Главная страница
Навигация по странице:

  • Усиление внимания к чувствам.

  • Работа с фантазией.

  • Принятие ответственности за самих себя.

  • Преодоление сопротивления.

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница27 из 62
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   62
    Интеграция противоположностей. Формирование и завершение гештальтов зависит от способности личности четко определять свои потребности и умение вступить в контакт со средой для того, чтобы удовлетворить эти потребности. Контакт со средой во многом зави- сит, во-первых, от способности разграничивать окружающую среду и свое Я и, во-вторых,
    от способности разграничивать отдельные аспекты своего Я, например, свои ощущения, их истинность и полярность.
    В диалектике существует закон единства и борьбы противоположностей. Он одинаково применим как к окружающей среде, так и к нашему внутреннему миру. В нас самих посто- янно идет борьба двух или нескольких противоположных желаний и тенденций.
    В одном человеке часто сочетаются пассивность и агрессивность, конформность и независимость, рационализм и альтруизм, робость и смелость.
    Сочетание полярных качеств психики особенно характерно для подросткового воз- раста. У подростков очень часто целеустремленность и настойчивость сочетаются с неустой- чивостью и импульсивностью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суж- дениях уживаются с легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении
    – с желанием уединиться, развязность – с застенчивостью, романтизм, мечтательность – с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость – с черствостью,
    отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
    Борьба этих противоположных личностных качеств нередко формирует конфликт внутри нас самих.
    Для гештальт-терапевта важно, чтобы пациент осознал свои противоречивые качества,
    а главное – осознал чувства, которые сопровождают борьбу этих противоположностей.
    С этой целью в гештальт-терапии используется методика «двух стульев». Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с позиции Нападающего,
    потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции Защи- щающегося. Нападающий обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «должен делать», как «должен себя вести», а Защищающийся объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести».

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    212
    Получается диалог, в котором пациент воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями и старается осознать их. Когда эти полярные позиции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, пациенту становится легче интегрировать их в своей личности.
    Хотя упражнение по методике «двух стульев» является, по существу, индивидуальной работой на «горячем месте», исследование противоположностей в этом случае можно вести вместе с группой. Это бывает особенно полезно, когда между членами группы возникают межличностные конфликты и когда они не могут сами до конца осознать свои чувства и причины этих конфликтов.
    Усиление внимания к чувствам. Осознание своих чувств должно быть непрерыв- ным, но многие люди прерывают процесс осознания, как только дело доходит до неприят- ных переживаний, до тех чувств, которые пациент избегает осознавать.
    В подобных случаях психотерапевт должен помочь пациенту завершить незавершен- ный и травмирующий его геш-тальт. Это важно, во-первых, потому, что та энергия, кото- рая тратится на сокрытие «неприятного» чувства, после его отреа-гирования может быть направлена на более продуктивные цели, и, во-вторых, это может прояснить противополож- ности, вовлеченные во внутренний конфликт, и интегрировать их в единое целое.
    Иногда, для того чтобы легче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гротескными.
    В этом плане помогает методика «Разыгрывание ролей». Участники по очереди разыг- рывают роли, позволяющие им полностью выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от своего имени, а от имени своего «героя», ему всегда легче осознать и выска- зать свои сокровенные переживания.
    Психотерапевт должен обращать внимание не только на смысл слов, которые говорит участник упражнения «Разыгрывание ролей», но и на его мимику, жесты.
    Фредерик Перлз справедливо считал, что полностью подавить наши стремления и чувства невозможно. «Язык тела, – подчеркивает К. Рудестам, – не является единствен- ным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучить эмоции» (Рудестам,
    1998). Свои чувства пациент может выразить через рисунок, песню, танец и т. п. Одной из целей упражнений по осознанию является помощь членам группы в анализе своих чувств.
    Большинство людей прерывают континуум осознания сразу же, как только возникает непри- ятное переживание. Это избегание осознания приводит к тому, что мы как бы накладываем на себя путы из незаконченного действия. Так, женщину, которая постоянно боится, что ее оставит муж, хотя она и имеет все доказательства супружеской верности, может постоянно тревожить чувство незаконченного действия. Она отвечает своему любимому так, как будто отвечает обвиняющему ее родителю. Ее страх и недоверие в настоящем могут быть свя- заны с отрицанием тех неудач в прошлом, которые когда-то не были полностью пережиты.
    Таким образом, необходимо помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий его гештальт для того, чтобы уменьшилась власть прошлого и он смог бы более адекватно вести себя в настоящем. Это важно, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, та энергия, которая тратится на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели после отреагирования скрытых эмоций и завершения незаконченного действия. Во-вторых, это может прояснить противоположности, вовлеченные в конфликт, и интегрировать их в единое целое. Когда мы полностью переживаем свои чувства, то в дей- ствительности осознаем, чего же хотим и к чему стремимся. Многие из тех методик, кото- рые предлагаются руководителем группы, помогают нам усилить наше внимание к чувствам
    (Польстер, Польстер, 1999). Например, функция методики «разыгрывания ролей» состоит в том, что участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чув- ства. Поскольку осознание неизбежно приводит к действию, то и тщательное выполнение действия приводит к расширению осознания самого себя.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    213
    Разыгрывание ролей своего голоса и голоса матери приводит к налаживанию диалога между ними, что позволяет участнику, изображая беспомощного ребенка, осознать свое манипулирование другими. Работа по этой методике стимулирует участника к проигрыва- нию незнакомых типов поведения для выявления в них новых источников энергии. Напри- мер, участник жалуется, что никто не слушает его. Руководитель группы, играя роль глухого,
    создает ситуацию, при которой участник будет вынужден опробовать новые способы пове- дения. Он может стать агрессивным и злым, умиротворенным и печальным, оценивающим или самоуверенным. Согласно теории гештальт-терапии, каждый тип поведения, который участник выбирает для разрешения своей дилеммы, отражает ранее отвергаемый реальный аспект его «Я».
    Методика «разыгрывания ролей» помогает членам группы обнаружить проекции в своем Я. Например, участник, который считает членов группы добрыми, а себя очень злым,
    может попробовать актуализировать значение слова «доброта» и, возможно, таким образом найти новые источники доброты внутри себя. Разыгрывания часто заключаются в намерен- ных несоответствиях, преувеличениях: робкий, застенчивый участник может получить зада- ние встать на стул и начать отдавать команды авторитарным, громким голосом.
    Усилению внимания к чувствам способствует задание по утрированному выражению невербальных поведенческих реакций. Участница, находясь на «горячем месте», может не осознавать, что во время рассказа о своем несчастливом замужестве она ударяет кулаком по бедру. Руководитель группы должен это заметить и перевести внимание участницы с невы- разительного рассказа на активные физические действия. Перлз считал, что полностью наши стремления подавить невозможно. Усиливая удары кулаком по бедру, участница начинает переживать ранее неизвестные ей чувства, которые и находят выражение в невербальном поведении. Она может, например, почувствовать злость, вину или негодование, связанные с замужеством, или обнаружить, что конфликт, возникший во время замужества, напоми- нает конфликт с отцом, причиной которого явилось решение выйти замуж вопреки его воле.
    Руководитель может попросить участницу сыграть роль кулака, «стать» кулаком, довериться своим чувствам. Подобные упражнения помогают выявить заблокированные чувства и рас- крыть сущность внутреннего конфликта, который символически отражается в ударах кулака по бедру.
    Язык тела не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучать эмоции, тембр голоса также содержит некоторую информацию о скрытых чувствах.
    Работа с фантазией. Фредерик Перлз считал, что фантазии представляют собой наи- более спонтанную продукцию, которая несет в себе уникальную информацию, те фрагменты нашего Я, которые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся.
    При гештальт-терапии фантазии не анализируются и не интерпретируются психотера- певтом. Пациент сам исследует свои фантазии. Работа эта включает в себя как минимум два компонента:
    1) перенос фантазии на реальную почву;
    2) идентификацию фантазии со своей личностью. Перенос фантазии на реальную почву облегчается, если участник группы получает задание описать свою мечту в настоящем времени. Перлз считал, что каждый фрагмент мечты представляет собой отчужденный фрагмент собствен- ной личности. Для того чтобы вновь «присвоить» их себе, индивидуум должен идентифи- цировать объект мечты со своей личностью.
    Другим вариантом этого упражнения является проработка отдельных фрагментов фан- тазии. Перлз полагал, что в геш-тальт-терапии нет необходимости работать со всей фанта- зией, достаточно отдельного ее фрагмента.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    214
    Одним из наиболее удивительных видов работы на «горячем месте» является разга- дывание участником значения своих фантазий. Перлз считал (Perls, 1973), что мечты пред- ставляют собой наиболее спонтанную продукцию в нашем опыте, те фрагменты нашего Я,
    которые подавляются или от которых мы отказываемся. Таким образом, они несут уникаль- ную информацию для того, кто их создает. В гештальт-терапии фигуры и объекты в мечтах не анализируются и не интерпретируются руководителем группы, поскольку мечты здесь не имеют того универсального значения, которое они имеют в психоанализе, где, например,
    оружие, пуля или башня, а также любой длинный объект интерпретируется как образ муж- ской сексуальности. Вместо этого работа с мечтами в геш-тальт-терапии включает в себя два процесса: перенос мечты на реальную почву и повторное присвоение отчужденных фраг- ментов личности.
    Перенос мечты на реальную почву становится возможным, когда член группы полу- чает задание описать свою мечту в настоящем времени. Описание мечты в прошедшем вре- мени («Я представлял, как кто-то преследует меня в долине, зажатой между двумя высокими заснеженными горами») как бы объективирует мечту и приводит участника к необходимо- сти интерпретации и интеллектуализации. Описание же фантазии в настоящем времени («Я
    бегу по долине. Кто-то бежит за мной. Мне страшно. По бокам от меня – две высокие, засне- женные горы. У меня нет иного пути. Я могу бежать только вперед») позволяет члену группы как бы вновь пережить ситуацию возникновения мечты и заново, уже в группе, испытать все события и связанные с ними чувства.
    Каждый объект или фигура мечты представляет собой отчужденный фрагмент лично- сти. В приведенном примере отчужденные фрагменты личности участника скрываются за фактом преследования, неизвестным преследователем, за дорогой, горами и даже за снегом на вершинах гор. Для того чтобы вновь присвоить их, он должен выявить их, идентифици- руясь с каждым объектом своей мечты. Участника могут попросить разыграть мечту, дать описание от первого лица: «Я – гора. Я очень массивен и значителен. Ты так ничтожен, что не можешь меня сдвинуть»; «Я – единственная дорога между этими горами. Доверься мне,
    и я проведу тебя»; «Ты не знаешь, кто я есть, но я собираюсь напасть на тебя». По мере того как участник по очереди становится каждым объектом своей мечты, он идентифици- рует те аспекты своей личности, которые никогда раньше полностью не осознавал. Он может почувствовать превосходство или уверенность, незначительность или страх, враждебность или уязвимость. Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты,
    который является самым важным, или переводит его внимание с объекта на объект, застав- ляя пережить все чувства, связанные с ними.
    Те участники, которые с трудом вспоминают ночные мечты, могут исследовать мечты,
    возникающие наяву, днем.
    Если центральным моментом мечты является обсуждение или спор, то для интеграции противоположностей используется методика «двух стульев». Участник разыгрывает диалог между двумя основными «действующими лицами» мечты. Исследуя и осознавая эти край- ние позиции, индивидуум далее может объединить их в одно целое.
    Он может также выбирать других членов группы для демонстрации объектов мечты.
    В отличие от психодрамы, где члены группы получают разрешение отвечать работающему участнику, в гештальт-группе члены группы изображают пространственные отношения,
    позы и, возможно, воспроизводят некоторые фразы, содержащиеся в мечте. Работа с меч- тами дает возможность участнику изучить гештальт своей мечты и увеличивает потенци- альные возможности, позволяющие раскрыть значение своей мечты.
    Принятие ответственности за самих себя. Сторонники геш-тальт-терапии считают,
    что причиной невроза часто является неспособность индивидуума полностью принять на

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    215
    себя ответственность за свои чувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принять ответственность за свое Я.
    Люди очень часто склонны перекладывать ответственность за негативные поступки и чувства на других: «Я пью потому, что такая напряженная жизнь»; «Я изменяю тебе потому,
    что ты допекаешь меня своей ревностью» и т. п. Многие из них искренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства.
    Тенденцию избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными за свои чувства и поступки других людей Перлз называл «дырами в личности». Согласно
    Перлзу, человек проецирует неприятные для него чувства вовне только тогда, когда не в состоянии осознать их в самом себе. Руководители гештальт-группы понимают, что они представляют собой экран для проекций ограниченных возможностей членов группы. В
    подобных случаях психотерапевт не спешит соглашаться с участником группы в его дово- дах и не спешит оказывать ему поддержку в его сетованиях на судьбу. Наоборот, отказы- вая в поддержке и таким образом фрустрируя пациента, терапевт заставляет его выискивать ресурсы внутри себя и, следовательно, принимать на себя ответственность за свои чувства и поступки.
    Причиной любого невротического механизма является неспособность индивидуума принять ответственность за свое Я. Интроецирующий индивидуум не может различать свои чувства, убеждения и чуждые идеи, которые были усвоены им, но не ассимилированы и не сделаны своими собственными. Проецирующий индивидуум переносит свои импульсы на других. При патологическом слиянии человек не может развести свое Я и более объемное
    Мы, то есть дифференцировать себя и Других. Ретрофлексирующий индивидуум объекти- вирует и отторгает важные аспекты своего Я. Гештальт-те-рапевтический подход помогает преодолеть невротические механизм с помощью изменения средств коммуникации и струк- туры языка.
    В гештальт-группе поощряется непосредственное обращение к другому человеку прямо, а не разговор о нем в третьем лице. Сплетни и советы, интеллектуализирование и психологизирование, а также нарушение границ Я других людей не одобряются. Руководи- тель группы помогает членам группы ощутить то, как они используют местоимения и гла- голы. Например, кто-то говорит: «Это ужасно – бить своих детей». Руководитель просит его идентифицировать, к кому обращено высказывание, или хотя бы использовать местоимение
    «я». Когда предложение изменено на «Это ужасно, что я бью своих детей», участник при- нимает ответственность как за свои чувства, так и за свои действия. Таким образом, посред- ством персонификации местоимений неопределенность, составляющая сущность патологи- ческого слияния, изменяется и способствует адекватному контакту.
    Руководитель гештальт-группы должен внимательно относиться к использованию гла- голов, в частности глагола «могу», а также к использованию глаголов с некоторыми модаль- ными словами, например «надо», «должен». Изменив их на «хочу», «не хочу», «выбираю»,
    члены группы принимают ответственность за свои мысли, действия и связанные с ними чув- ства, усиливают контроль над своим поведением (а не контролируются им). Руководитель также поощряет членов группы заменять союз «но» на союз «и». Когда части предложения соединены союзом «но», то вторая часть отвергается или определяется через вторую.
    Принятию ответственности за самих себя также способствует осознание того, на кого мы возлагаем ответственность за самих себя, как прерываем самих себя, как мешаем самим себе ощущать все в полной мере. Члены группы часто делают других ответственными за самих себя, полагая, что их чувства вызываются другими людьми и что они поэтому являются жертвами чужих воздействий. Член группы, который считает, что его состояние депрессии вызвано тем, что любимая девушка «заставила» его испытывать эти чувства,
    может получить задание сказать ей в воображении: «Я считаю тебя ответственной за то, что

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    216
    я испытываю депрессию». Это помогает участнику научиться принимать ответственность за передачу другим людям своих собственных функций по возбуждению чувств и контролю над ними. Со временем он сможет мягко сказать: «Я почувствовал это, когда ты…», тем самым усиливая свою собственную ответственность.
    Преодоление сопротивления. В гештальт-терапии сопротивлением обозначается такая ситуация, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые пред- лагает ему терапевт. Но гештальт-терапевты, в отличие от аналитиков, не рассматривают сопротивление в качестве барьера, который нужно обязательно разрушить и преодолеть.
    Перлз рассматривает сопротивление прежде всего как нежелание индивидуума осознать свои негативные чувства. Целью же гештальт-терапевта является преобразование сопротив- ления в процесс осознания самого себя.
    Сопротивление может проявляться в мышечном напряжении, неестественной позе,
    изменении голоса и т. п. В таких случаях терапевт может задать пациенту вопрос: «Слы- шишь ли ты, как изменился твой голос?» или «Можешь ли ты сейчас ощутить свою позу?»
    Нежелание переживать болезненные чувства может проявляться и в изменении дыхания:
    оно становится поверхностным, неритмичным. В подобных случаях психотерапевт просит пациента дышать глубже и ритмичнее, а когда дыхание нормализуется, попытаться все-таки рассказать о своих истинных переживаниях.
    Таким образом, гештальт-терапия не пытается разрушить сопротивление; она ориен- тирована на формирование у пациента понимания того, что это сопротивление как раз и скрывает те чувства, которые он избегает осознать и которые особенно нуждаются в осозна- нии.
    В гештальт-терапии сопротивление рассматривается не только как барьер, который нужно убрать (как в психоанали-зе), нои как созидателъная сила, помогающая преодоле-
    ватъ жизненные трудности. Поэтому работа гештальт-терапевта не ограничивается только концентрацией внимания на сопротивлении. Сопротивление рассматривается им в основ- ном как способ прерывания контакта с окружающей средой (в психоанализе этому примерно соответствуют защитные механизмы), способ, в котором концентрируется энергия пациента,
    которая могла бы пойти на действия по достижению цели. Поэтому энергия сопротивления не преодолевается, а используется.
    Противоядием против
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   62


    написать администратору сайта