Главная страница

Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе лите. Сюжет в художественной системе литературного произведения


Скачать 1.69 Mb.
НазваниеСюжет в художественной системе литературного произведения
АнкорЛевитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения.doc
Дата24.04.2017
Размер1.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛевитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе лите.doc
ТипМонография
#4349
КатегорияИскусство. Культура
страница21 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
Глава I. ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ АНАЛИЗА СЮЖЕТА
1 Лихачев Д. С. Об общественной ответственности литературоведения // Контекст, 1973. — М., 1974. — С. 8.

2 Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1973. — С. 40 — 41.

3 Гуковский Г. А. К вопросу о русском классицизме // Поэтика: Временник отдела словесных искусств Гос. ин-та истории искусств. — Л., 1928. — С. 127.

4 См.: Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 17.

5 См.: Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — 3-е изд. — М., 1972. — С. 171 — 179.

6 Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. — 2-е изд. — Л., 1958. — С. 147.

7 См. критику формулировки Е. С. Добина в книге М. Б. Храпченко «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» (М., 1972. — С. 125).

8 Об этом писал еще в 1919 году А. Л. Бем, утверждая: «... сюжет в лирике есть» (см.: Бем А. Л. К уяснению историко-литературных понятий // Изв. отд-ния рус. яз. и словесности Российской Академии наук. — Пг., 1919. — Т. 23, кн. 1. — С. 238). Показательно, что два современных исследователя, стоящие на резко различных позициях, — Б. О. Корман и В. И. Кулешов сходятся во мнении, что всякое произведение словесного искусства обладает сюже-
491

том (см.: Карман Б. О. О целостности литературного произведения // Изв. АН СССР. Сер. яз. и лит. — 1977. — Т. 36, № 6. — С. 509; Кулешов В. И. О сюжетосложении в гражданской лирике // Замысел, труд, воплощение... — Л., 1977. — С. 42).

9 См.: Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и. др. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1978. — [Вып.] 5. — С. 13 — 14.

10 Краткий словарь по эстетике. — М., 1983. — С. 180.

11 См. в письме А. П. Чехова О. Л. Книппер: «Пишу... рассказ... на сюжет, который сидит у меня в голове уже лет пятнадцать» (Чехов А. П. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т.: Письма. — М., 1980. — Т. 9. — С. 230).

12 См.: Добин Е. С. Жизненный материал и художественный сюжет. — Л., 1956. — 230 с. (2-е изд. — 1958); Он же. История девяти сюжетов. — Л., 1973. — 174 с.

13 См.: Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — 2-е изд. — Л., 1971. — С. 486.

14 См.: Виноградов В. В. Сюжет и стиль. — М., 1963. — 191 с.

15 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — Л., 1940. — С. 500.

16 Там же. — С. 495.

17 Там же. — С. 494.

18 Краткая литературная энциклопедия. — М., 1972. — Т.7. — Стб. 306.

19 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970. — С. 281.

20 Веселовский А. Н. Греческий роман // Веселовский А. Н. Избр. статьи. — Л., 1939. — С. 35.

21 Бем А. Л. Указ. соч. — С. 232, 231.

22 Там же. — С. 229.

23 Там же. — С. 228, 232.

24 Там же. — С. 232.

25 Томашевский Б. Теория литературы (поэтика). — Л., 1925. — С. 137.

26 Там же. С 1925 по 1931 год вышло шесть изданий книги Б. В. Томашевского «Теория литературы (поэтика)». Определения фабулы и сюжета, кратко изложенные в 1-м издании, в последующих изданиях дополняются, обстоятельно говорится о свойствах фабулярного развития (6-е изд. — М., 1931. — С. 134 — 136). Устраняется сноска на с. 137 о издания: «Кратко выражаясь — фабула это то, «что
492

было на самом деле», сюжет — то, «как узнал об этом читатель». То, «что было на самом деле», — лишь одна из возможных — документальная разновидность фабулы: «Фабулой может служить и действительное происшествие, не выдуманное автором. Сюжет есть всецело художественная конструкция» (Там же. — С. 137).

27 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 317.

28 Там же. — С. 325.

29 Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., 1964. — С. 481.

30 Эйдинова В. В. Категория сюжета в работах Ю. Тынянова 20-х годов: Тез. докл. (Рукопись).

31 Тынянов Ю. Н. Указ. соч. — С. 256 — 257.

32 Там же. — С. 341 — 342.

33 Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 403 — 404.

34 Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. — Л., 1928. — С. 187 — 188, 172 — 173.

35 Шкловский В. О теории прозы. — М., 1929. — С. 27.

36 Там же. — С. 33.

37 Там же. — С. 60.

38 Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. — 2-е изд. — М., 1955. — С. 12.

39 Там же. — С. 102.

40 Поспелов Г. Н. Целостно-системное понимание литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения. — М., 1984. — С. 29.

41 Горький М. Беседа с молодыми // Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 27. — С. 215.

42 Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. — С. 7, 9, 17, 15, 16.

43 Сарнов Б. Что такое сюжет? // Вопр. лит. — 1958. — № 1. — С. 92.

44 Там же. — С. 114.

45 Лотман Ю. М. Указ. соч. — С. 282.

46 Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. — С. 102 — 103.

47 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 421.

48 Вайман С. Вокруг сюжета // Вопр. лит. — 1980. — №2. — С. 118.

49 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. Указ. соч. — С. 14.
493

50 См.: Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига, 1988. — С. 432.

51 Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — С. 486.

52 См. его издания: Вопросы сюжета и композиции. — Горький, 1972, 1975, 1978, 1980, 1982, 1984, 1985, 1987.

53 См. его издания: Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1969 — 1978. — Вып. 1 — 5; Сюжетосложение в русской литературе. — Даугавпилс, 1980; Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1983; Левитан Л. С., Цилевич Л. М. ; Сюжет и идея. — Рига, 1973; Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. — Рига, 1976. Обзор этих изданий см.: Вайман С. Вокруг сюжета // Вопр. лит. — 1980. — № 2. — ; С. 114 — 134;Konsanovič B. FormalizamIdaugavpilskasižeologija // Polia (NoviSad). — — 1988. — N 356. — S. 446 — 447: см. также: Цилевич Л. М., Мекш Э. Б. По единой теме // Вестн. высш. шк. — 1985. — № 10. — С. 50 — 52.

54 См. также: Щепакова-Григорян Т. А. Проблема сюжета в советском литературоведении // Вести, обществ, наук. — Ереван, 1975. — № 4 (388). — С. 41 — 51.

55 Червеняк А. Книга о проблемах сюжета // Русская литература XIX в.: Вопросы сюжета и композиции. — Горький, 1975. — С. 183.

56 Там же. — С. 188.

57 Словарь литературоведческих терминов. — М., 1974. — . 393.

58 Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — 5-е изд. — М., 1976. — С. 160.

59 Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. — 2-е изд. — М., 1983. — С. 117.

60 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — С. 500.

61 Захаров В. Н. О сюжете и фабуле литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения. — М., 1984. — С. 131.

62 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 462.

63 Горький М. Указ. соч. — С. 215.

64 Там же. — С. 214.

65 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 421.

66 Медведев П. Н. Указ. соч. — С. 172 — 173.

67 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1955. — Т. 4. — С. 253.

68 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. Указ. соч. — С. 14.

69 См.: Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 433 — 434.
494

70 См.: Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966. — С. 50.

71 См.: Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. — С. 17 — 18.

72 См.: Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971. — С. 105 — 211; Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. — М., 1971. — С. 199 — 207: Он же. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972. — 110 с.; Он же. Из наблюдений над терминологией М. М. Бахтина // Проблема автора в русской литературе. — Ижевск, 1978. — С. 184 — 191.

72а Эстетика: Словарь. — М., 1989. — С. 338.

73 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. — М., 1967. — Т. 1. — С. 155.

74 Лотман. Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1973. — С. 41.

75 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — С. 285 — 286.

76 Там же. — С. 283.

77 Гумеров Ш. А. Системно-семиотические инварианты культуры // Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник, 1982. — М., 1982. — С. 387.

78 Там же. — С. 384.

79 Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении. — С. 40.

80 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. Указ. соч. — С. 12.

81 Ярмаркова И. Р. Гоуз З. Литература реальности // РЖ «Общественные науки за рубежом». Сер. 7, Литературоведение. — 1985. — № 1. — С. 21 — 22. — Реф. кн.: Ghose Z. The fiction of reality.— London, 1983. — 146 р.

82 Вайман С. Указ. соч. — С. 118.

83 Корман Б. О. О целостности литературного произведения // Изв. АН СССР. Сер. яз. и лит. — 1977. — Т. 36, № 6. — С. 509.

84 Непомнящий В. «Начало большого стихотворения» // Вопр. лит. — 1982. — № 6. — С. 162.

85 Каган М. С, Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — С. 486.

86 Сорное Б. Указ. соч. — С. 114.

87 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 413-414
495

88 Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч. — М., 1954. — Т. 5. — С. 10.

89 Викторович В. А. Сюжет и повествование в романах Достоевского // Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1983. — С. 56 — 58.

90 См.: Сильман Т. Заметки о лирике, — Л., 1977. — С. 6 — 10.

Глава 2. СЮЖЕТНО-ФАБУЛЬНОЕ ЕДИНСТВО
1 Мейлах Б. С. Терминология в изучении художественной литературы: новая ситуация и исконные проблемы // Современная литературная критика: Семидесятые годы. — М, 1985. — С. 60 — 61.

2 Краткий словарь по эстетике. — М., 1983. — С. 180.

3 См.: Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов. — М., 1976. — С. 37; Он же. Теория литературы. — М., 1978. — С. 104.

4 Захаров В. Н. О сюжете и фабуле литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения. — М„ 1984. — С. 132.

5 См.: Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. — М., 1976. — С. 411.

6 Захаров В. Н. Указ. соч. — С. 133.

7 Там же.

8 Томашевский Б. Теория литературы (поэтика). — Л., 1925. — С. 107.

9 Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. — Л., 1928. — С. 187 — 188.

10 Краткий словарь по эстетике. — С. 180.

11 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 325.

12 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1978. — [Вып.] 5. — С. 19.

13 Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., 1964. — С. 421.

14 Там же. — С. 422.

15 Тынянов Ю. Н. Указ. соч. — С. 325.

16 Штейнгольд А. М. Сюжет в критической статье (к постановке проблемы) // Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1983. — С. 150 — 151.

17 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. сюжет и фабула. — С. 19.
496

18 Аре Г. Из воспоминаний об А. П. Чехове // Театр и искусство. — 1904. — № 28. — С. 521.

19 Бялый Г. А. К вопросу о русском реализме конца XIX века // Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. — Л., 1973. — С. 21 — 22.

20 Из дневника Н. А. Лейкина // Лит. наследство. — М., 1960. — Т. 68. — С. 508.

21 Горький М. [Письмо] А. П. Чехову после 5 [17] января 1900 г. // Собр. соч.: В 30 т. — М., 1954. — Т. 28. — С. 113.

22 Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М., 1987. — С. 352.

23 О соотношении фабулы и сюжета «Героя нашего времени» см.: Фишер В. М. Поэтика Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову. — М.: Пг., 1914. — С. 232; Мануйлов В. А. Лермонтов // История русской литературы. — М.; Л., 1955. — Т. 7. — С. 348; Эйхенбаум Б. М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. — М.; Л., 1961. — С. 249, 282; Мануйлов В. А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. — М.; Л., 1966. — С. 38 — 39; Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж, 1973. — С. 578 — 584; Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — 2-е изд. — Л., 1975. — С. 80.

24 См.: Удодов Б. Т. Указ. соч. — С. 580 — 582.

25 Долинина Н. Г. Указ. соч. — С. 81.

26 Эйхенбаум Б. М. Указ. соч. — С. 282.

27 Удодов Б. Т. Указ. соч. — С. 584 — 585.

28 См.: Энциклопедический словарь юного литературоведа. — С. 352.

29 Томашевский Б. Указ. соч. — С. 143 — 144.

30 Там же. — С. 135 — 136.

31 Там же. — С. 144.

32 Фадеев А. Разгром // Собр. соч.: В 5 т. — М., 1959. — Т. 1. — С. 140.

33 Там же. — С. 141.

34 Медриш Д. Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. — С. 131.

35 См.: Сильман Т. Заметки о лирике. — Л., 1977. — С. 6.

36 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 427.

37 Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 235.

38 Там же.
497

39 Там же. — С. 398.

40 Медведев П. Н. Указ. соч. — С. 58.

41 Борев Ю. Б. Основные эстетические категории. — М., 1960. — С. 325 — 326.

42 См.: Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1960. — Т. 3. — С. 299.

43 Там же. — Т. 4. — С. 287.

44 Еще один отрезок этого периода можно было бы установить, обратившись к юридическим нормам того времени, определявшим срок сдачи внаем жилья: «Его пустынный уголок Отдал внаймы, как вышел срок. Хозяин бедному поэту».

45 См.: Ахматова А. Пушкин и Невское взморье // Ахматова А. Стихи и проза. — Л., 1977. — С. 513 — 522.

46 Аре Г. Указ. соч. — С. 521.

47 Соболев П. В. Из наблюдений над композицией рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином» // Уч. зап. ЛГПИ. — Л„ 1958. — Т. 170. — С. 249.

48 Федоров В. В. О природе поэтической реальности. — М., 1984. — С. 88.

49 Там же. — С. 119.

50 Там же. — С. 83.

51 Медведев П. Н. Указ. соч. — С. 172 — 173.

52 Федоров В. В. Указ. соч. — С. 77.

53 Там же. — С. 78.

54 Там же.

55 Там же.

56 Медведев П. Н. Указ. соч. — С. 188.

57 Достоевский Ф. М. Рукописные редакции. Идиот. Подготовительные материалы // Полн. собр. соч. — Л., 1974. — Т. 9. — С. 252.

58 Хализев В. Е. Жизненный аналог художественной образности (опыт обоснования понятия) // Принципы анализа художественного произведения. — М., 1984. — С. 34.

59 Там же. — С. 36.

60 Там же. — С. 40, 37.

61 Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968. — С. 93 — 208.

62 Там же. — С. 188.

63 Там же. — С. 192.

64 Там же. — С. 197.

65 Там же. — С. 197 — 198, 199, 201.

66 Дмитриева Н. А. Диалектическая структура образа // Вопр. лит. — 1966. — № 6. — С. 79.

67 Там же.
498

68 Там же. — С. 80.

69 Там же. — С. 82.

70 Догнан Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1973. — С. 40.

71 Дмитриева Н. А. Указ. соч. — С. 81.

72 Тынянов Ю. Н. Указ. соч. — С. 324 — 325.

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта