Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕХНИКИ ТЕХНИКА 1. Развитие осознания

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница28 из 62
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   62
    слияния может быть хороший контакт, дифференциация и про- говаривание. Пациент должен понять, что существуют потребности и чувства, принадлежа- щие только ему, и что они не обязательно связаны с опасностью разобщения со значимыми для него людьми. Вопросы «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы хотите сейчас?» могут помочь ему сфокусироваться на самом себе. Чувства, вызванные такими вопросами, дают возможность не идти на поводу у общепринятых стандартов. Первым шагом становится раз- говор о его собственных потребностях и желаниях, сначала с терапевтом, а затем и с тем человеком, с которым связаны его ожидания. Проговаривая свои потребности, клиент может понять, чего он хочет на самом деле, и найти способы достичь желаемого. Когда у него есть свои собственные цели, он не ищет слияния с другими, он свободен в движениях и больше не соблюдает «соглашение», заключенное много лет назад.
    Работа по преодолению интроекции основана на стимуляции различений между Я
    и Ты и создании у пациента чувства, что выбор возможен. Есть много способов достичь этого. Самый простой, рекомендуемый Польстерами (1999), – составлять предложения о себе, которые начинаются с Я, и о терапевте, которые начинаются с Ты, или сочинять пред- ложения, начинающиеся с «Я думаю, что», а затем обратить внимание, какие из этих убеж- дений основаны на собственном опыте, а какие переняты у других людей. Любой опыт, уси- ливающий чувство собственного Я, – важный шаг на пути освобождения от интроекции.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    217
    Это позволяет освобождаться от представлений, не являющихся ассимилированными, т. е.
    результатом собственного опыта.
    Психотерапевтическая техника работы с проекцией основана на предположении о том,
    что мы сами создаем свою жизнь и, восстанавливая свою причастность к ней, обретаем силу для изменения мира. Когда проективный человек сможет представить себе, что ему свой- ственны некоторые качества, которые он прежде не осознавал, а замечал в других, это рас- ширяет и поддерживает его подавленное чувство идентичности.
    Это не всегда просто. Когда проекция формирует паранойяльную самозащиту, появ- ляются серьезные трудности. Любые предложения по-новому использовать свои личные качества вызывают сильнейшее сопротивление, которое может связывать руки терапевту. В
    такой ситуации терапевт профессионально должен вызвать у пациента доверие к себе, про- являя доброжелательность и поощряя даже незначительные успехи, потому что здесь суще- ствует очень тонкая грань между восстановлением осознания пациента и появлением враж- дебности. Такому пациенту очень важно быть уверенным в том, что терапевт его поймет,
    несмотря ни на что. Овладение проективным материалом происходит только при искренней поддержке терапевта, в противном случае оно не происходит совсем. В этом смысле тера- певту необходимо хорошо сознавать свои собственные проекции.
    В работе с ретрофлексией терапевту необходимо хорошо знать тот факт, что расщеп- ление импульсов, возникающее при ретрофлексии, часто не проявляется в действиях. Для освобождения от ретрофлексии направление внутренней борьбы должно быть изменено на взаимодействие с чем-то внешним, изменение мира, ситуации жизни.
    Один из способов определить, что в клиенте происходит борьба, – это внимание к позе и жестам, а также чувствам, направленным на себя в ситуации взаимодействия с другим.
    Сдерживание движений рук, застывшая нижняя челюсть, вжимание себя в кресло, напря- женная поза, поглаживание себя, раздирание платка в руках – все это может быть призна- ками внутренней борьбы, препятствующими направлению импульса в среду, к людям. Еще один признак внутренней борьбы – чувства, направленные на себя. Терапевт может поин- тересоваться, кому еще, кроме самого пациента, могут быть адресованы досада или раздра- жение, страх или ненависть.
    На первом этапе освобождения от ретрофлексии осознается то, что и скованные руки,
    и сжатые челюсти, и ноги, приросшие к полу, и постоянно нахмуренные брови – результат неосознанного контроля над импульсами. Для того чтобы освободиться от ретрофлексии,
    пациенту нужно вновь осознать, как он сидит, как держится и сдерживает себя на людях.
    Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова преобразоваться в реальное действие или фантазию. Он может понять, с кем бы ему хотелось посидеть вместе, кого обнять, кому дать в зубы, кого бояться, кому предназначена его реплика.
    В гештальт-терапии есть общие принципы построения психотерапевтического воздей- ствия. Они касаются прежде всего определенных речевых конструкций:
    • Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они». Использование местоиме- ния «я» позволяет восстановить границу, почувствовать «территорию», на которой человек может распоряжаться сам (а не «они» или другие «мы»). Изменение фразы позволяет сде- лать шаг в принятии ответственности на себя, а не делегировать ее кому-либо.
    • Замена глагола «не могу» на «не хочу»; «должен» на «предпочитаю». Если человек говорит «не могу», «должен», он чувствует ограничение. Фразы с «не хочу» и «предпочи- таю» показывают возможность свободы выбора. В последнем случае человек ясно осознает желания, выстраивает приоритеты и, следовательно, может найти средства удовлетворения потребностей.
    • Выяснение того, что стоит за словом «это».
    • Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    218
    • Замена вопроса «почему» на вопрос «как». Это не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
    • Замена вопроса на утверждение.
    В гештальт-терапии создана сложная метафора, описывающая изменения. Это одно из немногих направлений, в котором введены понятия, характеризующие не только невроти- ческое, но и здоровое функционирование. Для описания здоровой личности используются понятия контакта, осознава-ния, интеграции частей. Интеграция означает, что человек осо- знает все свои потребности и жизненные функции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружен в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или ожида- нием будущего. Различные понятия не скрывают, не запутывают, а проясняют главный пафос этого подхода – помочь проявлению в личности глубинной сущности, которая позволит ей действовать в соответствии с собственной мудростью.
    В гештальт-терапии от клиента прежде всего ожидается ответственность за поступки,
    мысли, чувства. Проблема ответственности как вектор духовных исканий современного человека, известный больше в проекции на экзистенциальную философию, стала стержне- вой и для психотерапии. В геш-тальт-терапии ответственность является главным атрибутом аутентичной личности – идеальной модели развития человека.
    Аутентичная личность знает различия между своими ощущениями и мыслями, фан- тазиями, не приписывает реальности свои представления, не требует от нее соответствия своим ожиданиям. Принимать на себя ответственность – это прежде всего отвечать за свой внутренний мир, понимать свои чувства и потребности и действовать в соответствии с ними,
    доверять интуиции. Поэтому действия аутентичной личности конгруэнтны среде. Аутен- тичная личность осознает все элементы взаимодействия с окружением. Не среда задает ей направление действий, а собственные потребности. При этом аутентичная личность осо- знает границы своих возможностей, не преувеличивая и не преуменьшая их. Она ищет сред- ства удовлетворения потребностей и свободна в их выборе.
    Такой человек не попадает в зависимость от других и не принимает за них ответствен- ность. Безусловно, это не означает изоляцию от людей. Ответственный человек понимает,
    когда ему нужна помощь, и может ее попросить. Ответственность означает убеждение, что счастье зависит от него самого, а не от других людей и обстоятельств. Аутентичная личность сама создает эти обстоятельства, осознанно выбирает свой жизненный путь, осуществляет собственную жизненную ориентацию.
    Фредерик Перлз при описании аутентичной личности делал акцент на самодоста- точности, личной автономии. Некоторым представителям этого подхода подобная пози- ция кажется излишне ортодоксальной, она смягчается принятием в расчет желаний других.
    Перлз же считал, что это способ снятия ответственности с себя. Безусловно, позиция само- достаточности имеет свои границы. Например, родители ответственны за жизнь и здоровье своих маленьких детей, врач отвечает за больного. Не следует делегировать ответственность тем, кто ее не может взять. И все же нельзя не принять самодостаточность и независимость,
    ответственность и свободу, осознанность и спонтанность как идеальные характеристики аутентичной личности. А аутентичная – значит подлинная, реальная.
    Жизненная философия гештальт-терапии сформулирована К. Наранхо (Наранхо, 1995)
    в своеобразных «девяти заповедях», ведущих к аутентичному существованию:
    1. Живи теперь. Будь в настоящем, а не в прошлом или будущем.
    2. Живи здесь. Имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет.
    3. Не фантазируй. Опыт реален.
    4. Прекрати ненужные размышления. Лучше пробуй и смотри.
    5. Выражай чувства, вместо того, чтобы манипулировать, объяснять, рассуждать,
    оправдываться.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    219 6. Принимай неприятности и боль так же, как и удовольствие.
    7. Ориентируйся не на «должен», «следовало бы» других людей, а на себя. Не сотвори себе кумира.
    8. Принимай полную ответственность за свои поступки, мысли, чувства.
    9. Будь самим собой.
    Не случайно описание аутентичной личности в геш-тальт-терапии достаточно близко по содержанию к понятию самоактуализирующейся или полно функционирующей лично- сти в гуманистической психологии (Маслоу, 1997, Роджерс, 1994). Обе эти модели имеют общие корни в феноменологической ориентации современной западной философии, других пластах культурного пространства. И аутентичная, и самоактуализирующаяся личность рас- сматриваются как открытые опыту, доверяющие мудрости своего организма. Ответствен- ность, интеграция, осознанность – главные ценности обоих подходов. При этом К. Роджерс
    (1994) больше внимания уделяет межличностным отношениям, Ф. Перлз фокусируется на ответственности индивида перед самим собой. Гораздо больше различий у этих подходов в методическом инструментарии. Гештальт-терапевт более активен, его общение с клиентом опосредуется техническими приемами. К. Роджерс принципиально нетехничен, в его методе эмпатического слушания первая скрипка отдается клиенту. При этом оба направления испо- ведуют идеологию уважения к творческому потенциалу клиента и основывают свою работу на его актуализации.
    В сравнении с более традиционными школами, в геш-тальт-терапии акцент сместился с решения проблемы на обучение способам здорового функционирования. Изменилась и роль психотерапевта. Он тонко балансирует между фрустрацией, внутренним взрывом и облегчением состояния, активной направляющей позицией и признанием полной ответ- ственности за изменения за самим клиентом. П. Гудмен (1994) высказал на первый взгляд несколько парадоксальную мысль: «Самое худшее, что вы можете сделать для человека, –
    это помогать ему».
    Обращает на себя внимание связь гештальт-терапии с аналитической психологией в понимании личности. В обоих направлениях становление личности – это приход к себе,
    к своей сущности. Терапия для представителей этих школ – не просто метод лечения, а поиск таких способов жизнедеятельности, которые отвечали бы глубинной сущности чело- века. При близости подходов эти два направления имеют совершенно разную техническую оснащенность и в способе взаимодействия участников психотерапевтического процесса, и в выборе фокуса воздействия, и в методах работы. Однако и в методическом плане можно обнаружить точки сближения. Например, это касается использования в терапии средств искусства. Богатство идей и потенциальных возможностей геш-тальт-терапии позволяет ей удерживать прочное место среди школ современной психотерапии.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    220
    ТЕХНИКИ
    ТЕХНИКА 1. Развитие осознания
    Упражнение 1
    Попробуйте в течение нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что вы в данный момент осознаете-замечаете. Начинайте каждое предложение словами «сейчас», «в этот момент», «здесь и сейчас».
    Упражнение 2
    Многие феномены не могли бы существовать, если бы не существовали их противо- положности.
    Придумайте несколько пар противоположностей, в которых каждый член не может существовать без реального или подразумеваемого существования другого.
    Упражнение 3
    Рассмотрите какую-нибудь повседневную жизненную ситуацию, какие-нибудь объ- екты или действия, как будто они являют собой прямую противоположность тому, за что вы их обычно принимаете. Вообразите себя в ситуации, противоположной вашей собственной,
    в которой вы обладаете склонностями и желаниями, точно противоположными вашим обыч- ным. Рассмотрите объекты, образы и мысли, как будто их функции или значения противо- положны тому, чем вы их обычно считаете. Сталкивая их таким образом, воздержитесь от своих обычных оценок, что хорошо и что плохо, что желательно и что противно, что осмыс- ленно и что глупо, что возможно и что невозможно. Стойте между противоположностями
    – точнее, над ними – в нулевой точке, заинтересованно к обеим сторонам операции, но не отдавайте предпочтение ни одной.
    Польза, которая может быть извлечена из умения видеть вещи наоборот и быть беспри- страстно заинтересованным в противоположностях, состоит в развитии способности нахо- дить собственные оценки.
    Упражнение 4
    1. Представьте себе движения вокруг вас в обратном движении, как в «кино наоборот»,
    когда прыгун легко спрыгивает с трамплина в воду, а потом так же грациозно выпрыгивает из воды на трамплин.
    2. Обратите функции. При каких обстоятельствах на стуле можно есть, а на столе –
    сидеть? Астроном смотрит в телескоп на Луну; что если с Луны кто-то смотрит на него?
    Представьте себе потолок полом, переверните стены. Переверните картины вверх ногами.
    Представьте себе подводные лодки и рыб, летающих в воздухе. Дайте волю «шизофрениче- ским» возможностям своего воображения; большинство из них не более странны, чем обще- принятое предположение, что люди и общество в целом всегда ведут себя разумно.
    Упражнение 5
    Представьте себе, что было бы, если бы вы не встали с постели сегодня утром. Что случилось бы в определенной ситуации, если бы однажды вы сказали «нет» вместо «да»?
    Что, если бы вы были на 10 сантиметров выше? Или весили на 10 килограммов меньше?
    Если бы вы были женщиной, а не мужчиной, или наоборот?
    Упражнение 6
    1. На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, напри- мер стул. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнему визу- альному объекту и понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон.
    2. Точно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и заметьте, как другие звуки отходят в фон. Наконец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощуще-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    221
    нию, вроде внезапной боли («колет») или зуда, и заметьте, как и здесь остальные телесные ощущения отступают на задний план.
    Упражнение 7
    1. Динамика свободного протекания отношений между фигурой и фоном может быть,
    по-видимому, нарушена од– ним из двух путей:
    а) фигура может быть слишком зафиксирована во внима– нии, так что новый интерес не допускается в нее из фона (как раз то, что происходит в насильствен– но-произвольном внимании), или б) фон может содержать точки сильного привлечения, которые не могут быть лишены интереса, и при этом они либо будут действительно отвлекать, либо должны быть подавля- емы.
    Давайте проанализируем каждый из этих случаев отдельно.
    2. Пристально смотрите на какую-нибудь фигуру, стре– мясь смотреть только на нее и ни на что другое. Вы заметите, что скоро она станет неясной и ваше внимание начнет рас–
    сеиваться. С другой стороны, если вы дадите своему взгляду «играть» с фигурой, все время возвращаясь к ней от различных фрагментов фона, фигура благодаря этим последователъ–
    ным дифференциациям объединится, станет яснее и лучше видимой.
    3. Выберите неспокойную ситуацию, например ожидание кого-либо или ожидание автобуса на остановке. Позвольте себе свободно видеть и слышать фигуры и фоны в окру- жающем, как в предыдущем эксперименте, то есть свободно переходя от одного к другому.
    Вы заметите, что возбуждение (волнение), вовлеченное в продолжающуюся ситуацию бес- покойства (например, возрастающую тревожность по поводу того, что уже поздно, а тот,
    кого вы ждете, все не приходит), уменьшает интерес, который вы можете обратить на другие вещи. Продолжая замечать то, что происходит вокруг вас (но без насильственного сосредо- точения на чем бы то ни было), допустите в себя чувство осознания хаотической бессмыс- ленности окружающего. Как всегда, замечайте свои сопротивления, пробелы, фантазии.
    Упражнение 8
    1. Дайте своему вниманию переходить от одного объекта к другому, отмечая фигуры и фоны в объекте – и свои эмоции. Каждый раз выражайте эмоции словами вроде: «мне это нравится» или «мне это не нравится». Разделяйте объекты на части: «это мне в объекте нравится, а это не нравится». Наконец, если это приходит естественно, дифференцируйте свои эмоции, например: «это вызывает у меня отвращение» и т. п.
    2. Во время этого эксперимента вы можете встретиться с такими сопротивлениями в себе, как замешательство, смущение, опасение быть слишком грубым, слишком бесцере- монным или нескромным; или, может быть, вы обнаружите в себе желание скорее быть объ- ектом внимания, чем уделять свое внимание. Если по отношению к людям, с которыми вы входите в соприкосновение, эти сопротивления становятся настолько сильными, что застав- ляют вас оставить эксперимент, переключитесь на время на животных и неживые объекты.
    Если гешталът-терапия проводится в группе:
    Упражнение 9
    Условно разделите мир вашего сознания на три зоны:
    1) внешний мир;
    2) внутренний мир вашего тела;
    3) мир ваших чувств, мыслей, фантазий.
    Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по оче- реди осознанием внешнего мира. Начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что…»
    – и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях от воздействия окружающей обстановки
    (света, запахов, вида партнера и т. д.). Говорите 5–8 минут. Теперь переключайтесь и внима- тельно слушайте то, что ваш партнер рассказывает о своем ощущении внешнего мира.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    222
    Далее по очереди рассказывайте об ощущениях, связанных с вашим телом (средняя зона). Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю…» – и заканчивайте его описанием своих ощущений, связанных с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуд, боль и т. д.). Рассказывайте о своих ощущениях 2–3 минуты, потом переключитесь и внимательно выслушайте партнера.
    Переключитесь на свой мир чувств, мыслей, фантазий. Начинайте рассказ словами:
    «Сейчас я осознаю…» – и заканчивайте повествование о своих чувствах, связанных с дан- ным занятием, о ваших заботах, мыслях. Не бойтесь спонтанных мыслей и чувств, старай- тесь говорить о них, соблюдая принцип «здесь и теперь». Говорите 5–8 минут, потом вни- мательно выслушайте партнера.
    Обменяйтесь с партнером своими впечатлениями. Вновь по очереди включитесь в про- цесс осознания. На этот раз «переходите» из зоны в зону.
    В заключение постарайтесь осознать вашего партнера. Позвольте ему сделать то же самое в отношении вас.
    Упражнение 10. «Непосредственное осознавание»
    Всех участников просят разбиться на пары, затем члены каждой пары должны сесть друг напротив друга. После этого один из членов пары начинает описывать все, что ему попадается на глаза. Такое описание может быть весьма подробным. Рассказ может стро- иться, например, так: «Сейчас я осознаю, что ты сидишь напротив меня. Я могу видеть твое лицо и твою улыбку. Я вижу, что у тебя карие глаза и светлые волосы с несколькими тем- ными прядями. Ты сидишь на старом сером стуле, ковер под ним зеленого цвета, на нем красивый узор…»
    Это все, что требуется от участников. Их цель – описать как можно больше всего за пять минут. По прошествии этого времени члены пары меняются ролями и еще раз повторяют данную процедуру.
    После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения, при этом особо выделяются два аспекта: во-первых, процесс
    выполнения упражнения (как участники его выполняли и что при этом чувствовали), а во- вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). Как и во многих других случаях, процесс более важен, чем содержание, и иногда тренер может принимать решение проводить обсуждение только процесса. Тренер должен также помогать группе в определении способов, при помощи которых знания, приобретенные в результате выполнения данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью участников. По возможности тренер также участвует в выполнении упражнения.
    Тренер просит всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя данное упражнение.
    Участников просят потратить несколько минут на обсуждение своих планов на бли- жайшее будущее: что они собираются делать на каникулах, в отпуске, на выходных, предсто- ящие «выходы в свет» и т. д. Такая процедура позволяет участникам немного отстраниться от выполнения упражнения и вернуться к своим «нормальным» ролям.
    Упражнение 11. «Перемещающееся осознавание»
    Все участники разбиваются на пары, члены каждой пары садятся друг напротив друга.
    Один из них начинает описывать своему партнеру то, каким образом перемещается фокус его внимания с течением времени. Он пытается вербализиро-вать все то, что он видит, чув- ствует, о чем думает, – любые изменения в фокусе внимания. Рассказ может строиться,
    например, следующим образом: «Я осознаю, что сейчас смотрю на тебя… а сейчас я слегка смущен тем, что ты, улыбаясь, смотришь на меня… Смущение начинает исчезать, как только я тебе о нем сказал. Только что я вспомнил о другой ситуации, произошедшей на другом тренинге, в которой я также испытывал смущение. Сейчас я смотрю в окно, находящееся за

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    223
    твоей спиной, вижу людей, прогуливающихся по траве. Я понимаю, что мне очень сильно хотелось бы быть с ними.
    Сейчас я возвращаю свое внимание к тебе, и у меня создается впечатление, что ты глу- боко погружен в какие-то свои мысли…» По возможности тренер также участвует в выпол- нении упражнения. Все это рассказывается в течение пяти минут, затем члены пары меня- ются ролями.
    После этого все участники садятся в общий круг. Как и в предыдущем упражнении,
    проводится обсуждение, при котором выделяются процесс выполнения упражнения и его
    содержание. Здесь также процесс более важен, чем содержание, и тренер может принимать решение проводить обсуждение толъко процесса. Тренер помогает группе в определении способов, при помощи которых знания, приобретенные при выполнения данного упражне- ния, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью участников.
    Каждый участник по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понрави- лось в данном упражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в нем понра- вилось. Ведущий группы или тренер также высказывает свое мнение.
    После выполнения этого упражнения участников также просят потратить несколько минут на обсуждение своих планов на ближайшее будущее, чтобы отстраниться от выпол- нения упражнения и вернуться к своим «нормальным» ролям.
    Упражнение 12. «Описания»
    Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напро- тив друга. Тренер выдает каждому участнику по какому-либо предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие, как консервные ножи, банки, бутылки,
    вазы или украшения. Каждого участника просят описать своему партнеру полученный пред- мет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, банку с консервированными бобами можно описать следующим образом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на этикетке написаны коричневым и красным цветом…»
    Задача участников – как можно более полно и детально описать полученные предметы.
    Очень часто, выполняя подобные упражнения, люди начинают немного по-новому видеть привычные вещи. Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприя- тия других людей в повседневной жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения.
    После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.
    Упражнение 13. «Медитация»
    В рамках тренинга развития коммуникативных навыков медитацию можно использо- вать с самыми разными целями. Принципы, лежащие в основе медитации, тесно связаны с гештальт-терапией в том плане, что медитация способствует как концентрации на собствен- ном Я, так и некоторому дистанцированию от него. Данное упражнение предполагает груп- повую медитацию, которая может быть проведена тренером. Для этого тренер должен про- читать текст инструкции:
    • Сядьте удобно и неподвижно, закройте глаза.
    • Дышите спокойно и плавно. Вдыхайте воздух через нос, выдыхайте через рот.
    • Сконцентрируйте свое внимание на дыхании.
    • Начните считать вдохи и выдохи, от 1 до 10. Один – это полный дыхательный цикл,
    состоящий из вдоха и выдоха. Два – это следующий дыхательный цикл.
    • Когда вы сосчитаете от 1 до 10, начните снова считать от1до10ит.д.
    • Если вы отвлеклись или сбились со счета, просто вернитесь к началу и начните счи- тать заново.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    224
    После медитации тренер просит участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения, при этом особо выделяются процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли и что при этом чувствовали) и его содержание (то, о чем участ- ники говорили, выполняя упражнение). Здесь также более важен процесс, чем содержание,
    и иногда тренер может принимать решение проводить обсуждение только процесса. Тре- нер должен помогать группе в определении способов, при помощи которых знания, приоб- ретенные в результате выполнения данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью участников. По возможности тренер участвует в выполне- нии упражнения.
    Тренер раздает участникам небольшие опросники, содержащие в себе следующие вопросы:
    • Понравилось ли вам принимать участие в выполнении данного упражнения?
    • Какие чувства у вас возникли при выполнении данного упражнения?
    • Какие составляющие данного упражнения было бы хорошо перенести в контекст ваших личных или профессиональных отношений?
    Участникам дается пять минут на вопросы, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и вообще проговаривание всего того, что возникло в процессе выполне- ния упражнения.
    Упражнение 14. «Поток сознания»
    Участники разбиваются на пары, члены каждой пары садятся напротив друг друга.
    Один из членов пары начинает говорить обо всем, что приходит ему в голову (до тех пор,
    пока он, проговаривая все это, не начнет запутываться). Данное упражнение напоминает метод свободных ассоциаций, используемый в психоанализе: о нем очень легко говорить, но его очень сложно выполнять! Описание «потока сознания» может быть, например, таким: «Я
    думаю о выполнении данного упражнения. А сейчас я думаю о посещении Ялты… прогулка по пляжу… мать и отец… пристань… поход по магазинам в субботу… сейчас я заметил, что ты смотришь на меня… снова Ялта… поезда на станции… железная дорога отпуск в горах».
    Через пять минут члены пары меняются ролями. После этого тренер просит всех участ- ников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения, особо выделяя про-
    цесс и содержание упражнения. Процесс более важен, чем содержание, и можно проводить обсуждение только процесса. Тренер помогает группе в определении способов, при помощи которых знания, приобретенные в результате выполнения данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью участников. По возможности тренер также участвует в выполнении упражнения.
    Каждый участник по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понрави- лось в данном упражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в нем понра- вилось. Ведущий группы или тренер также высказывает свое мнение.
    Упражнение 15. «Три фразы»
    Сядьте напротив партнера и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую из них со слов: «Я должен». Партнер, не комментируя сказанного вами, в свою очередь гово- рит три аналогичные фразы. Теперь вернитесь к своим фразам и по очереди повторите их,
    заменив в каждой слова «Я должен» на слова «Я предполагаю». Поделитесь своими ощу- щениями.
    Далее по очереди с партнером произнесите три фразы, начиная каждую со слов: «Я не могу», а затем то же самое, заменив слова «Я не могу» на слова «Я не хочу». Поделитесь своими переживаниями в связи с изменением смысла сказанных вами фраз.
    Аналогично по очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов «Мне надо»,
    а потом замените эти слова на «Я хочу».

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    225
    Наконец, по очереди с партнером произнесите три фразы, начинающиеся словами: «Я
    боюсь, что», а затем замените начало фразы на слова: «Я хотел бы».
    Слова «Я должен», «Я не могу», «Мне надо», «Я боюсь, что» отрицают или снижают степень вашей ответственности за себя. Изменяя фразы, вы повышаете ответственность за свои мысли, чувства и поведение. Постарайтесь осознать ощущения, связанные с измене- нием смысла сказанных фраз. Поделитесь своим опытом с группой.
    Упражнение 16. «Ваше положение в пространстве»
    Ведущий: «Заморозьте ту позу, в которой вы находитесь, т. е. сидите так, как вы сидите,
    ничего не изменяя. Обратите внимание на то, как именно вы сидите, как держите руки. Через минуту найдите точки, где происходит соприкосновение двух частей тела, или места, где тело соприкасается с чем-то внешним. Например, рука и подбородок. Дайте своему созна- нию войти в руку, затем в подбородок. Попробуйте провести между ними беседу».
    Упражнение 17. «Обострение ощущения тела»
    Ведущий: «Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела, „пройдите“ вниманием все тело. Какие части у себя вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете.
    Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Не старайтесь их расслабить, дайте им продол- житься. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощу- щение кожи. Чувствуете ли вы свое тело, связь головы с туловищем, ваши конечности?»
    Анализ: Полностью ли вы осознаете себя? Какие «белые пятна», «пустоты» отмечаете в своем теле?
    Упражнение 18. «Наше лицо»
    Ведущий: «Примите удобное положение. Обратите внимание на то, чтобы ваша голова ни на что не опиралась. Закройте глаза и начинайте чувствовать свое лицо изнутри, просто отмечайте, что с ним происходит. Постепенно, после того, как вы нашли какое-либо напря- жение, усильте его там, где обнаружили, даже если вашему лицу неудобно. Заметьте, не напрягается ли какая-нибудь часть тела. Отметьте, не приходит ли в голову какая-нибудь мысль, образ, воспоминание. Осознайте основную эмоцию своего тела. Наше лицо всегда
    „знает, что происходит“.
    Упражнение 19. «Жизнь без себя»
    Ведущий: «Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со стороны… Теперь вернитесь к себе».
    Анализ: Изменился ли мир в ваше отсутствие? Значимы ли вы в этой ситуации жизни?
    Как стать живым?
    Упражнение 20. «Ваши способности к искренности»
    Это упражнение для того, чтобы лучше узнать свои способности к искренности. Про- водится в парах в течение 15 минут.
    Выберите удобное место. Сядьте лицом друг к другу. Посмотрите прямо в лицо друг другу.
    Поделитесь друг с другом действительно важным для вас: своими мыслями, чув- ствами.
    Когда рассказываете, старайтесь говорить свободно. Осознайте ваши чувства и выра- зите их. Осознайте, как изменяются ваши чувства.
    Поочередно поделитесь друг с другом несколько раз.
    Анализ: Какие чувства вы испытываете к своему партнеру после эксперимента?
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   62


    написать администратору сайта