Главная страница
Навигация по странице:

  • Христос - наш пример

  • Заключение. Что такого в имени Иисуса

  • Хантер_Бингем_Бог, который слышит. Святой Как приблизиться к нему


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеСвятой Как приблизиться к нему
    Дата08.01.2022
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХантер_Бингем_Бог, который слышит.doc
    ТипРассказ
    #325747
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    С настойчивостью: Сомнение, молитва и пост

    Самое первое, что узнает любой ребенок еще до того, как научится говорить, - где родители прячут печенье. Еще до своей первой годовщины он знает, что печенье хранится на кухне, но где-то высоко, откуда он не может его достать. Проголодавшись, он идет туда, встает прямо под буфетом, протягивает ручонки и плачет. Он еще очень маленький, и ему приходится просить маму и папу открыть этот буфет и достать оттуда то, что нужно.
    Долготерпение: настойчивость и постоянство
    Большинство людей настойчивость в молитве видит именно такой. И, подобно вере ребенка в родителей, настойчивая молитва - всего лишь вопрос разумной веры в Бога. Вполне разумно следовать совету Иисуса (Мф. 7:7-8) и
    просить - если Бог есть;
    искать - если Бог всемогущий и всесильный;
    стучать - если Бог мудр и благ и даст то, что нам нужно.
    Слишком часто христиане ведут себя так, словно разум представляет угрозу вере. Но существует очень немного верующих, которые буквально "отспорились" от веры, и, я думаю, еще меньше таких, которые смогли на основании фактов доказать, что Бог не заслуживает полного доверия. Но если мы хотим быть настойчивыми в молитве, нам необходима "сила для веры не своим разумом, но страстью и ревностью по Богу, страхом Господним и безразличием к суете мира сего".
    Сегодня настойчивая молитва наталкивается на два основных препятствия. Первое - это наша ориентация во времени. Настойчивость в молитве утратила популярность, потому что у нас просто не хватает для этого времени. Нам некогда ждать, пока Бог соблаговолит ответить. Но если вы хотите верить Богу больше, вам придется изменить образ жизни. Христианину, привыкшему к готовым завтракам, очень трудно ждать кого-то... даже Бога.
    Второй фактор - непонимание. Настойчивость и постоянство нужны не для того, чтобы доказать медлительному Богу, что нам действительно что-то нужно; а длительные периоды молитвы, особенно после наказания, - не для того, чтобы по достоинству оценить благословение Божье. В самом деле, настойчивость дает нам достаточно времени, чтобы оценить свои мотивы и обдумать мудрые советы. Но ее основная роль заключается в выражении нашей полной зависимости от Бога во всех сферах жизни. Настойчивость и постоянство подтверждают наше понимание того, что без Бога мы не можем ничего. Настойчивость вытекает из нашей беспомощности как тварных существ и логической уверенности в том, что помочь нам может только Бог. Настойчивая молитва говорит: "Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле" (Пс. 72:25).
    Настойчивость - это не только признак смирения, но и проявление веры. Такое отношение диаметрально противоположно мнению о том, что если мы будем достаточно настойчивыми, то, в конце концов, Бог увидит искренность нашего желания и исполнит нашу просьбу. Это называется манипуляцией. В таком случае человек говорит: "Посмотри на меня; Посмотри На Меня; ПОСМОТРИ НА МЕНЯ!" Но молитва смирения иная: "Я смотрю на тебя; я смотрю на Тебя; я смотрю на ТЕБЯ". Великая вера в Бога всегда проявляется в смиренном признании зависимости.
    Давайте рассмотрим два примера, в которых люди обращались к Иисусу. В первом женщина хананеянка ходила за Иисусом и умоляла Его: "Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!.. и псы едят крохи, которые падают со стола господ их" (Мф. 15:22, 27). И вот каким был ответ Иисуса: "О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему" (ст. 28).
    Во втором примере сотник сказал Иисусу: "Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому что и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово и выздоровеет слуга мой". Иисус ответил: "Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры" (Лк. 7:6-9).
    Вера стоит на уверенности в том, что Иисус обладает силой исцелять (даже от болезни), и в Его любви. Оба примера повествуют о неотступной настойчивости. В Мф. 8:5 мы читаем, что сотник пришел и "просил", а в Лк. 7:4 - что другие люди умоляли за него. Настойчивость женщины очень не понравилась ученикам: "Отпусти ее, потому что кричит за нами" (Мф. 15:23). Но в обоих случаях словам Иисуса о великой вере предшествует проявление смирения.
    Петр так охарактеризовал неотступную настойчивость в молитве: "Бог гордым противится, а смиренным дает благо- дать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет БОГ, КОТОРЫЙ СЛЫШИТ вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" (1 Пет. 5:5-7).
    Есть или не есть: что происходит во время поста
    Пост должен рассматриваться в том же свете. Отказ от пищи в качестве духовного ритуала ни приносит очков, позволяющих перейти на следующий уровень святости, ни пытается заставить Бога ответить на вашу молитву по принципу голодной забастовки (см. Кол. 2:21-23; Лк. 18:22; Рим. 14:17). Многим людям пост помогает думать более четко (потому что голове не приходится сражаться за кровь с пищеварительной системой), и каждый человек с помощью поста высвобождает дополнительное время для молитвы.
