Главная страница
Навигация по странице:

  • 12.2. Принципы технологии При построении занятия на основе технологии «Образ и мысль» следует учитывать следующие принципы

  • 12.3. Технологические этапы построения занятия

  • Технологические приемы

  • Из опыта работы Урок по технологии «Образ и мысль» для второго класса

  • Цель урока

  • Методические рекомендации учителю

  • Перечень литературы, материалов и пособий , используемых на занятии

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Базовый уровень

  • Повышенный уровень

  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Часть 1 макет. Технологии педагогической деятельности Часть I образовательные технологии


    Скачать 3.82 Mb.
    НазваниеТехнологии педагогической деятельности Часть I образовательные технологии
    АнкорЧасть 1 макет.doc
    Дата19.09.2017
    Размер3.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЧасть 1 макет.doc
    ТипУчебное пособие
    #8647
    страница18 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
    Глава 12. Технология «Образ и мысль»
    12.1. Идеи технологии «Образ и мысль»
    Технология «Образ и мысль» разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов г. Санкт-Петербурга в начале 90-х годов XX века. Данная технология является российским вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления», основанной на теории стадий эстетического развития американского психолога Абигаль Хаузен. Упомянутая программа зародилась в нью-йоркском Музее современного искусства. На основе наблюдения за посетителями музея и бесед с ними А. Хаузен, используя метод эстетического интервьюирования, выделила пять стадий эстетического развития: первая стадия – стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, восприятие предельно эгоцентрично, картина оценивается на уровне «нравится – не нравится»); вторая стадия – «конструктивная» (зритель требует от картины фотографической точности, копирования); третья стадия – «классифицирование» (качество картины определяется именем автора или принадлежностью к определенному стилю или направлению в искусстве); четвертая стадия – «интерпретативная» (интуитивное восприятие зрителя, его субъективное мнение); пятая стадия – «рекреативная» (предполагает анализ картины с различных точек зрения, нахождение в ней множества разноречивых смыслов). По мнению А. Хаузен, выделяемые стадии не носят иерархический характер, а дети находятся на первой или второй стадии эстетического развития.

    Кроме упомянутой теории, разработчики технологии «Образ и мысль» Л.М. Ванюшкина, А.А. Соколова, Л.Ю. Копылов использовали идеи, высказанные в психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. В первую очередь технология предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

    Цель технологии: формирование и развитие личности ребенка в процессе организации его рефлексивной деятельности по выявлению индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства и памятников культуры.

    Результат технологии: на основе реализации образовательного эффекта процесса общения с произведениями искусства у ребенка развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы личности, формируется творческое и логическое мышление, проявляются воображение и фантазия, а также чувство толерантности, терпимости к мнению других людей, совершенствуются коммуникативные компетенции.

    В основе технологии заложены следующие идеи:

    1. Процесс общения с искусством рассматривается как универсальная образовательная технология, воздействующая на личность ребенка и побуждающая ее к изменениям.

    2. Использование личностно-ориентированных методик (группового взаимодействия, арт-терапии, развития креативного мышления), создание для каждого ребенка наиболее благоприятных условий развития.

    3. Развивающая на занятии ситуация должна носить проблемный характер.

    4. Инициирование творческой активности (на первом плане - попытка ребёнка сформировать индивидуальный взгляд на обсуждаемые проблемы).

    5. Исключение оценивания в любой форме содержания высказанных на занятии мнений.

    6. На занятии не предлагаются готовые знания, они добываются ребенком самостоятельно в процессе диалога со своими сверстниками и педагогом.

    7. Обеспечение единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства ребенка.

    8. Интерактивный характер занятий, проводимых с использованием технологии «Образ и мысль».

    9. Фасилитированный (направленный) характер обсуждения, предполагающий наличие следующих компонентов: группа, ведущий (лидер), стимул (тема), стратегия (порядок работы), результат.

    10. Основу технологии «Образ и мысль» составляет система вопросов открытого типа для организации группового обсуждения.

    11. Стратегия вопросов:

    1. Кто, что? Объект.

    2. Когда? Время.

    3. Где? Пространство.

    4. Как? Образ действия.

    5. Зачем? Установление причинно-следственных связей.

    12. Технология может быть использована в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.
    12.2. Принципы технологии
    При построении занятия на основе технологии «Образ и мысль» следует учитывать следующие принципы:

    1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.

    2. Содержание материала должно быть интересным педагогу и детям.

    3. Педагог не высказывает напрямую своего мнения по поводу рассматриваемых вопросов.

    4. Обсуждение касается не только того, что фактически изображено на картине, но и того, что на ней происходит и почему.

    5. Внимание к эмоциям, которые вызывает изображенное на картине.

    6. Основные формы взаимодействия на занятии – диалог и полилог.

    7. Оптимальный состав группы, с которой проводится занятие – от 6 до 12 человек.

    8. После каждого завершенного ответа педагог делает перифраз, излагая содержание ответов детей в грамматически правильной форме, точно отражающей смысл сказанного, с указанием авторства высказывания.

    9. В рамках одного занятия рассматривается не более двух произведений.

    10. Сюжеты обсуждаемых картин не должны касаться религиозной и военной тематики.

    11. В начале занятия педагогом и детьми совместно определяются правила обсуждения: выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его; вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами; помогать, если возникнут проблемы.

    12. Рассматриваемые на занятии произведения искусства не должны быть ранее известны детям.

    13. На занятии детям не дается информация искусствоведческого характера, не объявляется точное название картины и фамилия художника.

    14. Педагог выступает в роли фасилитатора, тьютора, не дает информации, не навязывает своего мнения, не высказывает оценок.

    15. В процессе обсуждения педагог называет каждого ребенка по имени и повторяет ответ каждого ребенка («Маша считает, что … Кто выскажется еще?»).

    16. Обеспечение возможности для каждого ребенка свободно высказать свое мнение.
    12.3. Технологические этапы построения занятия
    1. Вступительное слово педагога о том, что будет происходить на занятии.

    2. Минута релаксации, настраивающая детей на восприятие картины (проводится под музыку). Детей просят закрыть глаза и представить определенный красочный образ (элементы образа задаются словами педагога: «Представьте, что вы на зеленой поляне, кругом высокие деревья, …).

    3. Представление детям первой картины, последовательное обсуждение следующих вопросов:

    Основные вопросы:

    – Что Вы видите на этой картине?

    – Что происходит на этой картине?

    – Кто этот человек? (Кто эти люди?)

    – Где это происходит?

    – Когда это происходит?

    – Где, как вам кажется, находился художник, когда писал эту картину?

    – Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения?

    – Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

    – Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

    – Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?

    – Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел выразить (передать) художник?

    – О чем бы вы хотели спросить художника?

    Дополнительные вопросы:

    – Что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать? – Что еще Вы видите кроме этого?

    – А что еще происходит?

    – Что еще можно сказать об этом человеке?

    – Кто герой произведения? (главный, второстепенный) Почему? – Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил этого человека?

    – Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит? – Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил место, где происходит действие?

    – Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит? – Что мы можем сказать о том, как художник передал время, когда происходит действие?

    – Что заставляет тебя так думать?

    – Что позволяет тебе так думать?

    – Как это можно определить?

    – Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

    4. Обзор педагогом высказанных детьми мнений об увиденной картине с сохранением авторства озвучиваемых идей.

    5. Минута релаксации, настраивающая детей на восприятие следующей картины.

    6. Представление детям второй картины, последовательное обсуждение вопросов (см. этап 3).

    7. Обзор педагогом высказанных детьми мнений об увиденной картине с сохранением авторства озвучиваемых идей.

    8. Подведение итогов занятия, обсуждение вопросов:

    – Как вы думаете, все ли произведения созданы одним автором?

    – Как вы думаете, одинаковыми ли правилами руководствовались художники при создании произведений?

    – Какая картина понравилась больше? Почему?

    – Что ты расскажешь дома о нашем занятии?
    Технологические приемы, которые может использовать педагог на занятии:

    – насыщение развивающей среды зрительными образами;

    – включение терминологических средств изобразительного искусства;

    – упражнение для концентрации внимания (для минут релаксации);

    – «цепочка мнений»: прежде чем высказать свое мнение, нужно повторить, что сказал товарищ, перефразируя его слова («Маша видит на картине большую гору, а я вижу …);

    – «не повторяй другого»: высказанные мнения не повторяются, если кто-то из детей начитает повторяться, ему показывается условный сигнал (например, поднятая рука учителя);

    – «маленький учитель»: часть перифраза осуществляет не педагог, а кто-то из детей;

    – «старая фотография»: предназначено для домашней работы – ребенок выступает в роли «маленького учителя», задавая вопросы родителям и перефразируя их ответы, используя в качестве предмета обсуждения имеющиеся дома репродукции картин или старые фотографии;

    – «ограничение пространства»: педагог предлагает сосредоточить внимание на определенной части картины;

    – «назовите по-другому»: педагог просит ребенка перефразировать его высказывание о картине;

    – «пять минут молчания» (для работы с гиперактивными детьми): педагог предлагает ученику посидеть тихо в течение пяти минут, а затем повторить высказанные за это время мнения одноклассников;

    – «повтори так, как сказано»: педагог просит внимательно слушать высказывания друг друга и свой перифраз и определить, правильно ли он пересказывал мысли других;

    – «повтори самого себя»: педагог делает вид, что не расслышал высказывание ребенка и просит его повторить;

    – «скажи в одном предложении»: педагог просить детей в течение минуты молча посмотреть на картину, а затем высказать о ней самое главное в одном предложении;

    – «заданное начало»: детям предлагаются карточки с заданным началом высказываний, которые они могут использовать, формулируя свой ответ на вопросы («Я вижу…», «Я заметил…»);

    – «смотри на картину по-новому»: через некоторое время после рассмотрения картины педагог просит детей на минуту закрыть глаза, затем вновь посмотреть на картину и ответить на вопрос «Что нового вы увидели на картине?;

    – «говорю о том, что запомнил»: после 12-15 минут обсуждения педагог закрывает картину и дальше дети отвечают на вопросы на основы того, что запомнили, затем картина вновь рассматривается детьми и педагог делает заключительный перифраз.
    Из опыта работы
    Урок по технологии «Образ и мысль» для второго класса

    Тема «Объединение системы образов, пространства и времени при обсуждении произведения изобразительного искусства»

    С.А. Синяева, педагог дополнительного образования СОШ № 76 Выборгского района г. Санкт-Петербурга (9)
    Цель урока: сформировать умение детей анализировать составные части сюжета произведения изобразительного искусства.

    Задачи урока:

    1. Выявление системы образов произведения изобразительного искусства.

    2. Обоснование пространственной локализации события, изображенного в произведении изобразительного искусства.

    3. Введение в процесс обсуждения понятия времени происходящего.

    4. Формирование способности детей к обобщению отдельных составных элементов произведения изобразительного искусства в единое целое.

    5. Развитие умения детей обосновывать собственные выводы в процессе обсуждения произведения изобразительного искусства.

    Ход урока

    № п/п

    Содержание занятия

    Отво-димое время, мин

    Техника, применяе-мая на занятии

    Заметки учителя

    I

    Вводная часть:

    02







    1.

    Проверка готовности учеников и классного помещения к занятию (наличие учащихся, соблюдение порядка в помещении, наличие УММ и ТСО в соответствии с планом урока)










    2.

    Вступление (объявление порядка проведения урока - практического занятия)










    3.

    Введение (объявление основ плана и содержания проводимого урока, напоминание значения и актуальности темы урока в учебной дисциплине, связь с другими учебными дисциплинами и с будущей деятельностью)







    учимся смотреть, слушать, аргумен-тировать

    II

    Основная часть – учебные вопросы:




    проектор,









    Обсуждение картины Б. Кустодиева «Степан Разин»

    20

    слайды,












    Что Вы видите на этой картине?




    компьютер












    Что происходит на этой картине?


















    Кто этот человек? (Кто эти люди?)


















    Где это происходит?


















    Когда это происходит?







    Новое понятие









    А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?


















    Кто может еще что-нибудь добавить?


















    Как это можно определить?


















    Подведение итогов по отработке учебного вопроса















    Обсуждение картины К. Хокусай «В морских волнах у Канагана (Большая волна)».

    20















    Что Вы видите на этой картине?


















    Что происходит на этой картине?


















    Кто этот человек? (Кто эти люди?)


















    Где это происходит?


















    Когда это происходит?







    Новое понятие









    А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?


















    Кто может еще что-нибудь добавить?


















    Как это можно определить?


















    Подведение итогов по отработке учебного вопроса










    III

    Заключительная часть:













    1.

    Подведение итогов урока

    2










    2.

    Ответы на вопросы учащихся

    1








    Методические рекомендации учителю

    Должны быть использованы следующие методические приемы:

    - занятие организуется полностью в диалоговой форме;

    - обсуждение зрительных образов с переходом от видимого на картине к объяснению сделанных умозаключений;

    - инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы);

    - совместный характер деятельности учеников, полнота «проживания-переживания»;

    - при обсуждении используется активизирующая детей форма соревнования-обсуждения;

    - в ходе обсуждения могут осуществляться выходы в другие предметные циклы (история, география).

    Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятия.
    Перечень литературы, материалов и пособий, используемых на занятии:

    1. «Картины рассказывают истории». Программа «Образ и мысль». 1 класс: методические рекомендации / Серия «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. – СПб., 2000.

    2. Синяева С.А. «Образ и мысль». Образовательная программа дополнительного образования детей 7-10 лет. – СПб., 2009.

    3. Слайды (файлы) произведений изобразительного искусства:
    Б. Кустодиев «Степан Разин». К. Хокусай «В морских волнах у Канагана (Большая волна)».
    ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. В какой стране была впервые использована технология «Образ и мысль»:

    А. США

    Б. Россия

    В. Франция

    2. Какая теория положена в основу технологии «Образ и мысль»:

    А. Теория стадий когнитивного развития

    Б. Теория стадий этического развития

    В. Теория стадий эстетического развития

    3. К какой группе педагогических технологий относится технология «Образ и мысль»:

    А. Продуктивные технологии

    Б. Личностно-ориентированные технологии

    В. Технологии открытого образования

    4. С какого времени технология «Образ и мысль» используется в России:

    А. С начала 90-х годов 20 века

    Б. С конца 90-х годов 20 века

    В. С середины 80-х годов 20 века

    5. Какую позицию должен занимать учитель на занятии, построенном по технологии «Образ и мысль»:

    А. Обеспечивает передачу новой информации

    Б. Консультирует учащихся при ответе на вопросы

    В. Обеспечивает педагогическое сопровождение индивидуальной рефлексивной деятельности ученика

    6. На каком этапе занятия по данной технологии проводится педагогическая оценка работы детей:

    А. Не проводится ни на одном этапе

    Б. На заключительном этапе

    В. В процессе обсуждения на основном этапе

    7. Какой прием может быть использован на занятии по данной технологии:

    А. «Маленький учитель»

    Б. «Повтори ответ товарища»

    В. «Сделай, как показано»

    8. Каков оптимальный количественный состав группы детей для работы по данной технологии:

    А. 5-7 человек

    Б. 6-12 человек

    В. 15-20 человек

    9. Какой вариант вербального взаимодействия не используется на занятии по технологии «Образ и мысль»:

    А. Монолог

    Б. Диалог

    В. Полилог

    10. Выберите верное утверждение:

    А. Технология «Образ и мысль» может быть использована в работе только с детьми младшего возраста

    Б. Технология «Образ и мысль» может быть использована только в работе с дошкольниками

    В. Технология «Образ и мысль», как правило, используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
    Базовый уровень:

    1. Напишите эссе на тему «Возможности технологии «Образ и мысль» в развитии личности ребенка».


    Повышенный уровень:

    1. Используя материалы Приложения 1, заполните таблицу «Технологические приемы, используемые на занятии по технологии «Образ и мысль»:

    Этап занятия

    Используемые на этапе приемы

    Примеры реализации приемов на занятиях










    2. Используя материалы раздела, разработайте занятие по технологии «Образ и мысль» для детей определенного возраста, самостоятельно подобрав визуальный ряд и составив тексты для этапов релаксации.
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Ванюшкина, Л.М., Копылов, Л.Ю., Соколова, А.А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы [Текст]. – СПб.: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000. – 95 с.

    2. Ванюшкина, Л.М. Программа «Образ и мысль»: методика дистантного освоения музейного пространства: Городская и сельская школа: состояние и перспективы взаимодействия [Текст]: материалы седьмой научно-практической конференции. – СПб., 2002. – С. 104-108.

    3. Вглядываясь – учимся. Программа «Образ и мысль» 2 класс [Текст]: методические рекомендации / Cерия «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 7. – СПб., 2000. – 142 с.

    4. Долгинова, Е. Почему реализовать педагогическую идею сложнее, чем открыть новую школу? [Текст] //«Первое сентября». – 1999. – № 77.

    5. Как картину написали. Программа «Образ и мысль». 3 класс [Текст]: методические рекомендации / Cерия «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 8. – СПб., 2001. – 132 с.

    6. Картины рассказывают истории. Программа «Образ и мысль». 1 класс [Текст]: методические рекомендации / Cерия «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. – СПб., 2000. – 104 с.

    7. Образ и мысль [Текст]: сборник / Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Выпуск 2. – СПб., 1997. – 142 с.

    8. Образовательные технологии [Текст]: учеб.-метод. пособ /
    А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренникова, И.Г. Харисова и др. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – 107 с.

    1. Синяева, С.А. «Образ и мысль». Образовательная программа дополнительного образования детей 7-10 лет [Текст]. – СПб., 2009. – 37 с.



    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта