Главная страница
Навигация по странице:

  • С прощением: Молитва за грешников

  • Хантер_Бингем_Бог, который слышит. Святой Как приблизиться к нему


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеСвятой Как приблизиться к нему
    Дата08.01.2022
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХантер_Бингем_Бог, который слышит.doc
    ТипРассказ
    #325747
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    С любовью: Молитва за других людей

    На стене напротив моего письменного стола на уровне глаз висит молитва:
    Господи, сделай меня исполнителем Твоего мира:
    дай мне сеять любовь среди ненависти;
    прощение среди обиды;
    веру среди сомнения;
    надежду среди отчаяния;
    свет среди тьмы;
    радость среди печали.
    Эти слова традиционно приписываются Св. Франциску. Они имеют огромное значение лично для меня. Долгое время я мучался вопросом: что такое "сущность" христианства? его сердце? И мой ответ таков: ЛЮБОВЬ. Но слово "любить" практически утратило всякое значение в ХХ веке. Там, где я живу, это слово может относиться к неуклюжим плюшевым медвежатам, ресторанам, салону для новобрачных... и порнографии. Но как же передать эту христианскую любовь? На этот вопрос ответил Св. Августин: "Какова любовь? У нее есть руки, чтобы помогать тем, кому трудно. У нее есть ноги, чтобы поспешить к бедным и нуждающимся. У нее есть глаза, чтобы увидеть горе и нужду. У нее есть уши, чтобы услышать стенания и горе людей. Вот такая любовь". И слова на стене в моем кабинете - это любовь, выраженная в молитве.
    Библия также указывает на очень тесную взаимосвязь любви и молитвы. В этой главе мы дадим ответы на вопросы "как" и "почему" об этой взаимосвязи.
    Бог есть любовь
    Даже новообращенный очень быстро понимает, что "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8). Снова и снова Библия рассказывает нам о любви Божьей: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Иер. 31:3); "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:8). Согласно Писанию, сама сущность Бога есть любовь.
    И вполне естественная реакция со стороны народа Божьего - ответная любовь. Иисус сказал о Ветхом Завете: "На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:40):
    "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим" и "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (ст. 37,39). Павел утверждает, что "весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего твоего, как самого себя" (Гал. 5:14). "Любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10). В словах Павла и Иисуса нет противоречия. Павел другими словами говорит о том, что имел в виду Иисус: мы показываем любовь к Богу посредством любви к людям.
    Накануне своей смерти Иисус сказал: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:34-35). Через некоторое время эта заповедь повторяется еще дважды (Ин. 15:12, 17). Учеников Иисуса характеризует Его жертвенная любовь. "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев" (1 Ин. 3:16). Заповедь любить и стара (всегда была частью истинной религии поклонников Божьих в Израиле), и нова (никогда не находила более четкого практического проявления до пришествия Иисуса Христа). Иисус считал, что любовь и была тем словом, в котором заключалась сущность христианства.
    Любовь и ее продукт, христианское единство, - основные показатели истинности христианства. Человек, несущий послание любви Божьей, должен любить окружающих. Иоанн открыто пишет об этом в Евангелии и Посланиях: "Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога" (1 Ин. 4:7-8). "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин. 4:20-21; см. также 3:10, 14-15).
    Любовь и молитва
    Суть слов Иоанна очевидна. Если в вас нет любви к братьям и сестрам во Христе, то вы не имеете права называться чадом Божьим, называть Его "Авва" или ожидать, что Он ответит на ваши молитвы. Точно так же, как тело без духа мертво и вера без дел мертва, молитва, исходящая из сердца, в котором нет любви, мертва. Святого Духа оскорбляют действия и отношения сердечные, не ведущие к назиданию людей в соответствии с их нуждами (Еф. 4:29-30). Без водительства Духа не может быть уверенности в молитве по воле Божьей. А Бог не отвечает на те молитвы, что совершаются не по Его воле (1 Ин. 5:14). Христианская молитва невозможна без христианской любви. Наши молитвы обращены к Богу, Который есть любовь.
    Одна из причин, по которым любовь так важна для христиан, исходит из самого сердца нашего искупления. Своей смертью Христос примирил нас не только с Богом, но и друг с другом. Павел объясняет это в главе 2 Послания к Ефесянам, используя в качестве отправного пункта вражду между евреями и язычниками. Он объясняет, что Христос хотел "из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (ст. 15-16). Далее Павел объясняет, что в теле Христовом верующие "устрояются" "в жилище Божие Духом" (ст. 22). Таким образом, христианская жизнь - жизнь любви и единства. Христос умер, чтобы примирить нас между собой и уничтожить взаимную вражду.
    Павел рассматривал любовь и единство как центральные аспекты христианского поклонения. В ранней церкви Вечеря Господня отмечалась трапезой причащения, именуемой "агапе", или "трапезой любви" (от греческого слова, обозначающего жертвенную христианскую любовь). Подобное служение было воспоминанием о смерти Христа и причастием, основанным на этой смерти - причастием между Богом и человеком и между людьми. Картина проясняется, когда Павел рассказывает об элементах святого причастия: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:16- 17).
    Хотя сохранилось не очень много сведений о трапезе любви, складывается впечатление, что члены церковной семьи приносили, что у них было, и все делили между присутствующими на собрании. Когда все собирались, начиналась трапеза, и во время ее, скорее всего, к концу вечера, вино и хлеб принимались в воспоминание о жертвенной любви Иисуса. Трапеза любви олицетворяла собой истину о том, что люди всех племен и народов, социальных и экономических классов стали едины и примирились с Богом посредством креста. Хотя причастие в современных церквях все больше имеет тенденцию сосредоточиваться вокруг жертвы Христа и рассматривать хлеб как образ Его физического тела, ранняя церковь придавала ему образ духовного Тела Христова, церкви, общины святых, появившейся на свет благодаря смерти Христа.
    В 1 Кор. 11:20-22 Павел резко критикует церковь за то, что радостное проявление христианской любви и единства на трапезе агапе превратилось в уродливый памятник социальным и экономическим различиям. Павел негодует: Далее, вы собираетесь так, что это назначит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается... Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?
    Петр показывает связь между делами любви и молитвой в браке. Он напоминает мужьям о духовном равенстве мужчин и женщин во Христе и призывает их не господствовать над женами, но жертвенно любить их: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет. 3:7).
    Расширенный перевод этого стиха звучит следующим образом: "Дабы вам не было препятствий и отказа в молитвах. В противном случае вы не сможете молиться эффективно". Отсутствие любви неугодно Богу, поскольку является нарушением заповеди Христа. Если вы хотите молиться эффективно, то нельзя забывать о том, что "чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам" (1Ин. 3:22-23).
    Так что мне делать?
    Любить. Христос призывает нас отвечать на нужды людей в знак благодарности за то, что Бог любит нас. Мы должны любить других людей, потому что Христос считает их достойными любви. То, что они сотворены по образу и подобию Божьему, и то, что Христос умер за них, указывает на их поразительную ценность. И неважно, как жалко их существование или как страшны их грехи. Христианская любовь основана на любви Божьей. Он возлюбил нас (посчитал нас достойными жертвы Своего Сына), хотя мы были недостойны. Христианская любовь не основывается на делах ее объекта. Она не ищет ничего взамен. Христианская любовь видит людей необычайно ценными и, вследствие этого, заботится о них, защищает и покрывает их (Еф. 5:29). Христианская любовь переносит падения слабых и ищет их подкрепления и назидания (Рим. 15:2-3). Такое поведение дается нелегко.
    Заповедь любить людей так, как нас возлюбил Христос, - призыв к радикальной жертве. Иисус провел четкую границу между такой любовью и естественной привязанностью или ищущей личной выгоды добротой: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:32-36).
    Принимая во внимание отношение к этому Иисуса, не приходится удивляться тому, что ученики называют истинным показателем веры практическое проявление любви (см., например, 1 Ин. 3:17-18; Иак. 1:22; 2:14-16). И, подобно истинной вере, практическая любовь также напрямую связана с молитвой. Это подтверждается в Пр. 21:13: "Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан". Такая любовь противоречит нормальным человеческим инстинктам, но именно она является истинной характеристикой духовных детей Божьих. Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:43-45).
    Ходатайственная молитва
    Любовь к ближнему является послушанием заповеди Христовой, а послушание - одно из основных требований эффективной молитвы. Но на этом не заканчивается взаимосвязь любви и молитвы. Молитва - это одно из проявлений любви. Если я больше ничем не могу помочь, то, по крайней мере, могу молиться за людей. Я могу попросить Бога помочь людям, когда мне это не под силу. Но молитва не может быть оправданием нежелания оказать помощь нуждающемуся. Но некоторые ситуации просто не поддаются нашему контролю, и лишь Бог может помочь этому человеку. В таких случаях нам остается только молиться. Размах ходатайственной молитвы так же велик, как и горизонт любви Божьей: "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим. 2:1-2). Ходатайственная молитва за людей должна стать неотъемлемой частью вашей молитвенной жизни. Молитесь об их нуждах. Составьте список. Это поможет вам лучше сконцентрироваться. Будьте конкретными и молитесь регулярно. Многие люди не получают благословения ответов на молитвы лишь потому, что молятся только за самих себя. Молитесь за других людей, потому что вы любите их и хотите делать то, что угодно Богу. Самуил сказал: "И я также не до- пущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас" (1 Цар. 12:23). Он сказал это, будучи пророком и священником в Израиле. У нас есть склонность рассматривать работу священника как исполнение религиозных ритуалов, но ходатайственная молитва также была важной частью его служения. Поскольку христиане не являются священниками в ветхозаветном смысле слова, то их молчание по этому поводу не может считаться грехом подобного рода. Утверждение о том, что этот стих имеет прямое отношение к христианам, не соответствует истине. Однако нежелание молиться за других людей может быть грехом по следующим причинам: (1) оно попадает под определение, приведенное в Иак. 4:17: "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех"; (2) 1 Тим. 2:1, подобно Иак. 5:16, является заповедью "молиться друг за друга"; (3) в Иисусе, великом Первосвященнике, новозаветные верующие соделались "царственным священством" (1 Пет. 2:9), и об этом в Новом Завете говорится пять раз. Поскольку теперь Иисус, согласно Евр. 7:25, "всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" (см. также Рим. 8:34), мы можем сделать вывод о том, что такая же ответственность возложена на верующих, именуемых "священством". Павел призывает верующих: "Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Еф. 5:1-2).
    Вопросы для размышления и обсуждения
    1. Как вы относитесь к заявлению о том, что мы демонстрируем свою любовь к Богу посредством любви к людям? Отличается ли любовь к Богу от любви к людям?
    2. Традиция ранней церкви гласит, что всю проповедь Иоанна можно было свести к словам: "Дети возлюбленные, любите друг друга". Предположив, что это исторически верно, ответьте, что, по вашему мнению, заставляло его так проповедовать?
    3. Какой вы видите связь между любовью и молитвой?
    4. Как нам следует молиться за врагов наших? Является ли Лк. 23:34 хорошим примером такой молитвы?
    5. В одном из писем, написанных в 1940 году, К. С. Льюис отметил: Как можно заставить себя искренне молиться за Гитлера и Сталина? Мне в этом помогают следующие соображения: (а) постоянное осознание того, что мой голос присоединяется к постоянному ходатайству Христа, умершего за этих самых людей; (б) воспоминание моей собственной жестокости, которая при других условиях могла бы превратиться в нечто еще более ужасное. По своей сущности мы не слишком отличаемся от этих ужасных тварей. Смогли бы вы молиться за Сталина или Гитлера? За кого вам труднее молиться сегодня (несправедливый руководитель, личный враг и т.д.)?
    6. Что вы чувствуете, когда кто-то говорит: "Пожалуйста, помолись за меня"? Может ли христианин ответить отрицательно? Может ли христианин ответить: "Я буду молиться за тебя две недели"?
    7. Боитесь ли вы обращаться к людям с личными молитвенными просьбами? Почему?

    С прощением: Молитва за грешников

    Я вообще-то человек не злобный - сказал мой знакомый с очевидной гордостью. - Во-первых, я живу сегодняшним днем. А во-вторых, я ни на кого не держу злобы, даже на тех, кого никогда не смогу простить!" Этой точки зрения придерживается огромное количество верующих, скорее всего, потому, что прощение дается нам с трудом, и потому, что Библия к этому вопросу подходит очень серьезно. Но разговор о прощении неизбежен при написании книги на тему молитвы. Не вызывает сомнений то, что Иисус связывал прощение с эффективностью молитвы.
    Прощение: библейское прощение
    "Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?" Такой вопрос задали фарисеи, услышав, как Иисус простил грехи парализованного калеки (Мк. 2:7). Этот вопрос выражает уверенность в том, что право суда (и, следовательно, прощения) принадлежит одному лишь Богу. Идея о том, что прощение является одной из основных характерных черт Бога, своими корнями уходит в глубину Ветхого Завета. Она начинается с того момента, когда Бог описывает Себя Моисею: "Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех" (Исх. 34:6-7). Позже псалмопевец поет: "Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою" (Пс. 129:4). До изгнания Израиля Исаия изрек слово Господне: "Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну" (Ис. 43:25). Во время изгнания Даниил молился: "А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него" (Дан. 9:9). Евреи прекрасно понимали духовную реальность популярного афоризма: "Людям свойственно ошибаться, Богу- прощать".
    Иисус - воплощение прощения Божьего. Сын Человеческий пришел, чтобы "послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:45). Евангелие христианства строится на основании прощения. Апостолы проповедовали "во имя Его покаяние и прощение грехов во всех народах" (Лк. 24:47). Вся проповедь Петра сводится к следующим словам: "Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян. 10:43). Личное познание прощения Божьего - основная отличительная черта народа Божьего как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
    Прощеные прощают
    И Христос просит, чтобы мы прощали точно так же, как сами были прощены. Павел писал: "Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы" (Кол. 3:13).
    Нашим основным мотивом для прощения должна быть благодарность за Божий дар нашего прощения. Мы, будучи освобождены от рабства и нищеты греха и обогатившиеся и освободившиеся Божьей благодатью, должны быть чуткими к тем же нуждам других людей. Прощая людей, мы следуем примеру Бога, нашего Отца: "Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6:32-36). Проявление милости говорит о том, что сам человек принял милость Божью в прощении. Готовность прощать людей является признаком истинного обращения. Человек, не желающий простить своего ближнего, не может считаться дитем Божьим. Иисус считал безразличие к нужде в прощении, испытываемой другим человеком, неблагодарностью, приравниваемой к богохульству. Сила Его уверенности видна в притче о жестоком слуге, приведенной в главе 18 Евангелия от Матфея.
    В этой притче Иисус описывает человека, которому хозяин простил огромный долг. Но милосердие хозяина не тронуло жестокого слугу. Он пошел к рабу, который был должен ему незначительную сумму денег, и добился его заточения в долговую тюрьму, потому что у раба не было денег, чтобы выплатить долг. Хозяин услышал об этом от своих знакомых. Тогда государь его призывает его и говорит: "злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф 18:32-34). Иисус заканчивает притчу такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (ст. 35). Почему Он произнес такие резкие слова? Вполне разумно предположить, что Господь знал, что нам трудно прощать обидчиков. Прощение требует, чтобы при оценке поведения тех, кто согрешил против нас, мы помнили свои собственные грехи. Нам это совсем не нравится. Гораздо проще забыть о своих прегрешениях и сконцентрироваться на тех, что сделали другие. Естественная реакция: "Они не могут так поступать со мной!" Гораздо реже слышится: "Их действия указывают на боль в их сердце". И уж совсем редко: "Как помочь этому человеку заново обрести общение с Богом?" Нет ничего проще, чем сказать: "Скорее в Эквадоре пойдет снег, чем я прощу тебя". Непрощение дает нам ощущение власти над другим человеком; оно повышает нашу собственную важность. Прощение признает, что перед Богом любой человек бессилен и недостоин. Наша истинная ценность и важность прекрасно показаны в том, что Бог простил нас. Своим прощением во Христе Он показал, что мы ценны и очень важны для Него, даже когда грешим. И если мы осознаем свою ценность, то признание аналогичной ценности другого человека (через прощение) не ставит под угрозу наше чувство собственного достоинства (даже если другой человек и недостоин прощения). Простив нас. Бог дал нам все необходимое для прощения других людей. Последний стих притчи - это не просто угроза, предназначенная для того, чтобы запугать жестокого человека (заметьте: притча не учит о потере спасения. Хозяин не продал слугу, а лишь посадил его в темницу). Это всего лишь сильный пример "обоюдного духовного принципа". Иисус об этом также говорит в Лк. 6:37-38: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
    Эта аксиома повторяется в конце молитвы "Отче наш" (Мф. 6:14-15): "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
    Иисус считает вполне нормальным, что прощеные грешники прощают других. Дела прощения доказывают, что просящий есть дитя Божье, человек, познавший Божье прощение и получивший право на ежедневное очищение кровью Христа (1 Ин. 1:9). А в таком контексте Мф. 6:14 превращается в гарантию постоянного прощения Богом Своего дитя. В Мф. 6:15, в свою очередь, показано, что те, кто не прощают, кто не входят в число детей Божьих, не могут ожидать от Него прощения.
    Но ведь всему должен быть предел
    Прощать - это одно, а быть козлом отпущения - совсем другое. Скорее всего, именно это пришло на ум Петру, когда он спросил: "Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?" (Мф. 18:21). В иудейской традиции число 7 означало полноту. Другими словами, вопрос Петра можно переиначить следующим образом: "Ну, уж не больше, семь - и то слишком много". Но Иисус ответил: "Не говорю тебе: "до семи", но до седьмижды семидесяти раз" (18:22). "Седьмижды семьдесят" (в некоторых переводах "семьдесят семь") на самом деле означает: "Петр, как бы тебе понравилось, если бы Бог перестал тебя прощать после семи раз? Поступай со своими братьями так, как с тобой поступает Бог. И перестань считать".
    Но ведь другие люди могут воспользоваться готовностью христиан прощать, хотя все равно не смогут разорить человека, обогащенного Христом. Мы должны с долготерпением снисходить "друг ко другу с любовью" (Еф. 4:2).
    Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на отношение к нам других людей. Особые указания, как следует вести себя, когда один христианин обижает другого, находятся в Мф. 18:15: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего". Но в таком случае брат (или сестра) должен быть виновным в совершении греха, в нарушении Слова Божьего, а не просто в нечувствительности к вашим личным предпочтениям. Вы не можете обличать брата за его уверенность в том, что свободное предпринимательство эксплуатирует бедняков, или за то, что он пришел к вам в гости в джинсах, а сестру за то, что ей кажется, будто вас обсчитали на рынке, или за то, что ей хочется работать в банке. Христианская любовь должна выступать против греха. А когда один христианин в любви показывает другому его вину, реакцией должно быть искреннее раскаяние в грехе и за причиненную боль. В некоторых случаях уместно возмещение материального ущерба, а во многих случаях для восстановления взаимоотношений может потребоваться некоторое время. Но если виновная сторона признала грех и раскаялась в нем, потерпевшая сторона обязана простить.
    Этот процесс описывается Иисусом в Лк. 17:3-4: "Если же со- грешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: "каюсь", - прости ему". Цель состоит в том, чтобы "приобрести" брата или сестру, добиться восстановления ваших личных взаимоотношений и его взаимоотношений с церковью и с Богом. Смысл не в том, чтобы человек признал, что он прав, а вы - нет, и не в том, чтобы он признал, что наступил на вашу любимую мозоль. "Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости". Но обличение содержит в себе долю духовного риска: оно может подтолкнуть к тому, что вы начнете чувствовать себя самым праведным человеком в мире. "Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6:1). Но даже если человек и откажется каяться, мы все равно должны любить его. У нас есть заповедь не платить злом за зло и не добиваться отмщения (Рим. 12:17, 19). Павел пишет: "Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:20-21). (Горящие уголья, скорее всего, являются образом покаяния.
    Иисус сказал, что мы должны молиться "за обижающих нас" (Лк. 6:28). Но это не означает, что христиане должны быть лег- кой жертвой всякого, как это видно из слов Павла, обращенных к Тимофею: "Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам" (2 Тим. 4:14-15). Не менее реалистичны и слова Иисуса в Мф. 18:16-17. Он знает, что даже христиане могут не принять обличение: Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
    Подобное отделение от общения нельзя назвать карой; это наказание, ведущее к восстановлению. Оно предпринимается для того, чтобы показать христианину серьезность его греха и помочь ему взыскать прощения и примирения. Для подобных действий могут быть три цели: приведение грешника к ощущению реальности и осознанию потребности в примирении; за- щита чистоты других людей в церкви; очищение свидетельства церкви неверующим.
    Обетование Иисуса
    Принимая во внимание, что это очень серьезное дело, Иисус пообещал руководителям церкви Свое водительство при принятии таких решений: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Здесь не говорится, что это обетование относится ко всем христианским собраниям. Слова Павла из параллельного отрывка в 1 Кор. 5:4 указывают на то, что он знал об этом обещании Иисуса и считал, что оно относится к вопросу о наказании. Согласие, о котором говорится в Мф. 18:19 ("Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного"), скорее всего, относится к молитве о водительстве и мудрости перед тем, как предпринимать серьезные дисциплинарные действия. Этот стих также зачастую используют в отрыве от контекста. Нет никакой гарантии в том, что согласие двух верующих "заставит" Бога ответить на молитву. В Мф. 18 речь идет о наказании, при котором следует искать мудрости Божьей. И просящий помощи обретет ее. Человек, отвергший предложенное прощение и отказавшийся покаяться, будет связан последствиями этого греха как на земле, так и на небесах; а тот, кто при- мет обличение и взыщет примирения в прощении, будет освобожден от оков греха посредством прощения церкви и Бога. "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18).
    Невозможно переоценить роль прощения во взаимоотношениях между верующими. Вражда и дух не прощения разрушают нашу способность поклоняться и молиться. Грех и распри между христианами ранят сердце Бога. А Писание учит, что вражда между верующими мешает Богу принять наши хвалу и поклонение. Иисус отмечает в Нагорной проповеди: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24).
    Слова Иисуса означают, что поклонению должно предшествовать межличностное примирение. Жертва хвалы, принесенная при осознанной нужде в примирении, неприемлема для Бога. Вражда между теми, за кого Христос умер на кресте, оскорбляет Дух любви и единства: "И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас" (Еф. 4:30-31).
    Как только мы осмеливаемся надеяться, что всеведущий Иисус, Которому известны все помышления наших сердец, закроет глаза на нашу вражду, ради прекращения которой Он умирал? Для того, чтобы наша жертва хвалы была угодна Богу, мы должны быть "друг ко другу добры, сострадательны", должны прощать "друг друга, как и Бог во Христе простил" нас (Еф. 4:32).
    Прощение и молитва
    Слова Иисуса в Мк. 11:25 устанавливают прямую связь между личной молитвой и прощением: "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши", т. е. дух не прощения мешает молитве.
    Давид напрямую связывает благословение Божье с единством Его народа: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе... Ибо там заповедал Господь благословение" (Пс. 132:1, 3). Автор книги Притч также включает "ненависть" в перечень того, что "неугодно Богу". Одна из мерзостей для души Божьей - "посеивающий раздор между братьями" (Пр. 6:16, 19). Бог заповедал нам прощать. Человек с духом не прощения живет во грехе. А Бог не слышит тех, кто лелеет грех (Пс. 65:18). И снова все сводится к связи между молитвой и послушанием. Слушаясь Бога, мы возрастаем в познании Его разума и начинаем молиться по Его воле. Бог отвечает лишь на такие молитвы. Отказываясь прощать, мы бунтуем против Бога и отдаляемся от Него. А в таком положении довольно трудно познать Его волю и молиться по ней.
    К счастью, наш Бог - любящий и прощающий Отец, даже когда Его дети таковыми не являются. Я уже говорил, что последние две главы предназначены для того, чтобы помочь вам любить и прощать. Я не хочу сокрушать или обвинять. Но Бог слышит молитвы лишь тех, кто стремится исполнять Его волю. Если вы не любите какого-то человека или знаете, что вам следует взыскать примирения или простить кого-то, попросите Бога послать вам Духа помощи и верой исполняйте Его Слово. Это непросто. Но свобода и легкость в поклонении, которые мы получаем при этом, стоят того, чтобы постараться.

    Вопросы для размышления и обсуждения
    1. Почему мы хотим, чтобы люди признали, что обидели нас?
    2. Почему Бог хочет, чтобы мы признавали, что обижаем людей?
    3. Какое отношение к современной христианской жизни имеет притча о жестоком слуге (Мф. 18:21-25)? Что мы задолжали другим людям? В бизнесе абсолютно невозможно отменять все задолженности. Так почему же Иисус требует от Своих последователей таких радикальных действий?
    4. Согласны ли вы с мнением автора относительно того, что прощение человеку дается с трудом?
    5. Что означает "простить и забыть"?
    6. Как дух непрощения может помешать вашим молитвам?

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта