить ответствен- ность за то, что происходит внутри Я, на окружающий мир. Интроек-ция – это процесс,
    в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри.
    Обиходные синонимы ее – внушаемость, «флюгерность». Более благозвучно – это тенден- ция присваивать убеждения, чувства и установки других людей без критики, без попыток их изменить и сделать «своими собственными». В результате граница между Я и средой пере- мещается глубоко внутрь Я, и индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений,

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    75
    что ему не удается сформировать свою собственную личность. Когда проекция и интроек- ция работают сообща, они объединяются в единую защиту, называемую проективной иден- тификацией.
    Защиты, причисляемые ко вторичным – более зрелым, более развитым, или к защитам
    «высшего порядка», «работают» с внутренними границами – между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго. К защитам высшего порядка отно- сятся: репрессия (вытеснение), изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализа- ция, компартментализация (раздельное мышление), аннулирование, поворот против себя,
    идентификация.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   62


    написать администратору сайта