Главная страница
Навигация по странице:

  • Отношение фигуры и фона.

  • Осознание и сосредоточение на настоящем.

  • Защитные функции.

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница25 из 62
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   62
    Глава 5
    ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
    ТЕОРИЯ
    Гештальт-терапия (от нем. Gestalt – образ, форма, структура + греч. therapeia – лече- ние) – форма психотерапии, разработанная в рамках гештальтпсихологии Фредериком Пер- лзом. Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие челове- ком себя, достижение большей внутрилич-ностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми.
    В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Гештальтпсихология – это направление психологической мысли, которое возникло в начале XX в. и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить понимание целого. Эксперименты гештальтпсихологов показали, что человече- ское восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражите- лей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами, как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, ско- рее всего его внимание привлечет что-то другое. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощуще- ние голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон. Для иллюстра- ции этого феномена существуют картинки, содержащие двойные изображения. Открытия гештальтпсихологов имели важные философские следствия: человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует.
    Гештальтпсихология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Геш-тальтпсихолог Курт Левин разра- батывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целост- ной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды.
    Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил в
    40-е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фриц
    (Фредерик Соломон) Перлз. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента. Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотера- пии.
    В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:
    • Человек представляет собой целостное социобиопсихо-логическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным.
    • Человек и окружающая его среда представляют собой единый гешталът, структур- ное целое, которое называют полем организм – окружающая среда. Среда влияет на орга- низм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    202
    отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей,
    с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
    • Человеческое поведение согласно теории гештальт-те-рапии подчиняется принципу
    формирования и разрушения гешталътов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее вни- мание организма – фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объ- ект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и про- глатывание пищи в данном примере) приводят к удовлетворению потребности – гештальт завершается и разрушается.
    Контакт – базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же как в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой.
    Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-те-рапии назы- вают границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности,
    зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт- терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодей- ствие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.
    Осознание – осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окру- жающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружаю- щем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внут- ренних процессов организма – ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности –
    идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т. е. охватывает многие уровни. Осозна- нием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизо- ванном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внеш- него мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики геш-тальт-терапии – это расширение осознания. Огромное количество человеческих про- блем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и зачастую ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей,
    как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные пред- ставления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма –
    процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.
    Здесъ и теперъ – принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о про- шлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.
    Ответственностъ – способность отвечать на происходящее и выбирать свои реак- ции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осо- знает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь – за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.
    Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения в

