Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЗИЦИЯ И ДИСТАНЦИЯ

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница5 из 62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
    Генерализация – это обобщение конкретного опыта и распространение его на другие сходные ситуации, обобщение конкретного опыта, проявляющееся в употреблении универ- сальных квантификаторов «всегда», «никогда», «никто», «все», «каждый» и т. д.
    Опущение – процесс фильтрации информации, при котором человек исключает что- либо из внимания. Простое опущение проявляется в том, что в предложении отсутствует указание на объект, лицо или событие.
    Искажение – преувеличенная субъективизация информации, подчинение восприятия и действия индивидуально-своеобразным регуляторам. О номинализации говорят, когда в высказывании действие заменяется объектом (с точки зрения грамматического состава вме- сто глагола употребляется существительное). Таким образом, человек как бы консервирует существующее состояние, отказывается изменяться и быть ответственным за свои действия.
    Это общие правила, по которым строится любая языковая репрезентация, они харак- терны для любого сообщения и связаны с тем, что в общении контекст дополняет сказанное,
    у партнеров по общению в определенной мере совпадают личностные смыслы и нет необхо- димости в полной и стерильной, очищенной от субъективного видения картине. Более того,
    именно смысловая ткань и является предметом интереса, а обобщение – полезным продук- том человеческого опыта.
    Как видно из вышесказанного, работа психотерапевта направлена на обращение к кон- кретному опыту как к источнику психотерапевтических неправильностей. Стратегия НЛП
    состоит в исследовании того, что стоит за поверхностной структурой предложения, выясне- нии ограничений в опыте клиента и восстановлении полной репрезентации.
    Общий подход состоит в том, что психотерапевт, перефразируя, отражая чувства,
    интерпретируя, конфронтируя, подытоживая сказанное клиентом, помогает ему понять его способ мировосприятия. Используя ключевые слова, предложения, участники психотера- певтического процесса проясняют ограничения в структуре опыта клиента. Например, если клиент несколько фраз начал со слов: «К сожалению…», психотерапевт может спросить:
    «О чем вы сожалеете?», или: «Вам жаль себя?», или: «К чьему сожалению?», что поможет клиенту уяснить его чувства. При этом важно учитывать паралин-гвистические средства –
    качество голоса и вокализации. Все, что делает клиент, – очевидное и скрываемое – служит его самовыражению. Невербальное поведение может дополнять вербальное, противоречить ему, замещать, усиливать или смягчать сказанное. Оно меньше поддается контролю, более спонтанно и поэтому в большей степени отражает внутренние побуждения.
    Из невербальных средств общения очень информативен взгляд. Техника взгляда имеет черты, общие для всех людей, особенности, характерные для представителей определенной культуры, и индивидуальную специфику. Например, есть культуры контактные и избегаю- щие контакта глаз. В то же время ритм контакта-ухода индивидуален. Во многом он зависит от конкретных условий: доверия, психологического комфорта, степени заинтересованности темой, глубины ее проработки, физической и психологической дистанции, коммуникатив- ной интенции клиента. Так, если клиент говорит или хочет высказаться, он больше смотрит в глаза. Для разных людей, в разных ситуациях параметры техники взгляда различны. Кон- такт глаз может означать и внимательное слушание, и сигнал желания сделать паузу в моно- логе. Фиксация взгляда может означать, что клиент погрузился в воспоминания. Движения глаз являются основой техники Шапиро.
    Пространство взаимодействия (размер комнаты, ее оформление, ориентация и рассто- яние между психотерапевтом и клиентом) – также важный параметр невербального пове- дения участников психотерапии, меняющийся в зависимости от их индивидуальных осо- бенностей, характера проблемы, этапа психотерапевтического процесса. Пространственная близость коррелирует с психологической дистанцией, на которую «подпускает» к себе кли- ент. Поэтому предпочтительно, чтобы он имел возможность регулировать расстояние между

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    32
    собой и психотерапевтом. Тревожные клиенты, особенно в трудной для них ситуации, стара- ются увеличить психологическую дистанцию. Чувствуя, что их психологическое простран- ство нарушается, они стремятся поставить какой-либо барьер (например, жестом руки) или отводят взгляд. Некоторые клиенты более комфортно чувствуют себя за «защитным барье- ром» в виде журнального столика. Обычно участники психотерапии располагаются не друг против друга, чтобы не провоцировать конкурентный стиль общения, а несколько под углом.
