Сущность права Проблемы теории и философии права
Скачать 1.72 Mb.
|
Глава седьмая. Изучение права1. Три уровня знаний о правеПод изучением права здесь понимается систематическое и целенаправленное приобретение и пополнение знаний о праве в процессе обучения и практической деятельности профессиональных юристов, преподавателей и научных сотрудников юридических и философских учебных заведений. Иными словами, речь идет о содержании и развитии профессионального и доктринального уровней правосознания. Что касается обыденного, массового правосознания, то о нем говорилось в предыдущей главе. К уровням познания права относятся практическая юриспруденция, общая теория права и философия права. Каждый уровень имеет свои предмет, задачи и цели. Различие философии права и практической юриспруденции показано И. Кантом (см. гл. 1). Общая теория права сложилась к концу XIX - началу XX в.*(330) Предметом практической юриспруденции является действующее право, задачей - уяснение его смысла и духа, целью - практическое применение или участие в нем. Практикующий юрист должен знать содержание источников (форм) права, действующих в данное время в данной стране, видеть связь между ними, ясно определять юридически значимые обстоятельства и их правовые последствия. Основой основ правоприменительного процесса является догма права. Практикующие юристы должны твердо знать правовые нормы, относящиеся к их профессиональной деятельности; специализация юристов может быть от относительно узкой (налоговый инспектор, нотариус, адвокат по наследственным или бракоразводным делам) до самой широкой (судья, прокурор, адвокат широкого профиля). Профессиональное правосознание практикующего юриста не выходит за пределы действующего права; все, что относится к оценке этого права, к перспективам его изменения и развития, к проблемам происхождения права, его смысла и социального назначения, не связано с его практической деятельностью. В современном судебном процессе, а также в заявлениях и жалобах, направленных в официальные учреждения, неуместны рассуждения о причинах происхождения права, его исторических типах, о недостатках чистой теории права Кельзена, о базисе и надстройке и т.п., хотя бы эти рассуждения и были как-то включены в мотивировку того или иного решения. Нормальный практикующий юрист будет говорить об обстоятельствах и квалификации данного дела, о доказательствах, об обоснованности и законности определенных выводов, вытекающих из закона. Однако путь к выводам лежит в русле понятий общей теории права и отраслевых наук, знание которых облегчает этот путь и усиливает аргументацию принимаемого решения по делу. Работник юстиции обычно знает те отрасли права и отраслевые науки, которые относятся к сфере его деятельности. Однако в процессе многолетней работы по специальности неизбежно изучаются смежные отрасли права уже потому, что любое сложное дело требует отграничения обстоятельств, предусмотренных одними отраслями и институтами, от тех, которые квалифицируются другими. К тому же в одном акте текущего законодательства нередко содержатся нормы разных отраслей права, а само законодательство динамично, часто вносит изменения в оценки юридических фактов, состояний и других юридических обстоятельств. Нередки также обращения к профессиональному юристу за консультациями по различным юридическим вопросам коллег из других ведомств, родственников, знакомых и сослуживцев. Наконец, профессиональный юрист быстрее и глубже, чем лица без юридического образования и опыта, воспринимает и усваивает правовую информацию, опубликованную в различных источниках. Обращение юриста к отраслям права, не относящимся к его специализации, обусловлено и тем, что его работа состоит не только в сборе правовой информации и сообщении ее другим лицам, но и в участии в применении правовых норм; в процессе подготовки и принятия решений по юридическим делам особенно ярко выступают системность, взаимосвязь правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Отраслевые науки изучают часть права и потому не могут постичь право в целом; но знание хотя бы двух-трех отраслевых наук облегчает изучение всей данной правовой системы и, на наш взгляд, обязательно для тех, кто исследует проблемы общей теории права. Достоинством догмы права как основы практической юриспруденции являются предсказуемость правоприменительных решений, их законность и обоснованность. Лица, применяющие право (или участвующие в этом процессе, например, адвокаты), должны не только знать и запоминать текст законов, но и владеть логикой юридического мышления, понимать не только букву, но и дух закона. Практикующего юриста, имеющего опыт работы, никогда не заменит компьютер, заряженный правовой информацией. Способный и знающий юрист должен видеть связи правовых норм, в том числе материальных и процессуальных, способен определить "перспективы дела" исходя из полноты и степени убедительности доказательств, а также юридической обоснованности притязаний или возражений против них. Конкретность юридического мышления, способность отделить главное от менее главного или не главного в материалах дела, развитое правовое чувство и интуиция - столь же необходимые качества хорошего юриста, как и знание им действующего права. Именно поэтому для занятия судебных и других ответственных должностей в правоохранительной системе требуется не только высшее юридическое образование, но и стаж практической работы по специальности. Однако практическая юриспруденция строго ограничена временем и пределами действия данного права. Знаток права Российской Федерации не может применить свои познания в Румынии, Аргентине или Грузии. Практикующий юрист нередко видит отдельные недостатки (противоречия) действующего права и может указать законодателю способы их устранения. Но умение решать только категории дел избранной отрасли права не дает возможности предопределить общую реформу права, если социальная надобность в такой реформе назрела. Привычка мыслить формулировками и понятиями наличного права порождает консерватизм части корпорации юристов, отторжение новшеств в правовой системе, даже если новшества ведут к совершенствованию содержания права и процедур его реализации. Профессиональное правосознание юристов порой расходилось с потребностями общества и общепринятыми понятиями справедливости; с этим связаны упреки в адрес современных ему юристов не только И. Канта, но и других немецких мыслителей той эпохи*(331). Вместе с тем практическая юриспруденция стихийно или осознанно всегда тянулась к теоретическим обобщениям. Профессиональная работа, связанная с применением правовых норм к общественным отношениям, неизбежно учит соединять абстрактное и конкретное, находить в сложных жизненных ситуациях юридически значимые стороны и обстоятельства либо приходить к обоснованным выводам, что таких сторон и обстоятельств в исследуемой ситуации нет. Развитые правовые системы стимулировали поиск и сравнение схожих и несхожих юридических ситуаций, их типизацию, соединение или разобщение по юридическим признакам и качествам и т.п. Чем более развитой и сложной была правовая система, тем сильнее становилась тяга юристов к теоретическим обобщениям в сфере действующего права. Именно этим обусловлен вклад римских юристов II-III вв. в разработку теоретических положений, оказавших заметное влияние на развитие современной им и последующей правовой мысли. Юриспруденция в Древнем Риме развивалась в связи с ростом договорных, товарно-денежных отношений, увеличением числа сделок, споров, исков, судебных решений. Консультации и советы юристов по спорным вопросам практики обычно принимались судами и влияли на решение дел. Ответы (консультации) наиболее авторитетных юристов имели официальное значение; некоторые их сочинения стали источником права. В этих сочинениях содержались такие теоретические положения, как определение права, суждения о публичном и частном праве, понятие нормы права, различение права материального и процессуального, проблема источников (форм) права и др.*(332) Общая теория права является вторым, более высоким, чем практическая юриспруденция, уровнем знаний о праве. Отдельные понятия теории права содержались в трудах римских юристов. В целом она сложилась много позже практической юриспруденции и философии права. Возникновение общей теории права связано со становлением гражданского общества, когда, словами К. Маркса и Ф. Энгельса, на смену средневековой привилегии пришло "просто право, равное право"*(333). Общая теория права сложилась на основе достижений юридического позитивизма, видевшего в праве только систему норм, установленных государством и обеспеченных государственным принуждением. Поначалу теория права развивалась как сумма теорий отраслевых наук; вскоре выявилась надобность объединения выводов и обобщений отраслевых наук, разработки системы понятий и категорий, выражающих общие и стабильные качества современного права, освобожденные от случайного, временного и нетипичного. Теоретические обобщения основывались на законодательстве и на практической юриспруденции как на исходном, эмпирическом, базовом материале, но стремились охватить современное право стран континентальной Европы и практику его реализации. Основными категориями общей теории права являются правовая норма и правоотношение, с которыми связаны такие понятия, как источники (формы) права, субъекты права, юридические факты, субъективные права и обязанности, система права, запреты, правонарушения и юридическая ответственность. Общая теория права не учит решению конкретных дел. Но она помогает при исследовании материалов дела отличать юридические факты от обстоятельств, не имеющих юридического значения, определять наличие юридического состава и его квалификацию, решать не всегда простые вопросы выбора нормы, подлежащей применению, проверять юридическую силу этой нормы, элементы которой содержатся в разных нормативно-правовых актах, и т.д. Короче говоря, знание общей теории права помогает подготовке и принятию законного и обоснованного решения, определяющего права и обязанности конкретных лиц и способ исполнения самого решения. Выход общей теории права за пределы предмета ее непосредственного изучения необходим только при исследовании тем, имеющих прямое, ближайшее отношение к праву. Такова проблема соотношения права и других социальных норм, поскольку последние влияют на содержание права, иногда (при отсылках правовых норм к моральным критериям или к корпоративным нормам) являются его основными или субсидиарными источниками. Такова и проблема соотношения права и государства, поскольку государство создает, санкционирует и охраняет право, влияет на его структуру (деление права на публичное и частное, материальное и процессуальное). Эта проблема остра по той причине, что государство нередко становится главным нарушителем права, подменяя правовые нормы конкретными приказами и распоряжениями должностных лиц. Соподчиненность правовых норм, их соотношение с индивидуальными распоряжениями - важная проблема законности, относящейся к предмету общей теории права. Третьим, самым высоким уровнем познания права является философия права, стремящаяся постичь законы бытия права, его место и роль в социокультурном мире разных цивилизаций, его связи с человеком, коллективом, обществом и государством, с общественным сознанием и культурой человечества. Философия права столь же стара, сколь стара и юриспруденция; она предшествовала общей теории права и отличается от нее не только более высокой степенью абстрактности философских понятий и категорий, но и выходом за пределы юридической проблематики. Ее предметом является общая история права и человечества (в целом и по цивилизациям). В отличие от общей теории права философия права основывается не на обобщении эмпирического материала, а на идеалах, на ценностной ориентации. Поэтому она - не наука, а идеология, стремящаяся опереться на научное основание и обоснование. На всех трех уровнях знаний о праве оно (право) выглядит по-разному. Для практикующего юриста право - это содержание законов и других нормативных актов, а также прецедентов, санкционированных обычаев, нормативных договоров и иных источников (форм) права. Для практической юриспруденции главное - изучение текстов, в которых выражено право. Общая теория права определяет право как систему норм, установленных или санкционированных государством и охраняемых от нарушений с помощью государственного принуждения. Теория права обращает главное внимание на нормы и правоотношения. Философия права изучает смысл права, основные законы его бытия, связи права с идеалами, с человеком, обществом, государством, духовным миром. Идеологичность философии права предопределяет разнообразие взглядов на смысл, сущность права: мера (воплощение) свободы, возведенная в закон воля господствующего класса (или всего народа), охрана или разграничение интересов, воплощение справедливости, средство обеспечения безопасности и общего порядка в обществе, основанном на разделении труда, разобщенности классов, сословий и других социальных групп, обостряющей природный антагонизм между страстями и разумом человека, и многое другое. Не только право, но и государство на всех уровнях изучения права выглядит по-разному. Для практической юриспруденции государство - это сумма должностных лиц и государственных органов, управомоченных рассматривать и решать различные категории дел; юриста-практика интересуют подведомственность или подсудность порученных ему дел, а потому компетенция различных государственных учреждений и должностных лиц, часы и дни их работы, порядок оформления документов (исков, заявлений), сроки рассмотрения дел или обжалования решений и т.п. Общая теория права видит в государстве оформленную правом правотворческую организацию, применяющую право и охраняющую его от нарушений. Общая теория права изучает такие проблемы, обусловленные существованием государства, как соотношение частного и публичного права, правовой статус государственных органов и должностных лиц в качестве особых субъектов права, особенности материально-правовых и процессуальных норм, формы правотворческой деятельности государства (система источников права), место и роль суда и других правоохранительных органов в охране правопорядка, обеспечение законности и др. Философия права, как отмечено, призвана выявить законы бытия, сущностные качества исследуемых объектов и на этом уровне определять их соотношение. Поскольку философия права использует выводы других общественных наук и притом не свободна от идеологии (от ориентации на определенную систему ценностей), философские взгляды на государство, как и на право, разнообразны. В зависимости от идеалов и ценностной ориентации одни видят в государстве потустороннюю силу, действительность нравственной идеи, другие - организацию, форму общества, третьи - машину для подавления одного класса другим, орудие насилия и принуждения, четвертые - выделенный из общества в результате разделения труда иерархически централизованный класс лиц, профессия которых состоит в управлении и (или) принуждении, пятые - олицетворение Родины, Отечества, Нации и т.п. Связи и взаимодействия различных уровней знаний о праве (и государстве) существуют, хотя они не всегда непосредственны и очевидны. Напрямую связаны первые два уровня, поскольку общая теория права строится на обобщении материалов законодательства и практики его реализации, составляющих предмет практической юриспруденции. Философское видение права разнообразно и противоречиво. Но и оно связано с практической юриспруденцией и способно оказать влияние на практику решения юридических дел. Если право - воплощение Божьего промысла, то в решении юридических вопросов должны принимать участие не только юристы, но и духовенство, или "люди религии" (как в исламских странах). Право как возведенная в закон воля господствующего класса (или всего народа) допускает решение юридических дел не только по букве закона, но и по указанию функционеров политической партии, которая, предполагается, олицетворяет господствующий класс (или весь народ), выражая его волю. Если право - средство поддержания порядка общественных отношений, то при ведении конкретных дел следует исходить из перспективы стабильности действующего права либо возможностей изменения его в сторону улучшения (никак не ухудшения) правового положения участников правоотношений, рассматривать и решать лишь те споры и конфликты, которые обеспечены доказательствами, достаточными для обоснованного решения; в гражданских спорах - стремиться к компромиссу, взаимоприемлемому для сторон завершению спора либо к принятию такого решения, которое, согласно закону, окончательно завершает спор, в делах же о нарушениях права - во всех возможных случаях восстанавливать нарушенное право, а правонарушителю на основе и в пределах закона назначать меру наказания ни чрезмерно мягкую, поощряющую других правонарушителей, ни непомерно строгую, ожесточающую наказанного. При принятии и изменении законов основным мотивом законодателя должны быть безопасность общества, стабильность общественных отношений, социальное сотрудничество классов и других групп, составляющих народ. Наконец, из расплывчатых и неопределенных философских позиций вытекают практически невыполнимые рекомендации типа: "законность представляет собой не просто исполнение законов, а исполнение именно тех законов, которые соответствуют высшим требованиям демократии, права, справедливости, гуманизма, которые являются отражением интересов человека, групп, слоев, всего населения"*(334). В комплексе знаний о праве догма права (практическая юриспруденция) - наука низшего уровня абстракции, оперирующая не столько понятиями и категориями, сколько текстами (определениями) законов и других нормативных актов, практическими приемами истолкования этих текстов, определения юридической силы различных правовых актов и т.п. Но эта наука - не только "низшая" по степени абстрактности по отношению к теории и философии права, но и базовая, опорная и для общей теории права, понятия и категории которой строятся на изучении и обобщениях действующего права, и для философии права, если она соответствует своему объекту и предмету изучения. Что касается философии права, то ее необходимость и существование подвергались и сейчас еще (см. далее) подвергаются сомнению. Философия права, как отмечено, может влиять на практическую юриспруденцию. Однако философские учения о праве разнообразны и многочисленны. Они способны воздействовать на общую теорию права и на практику реализации права, предопределяя разные решения одинаковых дел. Нужна ли вообще практикующему юристу философия права, усложняющая и практику реализации права, и общую теорию права, и процесс изучения юридических дисциплин? Общая теория права, как доказывает опыт юридического позитивизма, может существовать без философии права. Зачем правоведам изучать дисциплины историко-философского цикла - две истории государства и права (отечественную и зарубежную), историю политических и правовых учений, а равно философию права вообще? Юрист-практик не найдет ни повода, ни предлога, чтобы в судебном заседании и в кассационной жалобе сослаться на "Русскую правду", "Великую хартию вольностей", "Законы" Платона или "Нищету философии" Маркса. Для чего юристу знание философии права, теории столь отвлеченной и спорной, содержащей больше вопросов, чем ответов? Ненадобность изучения философии права была бы бесспорна, если бы не свойственное большинству людей стремление постичь свою роль и место в мире и в обществе, понять смысл своей профессии, ее социальное оправдание, обоснование и полезность, а для этого (правоведам) иметь свое мнение об истории и сущности права, его исторических судьбах, социальном назначении и возможностях, о роли права в обеспечении общей безопасности и создании условий для осуществления социальных и индивидуальных ожиданий. Если бы не присущее многим профессиональным юристам стремление понять суть и смысл своей работы - философия права стала бы достоянием только узкого круга специалистов, обсуждающих проблемы социальной философии, связанные с существованием права в прошлом и в современном обществе. Кроме того, в современном обществе есть и другие обоснования необходимости знания хотя бы основ философии права для практикующих юристов (см. далее). В целом современная структура знаний о праве выглядит следующим образом. Наиболее общим и широким по предмету учением о праве является философия права, представляющая собой учение о сущности права, причинах и основаниях его бытия, его роли в обществе и основных качествах, характеризующих место права (связи и отличия) среди других социальных явлений. Философия права идеологична, поскольку право исследуется в системе ценностных установок, свойственных мировоззрению исследователя. Этим, а также использованием философией права выводов других социальных наук обусловлено разнообразие представлений о сущности права, его социальной роли и назначении. С философией права связаны в учебных планах отечественных вузов историко-правовые дисциплины (история государства и права России, история государства и права зарубежных стран), а также история политических и правовых учений. Историко-правовые дисциплины тоже идеологичны, поскольку факты истории, существовавшие государства и памятники права, политические и правовые доктрины излагаются под углом зрения, зависящим от убеждений историка, определяющего оценки фактов истории и их значение, а также от наличного уровня исторической науки. Учением и наукой о праве является общая теория права, выражающая в системе категорий и понятий основные качества и явления, свойственные действующему праву определенной страны (группы стран). Общая теория права научна, так как ее понятийно-категориальный аппарат строится на основе изучения и обобщения существующей правовой действительности. Менее общи по своим выводам, понятиям и категориям отраслевые юридические науки*(335), ближе стоящие к эмпирическому материалу (к законодательству и практике его реализации). Эти науки изучают традиционные отрасли права, а также группы правовых норм и институтов права, обособляющиеся от традиционных отраслей либо складывающиеся в новые отрасли права. Немалую роль в становлении новых отраслевых наук играют потребности учебного процесса, где понятие "отрасль права" нередко отождествляется с понятием "учебная дисциплина". Этим обусловлено возникновение таких относительно новых отраслевых наук (учебных дисциплин), как коммерческое право, предпринимательское право, арбитражный процесс, вексельное право, таможенное право, налоговое право, банковское право, уголовно-исполнительное право, страховое право, экологическое право, и т.п. К общей теории права и отраслевым юридическим наукам примыкает ряд неюридических наук, имеющих близкое отношение к праву и его реализации. Важной для уголовного права является криминология, изучающая причины преступлений и правовые способы борьбы с ними. Для расследования уголовных и некоторых других дел, возникающих в практике правоохранительных органов, существенно важна криминалистика, использование методов и достижений которой строго подчинено нормам уголовного процесса. То же относится к судебной психиатрии и судебной медицине. Особое место среди неюридических наук, имеющих прямое отношение к праву, занимает социология права. Предмет этой науки и ее место среди юридических наук дискуссионны. Общепризнанно лишь то, что к задачам социологии права относятся проблемы эффективности права, в том числе выявление потребностей в изменении законодательства и практики его применения. К социологии права примыкают психология права, а также законодательная техника, разрабатывающая наиболее целесообразные способы подготовки текстов проектов законов и других нормативных актов. Что касается "аксиологии права", то она своего предмета не имеет и целиком относится к философии права. |