Главная страница

Мпря. Балыхина Т.М. Методика преподавания Р.Я. как неродного 2. Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка как неродного, нового


Скачать 1.59 Mb.
НазваниеТ. М. Балыхина методика преподавания русского языка как неродного, нового
Дата07.11.2019
Размер1.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБалыхина Т.М. Методика преподавания Р.Я. как неродного 2.pdf
ТипДокументы
#93899
страница12 из 29
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   29
глухости/звонкости. Противопоставление согласных по глухости/звонкости также, как и участие/неучастие голосовых связок в качестве дифференциального признака при образовании этих согласных, наблюдается во многих языках. Однако русские звонкие согласные являются прежде всего полнозвонкими согласными, то есть при их произношении голосовые связки участвуют на всем протяжении звучания. По наблюдениям Е.А. Брызгуновой, для китайского и корейского языков, например, характерны полузвонкие согласные, то есть при их произношении голосовые связки работают не на всем протяжении звучания согласного. Носители же английского, немецкого, индийских языков произносят придыхательные согласные различной силы. Необходимо также учитывать особенности реализации признака глухости/звонкости в потоке речи
1) оглушение на конце слова (сад
2) оглушение перед глухими согласными (лодка
3) озвончение перед звонкими согласными (просьба.
Глухие/звонкие рекомендуется отрабатывать в упражнениях в различных позициях
1) перед гласными 2) перед сонорными 3) между гласными 4) на конце слова 5) перед звонкими согласными 6) перед глухими согласными 7) также рекомендуется давать упражнения на противопоставление смешиваемых звуков (например, д/т, б/п и др) сначала в разных словоформах, а потом водной словоформе, так как переключение речевого аппарата с артикуляции звонких на артикуляцию глухих и наоборот является одной из основных особенностей русской артикуляционной базы. Следующая особенность фонетической системы современного русского языка – стечения согласных звуков в слове, например двух согласных (ткань, трех согласных взбить, вскочить, четырех (взгляд, встреча) и даже пяти (бодрствовать. Сочетания согласных встречаются также и на стыке слов (к встрече. Особо следует также выделить группы согласных, произношение которых имеет свои особенности. К ним, например, относятся следующие сочетания согласных стн [сн] – известный, здн [з’н’] – праздник,
лнц [нц] – солнце, сч щ – счастливый, рдц [рц] – сердце, вств [ств] – здравствуй,
ться, тся [ца] – учиться, зж ж – уезжать, жч щ – мужчина и др. Обучение ударению.
В русском языке из всех средств организации фонологической структуры слова ударению принадлежит главная роль оно подчиняет себе все остальные средства и влияет на спектральный состав не только гласных, но и согласных звуков в безударных слогах. Установлено, что физиологическими факторами русского ударения являются не только а) сила выдыхаемой струи воздуха, но и б) напряжение артикулирующих органов, вследствие чего ударные слоги произносятся более тщательно, отчетливо, а безударные – с ослабленной артикуляцией. Таким образом, главной, отличительной чертой русского ударения является его

72
сильноцентрализующий характер и неравномерное распределение мускульной энергии в потоке речи Наряду с этим следует отметить, что в русском языке ударный гласный не только более энергичен по артикуляции, но и более длителен. Данный «артикуляторный» аспект русского ударения представляет большие трудности для всех иностранцев по разным причинам. Например, длительность ударного гласного с трудом осваивается болгарами в силу того, что в болгарском языке в потоке речи гласный выделяется в основном интенсивностью, чехами – в связи с несовпадением ударности и длительности в слогах, тоже характерно для венгерского языка и т.д. Редукция гласных усваивается учащимися в большим трудом, ибо она отсутствует в большинстве языков. Так, в болгарском языке качество редукции отличается от русского, и это вносит дополнительные трудности для учащихся в силу родственной близости языков и на этой основе – лексико-фонетической интерференции (ср. в русском
[
вадá], а в болгарском – [вудá], в русском [мнóгъ], а в болгарском [мнóгу] и т.д.). Редукция гласных встречается ив ряде позиций гласных немецкого языка, в частности, в приставках ив конечных слогах слов (например, типы bekommen; gegeben и т.д.). Постановка произношения редуцированных гласных может осуществляться унифицированно для учащихся всех национальностей. Эту работу необходимо организовывать в определенной последовательности. Целесообразно начать с краткого описания ритмических особенностей русского слова и понятия редукции гласных на материале произношения безударных о, а только после твердых согласных, так как учащиеся еще не тренировались в произнесении мягких. Важно показать, что ударный слог является ритмическим центром слова, а ударный гласный произносится не только более энергично, но и более длительно. Последовательность упражнений должна быть следующая редуцированный звук вначале слова, в первом предударном, во втором предударном слоге в разных позициях, в абсолютном конце слова. Важно обращать внимание на произношение безударных окончаний прилагательных ого (красного, -ой (доброй произношение безударных предлогов (под Москвой, за столом, а также провести сопоставление произношения и значения слов в зависимости от места ударения дом – дóма
. Другой отличительной чертой русского ударения является его разноместность и подвижность, представляющие собой важный аспект обучения русскому языку как неродному. Разноместность ударения – признак, служащий для дифференциации значений слов в русском языке (мук – мýка, дорогóй – дорóгой, парóм – пром, целю – цéлую
и т.д.), с большим трудом воспринимается иностранными учащимися. Отдельные трудности обусловлены также специфическими национальными особенностями. Так, у учащихся тех славянских национальностей, языки которых обладают фиксированным ударением, наблюдается лексико-акцентологическая интерференция по месту ударения. Например, чехи, склонные произносить русские слова по образцу чешских (с ударением на первом слоге, делают ошибки типа наст тья,

вóда, врáги и т.д. Поляки, произносящие слова родного языка с ударением на предпоследнем слоге, говорят метóды, крýги, в рýках, прóстый (простой, мóрский морской и т.д. Статистические исследования речевого уровня болгар позволяют установить отклонение по месту ударения в каждом десятом слове русского языка, что объясняется большим сходством лексического состава русского и болгарского языков. Такие активные единицы родного языка, как рáбота, бед, вúно, зúма, креслó и мн. др, учащиеся переносят в русский язык без всякой коррекции. Не меньшая сложность для представителей всех национальностей заключается в подвижности русского ударения, являющегося показателем грамматических словоформ город – гóрода, окнó – óкна, доскá – дóску и т.д. Целесообразно выделять в этой связи наиболее продуктивные модели словообразования и словоизменения по частям речи в двухосновных направлениях

73 а) слова с фиксированным ударением (на флексии, суффиксе, слоге, предшествующем суффиксу б) сдвиги ударения (с основы на флексию и с флексии на основу. Необходима отработка лишь основных случаев, без излишней теоретизации и нагромождения схем и правило сдвигах ударения. Можно рекомендовать следующий, наиболее стабильный учебный материал по частям речи Ударение в существительных. Здесь целесообразно взять за основу категорию рода ударение в существительных мужского, женского и среднего рода. В существительных мужского рода, во-первых, обращается внимание на случаи с постоянным ударением
1) существительные мужского рода, имеющие беглые гласные о, е, при склонении произносятся с ударными окончаниями во всех формах косвенных падежей гол, углá,
углý, углóм, на углý; отéц, отцá, отцý, отцá, отцóм, об отцé и т.д.;
2) в существительных, имеющих флексию у, -ю в предложном падеже, всегда ударное окончание в Крым, в лес, на полна краю ́, в угли т.д.; Можно параллельно дать группу слов, имеющих ударную флексию у ив родительном падеже чайкý, кофейкý, табак, пескý, кипяткýи т.д.
3) в существительных, имеющих во множественном числе флексию а, всегда ударное окончание дом, адрес, береги т.д.;
4) следующие суффиксы существительных мужского рода всегда ударны: ист
(
коммунúст), -ант (музыкáнт), - янт (спекулянт, р (суфлё́р), -ионер (акционéр), -изм
(
оптимúзм), -анин (англичáнин), -ат(а), -ят(а), а такжев названиях детёнышей животных во множественном числе (медвежáта, лисята, цыплята, -онок (-ёнок) в названиях детенышей животных в единственном числе (медвежóнок, лисё́нок, цыплё́нок). Очень важно проводить тренировку в различении форм родительного падежа единственного числе (дóма, гóрода) от форм именительного (у неодушевлённых и винительного) падежа множественного числа (дом, город. Учащиеся допускают в данных случаях устойчивые ошибки. В существительных женского рода большую трудность представляют прежде всего сдвиги ударения, поэтому основное внимание уделяется этому аспекту работы. Выделяется три основных случая
1) сдвиги ударения с окончания на основу при образовании форм множественного числа войн – вóйны, стен – стéны
);
2) сдвиг ударения с окончания на основу в формах винительного падежа единственного числа (рук – рýку, голов – гóлову, сторон – строну
3) сдвиг ударения с основы на окончание в формах косвенных падежей множественного числа (нóвости – новостéй – новостя́м – новостя́ми – о новостях óбласти – областéй – областям – областя́ми – об областях. Для слов с постоянным ударением необходима отработка суффиксальных форм с ударением на суффиксах -овк /-ёвк (путё́вка), ура (литератýра), ель (метéль,
колыбéль, но гúбель, мéбель) и с ударением на флексиях -от(а) (добротá), -изн(а)
(
новизнá), -б(а) (ходьба, -отн(я) (беготня. В существительных среднего рода обращается внимание на закономерность, проявляющуюся при образовании множественного числа двухсложных существительных
1) если в единственном числе ударение падает на основу, то во множественном числе оно переходит на окончание (мéсто – мест, мóре – моря, пóле – поля. Исключение крéсла,
блáга;
2) если в единственном числе ударение падает на окончание, то во множественном числе оно переходит на основу (окнó –óкна, сел – сё́ла, пер – перья. Типичной ошибкой для учащихся всех национальностей является неразличение форм множественного числа и родительного падежа единственного числа óкна – окнá,

74 мест – мéста
. Преодоление таких отклонений целесообразно проводить на ситуативно- контекстуальном материале типа Вы видите окно – Яне вижу окна и т.д. Ударение в прилагательных. Материал по этой теме целесообразно отрабатывать в следующем порядке
- неподвижное ударение
- образование форм сравнительной и превосходной степени
- сдвиги ударения. Неподвижное ударение имеют
1) прилагательные мужского рода с ударным окончанием -ой морскóй, роднóй, сухóй
;
2) суффиксальные формы с ударными суффиксами -оват (беловáтый), -еват
(синевáтый), -ит (знаменúтый), -ическ (критúческий),-ат (лохмáтый),-ин – главным образом в притяжательных прилагательных (курúный, зверúный, утúный), -аст
(глазáстый), -ичн (единúчный), -ав (величáвый, костлявый, -истск (марксúстский), -
анск (-янск) (испáнский, итальянский- ийск (альпúйский);
3) ряд прилагательных имеет фиксированное ударение не на суффиксе, а на гласном, предшествующем суффиксу, например перед суффиксами -чат, -чив (взрывчатый,
довéрчивый), -тельн (старáтельный, удивúтельный), -еньк (слáбенький, дóбренький),
-
оньк (плóхонький);
4) прилагательные, образованные от существительных при помощи суффикса -ск(ий), обычно сохраняют ударение существительного (Тамбóв – тамбóвский, комитéт –
комитéтский). В формах сравнительной степени с суффиксом -е ударение падает на основу
тóньше, ярче, сýше. С суффиксом -ее ударение на суффиксе, если краткая форма женского рода имеет ударение на окончании. Например добр – добре, мил – миле, но:
привéтлива – привéтливее, красúва – красúвее. Суффикс превосходной степени -айш- всегда ударный крепчáйший, величáйший. В прилагательных с суффиксом -ейш- ударение сохраняется в тех же слогах, что ив сравнительной степени сильнéе – сильнéйший, привéтлива – привéтливейший, красúва –
красúвейший. Сдвиги ударения в прилагательных наблюдаются в кратких формах в словах мужского рода на основе, женского рода – на окончании, например дóбр – добр, вéсел – весел, мóлод – молод типичные ошибки она вéсела, мóлода
и т.д.). Ударение в глаголах. Ударение в глагольных формах характеризуется многообразием акцентологических норм. В практике обучения иностранных учащихся целесообразно выделение лишь наиболее продуктивных и активных моделей в двухосновных направлениях постоянное ударение и сдвиги ударения. Случаи с постоянным ударением

1) в глаголах совершенного вида с приставкой вы- (выехал, выскочил
2) в глаголах несовершенно вида с суффиксом ива (-ыва) ударение предшествует суффиксу (устрáивать, расскáзывать);
3) в глаголах на -овывать (-ёвывать) ударение падает на -ов- (организóвывать,
завоёвывать);
4) в отыменных глаголах на -ничать сохраняется ударение производящего имени
(
сплéтник – сплéтничать);
5) основная масса глаголов на -ировать имеет ударение на и (гарантúровать,
электрифицúровать). Ударение на -ва- бывает в ограниченной группе слов, из которых можно рекомендовать формировáть, группировáть, маршировáть, маскировáть,
тренировáть. Глаголы на -изировать также всегда имеют ударение на -ир
(
импровизúровать);

75 6) глаголы на -ствовать обычно имеют ударение на гласном, предшествующем суффиксу
(
влáствовать, спосóбствовать);
7) глаголы с суффиксом -ну в значении постепенно усиливающегося действия имеют ударение на основе (мóкнуть, крéпнуть);
8) большинство же глаголов с суффиксом -ну в значении быстрого или однократного действия имеют ударение на суффиксе (толкнýть, моргнýть), но есть и исключения, например вспыхнуть, вскрúкнуть, вздрóгнуть;
9) глаголы с суффиксом -ва- после корней да, зна, став настоящем времени имеют ударение на окончании во всех формах спряжения (при этом суффикс -ва- исчезает даю
– дашь – даёт – даём – даёте – дают встаю́ – встаёшь – встаёт – встаём – встаёте – встают узнаю́ – узнаёшь – узнаёт – узнаём – узнаёте – узнают
10) глаголы с суффиксом инфинитива -ти всегда имеют ударение на суффиксе (идтú,
цвестú). Если совершенный вид образуется при помощи приставки вы, то ударение переходит на приставку (выйти, вынести
11) ударение в глаголах, имеющих суффикс инфинитива -чь, обычно бывает на последнем гласном берéчь – берег – бережёшь – бережёт – бережём – бережёте – берегýт; берёг

береглá – береглú. Сдвиги ударения. При отработке акцентологических моделей со сдвигами ударения обращается внимание наследующие случаи
1) сдвиг ударения в глаголах в настоящем и будущем времени на предшествующий слог за исключением форм го лица единственного числа просúть – прошý – прóсишь –
прóсит – прóсим – прóсите – прóсят. Можно предложить следующий список наиболее употребительных глаголов (в алфавитном порядке бороться, водить, возить, гнать, держать, дышать, искать, кормить, лениться, лечить, ловить, любить, носить, обмануть, писать, платить, получить, принять, прочить, служить, смотреть, становиться, терпеть, тянуть, хотеть, ценить, чертить, шутить.
2) в ряде глаголов прошедшего времени наблюдается сдвиг ударения с основы на окончание в формах женского рода (взял – взял, прúнял – принял. Изучающие русский язык часто допускают ошибки типа брáла, пóняла, звáла и др. Предлагаются для отработки наиболее активные глаголы (в алфавитном порядке брал, был, взял, врал, дал, гнал, жил, занял, звал, нанял, начал, отнял, отдал, передал, пил, плыл, понял, поднял, принял, снял, спал. При работе над ударением в глаголе можно обращаться к следующей закономерности если ударение в инфинитиве падает не на последний слог, оно остается неизменным провéрить – провéрю – провéрит и т.д. Безударные и слабоударяемые слова На произношение безударных служебных слови частиц необходимо обращать внимание в процессе чтения и устной речи, например, на случаи, когда предлоги и частицы перетягивают ударение (пóд гору, н жила также на моменты различения нс кем и ни с км, н к кому и ник коми т.д. Необходимо показать примеры слабоударяемых слов – это двусложные и трёхсложные союзы и предлоги (перед, который, потому что и др, которые сопоставляются с наречиями Он сидит напротив (самостоятельное слово. Он сидит напротив нас служебное, слабоударяемое слово. Можно отметить в отдельных случаях слабое ударение ив знаменательных частях речи (например, глаголы-связки стать, быть Он стал художником. Он был певцом. Объектом внимания может быть также и произношение союзов но и то, которые никогда не редуцируются, несмотря на то, что являются служебными. Ударение в сложных словах и аббревиатурах Ударение в сложных словах и аббревиатурах представляет определённые трудности для учащихся в связи стем, что в

76 большинстве сложных слов используется одно ударение и оно падает на последний слог или предпоследний. У изучающих язык наблюдается тенденция к употреблению двух ударений по наличию корней в таких словах, как дéлопроизвóдство, Семúпалáтинск. Материал по ударению необходимо отрабатывать. Практика показывает, что только путем неоднократного повторения и проговаривания можно добиться закрепления навыков акцентирования. При этом характер упражнений должен меняться если в упражнениях первого концентра основное внимание должно обращаться на тренировку на примерах отдельных словоформ, то далее должно преобладать контекстуальное закрепление этих единиц. Такая подача материала предусматривает одно из главных условий формирования навыка его реализацию в различных условиях речеупотребления. Задача отработки правильных норм акцентирования в русском языке сопряжена также и с темпоральными характеристиками ударных и безударных слогов во фразе известно, что ударный слог в центре интонационной конструкции является наиболее длительным повремени звучания. Изучающие язык с трудом овладевают ритмикой русской фразы. Тренировку лучше проводить с использованием таких ритмико- интонационных структур, где длительность гласного ощущается в наибольшей степени, например, в ИК, ИК. Так, для отработки сдвига ударения типа город – гóрода
рекомендуются следующие предложения В России красивые город, База туристов недалеко от гóрода. Постановка правильного ударения проводится путём долгой, систематической работы, так как акцентологические отклонения в речи учащихся, являются наиболее устойчивыми для всех национальностей. Для овладения ритмической структурой русского слова выделяют 9 базовых типов моделей
1) tatá – доска, река, студент
2) táta – книга, море, бегать
3) tatatá – институт, журналист, режиссер
4) tátata – девушка, выбежал, маленький
5) tatáta – работа, забота, зачетка
6) tatátata – занятия, понравиться, заранее
7) tatatáta – передача, пересдача, переводчик
8) tatatatá – передавать, пересдавать, переводить
9) tátata – маленького, миленького, слабенького. В некоторых учебных пособиях по фонетике при работе над ритмикой слова рекомендуется использовать для наглядности знаменитую формулу А.А. Потебни, в которой в виде количественного соотношения передается пропорция силы длительности ударных и безударных гласных. Например хорошо [хъ-рΛ-шó] – 1:2:3; отлично – 2:3:1; медленно – 3:1:1. Обычно во вводно-фонетическом курсе ограничиваются двух и трехсложными ритмическими моделями с ударением на разных слогах. После вводно-фонетического курса даются четырех, пяти, шести- и семисложные слова с ударением на разных слогах, а также отрабатываются акцентные парадигмы существительных, прилагательных, глаголов. В качестве методических приемов при постановке ритмики русского слова рекомендуются следующие
1) показ графической модели
2) произнесение модели преподавателем
3) простукивание модели, фиксирование разницы между ударными и безударными слогами
4) произнесение модели с опорой на ощутимые моменты артикуляции и др. При работе над произношением следует иметь ввиду, что в каждом языке есть ощутимые и неощутимые моменты артикуляции. Под ощутимыми моментами

77 артикуляции понимаются такие положения органов речи, которые можно почувствовать, прокомментировать. Работа над интонацией В основе обучения русской интонации лежит теория Е.А.
Брызгуновой об интонационных конструкциях (ИК. На начальном этапе можно ограничиться нейтральными реализациями пяти типов ИК. В ИК выделяется предцентровая часть, центр и постцентровая часть. Предцентровая часть ИК произносится на среднем уровне тона говорящего на центре происходит значимое изменение тона
(восходяще-нисходящее или нисходяще-восходящее); постцентровая часть произносится тоном ниже уровня предцентровой части в ИК, ИК, ИК, ИК и выше предцентровой части в ИК. ИК выражает законченность, завершенность мысли в повествовательном предложении, на гласном центра тон понижается.
־ ־ ך Анна дома. ИК употребляется в вопросительных предложениях с вопросительным словом, в предложениях с обращением, волеизъявлением требование, приказ) и противопоставлением. Движение тона на гласном центра ровное или нисходящее, гласный центра выделяется усилением словесного ударения.
ך ‗ ‗ ך ‗ ‗ ־ ־ ך ‗ ־ ך ‗ ‗ ‗
Ктó дома Здрáвствуйте! Познакóмьтесь! Закрóйте окно
ך ‗ ־ ־ ־ ־ ך
־ ך ‗ Тихо Это карандáш! (а не ручка. Ваш прóпуск! ИК употребляется в вопросительном предложении без вопросительного слова, при повторении вопроса собеседника, ответе, выражении просьбы и незавершенности высказывания в повествовательном предложении. Движение на гласном центра восходящее, выше уровня предцентровой части
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   29


написать администратору сайта