    Особенно важно это для женщин. При оформлении психотерапевтического кабинета учиты- ваются различия в степени избирательности восприятия стимулов. Люди с низкой избира- тельностью реагируют на большое количество элементов оформления повышением уровня возбуждения, тревоги. В то же время сенсорная депривация (пустая комната, полное отсут- ствие шумов) повышает дискомфорт.
    Время также является параметром психотерапевтического воздействия. Специфиче- ское влияние оказывает рамка (начало – конец) терапевтического сеанса. Требует особого внимания фактор структурированности времени. Он определяется индивидуальными осо- бенностями клиента, теоретической ориентацией психотерапевта, этапом лечения. Важ- ные ключи для понимания состояния клиента дает наблюдение за дыханием, кинетикой
    (жестами, выражением лица, позой, движениями). Некоторые движения тела служат функ- ции адаптации. Когда клиент волнуется, он может постукивать пальцами по столу, ритмично покачивать ногой, потирать руки и т. д. Учет этих проявлений дает возможность достичь более полного контакта в ходе работы.
    Если одно высказывание клиента не согласуется с другим, говорят о вербально-вер- бальной неконгруэнтности. Части тела также могут выражать разные сообщения. Напри- мер, движения клиента, ориентированные по направлению к психотерапевту, открытый пря- мой взгляд и лицо говорят о желании что-то сказать, но при этом одна рука прикрывает рот, ноги скрещены и голос звучит неуверенно. Клиент совсем не похож на маленькую подружку Питера Пэна, в которую вмещалась каждый раз лишь одна эмоция. На лице может сиять улыбка, а в глазах проглядывать тоска. В таком поведении обнаруживает себя невер- бально-невербальная неконгруэнтность.
    При работе с неконгруэнтностью эффективна конфронтация, позволяющая обратить внимание клиента на «лакуны» в процессе осознания. На выражение противоречивых эмо- ций психотерапевт может отреагировать следующим образом: «Когда вы говорили, что хотели бы быть похожи на отца, вы покачали головой и замолчали. Что это значит?», или повторить, усилив сомнение в голосе: «Похожи?», или дать возможность реакции, про- явившейся невербально, выразиться в словах, добавив: «но…» Одна из интересных техник работы с неконгруэнтностью – метод «двух стульев» – создана в рамках гештальт-терапии.
    Метод позволяет провести «диалог» конфронтирующих частей личности, побуждений, эмо- ций. Общий подход к работе с неконгруэнтностью состоит в том, что четко фиксируются противоречивые сообщения в разных системах репрезентации, определяется природа кон- фликта и создаются условия для его разрешения. Особенно важна конгруэнтность в поведе- нии самого психотерапевта. Она позволяет клиенту точно понимать сказанное, укрепляет доверие к психотерапевту.
    Эффективный психотерапевт чувствителен к клиенту настолько, что входит с ним в резонанс, повторяет ключевые характеристики его вербального и невербального поведения.
    Безусловно, это предполагает не механическое повторение позы и жестов, а эмпатическое вчувствование в состояние клиента. При этом находится оптимальный баланс между «при- соединением» и «ведением» (Бендлер, Гриндер, 1993), т. е. вживанием в состояние клиента и активным управлением процессом изменений, трансляцией более эффективных образцов поведения. Например, если психотерапевт предлагает вспомнить ситуацию, в которой пере- живались сила и уверенность, то он будет говорить громче и четче.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    33
    В зависимости от используемых средств можно выделить три способа работы психо- терапевта.
    Первый состоит в выяснении источников, причин неэффективного структурирования опыта. Этим путем идет психодинамическая психотерапия, исследуя инфантильные пере- живания и фантазии клиента.
    Второй путь более характерен для когнитивной психотерапии, нейролингвистического программирования. Он подразумевает изменение самого способа миропонимания на основе исследования и корректировки неадаптивных мыслей.
    Третий путь представляет собой работу с невербальными репрезентациями опыта, с ограничениями в разных сенсорных модальностях. На этот путь в большей степени сори- ентированы гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование, телесно-ориен- тированная психотерапия.
    Проблема клиента выражается разными средствами: при помощи слов, образов, дви- жений и даже на языке сновидений. Разные по характеру репрезентации могут давать оди- наковые возможности для активной проработки проблемы. Ка-тартический эффект и инсайт по проблеме достигаются, когда переживание нашло средства для осмысления и понима- ния, получило символическое выражение. Впервые терапевтический эффект символиче- ского выражения бессознательного содержания описал К. Г. Юнг, позже эта идея использо- валась и другими школами.
    Поскольку проблема клиента имеет множество репрезентаций в структуре опыта кли- ента, любое ее выражение – всегда переход от одной системы средств к другой, т. е. перевод.
    «Вольность» этого перевода определяется отсутствием однозначности языка сознания и бес- сознательного, образов и слов, движений и эмоций. Во многих направлениях представлены средства для формирования новой репрезентации за счет перевода в другую модальность:
    проигрывание в психодраме, моделирование в бихевиоральной психотерапии, визуализация в НЛП. Предпочтение тому или иному способу отдается в зависимости от особенностей описания проблемы и личностных характеристик клиента, а также от теоретической ориен- тации психотерапевта.
    Демонстрация консультантом качества присутствия служит основой установления контакта с клиентом в течение первой встречи и поддержания контакта на протяжении всего процесса психологического консультирования (Ягнюк, 2000б).
    Качество присутствия включает в себя как физическое, так и психологическое присут- ствие в их единстве. Конгруэнтность при этом крайне желательна, однако не стоит забывать,
    что установление контакта – это процесс, который требует времени и специальных усилий. В
    этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное выражение физического присутствия позволяет настроиться на одну волну с клиентом и приводит к увеличению степени психо- логического присутствия и аутентичности.
    Теперь давайте рассмотрим элементы невербальной коммуникации и те сообщения,
    которые они могут передавать.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    34
    ПОЗИЦИЯ И ДИСТАНЦИЯ
    Лицом к лицу – это наиболее часто практикуемое, хотя и не единственно возможное рас- положение. Позиция лицом к лицу, которая задается расположением кресел консультанта и клиента в пространстве кабинета, – это приглашение к диалогу. «Я расположен к вам, я готов выслушать вас» – вот то послание, которое консультант стремится передать клиенту. Такая позиция свидетельствует о готовности консультанта к контакту, сообщает о его вовлеченно- сти в беседу и приглашает клиента к открытому самопредъявлению. Однако иногда готов- ность консультанта к прямой встрече воспринимается клиентом как угроза. Эта проблема может быть разрешена, если изменить положение кресел и увеличить дистанцию между консультантом и клиентом. Изначальное расположение кресел под определенным углом и на определенной дистанции задает последующие возможности регуляции контактной гра- ницы обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1,5–2 метра под небольшим углом.
    Поддерживать контакт в ходе разговора труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Если наклон консультанта вперед передает сообщение «Я с тобой,
    мне интересен ты и то, что ты хочешь сказать», то отклонение назад часто означает «Я не совсем с тобой» или «Мне скучно». Наклон вперед может переживаться клиентом, погру- женным в болезненные чувства, как поддержка со стороны консультанта и, наоборот, откло- нение назад – как отстранение и нежелание иметь дело с его чувствами. Слишком быстрый,
    внезапный наклон сокращает дистанцию между консультантом и клиентом, что может нару- шить контакт и восприниматься как своего рода угроза. Так, например, консультант может сказать: «Итак, я выслушал ваши жалобы, а теперь я хотел бы узнать, в чем вы видите при- чины всех этих трудностей?» – и при этом, как бы нависая над клиентом, резко наклониться вперед. Такое невербальное поведение может придать нежелательный смысл вполне умест- ному вопросу консультанта. И наоборот, если консультант резко отклонится назад после дан- ной фразы, клиент может воспринять это как нежелание слушать его жалобы и пренебреже- ние к объяснениям их причин.
    Хороший консультант с уважением относится к психологическим границам другого человеческого существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для клиента, и исполь- зует реакции клиента в качестве обратной связи относительно оптимальной степени физи- ческой дистанции и психологической близости.
    Открытая поза. Серьезно упрощая положение дел, традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости консультанта и его воспри- имчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными маркерами которой счита- ются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлеченности в беседу.
    Консультанту полезно периодически спрашивать себя: «В какой степени моя поза пере- дает клиенту мою открытость и доступность?» Идеальным вариантом здесь можно считать ситуацию, когда принятие открытой позы является для консультанта естественным, аутен- тичным поведением. Типичным же является выбор между открытой, но при этом в той или иной степени неудобной, неестественной позой и комфортной, однако в той или иной сте- пени закрытой позой. В такой ситуации нужно как минимум отслеживать перипетии смен открытых и закрытых поз и использовать результаты наблюдения как информацию об осо- бенностях вашего взаимодействия с клиентом. Это возможно, если периодически задаваться вопросом: «Что именно в поведении и реакциях клиента вызывает у меня желание сменить позу?» В ситуации же выбора, например, когда консультант непреклонно сохраняет откры- тую позу, но при этом все его внимание сосредотачивается на злости на себя и клиента,

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    35
    пожалуй, лучше занять закрытую, но естественную позу и сконцентрироваться на природе взаимодействия и содержащихся в вашей позе посланиях.
    Открытая поза не предполагает, что, заняв ее, консультант сохранит ее на протяжении всего сеанса без изменений. Открытая поза только тогда произведет должное впечатление,
    когда она будет не напряженной и естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное и спокойное использование вашего тела в качестве средства коммуникации.
    Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как про- явления заинтересованности и дружелюбия, а плавная смена поз и естественное использо- вание жестов свидетельствует о спокойствии консультанта и его включенности в беседу.
    Выражение лица. Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетель- ствуют о его эмоциональном отклике, служат средством регуляции процесса коммуникации.
    Кроме того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией не только об испытываемых консультантом чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль.
    Давайте рассмотрим некоторые из проявлений лицевой экспрессии и те послания,
    которые они могут нести. Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, кото- рая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом. «Улыбка,
    как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении… Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства изви- нения и беспокойства… Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готов- ность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство» (Евсикова,
    1999).
    Сдвинутые брови сами обычно передают неодобрение, однако если консультант изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщать клиенту, что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти могут свидетельствовать о твердости и уверенно- сти, а также об агрессивном настрое. Страх, восторг или удивление могут заставить слу- шателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с напря- женными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: «Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни вас». Это лишь немногие при- меры тех сообщений, которые могут передаваться выражением лица в процессе взаимодей- ствия консультанта и клиента. Отслеживание консультантом подобного рода мимических реакций (как собственных, так и клиента), рефлексия скрытых в них смыслов могут суще- ственно обогатить процесс терапевтической коммуникации.
    Визуалъный контакт. Глаза – это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуаль- ный контакт – это еще один способ сказать: «Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать». Как писал К. С. Станиславский, «взгляд – это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу» (цит. по Лабунская, 1999). Однако оптимальный вари- ант, на мой взгляд, состоит в том, чтобы поддерживать визуальный контакт, но вместе с тем периодически позволять себе отвлекаться и смотреть на другие объекты, не задерживаясь на них надолго. Визуальный контакт не нарушается, если время от времени вы отводите взгляд. Однако слишком частое отведение взгляда клиент может воспринять как нерасполо- жение к нему. Такое поведение также может свидетельствовать о дискомфорте консультанта,
    вызванном уровнем близости в отношениях с клиентом или личными проблемами, связан- ными с интимностью. Существует разница между открытым прямым взглядом и его край- ностью – пристальным взглядом. Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о «мертвом контакте».
    Пристальный взгляд (как будто человек хочет что-то разглядеть в глазах собеседника) может

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    36
    свидетельствовать также о специфической потребности в отзеркаливании, характерной для клиента с нарциссическим типом личности.
    Визуальный контакт – это средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь захо- дит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отво- дит взгляд в сторону, это обычно значит, что он еще не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, дает об этом знать посредством прямого взгляда в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.
    Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избе- гают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции или обсуждения опреде- ленных тем (например, таких, как секс или агрессия) и отводят глаза, как только в разговоре затрагивается что-то подобное. Если у консультанта есть проблемы с визуальным контактом,
    если он избегает его, переводит взгляд с объекта на объект или не сводит глаз с клиента, это озадачивает клиента и вызывает напряженность.
    Следя за тем, как складывается контакт между вами и клиентом, помните, что визуаль- ный контакт – это процесс взаимодействия двух личностей. Если те или иные проблемы с визуальным контактом возникают не со всеми, а лишь с каким-либо одним клиентом, имеет смысл рассматривать их как потенциальный источник информации о клиенте. Так, напри- мер, если клиент избегает прямого взгляда, отводит глаза и изредка бросает на психолога взгляд исподлобья, то причиной этого может быть, например, пережитый в детстве опыт унижения, когда значимый для него человек ругал его и при этом требовал, чтобы он смот- рел ему прямо в глаза.
    Кивки головой. Кивки головой – хороший способ показать клиенту, что вы его слуша- ете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколько терапевтичным оказывается простое кивание головой в сочетании с хорошим визуальным контактом и реак- циями типа «Угу» и «Я понимаю». На собственном же опыте убеждаешься в том, насколько это сложно. Кивки головой являются для клиента непосредственным подтверждением того,
    что вы следуете за ним шаг за шагом и понимаете сказанное. Это простейшее умение, если его последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи. Отсут- ствие кивков сообщает клиенту о недостатке понимания и необходимости прояснения, а их появление – о том, что смысл, который пытается выразить клиент, схвачен. Здесь, пожалуй,
    стоит заметить, что кивки головой требуют меры, если их слишком много, они скорее раз- дражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.
    Тон, темп и громкостъ голоса. Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать об эмо- циональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден или обеспокоен. Быстро говорит также тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетенном состоянии,
    высокомерии или усталости.
    То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Одна и та же фраза в зависимости от интонации может приобретать различ- ный смысл. Можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, лику- ющим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не на слова. Реакция клиента на высказывания консультанта во многом связана с тем, каким тоном с ним говорят. Поэтому консультанту нужно постоянно стремиться расширять диа- пазон интонационной выразительности и точно, без двойных посланий, выражать главное сообщение. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответство-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    37
    вать тому, что говорится. Как правило, консультант говорит негромко. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности.
    Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металли- ческими нотками, искренне и делано. В некоторых ситуациях смех – это лучший способ снять напряженность или избежать погружения в болезненные чувства. Смех и юмор в целом имеют большой положительный потенциал в консультативной практике, и их нали- чие в умеренных дозах – это признак хорошей атмосферы. Однако не стоит забывать, что такие слова, как «высмеивать» и «насмехаться», отражают негативную сторону смеха. Очень важно, чтобы клиент не воспринимал ваши шутки как высмеивание его качеств, поэтому нужно крайне осторожно использовать шутки, в которых мишенью является клиент. Замечу также, что не меньшую осторожность консультанту нужно соблюдать и по отношению к шуткам в свой адрес.
    Паузы и молчание. Умение выдерживать паузу является одним из важнейших про- фессиональных навыков консультанта. Соблюдая паузу, консультант предоставляет возмож- ность говорить клиенту. Наличие пауз создает в беседе ощущение неторопливости, про- думанности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Пауза дает возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчеркивает значительность того, что было выражено словами, необходимость их осмыслить и понять. Молчание консультанта акцентирует предоставленную клиенту возможность говорить, и поэтому, когда консультант в свою очередь заговорит, есть основания ожидать, что его слова будут внимательно воспри- няты.
    Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза может восприни- маться как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и прово- цирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от стадии консультирования и состояния клиента. Консультанту следует выдерживать некоторую паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос.
    Многим начинающим консультантам молчание представляется чем-то угрожающим,
    фокусирующим на них все внимание, демонстрирует их профессиональную некомпетент- ность. Именно так начинающие консультанты нередко описывают периоды молчания.
    В результате появляется желание сказать хоть что-нибудь, лишь бы прервать молчание.
    Обычно в таких случаях консультант задает не самый лучший вопрос, который приводит к минимальному отклику со стороны клиента. В такой ситуации ответ клиента не столь уж важен, так как и вопрос не был продуман. Консультанта может даже не интересовать ответ.
    Такая ситуация возникает всякий раз, когда консультант придерживается мнения, что он несет ответственность за отсутствие пауз в речи клиента, как будто разговор является един- ственным свидетельством того, что клиент осуществляет важную психологическую работу,
    а молчание – лишь бесполезная трата времени.
    На клиентов молчание зачастую оказывает сходное действие. Они также чувствуют требование говорить и испытывают потребность отвечать, заполняя пустоты в беседе. В
    связи с этим между консультантом и клиентом может возникнуть тайный договор о запол- нении пустот бесполезной болтовней клиента. Осознав это, консультант может исправить ситуацию, предложив клиенту при очередной паузе помолчать и сосредоточиться на внут- ренних переживаниях. Тем самым молчание обретает другой смысл. Сосредоточение на внутреннем опыте (ощущениях, чувствах, образах, фантазиях) требует времени, и пауза в данной ситуации является адекватной реакцией консультанта.
    Еще одной причиной молчания может быть желание обоих участников остановиться на некоторое время, чтобы осмыслить, суммировать ранее высказанное, подумать о след-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    38
    ствиях. Кроме того, клиент часто нуждается в паузе после периодов самовыражения или вслед за достигнутым инсайтом, чтобы усвоить полученный опыт, интегрировать его в суще- ствующую систему внутренних представлений. Для некоторых клиентов такие периоды интегрирующего молчания являются ранее не испытываемым опытом человеческого взаи- модействия, прерывание которого было бы серьезной ошибкой.
    Молчание может иметь самые разные значения. Так, например, молчание может сви- детельствовать о стремлении скрываться, уединяться и защищаться от других людей. Кли- ент может использовать молчание, чтобы передать консультанту послание: «Я приближаюсь к страшащей меня теме и нуждаюсь в поддержке» или «Я независим и не нуждаюсь в вашем понимании». Консультант, в свою очередь, посредством молчания может передавать следу- ющие послания: «Я хочу, чтобы мы двигались немного медленнее», или «Я хочу, чтобы вы больше подумали о только что сказанном», или «В данный момент я очень внимателен к вашим чувствам».
    Хорошие консультанты часто используют молчание как лучшую технику для особых ситуаций. Это вовсе не значит, что при этом они не активны. Наиболее полезным средством для сосредоточения внимания на текущем переживании является молчаливое фокусирова- ние с целью услышать эхо внутреннего отклика как клиента, так и консультанта. Молчание также может быть использовано в качестве усиления происходящего, например, усиления определенных защитных механизмов и паттернов поведения, чтобы затем, когда они станут более выраженными, сделать их очевидными для клиента. Так же можно говорить о молча- ливой заботе. Такое молчание имеет место, когда нет подходящих слов для отклика на пере- живания клиента, например, на чувства, связанные с болезненным опытом утраты. В данном случае молчание прежде всего передает сострадание.
    Вышеперечисленные элементы невербальной коммуникации являются очень важными составляющими человеческого общения, постижение которого может стать прямой доро- гой к внутренней жизни клиента, а также в ваш собственный внутренний мир. Невербаль- ные проявления более спонтанны, чем вербальные, и их труднее контролировать. Для кон- сультанта важно уметь «читать» как невербальное поведение клиента, так и собственные невербальные проявления. Отслеживание невербальных проявлений в ходе беседы позво- ляет их исследовать и выявлять скрытое в них значение. Так, например, если по мере того,
    как клиент говорит, вы чувствуете возрастание скованности и напряжения в теле, вы можете спросить себя: «Что вызвало мою тревогу? Какое невербальное послание я передаю сейчас клиенту?» Ваши скрытые сообщения могут быть очень важной информацией о ваших отно- шениях, поэтому поиск ответов на вопрос «Что именно я неосознанно сообщаю клиенту и почему я не могу выразить это послание открыто?» является важной составляющей про- фессиональной рефлексии. Чем раньше консультант осознает собственную невербальную реакцию, тем больше у него будет времени для ее понимания и возможности для сохранения контроля над ней. Так, например, если клиент сказал или сделал что-то, что вызвало у вас враждебность, следует попытаться удержаться от внешнего выражения агрессии и некото- рое время порефлексировать о происшедшем. Стремление понять причины вашей агрессии позволяет в некоторой степени отстраниться от эмоции, а значит, и удержаться от ее выра- жения. При обращении с внутренними реакциями консультант сталкивается с противоречи- выми требованиями: быть открытым к собственным чувствам и вместе с тем воздерживаться от их внешнего выражения. Это трудная, но заслуживающая усилий задача.
    Помимо того, что невербальное поведение само по себе является каналом коммуника- ции, через невербальные проявления (мимику, жесты, телесные движения и т. д.) консуль- тант может осознанно или неосознанно дополнять и модифицировать свое вербальное сооб- щение. Кнап (Knapp, 1978) выделил следующие виды невербальных проявлений:

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    39 1.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


    написать администратору сайта