Главная страница

Стилистика. Стилистика и литературное редактирование. Экзамен Билет Стилистика. Определение. Связь с культурой речи. Аспекты культуры речи


Скачать 3.95 Mb.
НазваниеСтилистика и литературное редактирование. Экзамен Билет Стилистика. Определение. Связь с культурой речи. Аспекты культуры речи
АнкорСтилистика
Дата25.09.2022
Размер3.95 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаStilistika_i_literaturnoe_redaktirovanie.docx
ТипЗадача
#694756
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Стилистика и литературное редактирование. Экзамен
Билет № 1. Стилистика. Определение. Связь с культурой речи. Аспекты культуры речи

Стилистика – это наука, изучающая вопросы отбора и использование языковых средств в соответствии с содержанием высказывания, его целью, условиями, в которых происходит общение.
Культура речи

Термин введен в русскую науку в 20-е годы XX века Винокуром, Виноградовым, Ожеговым.
Культура речи — умение говорить и писать правильно, понятно, выразительно.
Важнейший принцип культуры речи — принцип уместности.
Культура речи — владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Три аспекта культуры речи — нормативный, коммуникативный, этический
Нормативный аспект связан с упорядочиванием норм литературного языка, то есть таких норм, которым должны следовать все носители литературного языка.
Задача культуры речи — кодификация норм литературного языка.

Литературный язык — язык, объединяющий нацию.

Литературный язык — язык культуры, язык образованной части народа, кодифицированный язык.

Кодифицированные нормы литературного языка — это такие нормы, которые предписываются всем носителям литературного языка. Кодификацию норм литературного языка осуществляют авторы словарей и грамматик.
Коммуникативный аспект связан с речевым поведением. От чего зависит речевое поведение?
Схема коммуникативного акта (Структура речевой коммуникации)







Контекст (коммуникативная ситуация)










Код (язык)




Код (язык)




Адресант

(отправитель)

–––>

Референция

(сообщение)

–––>

Адресат

(получатель)




Канал связи




Канал связи





В схеме отсутствует еще один компонент — цель коммуникации.
Из всех языковых средств для создания текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Выбор языковых средств зависит и от стиля.
Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой.
Функциональный стиль — это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность языка, отличающаяся определенным набором языковых средств.
Функциональные стили русского языка

Академический (научный)

Публицистический

Официально-деловой

Разговорный

Язык художественной литературы
Этический (аксеологический, ценностный) аспект
Речевой этикет — правила речевого поведения, система речевых формул общения. Благодаря речевому этикету устанавливается контакт между собеседниками, нужная тональность этого общения, соответствующая социальным ролям, той или иной ситуации общения.
Р.О. Якобсон говорил о контактоустанавливающей, или фатической, функции коммуникации. Это сам факт общения, тема при этом не имеет большого значения; не имеет значения и то, хорошо или плохо раскрывается эта тема. Этический аспект общения выступает на первый план.
Типы речевых культур (Ольга Борисовна Сиротинина, «Основные критерии хорошей речи» и другие работы)

Элитарный

Литературный

Среднелитературный

Фамильярно-разговорный

Просторечно-жаргонный


Элитарный тип речевой культуры

Просторечно-жаргонный тип

• высшее образование носителя языка,обычно гуманитарное;

• рефлексивный интеллект;

• логичность мышления;

некатегоричность в оценках;

• неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие постоянной потребности в расширении своих знаний и их проверке;

• соблюдение этических норм общения, уважение к собеседнику и вообще к людям;

• владение речевым этикетом и соблюдение его норм во всех стандартных коммуникативных ситуациях;

• соблюдение норм литературной речи;

• отсутствие самоуверенности в целом, отсутствие языковой самоуверенности в частности (то есть отсутствие уверенности о том, что он в необходимой с его точки зрения степени уже владеет языком, его языковые знания вполне достаточны и не требуют коррекции).

• низкий уровень общего образования;

• работа не требует систематических

интеллектуальных усилий;

• сенсомоторный интеллект,

• ориентация в общении и культуре исключительно на свою группу общения;

крайняя категоричность в оценках, в целом высокая оценочность речи, оценки выражаются грубо или нецензурно;

• самоуверенность, безапелляционность в общении;

• абсолютное доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать»;

• нежелание и неспособность следить за своей речью, контролировать ее;

• владение только просторечным стилем устного общения;

• невладение письменными формами речи: носители этого типа тексты могут писать преимущественно под диктовку,необходимость письменной речи ставит их в тупик, официальные документы могут писать только по образцу;

• отсутствие представлений о языковых нормах и языковых табу, непонимание того, что есть запрещенная к употреблению лексика;

• привычное, «связочное» использование вульгаризмов, жаргона, сленга;

• привычное использование мата в

экспрессивной и связочной функции;

• доминирует исключительно ты-общение;

• доминируют обращения типа Димон, Вован, Серый, клички и под.


Культура речи в современном понимании учитывает не только соблюдение языковых норм, но и личность говорящего и адресата. И в своем коммуникативном аспекте соотносится с риторикой — наукой о гармоничной и убеждающей речи.
Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Билет № 2. Стилистика. Зависимость выбора языковых средств от компонентов коммуникативного акта

Схема коммуникативного акта (Структура речевой коммуникации)







Контекст (коммуникативная ситуация)










Код (язык)




Код (язык)




Адресант

(отправитель)

–––>

Референция

(сообщение)

–––>

Адресат

(получатель)




Канал связи




Канал связи





В схеме отсутствует еще один компонент — цель коммуникации.
Из всех языковых средств для создания текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Выбор языковых средств зависит и от стиля.
Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой.
Функциональный стиль — это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность языка, отличающаяся определенным набором языковых средств.
Функциональные стили русского языка

Академический (научный)

Публицистический

Официально-деловой

Разговорный

Язык художественной литературы
Этический (аксеологический, ценностный) аспект
Речевой этикет — правила речевого поведения, система речевых формул общения. Благодаря речевому этикету устанавливается контакт между собеседниками, нужная тональность этого общения, соответствующая социальным ролям, той или иной ситуации общения.
Р.О. Якобсон говорил о контактоустанавливающей, или фатической, функции коммуникации. Это сам факт общения, тема при этом не имеет большого значения; не имеет значения и то, хорошо или плохо раскрывается эта тема. Этический аспект общения выступает на первый план.

Билет № 3. Система стилей русского языка. Понятия “стиль языка” и “стиль речи”

Стиль языкаразновидность языка, используемая в какой-либо типичной социальной ситуации ‒ в быту, в семье, в официально-деловой сфере и т.д. ‒ и отличающаяся от др. разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики. ( нейтральный, сниженный, книжный)

Стиль речиприменение языкового стиля в данной речевой среде. Различаются стили устной речи и стили письменной речи. (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный)
Есть два пути выделения функциональных стилей: собственно лингвистический (т.е. непосредственно с языковыми единицами) и экстралингвистический (т.е. учитывающий условия и цели общения в определенной сфере общественной деятельности).
Стилистика языка связана с его нормативными средствами, в этом смысле стиль понимается как совокупность стилистически окрашенных стилистически окрашенные средств языка: единицы, лексические средства словообразования, фразеологии, морфологии, синтаксиса.
Стили языка формируются на основе стилей речи.
Стили речи формируются в зависимости от ситуации общения, назначения, функции и целей самой речи, того текста, который порождался говорящим и пишущим.
Для классификации функциональных стилей также используется понятие ведущей функции:

  • общение — для разговорного стиля,

  • сообщение — для научного официального,

  • воздействие — для публицистического и художественного.


Выделяют пять сфер общения и пять речевых стилей:

  • бытовая, межличностная — разговорный стиль,

  • наука и техника — научный стиль,

  • законодательство и деловое общение — официально-деловой стиль,

  • общественно-политическая сфера — публицистический стиль

  • художественная литература — художественный стиль.


Также важным стилеобразующим фактором является форма речи — устная или письменная, а также вид речи — монолог, диалог, полилог.

Для разговорного стиля — это устная диалогическая (или полилогическая) речь, для научного и официально-делового — письменная монологическая речь. Публицистический стиль может быть представлен и устной монологической и полилогической речью, и письменной монологической.

Выделяют следующие 5 функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.


Основная функция

Сфера общения

Основная форма речи

Типичный вид речи

Основной способ общения

Научный стиль













Информативная (сообщение)

Наука и техника

Письменная

Монолог

Массовый, неконтактный

Деловой стиль













Информативная (сообщение)

Законодательство и деловое общение

Письменная

Монолог

Массовый, неконтактный и контактный

Публицистический стиль













Информативная и функция воздействия

Общественно-политическая

Письменная и устная

Монолог

Массовый, неконтактный и косвенно-контактный

Художественный стиль













Эстетическая и функция воздействия

Художественная литература

Письменная

Монолог, диалог и полилог

Массовый, неконтактный и косвенно-контактный

Разговорный стиль













Обмен мыслями и чувствами ( общение)

Бытовая и межличностная

Устная

Диалог и полилог

Личный и контактный



Научный, официально-деловой и публицистический стили сближает то, что они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и функционируют в сфере официального общения, преимущественно в письменной форме. Поэтому их именуют книжными стилями.
Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль, который используется в неофициальном, бытовом, повседневном общении, обычно – в заранее не подготовленной устной речи.
Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы. Поскольку литература отражает все сферы жизни, она может использовать в эстетических целях, для создания художественных образов средства любых стилей литературного языка, а при необходимости – не только их, но и диалекты, и жаргоны, и просторечие. Основная функция художественного стиля – эстетическая. И здесь всё определяется конкретными задачами, чувством меры и художественным вкусом писателя.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта