Главная страница

Хантер_Бингем_Бог, который слышит. Святой Как приблизиться к нему


Скачать 0.66 Mb.
НазваниеСвятой Как приблизиться к нему
Дата08.01.2022
Размер0.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаХантер_Бингем_Бог, который слышит.doc
ТипРассказ
#325747
страница5 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Бытует мнение, что наши молитвы необходимы Богу для осуществления того, что Он уже запланировал сделать. С.Д. Гордон пишет: Все, о чем когда-либо молился человек (я говорю только о хороших молитвах, разумеется), Бог уже заранее хотел сделать. Но Он ничего не делает без разрешения человека. Выполнение Его целей ограничено недостатком нашего желания. Но, осознав Его цели и сделав их объектом своих молитв, мы даем Ему возможность действовать. Далее он утверждает, что люди обречены на мучения в аду потому, что христиане не молятся за их спасение: "В том жутком потерянном мире есть люди, попавшие туда из-за того, что кто-то не захотел прислушаться к голосу Божьему и молиться за них". Гордон этим говорит, что Бог Сам ограничил Свою всемогущую силу, поставив осуществление Своей воли в зависимость от молитв, т. е. Бог готов и хочет благословить (или спасти) людей, но не может сделать этого до тех пор, пока они в молитве не покажут, что тоже хотят этого. Получается, что если мы не будем молиться, то Бог не сможет осуществить Свои цели на земле. Таким образом, молитва становится необходимой в абсолютном смысле этого слова: Бог бессилен без наших молитв.
Многие десятилетия верующие придерживались этого мнения, несущего в себе огромный эмоциональный заряд и побуждающего человека молиться долго и усиленно. Но меня такой подход не устраивает, потому что делает всемогущего Творца зависимым от разрешения и желания Его греховного и падшего творения. В Дан. 4:32 говорится: "Нет никого, кто мог бы противиться руке Его". А это никак не согласуется с заявлением Гордона о том, что "осуществление Его целей ограничено недостатком нашего желания". В Рим. 9:15 ("Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею") приводится довольно со- мнительное мнение, что принятие милости Божьей в спасении зависит от того, ответит ли кто-то на призыв Божий молиться. Писание заставляет меня признать точку зрения Гордона неадекватной.
А есть мнение получше?
Гораздо более правдоподобным кажется то, что Бог установил молитву как средство осуществления некоторых аспектов Своей воли. Из-за человеческой ограниченности Богу часто приходится действовать независимо от просьб людей. Тем не менее, в некоторых случаях Бог решил действовать таким образом, чтобы дать нам возможность принимать участие в осуществлении Его воли. Бог дал Своим детям стимул и способность молиться для того, чтобы отвечать на их прошения и выполнять некоторые составляющие Своего плана.
Молитвы - это добровольные действия верующих, и Бог не зависит от них и не ограничен ими. Но Ему угодно претворять Свои цели в жизнь в ответ на наши молитвы. Это мнение основывается на подобных отрывках: "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (Пр. 16:9); "Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2:13). Но мне кажется, что лучше всего это видно в главе 36 книги пророка Иезекииля. Эта глава наполнена ссылками на всемогущество Божье (в Новом международном пере- воде словосочетание "Господь Бог Всемогущий" в этой главе встречается 15 раз!). Особенно это подчеркивается в ст. 22 и 32: "Так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего"; "Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог". Бог сделает то, что захочет, - такова главная мысль этой главы. Но в последних двух стихах всемогущий Господь говорит, что будет действовать по молитвам Своего народа: "Так говорит Господь Бог: вот, еще раз отвечу на плач дома Израилева и сделаю это для них... И узнают, что Я - Господь" (Новый международный перевод, ст. 37-38). По Своему всемогуществу Бог поведет Свой народ в молитве, чтобы ответить на нее. В таком случае действие развивается по следующему плану:

Бог всемогущ и неограничен - Мы свободны; мы молимся - Его воля исполняется -
Его святое имя прославлено - Мы знаем, что Он - Господь
Я не претендую на то, что нашел единственный ответ на наш первоначальный вопрос. Но моя точка зрения гораздо более правдоподобна и намного больше соответствует библейскому подходу, чем теория Гордона. И в этом я не одинок. К. С. Льюис однажды сказал: Высшая мудрость не нуждается в подсказках относительно того, как лучше поступить в создавшейся ситуации, а высшая благость не требует уговоров претворить это в жизнь. Точно так же Бог не нуждается в помощи со стороны. Он мог бы, если бы захотел, поддерживать наши тела в хорошем состоянии, не прибегая к помощи пищи, или дать нам эту пищу, минуя фермеров, булочников и мясников; дать нам знание, минуя образованных людей; обратить язычников, минуя миссионеров. Но Он позволил почве и погоде, животным и мышцам, умам и воле людей способствовать осуществлению Его Воли. Как говорил Паскаль, "Бог установил молитву для того, чтобы Его творение могло влиять на волю случая"
Кому хочется быть марионеткой?
Основной помехой в подходе "содействия" является приоритетность воли Божьей. Если Бог дает нам побуждение и способность молиться за то, что Он хочет сделать, то наши молитвы перестают быть добровольным выражением любящего творения. Они уже больше похожи на "слова", произносимые марионетками, послушными движениям руки кукольника. Это старое доброе возражение. Но уважаемые ученые веками верили - даже несмотря на очевидный парадокс, - что мы молимся добровольно. Дж. И. Паркер смог объединить учение Писания по этому вопросу: Бог правит сердцами и действиями всех людей (см. Пр. 21:1; Ездр. 6:22) для осуществления Своих целей, о чем люди даже не подозревают (см. Быт. 45:5-8; 50:20; Ис. 10:56; 44:28-45:2; Ин. 11:496; Деян. 13:276). Божий контроль абсолютен в том смысле, что люди не только делают то, что для них предопределил Бог, но и выступают в роли добровольных сосудов, потому что сами под свою ответственность приняли такое решение (см. Втор. 30:15б). Тем не менее, молитва под абсолютным контролем Божьим с трудом может считаться добровольной даже несмотря на то, что мы берем на себя моральную ответственность. Получается, что вообще не существует такого понятия как "добровольное действие".
Т. С. Гаммонд помог мне разобраться в сложившейся ситуации. Он приводит ясные примеры контроля Божьего и наших молитв, где считает, что действия Бога можно сравнить с действиями кошки-матери, берущей котят за загривок и несущей их туда, куда считает нужным. Котята абсолютно пассивны, их желания не учитываются. Но далее Гаммонд приводит более точный пример. Посмотрите на семейство обезьян. "Обезьяна-мать скачет с ветки на ветку, а детеныши висят у нее на шее. Мать выполняет всю работу, а детенышам нужно только держаться за нее". Детеныш переходит туда, куда и мать, по собственному желанию. Именно это происходит, когда верующие молятся по воле Божьей. Мы хотим того, чего хочет Бог; мы стремимся молиться по Его воле. Те, кто отрицают действенность молитвы, придерживаются "кошачьей теории" о взаимоотношениях между Богом и человеком. Оба примера показывают, что ситуация не находится под контролем детенышей: котята и детеныши обезьяны так же беспомощны по сравнению с матерью, как и люди по сравнению с Богом. Разница состоит лишь в пассивности роли котят и активности воли детенышей обезьяны. Точно также мы добровольно действуем, отвечая на зов Духа Божьего и молясь по воле Отца. Далее Гаммонд говорит: Бог действует в нас. Человек должен ответить на Его зов. Этот ответ нашел свое отражение в известном высказывании святого Августина: "Приблизь нас к Себе, и мы побежим за Тобой".
Молитва - это... состояние, созданное Богом, но обязательное для осуществления работы Его благодати. Молитва одновременно является и духовным состоянием, и свидетельством его. Пробужденная душа взывает к Богу, как младенец взывает к матери. Неспособность воззвать к матери равносильна смерти. На зов приходит ответ, потому что сердце матери обращено к ребенку. Осмелюсь сказать, что Бог вложил в нас желание искать Его и Его волю, и под принуждением Своей природы Он отвечает на зов творения. Последнее утверждение является наиболее "рискованным" с теологической точки зрения, потому что вменяет Богу ответственность за отклик на молитву по Его воле. Но оно также подразумевает межличностный, а не механический (марионетки), логический (парадокс) или нечеловеческий (обезьяны) контакт. Он также вводит такое понятие, как любовь. Мне кажется, что Гаммонд прав, но вам придется принимать решение самим.
Но поддерживает ли эту точку зрения Писание? Немного. В Ис. 49:15 Бог говорит Израилю: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.
В Ос. 11:1-9 написано: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им... Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль?.. Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я - Бог, а не человек; среди тебя - Святый.
В этом отрывке мы ясно видим Отцовскую любовь и заботу Божью. Далее перед нашим взором предстает молитва взбунтовавшегося дитя Божьего. Бог слышит наши молитвы, отвращает Свой гнев и отвечает на зов Своего младенца. (Особое искушение вызывает перемена сердца Божьего в ст. 8; но текст на еврейском языке в данном случае перевести затруднительно. Существуют следующие варианты перевода: "Отшатнулось сердце Мое", "Возмутилось сердце Мое" и "Перевернулось сердце Мое"). Однако ответ Бога на зов младенца несомненен. И теперь мы - дети Божьи: "Он избрал нас в Нем прежде создания мира... предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей" (Еф. 1:4-5).
Почему я не получаю просимого?
Хорошо, но если я в самом деле дитя Божье и Бог действительно отвечает на мои молитвы, то почему же я не всегда получаю просимое? Стандартный ответ основывается на непостижимой мудрости Божьей. Высшая Мудрость часто отказывается делать то, на чем настаивает неведение. Это имеет смысл с логической точки зрения, но с позиции теологии лучший ответ дается в 1 Ин. 5:14-15: "Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него". Бог удовлетворяет только те просьбы, что были сделаны по Его воле. Дальше дороги пет, и часто те, кто учат и пишут о молитве, в своем стремлении укрепить веру людей забывают об этом. Каждому хочется быть более "эффективным" в молитвах - добиться удовлетворения просьбы, - но формулы и методы, предлагающие поразительные результаты, главным образом, привлекают внимание духовно не зрелых людей.
Во время Второй мировой войны в журнале "ЕГО" появилась статья армейского капеллана под названием "Некоторые молятся и умирают". На мой взгляд, это одна из наиболее откровенных публикаций на тему получения ответов на молитву. Капеллан спрашивает: Есть ли такое понятие, как "сбои" в молитве? Что можно сказать о тех, кто регулярно молятся и регулярно умирают? Необходимо перестать писать о солдатах, которые молятся и получают ответы на молитвы, оставаясь живыми. Почему же все остальные солдаты не получают ответа на свои молитвы и умирают? Мне хотелось бы знать, какая сверхспециальная, супермощная молитва требуется, чтобы сложилось именно так, как нам хочется. Это звучит остроумно, почти легкомысленно, но па самом деле я абсолютно серьезен. Я действительно хотел бы это узнать. Я - армейский капеллан, и мне такие молитвы очень пригодились бы в работе с людьми. Небеса знают, что нам та- кие молитвы просто необходимы. Дело в том, что всякий раз получается так, что из боя живыми возвращается гораздо меньше людей, чем молилось о том, чтобы вернуться живыми. Гораздо меньше. Так в чем же дело?
Мы не должны забывать о том, что на молитвы отвечает кто- то другой... То, о чем думаете вы, может отличаться от того, о чем думает Бог. Если вы просите Его о чем-то, то должны быть готовы принять то, что Он дает... Именно поэтому меня серьезно беспокоят публикации тех, кто призывают людей молиться, говоря, что они получат то, что хотят. Людям необходимо на- учиться хотеть того, что они получают... Разговаривая с солдатами о молитве, я объясняю им, что нужно быть мужчинами. Бог хочет видеть нас взрослыми людьми. Только дети всегда требуют счастливого конца. Какого же возраста должен быть человек, чтобы понять, что даже молитва не может принести нам всего, что хочется, потому что желаемое должно находиться в соответствии с тем, что правильно для нашей ситуации в данный момент времени.
Так кто дает сбои в молитве? Никто. Такого понятия не существует. Мы получаем то, что Бог хочет дать нам по Своей высшей любви и мудрости. А это не всегда сочетается с нашими желаниями. А должно было бы. При молитве с просьбой дать нам то, чего хочется, возникает серия довольно серьезных практических проблем. Молитвы христиан не пребывают в согласии. Люди в одном городе одновременно молятся о дожде и о солнце. Наши молитвы зачастую недальновидны и эгоистичны. На молитвенных желаниях часто сказываются требования немедленных обстоятельств и окружающей культуры, а не стремление к восстановлению истинной справедливости. Молясь о вас, я могу совершенно не принимать во внимание то, чего при этом хочет Бог. На самом деле, довольно часто даже хорошо, что мы не получаем просимого. А настойчивые молитвы движимы не великой верой, а упрямым стремлением получить то, что нам хочется. Писание показывает, как Бог дал людям то, на чем они настаивали, чтобы они поняли, что Бог гораздо лучше все знает. Нашему взору представляется картина не из приятных: Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения; увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой. И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их (Пс. 105:13-15).
Не приходится сомневаться в том, что основной проблемой на пути достижения стопроцентного удовлетворения молитв стоит грех: суета и гордыня. Как однажды сказал К. С. Льюис, "Человек, эмпирически знающий, что событие произошло лишь благодаря его молитве, почувствует себя волшебником. Это вскружит ему голову и извратит сердце". Каждый раз, когда я слышу, что определенный способ молитвы гарантирует желаемые результаты, то чувствую, как будто меня приглашают сажать семена гнилого дерева. Прав был капеллан: "Только (эгоистичные) дети всегда требуют счастливого конца" (или думают, что все закончится завтра). Истинная детская вера использует иной подход: "Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты" (Мк. 14:36).
Обязательно ли молиться: "Да будет воля Твоя"?
Нет, я не говорю, что христиане должны просто раскладывать перед Богом каждую ситуацию со словами: "Да будет воля Твоя". В Писании это делалось лишь в некоторых случаях (4 Цар. 19:14- 19; Деян. 4:23-30). Но часто молитвы и воля Божья пребывают в единстве. В подобных случаях мы можем молиться усиленно и настойчиво. "Да будет воля Твоя" - не молитвенная формула, но отношение сердца, отражение готовности просящего признать, что знание Отца превышает знание детей. Оно указывает на то, что дитя хочет научиться желать того, что дает Отец. Молитесь так, когда это действительно необходимо. Но при этом Бог всегда смотрит на отношение сердца. Основной практический вопрос этой главы находит свое выражение в следующих двух стихах:
Главенство моей воли: "Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим" (Мк. 10:35).
Главенство воли Божьей: "Когда просим чего по воле Его, Он удушает нас" (1 Ин. 5:14).
Бог слышит нас (отвечает на наши прошения) лишь тогда, когда мы просим по Его воле. Вы спросите: "Как познать волю Его?" Вот несколько практических предложений.
1. Избегайте влияния средств массовой информации. Вполне можно сказать, что информация, предоставляемая нашему вниманию телевидением, радиовещанием и печатью, направлена на то чтобы мы увидели свою волю, а не Божью. Это влияние исходит от мира и предназначается для удовлетворения человеческой похоти. Тщательно разработанная метафизическая диета средств массовой информации медленно, но верно пробудит в вас желание преходящего мирского блеска, а не вечной славы Божьей. Иаков предупреждает о последствиях: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для вашего обелении" (4:3). Шоу-бизнес - часто не Божий бизнес. Есть выражение: "Выносить сор из избы". Бразды правления вашим мышлением находиться в ваших руках: очистите свою голову от гедонизма и суеты. Снова возьмите в руки Библию.
2. Поставьте чтение и изучение Библии на первое место. Наш Господь сказал: "Если... слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Ин. 15:7). Невозможно молиться эффективно, не принимая открытую, записанную в Писании волю Божью. Прибор не может действовать нормально, если при его использовании не соблюдаются инструкции. То же происходит и в нашей молитвенной жизни. Незнание духовных принципов еще не говорит о том, что они бездейственны, точно так же несознательное превышение скорости не может не считать нарушением правил. Даже самое искреннее прошение, предложенное с неправильными мотивами, останется без ответа. На пути успешной молитвы может стоять поведение, с первого взгляда совершенно не относящееся к ней (1 Пет. 3:7). Для того, чтобы молиться по воле Божьей, необязательно быть экспертом в изучении Слова Божьего. Но для этого нужно регулярно читать и изучать Писание.
3. Примите решение исполнять волю Божью. Послушание верующего неотделимо от молитвы по воле Божьей.
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:1- 2).
4. Помните о том, что вы уникальны. Воля Божья для вашей жизни необязательно совпадает с Его волей для вашего соседа, брата, матери или лучшего друга. Конечно, есть огромное количество прекрасных и позитивных примеров среди христиан. Позвольте Святому Духу направлять ваши мысли, цели и желания. Не пытайтесь выяснить волю Божью на примере других людей. Не сравнивайте волю Божью для вашей жизни с Его волей для жизни другого человека. Для этого придется затратить некоторые усилия. В западном обществе принято постоянно сравнивать, кто хуже, кто лучше. Избегайте этого, как чумы.
5. Учитесь на примере других людей, особенно христиан со стажем. Обращайтесь за советом к тем, кто уже пребывает в вере дольше вас. За спиной у престарелых людей колоссальный жизненный опыт. Тот, у кого не хватает сил для игры в футбол, вполне может помолиться с вами или за вас. Бабушка, ежедневно молящаяся за пятерых детей и тринадцать внуков, может помочь с ходатайством гораздо больше, чем кажущийся с первого взгляда духовным человек. Все части Тела Христова могут и должны учиться друг у друга. Молитва по воле Божьей исключением не является.
6. Молитесь за людей и просите их молиться за вас. Договоритесь с другом молиться о чем-то в течение определенного времени. Отчитываетесь друг перед другом. Не говорите просто: "Молись за меня". Будьте конкретным: "Меня беспокоят взаимоотношения с Сашей, и я не знаю, как об этом молиться. Ты не мог бы попросить Бога показать мне, как это нужно делать? Давай созвонимся в среду вечерком и поговорим?" Павел писал: "Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном" (Кол. 1:9).
Каким бы духовным гигантом вы ни являлись, настанут дни, когда Божьим ответом на вашу молитву будет "Нет". Как бы вы ни искали, ни просили, ни изливали душу свою, ваш Небесный Отец принял решение. В таких случаях на сцену выходит ваше отношение к происходящему. Готовы ли вы отдать свою боль, разочарование и, возможно, даже скорбь Христу, умершему за вас... и потом снова начать молиться? Как правило, проблемы молитвы более волевые, чем интеллектуальные. В эффективной молитве подчинение вашей воли напрямую связано с по- знанием воли Божьей. Бог отвечает лишь на молитвы, возне- сенные к Нему с отношением подчинения.
Когда в следующий раз Божий ответ на молитву будет отличаться от желаемого, сможете ли вы сказать: "Да будет воля Твоя, Господи"?

Вопросы для размышления и обсуждения
1. Как вы думаете, действительно ли так трудно ответить на молитву об изменении погоды, как это описывает автор? Почему?
2. Какой точки зрения на связь молитвы с всемогуществом Божьим придерживаетесь вы: описанной С. Д. Гордоном или автором? Есть ли между ними существенная разница?
3. Для описания молитвы и ответа на нее Т. С. Гаммонд использует примеры с котятами и детенышами обезьяны. Постарайтесь привести собственные примеры.
4. Каково ваше отношение к статье капеллана "Некоторые молятся и умирают"? Как вы думаете, является ли желание счастливого конца детским?
5. Счастливые и яркие ответы на молитвы легко привлекают внимание верующих и христианских средств массовой информации. Как они сказываются на вашем отношении к молитве?
6. Должен ли верующий при молитве принимать во внимание человеческую свободу и всемогущество Божье? Почему?
7. В конце главы автор сделал следующее заявление: "Как правило, проблемы молитвы более волевые, чем интеллектуальные". Как вы понимаете эти слова? Можете ли вы привести доказательства или опровержения этой теории?

Дух: Как разговаривать с невидимым Богом?

Открыв глаза и не увидев ничего, кроме тьмы, испуганный Билли позвал маму. Та немедленно ответила: "Не бойся, Билли. Бог всегда с нами, даже если Его и не видно".
"Я знаю. Только мне хотелось бы, чтобы здесь был настоящий человек с кожей", - вздохнул Билли.
Обращаясь к Богу в молитве, я каждый раз чувствую себя, как Билли. Мы знаем, что Бог есть Дух (Ин. 4:24) и что Он обитает в неприступном сиянии. Никто никогда Его не видел и не может увидеть (1 Тим. 6:16). А поскольку у духа нет плоти и костей, то по Своей природе Бог не обладает кожей (Лк. 24:39), как настоящие люди, с которыми я ежедневно разговариваю. Даже бестелесные слова, несущиеся ко мне из трубки телефона, радиоприемника или магнитофона, принадлежат настоящим людям с настоящей кожей. И даже компьютер, насмехающийся надо мной, когда я в очередной раз проигрываю ему в шахматы, был запрограммирован самым настоящим человеком, на которого можно посмотреть. Но Бог не такой. Он невидим. И это на разных людей влияет по-разному.
Разговор с Богом, Которого не видно
Во-первых, если мы чего-то не видим, то в нашем представлении оно остается абстрактным. Как правило, пониманию предшествует процесс визуализации (даже мысленной). Именно поэтому "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". А поскольку Бога увидеть нельзя, Он в нашем представлении остается абстракцией, высшим Нечто, Которое, как мы слышали, где-то существует, но Которое даже представить затруднительно. Поэтому кто-то называет Бога "Высшим Духом", "Вселенской Силой" и т. д. Вы можете с благоговением думать об этой вселенской формации - точно так же, как многие думают об электричестве, - но с ней нельзя поговорить, как с настоящим человеком.
Во-вторых, поскольку Бог, будучи Духом, невидим, он может превратиться в объект страха. Невидимое кажется непонятным, а непонятное - пугающим. Люди, видевшие духов (или считающие себя таковыми), рассказывают о сковывающем душу страхе. Об этом также говорится в Писании. О страхе Божьем сказано: "Человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33:20). Не только во встрече с невидимым Духом за- ложен потенциальный страх; все, кому казалось, что они виде- ли Его, пережили дикий ужас. Духовное состояние Бога может вызвать беспокойство, мешающее нормальной молитве.
В-третьих, для того, чтобы как-то оправдать разговор с невидимым Богом, большинство из нас представляют себе Бога как некую личность - возможно, чуть побольше, повозвышенней или постарше, но, в принципе, как обычное человеческое существо. Иногда мы в этом вопросе заходим слишком далеко, и это может привести к тому, что человек забывает о Его божественности и считает Бога равным себе, простым отражением своих собственных переживаний и желаний. Это может способствовать молитве, но кому в таком случае мы молимся: Богу или плоду своего воображения?
В-четвертых, мы молимся невидимому Богу в группе видимых людей. Мы задумываемся о том, какое впечатление наши молитвы производят на этих людей. Из-за этого у нас появляется тенденция молиться видимой группе людей, а не невидимому Богу. Мы также задумываемся о том, как составить слова таким образом, чтобы произвести впечатление на Бога, словно бы Он находится в группе людей, с которыми мы молимся. Но, даже молясь наедине, мы часто спрашиваем себя: "Искренен ли я? Понимает ли Он, о чем я говорю? Видит ли, что я уже на краю отчаяния? Может быть, лучше встать на колени?". Каждый человек старается хоть как-то увязать истину о том, что "Бог есть Дух" с более привычной материальной действительностью мира.
Личностность Бога
В Библии действительно написано, что "Бог есть Дух", но там ни слова не говорится о том, что Он - чисто абстрактный Дух. Согласно Библии, Бог личностей. Например, у Него есть собственное имя. Сочетание еврейских букв ЯГВЕ принято произносить как "Иегова". ЯГВЕ - выражение вечности и действенно- гораздо присутствия Божьего и Его заботы о Своем народе (Исх. 3:14-15; 20:2). Имя Бога в Библии встречается гораздо чаще, чем мы предполагаем, потому что переводчики вместо него использовали слова "Бог" и "Господь". (Например, в Новом американском стандартном переводе ЯГВЕ 315 раз переводится как "Бог", 6399 - как "Господь" и 111 раз - как "Господень". Практически то же наблюдается и во всех остальных переводах). Но слова "Бог" и "Господь" по определению безличны и почти не выражают динамику взаимоотношений, являющихся основанием для библейской молитвы. Если бы я сказал, что Бога зовут Витя, меня назвали бы богохульником. Имя "Витя" что-то значит для вас, потому что вы знаете кого-то с таким именем, а это знание содержит в себе данные о его характере, личности и по- ведении. Нам почему-то кажется, что мы не можем знать Господа Бога так, как знаем этого Витю. Бог и открыл нам Свое имя для того, чтобы в нашем понимании понятие "Бог" ассоциировалось с живой, высшей Личностью, с Которой возможно по- настоящему общаться. Иегова - это не мертвый идол и не космическое нечто.
Писание также говорит, что Бог может направлять курс жизни на основании рационального использования личностного интеллекта. У Него есть воля, и Он может действовать. Бог способен искать, открывать и создавать. Далее, во всех Его делах видны совершенные моральные качества. У Бога есть чистые эмоции, такие как любовь и праведный гнев. Он знает и радость, и печаль. И в Ветхом, и в Новом Заветах Библия описывает Его, как Отца детей, с которыми Он хочет делиться Собой при помощи личных взаимоотношений, общения и взаимной откровенности. Все это описывает Его как настоящую личность.
Но некоторые люди выступают против того, чтобы считать Бога личностным. Библия в отношении Бога не использует существительное "личность". Сама идея личностности, если с ней обращаться неосторожно, может лишить понятие "Бог" божественности. В связи с тем, что слово "личность", как правило, относится к тварному человеческому существу, а не к Творцу, может быть, лучше будет сказать, что в Боге есть личность. При этом антропоморфический и антропопатический язык Писания, используемый в отношении Бога, указывает на наличие определенной аналогии между человеческим существом и Высшим Существом. Откуда у нас появилась так называемая "личностность"? Нет, не из теплой молекулярной "кашицы", как утверждают некоторые, но от Самого личностного Бога. Человеческая "личностность" - это один из аспектов творения по образу и подобию Божьему. Она отражает межличностную любовь и общение, отличающие Бога - Отца, Сына и Святого Духа - в вечности.
Однако последнее слово по поводу высшей личностности Бога принадлежит Ему Самому. Бог, осознавая естественную ограниченность человека в понимании Его духовной природы, решил не скрывать Себя от людей. Он "побывал в нашей шкуре" и показал Себя в личности Господа Иисуса. Это прекрасно увидел апостол Иоанн: "И Слово стало плотью и обитало с нами" (Ин. 1:14); "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1:18); "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9). А для того, чтобы мы совсем не сомневались в личностном проявлении Бога в Иисусе, Павел добавляет: "Который (Иисус) есть образ Бога невидимого... Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота (Божия)" (Кол. 1:15, 19). Это подтверждает и автор Послания к Евреям: "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его" (1:3). Хотя бы полчаса почитав любое из Евангелий - от Матфея, Марка, Луки или Иоанна, - вы увидите, что автор стремится привести вас к вере в то, что Иисус (а следовательно, Его вечный Бог и Отец) был полноценной личностью. Личностность Бога говорит о том, что знание о Нем отличается от знания Его. От этой истины отталкивается большая часть библейского учения о молитве. Но мы забываем о ней. Для нас молитва превратилась в процесс сбора информации о Боге и практику отработанной техники. Но молитва - это взаимное общение между двумя личностями. Писание намного меньше внимания уделяет тому, как, когда и что вы говорите, чем тому, насколько хорошо вы знаете Того, Кому молитесь. Большая часть библейских замечаний по поводу молитвы становится понятной лишь в свете Божьей личностности. В этой главе мне хотелось бы рассмотреть некоторые из них и внести практические предложения по поводу молитвы.
Молитва личностному Богу
В известной Нагорной проповеди Господь сказал: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного... И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы по- казаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже полу- чают награду свою (Мф. 6:1, 5).
Иисус описывает человека, молящегося на людях для того, чтобы те увидели и услышали это и назвали его праведным. (Возможно, что именно это имеется в виду в Лк. 20:47: "лицемерно долго молятся"). Слова Иисуса являются прямым предостережением от духовного поведения, которое должно произвести впечатление на окружающих. Это также можно рассматривать как еще одно заверение о том, что милостыню должны подавать от чистого сердца. Но в самую первую очередь Иисус подчеркивает то, что Богу, как и любому личностному существу, не нравится, когда люди используют Его для достижения своих эгоистичных целей. Бог - это не ступенька на служебной лестнице, но Личность, Которой не нравится, что Ее имя используют для самовозвеличивания. Иисусу претит лицемерие. Религиозное актерство - внешний симптом очень опасного внутреннего заболевания: безличностного взгляда на природу Бога.
Во всей главе 6 Евангелия от Матфея говорится о том, что Богу не нравится безразличное отношение к Его сердцу. Естественно, Он не станет приветствовать такое отношение, давая ответы на молитвы. В действительности эти слова даже не могут считаться молитвами; они направлены на несколько иную аудиторию. Лесть - награда подобных молитв, которые не отражают Божью цель, общение и рост в нашем понимании Его. В таком контексте следующий стих вытекает сам собой.
Наедине с Богом
"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:6).
Бог дает подобное указание, потому что все мы стремимся завоевать одобрение окружающих и семя лицемерия лежит в сердце каждого человека. Но намного важнее то, что две личности могут познать и действительно понять друг друга, лишь проводя время наедине, вдали от давления жизни в общем и ожиданий людей в частности. По мере развития взаимоотношений желание проводить время наедине друг с другом появляется само собой. Вам знакомы жених и невеста, желающие проводить все время на виду у людей? Молитва в группе сама по себе не содержит ничего плохого, и это видно из того, что Иисус посещал синагоги. Нет ничего плохого и в том, чтобы возносить личные молитвы к Богу на виду у людей, как это следует из молитв Самого Иисуса в Евангелии от Иоанна (см. Лк. 4:16; Ин. 6:11; 11:41-42; 12:27-28 и 17). Но все это не может заменить время наедине с Богом.
Природа личностности такова, что мы редко способны от- крыть свое сердце на виду у всех, и часто этого вообще не следует делать. Но в лице Бога у нас есть Кто-то (иногда единственный), Кто действительно учитывает столько наши интересы, потому что любовь Его бесконечна. Кому еще можно открыться? Как писал Иаков: "Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам" (Иак. 4:8).
Именно на этом основывается библейская концепция о тайной молитве. Ежедневная уединенная молитва веками отличала духовно искренних людей. Например, про Даниила говорили: "Он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его" (Дан. 6:10). Хотя этот обычай и бытовал среди религиозных иудеев тех дней, для Даниила уединенная молитва была не просто обрядом. Привычка может легко стать духовно бесплодной. Стимулирующая среда и режим могут быть полезными в разных аспектах, хотя в том случае, когда на первое место выступают время, место или порядок, форма заменяет саму функцию. Но при стабильно развивающихся взаимоотношениях с Богом случайная невозможность побыть с Богом наедине не должна "убивать весь мой день". Иисус хотел, чтобы мы шли в свою комнату и закрывали дверь для того, чтобы зависеть не от составляющих элементов уединенной молитвы, но от Самого Бога. Однако невозможно переоценить важность уединения с Богом. Постепенное развитие взаимоотношений с Ним, возможное только при регулярном общении, закладывает основание межличностной стабильности общения с Ним, что помогает нам в момент кризиса прийти к Нему, обрести необходимую силу для правильного понимания жизни - Его понимания и одержать победу.
Вставать или нет
Христианам часто приходится слышать, что вставать нужно каждое утро непременно в 6 часов утра и молиться, по крайней мере, тридцать минут. "Иисус вставал с утра пораньше, и вы тоже должны", - говорят нам. Для пущей уверенности используют еще какой-нибудь исторический пример: "В преддверии тяжелого дня Мартин Лютер специально вставал еще на час раньше, чтобы помолиться подольше". Но если у вас нет привычки молиться ранним утром, то все это вместо того, чтобы воодушевлять, только вгоняет вас в депрессию. Таким людям я хочу также сказать, что Мартин Лютер и спать ложился с петухами, а Иисус молился не только утром, но и днем, вечером и ночью. Бог не отвечает на молитвы по особому лишь потому, что они возненесены к Нему с 6:00 до 6:30. Молитесь, когда это наиболее удобно для вас. Выберите то время, которого будете ждать с нетерпением, а не с ужасом. Сначала молитесь столько, сколько считаете нужным. Может быть, это будет гораздо больше, чем вы предполагали, но даже если это всего лишь пять минут, все равно неплохое начало. И не чувствуйте себя виноватым из-за того, что еще не стали великим молитвенным воином. Солдатами не рождаются - ими становятся; для этого требуются время и опыт. Прошли долгие годы серьезной духовной подготовки и монастырского опыта, прежде чем Лютер смог развить свои прославленные молитвенные привычки. Со временем будет увеличиваться и ваше желание молиться. Те, кто вкушают, познают, что Господь благ. В один прекрасный день вы увидите, какой заряд бодрости дает молитва, и скажете вместе с псалмопевцем: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому" (Пс. 41:2-3).
Помните также, что Богу, как и любому уважающему себя существу, не нравится, когда Его собеседник засыпает. Это также подчеркивал апостол Павел: "Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней" (Кол. 4:2). Петр добавляет: "Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Пет. 4:7). Для того, чтобы эффективно общаться, необходимо думать; нет ничего удивительного в том, что нам следует уделять побольше внимания организации своего времени. Общение с Богом строится на тех же принципах.
Многим помогает молитва вслух даже в одиночестве, а использование заметок, списков или молитвенных календарей облегчает задачу запоминания. Пост стимулирует умственную деятельность некоторых людей, поэтому они едят после молитвы. А тем, у кого содержание сахара в крови не соответствует норме, лучше молиться после еды. Одним удобнее молиться в пижаме, а другим - в костюме. Если вам легче всего следовать заповеди Павла во благодати воспевать в сердце Господу (Кол. 3:16) под душем, то и прославляйте Его в ванной, где никто не нарушает вашего общения с Богом.
Смысл этих советов в том, чтобы найти наиболее удобное время, выяснить, что лучше всего помогает сконцентрироваться, и начать молиться.
"Но я совсем не знаю, о чем говорить"
Это довольно распространенное чувство. Если вас попросили вести группу людей в коллективном поклонении, обратитесь за помощью к близкому другу или поищите дельных советов в Псалтыре. Используйте заметки или план и не извиняйтесь за это. Нет ничего плохого в чтении молитвы, даже если эта молитва была написана кем-то другим. Главное, чтобы она исходила из вашего сердца. Ведь не зря же Бог включил в Святое Писание столько примеров молитвы. Молитесь на языке, понятном для тех, кто попросил вас вести собрание. Нет ничего страшного, если ваши молитвы не будут произнесены на "духовном" языке Синодального перевода. В библейские времена не молились на языке XV века. Писание написано языком повседневной жизни: эта речь была слышна на рынках, рыбацких пристанях и за семейным столом. Писание не использует какой-то особый "духовный" словарь. Греко-говорящих христиан в Новом Завете не заставляли молиться по-еврейски или по- арамейски. Те языки и идиомы принадлежали иному времени, иной стране и иной культуре.
Посмотрите молитву Иисуса "Отче Наш" в Мф. 6:9-13 и Лк. 11:2-4: она немногословна и проста. В обществе молитесь с уважением и почтением. Слова поклонения, чести и уважения всегда к лицу, но, как чумы, избегайте показухи и занудства. Будьте самим собой. В конце концов, молиться попросили именно вас, а не кого-то другого. Но, даже когда вы молитесь в одиночестве, нет ничего зазорного в использовании заметок или чтении молитв. Не все сразу могут молиться спонтанно, к тому же я сомневаюсь в том, что импровизированная болтовня лучше выписанных соображений. Если у вас ничего не выходит, просто скажите Богу: "Я хочу быть с Тобой наедине, но не могу придумать, о чем поговорить". Откройте Библию и прочитайте какую-нибудь молитву Давида из книги Псалмов. Может быть, его слова помогут вам подобрать свои. Бог знает, в каком состоянии вы находитесь, знает все ваши беспокойства, страхи, знает, что ждет вас впереди. Влюбленным необязательно все время разговаривать друг с другом. Более того, беспрерывная болтовня может быть признаком неуверенности в отношениях. А если уж вы все-таки отважились молиться, но постоянно путаетесь в словах и мыслях, не волнуйтесь. Только Богу можно сказать: "Ты понимаешь, о чем я говорю", и быть на сто процентов уверенным, что Он действительно понимает. Даже при всем своем духовном опыте Павел признавал: "Мы не знаем, о чем молиться, как должно". Но сразу же добавлял: "Но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными... Он ходатайствует за святых по воле Божией" (Рим. 8:26-27). Даже Сам Иисус однажды молился: "Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать?" (Ин. 12:27). И сейчас Иисус ближе к Отцу, чем кто-либо другой: "Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8:34). Бог восполняет нашу неадекватность с помощью ходатайства Иисуса и Святого Духа.
"Как узнать, что Бог разговаривает со мной?"
Этот вопрос в книгах о молитве, как правило, опускается. Простого ответа на него нет. Бог говорил с людьми множеством способов, и тем, кто пишут книги о молитве, не следует ни ограничивать, ни предсказывать каналы общения Бога с людьми. Бог говорил с Моисеем (Исх. 3:4-5), Самуилом (1 Цар. 3:1-2) и Илией (3 Цар. 19:13-14), и они слышали Его. Даже сегодня некоторые христиане говорят, что слышали Его голос. Другие во время молитвы слышат "внутренний" голос Божий. Бог также отвечает на молитвы через сны (Деян. 16:9). Иногда в ответ на молитвы Он посылает ангелов (Дан. 9:20-23; Деян. 27:23), а некоторым людям - видения (Деян. 9:11-15; 10:2-7). В отдельных случаях Божий ответ на молитву должен донести третий человек (4 Цар. 20:2-7; Деян. 9:10), а иногда Бог посылает к человеку ангела (Деян. 12:5-11). Тем не менее, большинство христиан не знакомо с подобными проявлениями ответов на молитвы. Многие их так никогда и не испытают. Именно поэтому нам нужно уметь распознавать голос Божий. Приняв слово от Господа, обязательно будьте честным с самим собой и оцените свое физическое, эмоциональное и душевное состояние. Сон, вызванный несварением желудка, вряд ли от Бога. Далее, всякое откровение Бога соответствует Его Слову. Он не будет противоречить Самому Себе. Если вам требуется помощь, обратитесь к старейшинам или пастору. Если это слово не находит поддержки у Тела Христова, внимательно изучите его и подождите с принятием каких-либо радикальных мер. Не бегите сломя голову. Каждый год полиция задерживает десятки людей с бомбами и пистолетами, кричащими: "Бог велел мне сделать это". Как правило, ответ на молитвы не представляет собой что- то неординарное. Молитва - это не билет в кино. На каждого человека, слышавшего голос Божий или видевшего ангела, приходятся тысячи тех, кто получает ответы через самые обычные каналы.
Бог может ответить на молитву во время чтения Библии. Он напомнит вам отрывок из Писания, относящийся к вашей конкретной ситуации или содержащий в себе общие принципы, которые могут пригодиться вам в ближайшее время. Но для этого сначала требуется хотя бы прочитать, а то и заучить данное место из Писания. Лишь тогда Дух Святой сможет напомнить его вам. Бог чаще всего говорит через Свое Слово. Некоторые встают с колен, уверенные, что выбранный ими план действий соответствует плану Божьему, другие считают, что нужно подыскать иной путь. Просящий видит, что его действия согласуются с общими принципами Писания. После молитвы ответ можно увидеть при личном или совместном изучении Библии. Голос Бога можно услышать в словах пастора, старейшины или учите- ля воскресной школы, в разговоре с другом или коллегой. При- звав имя Господне, Авраам получил прямой укор от Бога из уст языческого царя (Быт. 20:1-18).
Часто верующие говорят, что в ответ на молитву они получили "мир". Многие христиане именно так обретают уверенность в том, что их молитва услышана. Но в нашем обществе слово "мир" утратило свое истинное значение. Если вы чувствуете "мир" по поводу того, что Бог сделает то, что вы могли сделать, но не сделали, то правильнее было бы назвать это чувство страхом или ленью. Если этот "мир" означает, что мы не за- хотели тщательно обдумывать ситуацию, а просто передали ее Богу, то это больше напоминает безответственность. А если этот "мир" заключается в том, что вы не стали обсуждать проблему со своим братом, то более подходящим словом будет гордыня или эгоизм,. Лично мне само по себе ощущение "мира" кажется слишком не надежным, когда дело доходит до определения воли Божьей.
Бог также отвечает на молитвы посредством изменения обстоятельств. В подобных случаях Его ответ больше напоминает поступок, чем водительство, обличение или умиротворение. Но бывает и так, что Бог оставляет обстоятельства такими, какие они есть. В этом случае бывает трудно решить, как относиться к ситуации. Если возможность утрачена, то, скорее всего, ответ Божий был отрицательным. А если у Него все еще есть возможность действовать в будущем, то мы даже не знаем, следует ли продолжать молиться. Вот здесь уже важно наличие или отсутствие мира. Павел, будучи уверен, что Бог хотел видеть его в Риме, долго молился, чтобы Господь открыл двери. И, хотя ему постоянно что-то мешало, а все планы срывались (Рим. 1:10-13), он не сдавался. Очевидно, что желание идти туда осталось, а указаний, что идти туда не следует, не было. Позже Павел попросил римских верующих согласиться с ним в молитвах о том, чтобы "в радости, если Богу угодно, придти к вам" (Рим. 15:31-33). Многие недели спустя, находясь под стрижей в Иерусалиме, он получил подтверждение от Бога (Деян. 23:11), но так и не узнал, в какой форме это произойдет. До своего отплытия в Италию он еще два года провел в кесарийской темнице и снова получил подтверждение о том, что направится в Рим (Деян. 27:23). Но за этим последовали двухнедельный шторм, кораблекрушение и трехмесячная зимовка на острове. Лишь через два с половиной года Павел добрался до места назначения. Это прекрасный пример настойчивой молитвы.
Павел также пишет о многочисленных прошениях к Богу удалить "жало" (2 Кор. 12:7-10). Бог ответил, что не желает удалять слабость. Похоже, что на этом молитвы Павла по такому поводу закончились. На этот раз у него был мир и достаточно благодати, чтобы пережить страдания. Однажды Моисею было запрещено продолжать молиться об отвращении суда Божьего и разрешении войти в Ханаан. "Полно тебе, впредь не говори Мне более об этом" (Втор. 3:26; см. также Иер. 7:16). Трудно утверждать, что у Моисея был мир, но он знал, что должен перестать молиться.
Если у Бога все еще остается возможность действовать, и Он не велит вам остановиться, то продолжайте молиться. Ваше отношение должно соответствовать отношению Давида: "Кто знает, не помилует ли меня Господь" (2 Цар. 12:22). Но не пытайтесь утомить Бога (Мф. 6:7), словно Он - раздражительный и удалившийся на покой друг (Лк. 11:5-7) или нечестивый, но за- пуганный судья (Лк. 18:1-6). Настоятельно приступайте к престолу благодати. Дети Божьи полностью зависимы от любящего небесного Отца в своих прошениях: "Кто мне на небе?" (Пс. 73:25). Размышление о реальной Божьей личности мешает настойчивости и долготерпению исходить из чистого сердца и не превращаться в механическую технику манипуляции.
Личностность Бога также объясняет, почему ответы на молитвы не всегда приходят немедленно. Большинство из нас рассматривает ответы как цели, а молитву - как средство. Но Бог это видит по-другому. Благодаря совершенству Своей личности Бог не чувствует себя одиноким или забытым, когда мы не разговариваем с Ним. Ему не требуются наши советы и мнения по поводу того, как управлять вселенной. Но при этом относящиеся к молитве библейские заповеди предполагают, что Он хочет, чтобы мы молились. Ему нравится, когда мы разговариваем с Ним. Божья цель - развитие взаимоотношений с нами, а ответы на молитвы - всего лишь средство, с помощью которого Он открывается нам и помогает лучше понять и Его, и самих себя.
Поскольку мы склонны больше времени уделять прошению, а не благодарению, может получиться так, что немедленные ответы на молитвы будут способствовать обезличиванию нашего понимания Бога и мешать развитию взаимоотношений. Позвольте привести пример. Мой сын Даг за несколько последних месяцев много рассказывал мне о преимуществах рамы, цепи, тормозов и переключателя скоростей десятискоростного велосипеда, обладателем которого в один прекрасный день надеялся стать. Получив этот велосипед, он стал проводить гораздо больше времени, катаясь на нем и хвастаясь друзьям, а не обсуждая его со мной. Если бы я купил ему этот велосипед сразу после того, как он упомянул об этом в первый раз, то весь процесс, за время которого мы намного больше узнали друг о друге, чем о самом велосипеде, сократился бы до пяти минут.
Бог может попросить вас подождать ответа не только потому, что любит вас и знает, что для вас лучше всего, но и потому, что вы Ему нравитесь как личность и общение с вами доставляет Ему огромное наслаждение
"А как быть, если Бог вообще не отвечает?"
А как быть, если Бог вообще не отвечает на молитвы? Молитесь и пользуйтесь тем интеллектом, который дал вам Бог. Исследуйте сложившееся положение в свете Писания и общего знания, обратитесь за советом к другим верующим, оцените свои способности, навыки и дары, постарайтесь увидеть, как каждый из возможных вариантов скажется на вас. Обсудите с Богом в молитве имеющиеся данные, попросите Его помочь вам и принимайте решение. Верьте, что Бог направит пути ваши. С Его Словом в голове, Духом в сердце и желанием угождать Ему вы можете выбрать наилучший план действий, и именно это окажется Божьим ответом на молитву. "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" - вот как эта идея выражается в Пр. 16:9. Может быть, Бог отвечает вам: "А ты что думаешь? И когда ты собираешься сделать что-нибудь по этому поводу?". Слишком много христиан используют молитву как освященную отговорку для оправдания промедления или пассивности. Большинство людей с удовольствием молится о чем-то, но не хочет предпринимать по этому поводу никаких действий. Мы должны быть готовы и молиться, и действовать. Взаимоотношения Иисуса с Богом характеризовала личная ответственность. И мы должны следовать этому примеру, ответственно служа Богу, даже когда в молитве просим Его дать нам что-то. Но Бог не станет делать за нас то, что мы можем сделать сами. Он уже дал нам способности. Нам хочется молиться: "Господи, если Ты любишь меня, помоги!" Но в ответ мы слышим: "Люблю и поэтому не помогу. Но Я помогу тебе сделать это". Понимание личностности Бога, Который есть Дух, является основанием всего того, что можно сказать о молитве. Личностность Бога делает молитву добровольным межличностным общением, а не принудительным механическим манипулированием и эксплуатацией. Желание молиться может появиться у человека лишь тогда, когда он поймет, что Бог и есть то самое сокровище на небесах, которое мы так долго искали. "Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6:21).

Вопросы для размышления и обсуждения
1. Как вы думаете, можно ли называть Бога личностью? Ответ поясните.
2. Как избежать молитвы окружающим, а не Богу? Как помочь другому человеку удобнее почувствовать себя при молитве вслух на молитвенном собрании?
3. Вам нравится молиться? Почему? Как вы думаете, Богу нравится, когда вы молитесь? Ответ поясните.
4. Соответствует ли Библии заявление о том, что молитва является скорее средством для развития взаимоотношений с Богом, чем средством для по- лучения от Него чего-то желаемого? Почему об этом очень трудно помнить в тех случаях, когда Бог не отвечает на ваши молитвы?
5. Какие практические предложения особенно помогли вам в личной молитвенной жизни? Почему?
6. Согласны ли вы с мнением автора по поводу ощущения мира после молитвы.

Благой: Зачем молиться Богу, допускающему страдания людей?

Мария которая любила Христа и жила так, что даже не снилось самым изощренным писателям-фантастам, умерла от рака, едва ей исполнилось двадцать лет. Она умерла тем летом, когда пообещала научить моего сына плавать. Билл, один из прекраснейших людей, призванных на служение Евангелия, в последний раз вздохнул на операционном столе. Вчера он прилежно делал заметки на лекции по истолкованию Библии, а сегодня оставил вдову с младенцем. В нашей церкви был молодой, но очень одаренный бухгалтер Грег. Однажды он отправлялся на учения. Он взял Библию, поцеловал жену и дочку... и его самолет разбился на следующий день. От ученых ожидают объяснений подобных травм. Долгие часы я беседовал с Марией по поводу воли Божьей, но с женой Билла мы смогли поговорить лишь несколько минут. Готовясь к погребальной проповеди на похоронах пилота десантных войск, я вспомнил отрывок из Писания:
Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?
Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их.
Восклицают под голос тимпана и цитры, и веселятся при звуках свирели.
Проводят дни свои в счастье, и мгновенно нисходят в преисподнюю.
А между тем они говорят Богу: "отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих!
Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?" (Иов 21:7-8; 12-15).
В тот день с моих уст слетело лишь одно слово молитвы: "Почему?"
Но Бог ничего не ответил... вообще ничего.
Молчание Бога
Подобное переживание - лишь часть того, что теологи именуют "молчанием Бога". Артур Кустанс пишет по этому поводу: Это Его кажущаяся индифферентность к нуждам человеческих существ в период страдания. Бесчисленные миллионы людей незаслуженно пострадали от голода, войны, засухи и беспорядков.
При таких обстоятельствах мыслящие люди становятся атеистами не из-за того, что духовный мир сам по себе кажется не рациональным и не поддающимся разумному восприятию, но из-за душевных ран. Ведь если Бог действительно такой, каким Его описывают верующие, то почему же Он тогда молчит? Он просто обязан вмешаться с могуществом, милостью, спасением, чтобы вся земля узрела это.
Меня до глубины души потрясла кончина этих трех многообещающих молодых людей. Трагедия их откровенно бесчувственной и бессмысленной смерти напомнила мне о том, что так красочно описывал почти столетие назад сэр Роберт Андерсон: Общество даже в наиболее развитых центрах современной цивилизации очень напоминает мне корабль работорговца: на верхней палубе играет веселая музыка, слышатся смех и беспечная болтовня отдыхающих, а в трюме раздаются стенания невыразимого горя. Кто может узреть печаль, страдания и зло хотя бы за один оборот часовой стрелки?
Начиная с времен языческого Рима и кончая современной эпохой так называемых "христианских" гонений, бесчисленное множество мучеников, лучших и чистейших представителей человеческого рода, было предано жестокости, насилию и смерти в самых ужасных формах. От этих рассказов замирает сердце, и мы отворачиваемся от рассказчика с пустой надеждой на то, что услышанное нами хотя бы частично преувеличено. Но факты слишком страшны, чтобы их можно было преувеличивать. Разорванные диким зверьем на аренах, замученные бессердечными людьми, которые ничуть не лучше разъяренных зверей, погибшие в камерах святой инквизиции, Его люди умирали, и их лица были обращены к небесам, а сердца возносились в молитве Богу; но при этом небеса казались бесчувственными, а Бог их молитв - бессильным, как они сами, и бессердечным, как их убийцы!
Оглушительно молчание мудрого и благого Бога.
Куда смотрит Бог, когда страдают люди?
Ни один мыслящий христианин не сможет уклониться от вопроса о молчании и пассивности Бога в момент страданий. Бывают такие дни, когда мы уже не можем молиться. Боль, разочарование и скорбь так поглотили нас, что больше уже не о чем молиться. В жизни человека бывают такие моменты, когда душевные раны, нанесенные злом, беззакониями и смертью, делают человека эмоциональным, интеллектуальным и духовным инвалидом. Само желание молиться Богу только усиливает страдания. Из-за того, что христианин не может быть атеистом, ему приходиться переживать еще больше страданий - мудрый и благой Бог молчит в момент страданий. Возникает вопрос: зачем нужны страдания и боль? И как мне следует молиться с учетом всего происходящего?
Когда-то жизнь была прекрасной все время. Но Божьи творения, как ангельские, так и человеческие, наделены свободой выбора: либо наслаждаться жизнью и прославлять Бога, либо взбунтоваться и грешить против Него. Сатана и его бесы выбрали бунт. И, как это показывают и библейская, и светская история, так же поступили мужчины и женщины. Результатом этого бунта стали боль и страдания. Корни как физического, так и морального зла уходят в бунт против Бога (Быт. 3:17-19). Бог хотел создать людей по Своему образу и подобию, людей, способных принимать ответственные решения на основании интеллекта, а не рефлексов, как животные, и электромеханических импульсов, как машины. Если разобраться, становится очевидно, что боль и страдания в этом мире существуют потому, что существуем мы. Способность любить подразумевает наличие способности ненавидеть, а способность прославлять Бога - способности грешить. Наша свобода делает возможными агонию, тиранию и гнет. Нам необходимо научиться жить со злом. Мы - дети Адама и Евы, и нам приходится жить в мире, зараженном грехом и злом. Все размышления по поводу того, какой была бы жизнь, если бы люди не могли грешить, как и большинство подобных теологических размышлений, абсолютно несовместимы с реальной жизненной ситуацией.
Бог обращает зло во благо
Некоторые христиане уверены в том, что Бог всегда обращает зло во благо. Альвира Микельсон рассматривает эту проблему на примере Иоанна Крестителя.
Нет ни малейшего намека на то, почему Бог допустил казнь Иоанна в качестве доказательства власти Ирода. Насколько нам известно, Иисус не поведал ученикам о том, какое благо Бог хотел совершить через это. Не говорил Он и того, чтобы Его ученики "прославляли Бога" за трагедию. Он просто ушел и в одиночестве оплакивал смерть Иоанна.
Говорить о том, что Бог допускает зло с тем, чтобы мы смогли испытать большее благо, все равно, что отвергать саму природу греха и зла. Христос отдал Свою жизнь, чтобы освободить нас от конечного наказания за грех и моральное зло. Если мы утверждаем, что любые "плохие" события в конечном итоге обратятся во благо, то тем самым отвергаем существование морального зла; оно - лишь плод нашего воображения.
Чтобы вы ни говорили, но убийство ни в чем не повинного младенца (или Иоанна Крестителя) - самое что ни на есть зло. Да, Бог может обратить это во благо, что и делает в большинстве случаев (покаяние, мир семье и т. п.), но ни один родитель не отдаст своего ребенка в руки жестоких убийц ради такого "добра". Как правило, человек, столкнувшийся с трагедией утраты близкого друга, не слишком утешается от слов "Когда-нибудь ты поймешь, что Бог хотел сделать через это". Получается, что Бог не обращает зло во благо. Зло остается злом, сколько бы добра Бог ни произвел через сложившиеся обстоятельства.
В Рим. 8:28 написано, что "все содействует ко благу". Нет ни слова о том, что зло превращается в благо. Уверенность в Божьей любви, присутствии и провидении не требует отрицания объективной реальности зла и утверждения о том, что боль на самом деле не болезненна. Иисус жаждал исполнить волю Божью, но не радовался при мысли о кресте. Писание гласит, что Иисус "вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест" (Евр. 12:2). Любой пятилетний ребенок прекрасно понимает, что значит "претерпевать" рыбий жир, гречневую кашу или печенку на ужин. Мы не претерпеваем бабушкины пирожки, сливочное мороженое и подобные блюда - мы наслаждаемся ими. Осознавая план спасения Божьего, Иисус видел в нем радость, но не наслаждался ни самой мыслью о его исполнении, ни крестом.
Гефсиманский сад видел слишком сильную агонию, чтобы можно было говорить о том, что Иисус "просто восхвалял Бога" на горе Елеонской. Лука писал (22:44), что Он, "находясь в борении", молился, "и был пот Его, как капли крови, падающие на землю". Согласно Евр. 5:7, Иисус рыдал в молитве. Он даже обратился за помощью к друзьям, которые подвели Его (Мк. 14:32). Ангел пришел, чтобы утешать Его (Лк. 22:43). Если наш Господь и Владыка мог страдать и переживать перед лицом греха и зла, если Он мог сказать: "Душа Моя скорбит смертельно" (Мк. 14:33-34), если Он мог плакать, то почему же христиане продолжают притворяться - во имя изобильной или победной жизни, - что в трагедии нет ничего ужасного, а с точки зрения Бога тьма есть свет? Если Иисус с ужасом стремился избежать личных страданий, то почему мы уверены в том, что сладкая улыбка и взаимная ложь о том, что "когда-нибудь мы все поймем... все обратится во благо" являются признаками "духовности"? Означает ли обетование "познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12), что христиане станут всеведущими? Конечно же, нет. Будучи настолько же Богом, насколько человеком, Иисус понимал цель Своих страданий. Но простым смертным приходится переживать боль, мучения и страдания (даже во благо другим людям) без точного знания о том, почему Бог допустил все это.
При этом не следует забывать, что Бог не допускает страдания верующих лишь ради страданий. Независимо от нашей уверенности в том, что "мы" и (или) "они" не заслуживаем страданий, нам следует оставаться открытыми для той возможности, что Бог желает видеть, как в ответ на страдания мы посмотрим на свои, а не на Его святость и справедливость. Чак Свиндолл пишет: Наступает кризис. Но гнет зачастую освящает и очищает. Может быть, вы опечалены потому, что сокрушенность не при- вела к сдаче. Я видел слишком много смертей, служил слишком многим израненным и сокрушенным людям, чтобы верить, что все заканчивается на самом сокрушении. К сожалению, зачастую лишь жестокие удары скорби могут размягчить и пронзить ожесточенное сердце, хотя такие удары и кажутся несправедливыми.
Далее Свиндолл цитирует слова Александра Солженицына о его страданиях: Лишь лежа на гнилой тюремной соломе, я почувствовал в себе позывы добра. Медленно, но верно я открывал для себя, что граница между добром и злом проходит не между государствами, не между классами и не между политическими партиями, но прямо посреди сердца человека. Спасибо тебе, тюрьма, за то, что ты была в моей жизни.
А какое отношение это имеет к молитве?
Мне кажется, что христиане не смогут начать эффективно молиться за самих себя и других людей в момент страданий, если не будут абсолютно честными. С нашей необъективной точки зрения, большая часть человеческих страданий кажется бессмысленной. Все попытки объяснить их цель лишь еще раз указывают на то, что мы ее не знаем. Конечно, предположение о том, что Бог как-нибудь все обратит во благо, помогает пере- жить тяжелые моменты, но, как правило, на самом деле мы, подобно Иову и вифлеемским матерям, не понимаем, что происходит с нами. Мы лишь понимаем, что нам больно.
Нам нужно перестать пытаться быть Богом, Которому все заранее известно, и признать, что мы - творения, которые могут плакать. Нет победы в том (языческом) стоицизме, который говорит: "Улыбайся, хотя тебе и больно; не забывай о своем свидетельстве". С таким отношением победу одержат ложь и духовная шизофрения. Супермены существует только в сказках. А христиане, считающие, что Бога следует благодарить за страдания, - самые настоящие мазохисты, выставляющие Бога садистом. Еще раз прочтите Псалтирь. Обратите внимание на то, с какой честностью Давид признает в своих молитвах печаль, скорбь, волнения и несчастья (Пс. 30:8,10-11). Для того, чтобы эффективно молиться или быть верными, нам не надо делать вид, что боль и страдания доставляют наслаждение.
Стремление к победе перед лицом страданий служит причиной множества разногласий в Теле Христовом. Многим хочется достичь такого состояния, когда нам уже не нужна помощь других людей. Не то, чтобы мы не хотели молиться или помогать окружающим - ведь именно так поступают все верующие-победители, - но нам самим кажется неправильным находиться в зависимости от поддержки и ходатайственных молитв других людей. Одна из причин, по которым нам трудно помочь человеку, мучающемуся в агонии, заключается в том, что мы знаем, что то же самое может случиться с нами. А нам хочется быть независимыми, всемогущими верующими, прекрасно справляющимися с трудностями без посторонней помощи. Боль и страдания возвращают нас к реальности нашей тварности и зависимости. Мы нуждаемся в помощи людей. Не принципы жизни в победе, но грех, суета и безбожный эгоизм могут убедить нас в обратном. Истинные верующие-победители признают свою человечность и боль, причиняемую молчанием Бога в момент страданий. Они со слезами на глазах подчиняются другим людям и Творцу. Лишь такие люди могут молиться, как молился Иисус: "Не как Я хочу, но как Ты". Согласно Евр. 5:7, Он был услышан "за Свое благоговение". Он не был услышан за беспечное насвистывание в ночи. Слова Иисуса указывали на безоговорочное доверие посреди страха и боли. Иосиф Бэйли написал следующую молитву:
Я плачу, Господи, плачу, потому что не могу говорить. Слова тонут в страхах, боли, скорбях, утратах, ранах, но слезы... Ты понимаешь мою бессловесную молитву. Ты слышишь. Господи, утри слезы мои, все слезы, не в будущем, на небесах, но здесь, сейчас.
Вот такая молитва сходит с наших уст, когда мы перестаем притворяться перед самими собой, окружающими людьми и Господом.
Куда ведет тропинка
Наша молитвенная жизнь во время и после страданий примет абсолютно иной оборот, если мы перестанем спрашивать "Почему?" Вместо этого нам следует задаться вопросом: "А где находится Бог, когда Его дети страдают?". Ответ очевиден: "Он на кресте, взяв на Себя во Христе боль, агонию и ужас всех страданий во всей вселенной". "Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5:19). "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Ин. 2:2). Как говорит Хью Сильвестр, Бог "прописал" Себе и принял на Себя бесчисленные страдания всей вселенной. Представление о Нем как о владыке, восседающем на престоле, "заправляющем" происходящим, измеряющем страдания космическими гальванометрами и уравновешивающем их эквивалентной порцией добра, является, по меньшей мере, ересью. Не таким рисует Бога Библия... Одно мне ясно: Он понес все страдания мира сего. Он занес все расходы на Свой счет. Каждый раз, когда кролик спасается от лисицы, каждый раз, когда рыдает вдова, каждый раз, когда человек ведет себя как зверь. Бог сопереживает в страданиях... Бог "отвечает" за все страдания, потому что Он - Творец. Он взял на Себя эту ответственность, как Искупитель.
Может быть, не совсем очевидно, что на кресте Иисус взял на Себя страдания неверующих и животных, но бесспорно то, что Бог сострадает христианам. Сам Христос спросил жестокого Савла: "Что ты гонишь Меня?" (Деян. 9:4). Те же выводы можно сделать, прочитав Мф. 25:40: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Бог не взирает на наши страдания с безопасной высоты небес в сиянии радости. В Иисусе Он стал мужем скорбей, вкусившим страдания. Теперь мы уже не спрашиваем: "Как молиться Богу, допускающему страдания?" Истинный вопрос таков: "Можем ли мы молиться Богу, умершему за страдающих людей?".
Во Христе Бог пострадал в одиночестве, в абсолютном и полном одиночестве, чтобы нам никогда не пришлось страдать одним. "Не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр. 13:5). Благодаря тому, что Он уподобился нам в страданиях, Он понимает наши слабости и изольет милость и благодать в момент нужды (Евр. 2:14-18; 4:14-16). Его забота о нас не измеряется тем, насколько уменьшились бы наши страдания, "если бы Ему было до нас дело". Его сострадание гораздо лучше вид- но в свете того, через какую агонию Он прошел ради нас.
Когда тварь стенает от мучения зла (Рим. 8:19-22), когда мы стенаем от физической и моральной боли (2 Кор. 5:2,4), когда у нас нет слов, потому что мы ничего не понимаем (Рим. 8:26), Бог слышит (Исх. 2:24; Суд. 2:18; Пс. 5:2). Уже не мы стенаем, но Он стенает через нас Своим Духом (Рим. 8:26). Бог не стоит в сторонке, говоря с усмешкой: "Ведь предупреждал же; зачем не слушался?" Будучи частью Тела Христова, мы знаем, что "страдает ли один член, страдают с ним все члены" (1 Кор. 12:26). Поскольку мы едины со Христом и поскольку Христос есть Бог, то, когда страдаем мы, страдает Сам Бог.
Бог во Христе, в Духе и в братьях и сестрах в вере дает нам поддержку в страданиях. Нет сомнений в том, что в будущем Он дарует нам полную победу над злом, грехом и смертью. Во Христе Иисусе Он дал нам основание для реалистичной надежды, даже когда бывает очень больно. Именно поэтому Павел мог сказать: "Хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями" (Рим. 5:2-3). Надежда означает, что крест - это не просто слова о помощи и поддержке в настоящем, но, как пишет в 1 Коринфянам 15:57 Павел, это еще и надежная гарантия будущей победы над злом, грехом и болью. Благодаря кресту грядет день, когда за всякое зло будет заплачено справедливо; всякий грех, не прощенный во Христе, понесет наказание. Грядет день, когда скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны (Отк. 21:3-5).
Вот эта уверенность дает нам желание молиться Богу, допускающему страдания многих. И в момент боли мне нужно, чтобы кто-то молился за меня.
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Как вы думаете, создает ли существование боли и зла трудности для большинства молящихся христиан? Ответ поясните. Знаете ли вы человека, который перестал молиться из-за страданий?
2. Не лучше ли было бы всеми силами избегать уродливых сторон жизни? Разве не об этом писал Павел в Флп. 4:8?
3. Что можно сделать для людей, озлобившихся на Бога из-за боли или зла?
4. "Результаты любви кажутся достойными риска боли". Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
5. Как вы думаете, необходимо ли христианам расхаживать с улыбкой на лице и делать вид, что все идет хорошо, для того, чтобы быть духовными? Допускает ли ваша церковь или группа по изучению Библии "боль" в молитве?
6. Что вы думаете о молитве Иосифа Бэйли на стр. 91?
7. Как вы думаете, страдает ли Бог, когда страдаем мы? Что сделал Бог по поводу зла в этом мире и что должны по этому поводу делать мы?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта