Часть 1 макет. Технологии педагогической деятельности Часть I образовательные технологии
Скачать 3.82 Mb.
|
Глава 11. Педагогические мастерские 11.1. Идеи и принципы педагогических мастерских Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. atelier – «ателье») начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе. Цель технологии: интеллектуальное и творческое развитие учеников, создание условий для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Результат технологии: формирование у ребенка нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни. В основе технологии заложены следующие идеи: 1. Подход к ребенку: свободное образование и воспитание. 2. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого – провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). 3. Процесс творческого освоения программного материала, обучение как открытие предполагает построение деятельности участников мастерской как исследования. Преобладающий метод: проблемно-поисковый, диалогический. 4. Д.Г. Левитес определяет основные черты содержания и способов взаимодействия мастера и ученика: интериоризация получаемого на занятии знания через личный опыт ребенка, заключающаяся в самостоятельном «открытии», исследовании его происхождения, изучении сущности системных связей и зависимостей. 5. Приемы, которые используются на занятии по данной технологии, должны предполагать: а) отношение учителя к ученику как к равному; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельное решение творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого. 6. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. 7. В мастерской участникам предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. 8. Педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания. Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Изначально занимая равную с учеником позицию, мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса. 9. Создание на занятии атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы). 10. Взаимопомощь, сотрудничество, взаимная поддержка участников мастерской друг друга позволяют через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания. При построении занятия на основе технологии педагогических мастерских следует реализовывать следующие принципы: 1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. 2. В работе мастерской могут на равных участвовать все, независимо от возраста, уровня подготовленности, в мастерской «все способны». 3. Каждый участник мастерской имеет право высказать свою точку зрения и должен уважать мнение другого. 4. Оценки в мастерской не выставляются. 5. Особое внимание следует уделять эмоциям, которые испытывает участник мастерской в процессе работы. 6. Совместная образовательная и исследовательская деятельность участников мастерской: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем». 7. В мастерской важнее процесс получения знания, нежели результат. 8. Каждый участник должен продвигаться к истине своим путем. Каждый имеет право на ошибку; ошибка – закономерная ступень процесса познания. 9. Вопросы в мастерской задает не мастер, а ученики, и сами на них отвечают – в одиночку, потом в парах, в группах. Типы мастерских (классификация И.А. Мухиной): 1. По составу участников: только для учащихся; только для педагогов; для взрослых и детей. 2. По целям и способам деятельности: мастерские творческого письма (Материалы из опыта работы 1); мастерские построения знаний (Материалы из опыта работы 3); мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций (Материалы из опыта работы 2). 3. По временной продолжительности процесса: «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд); «длительного действия» (может продолжаться неделю или даже несколько месяцев). 11.2. Этапы построения мастерской (Примерная технологическая карта приведена в «Материалах для практических заданий» 2) Первый этап мастерской – индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения. Задача мастера при подготовке мастерской – постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность. Включение в процесс творчества всегда предполагает переживание достаточно сильных эмоций, связанных со стремлением совершить «открытие», показать окружающим свою точку зрения, доказать ее правильность, проявить свое «Я». В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово; стихотворение; неизвестное понятие, термин; изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события; непривычный звук, шум, музыкальный отрывок; запах, цвет, графический знак, загадка; необычное задание.… Независимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия. Очевидно, что для ученика начальной школы и старшеклассника интересными и значимыми будут разные явления. Педагог сможет правильно реализовать данный этап только в том случае, если попытается взглянуть на проблему занятия глазами ребенка, понять, что может заинтересовать его, вызвать эмоциональные переживания, потребность включиться в исследование. По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения. Второй этап мастерской– самоконструкция – предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения. Примером задания для данного этапа мастерской может послужить элемент урока истории по теме «Влияние религии на мировоззрение человека: исторический аспект». Ученику необходимо представить себя в роли рекламного агента и подготовить графическую презентацию понятий: фетишизм, монотеизм, политеизм, анимизм. Третий этап мастерской – социоконструкция, в его рамках организуется парная работа. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов позволяют ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы. Четвертый этап мастерской – социализация, процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества. Примером задания для этапа социализации может послужить фрагмент урока-мастерской по теме «Влияние религии на мировоззрение человека: исторический аспект». Школьникам для работы в малых группах предлагается ситуация: «На Землю попало существо с другой планеты. В руках у пришельца листок бумаги, на котором записано высказывание «Есть только одна истинная религия, хотя может быть много разных вер» (Эммануил Кант). Вам необходимо с помощью мимики и жестов объяснить гостю смысл цитаты». Пятый этап мастерской – афиширование. Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется презентация работ учеников и Мастера, оглашение различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов и др. Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта. Шестой этап мастерской– разрыв. Каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Этап предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания. Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем. Седьмой этап мастерской – рефлексия. Не стоит забывать, что одна из задач мастерской – вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников. 11.3. Варианты организации занятий в технологии педагогических мастерских В процессе развития технологии педагогических мастерских появились новые варианты организации занятия, педагоги-практики предлагают модифицировать традиционный алгоритм в зависимости от особенностей материала, который должен быть освоен учениками в рамках занятия: 1. Алгоритм И.А. Мухиной. Первый этап: Индуктор – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Социализация, т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем). Второй этап: Обращение к новой информации и ее обработка. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа. Социализация. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. 2. Алгоритмы, предлагаемые М. Дюком, А.А. Окуневым, Н.И. Беловой. Первый алгоритм: панель (этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская) → выделение проблем → работа с материалом, с литературой →обсуждение в парах → обсуждение в группах → постановка вопросов в группах → представление вопросов классу → выбор проблемы для исследования. Второй алгоритм: представление проблем → объединение в группы для решения проблем → каждый представляет группе своё понимание проблемы → каждый формулирует гипотезу решения проблемы → выбор в группе наиболее вероятной гипотезы → планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы → формулирование выводов. Третий алгоритм: представление результатов работы групп → составление и обмен вопросами по представленным результатам → ответы на вопросы и корректировка результатов → составление группами серии заданий на применение результатов их поиска → обмен заданиями между группами → знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания. Четвертый алгоритм: индукция → панель → работа с литературой → обсуждение в парах, а затем в группах → постановка вопросов → выбор группой вопроса для исследовательской работы → понимание проблемы каждым → социализация в группе → поиск гипотезы каждым → выбор наиболее вероятной гипотезы в группе → социализация → планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы → представление выводов → коррекция → обмен проблемами → оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация). Пятый алгоритм: слово Мастера → индивидуальная работа с полученной информацией → работа с литературой → составление и сбор вопросов по изученной теме → выбор вопроса каждой группой → работа с литературой → панель → слово мастера → формулирование выводов → социализация. Шестой алгоритм: индуктор → создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка → описание свойства продукта → обмен описаниями → воспроизведение модели по описанию → обмен построенными моделями → уточнение описания модели → слово мастера → использование модели или продукта на практике каждым из участников группы → обмен заданиями в группе → выделение условий правильного выполнения задания → обмен заданиями и моделями к ним между группами → корректировка моделей. Седьмой алгоритм: мастер предлагает 2-3 темы → выбор → каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования → обнародование проблемы → каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам → формулирование общей темы исследования → создание банка данных → план исследования → работа по плану индивидуальная, парная, групповая → обсуждение в группе → оформление первого результата → представление → каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) → работа над заданиями → оформление и представление второго результата исследования → индивидуальное размышление о проблеме → подготовка и оформление индивидуальных результатов. Восьмой алгоритм: разговор в группах по новой теме → панель → в группах привести пример нового понятия → группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием → группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи → коррекция → группы представляют свои примеры на доске → вопросы других групп → коррекция → группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию. При подготовке занятий педагог может использовать уже имеющиеся алгоритмы или разработать свой, комбинируя традиционные этапы мастерской, но важно при этом не нарушать общую логику работы: сначала индивидуально, затем в парах и группах, сохраняя этапы афиширования, разрыва и рефлексии. Занятия, построенные на основе технологии мастерских, отличаются от традиционных уроков, в приложении представлены примеры мастерских, технологическая карта занятия, сравнительная таблица содержания традиционного урока и мастерской. Материалы к практическим заданиям 1. Сравнение содержания этапов традиционного урока и мастерской М.Г. Сухомлина
2. Технологическая карта И.А. Мухина (6)
Из опыта работы Мастерские построения знаний и творческого письма: сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?» Мастерская Е.В. Долговой Участники: учащиеся 5, 6 классов. Цели мастерской: - совершенствование у школьников умений и навыков построения текста-рассуждения; - подготовка учащихся к самостоятельному рассуждению на заданную тему; - развитие речи учащихся; - формирование у детей культуры здорового образа жизни. Оборудование, оформление: рабочие материалы, музыкальная композиция «Одинокий пастух» Э. Морриконе. Ход занятия. I. Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи» Мастер: - Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, можете присесть… 1. «Индукция»/ «наведение». Мастер: - В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. - И сегодня мы побываем в двух мастерских. Прочитаем вместе тему «Сочинение-рассуждение как тип речи». - Как вы понимаете тему мастерской? Учащиеся вспоминают структуру сочинения-рассуждения, фразы при построении тезиса, аргументов, вывода. Мастер: - Действительно, мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. 2. «Самоконструкция» Мастер: - На какой вопрос отвечает тип речи рассуждение? Почему? - Вспомните, как строится сочинение-рассуждение? (тезис, аргументы, вывод). - Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, аргументы, вывод? Выступление консультанта-языковеда из числа заранее подготовленных учащихся (Приложение 1). 3. «Социоконструкция» Мастер:- Послушайте запись сочинения-рассуждения и обсудите в парах: - В чём убеждён автор? - Какие аргументы приводит автор? Насколько они убедительны? - Как автор делает вывод? 4. «Социализация» Мастер: - Объединитесь в четверки и составьте общую характеристику прослушанного текста. 5. «Афиширование» Мастер: - Огласите результаты вашей групповой работы, используя следующий план: - Какая фраза используется при построении тезиса? - Какие вводные слова используются при построении аргументов? - Какой переход использует автор, чтобы сделать вывод? - Чем по содержанию отличается тезис от вывода? Ученики высказывают свое мнение о средствах, используемых при написании текста-рассуждения. 6. «Разрыв» Мастер: - Вспомним слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Вам поможет таблица «Средства частей рассуждения». Ученики записывают новую информацию о средствах частей рассуждения в тетради. 7. «Рефлексия» Мастер: - Первая мастерская завершена. Выскажите свои впечатления от нашей работы, начиная свое высказывание со слов: я вспомнил…; я понял…; я буду писать…; мне понравилось… Учащиеся высказывают свои впечатления. Далее следует музыкальная пауза под классическую музыку. II. Мастерская творческого письма «Проба пера» Мастер: - И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера».
Мастер: - Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»? Ученики высказывают свои мнения, отталкиваясь в своих ответах от значения слов «перо», «доказательство», «точка зрения». Мастер: - Я с вами полностью согласна, венцом мастерской должно стать созданное вами сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?» - Какие ассоциации возникают у вас в связи с темой сочинения? - О каких двух главных понятиях идёт речь? Ученики отвечают на вопросы. 2. «Самоконструкция» Мастер: - Подберите и запишите в своих тетрадях эпитеты к словам: образ жизни; здоровье; спорт; бассейн; гимнастика; досуг. - Но прежде обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет? 3. «Социоконструкция» Мастер: - Обратимся к печатным материалам (Приложение 2). Прочитайте в парах и ответьте на вопросы: - Какова тема текста? - Какой тип речи? - Как вы это поняли? Ученики работают с текстом и ищут ответ на вопросы. 4. «Социализация» Мастер: - А теперь попытаемся все вместе создать текст на тему «Нужно ли заниматься спортом?», используя средства связи частей, материалы вашей индивидуальной и парной работы. Каждая группа сочиняет свою часть общего текста: первая группа построит тезис (прямой ответ на вопрос); вторая группа обсудит и подберет аргументы в пользу спорта (три-четыре разных доказательства); третья группа построит вывод (не забудьте, чем он отличается от тезиса). Ученики в группах составляют свои части текста-рассуждения.
Мастер: - А теперь по очереди прочитайте, что у вас получилось. Ученики зачитывают результаты групповой работы.
Мастер: - Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?». - Но послушайте рекомендации языковедов в шуточном стихотворении и ответьте на вопрос: О чем они нам напоминают? «Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет в небе голубом. Еще люблю, когда холодные морозы Покроют льдом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают, как слёзы, На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами всё плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит» (3) Учащиеся вспоминают, что не следует допускать тавтологии. Мастер: - Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду (Приложение 1). 7. «Самоконструкция» Мастер: А теперь приступаем к собственному творческому письму. Запишите вид работы и тему сочинения-рассуждения. Учащиеся пишут свой текст-рассуждение (включается музыкальное сопровождение). 8. «Афиширование» Мастер: - Работа окончена. Заслушаем несколько работ. Ученики из числа желающих зачитывают свои тексты. 9. Рефлексия Мастер: - Выскажите свои впечатления от проделанной работы. - Я надеюсь, что в скором будущем спорт для вас станет самовыражением. - Домашнее задание: рассказ о любом виде спорта. Список литературы:
Приложение 1 Памятка «Комментарии консультанта-языковеда» Тезис – это мысль, выказанная на определенную тему. Аргументы – доказательства в подтверждение тезиса. Вывод – вытекающие мысли из сочинения, понятие шире, чем тезис. Эпитет (от греческого «приложение») – это слово, в основном прилагательное, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности. Тавтология – повтор одного и того же слова в ближайших предложениях, использование похожих слов, которые ничего не прибавляют к сказанному, только портят впечатление от речи. Приложение 2 СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВО Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово. Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным. Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт это развлечение, равного которому нет. Я думаю, что без спорта нельзя. Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то жизнь была бы скучной. Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать здоровым, сильным, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно. ПУТЬ К УСПЕХУ Мастерская Н. В. Булдаковой. (1, с. 127 – 131) Многие из нас ждут, что вот-вот произойдет чудо: счастье возьмет да и нагрянет. А в руках у счастья будут волшебные помощники — молодильные яблоки, и мы переродимся, станем энергичней, веселее, бодрее, жизнерадостнее. Мы ждем, что пролетит мимо Синяя птица, одарит своим пером, и озарится наша жизнь новым светом, и расцветут сразу наши таланты, засверкают новыми гранями наши способности... Неплохо было бы, если бы птица подбросила сапоги-скороходы, чтоб стремительно несли они нас по жизни, чтоб смогли мы успеть сделать все, что задумали, для чего родились. И как было бы здорово держать в домашнем аквариуме золотую рыбку... Добрые помощники, как нам кажется, живут где-то далеко, вне нас, в особом сказочном мире. Данная мастерская – очередная попытка осмысления того, что жизненный успех – не отдаленная, призрачная цель, не внезапное счастливое стечение обстоятельств, а результат позитивного программирования своей жизни, еженедельный, кропотливый труд, умение использовать свой творческий потенциал. 1. Нарисуйте «успех». Каким вы его себе представляете? Напишите под рисунком слово, которое ассоциируется у вас с понятием «успех». Покажите свои рисунки друг другу. Сделайте общий групповой рисунок. После этого происходит афиширование рисунков в группах. 2. Вспомните самый удачный, самый счастливый день в своей жизни. День, когда вам здорово везло, когда состоялось событие, которого вы долго ждали. Разделите выданные вам листочки на две половинки. В левой части напишите: – какие чувства вы испытывали в тот день; – как относились к себе, к людям, миру; – на что готовы были в тот день; – каким одним словом вы назвали бы себя тогда. 3. К сожалению, в жизни бывают и другие дни, дни горьких поражений, разочарований, обид, когда рушатся планы, когда появляются, казалось бы, неразрешимые проблемы. В правой части листка напишите: – ваши мысли, чувства того дня; – кого винили вы в своих бедах; – какой краской нарисовали бы тот день; – от чего или кого остался на душе горький осадок; – каким словом вы назвали бы себя в тот день. Поделитесь своими мыслями, размышлениями с ребятами в группе. Представьте общегрупповой «счастливый» и «неудачный» день. Нам часто кажется, что кто-то или что-то мешает нам быть счастливыми «здесь и сейчас», что на пути к нашему жизненному успеху лежат непреодолимые препятствия, что путь к Успеху труден и тернист. 4. Нарисуйте «полосу препятствий». Что возникает на пути человека к Успеху, мешает ему двигаться легко и свободно, цепляет, ловит, заставляет возвращаться к исходной точке вновь и вновь? Изобразите «врагов» жизненного Успеха. На доске постепенно появляются листы участников мастерской, изображающие «успех» и «полосы препятствий». Нас всегда бросает из крайности в крайность. То нам везет, то не везет. То день ослепительно ярок, то так мрачен, что кажется, лучше бы и вообще не родиться. То белая полоса в жизни, то черная. А можно ли сделать так, чтоб была только белая, чтоб пролился какой-нибудь дождь небесной благодати и сделал бы тебя счастливым, перерожденным, чтоб волшебный дождь пролился и на окружающих людей и стали они удачливыми, счастливыми, и кончились бы тогда все беды и напасти? 5. Как вы думаете, можно ли человека научить быть счастливым? Если бы в нашем городе открылась новая школа, «Школа жизненного успеха», то – какие были бы предметы в расписании (чему учили бы?); – какие учителя работали бы в этой школе (кто учил бы?); – какие бы у них были имена, фамилии; – в каком уголке города была бы построена такая школа; – какие были бы в ней кабинеты; – каким цветом были бы окрашены стены, потолки, парты; – каким был бы выпускник этой школы? 6. Создайте образ выпускника «Школы жизненного успеха». Покажите жест, взгляд и позу успеха. Как вы думаете, каким должно быть любимое выражение выпускника, каков должен быть его жизненный девиз? 7. А теперь от образа успешного, счастливого человека перейдем к образу неудачника. Ярким примером такого типа людей является, наверное, герой А.С. Пушкина – старик из «Сказки о рыбаке и рыбке». Считается, что сказка эта – притча о жадности. Но есть в этой сказке и другой мотив. Счастье в образе рыбки плыло человеку в руки несколько раз. Но человек не смог воспользоваться услугами доброго помощника, в результате он остался у разбитого корыта. Почему? Вспомните, что просил старик у золотой рыбки? Может, ему следовало бы просить рыбку о чем-то другом? Какова, на ваш взгляд, мораль этой сказки? В группах идет обсуждение. 8. Как всегда, самое важное мы заносим в опорный конспект. Сегодня он в виде бабочки «Формула успеха». Как вы думаете, почему именно бабочки? Это изящное, красивое, свободное, легкое на подъем существо. Оно живет недолго, но украшает собою мир. Как легко и бережно бабочка прикасается ко всему, что встречается на ее пути! Бабочка – украшение в мире природы, ее необходимый элемент, как и каждый из нас в бесконечной цепи человеческих судеб. У каждого человека должны быть крылья Успеха, несущие его по жизни и помогающие преодолевать препятствия. Как вы думаете, из чего должны быть сотканы эти крылья? Из качеств характера, душевных свойств человека, характеристик его внутреннего мира. Заполните конспект, подписав на крыльях бабочки качества, которые помогут, с вашей точки зрения, добиться жизненного успеха. Оптимизм, желание добиться успеха, трудолюбие, терпение, вера в свои силы... 9. Звучит музыкальный фрагмент: Счастье вдруг в тишине постучалось в двери. Неужель, ты ко мне?! Верю и не верю. Падал снег, плыл рассвет, осень моросила. Столько лет, столько лет где тебя носило?! Вспомните волшебные сказки и перечислите известных вам волшебных «помощников счастья». Поделитесь своими мыслями с другими (перечисляются молодильные яблоки, сапоги-скороходы, конек-горбунок и т. п.). Это все внешние добрые помощники. Но, если подумать, они живут внутри нас. Напишите, что внутри нас соответствует следующим «помощникам счастья»: Яблоки – ... Жар-птица – ... Сапоги-скороходы – ... Золотая рыбка – ... Поделитесь своими находками. Учитель может закончить предложения, исходя из своего представления об этом: Яблоки – наша внутренняя способность к возрождению. Жар-птица – полет наших мыслей, фантазии, разнообразие наших чувств, эмоций. Сапоги-скороходы – наше стремление пройти свой путь. Золотая рыбка – желание чувствовать себя в окружающем мире как рыба в воде. Представьте, что на ваших столах стоят шкатулки. В этих шкатулках лежат сокровища: россыпи чужих мыслей, раздумий по поводу обретения внутренней силы, способной привести человека к жизненному успеху. Прочитайте высказывания различных людей о счастье, удаче, успехе (подбираются учителем в большом количестве для обеспечения свободного выбора). Выберите 2-3, которые, как вам кажется, являются самыми точными в определении этих понятий. Напишите понравившиеся высказывания или фрагменты из них о 2-3 «добрых помощниках». Возьмите их себе на память. Врачи утверждают, что все мы, живущие в XXI веке, чуть-чуть больны: стрессы, перегрузки. К сожалению, не придумано еще чудодейственное средство, которое мгновенно излечило бы душу, вмиг сделало бы человека счастливым. Давайте напишем друг другу добрые пожелания-лекарства, пусть в трудную минуту они помогут нам, вновь вернут веру, надежду, любовь. В завершение мастерской все ее участники читают написанные советы и дарят их друг другу. 10. Рефлексия. Что оказалось для вас в сегодняшнем занятии самым ценным? ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В какой стране была впервые использована технология «Педагогические мастерские»: А. США Б. Россия В. Франция 2. Идеи какого психолога были использованы при разработке технологии «Педагогические мастерские»: А. З. Фрейд Б. Ж. Пиаже В. Л. Колберг 3. К какой группе педагогических технологий относится технология «Педагогические мастерские»: А. Продуктивные технологии Б. Личностно-ориентированные технологии В. Технологии открытого образования 4. С какого времени технология «Педагогические мастерские» используется в России: А. С начала 90-х годов 20 века Б. С конца 90-х годов 20 века В. С середины 80-х годов 20 века 5. Сколько этапов включает алгоритм технологии «Педагогические мастерские»: А. 6 этапов Б. 7 этапов В. 5 этапов 6. Какую позицию должен занимать учитель на занятии, построенном по технологии «Педагогические мастерские»: А. Обеспечивает передачу новой информации Б. Консультирует учащихся при выполнении практических заданий В. Обеспечивает педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности ученика 7. На каком этапе мастерской предполагается официальное оценивание результатов работы учащихся: А. На этапе афиширования Б. На этапе социализации В. Официальное оценивание в мастерской не проводится ни на одном этапе 8. На каком этапе мастерской предполагается получение учениками новой информации по исследуемой проблеме: А. На этапе социализации Б. На этапе разрыва В. На этапе рефлексии 9. Выберите правильную логическую последовательность сочетания видов деятельности учащихся в мастерской: А. Работа в микрогруппе – работа в паре – работа индивидуально Б. Работа в паре – работа индивидуально – работа в микрогруппе В. Работа индивидуально – работа в паре – работа в микрогруппе 10. Выберите верное утверждение: А. В технологии «Педагогические мастерские» проблему для исследования и творческой разработки определяет для учеников мастер с учетом их индивидуальных и личностных особенностей Б. В технологии «Педагогические мастерские» общую проблему для исследования определяют совместно мастер и ученики, проявляя свои индивидуальные и личностные особенности В. В технологии «Педагогические мастерские» проблему для исследования определяет для себя каждый ученик, с учетом индивидуальных и личностных особенностей. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Базовый уровень: 1. Напишите эссе на тему «Отличия занятия, построенного по технологии «Педагогические мастерские», от традиционного урока», используя в качестве примеров материалы для практических заданий и из опыта работы. Повышенный уровень: 1. Используя материалы для практических заданий и из опыта работы, заполните таблицу «Технологические приемы, используемые в мастерской»:
2. Используя материалы для практических заданий 2, разработайте мастерскую определенного типа по выбранной самостоятельно теме. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|