    При рассмотрении вопроса о посте пища играет второстепенную роль: "Пища не приближает нас к Богу; ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор. 8:8). Все дело в том, что живой Бог, дающий нам обильно (1 Тим. 6:17), как бы остается в стороне, пока мы наслаждаемся тем, что Он дал нам. Мы едим, пьем и говорим себе, что наш труд благ, но при этом забываем, что все исходит из руки Божьей. Воздержание помогает нам немного отвлечься от наслаждения благословениями и сконцентрироваться на их Источнике, т. е. пост должен привлекать все внимание к Богу, а не к постящемуся. Поэтому-то Иисус говорит ученикам: "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:17-18). Новый Завет не заповедует верующим поститься, а даже если бы и заповедовал, то здоровье некоторых людей было бы этому помехой. Поститься следует по конкретному вопросу или поводу (см. Деян. 13:2 и 14:27). При регулярном повторении пост может превратиться в ритуальный источник самослужения и самовозвеличивания (Мф. 6:16; Лк. 18:12), препятствующий общению с Богом (Мф. 6:1).
    В 1 Кор. 7:5-6 Павел отмечает, что "сексуальный пост" также может помочь семейным парам. При этом он устанавливает три необходимых условия: (1) это должно делаться по взаимному согласию; (2) воздержание не должно быть чрезмерно длительным, чтобы не мешать естественной жизни состоящих в браке людей; (3) семья должна посвятить это время молитве. Павел писал об этом не потому, что секс в брачной жизни не духовен или препятствует эффективной молитве. Любовь в браке учреждена Богом и сравнивается с "пламенем весьма сильным" (Песн. П. 8:6). Два человека становятся одним - как личностно, так и физически. Но когда муж и жена хотят сконцентрироваться на Боге и ищут интенсивного общения с Ним, им на некоторое время не мешает воздержаться от интимных отношений. "Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление" (1 Кор. 7:6).
    Вера и магия
    Некоторые утверждения Иисуса, вырванные из контекста, могут создать впечатление того, что вера сама получает ответы на молитвы. В Мф. 9:22 Он говорит: "Вера твоя спасла тебя". В этом отрывке слова Иисуса вроде бы предполагают, что вера оказала прямое воздействие на болезнь. Но, исследовав все три описания этого события (Мф. 9:20-22; Мк. 5:25- 34; Лк. 8:43-48), мы видим, что женщина подходила к Иисусу с уверенностью в том, что если бы только она смогла прикоснуться к одежде Иисуса, то магическим образом приняла бы исцеление. Она это сделала и была исцелена. Но источник исцеления находился не в одежде Иисуса - им был Сам Иисус. Он искал эту женщину, чтобы изменить ее взгляд на происходящее. Полный ответ Иисуса записан в Мк. 5:34:
    "Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей". Эти слова являются буквальным переводом с греческого языка и указывают на то, что, согласно описанию Марка, в тот момент женщина уверовала, что Иисус и есть Мессия. Далее Иисус продолжает: "Иди в мире и будь здорова от болезни твоей". Это свидетельствует о полном прекращении кровотечения (что, правда, не является спасением) и указывает, что исцеление имело место лишь благодаря Иисусу, а не Его одежде. Христос нашел эту женщину, чтобы объяснить ей (и толпе) разницу между верой в магию и личной верой в Сына Божьего.
    Вера - это не магическая сила, напрямую влияющая на творение. С библейской точки зрения, не верой исцеляются люди: их исцеляет Бог. Молитва в противоположность всему, что о ней написано, не является самой мощной силой во вселенной. Величайшая сила во вселенной - Бог. Не молитва, а Бог сделал гораздо больше, чем этот мир когда-либо сможет вообразить. Это не просто вопрос семантики или пример теологического спора. Мы сейчас затронули наиболее распространенную и фундаментальную ошибку в понимании того, что такое молитва и какую роль в ней играет вера.
    Что происходит, когда вере или молитве приписывается какая-то особая сила, как это описано в Мф. 17:14-20? В этом при- мере ученики не смогли изгнать беса, мучившего мальчика. После того, как бес был изгнан и ученики оказались наедине с Иисусом, они спросили Его: "Почему мы не могли изгнать его?" Иисус ответил: По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Ученики спросили: "Почему мы не смогли этого сделать?". Иисус ответил: "Это должен сделать Бог". Они уже думали, что имеют какую-то силу. Но слова Иисуса означают: вы не полагаетесь на Бога; вы полагаетесь на самих себя. В Евангелии от Марка мы читаем: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста". Для Иисуса молитва всегда была выражением зависимости от Бога и преданности Его силе и воле. В Мк. 9:29 Иисус говорит: "Вы не можете сделать это, но в молитве должны доверить это дело Богу".
    Из того, что Иисус для описания веры выбрал самое маленькое зернышко, известное иудеям, мы видим, что веры в Бога у учеников не было вообще. (То, что меньше самого маленького, есть ничто). Это подтверждает Сам Иисус, Который охарактеризовал учеников как "род неверный", как это записали три евангелиста (Мф. 17:7; Мк. 9:19; Лк. 9:41). Лука пишет, что, увидев, с каким успехом Иисус изгнал нечистого духа и исцелил мальчика, "все удивлялись величию Божию" (9:43). Ни слова не говоря о силе Иисуса, он заканчивает рассказ, обратив все внимание читателя на Бога.
    Молитва перед лицом сомнений
    В моменты испытаний Бог также должен находиться в центре нашего внимания. В жизни даже наиболее духовных людей бывают моменты, когда их вера жестоко испытывается, и мы начинаем интересоваться, а есть ли Богу вообще какое-нибудь дело до нас или даже есть ли вообще Бог. В последнем разделе этой главы мы рассмотрим ситуации, в которых сохранить отношение зависимости оказывается наиболее трудно.
    Поскольку Библия - правдивая книга, в ней записаны и молитвы, выражающие глубочайшую духовную депрессию и истощение. Многим христианам знакомы чувства Аввакума, Асафа, Иова и Давида. Как бы усердно мы ни молились, иногда кажется, что все развивается от плохого к худшему: Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? (Авв. 1:2-3). Так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? (Пс. 72:13-14). Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет? Твои руки трудились надо мною, и образовали всего меня кругом, - и Ты губишь меня? (Иов 10:3, 8). Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, - и Ты не внемлешь мне, ночью, - и нет мне успокоения (Пс. 21:2-3).
    С первого взгляда подобные молитвы умаляют Божьи милость и справедливость, и поэтому некоторые относятся к этим жалобам как к греховным и богохульным проявлениям скептицизма и неверия. Но на самом деле все обстоит далеко не так. Однажды точно так же молился Иисус (Мф. 27:46).
    Но если это не выражение неверия, то что тогда? Во-первых, несмотря на гнев, разочарование и даже сарказм каждая строчка - это утверждение того, что просящий верит в существование Бога. Нет, это не стоны отчаявшегося неудачника, не глупость поющего: "Будь что будет". Это молитвы, обращенные к Богу. Это смола сломанного молнией умирающего дерева, корни которого еще держатся за почву веры. Во-вторых, эти молитвы честно признают всеведение Божье. Это слова людей, отказывающихся притворяться и сладко улыбаться, когда сердце разрывается от боли. В-третьих, это молитвы людей, веровавших в обетования Божьи о защите Своих детей, благословении праведных, наказании нечестивцев и торжестве справедливости. В-четвертых, эти молитвы признают все- могущество Бога. Они призывают Бога сделать что-то и явить Свою мощь. И, наконец, в них эти люди, как и все мы иногда, спрашивают: "Почему, Боже? Я не понимаю". Из сказанного следует, что эти молитвы о помощи и разъяснении возносят люди, видящие единственный источник спасения и просветления в Боге.
    Подобные молитвы можно охарактеризовать как выражение сомнения, но в них нет и намека на скептицизм или отвращение от Бога. В них нет непослушания, беззакония или бунта. Эти прошения подобны воплю разочаровавшегося в своих страданиях человека, сказавшего Иисусу: "Господи, помилуй!", "Если можешь, помилуй и спаси нас!" и "Верую, помоги неверию моему". В каждом примере просящий умоляет о восстановлении в общении, об освобождении от горечи и отчаяния. В своей молитве Давид рыдает по поводу наказания Божьего, последовавшего за его грехом: "Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих" (Пс. 37:4). И далее он говорит: "Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!" (ст. 23).
    Так в чем же смысл всего этого? Во-первых, уж лучше изливать Богу сердце и душу в честном признании боли, разочарования и нетерпения, чем подавлять эти чувства и думать, что Бог ничего не видит. Во-вторых, когда вы так себя чувствуете, не избегайте поклонения. Когда Асаф пришел в святилище Божье, все начало проясняться (Пс. 72:16). В-третьих, исповедуйте свой грех и признайте свое бессилие. Разочарование не оправдывает беззакония, и на свете нет всемогущего человека. Попросите о восстановлении и обновлении общения с Богом. Уйдя в самосожаление и закрывшись от всего мира, вы только ухудшите свое положение. В-четвертых, почаще читай- те Псалтирь и честно глядите на свою духовную жизнь. Другие уже побывали в вашем положении и выбрались из него. Трудности не всегда окружали вас, и они не останутся с вами навеки. Иисус знает о ваших страданиях. Он познал страдания, скорбь, пережил несправедливость, и теперь молится за вас (см. Евр. 4:14-16; 5:7-8). И, наконец, не отступайте от обетования Пс. 101:18: "Призрит на молитву беспомощных, и не презрит моления их".
    Я убежден, что никакие силы тьмы не могут отделить нашу душу от благодати Божьей или сделать нас абсолютно безнадежными в глазах Господа. Забота и воспитание нашей веры покоится, как сказал Иисус Петру, не на способности подавлять чувства, но на верности Самого Бога: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22:31-32).
    Отче Святый! соблюди их во имя Твое... Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла; они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною" (Ин. 17:11, 15-19).
    Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глуби- на, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:38-39). В этих стихах отражены основы христианской веры и молитвы: уверенность в том, что Бог посвятил Себя нам во Христе, и осознание того, что Его преданность всегда и во всем подтверждается любовью.

    Вопросы для размышления и обсуждения
    1. Согласны ли вы с автором в том, что христианину, привыкшему к готовым завтракам, вообще трудно ждать чего-либо? Что вам подсказывает личный опыт?
    2. Согласны ли вы с тем, что настойчивость в молитве говорит о зависимости верующих от Бога? Есть ли иные причины для настойчивой и постоянной молитвы?
    3. Как вы думаете, с духовной точки зрения пост полезен или вреден? В чем его цель?
    4. Как вы считаете, может ли верующий молиться, подобно Давиду, Аввакуму или Иову, с очевидным сомнением и отчаянием? Когда вы так себя чувствовали?
    5. Что помогает вам преодолеть сомнение и отчаяние?
    6. Есть ли разница между искренним сомнением и сомнением скептиков? Как вы думаете, видит ли Бог какую-нибудь разницу?

    Христос - наш пример

    В начале семидесятых годов я нес служение как евангелист в "Уорлд Уайд Пикчерс". Мы показывали христианские кинофильмы, а потом я объяснял Евангелие тем, кто приходил на сеансы. Такое служение требовало много сил, но доставляло и много радости. Дел хватало для всех членов нашей семьи. Помогая на протяжении нескольких месяцев устанавливать аппаратуру, мой пятилетний сын Даг однажды так охарактеризовал мое служение: "Хорошо, ребята. Сегодня мы покажем вам прекрасное кино про Иисуса. Но сначала мы соберем пожертвования. Давайте мне все деньги, которые вам не нужны".
    "Все собрали?" "Хорошо. Начинаем сеанс". Такого я ни разу не делал за всю историю служения! Но до сих пор не могу забыть его монолог и смех, последовавший за ним. Это прекрасный пример того, как мы смотрим на тех и подражаем тем, кто важен для нас.
    Все мы ищем кого-то, с кого могли бы брать пример, даже если и достигли его уровня. Большинство людей берет пример с какого-нибудь человека и, сознательно или нет, пытается подражать ему. На протяжении всей истории церковь указывала на Господа Иисуса и призывала верующих следовать Его примеру. В этой главе мы рассмотрим пример молитвенной жизни Иисуса (а не только Его учения), которому должны стремиться подражать все верующие.
    Может ли Иисус быть нашим примером?
    В христианских кругах еще не выработали единого мнения о том, может ли молитвенная жизнь Иисуса быть примером для нас. Возражения по этому поводу можно разделить на две основные категории: (1) молитвенная жизнь Иисуса слишком отличалась от нашей, чтобы их можно было сравнивать; (2) она слишком личностна, чтобы ее можно было досконально исследовать.
    Сторонники первой группы утверждают, что, поскольку Иисус был Сыном Божьим и лишь облекся в человеческую форму, Его общение с Богом вряд ли можно считать хорошим примером для сравнения. Молитвенная жизнь Иисуса была особым случаем, чем-то слишком чудесным для нас. Он был Пастырем, а мы - лишь овцы. Он был Богом и не знал греха, чего нельзя сказать ни об одном из нас. Его мышление было поглощено страстным желанием превознести полную божественность Христа, а этот вопрос старательно прикрывали и вообще игнорировали в наиболее важных теологических дебатах этого столетия. Писание едино в провозглашении божественности Иисуса, а при этом библейские авторы утверждают, что Он также был полностью человеком. Но принятие божественности Иисуса не требует отрицания Его человечности. Став человеком, Сын Божий не просто прикрыл Свою божественность кожей, подобно тому, как супермен надевает очки и превращается в Кларка Кента. Но вечное божественное Слово "стало плотью" - настоящим человеком (Ин. 1:14). Павел, рассуждая в Флп. 2:7 о том, что Иисус принял "образ раба" и сделался подобным человеку, подразумевает, что Он по Своей природе сделался человеком. То же слово "образ" используется для описания божественности Иисуса (Флп. 2:5-7): Его человеческая сторона была не менее реальной, чем божественная. Наш Господь не просто выглядел человеком. Он был человеком и называл Себя таковым (Ин. 8:40). "Он должен был во всем уподобиться братьям... для умилостивления за грехи народа" (Евр. 2:14-18). Поскольку Иисус в полноте Своей божественности облекся в образ человека, нам не приходится опасаться того, что следование Его человеческому примеру может как-то принизить Его природу. Человечность Иисуса (за исключением отсутствия в ней греховной природы, а следовательно, и личного греха) ни- чем не отличалась от нашей.
    Вторая группа возражений по поводу молитвенного примера Иисуса абсолютно противоположна первой. Некоторые верующие, руководствуясь исследованиями ученых в области экзистенциальной философии, придерживаются мнения о том, что молитва настолько личностна, что изучение ее было бы неправомерным вторжением в частную жизнь.
    Правда, значительная часть духовной жизни действительно является личной и субъективной. Некоторые верующие стали настолько ревностно защищать объективную истину написанного откровения Божьего, что в их понимании вера превратилась в базу данных: информацию, требующую скрупулезного исследования, систематизации и сохранения. Но без объективных фактов жизни и смерти Иисуса не было бы и личного примирения человека с Богом. Сущность христианства основывается как на объективных, так и на субъективных понятиях. Сам факт того, что молитва - дело личное, еще не отменяет реальность объективных стандартов, устанавливающих ее порядок. Поскольку молитва - это общение между двумя субъектами, то если слова ее не будут объективно определены, то, как бы личностно они ни звучали для одной стороны, другая может их не понять. История показывает, что человеческая природа так и не изменилась со времен Иисуса. Поэтому, когда я начинаю разговаривать с неизменным Богом, все слова, произнесенные мною в общении с Ним, имеют для Него реальный смысл, независимо от того, что произошло с момента нашей последней беседы. Нет, я не могу перенестись во времени и молиться все время молитвами Иисуса. Теперь каждый человек должен молиться сам за себя. Мы можем научиться на примере того, как молился Иисус, и стремиться к тому, чтобы Его слова стали нашими. Это подтверждается и тем, что Он оставил нам молитву "Отче наш".
    Иисус Сын
    Так как молился Иисус? Во-первых, Он обращался к Богу как к Отцу. То, что Он использовал слово "Авва", указывает на их взаимоотношения как Отца и Сына. Нет никаких намеков на то, что Иисус хоть раз пытался привлечь к Себе внимание Отца. Иисус ни на мгновение не сомневался в том, что Отец любил и слышал Его. Даже в самый темный час Своей жизни Он не сказал: "Отец, если Ты любишь Меня, то почему допускаешь та- кое?" Нет, Его молитва была: "Где Ты?" (Это цитата из Пс. 21:2. Далее, в ст. 20 написано: "Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне"). Иисус никогда не сомневался в том, что Отец любит Его и придет на помощь. Результатом этого была уверенность в том, что Он всегда чувствовал свободу для открытой и честной беседы с Отцом. При этом Его уверенность не дает нам и малейшего намека на упрямое дерзновение или неуважение к Богу с Его стороны. Если Бог действительно "Авва", то Он также святой и праведный Отец (Ин. 17:11, 25), Господь небес и земли (Лк. 10:21). Поэтому первое, что вам необходимо усвоить, если вы хотите молиться, как Иисус, это то, что вы - дитя Божье. Павел обращается к тем, кто так принял Христа: "Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса... А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал. 3:26; 4:6).
    Смиренная зависимость и послушное подчинение
    Следующее, чему мы учимся на примере Иисуса, - это быть послушными в молитве. Иисус сказал в Гефсиманском саду: "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он пред- ставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" (Мф.26:53). Но, когда ученики попытались защитить Его, Он их остановил: "Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" (Ин. 18:11). Даже в разгар кризиса Иисус смог завершить Свою жизнь на земле послушанием воле Отца. Это достигло кульминации в молитве: "Не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42).
    В самом начале жизни Иисус сделал заявление: "Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему" (Лк. 2:49). Позже Он сказал: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин. 4:34). Описывая Свою жизнь, Он говорил: "Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Ин. 8:29). Несмотря на Свои способности, Иисус понимал: "Я ничего не могу творить Сам от Себя" (Ин. 5:19, 30). Если когда-либо на земле и был кто-то, имевший право на абсолютную власть, то это Иисус. Но вся Его жизнь была примером смиренного подчинения воле и слову Божьему. Каждую секунду Он осознавал Свою зависимость от Отца и, когда молился, "услышан был за Свое благоговение (почтительное подчинение)" (Евр. 5:7).
    Не так-то просто выработать в себе отношение подчинения воле Божьей, особенно для тех, кого Бог благословил обильно. Год назад я застыл на месте после приветствия одного из учеников: "Как вы поживаете, муж Божий?" Поскольку мне всю жизнь приходилось тяжело трудиться, я наслаждался той фантазией, в которую превратил свою жизнь в последние годы. Но это... Я не имел и не имею никакого влияния на свою генетическую структуру, на встречу моих родителей и тысячи других событий, устроенных Богом в моей жизни. Если бы не прекращающееся воодушевление моей жены, я бы до сих пор сидел в маленьком чистеньком кабинете и препарировал бы мух. И так и не знал бы Христа.
    Муж Божий? Да. Весь день, каждый день. И нет других мужчин и женщин в Теле Христовом. Мы принимаем лишь то, что ниспослано нам с небес. И об этом так просто забыть. Но Иисус об этом помнил всегда, особенно когда молился. Для того, чтобы молиться, как Он, нам необходимо уделять поменьше внимания погоне за славой и успехом и более глубоко, более объективно смотреть на Бога.
    Знание Слова Божьего
    Третья характерная черта молитвенной жизни Иисуса заключается в том, что Он знал Слово Божье. Снова и снова на людях и наедине с Богом Иисус открывал Свое безупречное знание Бога, основанное на Священном Писании. Мы не знаем, откуда Он получил это знание. В нормальной иудейской семье I века ребенок изучал Писание дома и в школе при синагоге. Повзрослев, Иисус ходил в синагогу в городе Назарете, где чтение и разъяснение Писания было основной частью служения.
    Можно предположить, что Иисус уделял значительное время исследованию Священных Иудейских Писаний. Он постоянно ссылался, упоминал или цитировал Писание. Скорее всего, Иисус приобрел значительную часть понимания Бога из Ветхого Завета. Писание запечатлело, как Он обращался к Богу в молитве (Ин. 11:41 и Пс. 117:21; Лк. 10:21 и Быт. 14:22; Мк. 15:34 и Пс.21:2).
    Да, Бог слышит молитвы и тех верующих, кто знают лишь те стихи, что были написаны на буклете, который им кто-то дал на улице. Но люди, действительно любящие Бога, должны читать Его Слово, потому что в нем мы находим лучший источник понимания разума Божьего. И тогда во время молитвы мы будем все чаще и чаще замечать, что цитируем Слово. Для повышения эффективности молитвы мы должны заглядывать в Книгу - читать ее, размышлять над ней и запоминать ее. Познание Бога требует и времени, и усилий. Почему вы ожидаете, что Бог будет слушать вас, если вы не слушаете Его?
    Структура молитвенной жизни Иисуса
    Иисус ощущал потребность в молитве в различных жизненных ситуациях, что говорит о широком спектре нормальных человеческих эмоций. Лука пишет, что Он молился "возрадовавшись" (Лк. 10:21), а Иоанн отмечает, что видел подобное и в моменты сильнейших внутренних страданий: "Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать?" (Ин. 12:27). Он с легкостью молился, когда ситуация полностью находилась у Него под контролем (Мф. 15:32-39) и когда для продолжения молитвы Ему потребовалась помощь ангела (Лк. 22:43). Он мог быть полностью уверен в Своей преданности воле Божьей (см. Ин. 17:19) и в тот же самый вечер вступить в тяжелую борьбу с Самим Собой: "Душа Моя скорбит смертельно" (Мк. 14:34). Он находил утешение и силу в молитве наедине с Отцом (Лк. 5:15; 6:12) и чувствовал потребность в том, чтобы друзья побыли здесь и бодрствовали с Ним (Мф. 26:38). Иногда Он был абсолютно уверен в том, что Отец всегда слышит Его (Ин. 11:42), а иногда мучился от ужасной боли одиночества (Мк. 15:34).
    Жизнь Иисуса подтверждает, что для молитвы подходит любое место и время, что любой человек может обращаться к Отцу в любом умственном и эмоциональном состоянии. Нет нужды притворяться, что все идет хорошо, когда на самом деле это не так. А Отцу не меньше хочется разделять нашу радость, чем помогать в великой нужде. В молитвенную жизнь Иисуса входило участие в поклонении. Он регулярно посещал синагогу и довольно часто приходил на народные религиозные собрания и праздники в Иерусалиме (Лк. 22:15; Ин. 2:23; 7:14; 12:12). Молитва была частью всех религиозных празднеств иудеев. Скорее всего, Иисус соблюдал регулярное иудейское расписание трехразовой молитвы (Дан. 6:10; Мф. 6:5). Мы знаем, что Его рассердило превращение молитвенного дома в торговую лавку (Мк. 11:17). И не возникает сомнений в том, что Иисус часто молился вместе с другими учениками.
    Во времена Иисуса общее поклонение иудеев включало традиционные молитвы, объединенные в форме литургии и в большинстве случаев заимствованные из Ветхого Завета. А если наш Спаситель принимал участие в таких служениях, то и христианам сегодняшнего дня не следует пренебрегать литургической молитвой. Молитвословы - не отговорка для бездумного бормотания. Использование литургической молитвы дает собранию план, предусматривающий дальнейшее проведение служения. Это помогает избежать трудностей, зачастую возникающих на собраниях без литургии, когда одновременно приходится подходить к происходящему и с критической (анализ сказанного), и с духовной (поиск общения с Богом) точек зрения. Но каким бы ни было собрание - литургическим или импровизированным, - потребность в активном участии и раз- мышлении над словами молитвы остается: без этого время по- трачено впустую. Но личная молитва не менее важна и для живого поклонения. Иисус четко дал понять, что публичных собраний один раз в неделю явно недостаточно для нормальной духовной жизни, а Его личная молитвенная жизнь не была отговоркой для того, чтобы избегать общественных мероприятий. Жизни Иисуса представляет прекрасный пример равновесия общей и личной молитвы. По традиции Иисус воздавал благодарения Богу перед едой (Мк. 8:6; Ин. 11:6; сравните с Лк. 22:17, 19). Наверное, Иисус придавал этому настолько большое значение, что стал известен за особую манеру благословения пищи. В Лк. 24:30-31 воскресшего Христа узнали лишь после молитвы и хлебопреломления. Матери видели в Иисусе человека молитвы и принесли к Нему детей для возложения рук и благословения (Мф. 19:13). Он не посчитал Себя слишком занятым большими (взрослыми) делами, чтобы оставить детей без внимания. Молитвы Иисуса за людей охватывали очень широкий спектр: от невинных детей до палачей, распявших Его (Лк. 23:34).
    Позы, в которых молился Иисус были не менее разнообразны, чем сами молитвы. Скорее всего, Евангелия не охватывают всего их разнообразия, но и в них написано, что Он молился стоя и смотря в небо (Ин. 11:41; 17:1; сравните с Лк. 18:11, 13; 1 Тим. 2:8); преклонив колени (Лк. 22:41); упав на землю (Мк. 14:35) и распростершись ниц (Мф. 26:39). Эти описания отражают различные настроения и обстоятельства, но каждое из них является выражением ожидания (взгляд, обращенный вверх) или смиренной зависимости и прошения (преклонив колени и распростершись на земле). Бог слышал Иисуса независимо от того, в каком положении Он находился. Он слышит и нас, хотя мы не должны позволять своей свободе в этом вопросе оскорблять традиции или культуру других людей. Но наедине с Богом будьте самим собой. Пусть содержание, обстоятельства, эмоции и время молитвы определяют ваше положение. Помните о Его святости и сосредоточьтесь на Самом Боге, а не на том, как вы одеты, что делаете или как на это может посмотреть кто-то другой. Не позволяйте предрассудкам или страху заставлять вас молиться на коленях в темной комнате, если вам просто хочется на восходе пройтись с Богом по склону горы. Сам Бог разорвал завесу в Храме. Религиозные ритуалы были упразднены Иисусом на кресте. Не забывайте об этом, когда молитесь.
    Иисус никогда не молился молитвой исповедания, так как был безгрешен. Он не просил Бога об очищении. (Разъясняя ученикам молитву "Отче наш", Он сказал: "Молитесь же так..."). Но исследование показывает, что Иисус возносил молитвы всех основных библейских категорий: хвала (Лк. 10:21); благословение (Лк. 24:50); благодарение (Ин. 6:11; 11:41); прошение (Лк. 22:42; Ин. 17:1-5) и ходатайство (Мк. 10:16; Лк. 22:32; 23:34; Ин. 17:6-26).
    Наиболее распространенными молитвами Иисуса в Евангелиях были благодарение и благословение Бога. Но авторы уделили гораздо больше внимания (по количеству стихов) Его ходатайственным молитвам за других людей. Чувство благодарности Богу за Его благость заставляло Иисуса искать благословения для окружающих. То внимание, которое Он уделял славословию и ходатайству, лишний раз подчеркивает практическое проявление Его понимания истинной религии: полностью любить Бога, не удерживая ничего для самого себя, и любить ближнего больше собственной жизни. Нет, это не уменьшает важность других типов молитвы, но показывает, где лежало и лежит Его сердце. Сколько времени, проводимого в молитве, вы уделяете славословию и ходатайству?
    Молитва: личный приоритет
    Молитва была наиболее важной частью служения Иисуса. Он рассматривал ее как основной аспект, необходимый для исполнения воли Божьей (см. Мф. 6:10; Мк. 14:36; Ин. 17). Перед тем, как выбрать учеников, Иисус провел значительное время в молитве (см. Лк. 4:42-5:11; 6:12-13), Он молился перед тем, как совершать чудеса (см. Ин. 6:11; 11:41), а по поводу изгнания некоторых бесов Он сказал: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы..." (Мк. 9:29). Он прославлял Бога за успехи Своих учеников (Мф. 11:25) и молился за них, когда они терпели не- удачи или попадали в неприятные ситуации (Лк. 22:32; Ин. 17:6-19). Ему не была чужда отчаянная молитва (Лк. 22:44), а в Гефсиманском саду Он настойчиво повторял одну и ту же молитву три раза (Мф. 26:44). Однажды перед тем, как принять важное решение, Он молился всю ночь (Лк. 6:12). Очевидно, что молитвенное общение Иисуса с Богом часто полностью поглощало Его. Об этом также говорит и то, что однажды во время молитвы Он преобразился и наполнился славой Божьей (Лк. 9:28-29).
    В противоположность Иисусу, большинство из нас слишком занято житейскими делами, чтобы действительно рассматривать молитву как неотъемлемую и наиболее важную часть жизни. Но жизнь может быть намного проще. Подержанная машина, не доверху забитый гардероб, старая стенка в гостиной, поменьше деликатесов на столе - все это может сократить потребность в большом доходе и высвободить немного времени для молитвы. Одна из причин, по которым у Иисуса было достаточно времени и энергии для молитвы, заключалась в том, что Он жил очень просто. Он практически ничего не имел и вкладывал Свою жизнь в людей, идеи, беседы и взаимоотношения. И все, что Иисус делал, Он считал трудом для Бога. Об этом стоит задуматься, даже если это и пугает с первого взгляда. В кого вы действительно влюблены? В Бога? В жену? В детей? В друзей? В свой успех? В свой имидж? Где сокрыто ваше богатство - там лежит и ваше сердце. Ведь молитва - это вопрос приоритетов, не правда ли?

    Вопросы для размышления и обсуждения
    1. В чем вы хотели бы быть похожим на Иисуса? Что вас привлекает в Нем более всего?
    2. Что значит "молиться с дерзновением и уверенностью"?
    3. Как бы вы себя почувствовали, если бы кто-нибудь назвал вас мужем (или женой) Божьим? Почему подобное звание приводит вас в замешательство?
    4. Какой тип служения вам больше нравится: литургия или импровизация? Почему некоторые молитвы имеют для вас большее значение, чем другие?
    5. Какие практические предложения относительно молитвы (время дня, место, положение, содержание и т. д.) оказались наиболее полезными для вас? Поделитесь ими с другими людьми.

    Заключение. Что такого в имени Иисуса?

    С самого рождения меня называли "Бинг" ("недотепа"). Сначала я не придавал этому особого внимания. Но позже мне пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Я устал от того, что меня постоянно спрашивали, могу ли я спеть "В лееесуу родииилаась ееелочка". В нашем классе была бессмертная песня со словами: "Тинг, тэнг, уала-уала, БИНГ, бэнг". Закончив колледж, я наслаждался законным чувством удовлетворения, доставляемым мне осознанием того, что я все-таки завоевал сердце Джоанн. Но очень скоро после свадьбы оно улетучилось после того, как один из старых друзей семьи сказал моей жене: "Так это ты вышла замуж за малыша Бинга!" Редактор научного журнала обращался ко мне исключительно "Др. Бингл", однажды в воскресенье утром в одной церкви в Кембридже пастор сказал, что утреннюю проповедь прочитает "Бингли". Не знаю, как вы, но мне больно, когда люди проделывают подобные вещи с моим именем. И, скорее всего, то же чувствует Господь, когда люди так поступают с Ним.
    Во имя Иисуса
    Вскоре после того, как я уверовал, мне сказали, что без слов "во имя Иисуса" Бог не услышит моих молитв. Если этого не сказать, то молитва не дойдет до Него. Я помню, как долго размышлял по поводу того, что случилось с молитвой, законченной простым словом "Аминь". Позже я заметил, что некоторые святые имели привычку делать особое ударение на словах "во имя Иисуса", вкладывая в них особую силу и эмоции. Другие же просто добавляли их в конце молитвы, чтобы закончить мысль. Совсем недавно я познакомился и с теми, кто утверждает, что уже само по себе упоминание имени Иисуса обладает особой силой. А однажды меня обличил один ревностный верующий, заявивший, что имя Иисуса буквально заставляет Отца дать мне все то, о чем я прошу.
    Есть и другие идеи, но в конечном итоге все сводится к следующему: (1) эта фраза квазимагическая, что-то типа священного "Сим-сим, откройся"; (2) она действует, как секретный код, по которому банкомат выдает деньги: "во имя Иисуса" - это название счета, с которого снимаются средства; (3) эти слова приводят в действие систему духовных рычагов, влияющую на Бога властью имени Спасителя.
    Лука показывает ошибочность всех трех теорий в довольно комичном описании неудачного изгнания бесов, при котором имя Иисуса не возымело никакого действия (Деян. 19:8-10). Но если все три теории неверны, то в чем же смысл этих слов?
    Библейское свидетельство
    Иисус повелел ученикам молиться во имя Его лишь в конце Своей жизни (Ин. 14-16). И многих может заинтересовать тот факт, что в Новом Завете существует еще только одно упоминание о подобной молитве: "Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа" (Еф. 5:19-20).
    В виду того, что в Новом Завете записано довольно значительное число молитв, редкое употребление этой фразы кажется довольно странным. Скорее всего, ранняя церковь не рассматривала слова Иисуса как формулу для молитвы и придавала им иной смысл. В Ин. 14-16 слова "во имя Мое" используются по отношению к молитве в трех различных ситуациях. Во-первых, при прошении Отца во имя Иисуса: Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна... В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога (16:24, 26-27).
    Во-вторых, при прошении Самого Иисуса во имя Иисуса. "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (14:13-14).
    В-третьих, Отец отвечает на молитвы "во имя Иисуса": "Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам" (16:23).
    Первая категория хорошо известна и поддерживает популярную теологическую теорию, согласно которой молитва вознесена правильно лишь тогда, когда обращена к Отцу через Сына. Такая точка зрения строится на том, что Иисус - наш Заступник. Но вторая группа подразумевает, что молитвы могут быть обращены непосредственно к Самому Иисусу, и Он Сам отвечает на них. При комплексном рассмотрении все три группы стихов показывают, что молитвы "во имя Мое" относятся и к Отцу, и к Господу Иисусу. Также видно, что каким-то образом это сказывается и на ответе. Для Спасителя эта фраза значит гораздо больше, чем может показаться с первого взгляда. Исследование других свидетельств Евангелия от Иоанна поможет прояснить значение этой таинственной фразы.
    Пребывать и слушаться
    Читая процитированные выше стихи, мы видим, что Иисус не устанавливает никаких ограничений для наших молитв:
    14:13 - чего попросите во имя Мое; 14:14 - если чего попросите во имя Мое; 16:23 - о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам; 16:24 - ничего не просили во имя Мое.
    Учение Иисуса о подобной молитве всегда подразумевало получение ответа свыше. Заявления Иисуса по поводу такой молитвы содержат в себе три элемента:
    (1) глагол прошения;
    (2) описание объема и (3) фразу "во имя Мое".

    Исследовав весь контекст Ин. 14-16, мы увидим, какой смысл Христос вкладывал в слова "во имя Мое". Давайте посмотрим, сможем ли мы найти первые два элемента (глагол прошения и описание объема), совмещенные с чем-то, кроме слов "во имя Мое".
    Глагол прошения Описание объема Фраза имени
    Имеем "Просите" "что угодно" "во имя мое"
    Нужно "Просите" "что угодно" ?
    Подобное заявление, только с другим порядком слов, Иисус делает в Ин. 15:7: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам". Заполняем нашу таблицу.
    Глагол прошения Описание объема Фраза имени
    просите чего не пожелаете Если пребудете во мне и слова Мои в вас пребудут
    Из этого можно сделать вывод, что Иисус использовал фразу "во имя Мое" в том же смысле, что и "пребывать" во Христе и позволить Его слову "пребывать" в нас. Но что значит пребывать во Христе? Греческое слово "meno", переведенное в Библии как "пребывать", также означает "оставаться", "обитать" и "продолжать". Но нас интересует определение понятия "пребывать во Христе". В Ин. 15:10 приведено обещание: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей". Но "пребудете в любви Моей" - это не одно и то же, что "пребудете во Мне". Предельно понятное определение слов "пребудете во Мне" дает апостол Иоанн в 1 Послании: "Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем" (3:24). Из этого стиха следует, что чисто с практической точки зрения пребывание во Христе сводится к соблюдению Его заповедей. Несмотря на то, что ученые пытаются определить пребывание как мистический союз Спасителя с верующими, на деле оказывается, что все намного проще.
    Подставив это определение пребывания в Ин. 15:7, получаем:
    Глагол прошения Описание объема Фраза имени
    Просите чего ни пожелаете если сохраните заповеди Мои и слова в вас пребудут
    А это, в свою очередь, приводит нас к выводу, что прошение во имя Иисуса как-то относится к соблюдению просящим заповедей Иисуса. Такое послушание не принудительное, но крайне желаемое всяким, в ком Иисус живет Духом Своим. Соблюдение заповедей Иисуса - то же, что и пребывание Его слова в нас. "Между личным обитанием Иисуса в учениках и пребыванием в них Его слов не было никакой практической разницы", - пишет ф. ф. Брюс. Эту связь также отмечает Джон Стотт: "На наши молитвы будут получены ответы лишь тогда, когда слова Христа пребудут в нас. Тогда мы можем просить все, что хотим, и будет нам, потому что мы будем хотеть лишь того, что хочет Он".
    Это и есть то, что я назвал циклом "молитва - послушание". Когда слово Христа пропитывает нас в процессе послушания, мы начинаем думать, как Бог, что помогает нам молиться по Его воле: послушание помогает нам хотеть и молиться о том, чего хочет Христос.
    Правильность данной связи молитвы с послушанием подтверждается в Ин. 15:16: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам". Здесь четко прослеживается связь между принесением плода и ответами на молитвы. Принесение плода пони- мается как указание на личные моральные качества (типа тех, что перечислены в Гал. 5:22), добрые дела (о чем говорится в Кол. 1:10) или новообращенных верующих (см. Ин. 4:36). Но подобный плод можно принести только при послушании учению Иисуса и признании нашей зависимости. Обратите внимание на то, что в тексте, следующем после Ин. 15:7, Иисус обратил внимание слушающих на послушание как признак того, что человек является Его учеником, Его другом.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта