Главная страница
Навигация по странице:

  • Типичные ошибки в технике анализа переноса

  • ТЕХНИКА 4. Работа со сновидениями

  • Техника анализа сновидений.

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница17 из 62
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   62
    Техника анализа-переноса та же, что и анализа сопротивления. Иногда молчания ана- литика бывает достаточно, чтобы реакция переноса стала демонстративной, наглядной. В

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    140
    другом случае осознать перенос пациенту помогает конфронтация. Если и молчание и кон- фронтация неэффективны, можно попытаться идентифицировать реакцию переноса, зада- вая вопросы на ту тему, которой пациент сознательно (или бессознательно) старается избе- жать. Цель всех этих технических приемов – демонстрация пациенту наличия у него реакции переноса. Далее аналитик будет позволять развиваться реакции переноса до тех пор, пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности. Важно уловить момент, когда пере- нос является для пациента максимальным импульсом, но не травмой. Не следует спешить с интерпретацией; важно, чтобы конфронтация оказала воздействие и реакция переноса была убедительна для пациента. Преждевременная интерпретация почти всегда ведет к увеличе- нию сопротивления и чревата опасностью превратить аналитическую работу в интеллекту- альную игру.
    Первым этапом анализа переноса является идентификация. Существуют различные виды идентификации: частичные и общие, временные и постоянные, Эго-синтоничные и
    Эго-дис-тоничные.
    Идентификация на первых порах может стимулироваться искусственно. Когда анали- тик анализирует материал, он просит пациента временно отказаться от своего переживаю- щего, свободно ассоциирующего Эго и понаблюдать вместе с ним за тем, что он (пациент)
    сейчас переживает. Другими словами, аналитик просит пациента временно и частично иден- тифицироваться с ним. Сначала пациент поступает так только тогда, когда аналитик про- сит его об этом, но позже такое состояние становится автоматическим, предсознательным.
    В таком случае пациент сам осознает, что он чему-то сопротивляется и спрашивает себя:
    «Чему и почему?» Это и есть показатель, частичной и временной идентификации с анали- тиком, которая способствует рабочему альянсу. Когда это происходит, то говорят: «Пациент в анализе».
    Часто идентификация остается и после анализа. При позитивном переносе пациенты нередко перенимают манеры, характерные черты и привычки аналитика.
    Следующим этапом анализа реакции переноса является ее прояснение. Это поиски бес- сознательных источников переноса. Здесь важны аффективные реакции, повторения, фан- тазии, сновидения, символизмы в ассоциациях пациента и т. п.
    Решающим этапом психоаналитической техники является интерпретация. В понима- нии аналитиков интерпретировать – значит «неосознанный психический феномен делать осознанным». Процесс этот длительный и не ограничивается одним-двумя сеансами. При помощи демонстрации и прояснения аналитик пытается дать возможность Эго пациента осознать подсознательную и неприемлемую психологическую ситуацию. Прояснение ведет к интерпретации, а интерпретация в свою очередь ведет к дальнейшим прояснениям.
    В поисках неосознанных источников переноса существует много технических прие-
    мов. Наиболее распространенными являются три:
    • отслеживание сцепленных аффектов и импульсов;
    • отслеживание объектов (фигур), предшествующих переносу;
    • исследование фантазий переноса.
    Наиболее эффективен прием отслеживания сцепленных аффектов и побуждений. При этом пациенту обычно задается вопрос: «Когда и в связи с чем было у вас это чувство или побуждение?» А затем, выслушивая ответы, постепенно пытаемся нащупать истинный пер- воисточник этих аффектов и побуждений. На втором приеме мы задаем вопрос: «По отно- шению к кому вы испытывали такое чувство в прошлом?» И опять начинается кропотливый поиск первоисточника.
    Клинический опыт показывает, что никакая интерпретация, пусть даже абсолютно пра- вильная, не дает должного и стойкого эффекта без многократной ее проработки. Для того чтобы прийти к полному пониманию и устойчивым изменениям в поведении пациента, тре-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    141
    буется тщательная проработка индивидуальных интерпретаций. Этот процесс представляет собой повторение и разработку инсайтов, полученных в результате интерпретации.
    Типичные ошибки в технике анализа переноса:
    • нераспознавание реакции переноса (сексуальное влечение, влюбленность, маскиру- емая раздражительностью, враждебностью);
    • не осознанные аналитиком реакции контрпереноса;
    • неправильная интерпретация материала;
    • недостаточная проработка интерпретаций;
    • незнание традиций, основ культуры пациента, несовпадение культур пациента и ана- литика (нельзя грамотно и эффективно анализировать японца, не зная традиций и культуры этого народа).
    ТЕХНИКА 4. Работа со сновидениями
    Особенно значительное место в психоанализе занимает техника работы со сновидени- ями. Идея о сновидении как о реализации бессознательного желания появилась у Фрейда в
    1895 г. и претерпела мало изменений в ходе развития его учения. В соответствии с его пред- ставлениями, сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии. Во время сна контроль сознания ослабевает,
    и запретные импульсы выходят наружу. Сильными побуждениями сон может быть нарушен,
    поэтому сновидение маскирует их, облекая в символы.
    Фрейд рассматривал сновидение как перевод скрытого (латентного) содержания бессо- знательного на язык символов. Под скрытым содержанием понимались вытесненные жела- ния. Явное, явленное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и
    вторичной обработки.
    Под сгущением понимается комбинация различных элементов, даже их наложение друг на друга в одном элементе сновидения. Эти элементы объединяются сходством в пере- живании. Так, человеку приснился начальник, но действие происходило в его родном городе,
    откуда он давно уехал. При анализе сна клиент вспомнил, что в детстве его побили одно- классники именно в том месте, которое появилось во сне. Оба элемента были связаны с оби- дой. Нередко сгущение бывает гораздо более сильным, когда в одном лице сочетаются или последовательно появляются качества, черты разных людей, люди перемещаются из одного места в другое или находятся как бы одновременно во многих местах: комната расположена в другом доме и т. п.
    Смещение проявляется в том, что в сновидении проявляется случайный элемент, мало связанный с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное пережива- ние. Например, накануне человек почувствовал неловкость, когда обнаружилась его неком- петентность в беседе с деловым партнером. Во сне из этой ситуации присутствовал только письменный прибор партнера. Переживание неловкости как травмирующее могло разру- шить сон, и «цензура» его не пропустила, незамеченной проскользнула лишь одна деталь.
    Процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность,
    заполняются пробелы, исправляются несоответствия, был назван вторичной обработкой.
    Сновидения видоизменяют, трансформируют, искажают реальность, они строятся по логике бессознательного. Пространство и время не имеют власти на этой территории. Во сне нет логических связей, которые навязываются человеку языком, ему чужды отношения причины и следствия, условий, противоположности, известны лишь ассоциативные связи.
    Поэтому, например, если человек видит во сне смерть кого-то из близких, это может означать и реализацию скрытого желания, и боязнь потерять этого человека.
    Образы сна Фрейд рассматривал как знаки, которые психоаналитик должен расшиф- ровать, как ребус, который следует разгадать. Он считал, что большинство образов – уни-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    142
    версальные, общие для всех людей символы, имеющие сексуальную природу и отражаю- щие инфантильные побуждения. Символы ассоциативно связаны со скрытым содержанием и напоминают его элементы или по функции, или по форме. Мужские гениталии символи- зируются палками, деревьями, ножами, фонтанами, ручками, рыбами, пресмыкающимися.
    Женские гениталии предстают во сне в виде пещер, лесистой местности, комнат, дверей,
    коробок, шкатулок, туфель, садов, цветов и т. п. Половой акт символизируется танцами,
    полетом, подъемом по лестнице или в гору, ремесленными работами, сладостями, открыва- нием двери и т. п. Множество подобных символов зафиксировано в фольклоре (загадках,
    поговорках, сказках) и в искусстве. Сон как бы возвращает человека к истокам, напоминает о детстве человеческого рода, обращает к другому способу восприятия и мышления.
    Метод анализа сновидений состоит в разделении его на элементы и выяснении ассо- циаций, связанных с каждым из них. Актуализация прошлых событий в образах сновидения позволяет понять конфликты, которые нашли в нем выражение. При толковании важно не только понять значение символа, но и обнаружить, почему именно он был выбран, какие события и переживания вызвали к жизни этот образ.
    Нередко схожие темы, мотивы, образы встречаются у разных людей. Это, например,
    полеты, нападения, преследования, экзамены, появление в людном месте неодетым или оде- тым неподобающим образом и т. д. Часто встречается мотив: человек куда-то спешит, соби- рается, но ему что-то мешает и он не успевает. Или снится, что он заблудился или потерял какую-то вещь и не может найти. При анализе таких сновидений особенно важно помнить,
    что один и тот же символ для разных людей приобретает разный смысл. Так, образ огня может быть и символом чувственности, и символом Бога. Огонь может означать и тепло,
    уют, и опасность. Таким образом, он может быть связан и с удовольствием, и со страхом,
    и с агрессией.
    Сон о наготе может означать и сексуальное влечение, и эксгибиционизм, и желание быть искренним, правдивым, и страх перед разоблачением.
    Следует отметить, что источник сновидений – актуальные переживания, имеющие связь с инфантильными конфликтами. События настоящего вызывают к жизни прошлое, и из сплетения этих разных линий получается сложный узор сновидения, скрепленный общ- ностью переживания. Какое-то чувство, ярко вспыхнув накануне, освещает потускневшие со временем эмоции. Они загораются отраженным светом и создают новое видение.
    Сновидение не просто означает что-то, а производит определенное действие, которое продолжается за его пределами. Поскольку в нем представлены актуальные потребности и желания, готовые к реализации, можно сказать, что оно направлено и на будущее.
    В начале работы аналитик обращает внимание на события предшествующего дня и отыскивает материал, послуживший источником сновидения. Пациент убеждается, что про- дукция сновидения возникла не случайно, и начинает относиться к нему серьезно, а не как к бессмысленному и хаотичному нагромождению образов. Важно, чтобы клиент принял сно- видение как свое, как отражающее его проблемы и побуждения. Это подготавливает его к тому, чтобы в дальнейшем обнаружить «следы» работы цензуры, выявить сопротивление и действие характерных для пациента защитных механизмов.
    Один из примеров проявления сопротивления – забывание или отсутствие сновиде- ний, когда пациент стремится избежать встречи с бессознательным содержанием. Попытка отложить решение проблемы напоминает об одном курьезном наблюдении Юнга. Люди из одного первобытного племени в Восточной Африке утверждали, что не видят сновидений.
    После более подробных бесед и расспросов выяснилось, что сны им снятся, но якобы ничего не означают. Заслуживающими внимания считались сны вождей и знахарей. Но и вождь, и знахарь сказали, что не видят осмысленных сновидений со времени прибытия к ним англи-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    143
    чан. Туземцы считали, что теперь значительные сны посылаются английским чиновникам,
    которые и определяют жизнь племени.
    Главным условием успеха анализа является внимательное и серьезное отношение к тем образам, которые посылает бессознательное через сон. Клиент сам анализирует снови- дение, а не просто соглашается с интерпретацией психотерапевта. Клиент отыскивает путе- водные нити в течении своих ассоциаций и, следуя за ними, самостоятельно прокладывает путь. Приобретая опыт работы со сновидениями, пациент постепенно привлекает материал отдаленного прошлого, детские воспоминания и фантазии. Они соотносятся с элементами сновидения, вызываются ими. При этом анализ сновидений проводится в соответствии с темпом всего психотерапевтического процесса. Осознание конфликтных тенденций, при- сутствующих во сне, происходит по мере усиления готовности работать с ними. В то же время само сновидение проделывает большую работу, продвигает пациента в анализе. Даже образы сновидения становятся более ясными и понятными.
    Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны не случайны и не беспорядочны, а явля- ются способом исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного,
    сновидения являются хорошим материалом для психоанализа. Фрейд выделял явное и скры-
    тое содержание сна. Явное – это то, что фактически видится во сне; скрытое – то, что обна- руживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение, –
    пишет Фрейд, – теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря иска- жению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения,
    как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».
    Фрейд выделяет такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений.
    Работа сновидений – это перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование – наоборот,
    попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того чтобы грамотно толковать сновидения, нужно знать основные закономерности их работы.
    Фрейд отмечает несколько закономерностей работы сновидений, но главными из них считает три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы.
    Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как «является сокращенным переводом последнего».
    Смещение – это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновиде- ния намеками, символами.
    И, наконец, третий результат работы сновидений – это регрессивное превращение
    мысли в зрительные образы. Фрейд достаточно образно раскрывает смысл этой трудной работы мозга: «Представьте себе, что вы взяли на себя задачу заменить политическую пере- довицу газеты рядом иллюстраций, т. е. вернуться от буквенного шрифта к письму рисун- ками».
    Техника анализа сновидений. Главным методом исследования сновидений является
    метод свободного ассоциирования.
    При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать следующие три основных правила.
    1. Не обращать внимания на внешнее содержание сновидения, независимо от того,
    понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.
    2. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом одного пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т. е. свободно ассоциировать.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    144
    «Если я прошу кого-то сказать, – пишет Фрейд, – что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово- раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, т. е. из того, что само может быть «производным от комплек- сов».
    Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других
    – «заменяющих» представлений, при помощи которых появляется возможность расшифро- вать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменя- ющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого снови- дения.
    3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать,
    пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».
    При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление, особенно когда речь заходит о вещах, с точки зрения пациента, малозначительных, не относящихся к делу, или предметах, о которых неприлично говорить.
    Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее решающими для вскрытия бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, – пишет Фрейд, – когда хотим от заместителя, являюще- гося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку,
    чтобы показать, что в ней, значит, там что-то, что ему не разрешается иметь».
    Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить ана- лизируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.
    Ключом к расшифровке скрытого смысла сновидений Фрейдсчиталсимволы, которые,
    поегомнению, глубоко уходят своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеют «устоявшиеся переводы», т. е. в какой-то мере унифицированы и пригодны для расшифровки любых сновидений у разных людей.
    По известным причинам символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексу- альную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин, дома со сви- сающими выступами и балконами, за которые можно держаться, – женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья и т. п., обо- значают мужской половой член. «Женские половые органы, – утверждает Фрейд, – изобра- жаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, т. е. при помощи шахт, келий и пещер, при помощи сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т. д.
    Судно тоже относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».
    Однако пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументирован- ную критику даже у самых близких учеников Фрейда (Адлер, Юнг и др.). Сам Фрейд на подобные нападки критиков отвечал довольно однозначно. «Я никогда, – говорил он, – не придерживался утверждения, часто мне приписывающегося, что интерпретация сновидений

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    145
    показывает, что все сны имеют сексуальное содержание или образуются сексуальными дви- жущими силами».
    Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений заслуживает критического к ней отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное – ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   62


    написать администратору сайта