Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕХНИКА 4. Работа со сновидениями

  • ТЕХНИКА 5. Преодоление сопротивления

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница30 из 62
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   62
    ТЕХНИКА 3. Интеграция полярностей
    Упражнение 1. «Разыгрывание ролей»
    Участники группы по предложению психотерапевта по очереди проигрывают некото- рые свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне часто извиняется,
    говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застен- чивого, робкого молодого человека. При этом его просят несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены.
    Если участник осознает свое поведение и желает от него избавиться, ему можно пору- чить сыграть роль человека с противоположными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказания и нра- воучений.
    Для разыгрывания роли каждому участнику дается по 5—10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечатлениями.
    Упражнение 2. «Борьба противоположностей»
    Психотерапевт определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль
    Нападающего, другому – Защищающегося.
    Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискуссию. Каждый из участни- ков должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать парт- нера, ругать его, поучать, говорить твердым, авторитарным голосом. Защищающийся – изви- няться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него
    Нападающий.
    Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняются ролями. Каждому участ- нику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Напада- ющего и чувство робости, унижения, незащищенности Защищающегося.
    Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в реальной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой.
    Упражнение 3. «Антикварный магазин»
    Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно выберите себе любой предмет и вооб- разите себя этим предметом.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    232
    Рассказывайте от имени этого предмета о себе: «Как вы себя чувствуете»; «Почему оказались в магазине»; «Кто и где ваш прежний хозяин» и т. д. Откройте глаза и поделитесь своими ощущениями с группой.
    Точно так же можно идентифицироваться с цветком, деревом, животным, вообразив себя в соответствующих условиях. Не стесняйтесь своих ощущений. Старайтесь, чтобы у вас не осталось незавершенных переживаний.
    Упражнение 4. «Два стула»
    Ведущий: «Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление проти- воположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил.
    Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каждой сменой роли вы будете менять стулья: „дружелюбное Я“ и „раздраженное Я“.
    Варианты: исполняемая роль может быть ролью человека, какой он сейчас; ролью ребенка, матери, отца, супруги (а) или начальника. Исполняемая роль может быть физиче- ским симптомом – язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может быть предметом, встретившимся во сне, например частью мебели, животным и т. д.
    Упражнение 5. «Дублирование»
    Вспомогательный игрок вербализует мысли и чувства, которые протагонист затрудня- ется высказать. Двойник внимательно наблюдает невербальные проявления. Дублер вслух высказывает свои догадки насчет того, что чувствует, о чем думает и что собирается сказать протагонисту. Тот, от чьего имени говорят, может изменить высказывания дублера, дополняя и уточняя их.
    Двойник может играть и субличность.
    Упражнения «Работа с именем»
    Ощущение идентичности развивается под влиянием окружения. Это реакция на воз- действия и влияния, которые были адресованы субъекту. Даже имя или имена, которые запи- саны в документах, влияют на судьбу. Они отражают родительские ожидания, направлен- ные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны.
    Кроме «официального» имени человек несет детские и «особенные» имена. Те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.
    Имя человека (в том числе «домашнее» имя, когда он был ребенком), прозвища, смена имени отражают идентичность, ожидания родителей, давших имя, влияет на развитие чув- ства идентичности.
    Предлагается несколько вариантов экспериментов, которые могут активизировать чув- ства, связанные с именем, и ассоциированных с именем отношений в первоначальной семье.
    Разные варианты экспериментов, выделяя разные фигуры, позволяют фокусироваться на разнообразных аспектах одной большой темы. Нет смысла делать их подряд, но стоит выбрать подходящий для данной сессии.
    1. Вспомните имена, которыми вас называли в детстве. Кто дал вам эти имена, в каких обстоятельствах вас называли тем или иным именем, кто вас так называл? Какие чувства вы испытываете сейчас, когда думаете об этих именах?
    2. Вспомните детские имена и прозвища. Какие чувства они вызывали? Выберите наи- более яркие. Соединитесь с проекцией. Поэкспериментируйте прямо сейчас. Какие чувства и к кому выражало это имя? Как к вам относились те, кто давал это имя или прозвище? Про- играйте сценки с вашим партнером.
    3. Какие у вас сейчас есть прозвища или ласкательные имена? Как вы их получили?
    Какие области жизни они затрагивают?
    4. Есть ли у вас сейчас разные имена дома и на работе? Если да, с чем это связано?

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    233 5. Вспомните ваши имена или определения и характеристики в разные периоды жизни.
    Как они влияли или влияют на ваше представление о себе сейчас?
    6. Представьтесь в круге тремя разными именами, сопровождая каждое интонацией и пантомимой.
    7. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно менялось?
    Гордились ли вы, любили свое имя, или были периоды негативного отношения?
    8. Какие у вас сейчас варианты имен? В каких ситуациях вас так называют, когда вы так представляетесь, кому, где? Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами? Какие у вас отношения с этими людьми?
    9. Какая связь имени и отношения к своему полу. Ваше имя – были ли случаи, когда вас называли именем, не соответствующим вашему полу, или которое вызывало насмешки?
    10. Как выбирали ваше имя родители, в честь кого, их ожидания. Что вы об этом знаете?
    11. Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для вас в разные периоды жизни?
    12. Как вы себя чувствуете с вашим именем среди толпы (среди других). Отношение к тем, у кого такие же имена, чувствуете ли вы себя хорошо или у вас возникают негативные чувства, когда есть еще люди с такими же именами? Если ваше имя уникальное – как вам среди тех, кто носит обыкновенное имя?
    13. Если бы вы выбирали себе имя заново, какое бы вы выбрали имя и почему, что оно могло бы символизировать? Какие есть доводы для сохранения старого имени? Какие резоны для выбора нового?
    14. Осознайте, как вы представляетесь, например, в данной группе, как вас называют
    – так, как вы представились, или иначе. Как вы на это реагируете? Как вы предпочитаете,
    чтобы вас называли, кто и когда? Какие варианты своего имени вы не любите?
    15. (Для замужних). Как повлияло на вашу идентичность смена или оставление деви- чьей фамилии после свадьбы, в случаях развода или вдовства. То, какую фамилию вы носите и почему, – что это значит для вас? Если ваша фамилия отличается от фамилии мужа, то как на это реагируют люди?
    ТЕХНИКА 4. Работа со сновидениями
    Работа со сновидением в гештальт-терапии предлагает рассматривать элементы сно- видения как части Я. Эти части – элементы личности, которые находятся в конфликте. Фре- дерик Перлз предложил для работы со сновидениями технику «идентификация с образом сна». Он предложил человеку, который работает со своим сном, «играть роль» персонажа из сна, двигаться и говорить от его имени.
    Упражнение 1
    Расскажите сон от первого лица. Выделите наиболее «энергетизированные» элементы сна. Последовательно идентифицируйтесь с каждым «объектом» из сна, произнесите моно- лог от его имени. Возможна организация диалога между элементами сна. Найдите проекцию этих отношений в «дневной» жизни (это действие называется «челнок»).
    Упражнение 2
    Выберите фрагмент сна и нарисуйте его. В паре выберете двух «персонажей» из сна.
    Вылепите из партнера, как из глины, одного из персонажей вашего сна. Это может быть дви- жущаяся скульптура. Повзаимодействуте с этой фигурой, действуя от имени второго персо- нажа. Поменяйтесь ролями – теперь вы сами сыграете ту роль, которую играл ваш помощ- ник, а он сыграет второго персонажа вашего сна.
    Упражнение 3. «Диалог снов»
    Нарисуйте иллюстрацию для сна, который приснился вам когда-то. Пусть это будет два или три предмета. В паре выберите из каждого рисунка по одному «персонажу». Пусть

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    234
    каждый из вас в роли своего персонажа проведет диалог с персонажем из сна другого чело- века. Проведите диалог между этими фигурами, осознайте, как и с кем этот же диалог мог бы иметь место в жизни.
    Упражнение 4. «Антисон»
    Работа в парах. Расскажите сон последовательно. Выберите и запишите списком все существительные, прилагательные и глаголы. Найдите антоним (противоположность) для каждого слова. Расскажите новую историю (сон), который состоит из этих новых слов,
    вашему партнеру.
    Упражнение 5 (в группе).
    Участник рассказывает сон. Каждый из слушателей выбирает одного из «персонажей»
    и делает рисунок. Затем в парах проиграйте роли этих персонажей, как вариант – разыграйте диалог между выбранными персонажами. Осознайте, какие ваши чувства оказались отра- жены в этом сне.
    ТЕХНИКА 5. Преодоление сопротивления
    Метод 1: Превращение слияния в контакт
    Упражнение 1
    1. Отметьте некоторые свои привычки – как вы одеваетесь, как чистите зубы, как открываете или закрываете дверь, как печете пирог. Если привычки не кажутся вполне эффективными или если изменения кажутся столь же хорошими, а кроме того, привносят разнообразие, попробуйте изменить их. Что произойдет? Получите ли вы удовольствие,
    учась делать что-то по-новому? Или вы встретитесь с сильными сопротивлениями? Не опро- кинет ли изменение одной какой-нибудь частности всю схему вашего заведенного порядка?
    Что происходит, когда вы наблюдаете, как кто-то выполняет работу, похожую на вашу? Не раздражают ли вас отличия, хотя бы небольшие, от того, как делаете это вы сами?
    Упражнение 2
    Проснувшись, прежде чем встать, подумайте о возможности чувствовать или действо- вать иначе, не так, как обычно. Не принимайте решений, которые должны быть непременно выполнены, просто живо визуализируйте возможные простые и легко выполнимые измене- ния в вашем обычном распорядке.
    Упражнение 3
    Рассмотрите как можно больше своих «черт» – речь, одежду, поведение в целом и пр. –
    и задайте себе вопрос, в подражание кому вы их обрели. Друзьям? Врагам? Если вы одоб- ряете в себе эту черту, чувствуете ли вы благодарность к ее источнику?
    Упражнение 4 367
    Понаблюдайте за своими реакциями на кинофильм или спектакль. Отметьте,
    насколько, обычно не замечая этого, вы отождествляетесь с действующими лицами. С
    какими именно? Не с теми ли, с кем, как вам кажется, трудно было бы отождествить себя?
    Упражнение 5
    Вспомните, по отношению к кому вы чувствуете вину или обиду. Вызвали ли бы подобные действия то же чувство, если бы они принадлежали кому-нибудь другому? Теперь вспомните свои отношения с этим человеком в целом. В какой степени вы принимаете как само собой разумеющееся то, что, может быть, этим человеком вовсе не принимается как само собой разумеющееся? Хотите ли вы изменить статус-кво? Тогда, вместо того чтобы мучить себя чувствами вины или обиды, поищите пути расширения области контакта!
    Метод 2: Работа с ретрофлексией. Исследование ложнонаправленного поведения
    Упражнение 1
    1. Когда мы употребляем такие выражения, как «Я спрашиваю себя» или «Я говорю себе», – что имеется в виду? Такие выражения, которые мы используем на каждом шагу,

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    235
    предполагают само собой разумеющимся, что человек как бы разделен на две части, что это как бы два человека, живущих в одном теле и способных разговаривать друг с другом.
    2. Попробуйте действительно понять, что, «спрашивая себя» о чем-то, вы задаете ретрофлексивный вопрос. Вы не знаете ответа, иначе бы вы не задавали вопрос. Кто в вашем окружении знает или должен был бы знать? Если вы можете определить, кто это, можете ли вы почувствовать, что хотели бы задать свой вопрос не себе, а ему? Что удерживает вас от этого? Застенчивость? Боязнь отказа? Нежелание обнаружить свое невежество?
    3. Когда вы «советуетесь с собой» о чем-то, можете ли вы осознать свои мотивы? Они могут быть разными. Это может быть игра, домогательство, утешение или выговор самому себе. Чем бы это ни было, кого вы подменяете собой?
    4. Рассмотрите самопорицание (угрызения совести). Вы найдете здесь не подлинное чувство вины, а лишь притворное ощущение себя виновным. Обратите упрек, найдя того,
    кому он реально адресован. Кого вы хотите укорить? Кого вы хотите переделать? В ком вы хотите вызвать чувство вины, притворяясь, что испытываете его сами?
    5. Рассмотрите случаи самосожаления и самонаказания в вашей жизни и попробуйте ответить на следующие вопросы. Кого вы хотите пожалеть? От кого вы хотели бы получить сочувствие? Кого вы хотите наказать? Кем вы хотели бы быть наказаны?
    Упражнение 2
    1. Хотя немногие из нас страдают неврозом навязчивости, но всем нам свойственна известная мера принудительности. Пытаясь заставить себя делать то, чего вы сами не хотите делать, вы работаете против мощного сопротивления. Перспектива достижения цели прояс- няется, если вместо принуждения вы займетесь выяснением того, какие препятствия стоят на вашем пути (то есть посмотрите на себя, стоящего на своем пути).
    2. Обратите ситуацию, в которой вы принуждали бы себя, в ситуацию, когда вы при- нуждаете другого выполнить задание за вас. Будете ли вы пытаться манипулировать средой с помощью магических слов? Или вы будете угрожать, командовать, подкупать, награждать?
    3. С другой стороны, как вы реагируете, когда вас принуждают? Притворяетесь глу- хим? Даете обещания, которые не собираетесь выполнять? Или вы реагируете чувством вины и выплачиваете свой долг презрением к себе и отчаянием?
    Упражнение 3
    1. Еще одна важная ретрофлексия – чувство презрения к самому себе, самоуничиже- ние. Когда отношения человека с самим собой нарушены, все его межличностные отноше- ния тоже нарушены. Человек хронически пребывает в плохих отношениях с самим собой,
    если у него сложилась привычка все время оценивать себя и сравнивать свои реальные достижения со своими наивысшими требованиями к ним.
    2. В чем вы сомневаетесь относительно себя? Не доверяете себе? За что осуждаете себя?
    3. Можете ли вы обратить эти отношения? Кто этот Икс, в котором вы сомневаетесь?
    Кого вы презираете? С кого хотели бы сбить спесь? Не является ли ваше чувство неполно- ценности скрытым высокомерием? Можете ли вы рассмотреть свое самоуничижение и уви- деть в нем ретрофлектиро-ванное желание уничтожить кого-то?
    Упражнение 4
    1. Еще один важный тип ретрофлексии – интроспекция. Это «глазение» на самого себя.
    Наблюдающий отделен от наблюдаемой части, и пока это разделение не «срастется», чело- век не почувствует, что возможно самоосознавание, которое не есть интроспекция.
    2. Рассмотрите свою интроспекцию. Какова ваша цель? Вы ищете какую-то тайну?
    Пытаетесь вытащить какое-то воспоминание? Надеетесь (или боитесь) столкнуться с чем- то неожиданным? Не смотрите ли вы на себя пристальным оком сурового родителя, чтобы удостовериться, что вы не наделали недозволенного? Или вы стараетесь найти что-то, что

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    236
    будет соответствовать теории, например, той, которая развивается на этих страницах? Или,
    наоборот, вы усматриваете, что таких подтверждений нет? Обратите подобные отношения на окружающих людей. Есть кто-нибудь, чьи «внутренности» вы хотели бы рассмотреть?
    3. Есть ли кто-нибудь, за кем вы хотели бы строго смотреть? Независимо от цели вашего интроспектирования, как вы это делаете? Докапываетесь до чего-то? Или вы похожи на грубого полисмена, который стучит в дверь и требует открыть немедленно? Или вы смот- рите на себя робко, украдкой или уставились на себя невидящими глазами? Или вы подта- совываете события, чтобы они соответствовали вашим ожиданиям? Фальсифицируете их путем преувеличения? Или вы «спускаете их на тормозах»? Или вы выделяете только то, что соответствует вашим ближайшим целям? Короче, обратите внимание, как функционирует ваше Я. Это гораздо важнее, чем частное содержание.
    Метод 3: Работа с ретрофлексией.
    Мобилизация мускулов
    Упражнение 1
    1. В здоровом организме мышцы ни зажаты, ни расслаблены (дряблы), они нахо- дятся в среднем тонусе, готовые выполнять движения, поддерживающие позу равновесия,
    обеспечивать передвижение или манипулирование объектами. В начале этого эксперимента не расслабляйтесь, пока не будете в состоянии справиться с мышечным возбуждением,
    высвобождаемым таким образом. С самого начала будьте готовы к неожиданным взрывам гнева, выкрикам, позывам к рвоте, мочеиспусканию, сексуальным импульсам и пр. Но такие импульсы, которые вы можете пережить в начале, довольно близки к поверхности, и вы легко с ними справитесь. Тем не менее, чтобы избежать возможного замешательства, мы советуем выполнять мышечные эксперименты в одиночестве. Кроме того, если вы склонны к приступам тревожности, прежде чем предпринимать интенсивное мышечное сосредото- чение, проработайте то, что вы собираетесь делать, с помощью внутренней вербализации.
    2. Лежа, не расслабляясь произвольно, почувствуйте свое тело. Отметьте, в какой обла- сти ощущаются боли – головная боль, боль в спине, писчий спазм, желудочный спазм, ваги- низм и т. д. и т. п. Почувствуйте, где есть зажимы. Не «входите» в зажим и ничего с ним не делайте. Осознайте напряжения глаз, шеи, области вокруг рта. Позвольте своему вниманию последовательно пройти по ногам, нижней части туловища, рукам, груди, шее, голове. Если вы заметите, что лежите сгорбленно, исправьте положение. Не делайте резких движений,
    дайте возможность ощущению себя мягко развиваться. Заметьте тенденцию вашего орга- низма к саморегуляции – тенденцию отпустить что-то в одном месте, потянуться в другом и пр.
    3. Не обманывайте себя, что вы чувствуете свое тело в тех случаях, когда вы всего лишь визуализируете или «теоретически» знаете о нем. Если вы склонны к последнему, вы работаете с представлением о себе, а не с собой. Но это представление о себе навязано вам вашим Я с его сопротивлениями; оно не обладает саморегуляцией и спонтанностью. Оно не исходит из чувствования-осознавания организма. Можете ли вы, выжидая, не доверяя визу- ализациям и теориям, обрести жар осознавания, возникающий непосредственно в частях тела, на которых вы сосредоточиваете внимание?
    4. Продвигаясь, обратите внимание, какие возражения каждому определенному моменту самоосознавания могут у вас возникнуть. Не питаете ли вы презрения к физиче- скому функционированию? Или вы стыдитесь, что вы – тело? Не считаете ли вы дефека- цию болезненной и грязной необходимостью? Не пугает ли вас тенденция сжимать кулаки?
    Не боитесь ли вы нанести удар? Или того, что ударят вас? Не беспокоит ли вас ощущение напряжения в гортани? Не боитесь ли вы закричать?
    5. В тех частях тела, которые вам было особенно трудно ощутить, вы, скорее всего,
    испытаете острую боль, болезненную тупость, судорогу, когда восстановите чувствитель-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    237
    ность. Если такие боли возникнут, сосредоточьтесь на них. Разумеется, мы имеем в виду только функциональные или «психогенные» боли, а не результаты физических повреждений или инфекций. Старайтесь не впасть в ипохондрию, но, если возникают сомнения, обрати- тесь к врачу. Если возможно, найдите такого врача, который разбирается в психосоматиче- ских расстройствах.
    Упражнение 2
    Чрезвычайно полезный способ понять значение определенных болей и напряжений –
    вспомнить соответствующие расхожие выражения. Как правило, они содержат веками про- веренную мудрость. Например: если у меня жесткая шея, не упрям ли я? У меня болит шея.
    Что причиняет мне боль в шее?
    Я высоко задираю голову; не высокомерен ли я? Я выдвигаю вперед подбородок; не хочу ли я лидировать? Мои брови выгибаются дугой; не надменен ли я? У меня сжимается горло; не хочу ли я закричать? Я насвистываю в темноте; не боюсь ли я чего-то? Мое тело дрожит; я испуган? У меня нависающие брови; я сержусь? Я чувствую себя разбухающим;
    не готов ли разразиться гневом? Мое горло стянуто; нет ли там чего-то, что я не могу про- глотить? Я чувствую тошноту; чего я не могу переварить?
    Упражнение 3
    1. До сих пор вы исследовали себя и мягко к себе приспосабливались, чтобы дальше ориентироваться в своих ощущениях; теперь настало время явно выразить функции, кото- рые скрыты в зажатых мышцах, превратить мышечные зажимы в контролируемое поведе- ние. С ориентацией мы должны сочетать возможность манипулирования в среде. Наш сле- дующий шаг в разрешении проблем хронических мышечных напряжений – и любых других психосоматических симптомов – состоит в обретении адекватного контакта с симптомом и принятии его за свой собственный.
    2. Примените к головной боли или другому подобному симптому метод эксперимента на концентрацию. Отдайте ей свое внимание и позвольте спонтанно образовываться фигуре
    (фону). Если вы можете принять боль, она явится мотивирующим интересом; это ощущение,
    вызывающее заинтересованность. В рассасывании боли важно уметь ожидать ее развития.
    Позвольте этому происходить самому по себе, без вмешательства и без предварительных идей. Если вы войдете в контакт, фигура будет становиться все более ясной, и вы сможете разрешить болезненный конфликт. Но нужно иметь в виду, что в течение длительного пери- ода после начала работы изменения могут быть очень медленными, особенно если вы ждете с самого начала яркой драмы, так что вы рискуете потерять терпение.
    3. Боль будет перемещаться, расширяться или сужаться, менять интенсивность, каче- ство и т. п. Старайтесь замечать, в каких местах и в каком направлении вы сжимаете опре- деленные мускулы, определять форму и размеры зажимов. Будьте внимательны к каждому дрожанию, почесыванию, «электричеству», вздрагиванию – короче, ко всем знакам биоло- гического возбуждения. Такие ощущения возбуждения, вегетативные или мышечные, могут появляться волнами или быть постоянными, возрастать или убывать. По мере развития зуда,
    например, посмотрите, можете ли вы удержаться от преждевременного почесывания; сосре- доточьтесь на нем и следите за его развитием. Позвольте возбуждению выйти на передний план. Если эта процедура проведена правильно, она в конце концов оставляет вас с чувством здоровья и благополучия. Эта техника применима не только к психосоматическим болям, но также к усталости, неопределенному возбуждению, приступам тревожности.
    Упражнение 4
    1. При выполнении предыдущих упражнений вы, возможно, испытаете тревогу, кото- рая, как мы видели, является попыткой с помощью саморегуляции преодолеть неправиль- ное дыхание во время усиливающегося возбуждения. Независимо от того, есть ли тревога,
    проведите следующий дыхательный эксперимент.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    238 2. Сделайте 4–5 глубоких вдохов и выдохов. Затем мягко вдыхайте, хорошо обеспечи- вая выдох, но без усилия. Можете ли вы почувствовать поток воздуха в горле, в носоглотке, в голове? При выдохе ртом дайте воздуху спокойно выходить и подставьте руку, чтобы почув- ствовать поток. Не держите ли вы грудь расширенной, даже когда в нее не входит воздух?
    Втягиваете ли вы живот во время вдоха? Можете ли вы прочувствовать мягкий вдох до под- ложечной ямки и тазовой области? Чувствуете ли вы движение ребер вширь по бокам и на спине? Обратите внимание на напряжения в горле; на челюсти; на смыкания в носоглотке.
    Обратите особенное внимание на напряжения в диафрагме. Сосредоточьтесь на этих напря- жениях и зажимах и следите за их развитием. В течение дня, особенно в те моменты, когда испытываете интерес (в работе, когда рядом кто-то сексуально привлекательный, при вос- приятии произведений искусства, при столкновении с важной проблемой), обратите внима- ние, как вы стараетесь сдержать дыхание, вместо того чтобы дышать глубже, как биологиче- ски естественно в такой ситуации. Что вы удерживаете, сдерживая дыхание? Крик? Попытку убежать? Желание ударить? Рвоту? Выпускание газов? Плач?
    Метод 4: Работа с ретрофлексией.
    Совершение вновь обращенного действия
    1. Сосредоточиваясь на различиях между левой и правой сторонами тела, вы можете в значительной степени восстановить тонкие моменты равновесия, необходимые для хорошей позы и правильного передвижения. Лягте на спину на пол. Поработайте сначала над выем- кой в пояснице и дугой – в шее. Хотя ни то, ни другое не было бы в воздухе, если бы ваша лежачая поза была правильной, не старайтесь расслабиться или насильно заставить позво- ночник распрямиться. Согните ноги в коленях и слегка раздвиньте их, опираясь подошвами о пол. Это уменьшит напряжение в позвоночнике, но вы все еще можете почувствовать жест- кость спины и тянущее ощущение в ногах. Допустите спонтанно возникающие движения в направлении более удобной позы. Теперь сравнивайте каждую анатомическую часть правой стороны с левой. Вы найдете много отклонений от билатеральной симметрии. Ощущение,
    что вы лежите «совершенно криво», выражает, хотя и в несколько преувеличенном виде, то,
    что на самом деле имеет место. Следуя внутренним давлениям в организме, по мере того,
    как вы их замечаете, мягко меняйте позу – очень, очень медленно, без резких движений.
    Сравнивайте левый и правый глаз, плечи, ноги, руки и т. д.
    2. В процессе этой работы держите колени несколько раздвинутыми, руки свободными и нескрещенными. Отметьте тенденцию соединить их, если она возникнет. Посмотрите,
    что это может означать. Вы хотите защитить ваши гениталии? Вы чувствуете себя слишком открытым и беззащитным перед миром, когда вы так лежите? Кто может напасть на вас?
    Или вы хотите связать себя из страха, что иначе вы распадетесь на куски? Не являются ли ваши различия правого и левого выражением желания одной рукой ухватиться за кого-то,
    а другой – оттолкнуть его? Пойти куда-то и в то же самое время не пойти? Когда вы пыта- етесь устроиться поудобнее, как вы это делаете? Вы извиваетесь? Ежитесь? Переползаете?
    Не чувствуете ли вы себя в ловушке?
    3. Очень важная связь и важные различия существуют между передней и задней поло- винами тела. Например, возможно, что в то время, когда вы делаете вид, что смотрите перед собой, на самом деле вас постоянно интересует то, что сзади вас, так что вы никогда не видите, где находитесь. Какой неизвестной вещи вы ждете сзади? Или вы надеетесь, что нечто возьмет вас приступом? Если вы склонны спотыкаться и легко падать, сосредоточение на различиях между передней и задней частью может оказаться очень полезным.
    4. Давая развиваться мышечным ощущениям, вы можете иногда почувствовать смут- ное, но сильное желание проделать определенное движение. Это может быть какое-то про- тягивание или вытягивание. Попробуйте последовать этому импульсу. Если чувство уси- лится, протяните всю руку и – как естественное продолжение этого жеста – все тело. К чему

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    239
    вы устремились? К матери? К отсутствующей возлюбленной? Не переходит ли в какой-то момент протягивание рук в отталкивание? Если это так – оттолкните. Оттолкнитесь от чего- то твердого, как стена. Делайте это с силой, соответствующей вашему чувству.
    5. Или, предположим, ваши губы сжимаются и голова клонится на сторону. Дайте вашей голове двигаться из стороны в сторону и скажите «нет!». Можете вы сказать это твердо и громко? Или ваш голос дрожит и прерывается? Вы просите? Оправдываетесь? Или,
    прямо наоборот, ваш отказ вырастает в общее чувство неповиновения и бунта, с ударами,
    пинками и криками? Что это значит?
    6. При выполнении этих подражательных движений ничего нельзя достичь насильно.
    Это превращается в актерство и сбивает вас с нужного пути. Ваше понимание того, что хочет быть выраженным, должно расти из исследования и развития ваших чувств в их собствен- ном значении для вас. Если движения правильные и происходят в правильном ритме и в правильное время, они кристаллизуют ваши чувства и прояснят значение ваших межлич- ностных отношений.
    Метод 5: Работа с интроекцией.
    Итроецирование и еда
    Упражнение 1
    1. Сосредоточьтесь на своей еде, без чтения или «дума-ния». Просто обратитесь к вашей пище. Моменты еды стали для нас в основном поводом для различных социальных действий. Примитивное существо уединяется, чтобы поесть. Последуйте – ради экспери- мента – его примеру: один раз в день принимайте пищу в одиночестве и учитесь есть. Это может занять около двух месяцев. Если вы нетерпеливы, это может показаться слишком дол- гим, вам захочется магических способов, быстрых результатов без усилия. Но, чтобы изба- виться от своих интроектов, вы сами должны совершить работу по разрушению старых сте- реотипов и новой интеграции.
    2. Отмечайте свои сопротивления при обращении к пище. Чувствуете ли вы вкус только первых кусков, а потом впадаете в транс «думания», грез, желания поговорить – и при этом теряете ощущение вкуса? Откусываете ли вы куски того, что едите, определенным и эффек- тивным движением передних зубов? Иными словами, откусываете ли вы кусок бутерброда,
    который держите в руке, или только сжимаете челюсти, а потом движением руки отрываете кусок? Используете ли вы зубы до полного разжижения пищи? Пока просто замечайте, что вы делаете, без произвольных изменений. Многие изменения будут происходить сами собой,
    спонтанно, если вы будете поддерживать контакт с пищей.
    3. Когда вы осознаете свой процесс еды, чувствуете ли вы жадность? Нетерпение?
    Отвращение? Или вы обвиняете спешку и суету современной жизни в том, что вам прихо- дится проглатывать пищу? Иначе ли обстоит дело, когда у вас есть свободное время? Избе- гаете ли вы пресной, безвкусной пищи или проглатываете ее без возражений? Чувствуете ли вы «симфонию» запахов и структуры, фактуры пищи или вы настолько десенситизировали свой вкус, что для него все более или менее одинаково?
    4. Как обстоит дело не с физической, а с «ментальной» пищей? Задайте себе подоб- ные вопросы, например, относительно читаемой печатной страницы. Проскальзываете ли вы трудные абзацы или прорабатываете их? Или вы любите только легкое чтение, то, что можно проглотить без активной реакции? Или вы принуждаете себя читать только «труд- ную» литературу, хотя ваши усилия доставляют вам мало радости?
    5. А как с кинофильмами? Не впадаете ли вы в своего рода транс, при котором вы как бы «тонете» в сценах? Рассмотрите это как случай слияния.
    Метод 6. Работа с интроекцией.
    Изгнание и переваривание интроектов
    Упражнение 1

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    240
    Каждый раз во время еды один кусок – помните: только один! – разжевывайте полно- стью до разжижения; не дайте ни одному кусочку проскользнуть неразрушенным, выиски- вайте их своим языком и вытаскивайте из уголков рта для дальнейшего разжевывания; когда вы почувствуете, что пища полностью разжижена – глотайте ее.
    Упражнение 2
    1. В качестве функционального соответствия жеванию одного куска найдите себе такую же работу в интеллектуальной сфере. Например, возьмите одно трудное предложение в книге, которое кажется «крепким орешком», и тщательно его проанализируйте, разложите на части. Найдите точное значение каждого слова. Определите, ясно или смутно, истинно или ложно предложение в целом. Сделайте это предложение своим или уясните, какую его часть вы не понимаете. Может быть, это не ваше непонимание, а предложение непонятно.
    Решите это для себя.
    2. Еще один полезный эксперимент, использующий функциональную тождественность между съеданием физической пищи и «перевариванием» межличностной ситуации, таков:
    когда вы пребываете в неспокойном настроении – сердиты, подавлены, обвиняете кого-то, то есть склонны к «проглатыванию» – произвольно примените свою агрессию, набрасываясь на какую-то физическую пищу. Возьмите яблоко или кусок черствого хлеба и обратите на него свое возмездие. В соответствии со своим состоянием жуйте его так нетерпеливо, поспешно,
    злобно, жестоко, как вы только можете. Но кусайте и жуйте, а не глотайте!
    Упражнение 3
    Хотя это и неприятно, но нет иного пути, чтобы обнаружить, что в тебе не является частью тебя, кроме как восстановить отвращение и сопровождающий его импульс отвер- жения. Если вы хотите освободиться от этих чуждых вкраплений, интроектов в вашей лич- ности, вы должны, в дополнение к жевательному упражнению, интенсифицировать осо- знавание вкуса, находить места, где вкус отсутствует, и восстанавливать его. Осознавайте изменение вкуса во время жевания, различия в структуре, консистенции, температуре пищи.
    Делая это, вы наверняка возродите отвращение. Тогда, как и при любом другом болезненном опыте, который является вашим собственным, вы должны принять и это, осознать это. Когда,
    наконец, появляется импульс рвоты, последуйте ему. Это кажется вам ужасным и болезнен- ным только из-за ваших сопротивлений. Маленький ребенок делает это с легкостью; сразу же после этого он снова счастлив, освободившись от чуждой материи, беспокоившей его.
    Упражнение 4
    1. Вот простое упражнение для того, чтобы начать работу над подвижностью фикси- рованной челюсти. Если вы заметили, что ваши зубы часто сжаты или что вы находитесь в состоянии суровой решимости, вместо того чтобы работать с легкостью и интересом, поз- вольте своим верхним и нижним зубам легко соприкасаться. Держите их не сжатыми и не разомкнутыми. Сосредоточьтесь и ждите развития. Рано или поздно ваши зубы начнут сту- чать, как от холода. Дайте этому развиться – если это будет происходить – в возбуждение общей дрожи по всем мышцам. Дайте свободу этому состоянию, пока вы не будете весь трястись и дрожать. Если вам удался этот эксперимент, используйте возможность увели- чить свободу и растяжение связок суставов нижней челюсти. Смыкайте зубы в различных положениях – резцы, передние коренные, задние коренные, а в это время сожмите пальцами голову там, где челюсти переходят в уши. Найдя болезненные точки напряжения, исполь- зуйте их как места сосредоточения. Если вы достигли общего дрожания в этом или других экспериментах, используйте это для того, чтобы полностью отпустить всякую ригидность –
    до головокружения или прекращения напряжения.
    2. Попробуйте противоположное – сильное сжатие зубов в любом положении – как при откусывании. Это создаст болезненное напряжение в челюстях, которое распространится на

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    241
    десны, рот, горло, глаза. Сосредоточьтесь на паттерне напряжения и затем так внезапно, как можете, освободите челюсти.
    3. Чтобы вернуть подвижность жесткому рту, откройте его широко, когда разговарива- ете, а затем «откусывайте» свои слова. Выбрасывайте их, как пули из пулемета.
    Упражнение 5
    В этом упражнении координируются дыхание и мышление (внутренняя речь). Пого- ворите про себя (молча, внутренне), но обращаясь к определенной аудитории, может быть,
    к одному человеку. Будьте внимательны к своей речи и своему дыханию. Постарайтесь не оставлять слов в горле («уме») во время вдоха; выпускайте одновременно дыхание и мысли.
    Заметьте, как часто вы сдерживаете дыхание. Вы вновь увидите, как много в вашем мышле- нии от односторонних межличностных отношений, а не обмена; вы всегда читаете лекцию,
    комментируете, судите или защищаете, расследуете и пр. Поищите совпадение ритма речи и слушания, отдавания и принятия, выдоха и вдоха. (Эта координация дыхания и внутренней речи – хотя одного этого и недостаточно – является основой терапии заикания.)
    Метод 7: Работа с проекцией.
    Обнаружение проекций
    Упражнение 1
    1. Страх быть отвергнутым очень важен для всех невротиков, поэтому мы можем начать наши упражнения с него. Картина отвергнутости – сначала родителями, а теперь дру- зьями – в большей степени создается, обыгрывается и поддерживается невротиком. Хотя такие утверждения могут иметь основания, противоположное также верно – невротик отвер- гает других за то, что они не живут в соответствии с фантастическим идеалом или стандар- том, который он им предписывает. Поскольку он спроецировал свое отвергание на других,
    он может, не чувствуя никакой ответственности за ситуацию, считать себя пассивным объ- ектом всякого рода необоснованной вражды, недоброжелательства и даже мести.
    2. Что касается вас – вы чувствуете себя отвергнутым? Кем? Матерью, отцом, сестрой,
    братом? Таите ли вы на них зло за это? На каких основаниях вы отвергаете их? В чем они не отвечают вашим требованиям?
    3. Вызовите в фантазии кого-нибудь из знакомых. Любите ли вы (или не любите) этого
    Икс? Любите вы или не любите ту или иную его черту или образ его действий? Визуализи- руйте его (или ее) и поговорите с ним (с ней) вслух. Скажите ему, что вы принимаете в нем то-то и то-то, не хотите больше терпеть того-то, не выносите, когда он делает то-то, и т. д.
    Повторяйте этот эксперимент много раз. Говорите ли вы неестественно? Неуклюже? Сму- щенно? Чувствуете ли вы то, что говорите? Не появляется ли тревожность? Вы чувствуете себя виноватым? Боитесь, что своей искренностью вы можете непоправимо испортить отно- шения? Убедитесь в разнице между фантазией и материальной реальностью, что обычно проецирующий и путает.
    4. Теперь решающий вопрос: не чувствуете ли вы, что это вы отвергаете на тех самых основаниях, на которых вы считаете себя отвергаемым? Вам кажется, что люди смотрят на вас свысока? Если так, можете ли вы вспомнить случаи, когда вы смотрели свысока (или хотели бы) на других? Не отвергаете ли вы в себе тех самых черт, за которые, как вы дума- ете, другие отвергают вас? Тощий, жирный, кривозубый – что еще вы не любите в себе?
    Полагаете ли вы, что другие так же презирают вас за эти недостатки, как вы сами? С дру- гой стороны, не замечаете ли вы, как вы приписываете другим вещи, нежелательные в себе?
    Обманув кого-то, не говорите ли вы: «Он чуть было не обманул меня!»?
    Упражнение 2
    1. Рассмотрите свои словесные выражения. Переведите их, как с одного языка на дру- гой: все предложения, в которых «оно» является подлежащим, а «я» – второстепенным чле- ном предложения, замените на такие, где «я» будет подлежащим. Например, «Мне вспом-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    242
    нилось, что мне назначили встречу» замените на «Я вспомнил, что у меня встреча». Ставьте себя в центр предположений, которые вас касаются; например, выражение «Я должен это сделать» означает «Я хочу это сделать», или «Я не хочу этого делать и не буду, но при этом я выдумываю себе оправдания», или «Я удерживаюсь от того, чтобы делать что-то другое».
    Переделайте также предложения, в которых вы действительно должны быть объектом, в такие, где вы переживаете что-то. Например: «Он ударил меня» в «Он ударил меня, и я испы- тываю удар»; «Он говорит мне» в «Он что-то говорит мне, и я слушаю это».
    2. Тщательно рассматривайте содержание этого «оно» в таких выражениях; переведите словесную структуру в визуальную фантазию. Например: «Мысль пришла мне в голову».
    Как она это сделала? Как она шла и как вошла? Если вы говорите: «У меня болит сердце»,
    испытываете ли вы боль по какому-то поводу всем своим сердцем? Если вы говорите:
    «У меня болит голова», не сжимаете ли вы мускулы таким образом, что причиняете вред голове, – или даже для того, чтобы причинить вред?
    3. Вслушайтесь в язык других людей и попробуйте переводить его таким же образом.
    Это прояснит для вас многое в их отношениях. В то же время вы начнете понимать, что в жизни, как в искусстве, хотя важно и то, что говорится, еще важнее структура, синтаксис,
    стиль – это выражает характер и мотивацию.
    Метод 8: Работа с проекцией. Ассимилирование проекций
    Упражнение 1
    1. Чтобы растворить иррациональную «совесть», нужно сделать два шага. Во-первых,
    переведите фразу типа «Моя совесть или мораль требует» в «Я требую от себя…», то есть переведите проекцию в ретрофлексию.
    2. Обратите ретрофлексию в обоих направлениях, то есть в «Я требую от Икс» и «Икс
    (например, общество) требует от меня». Нужно отличать действительные требования и при- нуждения общества как от своих личных требований, так и от своих интроекций. Посмот- рите, как вы ведете себя в своей «совести»: придираетесь? Ворчите? Угрожаете? Шантажи- руете? Бросаете горькие, обиженные взгляды? Если вы сосредоточитесь на этих фантазиях,
    то увидите, сколь многое в вашем «моральном долге» является вашей собственной скрытой атакой, что представляет собой частично интроецированные влияния, и какая часть рацио- нальна.
    Метод 9: Работа в группе Упражнение 1. «Я и объект»
    Все участники разбиваются на пары. Затем их просят начать перемещаться по поме- щению и за его пределами и де-латьэтодотогомомента, покаониненатолкнутсянака-кой-то действительно крупный объект, например на картину, арку или какую-то другую архитек- турную или декоративную деталь. После этого один из членов пары начинает описывать данный объект, говоря от лица этого объекта. Например, человек, остановившийся рядом с картиной, может сказать следующее: «Я большой, имею продолговатую форму. Я преиму- щественно выкрашен в зеленый цвет и поделен на две части. Моя нижняя половина темнее верхней…» Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет дано в достаточной степени подробное описание объекта. Далее члены пары меняются ролями, находят другой объект,
    и участник, который только что слушал описание своего партнера, сам начинает описывать выбранный объект.
    Часто мы приписываем качества, являющиеся на самом деле нашими собственными,
    другим людям. Например, мы можем заметить, что какой-то человек чересчур разговорчив,
    в то время как другим людям абсолютно ясно, что в действительности это мы сами чересчур разговорчивы. В процессе выполнения данного упражнения становится вполне очевидно,
    что мы можем приписывать объектам собственные качества. Во время выполнения данного упражнения или в процессе обсуждения, проводимого после выполнения упражнения, часто получается так, что все участники приходят к пониманию того, что они описывали различ-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    243
    ные аспекты собственной личности, а не особенности и внешний вид объекта. Это можно сделать предметом обсуждения, проводимого по завершении выполнения упражнения.
    После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения, при этом особо выделяются два аспекта: во-первых, процесс
    выполнения упражнения (как участники его выполняли и что при этом чувствовали), а во- вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). Как и во многих других случаях, процесс более важен, чем содержание, и иногда тренер может при- нимать решение проводить обсуждение только процесса. Тренер должен помогать группе в определении способов, при помощи которых знания, приобретенные в результате выполне- ния данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью участников. По возможности тренер также участвует в выполнении упражнения.
    Тренер просит всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, как они считают, им удалось научиться, выполняя данное упражнение.
    Участникам дается пять минут на вопросы, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и вообще на проговаривание всего того, что возникло в процессе выпол- нения упражнения.
    Упражнение 2. «Самоописание»
    Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Затем участники начинают описывать себя в третьем лице своим партнерам. Опи- сание в третьем лице может быть, например, таким: «Сергей – высокий мужчина, его вес находится практически в идеальном соотношении с его ростом. У него светло-коричневые волосы с легкой проседью. Он носит очки и выглядит…» Каждый участник описывает себя в течение пяти минут, затем члены пары меняются ролями.
    После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение, как в предыдущем упражнении.
    Оценивание проходит в форме инициируемого тренером обсуждения того, каким образом приобретенные в результате выполнения данного упражнения знания могут быть использованы в жизни.
    Участников просят потратить несколько минут на обсуждение своих планов на бли- жайшее будущее: что они собираются делать на каникулах, в отпуске, на выходных, предсто- ящие «выходы в свет» и т. д. Такая процедура позволяет участникам немного отстраниться от выполнения упражнения и вернуться к своим «нормальным» ролям.
    Упражнение 3. «Я и не-Я»
    Это один из вариантов медитативного упражнения. Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары усаживаются друг напротив друга. Затем один из членов пары начинает описывать себя своему партнеру, говоря о наличии у себя того или иного качества,
    а затем заявляя о его отсутствии: «Я испытывало чувство злости, и я не испытываю чувство злости… Я добрый, и я не добрый… Я человек спокойный, и я человек не спокойный…»
    Это упражнение выполняется на протяжении 5—10 минут, за это время участник должен успеть рассказать своему партнеру о своих самых разнообразных личных качествах и чер- тах, обозначая при этом оба полюса. Затем члены пары меняются ролями.
    После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения (см. выше).
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   62


    написать администратору сайта