Хантер_Бингем_Бог, который слышит. Святой Как приблизиться к нему
Скачать 0.66 Mb.
|
С верой: Молитва веры Однажды я услышал, как моя дочка Хиллари в разговоре с подругой сделала интересное замечание: "Не волнуйся, папа может починить все, что угодно". Непоколебимая вера пятилетнего ребенка. Но тогда я подумал: "Останется ли у нее та же вера в папу, когда она поймет, что есть что-то такое, что я не могу или не хочу чинить?" Это поднимает за собой ряд еще более серьезных вопросов. Что значит "иметь веру в Небесного Отца"? Продолжим ли мы доверять Ему, если Он не захочет что-то "чинить"? Я знаю, что для Бога нет ничего невозможного. Но мне очень трудно дается вера, как у пятилетнего ребенка, хотя я и знаю, что Иисус любит меня. Личностная и объективная вера Вера очень личностна. Но она также должна быть объективно определима, потому что она сильна лишь настолько, насколько силен ее объект. Многие из нас забыли об этом. Наш возраст переносит внимание на личный и субъективный опыт. Само общество относится к религии как к чисто субъективному опыту - чему-то такому, что "между мной и Богом". Большинство людей уверено в том, что важно не столько то, во что мы верим, сколько сам факт веры. Корни такого мышления уходят в глубины гуманистической философии, но они содержат в себе долю истины. Мы все - уникальные личности, и каждый из нас должен отвечать за себя сам. Действительно, Христос для каждого из нас означает что- то свое. Но Иисус утверждал, что первостепенную важность имеет то, в кого и во что мы верим. Он претендовал на то, что был единственным живым путем к Богу (Ин. 14:6): "Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня". То же самое утверждали и Его апостолы. Петр выражает общее настроение: "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12). Павел был очень догматичен по вопросу взаимосвязи исторического факта, а именно воскресения, с христианским вероисповеданием: "А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна" (1 Кор. 15:17). Этим он следует примеру Иисуса, Который также видел связь веры с объективными историческими свидетельствами: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20:27). Эти слова Иисуса, обращенные к Фоме, показывают, что личная вера - не слепой шаг в неизвестное. Тем не менее, христиане продолжают путать веру с безрассудностью. В Евр. 11:1 вера определяется как "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". А поскольку большинство людей так и не видит осуществления своих самых сокровенных мечтаний, вера для них превращается в несбыточный сон. Ребенок определяет веру как "уверенность в осуществлении невозможного", а Тертуллиан однажды во время обсуждения парадокса чудес отметил: "Я верю этому, потому что это абсурдно". Такая вера, естественно, требует значительных усилий. Вспомните пример из книги Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье". Алиса говорит Белой Королеве: "Я не могу этому поверить!" "Не можешь? - с жалостью в голосе спросила Королева. - Попробуй еще раз. Вдохни поглубже и закрой глаза". Алиса засмеялась. "Незачем и пытаться, - сказала она. - Невозможно поверить в невозможное". "Осмелюсь сказать, что ты не очень-то много этим занималась, - ответила Королева. - Вот я в твои годы уделяла этому по крайней мере полчаса каждый день. Иногда мне еще до завтрака удавалось поверить в шесть невозможных чудес". Бог не требует от нас веры в нечто, противоречащее разуму, действительности или истории. Называя учеников "маловерными" (Мф. 8:26), Иисус упрекал их в неспособности довести уже имеющиеся в наличие факты до логического завершения. Чудеса, которые им уже доводилось видеть раньше, представляли собой достаточно хорошее свидетельство для того, что бы поверить, что Иисус мог спасти их от бури. Такой подход к вере остается неизменным во всем тексте Библии. Вера - это сознательная реакция на свидетельство личного откровения Бога в природе, человеческой истории, Писании и Своем воскресшем Сыне. Вера - это доверие Богу Но вера - это нечто большее, чем просто выводы, основанные на фактах. Иаков отмечает, что "и бесы веруют", хотя и противятся делу Божьему (Иак. 2:19). Вера требует абсолютной преданности и готовности передать свою жизнь в руки Божьи. Истинная природа веры проявляется, когда верующий смотрит в лицо смерти. Об этом свидетельствует и молитва Иисуса на кресте: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23:46). Стефан говорил при последнем издыхании: "Господи