Главная страница
Навигация по странице:

  • Психологическое значение символических

  • «мысль отделяется от вещи и начинается дей­

  • Становление игровых замещений

  • «продукта­

  • Смирнова. Детская психология. Т. Д. Марцинковская


    Скачать 4.06 Mb.
    НазваниеТ. Д. Марцинковская
    Дата19.10.2022
    Размер4.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмирнова. Детская психология.doc
    ТипУчебник
    #741289
    страница16 из 29
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29
    Глава 4

    РАЗВИТИЕ ИГРЫ

    В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

    Процессуальная игра ребенка второго года жизни

    Маленький ребенок сталкивается не только с предметами -орудиями. С первых месяцев жизни его окружают предметы, специально предназначенные для детей и требующие совершен­но иных способов действия — детские игрушки. Если действия с предметами-орудиями (ложкой, чашкой, лопаткой и пр.) тре­буют определенных и жестко фиксированных способов дей­ствия, то с игрушками ребенок может делать все что хочет. Здесь совершенно не требуется устойчивых и однозначных операций, напротив, действия с игрушками предполагают полную свобо­ду ребенка. Различия между этими двумя видами предметных действий заключаются еще и в том, что предметно-практичес­кая деятельность всегда направлена на какой-то результат и ре­гулируется этим результатом, а действия с игрушками не пред­полагают такого результата и осуществляются без какой-либо определенной цели.

    В начале второго года жизни игрушка выступает для ребен­ка в том же качестве, что и любой предмет, с которым можно манипулировать. Малыш перекладывает игрушки с места на место, стучит ими, вкладывает в различные емкости, т. е. осуще­ствляет с ними неспецифические действия. Игры, как отдельно­го вида деятельности, в начале раннего возраста еще нет. Однако на втором году жизни игра отделяется от предметно-практичес­ких действий и становится специфическим занятием ребенка.

    197



    Отделившись от предметно-практических действий, игра при­обретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятель­ную логику развития.

    Постепенно на протяжении второго года жизни дети усваи­вают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, ук­ладывают ее спать, пытаются что-то надеть на нее и т. д. Для выполнения таких действий им вовсе не надо в точности вос­производить их технический состав. Достаточно обозначить об­щую траекторию этого действия (например, приложить ложку к лицу куклы, чтобы осуществить процедуру кормления). На пер­вом этапе становления игровых действий они оказываются тесно связанными с конкретными предметами, с которыми они играли вместе со взрослым. Затем те же действия распространяются на другие похожие предметы. Сама же игрушка еще не является для малыша игрушкой в привычном смысле слова (т. е. моделью дру­гого предмета); она выступает для него как настоящий предмет (чашка, ложка или кроватка), только маленький. Они переносят действия с «настоящими» предметами на игрушки — и появля­ются действия с игрушками, как с «настоящими предметами». Например, один 2-летний мальчик показал маме игрушечный стульчик и спросил "Что это?", а когда мама ответила, что это стул, он, к ее величайшему удивлению, попытался сесть на него.

    Ребенок воспроизводит одни и те же действия с разными предметами, как бы обобщая это действие, и таким образом иг­рает. В переносе действия с одного предмета на другой (с «настоя­щего» на «игрушечный») осуществляется отделение действия от самого предмета.

    Игра ребенка второго года жизни представляет собой доволь­но бессистемный набор действий, имеющихся в репертуаре ма­лыша. Ребенок либо без конца выполняет одно и то же дей­ствие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи: сначала кормит куклу, потом причесывает, укладывает спать, снова причесывает, кормит и т. д. Игровые действия не имеют какого-либо продолжения и лишь формаль­но (а не содержательно) переходят одно в другое. Например, сложив в кастрюльку предметы и начав их помешивать ложкой, т. е. готовить еду, ребенок незаметно переходит на простые мани­пуляции: принимается заполнять кастрюльку всеми доступными предметами, потом выкладывать их на стол и обратно. Смысл

    такой игры заключается в самом процессе действия, поэтому ее называет процессуальной.

    Особенности такой игры и ее отличие от более поздних ви­дов игровой деятельности заключаются в следующем:

    1. однообразие, «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними;

    2. содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь вос­производит с помощью разных игрушек то, что уже делал вмес­те со взрослым;

    3. материалом для игры служат только реалистические иг­рушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;

    4. слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок ча­сто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без ка­ких-либо ярких эмоций и переживаний.

    Хотя ребенок формально уже играет, эта игра еще не настоя­щая. Она резко отличается от игры дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество самого ребенка и пр. Это дало повод Л. С. Выготскому назвать процессуальную или пред­метную игру квази-игрой: «Мы здесь имеем как бы игру, но она для самого ребенка еще не осознана ... объективно это уже игра, но она еще не стала игрой для самого ребенка». Однако процес­суальная игра является необходимой предпосылкой становле­ния настоящей творческой игры, появление которой перестра­ивает всю психическую жизнь ребенка.

    Психологическое значение символических игровых замещений ребенка

    В раннем возрасте ребенок находится во власти реальной ситуации. Эта ситуативность проявляется на уровне действий, в высказываниях ребенка, в процессуальной игре: малыш ис­пользует только предметы, которые у него под рукой, причем по их прямому назначению, и воспроизводит только действия, которые ему уже известны.

    После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип по­ведения ребенка резко меняется. Ребенок начинает действовать


    198

    199

    не в воспринимаемой, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются совершенно не свойственными им име­нами и функциями. Например, карандаш может стать градус­ником, самолетом, волшебной палочкой. Носовой платок мо­жет выполнять роль одеяла, флага, шляпы для куклы. Одни предметы превращаются для ребенка в другие и замещают не­достающие. Они становятся как бы символами других предме­тов. Такие игровые замещения называют символическими.

    Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребенка и, естественно, освобождают его от давления наличной ситуации.

    Почему возможен столь резкий скачок в мышлении и в по­ведении ребенка всего за несколько месяцев? Для ответа на этот вопрос необходимо, во-первых, рассмотреть особенности заме­щения одних предметов другими, а во-вторых, попытаться по­нять, откуда ребенок черпает возможность «символического» использования предметов.

    Диапазон использования одних предметов в качестве других довольно широк, что дает повод некоторым ученым считать, что в игре все может быть всем, и видеть в этом проявление особой живости детского воображения. Однако, как показыва­ют наблюдения, существуют определенные пределы для игро­вого использования предметов, ограниченные на первый взгляд внешним сходством между предметом и его заменителем. Чем же определяются на самом деле эти пределы?

    Предварительный ответ на этот вопрос можно найти в экспериментах Л. С. Выготского, где детям предлагалось условно, в шутку, обозначить хорошо знакомые предметы новыми названиями. Например, книга обозначала дом, ка­рандаш - няню, нож - доктора, ключи - детей. Затем детям 3-4 лет показывали несложную историю: доктор приезжает в дом, няня открывает ему дверь, он осматривает детей, дает им лекарство и пр. Оказалось, что все дети легко «читали» этот сюжет и сходство предметов при этом не играло никакой заметной роли. Главное - чтобы эти пред­метыдопускалисоответствующиедействиясними. Вещи отвергались ребенком только в случае, если с ними нельзя было совершить нужные действия.

    В экспериментах Н. И. Лукова детям приходилось в тече­ние игры несколько раз менять названия предметов и ис­пользовать разные игрушки в разных функциях. Экспери­менты показали, что главным условием замещения одной игрушки другой является не внешнее сходство, а возмож­ность определенным образом действовать с ней. Так, на­пример, с лошадкой можно действовать как с ребенком (хотя она вовсе на него не похожа): ее можно качать, причесывать, кормить и т. д., а с шариком всех этих дей­ствий делать нельзя, поэтому шарик в детской игре не может изображать ребенка. Физические свойства пред­мета в некоторой степени ограничивают возможности дей­ствия с ним, поэтому внешнее сходство или различие предметов может влиять на их игровое использование.

    Таким образом, между предметом-заместителем и его значе­нием, которое всегда удерживается в слове, стоит действие, ко­торое и определяет связь реального предмета и воображаемого.

    Более подробно и глубоко отношения между предме­том, действием и словом исследовалось Д. Б. Элькониным (1970). В одном из его исследований проводилось сравне­ние переименований предметов внутри игры (т. е. в про­цессе игровых действий) и вне ее. Оказалось, что простое изменение названия предмета не вызывает у детей ника­ких трудностей и возражений. Трехлетние дети легко со­глашаются назвать собачку автомобилем, а коробку - та­релкой. Но в ситуации игрового использования резко повышается сопротивление новому имени предмета, осо­бенно если игровое действие противоречит опыту ребен­ка. Например, в игре детям очень трудно назвать кубик -собачкой и действовать с ним как с собачкой, в то же время они легко принимали действия с карандашом как с ножом и охотно использовали новое имя карандаша.

    В следующей серии экспериментов расхождение иг­рового и неигрового действия с предметом еще более усиливалось: в одной и той же ситуации карандаш стано­вился ножом, а нож - карандашом. Дети должны были «понарошку» резать карандашом и рисовать ножом. Но большинство 3-5-летних детей не приняли такого заме­щения, когда рядом с предметом-заместителем находил­ся реальный предмет, выполняющий ту же функцию. Вве­дение реального предмета усиливало связь восприятия


    200

    201

    с действием и тормозило связь слова с действием. Дей­ствие ребенка в этих условиях побуждалось восприятием предмета, а не его игровым именем.

    Д. Б. Эльконин делает следующий вывод. Для того чтобы слово могло заменить предмет и перенести функцию с одного предмета на другой, оно должно впитать в себя все возможные действия с предметом, стать носителем системы предметных действий.

    В определенных условиях (а эти условия возникают уже в ран­нем возрасте) связь слова с действием становится сильнее связи воспринимаемого предмета с действием. Игра с предметами-заместителями как раз и является своеобразной практикой опе­рирования словом, в которой слово отделяется от предмета и ста­новится носителем действия. Благодаря этому в игре, по словам Л. С. Выготского, «мысль отделяется от вещи и начинается дей­ствие от мысли, а не от вещи».

    Но ребенок еще не может действовать в чисто интеллектуаль­ном плане, не осуществляя внешних, практических действий. Он обязательно должен иметь точку опоры в другой вещи, с которой можно осуществить то же действие, что и с отсутствующим, во­ображаемым предметом. Но является ли этот предмет-замести­тель символом отсутствующего и что такое «символ» в игре ма­ленького ребенка?

    Согласно позиции Ж. Пиаже, который специально изучал игровой символизм ребенка, предметный символ в игре — это образ обозначаемого предмета, данный в другой материальной форме. При таком понимании слово не играет никакой актив­ной роли, поскольку оно лишь повторяет то, что уже содержит­ся в символе, как в образе отсутствующего предмета. Однако, как показывали наблюдения и исследования Д. Б. Эльконина, предметы-заместители в игре чрезвычайно многофункциональ­ны. К тому же их сходство с обозначаемым предметом может быть весьма относительным.

    Палочка, например, совершенно не похожа на лошадь и вряд ли может вызвать образ лошади. Эта палочка может быть не только лошадью, но и змеей, и деревом, и ружьем. Все зависит от того, каким словом ее назвать и какое значение придает ей ребенок в конкретный момент игры.

    Игра не является чисто символической, умственной деятель­ностью. Она всегда связана с реальными (а не символически­ми) интересами и переживаниями ребенка.

    Психологический смысл игровых замещений ребенка зак­лючается не в символизации, а в переносе значения (и соответ­ствующего ему способа действия) с одного предмета на другой. Такой перенос становится возможным благодаря обобщающей функции слова, которое вбирает в себя опыт действий ребенка с предметом и переносит его на другой, обозначенный этим сло­вом, предмет. В игре не только действие отделяется от конкрет­ной вещи, но и слово отделяется от предмета, за которым оно первоначально закреплено (ведь слово-имя сначала является неотъемлемым признаком предмета). Происходит как бы пере­ворачивание структуры «предмет—действие—слово» в структуру «слово—действие—предмет». Ребенок начинает действовать именно таким образом, не потому что он воспринимает данные предметы, а потому что он сам назвал и этим определил свое действие.

    Однако как и при каких условиях возникает отрыв значе­ния (и слова) от предмета и перенос его на другой предмет? Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться в ранний воз­раст, к истокам символической игры, и рассмотреть этапы ее становления.

    Становление игровых замещений в раннем возрасте

    Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что детская игра не возникает сама по себе, без какого-то руко­водства со стороны тех, кто уже умеет играть, — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию. Дошкольники, растущие в закрытых детских учреж­дениях, в условиях дефицита общения со взрослым, значитель­но отстают от своих семейных сверстников по уровню разви­тия и срокам появления игры. Все это может свидетельствовать о том, что истоки игры нужно искать не в природной предраспо­ложенности ребенка, а в его отношениях со взрослыми. Без спе­циального обучения игра и игровые замещения не возникают.


    202

    203

    Однако здесь возникает вопрос: как же возможно обучать игре? Ведь она является самостоятельной, творческой деятель­ностью детей и никак не сводится к усвоению каких-либо опре­деленных навыков. В отличие от орудийных, игровые действия не требуют никаких стандартных способов действия, а значит, они не могут усваиваться в процессе специального обучения.

    Все это так, но тем не менее обучение игре необходимо. И осуществляется оно в процессе совместной игры со взрос­лым, который передает ребенку способ замещения одних пред­метов другими. В исследовании Л. Н. Галигузовой (1993) изу­чался процесс становления игровых замещений у детей раннего возраста. В эксперименте использовалась игровая ситуация «уход за куклой».

    На столике перед ребенком располагались реалисти­ческие игрушки, позволяющие осуществить различные действия: кроватка, ванночка, расческа, игрушечная посу­да. Среди реалистических игрушек находились и пред­меты с неопределенным назначением, которые можно было использовать в любой функции (шарики, палочки, брусочки и пр.). Взрослый на глазах у ребенка начинал играть с этими предметами, комментируя свои действия словами и пытаясь вовлечь его в свою игру.

    Наблюдения за поведением ребенка позволили выделить ряд этапов приобщения ребенка к игре.

    На первом этапе ребенок не проявляет никакого интереса к замещающим действиям взрослого. В ответ на просьбу взрос­лого найти отсутствующий предмет (например: «Давай дадим кукле конфетку! Где у нас конфетка?») либо вообще не отвечает, либо отвечает отрицательно («Нет здесь конфеты»). Сам ребе­нок пользуется только реалистическими игрушками по их пря­мому назначению.

    На следующем этапе ребенок обнаруживает интерес к заме­щающим действиям взрослого и сразу же после наблюдения под­ражает им с теми же предметами-заместителями. Однако это подражание носит формальный, автоматический характер. Ре­бенок не запоминает, с какими предметами он действовал, и не осознает смысл замещения. Ему безразлично, с какими пред­метами совершать то или иное действие, он легко принимает

    и воспроизводит любые действия взрослого с любыми предме­тами. Ребенок «не держится» за свое или чужое замещение. Это может свидетельствовать о том, что у него нет устойчивого об­раза предмета, который он замещает в действии. Поэтому заме­щение имеет формальный характер и не является значимым для малыша.

    На третьем этапе ребенок самостоятельно воспроизводит от­сроченную имитацию замещающих действий взрослого. При этом наблюдается достаточно точное и полное их копирование и сосредоточенность на их выполнении. Малыши демонстриру­ют привязанность к определенным замещениям, показанным взрослым, и с удовольствием их воспроизводят. Но самостоятель­ных замещений пока нет. Наводящие вопросы взрослого о новых замещениях вызывают чаще всего отрицательный ответ, а иног­да выбор случайного предмета. На этом этапе дети начинают более критично относиться к предметам-заместителям. Напри­мер, начав по просьбе взрослого кормить куклу зубной щеткой (как ложкой), ребенок вдруг останавливается и, как бы исправ­ляя ошибку, берет игрушечную ложку и начинает кормить, а по­том чистит кукле зубы щеткой. Такое поведение не наблюдалось на предыдущем этапе, где малышу было все равно чем выпол­нять игровое действие. Здесь ребенок начинает осознавать раз­рыв между знакомым ему предметом (обозначаемым) и другим, которым он вместо него действует. Именно в это время малыши отказываются принимать любые замещения взрослого и согла­шаются лишь на некоторые.

    На следующем этапе в поведении детей наряду с подража­тельными появляются самостоятельные замещения, представ­ляющие собой вариации действий взрослого. Не выходя за рам­ки сюжета, ребенок начинает варьировать действия взрослого, внося в них элементы новизны. Однако действия ребенка еще не являются замещениями в полном смысле слова, поскольку замещения существуют только в движениях, но не в сознании ребенка. На вопрос взрослого о названии предметов, с которы­ми он играет, ребенок дает их реальные, а не игровые имена. На­пример, мальчик явно занимается приготовлением пищи: поме­шивает что-то в кастрюльке, дует, пробует на вкус. На вопрос взрослого: «Что у тебя варится?» — он отвечает: «Палочки и ко­лечки». Встречаются также двойные наименования предметов,


    204

    205

    например «шарик—яблоко» или «колечко—печенье», но эти наименования очень непрочны и часто распадаются. Реальная и игровая функции предметов в таких замещениях оказываются рядоположенными. Самостоятельных игровых называний пред­метов еще нет.

    Важно подчеркнуть, что на этом этапе уже есть действия с пред­метом-заместителем, но еще нет называния этого предмета иг­ровым именем. На ранних стадиях развития игры (в отличие от последующих) ребенок не может назвать предмет новым име­нем, до того как он не произведет с ним соответствующее дей­ствие.

    Другим важнейшим условием переименования предмета в игре является эмоциональная вовлеченность ребенка в игру и в дей­ствия взрослого. Дети принимают и повторяют новое, игровое название предмета только в случае, если взрослый активно вы­ражает свою увлеченность игрой и если ребенок «заражается» этой увлеченностью. Если же взрослый просто демонстрирует новые действия с предметами и комментирует их, дети ограни­чиваются подражанием, но никогда не называют предметы но­выми именами и не переходят к самостоятельным замещениям.

    Называние предмета игровым именем, которое происходит на пятом этапе, носит характер открытия и существенно меняет характер действий ребенка. Зафиксированное в слове новое зна­чение предмета как бы оживляет этот предмет, рождает яркий образ всей ситуации его использования. Приведем еще один при­мер, описанный Л. Н. Галигузовой.

    Девочка ковыряет ножом в отверстии овальной верши­ны пирамидки и кормит куклу. Взрослый спрашивает ее: «Что куколка кушает?» Девочка смотрит на предмет и не­уверенно произносит: «Печенье». Затем быстро поправ­ляет себя: «Яичко!» Взрослый понимающе кивает головой, а она быстро берет ложку, бьет ею по яичку, очищает его от скорлупы, дует на него, приговаривая: «Горячее яичко, надо, чтобы остыло».

    Как можно видеть, введение слова преобразует весь смысл ситуации и действий ребенка. Они становятся эмоционально более насыщенными, целенаправленными и соответствующи­ми воображаемой ситуации. После первого игрового пере-

    именования предмета, которое часто является принятием (а не просто повторением) переименования взрослого, происходит как бы открытие нового, условного способа действия с предмета­ми. Ребенок начинает вводить в игру собственные, подчас ори­гинальные замещения. Переименование предметов перемеща­ется к началу игрового действия, становится более осознанным. Таким образом, развитие игровых замещений в раннем воз­расте проходит следующие этапы: 1) наблюдение за игрой взрос­лого; 2) присоединение к этой игре, совместная игра; 3) подра­жание действиям взрослого; 4) самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий; 5) появление самостоятельных игровых замещений. Эти этапы отражают поворот от непосредственного подражания чужим дей­ствиям к собственным действиям ребенка, которые опосредова­ны знаком как «орудием культуры», т. е. словом; возникает дей­ствие от слова (или от мысли), а не от вещи. Этот поворот происходит при активном и непосредственном участии взрос­лого. Функция замещения, как и всякая другая психическая функция, сначала разделена между ребенком и взрослым и суще­ствует в интерпсихической форме, а затем присваивается ре­бенком и становится его интрапсихической функцией. Введение така (т. е. переименование предмета) преобразует для ребенка внешнюю воспринимаемую ситуацию в смысловую. Восприятие опосредуется словом, а прежние предметы наполняются новым смыслом. Переход от непосредственного действия к опосредо­ванному происходит в единстве аффективного и интеллектуаль­ного: перенос значения одного предмета на другой возможен только при эмоциональной вовлеченности ребенка в игру и при аффективной значимости игровых действий.

    Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста

    Разговор о творчестве применительно к детям раннего воз­раста может показаться странным. Ведь творчество в общем пла­не рассматривается как деятельность, результатом которой яв­ляется создание новых материальных и духовных ценностей, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее. Однако взгляд на проблему творчества с точки зрения детской психологии


    206

    207

    заставляет уточнить это понимание. Л. С. Выготский писал, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменя­ет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для себя или других. С этой точки зрения можно и нужно говорить о твор­ческих проявлениях даже в раннем детстве, причем первые прояв­ления детского творчества появляются в игре детей, и главным образом в замещающих действиях.

    Игра детей второго года жизни имеет в основном репродук­тивный характер: их действия целиком определяются наглядной ситуацией и демонстрацией взрослого. Использование предме­тов-заместителей имеет чисто подражательный характер и плохо осознается ребенком.

    На третьем году жизни игра, по данным Л. Н. Галигузовой, претерпевает значительные изменения, которые заключаются в следующем:

    во-первых, усиливаются игровая мотивация и эмоциональ­ная вовлеченность ребенка в игру: увеличивается длительность игры, ребенок ярче и чаще проявляет различные эмоции, зна­чительно нарастает самостоятельность игровых действий, их не­зависимость от взрослого;

    во-вторых, существенно меняется состав игровых действий. Увеличивается не только владение игровыми навыками и число игровых действий, но и их вариативность. На смену разрознен­ным действиям двухлеток приходит последовательная и само­стоятельная отработка схем одного сюжета. Так, для того чтобы приготовить кукле обед, ребенок может в течение 15—20 мин ре­зать овощи, складывать их в кастрюлю, помешивать, пробовать на вкус, сервировать стол и пр. Вспомним, что малыш в той же ситуации бегло подносил ложку ко рту куклы;

    в-третьих, что, пожалуй, самое главное, в репертуар игрово­го поведения детей прочно входят замещения. Большинство де­тей в конце 3-го года жизни без труда замещают одни предметы другими и сами дают им соответствующие названия. Эти заме­щения часто бывают достаточно оригинальными собственны­ми изобретениями детей. Они и являются первыми «продукта­ми» детского творчества.

    Итак, к концу раннего возраста складывается новый спо­соб действия детей с предметами-заместителями. Ребенок на­чинает ясно видеть сходство и различие между обозначающим

    208

    и обозначаемым предметом; выбор предмета-заместителя пе­рестает быть случайным — малыш сначала ищет подходящий предмет и только потом дает ему новое название. Осознанность, самостоятельность и оригинальность замещающих действий де­тей позволяют рассматривать их как проявления детского вооб­ражения. Появившаяся свобода в оперировании образами пред­метов и их обозначениями (словами) позволяет ребенку переструктурировать наглядную ситуацию в целом, вырваться за ее пределы и создать свой собственный сюжет игры.

    Л. Н. Галигузова описывает следующий пример такого пере­структурирования :

    «Наташа (2 года 11 месяцев), поиграв с куклой, неожи­данно отодвигает все игрушки в сторону, берет два блюд­ца и кладет на них по кубику и на каждый ставит овальную деталь пирамидки. Повернувшись к взрослому, говорит: "Это окошки (кубики), а это колобки сушатся". Затем Ната­ша снимает их и кладет на их место плоский пластмассо­вый треугольник: "Вот мост, машины сюда проезжают". Закрыв один из проемов другой деталью конструктора, объявляет: "Закрыт огород, не проезжать". Берет ложку и изображает ею машину, движется по мосту: "Ду-ду-ду". Затем строго говорит, обращаясь к ложке: "Огород зак­рыт, куда ты едешь?" Убрав ложку, девочка повторяет то же самое с палочкой...» и т. д.

    В данном примере ребенок играет без опоры на реалисти­ческие игрушки, свободно замещая один предмет другим. Здесь игра уже выступает как совершенно самостоятельная, незави­симая от взрослого деятельность, в которой ребенок свободен от наглядной ситуации и творит свой собственный воображае­мый мир.

    ИТОГИ

    В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей.

    На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер: игровые действия одноактные, между собой не свя­заны, стереотипны. Ребенок еще не осознает, что он играет: он просто действует с предметами.

    209

    Формирование игровых замещений осуществляется в со­вместной игре ребенка со взрослым. Этот процесс можно описать как превращение разделенного со взрослым дей­ствия в индивидуальное действие ребенка, в ходе которого он открывает новый способ действия с предметом и изобретает свои собственные способы замещения.

    В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конк­ретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Переименова­ние предмета (введение знака) преобразует для ребенка вос­принимаемую ситуацию в смысловую. Становится возможным действие от слова (или от мысли), а не от вещи.

    Между третьим и вторым годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, из­меняется структура игровых действий, начинает активно ра­ботать воображение детей. Оригинальные игровые замеще­ния, которые можно наблюдать уже у детей третьего года жизни, можно рассматривать как первые проявления вообра­жения и творчества.

    Вопросы

    1. Каковы основные характеристики процессуальной игры детей второго года жизни?

    2. В чем суть игровых замещений ребенка?

    3. Что дает для игры введение нового имени предмета?

    4. Каковы этапы и условия формирования игровых заме­щений?

    5. Чем отличается игра детей второго и третьего года жизни?

    6. Приведите свои примеры проявлений творчества в игре детей раннего возраста.




    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29


    написать администратору сайта