Главная страница
Навигация по странице:

  • Ретрофлексия

  • Полярности.

  • Второй уровень

  • Третий уровень

  • Четвертый уровень

  • Пятый уровень

  • Расширение осознавания.

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница26 из 62
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   62
    проекция. Ее определение близко к этому же защитному механизму, который описан в психоанализе.
    Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки,
    потому что не должен чувствовать и поступать так. Это «не должен», конечно, интроекция,
    и в этом смысле проекция всегда «сидит» на базе какой-нибудь интроекции. Чтобы решить эту проблему, человек не признает свои собственные чувства и поступки, а приписывает их другим. В результате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его реальными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям.
    Или представления об отвержении другими могут быть проекцией собственного неосознан- ного их отвержения. В проекции человек осознает импульс и осознает объект в среде, но не отождествляет себя со своим намерением и не осуществляет его, так что он теряет ощущение того, что это вообще его импульс. Вместо действия он прерывает возбуждение и стоит непо- движно, ожидая решения своих проблем извне. Однако проекция не всегда противоречит контакту. Проецирование – это еще и нормальная человеческая реакция, с помощью которой человек узнает о мире. Ведь его предположения о «другом» могут быть не лишены основа- ний, а его деятельность во многом построена на планировании и предвидении ситуации.
    Патологическим этот механизм становится тогда, когда возникает фиксация и теряется осознавание.
    Ретрофлексия – это делание себе того, что человек первоначально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Энергия его возбуждения перестает направляться наружу, туда, где он манипулирует людьми и объектами. Вместо этого он под- ставляет себя, и его личность делится на действующего и испытывающего воздействие. В
    психоанализе этот способ защиты описан как «обратные чувства». Это происходит в резуль- тате встречи с препятствием, оказавшимся непреодолимым. Но оно сначала оказывается
    непреодолимым, а потом начинает казаться непреодолимым при фиксации этого способа прерывания контакта. Вспышки, горячность, крики или драки детей последовательно иско- реняются родителями. Интроекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексив-ную оборону, поворачивая гнев на самого индивида и превра- щая его в вину.
    Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании деструктивных импульсов,
    временном ограничении, соответствующем содержанию ситуации. Однако если ретрофлек- сия становится особенностью характера, возникает ступор из-за противоположных стрем- лений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разум- ная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни, реального поведения, направленного в среду.
    Дефлексия – способ снятия напряжения контакта. Это разглагольствование и вышу- чивание, избегание прямого взгляда на собеседника, реплики не по существу, банальности и общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вяло и неэффективно. Его отношения с людьми не приносят того, чего он больше

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    207
    всего ждет. Иногда такое поведение полезно, поскольку есть ситуации, вызывающие слиш- ком большой накал страстей, которого следует избегать (язык дипломатии).
    Полярности. Разные части личности действуют в разных направлениях. В этой «войне частей» применяются разные средства: одна часть может критиковать, осуждать другую,
    наблюдать за ней, наказывать, а другая тем временем саботировать действия первой. Они
    «делят территорию» и «поселяются» на разных частях тела. Можно, например, наблюдать,
    как одна рука держит другую или как борются разные мышцы, когда человек хочет распла- каться и сдерживает плач, бьет себя в грудь, порывается уйти, но остается на месте. Как и в случае с другими невротическими механизмами, полярность не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного механизма.
    Зрелость. Перлз определяет зрелость, или психическое здоровье, как способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Глав- ным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равнове- сия. Условием достижения этого равновесия является осознавание иерархии потребностей.
    Основной составляющей равновесия является ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Таков, по мнению Перлза, путь к зрелости.
    Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.
    Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоле- ния фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружаю- щих. Ситуация, в которой индивидуум не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного» или «дурачка».
    Фредерик Перлз полагал, что для достижения зрелости и принятия ответственности за самого себя человек должен тщательно, как бы снимая кожуру с луковицы, проработать все свои невротические уровни.
    По мнению Перлза (Perls, 1969), невроз состоит из 5 уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к открытию пациентом своей истинной инди- видуальности.
    Первый уровень – уровень «фальшивых отношений», клише, уровень игр и ролей. На протяжении своей жизни большинство людей, по мнению Перлза, стремится к актуализа- ции своей «Я-концепции», вместо того чтобы актуализировать свое подлинное Я. Мы не хотим быть самими собою, мы хотим быть кем-то другими. В результате люди испытывают чувство неудовлетворенности. Мы не удовлетворены тем, что мы делаем, или родители не удовлетворены тем, что делает их ребенок. Мы с презрением относимся к нашим истинным качествам и отчуждаем их от себя, создавая пустоты, которые заполняются фальшивыми артефактами. Мы начинаем вести себя так, как будто мы на самом деле обладаем теми каче- ствами, которые требует от нас окружение и которые в конечном счете начинает требовать от нас наша совесть, или, как называл ее Фрейд, Супер-Эго. Перлз называет эту часть личности top-dog (собака сверху). Top-dog требует от другой части личности – under-dog – собака снизу
    (прообразом ее является фрейдовское Оно) жить согласно идеалу. Эти две части личности противостоят друг другу и борются за контроль над поведением человека. Таким образом,

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    208
    первый уровень невроза включает в себя проигрывание не свойственных человеку ролей, а также контролирующие игры между top-dog и under-dog.
    Второй уровень – фобический, искусственный. Этот уровень связан с осознаванием
    «фальшивого» поведения и манипуляций. Но когда мы представляем себе, какие послед- ствия могут наступить, если мы начнем вести себя искренно, нас охватывает чувство страха.
    Человек боится быть тем, кем он является. Он боится, что общество подвергнет его остра- кизму.
    Третий уровень – тупик, безвыходное положение. Если в своих поисках в процессе терапии или в других обстоятельствах человек проходит первые два уровня, если он пере- стает играть несвойственные ему роли, отказывается от притворства перед самим собой,
    тогда он начинает испытывать чувство пустоты и небытия. Человек оказывается на третьем уровне – в ловушке и с чувством потерянности. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать собственные ресурсы.
    Четвертый уровень – внутренний взрыв. Это уровень, на котором мы можем с горем,
    отчаянием, отвращением к себе прийти к полному пониманию того, как мы ограничили и подавили себя. Имплозия появляется после перехода через тупик. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или даже такое ощущение, что он умирает. Это моменты,
    когда огромное количество энергии вовлечено в столкновение противоборствующих сил внутри человека, а возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уни- чтожить: человек испытывает чувство парализованности, омертвения, из которого вырас- тает убеждение, что через минуту должно произойти что-то страшное.
    Пятый уровень – внешний взрыв, эксплозия. Достижение этого уровня означает сфор- мирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выра- жению своих эмоций. Эксплозию здесь следует понимать как глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие. Перлз наблюдал четыре типа эксплозий. Эксплозия истинной скорби зачастую является результатом работы, связанной с утратой или смертью важного для пациента лица.
    Результатом работы с лицами сексуально заблокированными является переживание оргазма.
    Два других вида эксплозий касаются гнева и радости и связаны с раскрытием аутентич- ной личности и подлинной индивидуальности. Переживание этих глубоких и интенсивных эмоций полностью вовлекает организм в процесс отбора и завершения важных гештальтов
    (потребностей).
    Цель гештальт-терапии больше, чем решение частных проблем, она направлена на изменение всего стиля жизни клиента. Гештальт-терапевт стремится помочь клиенту при- нять на себя ответственность за свои мысли, чувства и поступки, погрузиться в бытие в теку- щем моменте, войти в полный контакт с реальностью, основанный на осознавании. Сфор- мулированы три принципа гештальт-терапии: Я иТы, что и как, здесъ и теперъ.
    В соответствии с гештальтистским подходом нет необходимости обращаться к про- шлому, оно само всплывает в настоящем через незавершенные гештальты. Перлз считал,
    что прошлые переживания не так далеки, как думают психоаналитики, они лежат на поверх- ности и в любую минуту могут стать фигурой. Не прошлое, а настоящее дает материал для работы. Изменение способа реагирования в настоящем является и средством, и целью гештальт-терапии. Гештальт-тера-певтов интересует не содержание сознания, а процесс воз- никновения в поле восприятия частей опыта человека; не то, что не осознается, а то, как человек избегает осознавания. Предметом внимания является не результат осознавания, а сам процесс. Под осознаванием понимается не интеллектуальное постижение, а чувствова- ние, при котором человек погружен в процессы внутренней и внешней реальности, а не в рассуждения и размышления. Гештальт-терапевт сосредоточивается на изменениях в пере- живании текущего момента, на способе представления переживания.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    209
    Работа происходит тогда, когда в настоящем всплывают незавершенные гештальты.
    Терапевт стремится к тому, чтобы клиент достиг ясности фигуры, т. е. осознавания неудовле- творенных потребностей, непроявленных чувств. Поэтому клиент концентрируется на пре- рывании осознавания для того, чтобы вернуть контакт. Завершение гештальта происходит как признание потребностей и эмоций, выражение чувств. В процессе психотерапии клиент приобретает новый опыт, получает доступ к своим эмоциям, ощущениям, строит контакт со средой и различными частями своей личности.
    Гештальт-терапевт работает не столько с содержанием проблемы, сколько со спосо- бами, препятствующими установлению контакта. Психотерапевтический процесс идет на уровне эмоций и ощущений.
    В гештальт-терапии много техник работы с языком. Они основаны на идее, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. Например, клиент фор- мулирует проблему таким образом: «Я неудачник. У меня ничего толком не получается».
    Язык позволил ему обобщить конкретный опыт неудач до фатальной неизбежности провала,
    ограничил восприятие одним аспектом опыта. В языке фиксируется человеческий опыт, но в то же время он дает возможность передавать интроекты. Язык позволяет оценивать что-либо как хорошее или плохое. На основе абстрактных рассуждений появляется умозаключение:
    «Спонтанное, импульсивное поведение неприлично». Усваивая его, человек все более отда- ляется от своих чувств. Особый интерес представляет такая вербальная конструкция, как
    «должен». Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то, чего он хочет, –
    как плохое. Таким образом люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов.
    Другая языковая конструкция – причинно-следственные связи. «Я в детстве много болел, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт, знакомиться с людьми», –
    говорит клиент. Он создал для себя закон и в каждой ситуации бессознательно стремится его доказать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения,
    просто игнорируются.
    Приведенные умозаключения построены на дедуктивном рассуждении и оказываются далеко не всегда полезными для клиента. Перлз считал, что человек действует адекватно,
    если прислушивается к собственной мудрости организма. Высшая мудрость – понимание своего естества. Перлз был противником господства интеллекта и не питал доверия к рас- суждениям о чувствах. Переживания им признавались лишь в первозданной свежести, а не препарированные вопросами об их источнике и причине. Можно найти много точных и кра- сивых объяснений какого-либо психологического факта, но только ощущение связи объяс- нения с реальным собственным опытом дает переживание понимания себя. Когда человек занят аналитическим разбором ситуации, он далек от своих ощущений. Но проблема нахо- дится не на вербальном, а на более глубоком уровне, где эмоции неотделимы от ощущений.
    Иногда гештальт-терапию определяют как антиинтеллектуальное направление. Такое определение требует уточнения. Гештальт-терапевт не доверяет не интеллекту вообще, а ставит под сомнение пользу аналитического расчленения, вербального описания и объясне- ния чувств и ощущений. Нельзя проанализировать переживания человека, наблюдающего за набегающей волной, не утратив самого качества этого переживания. Нельзя словами пере- дать запах весны в лесу. Знание, имеющее терапевтическую ценность, интуитивно, ирраци- онально, основано на опыте переживания. И если человек открыт для такого опыта, любая ситуация может стать символом интеграции, переживаться как ценное знание, как ин-сайт.
    Такой опыт выражается в полной уверенности в его ценности, ибо основан на истинных потребностях и чувствах. Если человек принимает решение, доверяясь мудрости своего организма, он знает, что это решение соответствует его глубинной сущности, и ничьи аргу-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    210
    менты «за» и «против» не могут поколебать его уверенности. Часто человек может почув- ствовать, как это решение откликается в теле.
    Гештальт-терапия является одним из наиболее техничных подходов, в нем мало пред- ставлены рассуждения о проблеме, которые часто не решают ее, а лишь отдаляют от реаль- ного опыта переживаний.
    Это не значит, что беседа отвергается как терапевтическая процедура, через разговор терапевт устанавливает контакт с клиентом. Но речь в нем идет не о прошлых ситуациях, а о живых, свежих ощущениях, которые не потеряли своей актуальности и значимость кото- рых очевидна. Вместо беседы гештальт-терапевт использует техники, позволяющие клиенту погрузиться в опыт непосредственного переживания.
    Например, в гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника.
    В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?»
    Таким образом клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от отголоска чувств к реальной эмоции. Обеспечивая пооче- редные переходы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает усло- вия для улучшения контакта с реальностью и способствует интеграции.
    Когда психотерапевт видит проявление чувств клиента в характерном движении, он спрашивает, что клиент при этом переживает. Если же клиент не может осознать эмоции,
    ему предлагается усилить жест, тон голоса, повторить высказывание. Так, один клиент в течение короткого монолога несколько раз употребил словосочетание «к сожалению». Тера- певт предложил каждую фразу начинать со слов: «Я сожалею…» После этого произошло выражение чувства. Клиент узнал подавленное чувство и пережил его, не подавляя.
    К основным процедурам гештальт-терапии относятся:
    • расширение осознавания;
    • интеграция противоположностей;
    • усиление внимания к чувствам;
    • работа с мечтами (фантазией);
    • принятие ответственности за себя;
    • преодоление сопротивления.
    Расширение осознавания. Используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что входит в понятия внутренняя и внешняя зоны. Руководитель группы про- сит участника закрыть глаза и, соблюдая принцип здесъ и те-перъ, сконцентрироваться на внутреннем мире своего тела. Свое осознание внутренней зоны участник начинает словами:
    «Сейчас я ощущаю…» – и далее описывает свои ощущения, возникающие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т. д. Затем участник получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружающего мира также сопровождается словами: «Сейчас я осознаю…» и т. д. (идет информация об ощущениях,
    которые вызывают у пациента различные предметы, звуки, запахи и т. п.). Далее фокус вни- мания снова перемещается на внутреннюю зону, и так по очереди.
    Вначале эти упражнения могут показаться искусственными и нелепыми, но через неко- торое время участники группы овладевают ими и без особого напряжения и сопротивления начинают работать со своими чувствами, поочередно фокусируясь то на внутренней, то на внешней зоне.
    Следует подчеркнуть, что информация о процессе осознания еще не есть осознание.
    Часто участники группы, особенно в начале ее формирования, не хотят говорить о некоторых своих переживаниях и ощущениях. Психотерапевт в таких случаях не должен настаивать,
    но может помочь участнику вопросом, например, такого содержания: «Что ты чувствуешь именно сейчас?» Участнику группы не обязательно рассказывать все о своих ощущениях,
    главное – научиться осознавать их.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    211
    Можно провести некоторую аналогию процесса осознания чувств при гештальт-тера- пии с медитацией. Медитаторы являются пассивными «наблюдателями» своих мыслей и чувств, они не прерывают их и не пытаются их осознать. Участники гештальт-группы,
    наоборот, задерживают свое внимание на таких ощущениях, как напряжение мышц спины,
    тяжесть одной ноги, лежащей на другой, и пр., и вслух рассказывают о своих ощущениях.
    Упражнения по осознаванию можно продолжить, разделившись на пары. «Сейчас я осознаю твою улыбку, твои глаза. Они говорят мне о твоем теплом отношении ко мне…»
    и т. д.
    При такого рода упражнениях важно научиться четко различать то, что реально имеет место, и то, что ты «представляешь» себе.
    Упражнения, направленные на расширение осознания, выполняются участником,
    находящимся на «горячем месте» совместно с психотерапевтом. Пациент получает задание:
    попробовать осознать ощущения, возникающие у него во время дыхания, в определенной позе и т. п. Уже само задание заставляет участника действовать по принципу здесь и теперь,
    он начинает рассказывать о своих ощущениях во время вдоха и выдоха, о тяжести, возника- ющей в скрещенных на груди руках, и т. п. Психотерапевт не интерпретирует рассказ участ- ника, но может усложнить процесс его осознавания, спросив, например: «Знаешь ли ты, в какой позе сейчас находишься?» или: «Знаешь ли ты, что сейчас улыбаешься?» По мере раз- вития группового процесса такие вопросы могут задавать пациенту на «горячем месте» и остальные участники группы.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   62


    написать администратору сайта