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    203
    переживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение.
    Главная цель гештальт-терапии – достижение возможно более полного осознания себя:
    своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельно- сти, а также, насколько возможно, полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение пове- дения, достигнутое без достаточного осознания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых.
    В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выби- рать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он ста- новится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипу- ляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.
    Гештальт-терапия проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Если гештальт-терапия проводится в группе, то психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифицироваться с «работаю- щим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обес- печивать обратную связь.
    К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосре- доточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость.
    Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и зна- чима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон.
    Нередко фигура и фон меняются местами.
    Отношение между фигурой и фоном – одно из центральных понятий гештальтпсихо- логии. Фредерик Перлз применил это положение к описанию функционирования личности.
    В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритми- ческая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.
    В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями.
    Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма,
    посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.
    Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавер- шенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Такая неотреа- гиро-ванная потребность становится, по Перлзу, причиной многих незавершенных проблем,
    которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. К примеру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в после- дующем эти чувства не исчезнут совсем, а будут проявляться в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.
    Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге – ней- трализовать (завершить) ее.
    Осознание и сосредоточение на настоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осозна- вать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточен-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    204
    ность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим назва- ние здесъ и теперъ.
    «Нет ничего, – учил Перлз, – кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоя- щее… Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».
    Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз вместе с тем подчеркивал,
    что есть контактная граница между индивидуумом и его внутренней и внешней средой. У
    здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможны как контакт со средой, так и отход от нее.
    Контакт сопровождается формированием гештальта, отход – его завершением.
    Движущей силой этого ритма (контакт – отход) Перлз считал иерархию потребностей.
    Доминирующая потребность является гештальтом, на ограничение, завершение и нейтра- лизацию которого в данный момент направлены все усилия организма.
    Для удовлетворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Мы отвечаем на свои внутренние потребно- сти, когда пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем на свои внешние потребности, когда надеваем свитер, ощущая холод.
    У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и инди- видуум сталкивается с конгломератом не до конца сформированных и незавершенных гештальтов.
    Неврозы, считал Перлз, возникают в результате сосредоточения индивидуума на сред- ней зоне за счет исключения событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Эту среднюю зону Перлз называл зоной фантазий. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Перлз утверждал, что корни нев- роза лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто осо- знать настоящее.
    Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь.
    Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусиро- ваться на осознавании настоящего.
    Такие ключевые понятия перлзовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь
    и теперь, как важнее чем, почему, составляют основу и этапы осознавания. Перлз ввел и раз- вил понятие континуума осознавания. Поддержание континуума (непрерывности) осозна- вания кажется на первый взгляд очень простым. Нужно постепенно, от секунды к секунде,
    осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации… и континуум прерывается.
    Осознавать, по Перлзу, означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром (третья зона). Исследование этой третьей зоны, зоны фантазий, Перлз считал большой заслугой Фрейда. Однако Фрейд, по его мне- нию, фиксировался только на ней и недооценивал важность осознания первых двух зон –
    себя и внешнего мира.
    Защитные функции. В основе всех нарушений лежит ограничение способности инди- вида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуля- ции организма. В гештальт-терапии описывается пять наиболее часто встречающихся форм нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия, необ- ходимая для удовлетворения потребностей и для развития, оказалась рассеянной или оши-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    205
    бочно направленной. Ими являются: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия и сли-
    яние. Эти формы нарушений часто называются также сопротивлениями или защитными механизмами.
    Защитные механизмы – это такие маневры и способы мышления и поведения, к кото- рым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Неко- торой аналогией понятию защитных механизмов в геш-тальт-терапии является прерывание
    контакта со средой.
    Неким универсальным способом взаимодействия человека с окружающей средой явля- ется переживание. В этом смысле чувство – это целостный сигнал об отношении потребно- сти и среды. Для того чтобы переживать, организм должен поддерживать в себе определен- ный уровень возбуждения, необходимый для обнаружения в среде предмета потребности.
    Но, к сожалению, человеческий организм обладает способностью не только к саморегуля- ции, но и к самоманипуляции. Самоманипуляция – способ прекратить нормальный цикл обнаружения и удовлетворения потребности. Это бывает, если человек обнаруживает болез- ненные или запретные чувства, не обнаруживает чувств вообще и, соответственно, не может сориентироваться, считает, что потребность должна удовлетворяться другими людьми, или направляет свои чувства и импульсы не в среду, а на себя. Избегая обнаружения этих чувств и переживаний, человек пытается как бы не опознавать сигнал светофора или дорожные знаки. Это и есть прерывание контакта со средой.
    Стиль жизни человека во многом зависит от того, какие приоритеты у него устанавли- ваются в его специфических способах прерывания взаимодействия со средой. Эти способы прерывания контакта обычно приводят к потере функции выбора.
    Слияние – механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, ста- раясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я
    и не-Я, различий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собственной потреб- ности. Одна из проблем слияния – ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же – это своего рода игра, в которой скованные одной цепью партнеры заключили соглашение не спорить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся пра- вила, а второй недоумевает, один негодует, а второй испытывает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния, как пре- рывания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.
    При интроекции человек пассивно принимает то, что предлагает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзов-ской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, школы и среды и ждет,
    что дальше в жизни все будет, как было. Когда мир или ситуация вокруг него начинает изме- няться, он использует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддержание интроеци- рованных ценностей.
    При интроекции к минимуму сводится различие между тем, что человек заглатывает целиком, и тем, чего он на самом деле хочет (если он вообще замечает эти отличия). Даже когда интроекция успешна, то есть между ней и жизнью есть согласие, человек утрачивает собственный выбор, т. е. его функция выбора не работает. Нейтрализуя собственные чув- ства, человек избегает агрессии, необходимой для изменения того, что существует. Он ведет себя так, как будто все существующее незыблемо, и он должен воспринимать все как есть и ничего не менять. Из новых впечатлений он выделяет только то, что соответствует прошлому опыту. При интроекции неприятие неизбежных различий между людьми на самом деле явля- ется непереносимостью агрессии, которая нужна для обновления организма. Нетерпение заставляет человека немедленно все сглатывать, лень не позволяет делать работу, требу- ющую больших усилий, жадность стремится получить все как можно больше и быстрее.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    206
    Все эти тенденции ведут к ин-троекции. Когда в процессе терапии интроективный паци- ент мобилизует свою агрессию, он начинает остро чувствовать накопленную горечь. И это понятно, ведь он проглотил много из того, что было для него несъедобным. Для многих это позиция жертвы. В то время как горечь просто констатирует факт, агрессия побуждает к изменению. Если интроекция – ведущий механизм прерывания контакта, пациент обычно
    знает только то, что он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного,
    приходит к осознаванию желания.
    Следующий защитный механизм или тип прерывания контакта, прерывания возбуж- дения, направленного в среду, –
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   62


    написать администратору сайта