Иисусе! приими дух мой" (Деян. '7:59). В этот момент все упование должно возлагаться на Бога, Его характер, Его способности и истинность Его обетовании, а не на то, хватает ли у верующего веры. Вера человека прекращает свое существование на смертном одре. Вера в то, что вы умеете летать на дельтаплане, не поможет, когда вы падаете в пропасть. В этот момент значение имеет лишь объект вашей веры - конструкция, конфигурация и прочность дельтаплана. Никакие летные навыки не помогут, если планер развалится на части. То же можно сказать о вере в момент смерти. Сила вашей веры не перенесет вас из смерти в жизнь вечную. Вопрос заключается в том, доверились ли вы Тому, Кому можно доверять. Вера в веру, а не в живого Бога, может дорого обойтись. И Иисус, и Стефан встретили смерть с полной уверенностью в том, что их упование воскресения в жизнь вечную покоилось на Боге. Павел соглашается с этим: "Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2 Тим. 1:12). Хотя мы часто говорим о вере как о чем-то таком, что чело- век имеет или использует, Новый Завет утверждает, что вера есть дар Божий, который дается нам, потому что сами мы им не обладаем. Мы не способны соблюсти закон Божий или ответить на призыв Евангелия, потому что наш ум ослеплен сатаной. Павел пишет, что мы получаем "оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим. 3:24). Спасение обретается личной верой в Бога. Но даже вера есть дар Божий, "ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2:8). Вполне очевидна необходимость того, чтобы Бог давал людям веру, потому что по своей сущности мы враждебны, духовно слепы и ни на что не способны. Непонятно лишь, почему библейские авторы призывают нас верить. Как Павел, понимая, что человек не может увидеть свет Евангелия славы Божьей, мог сказать филиппийскому тюремщику: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься" (Деян. 16:31). Это не имеет объяснения. Но не возникает никаких сомнений по поводу того, что Писание учит как о человеческой ответственности (верить), так и о Божьем могуществе (даровать веру). В данном случае мы имеем дело с взаимосвязью несопоставимых, на первый взгляд, истин, характерной для соприкосновения человеческой природы с божественной. Для того, чтобы не выходить за рамки Писания, нам нужно заложить прочное основание для обоих учений. Откладывание веры Я уделяю много внимания вопросу веры, так как все большее число христиан начинает думать: вера - это нечто такое, что они должны вырабатывать в себе практически из ничего для того, чтобы Бог ответил на их молитвы. Вера рассматривается как эквивалент ответа на молитву. Если послушать беседы христиан, то может показаться, что Бог измеряет веру сантиметрами или килограммами. Бог вас услышит, если только у вас для этого хватит веры. Если сейчас у вас не хватает веры, вы можете накопить ее со временем (пост добавляет шесть процентов в месяц) или одолжить у двух-трех человек (которые собираются и соглашаются вместе с вами). Конечно, всегда есть возможность уговорить какого-нибудь праведника (полного веры) вознести за вас молитву. У него-то веры гораздо больше, чем он сможет использовать за всю свою жизнь. Некоторые превратили Бога в щепетильного брокера и досадуют на то, что Бог не благословил их материально так, как того евангелиста, которого показали по телевидению, хотя они точно знают, что веры у них ничуть не меньше, чем у него. А другие начали критиковать "маловерных": "Ну что я могу поделать, если у меня хватило веры принять исцеление, а у нее нет. Одним везет больше, чем другим". И уж совсем трудно приходится тем, кто знают, что они не имеют достаточно веры для того, чтобы у них что-то "получилось". Сегодня, когда ответ на молитву рассматривается как награда за веру, тысячи христиан отворачиваются от Бога, потому что не могут получить от Него то, что им нужно. В Евр. 11:6 приведено определение веры в библейской религии (и, следовательно, в христианской молитве). Оно сводится к двум моментам: "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает". Обращение к Богу в молитве требует: (1) веры в Его существование и (2) уверенности в Его моральных качествах. Первое кажется вполне понятным. Невозможно установить взаимоотношения с кем-то, кого нет. Все христиане верят в Бога, не так ли? Но мне кажется, что все не так просто. В современном обществе довольно просто формально соглашаться с существованием Бога, но жить так, словно Его нет и в помине. Большинство людей вспоминает о Нем, лишь попав в беду. А в хорошие времена вся наша жизнь разложена по полочкам и находится под наблюдением системы поддержания жизнеобеспечения. И кому какое дело до того, что Бог послал солнце? Лампы дневного освещения дают гораздо более мягкий свет; на солнце можно заработать рак кожи, а лампы в спортклубе помогают загореть гораздо быстрее. Бог посылает дождь, а мы раскрываем зонтики, строим водостоки, крытые стадионы, рынки и теннисные корты. Бог контролирует времена года и сельскохозяйственные циклы, а мы изобрели удобрения и теплицы, замороженные овощи и яблоки с нитратами, сухие завтраки и жевательную резинку без сахара. Бог предопределил человеку однажды умереть, а мы страхуемся от несчастных случаев, открываем травмопункты, поликлиники и больницы с самой современной аппаратурой. Может быть, Бог еще как-нибудь и впишется в Мекку или Иерусалим, но большинство людей слишком занято для того, чтобы даже задуматься о Нем. Потребность в Боге всплывает в нашем сознании лишь в моменты болезни, банкротства или войны. Хотя мы и не стремимся специально подавлять знание о Нем, сама городская жизнь делает Его ненужным. Приходится верить вопреки общему потоку современной жизни, и человеку, особенно горожанину, требуется прилагать серьезные усилия лишь для того, чтобы по- мнить о существовании Бога, не говоря уж о том, чтобы время от времени молиться Ему. Однако знание о том, что Бог существует, - лишь первый аспект библейской веры. Второй аспект - уверенность в Его моральных качествах. Как я уже говорил раньше, ваша уверенность в своих способностях управлять дельтапланом не идет ни в какое сравнение с качеством летательного аппарата. Мы можем верить в то, что Бог есть, но самое главное заключается в том, Кто Он такой. Молитва веры подразумевает доступ к данным о Боге. Подобную информацию о Нем можно получить по трем каналам: (1) из Его творения - свидетельство природы, порядок, строение, красота и т. д.; (2) из Его творений - человеческая природа и свидетельство, человеческая история; (3) из Его личного откровения в Писании. Поскольку свидетельство природы извращено человеческим грехом (Быт. 3:17; Рим. 8:20) и даже искупленная человеческая природа несет на себе отметки греха (Рим. 5:12-13; 7:21- 22), основным источником информации о Боге является Его написанное Слово, Библия. Я не хочу умалять важность изучения веры и молитвенного опыта на примере других христиан, таких как Джордж Мюллер, но если вы забудете о том, что Мюллер взахлеб читал Библию и попытаетесь достичь его высот веры без регулярного чтения Писания, вас постигнет разочарование. Вера - способность доверять Богу - подобна дереву. Для ее роста требуются время и постоянная поддержка света Слова Божьего. Кто такой Бог? Какие основные характеристики Бога имеют отношение к молитве веры? Мы уже рассмотрели некоторые из них, но я хочу еще раз их напомнить. Мы должны верить, что Бог всемогущ. Не имеет смысла просить человека сделать то, что ему не по силам. Но сила Божья - это больше, чем просто способность работать в сегодняшних обстоятельствах. Он обладает творческой силой, о которой написано: "Верою познаём, что веки устроены словом Божиим" (Евр. 11:3). Вера во всемогущую творческую силу Божью - первое, о чем упоминает в одной из своих молитв Иеремия: "О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю вели- кою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного" (Иер. 32:17). Но из этого не следует, как хотелось бы думать, что вера во всемогущество Божье поможет получить ответ на любую молитву. Всемогущий Бог не выдает нам во время молитвы пустой чек, по которому мы можем получить все, на что у нас хватит веры. Вера должна быть обращена на Бога, такого Бога, Которого описывает Библия, а не на богатство и силу нашего воображения. Так называемая молитва о возможном, основывающаяся на Мк. 9:23 ("если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему"), но не принимающая во внимание полный контекст Писания, может показаться фантастической, и это не будет слишком далеким от истины. То, по поводу чего вы верите, должно быть оговорено, описано и охраняемо тем, что Бог открыл о Себе и Своих обетования в Писании. Так что же обещает Бог? Как должны строиться наши молитвы? Вера Авраама во всемогущество Божье основывалась на Слове Божьем. Поскольку Бог конкретно пообещал, что у него и Сарры будет ребенок, вера Авраама была уверенностью в том, что Бог сдержит Свое слово. При таком обетовании ему не приходилось сомневаться ни в способностях, ни в честности Господа. Однако Бог не сказал, когда или как родится ребенок, и ожидание было тягостным, что видно из книги Бытия. Пример Авраама демонстрирует основной принцип молитвы веры: необходима абсолютная вера в то, что, если Бог конкретно и безоговорочно пообещал ответить на молитву. Он так и сделает. Иоанн пишет: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1:9). В свете этого обетования, исповедовав грех и помолившись об очищении, но поступая на основании ощущения того, что грех так и не прощен, мы ставим под сомнение верность и справедливость Бога. Иаков пишет: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему" (Иак. 1:5). Просьба об этом обетовании в молитве должна сопровождаться уверенностью в том, что Бог даст нам мудрость. Однако обетование не оговаривает, как или когда Бог восполнит недостаток ведения, а поэтому вера должна быть терпеливой. Более того, предшествующие стихи говорят о том, что мудрость может прийти через трудности и испытания. Далее Иаков пишет по поводу этого обетования: Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:6-8). Серьезность сомнения (что на самом деле означает "неверие") в данном случае принижает характер Божий и неуважительно относится к Его щедрости, с которой Он обещает мудрость всякому, кто попросит. Oбa обетования основываются на моральных характеристиках Бога. И именно в этом заключается смысл второй части Евр. 11:6. Помимо веры в то, что Бог есть, что Он может отвечать на молитвы, как и обещал, мы также должны верить, что Он "ищущим Его воздает". Концепция о том, что Бог воздает, означает, что Божий ответ на молитву всегда щедр, что Он стремится наилучшим образом удовлетворить наши нужды. Давид так говорит об этом: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144:8-9). Иисус показывает этот принцип в семейных отношениях: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:9-11). Невозможно переоценить значение уверенности в том, что Бог благ, щедр и многомилостив. Почему это так важно? Потому что вера - это доверие Богу, а не собственному плану действий, уверенность в том, что Бог всегда поступает с благостью и мудростью, потому что наши молитвы соответствуют Его воле, даже если и не основываются на конкретных обетованиях Писания. Эта вера, как отмечает епископ Б. Ф. Уесткотт, приводит "не столько к удовлетворению конкретного прошения, что с точки зрения просящего является конечной целью, сколько к уверенности в том, что полученный ответ является наиболее эффективным способом достижения конечной цели". Поскольку в Библии содержится не слишком много не только многопрофильных, но и конкретных обетовании, большая часть наших молитв должна подчиняться этому принципу. Нет, я не говорю, что наши молитвы должны стать робкими и слабыми ("Как Ты думаешь, Отец, может быть, было бы неплохо...") или быть приправлены фразами типа "если будет воля Твоя". Дело не в смиренных словах, а в отношении просящего. Перед тем, как начать молиться, исследуйте, что говорит по данному вопросу Писание, - если необходимо, воспользуйтесь Симфонией и Библейским словарем. Ищите мудрости у зрелых верующих и просите Святого Духа помочь вам оценить свои истинные мотивы. Если ваше желание соответствует воле Божьей, то доверьте Богу довести дело до конца. Всем сердцем отдайтесь Ему. Молитесь с силой и дерзновением. Бог ответит на каждое прошение, сделанное по Его воле, по Своему и в Свое время. С надеждой ожидайте перед Богом. А если становится очевидно, что Богу ваше предложение кажется не самым лучшим, продолжайте доверяться Ему. Поблагодарите Его за то, что у Него хватило любви, чтобы сказать "нет". А если вам хочется все забросить и засесть за телевизор, то, скорее всего, вы эмоционально истощены. Может быть, вы не молились с верой в Бога. Доверяли ли вы любящему, мудрому и благому Отцу, Которому все подвластно, или старались выбить то, что вам нужно, у занудного и жадного старика, которому и дела-то до вас нет? Продолжайте говорить независимо от того, какие чувства вы испытываете к Богу. Расскажите Ему, как больно слышать слово "нет". Расскажите, что вам больно, что вы думали, что молились по Его воле, что разочарование просто сокрушительно. Расскажите, что сейчас вам трудно доверять не только Ему или себе, но и вообще кому угодно. Попросите Его восстановить вашу душу и сохранить сердце от горечи; помочь преодолеть искушение обидеться и озлобиться; исследовать ваше сердце и очистить его от эгоизма; возвратить вам радость спасения. Поблагодарите за спасение, за то, что Он так возлюбил вас, что пошел на крест. Расскажите, что хотите доверять Ему, и попросите помочь преодолеть разочарование. С точки зрения веры, молитва, на которую не получен ответ, - еще не является свидетельством того, что Бога не существует, что вы Ему безразличны или что ваши действия неверны. Она лишний раз напоминает о том, что дети Божьи не всегда видят жизнь такой, какой ее видит Отец. Вместо того,чтобы впадать в пустоту разочарования,лучше,не стесняясь,расслабьтесь в любящих руках Бога. Павел писал римлянам: "Свидетель мне Бог.., что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, что- бы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам" (Рим. 1:9-10). Уверенность в мудрости и благости Божьей помогала ему от всего сердца исполнять свое служение, хотя он из личного опыта знал, что такое молитва, на которую не получен ответ: "Я многократно намеревался придти к вам, - но встречал препятствия даже доныне" (1:13). Тех же убеждений придерживались и три друга Даниила: Богу можно доверять.., даже если мы умрем с молитвой о спасении на устах. И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: "нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся" (Дан. 3:16-18). Они хотели спастись от огня, и у них хватало веры в то, что Бог может это сделать. Но, не имея конкретного обетования относительно того, что верность Богу спасет их жизнь, они уповали на Него, а не на свою способность распознать Его волю. Подобная вера в благость и мудрость Божью выражается словами: "Если будет воля Твоя" не для того, чтобы построить преграду на пути разочарования, но на деле признает разницу между Творцом и Его творением. Если в Библии не содержится конкретного обетования, то вера должна верить не в себя, но в Самого Бога. Вера в веру и вера в Бога Трудности, сопровождающие молитву с верой в свою веру, прекрасно видны на примере результатов молитвы, в ответ на которую Бог сказал "нет". Подобный подход к молитве по своей сути является попыткой использовать системный подход для достижения желаемого результата. Бог важен. Лишь Он придает системе необходимую силу. Но вера становится важнее. Она позволяет Богу действовать. Цель заключается в получении ответа. Если ответ не приходит, у нас остаются вопросы: "Хватило ли у меня веры"? "Хватило ли веры у друзей, которые молились со мной"? "Может быть, стоило попоститься или использовать другое обетование"? При этом все внимание концентрируется на молитвенных методах и технике. В центре мыслей стоит человек. А потом мы начинаем с завистью смотреть на тех, у кого хватило веры. Почему он получил ответ, а я нет? Все это может привести к сомнениям в любви, справедливости и благости Божьей. Каков исход? Мы чувствуем себя отдаленными от самих себя: у нас слишком мало веры. А еще мы чувствуем себя отдаленными от Бога, который все это придумал. Мы буквально показываем Богу, как Он может прославиться в нашей жизни... а Он не хочет этого делать. Если мы молимся с верой в Бога и не получаем ответов, вопросы возникают все равно, но при этом Бог остается. Молитва рассматривается как средство общения между двумя личностными существами, а вера - как выражение преданности этому общению. Мы важны, но Бог важнее, поэтому мы не пытаемся манипулировать Им посредством веры. Цель заключается в познании Бога. Если Он отвечает "нет", вера не исчезает, а ждет, когда Он прославится через тот ответ, который лучше всего подходит для взаимного общения. Для тех, кто так предан Богу, вопрос "Почему?" все еще остается, но ответ на него уже совсем другой: потому что Он любит меня. Такой подход к молитве и вере позволяет нам более реалистично взглянуть на самих себя. Во-первых, если Бог сказал "нет", то это значит, что Он видит в нас достаточно веры в Него, чтобы пережить это поражение. Во-вторых, отрицательный ответ напоминает нам о том, что Бог знает: у Его детей есть иные нужды. С каждым из нас Он обращается по-разному, потому что мы разные: уникальные комбинации генов, жизненного опыта и способностей. В-третьих, поскольку Божье "нет" не сделало нас самодостаточными в этой сфере нужды, мы обращаемся за поддержкой и помощью к другим людям. А это помогает подчеркнуть нашу потребность в дружеской любви. В-четвертых, мы ждем, пока Он покажет, как хочет прославиться в нашей жизни. Каков же исход? Более честный облик нас самих, признание нашей потребности в поддержке других людей, возможности для дальнейшего роста в общении с Богом. Все сводится к тому, что вера в веру говорит: "Господи, у меня достаточно веры, чтобы получить то, что мне нужно. Господи, мне нужно это". Вера в Бога говорит: "Господи, дай мне веру принять то, что Ты хочешь дать мне. Господи, мне нужен Ты". Что способствует росту веры? Каждому из нас хочется достичь таких же высот веры, каких достигли Джордж Мюллер, Хадсон Тейлор, Эндрю и Роберт Мюррей и Макчейн. В поисках секретов их веры мы изучаем их биографии и следуем их примеру. Еще раз повторив, что это не заменяет личного изучения Библии, я советую вам так же исследовать жизни и молитвы церковных героев веры. Слишком многие верующие даже не подозревают о той мудрости, которую можно почерпнуть из книг о таких прославленных христианах, как Поликарп, Клемент Римский, Августин, Хрисостом, Вазилий, Ансельм, Бернард, Франциск, Фома Аквинский, Тиндейл, Лютер, Кальвин, Буньян, Уильям Ло, Самуил Разерфорд, Шотландские Заветники, Джон Ньютон, Уильям Уилберфорс, Сюзанна Уэсли, Риз Говард, Д. Л. Муди, Аман- да Смит, С. Т. Стадд, Генри Уорд Бичер, Мэри Слессор, Дитрих Бонхоффер, Хелен Розевеар, А. У. Тозер и Корритен Бум. Мы - не первое поколение, познавшее Бога, и глупо считать, что Дух не может нас учить через мудрый совет и личный опыт других людей. Одна из самых страшных трагедий современного христианства состоит в том, что большинство верующих ничего не знает о святых Божьих из других деноминации, общин или временных эпох. Но при этом я еще раз подчеркиваю, что вера - это дар Божий, плод, приносимый в нас не столько человеческими усилиями, сколько силой Святого Духа. Поэтому, если нам трудно во что-то поверить, мы должны обращаться за помощью к Богу. Для того, чтобы испытать рост в доверии Ему, мы должны следовать примеру апостолов в Лк. 17:5: "Умножь в нас веру". Джордж Мюллер называл свою жизнь примером того, что Бог может сделать через молитву обычного христианина. Многие считают, что у него был дар веры, о котором идет речь в 1 Кор. 12:9, но сам он это категорически отрицал. К тому же он говорил, что вера - это дар от Бога, а не что-то такое, что может развить в себе человек. Мы читаем в его дневнике: Сегодня, скорее всего, самый поразительный день с точки зрения нашего финансового состояния. Молясь утром о сложившейся ситуации, я получил силу и уверовал, что Господь пошлет помощь, хотя с естественной стороны все кажется темным. Далее Мюллер пишет, что дар был послан еще до того, как он начал молиться. Деньги пришли в тот день, когда персонал детского дома еще молился об этом. Бог поможет вам, как Он помог Мюллеру, доверять Ему по поводу того, что соответствует Его воле. Его Дух даст вам уверенность в том, что помощь идет. Сотворивший вселенную сделает то, что вы от Него ожидаете. Именно такова главная мысль слов Иисуса в Мк. 11:24: "Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам". Именно на этом основывается утверждение в 1 Ин. 5:14- 15: "И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни попросили, - знаем и то, что получаем просимое от Него". Если вы захотите заранее поблагодарить Бога за ответ, который еще не получили, не выходите за рамки этих стихов. Преждевременное выражение благодарности может превратиться в психологический маневр, который на самом деле означает: "Пойди и принеси! И пошевеливайся или Ты не сдержишь Своего обещания". Вера и риск В Дневнике Мюллера написано, что, помолившись с работниками о средствах, он лишь сказал им: "Бог обязательно пошлет помощь". Невозможно понять, благодарил он Бога заранее или нет. Ясно только одно - Мюллер часто поступал и молился таким образом, что это можно было назвать повиновением веры. Известно, что иногда он шел на риск - с точки зрения человеческих и естественных обстоятельств, - поступая по вере в то, что Бог поможет в нужде. Однажды воспитанников детского дома привели в столовую, когда их было нечем кормить. Мюллер не вынуждал Бога, но поступал по вере в то, что Бог восполнит нужду. Верой он видел силу, мудрость и верность невидимого Бога и поступал соответственно. Мюллер не созвал журналистов и не объявил работникам, что произойдет чудо. Он просто сказал им, что беспокоиться не нужно. Бог поможет вам (как помогал бесчисленному количеству других людей) научиться доверять Ему. Я начинаю думать, что молитва стимулирует рост веры, когда человеку приходится идти на риск. Снова и снова и в Писании, и в истории христианства я читаю о том, что Бог готов поддерживать веру тех, кто, исполняя Его волю, идут на риск. Этот риск редко возникает по вине слушающегося, но встречается на пути верующего по мере послушания Слову Божьему. Подумайте о великом "облаке свидетелей", которому посвящен отрывок в Евр. 11:32-38: И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих... Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя скорби и озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Читая этот отрывок, я задумываюсь о том, как часто мы не хотим следовать воле Божьей там, где опасно, неуютно, незнакомо, неведомо, не запланировано. Именно это не дает нам возможности идти на риск, где мы сможем в молитве обрести веру и научиться доверять Богу заботу о том, с чем не смогли справиться наши опыт, навыки и сила. Но что нам делать, что- бы вера могла расти? Все опять-таки сводится к послушанию, к готовности встать и двинуться в путь, когда Дух Святой говорит: "Вот путь твой, иди по нему". Это рискованное дело как до, так и после молитвы. Но это путь веры. Подразумевает ли вера быстрые ответы? В приведенном выше примере из жизни Мюллера. Бог дал веру и ответ сразу же после окончания прошения. Но и настойчивая молитва не была чужда Мюллеру. Например, многие годы он молился о спасении двух друзей, но так и не увидел их обращения. В конце концов, они покаялись - один на похоронах Мюллера, а другой - несколько месяцев спустя. Илия - человек, известный своей верой, - сказал Ахаву: "Слышен шум дождя" еще до того, как помолился о дожде (3 Цар. 18:41); ранее он получил мгновенный ответ, когда огонь сошел с небес по его молитве. Но несмотря на конкретное обетование Божье: "Я дам дождь на землю" (3 Цар. 18:1) Илии пришлось молиться семь раз, прежде чем появилось первое свидетельство грядущего Божьего ответа. Получается, что, откладывая ответы, Бог укрепляет нашу веру. Убедившись в Его верности после недели молитвы, в следующий раз вы уже с легкостью сможете выдержать десять дней. Настойчивое ожидание на протяжении месяца поможет в следующий раз ждать еще дольше. Значит, независимо от того, сколько мгновенных ответов Бог может послать по пути, верующий никогда не сможет достичь плато веры, на котором заканчивается рост в доверии Отцу. Бог будет испытывать нашу веру, заставляя нас ждать всю жизнь. Именно поэтому нельзя сказать, что мы слишком много доверяем Ему: Он "может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем" (Еф. 3:20); что мы доверяем Ему слишком долго: "Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь" (ст. 21). Точно так же, как мы алкаем и жаждем праведности всю жизнь, Бог с по- мощью молитвы дает Своему Духу возможность сделать наш аппетит и желание большей преданности не удовлетворимыми. Терпение и вера развиваются в молитве. Нищета, гонения, страдания и злоключения ускоряют процесс, подчеркивая нашу зависимость от Бога. Но те, кто не получили такой помощи от Бога, кто живут в сравнительном комфорте скоростного общества, должны противиться заложенной в них функции ускорения, если хотят иметь библейский взгляд на то, как Бог взращивает веру. Как и все живое, вера требует времени, чтобы возрасти и стать сильной. Вопросы для размышления и обсуждения 1. В Иак. 5:15 написано: "И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь". Является ли недостаток веры критическим фактором при смерти верующего, за исцеление которого молилось множество людей? Ответ поясните. 2. Какова разница между "верой в веру" и "верой в Бога"? Приведите примеры. 3. Представьте себе, что двое верующих молятся об исцелении от одной болезни. Один исцеляется, а другой - нет. Каким должно быть их отношение к происходящему? С какими трудностями им придется столкнуться из-за того, что Бог по-разному ответил на их молитвы? 4. Некоторые радио- и теле проповедники утверждают, что Бог хочет процветания для Своих детей. Они призывают христиан молиться о желанных благословениях и верой провозглашать их как дар Божий. Каково ваше отношение к такому подходу к молитве? 5. "Вера - это доверие Богу, а не собственному плану действий". Согласны ли вы с такой точкой зрения? Ответ поясните. 6. Если вы всем сердцем верите, что Бог ответит на вашу молитву, как вы можете не утратить веры в Него после того, как Он на нее не ответил? 7. Объясните связь между ожиданием ответа на молитву и ростом веры. 8. Приведите пример того, как вам приходилось идти на риск в том, о чем вы просили. Является ли молитва в таких ситуациях искушением Бога? |