Главная страница

Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


Скачать 2.75 Mb.
НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
Дата08.10.2022
Размер2.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
ТипСправочник
#721645
страница29 из 62
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   62
ТЕХНИКА 2. Концентрация внимания на чувствах
Метод 1: Дифференцирование и объединение

И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
226
Упражнение 1
1. В этом упражнении, поддерживая актуальность «здесь и сейчас» в качестве контек- ста, позвольте своему вниманию свободно играть с объектом, двигаться вокруг него. Посто- янно сдвигающиеся фигуры и фоны обострят ваше ощущение разницы между «глазением»
и смотрением, между смутным трансом и живым участием.
2. Для примера давайте рассмотрим такой обычный объект, как карандаш. (Позд- нее проделайте подобную процедуру с любым объектом по своему спонтанному выбору.)
Заметьте прежде всего, что карандаш – та, именно та, уникальная вещь. Конечно, есть дру- гие карандаши, но они другие, а не этот. Произнесите его название – «карандаш» – и ясно почувствуйте, что вещь – не слово.
3. Дальше заметьте как можно больше качеств и особенностей этой вещи, которые ей присущи и ее составляют: цилиндрик черного графита, красноватое дерево, вес, твердость
(дерева), мягкость (графита), его форму, желтую окраску его поверхности, вытисненную на нем торговую марку, кусочек резинки, прикрепленный к нему полоской жести, и т. д. и т. п.
4. Теперь подумайте о его функциях и возможных ролях в окружающем: им можно писать, им можно показать на какое-то место в книге, им можно поковырять в зубах, его можно нервно кусать; наконец, его можно продать (в магазине).
Подумайте о его более случайных ролях: он сгорит, если дом загорится, он попадет ребенку в глаз, если ребенок, бегая, на него наткнется, и т. д. Придумайте более отдаленные и экзотические ситуации: его можно подарить на Рождество; его могут съесть голодные тер- миты.
5. По мере того как вы абстрагируетесь от уникальной вещи, этого карандаша, многих его качеств и функций, обратите внимание, как в деталях они связываются друг с другом,
образуя структуру; например, как дерево жестко держит графит и защищает его, как рука держит деревянную оболочку карандаша и пр.
6. Вы можете увидеть в этом эксперименте различные уровни абстракции: свойство карандаша «быть таким» – этого графита, заключенного в эту деревянную оболочку, покры- тую этой желтой краской, отличной от всякой другой желтой краски в мире; далее – его оче- видные функции, те, для которых он «предназначен», далее – более случайные, даже фанта- стические способы его употребления. Постарайтесь собрать как можно больше подобных сведений и связать в одном данном опыте. Если рассмотрение объекта ведет вас к фанта- зиям, не избегайте их, но все время возвращайте к данному в опыте объекту.
Упражнение 2
1. Попробуйте поэкспериментировать с картиной, которая вам нравится. Обратите вни- мание на линии и контуры, независимо от изображенных объектов; потом, отдельно, – на цветовые пятна и оттенки; например, проследите контуры основных фигур и структуру,
которую они образуют.
2. Обратите внимание на структуру, создаваемую пустотами между контурами основ- ных объектов. Рассмотрите структуры, создаваемые каждым из цветов в отдельности, ска- жем, красным или голубым. Если картина создает иллюзию трехмерного пространства,
последуйте за удаляющимися планами, отметьте, что находится на переднем плане, что –
на втором, что – вдали.
3. Проследите игру света и тени. Обратите внимание на фактуру, на технику мазка.
Лишь после всего этого посмотрите на то, что изображено – сцена, портрет, пейзаж и т. п.;
обычно с этого начинают и на этом фиксируются.
Упражнение 3
1. Попробуйте проделать такой же эксперимент с музыкальным отрывком. Если вы не привыкли к музыке или считаете себя «немузыкальным», обратите внимание прежде всего на то, как трудно вам вообще поддерживать контакт со звучащей музыкой; звуки скоро начи-

И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
227
нают казаться хаотическими, а вы впадаете в транс. В таком случае (лучше всего иметь воз- можность воспроизводить звукозапись снова и снова) попробуйте узнавать вступление опре- деленного инструмента или обращать внимание только на ритм.
2. Потом обращайте внимание только на тембр. Попробуйте различить мелодию и аккомпанемент. Может быть, вы обнаружите, что там есть «подголоски», «дополнительные мелодии», которых вы раньше не замечали.
3. Попробуйте определить то, что называют «музыкальной гармонией» – аккорды и их взаимосвязь, как вы ее слышите: где вы чувствуете неустойчивость, неразрешенность,
необходимость продолжения, а где, наоборот, «разрешенность» и законченность. Если вы будете делать все это всерьез, в какой-то момент музыка неожиданно оживет для вас.
Упражнение 4
1. Обратите внимание на чей-нибудь голос. Как он звучит? Монотонно? Изменчиво? На высоких тонах? Резко? Скрипуче? Мелодично? Слишком тихо? Какова артикуляция, легко ли понять произносимое? Не слишком ли громко? Течет ли речь свободно или в ней есть паузы, колебания, остановки? Форсированно? Легко?
2. Теперь задайте себе два вопроса: во-первых, какова ваша эмоциональная реакция на определенные качества этого голоса; раздражает ли вас то, что он слишком тихий, или приводит в замешательство, что он слишком громкий, и т. п.
3. Второй вопрос: каково, по вашему мнению, эмоциональное состояние говорящего,
что стоит за каждым из замеченных качеств голоса? Ноющий? Угодливый? Сексуальный?
Сердитый? Соответствует ли тон тому, что говорится? Не пытается ли говорящий вызвать в вас именно ту реакцию, которую вызывает его голос?
4. Можете ли вы таким же образом послушать свой собственный голос? Это довольно трудно; известно, что, впервые услышав свой голос в записи, человек часто не узнает его; но если вы заранее знаете, что встретитесь с трудностями, это может увеличить успех попытки.
Упражнение 5
Теперь так же, как вы делали это со зрением и слухом, но менее детально, попробуйте эксперимент на детальную абстракцию с «близкими» чувствами – осязанием, обонянием,
вкусом, чувствительностью своих мышечных реакций. Здесь вы заметите, что очень скоро вовлекаются эмоциональные факторы и возникает сопротивление или ускользание от опыта.
Обнаружив это, не принуждайте себя продолжать, а переходите к следующим эксперимен- там.
Упражнение 6
1. «Просмотрите» свои привычки в еде. На чем вы обычно сосредотачиваетесь во время еды – на пище? На разговоре (так что даже забываете есть)? Чувствуете ли вы вкус только первого куска или продолжаете ощущать вкус в течение всего процесса? Тщательно ли вы жуете? Отрываете ли вы кусок, захватив его зубами, или откусываете? Что вы любите и чего не любите? Не заставляете ли вы себя есть то, что до некоторой степени не любите
(может быть, потому, что вам сказали, что это полезно для вас)? Экспериментируете ли вы с новыми блюдами? Влияет ли на ваш аппетит присутствие определенных людей?
2. Обратите внимание на связь между вкусом вашей пищи и «вкусом» мира. Если ваша пища – как солома, может быть, и мир кажется таким же серым? Если вы получаете удоволь- ствие от еды, может быть, и мир тоже кажется интересным? Во время этой «ревизии» своих привычек не пытайтесь изменить что-либо, разве что исключите такие грубые отвлечения,
как чтение, что может делать только человек, который рассматривает еду как неизбежное зло или как периодическую «заправку топливом». В конце концов, это весьма важная био- логическая и (хотя пока мы не останавливаемся на этом аспекте) социальная функция. Вряд ли кто-нибудь будет читать во время исполнения такой важной биологической и социальной

И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
228
функции, как половой акт. Еда, сексуальность и, как мы увидим далее, дыхание – это реша- ющие факторы в деятельности организма, и на них стоит обратить внимание.
Метод 2: Вспоминание Упражнение 1
Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком труд- ную, например, посетите в фантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действи- тельно видите? Дверь – кто-нибудь ее открывает? Обстановку? Других людей? Не пытайтесь
«вытаскивать» что-то из ума, искать что-то, что «должно» быть здесь; просто «отправьтесь»
в то место, которое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть.
Упражнение 2
1. Теперь повторите эксперимент с воспоминаниями, но на сей раз не концентрируй- тесь исключительно на зрении, попытайтесь включить как можно больше чувств: вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, обоняли, чувствовали на вкус, осязанием,
как вы переживали собственные движения; попытайтесь восстановить эмоциональный тон,
который сопровождал этот опыт.
2. Избегаете ли вы вспоминать определенного человека? Замечаетеливы, чтоможете- вспомнитьнеживыеобъекты или фотографии людей, но не самих людей? Когда вы вспоми- наете ситуации, остаются ли они статическими или появляется движение? Присутствует ли в этом нечто драматическое? Возникают ли только отрывки или вы можете прослеживать детали, не теряя целого? Удаляются ли образы или затуманиваются?
Метод 3:
Обострение ощущения тела
Упражнение 1
«Сейчас я осознаю, что лежу на кушетке. Сейчас я осознаю, что собираюсь осуществ- лять эксперимент на осознава-ние. Сейчас я осознаю, что колеблюсь, спрашиваю себя, с чего начать. Сейчас я осознаю-замечаю, что за стеной звучит радио. Это напоминает мне… Нет,
сейчас я осознаю, что начинаю слушать, что передают… Я осознаю, что возвращаюсь от блуждания. Теперь я опять ускользнул. Я вспоминаю совет держаться поверхности. Сейчас я осознаю, что лежу со скрещенными ногами. Я осознаю, что болит спина. Я осознаю, что мне хочется переменить положение. Теперь я осуществляю это…» и т. д.
Упражнение 2
Попробуйте сначала обращать внимание только на внешние события – то, что видится,
слышится, источает запахи – но без подавления других переживаний. Теперь по контрасту сосредоточьтесь на внутренних процессах – образах, физических ощущениях, мышечных напряжениях, эмоциях, мыслях. Теперь попробуйте дифференцировать эти различные внут- ренние процессы, сосредоточиваясь на каждом из них так полно, как только можете: на обра- зах, мышечных напряжениях и т. п. Следите при этом, как ранее за всеми возникающими объектами, действиями, драматическими сценами и пр.
Упражнение 3
Сосредоточьтесь на своих «телесных» ощущениях в целом. Позвольте своему внима- нию блуждать по различным частям тела. По возможности «пройдите» вниманием все тело.
Какие части себя вы чувствуете? До какой степени и с какой ясностью существует для вас ваше тело? Отметьте боли и зажимы, которые вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Обращая на них внимание, не старайтесь преждевременно рас- слабить их, позвольте им продолжаться. Постарайтесь определить их точные местоположе- ния. Обратите внимание на ощущения кожи. Чувствуете ли вы свое тело как целое? Чув- ствуете ли вы связь головы с туловищем? Чувствуете ли вы свои гениталии? Где ваша грудь?
Конечности?
Упражнение 4

И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
229
Ходите, разговаривайте или сидите; осознавайте-замечайте проприоцептивные детали, никоим образом в них не вмешиваясь.
Упражнение 5
Сидя или лежа удобно, осознавайте различные ощущения тела и движения (дыхание,
возникающие зажимы, сокращения желудка и пр.); обратите внимание, нет ли во всем этом определенных комбинаций или структур – того, что происходит одновременно и образует единый паттерн напряжений, болей, ощущений. Обратите внимание, когда вы сдерживаете или останавливаете дыхание. Соответствуют ли этому какие-нибудь напряжения рук, паль- цев, перистальтика желудка, напряжение гениталий? Или, может быть, есть какая-нибудь связь между сдерживанием дыхания и напряжением ушей? Или между задерживанием дыха- ния и какими-нибудь тактильными ощущениями? Какие комбинации вы можете обнару- жить?
Метод 4:
Опыт непрерывности эмоций
Упражнение 1
Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие. Например, напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите кулаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить,
чтовсеэтовызываетсмутнуюэмоцию—вданномслучае фрустрированный страх. Если к этому переживанию вы можете добавить, скажем, фантазию, представление о каком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, эмоция разгорится с полной силой и ясностью. И, наоборот, в присутствии чего-то или кого-то, фрустрирующего вас, вы заме- чаете, что не чувствуете эмоции, пока не примете как свои собственные соответствующие телесные действия: в сжимании кулаков, возбужденном дыхании и т. п. вы начинаете чув- ствовать гнев.
Упражнение 2
Лежа, попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот? Лоб? Глаза?
Челюсти? Обретя эти ощущения, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?»
Не вмешивайтесь, просто позвольте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. В течение минуты вы можете почувствовать несколько разных настроений.
Упражнение 3
Посетите художественную галерею, желательно достаточно разнообразную. Бросайте лишь моментальный взгляд на каждую картину. Какую эмоцию, хотя бы неясную, она вызы- вает? Если изображается буря, чувствуете ли вы в себе соответствующие вихри и волнение?
Не пугает ли немного вот это лицо? Не раздражает ли этот яркий подбор красок? Каким бы ни было ваше мимолетное впечатление, не пытайтесь изменить его добросовестным разгля- дыванием, переходите к следующей картине. Обратите внимание, какое тонкое эмоциональ- ное чувство вызывает этот рисунок, и переходите к другому. Если ваши реакции кажутся слишком смутными и мимолетными или вы даже вообще не способны их отследить, не думайте, что это всегда будет так, повторяйте опыт при каждом удобном случае. Если трудно попасть в галерею, можете проделать то же самое с репродукциями.
Упражнение 4
1. Вновь и вновь оживляйте в фантазии опыт, который имел для вас сильную эмоци- ональную нагрузку. Каждый раз старайтесь вспомнить дополнительные детали. Например,
какой наиболее пугающий опыт вы можете вспомнить? Прочувствуйте вновь, как все это происходило. И еще раз. И снова. Употребляйте настоящее время.
2. Возможно, в фантазии всплывут какие-то слова, нечто, что вы или кто-то другой говорил в этой ситуации. Произносите их вслух, вновь и вновь; слушайте, как вы произно- сите их, почувствуйте, как вы переживаете их проговаривание и слушание. Вспомните ситу-

И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
230
ацию, в которой вы были унижены. Воспроизведите ее несколько раз. Обратите при этом внимание, не возникает ли в памяти какой-нибудь более ранний опыт подобного рода. Если это так, перейдите на него и проработайте ситуацию.
3. Делайте это для разного эмоционального опыта, насколько у вас хватит времени.
Есть ли у вас, например, незавершенные ситуации горя? Когда кто-то любимый вами умер,
моглиливыплакать? Еслинет, можетеливыэтосейчас? Можете ли вы мысленно встать у гроба и проститься? Когда вы были более всего разъярены? Пристыжены? В замешательстве? Чув- ствовали себя виноватым? Можете ли вы пережить эту эмоцию вновь? Если не можете, то можете ли вы почувствовать, что блокирует вас?
Метод 5: Вербализация Упражнение 1
1. Послушайте, как вы говорите в компании. Если есть возможность, запишите свой голос. Вы будете удивлены и, может быть, раздосадованы тем, как он звучит. Чем больше ваше представление о себе отличается от вашей реальной личности, тем сильнее в вас будет нежелание признать свой голос своим собственным.
2. Почитайте вслух стихи, которые вы знаете, и послушайте себя. Не вмешивайтесь в чтение, не старайтесь читать громче, яснее или выразительнее. Читайте так, как у вас полу- чается, повторяйте чтение и слушайте, пока не почувствуете интеграции речи и слушания.
3. Затем прочтите то же стихотворение внутренней речью – «в уме». Теперь вам уже должно быть легко слышать собственную внутреннюю речь. Сейчас, когда вы просто чита- ете книгу или газету, вслушайтесь в свою внутреннюю речь, «проговаривание» читаемого.
Сначала это замедлит чтение и, может быть, вызовет беспокойство, но через некоторое время вы сможете «слушать» так же быстро, как читаете; эта практика может улучшить вашу память благодаря возросшему контакту с материалом.
4. Наконец, попробуйте «прислушаться» к своему внутреннему разговору. Сначала это может заставить вас «замолчать», но через некоторое время беззвучное бормотание нач- нется снова. Вы услышите несвязные, «сумасшедшие» отрывки предложений, проплываю- щие вновь и вновь. Если это вызывает слишком большое беспокойство, поговорите с собой немножко намеренно: «Сейчас я слушаю себя. Не знаю, о чем бы подумать. Попробую про- делать молча эксперимент „здесь и сейчас“. Да, это звучит так же, как если бы я делал это вслух. А теперь я забыл, перестал слушать…»
5. Отмечайте модуляции вашего внутреннего голоса. Какой он – сердитый, жалую- щийся, ноющий, напыщенный? Или он звучит по-детски? Проговаривает ли он педантично все подразумеваемое после того, как значение уже понято?
Упражнение 2
Постарайтесь поддерживать внутреннее молчание, воздержитесь от внутренней речи;
при этом оставайтесь пробужденным и осознающим. Поначалу это может удаваться лишь на несколько секунд, «думание» навязчиво возобновится. Для начала хорошо, если вы хотя бы почувствуете разницу между внутренним молчанием и внутренней речью; позвольте им сменять друг друга. Хороший способ – координировать это с дыханием. Попробуйте оста- навливать внутреннюю речь во время вдоха. Затем, во время выдоха, дайте проговориться внутренне возникшим словам. Если вы занимаетесь в одиночестве, то полезным может быть проговаривание этих слов вполголоса, шепотом. Если вы будете настойчивы в этом экспе- рименте, ваши визуализации станут ярче, ощущения тела – определеннее, эмоции – яснее,
потому что внимание и энергия, используемые обычно в бессмысленном внутреннем гово- рении, теперь могут быть направлены на выполнение этих более простых и более фунда- ментальных функций.
Упражнение 3
Прислушайтесь к своей внутренней речи и постарайтесь ее интерпретировать: ее ритм,
тон, «ходовые» фразы. Кому вы говорите? С какой целью? Придираетесь и ворчите? Льстите

И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
231
кому-то? Не поворачиваете ли вы фразы так, будто что-то скрываете, сами не зная, что? Ста- раетесь произвести впечатление? Или это блеф? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за друга? Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория?
Метод 6:
Интегрирующее осознавание Упражнение 1
1. На основе осознавания любой реальной ситуации попробуйте произносить фразы,
более или менее адекватно выражающие эту ситуацию с точки зрения тела, чувств, рече- вых привычек, социальных отношений и пр. Например: «Я стискиваю челюсти и напрягаю пальцы… Иными словами, я сержусь, но не даю своему гневу выразиться… Иными словами,
мой голос звучит с нервной дрожью, но он мягок и сдержан… Иными словами, в нашем обществе возможность длительного контакта между людьми зависит от определенных огра- ничений в их поведении…»
2. Каждая из таких формулировок – имеющий отношение к делу и существенный взгляд на живую ситуацию. Практикуйтесь в легкой смене точек зрения, это углубит и рас- ширит вашу ориентацию в отношении того, где вы находитесь и что нужно делать.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   62


написать администратору сайта