Главная страница
Навигация по странице:

  • Тип урока

  • Урок развития речи «Изложение с творческим заданием по рассказу О. Генри «Последний лист»

  • Задачи: Образовательные

  • Воспитательные: - способствовать воспитанию чувства сопереживания, ответственности за свои поступки.Развивающие

  • План занятия Этапы занятия

  • Материалы для занятия Приложение 1 I этап. Вызов

  • Приложение 2 II этап. Чтение и осмысление текста

  • Приложение 3 III этап. Рефлексия

  • Красная шляпа.

  • Домашнее задание

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Базовый уровень

  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Часть 1 макет. Технологии педагогической деятельности Часть I образовательные технологии


    Скачать 3.82 Mb.
    НазваниеТехнологии педагогической деятельности Часть I образовательные технологии
    АнкорЧасть 1 макет.doc
    Дата19.09.2017
    Размер3.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЧасть 1 макет.doc
    ТипУчебное пособие
    #8647
    страница15 из 23
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23
    Тема: Понятие о драме как роде литературы.

    Художественные условности драматического произведения.

    Разработка учителя русского языка и литературы Чепоровской средней школы Ростовского района Н.В. Куприяновой.

    Задачи образовательные:

    1. дать понятие драмы и ее жанров;

    2. выявить художественные особенности драматического произведения;

    3. заинтересовать учащихся драматическим родом литературы.

    воспитательные:

    1. формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки;

    2. формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

    развивающие:

    1. развивать устную и письменную речь учащихся;

    2. развивать умение работать с текстом.


    Тип урока: Урок изучения теоретического понятия.

    Продолжительность урока – 1 час.
    Ход урока:

    1. Стадия вызова.

    Учитель: Мы приступаем к необычным урокам, потому что главной особенностью литературных произведений, с которыми мы познакомимся, является не столько чтение, сколько их воспроизведение со сцены. Как вы думаете, о какого рода литературном произведении пойдет речь? (драматическом)

    Известно крылатое выражение, что вся жизнь – это театр, и человек в ней – актер. Действительно, ведь в реальной жизни мы играем разные социальные роли: то вы ученики, то дети, то друзья, то внуки, то просто прохожие, знакомые и незнакомые. И в каждой ситуации человек выбирает определенный тон и линию поведения, форму общения.

    Но есть в обществе группа людей, для которых каждый день играть какую-то роль для зрителей – это профессия.

    Я говорю о театре, древнейшем виде искусства, и об актерах.

    А театр начинается с литературы. Драматический, эстрадный, оперный – ни один из них не обойдется без слов.

    Итак, начнем.

    Прием «составление списка известной информации»

    - Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о драме. Однако перед тем как читать, давайте немножко подумаем о драме. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите все, что вы знаете о драме. Важно писать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали, или нет. Важно записать как можно больше.

    Начинайте.

    (Разбиваю учащихся на пары)

    Прием «дискуссия в парах»

    - Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о драме. Даже если у вас возникнут определенные разногласия, тем не менее, запишите соображения, причем отметьте разногласия, исходя из того, что статья, возможно, прояснит некоторые из них.

    - А теперь поделитесь своими знаниями о драме.

    (По ходу ответов веду записи на листе бумаги)


    1. Стадия осмысления

    Прием «ИНСЕРТ»

    - Теперь пора подготовиться к чтению статьи. Пока вы ее читаете, вы одновременно должны делать пометки на полях статьи.

    (Условные обозначения см. в разработке фрагмента урока)

    Их четыре: «V», «-», «+», «?»

    Они должны соответствовать вашим знаниям и пониманию. Совсем необязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. В конечном счете, вы отразите свое представление о драме в целом. Теперь начните читать статью, не забывайте при этом делать пометки.

    Драма – как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия и внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатления от спектакля.

    Греческое слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны (например, уроки Митрофанушки и т.д.), но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его пробуждения, общественное лицо, место в жизни.

    Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором идет здесь речь), комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.


    1. Стадия рефлексии.

    Прием «дискуссия»:

    - Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о драме. Какие знания подтвердились? Какие представления не подтвердились? (учащиеся просматривают материал)

    - Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки.

    - С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

    - С чем вы не согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

    - Что вам было известно о драме?

    - Что явилось для вас новым?
    Прием «сопоставление плана статьи»

    (работа в парах)

    - Просмотрите еще раз статью и, объединившись в пары, составьте ее план, озаглавив его «Художественные особенности драмы как рода».

    - Каковы художественные особенности драмы как рода?

    (отвечает один из пары). Если другие с чем-то не согласны, то после ответа они могут задать вопросы.
    Д/З: 1) Составить синквейн, в основе которого будет слово «драма».

    2) Прочитать материал учебника на стр. 248-249.

    3) Ответить на вопросы на стр. 249.

    4) Выучить определение драмы и ее художественные особенности.
    Урок развития речи «Изложение с творческим заданием по рассказу О. Генри «Последний лист» (7 класс)

    Бахарева С.В., учитель русского языка и литературы МОУ Плещеевская ООШ Гаврилов-Ямского МР.
    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать навыки устной и письменной речи;

    - совершенствовать умение строить сжатый текст,

    - развивать умение использовать авторские изобразительно-выразительные средства языка.

    Воспитательные:

    - способствовать воспитанию чувства сопереживания, ответственности за свои поступки.

    Развивающие:

    - способствовать развитию воображения, мышления;

    - развивать умения работы в команде;

    - развивать творческие способности.

    План занятия

    Этапы занятия

    Цель этапа

    Приемы

    Цель приема

    I. Вызов


    1. Формирование интереса к теме занятия (Приложение 1).

    2. Подготовка к восприятию текста

    1. Анализ заголовка текста, фамилии автора рассказа.

    2. Прием «древо предсказаний»

    1. Развитие воображения.

    2. Развитие антиципации, устной и письменной речи

    II. Чтение и осмысление текста (Приложение 2)

    1. Совершенствование навыков выразительного чтения

    2. Знакомство с новой информацией

    1. Чтение с остановками.

    2. Дописывание собственной концовки.

    3. Сравнение с авторской концовкой

    1. Развитие логического мышления.

    2. Развитие внимания к деталям.

    3. Обеспечение активного, осмысленного восприятия текста.

    4. Развитие толерантности и понимания того, что мир разнообразен

    III. Рефлексия


    1. Присвоение новых знаний.

    2. Отслеживание первичного понимания.

    3. Придание информации эмоциональных оттенков

    Прием «6 шляп мышления» (Приложение 3)

    1. Анализ информации.

    2. Отслеживание собственных впечатлений, переживаний, чувств.

    3. Систематизация материала в образной форме



    Материалы для занятия

    Приложение 1

    I этап. Вызов

    – Сегодня мы будем писать изложение по рассказу О. Генри «Последний лист». Давайте вспомним, что вы знаете об О. Генри после знакомства с биографией писателя на уроках литературы? (Мастер короткого рассказа. Писал юмористические рассказы. Самый известный рассказ – «Вождь краснокожих»…)

    – Подумайте, о чем может быть другой рассказ О. Генри – «Последний лист» (ученики пишут свои версии).

    Приложение 2

    II этап. Чтение и осмысление текста

    – Я читаю текст рассказа О. Генри «Последний лист», вы внимательно слушаете и далее отвечаете на вопросы (параллельно с чтением текста осуществляется составление плана и лексико-стилистическая работа).

    «Две молодые художницы Сью и Джонси поселились на окраине города.

    Осенью Джонси тяжело заболела. Доктор сказал, что она выживет, только если сама очень захочет жить. Но Джонси уже потеряла надежду.

    «Видишь листья на плюще? Когда упадет последний лист, я умру», – сказала она подруге.

    Сью посмотрела в окно. Она увидела пустой унылый двор и глухую стену кирпичного дома в двадцати шагах. Около стены рос старый плющ, и холодное дыхание осени срывало с него последние листья».

    – Как отреагировала подруга на эти слова? (Она стала уговаривать Джонси не думать о глупостях. Она заплакала. Она расстроилась и ушла).

    «Какие глупости ты говоришь! Постарайся уснуть», – сказала Сью.

    Она спустилась этажом ниже, чтобы поделиться с кем-нибудь печалью. Там жил старый художник. В искусстве он считался неудачником».

    – Кого называют неудачником? (Работа над значением слова «неудачник» – человек, которому не везёт ни в чём, нет удачи).

    «Он все собирался написать шедевр, но даже и не начал его».

    – Дайте толкование слову «шедевр» (Работа над значением слова «шедевр» – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. Картина, которая душу захватывает).

    «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!» – воскликнул он.

    На другое утро Джонси шепотом попросила: «Подними штору, я хочу посмотреть».

    Сью устало повиновалась. И что же? После проливного дождя и резких порывов ветра на фоне кирпичной стены еще виднелся один лист плюща, последний! Зеленый у стебелька, желтоватый по краям, он храбро держался на ветке в двадцати футах над землей».

    – Как вы думаете, зачем автор так подробно описывает этот последний лист? (Наверное, чтобы показать его значение для героев, т.к. от него зависит жизнь Джонси. Потому, что он главный герой рассказа. Может быть, он будет зачем-то нужен героям).

    «День прошел, и даже в сумерки они видели, что одинокий лист плюща держится на своем стебельке на фоне кирпичной стены. А потом, с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна, скатываясь с низкой голландской кровли.

    Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору».

    – Вы прослушали текст, ваша задача передать основное содержание текста и ответить на вопрос «Чем, по вашему мнению, может закончиться рассказ?» (ученики пишут, затем читают свою версию продолжения рассказа).

    – Сейчас послушайте окончание рассказа.

    «Лист плюща все еще оставался на месте.

    Джонси долго лежала, глядя на него. Потом позвала Сью и сказала: «Я была скверной девчонкой. Грешно желать себе смерти. Этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне это».

    На другой день доктор сказал Сью: «Она вне опасности. Теперь питание и уход – и больше ничего не нужно». В тот же день Сью подошла к кровати, где лежала Джонси, и обняла ее одной рукой – вместе с подушкой.

    Мне надо кое-что сказать тебе, – начала она. – Мистер Берман (так звали художника) умер сегодня в больнице от воспаления легких. Он болел всего два дня. Утром первого дня швейцар нашел бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, лестницу, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана – он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист».

    – Внимательно посмотрите на свои прогнозы окончания истории, у кого из вас они совпали с О. Генри? (ученики дают оценку своим предположениям).

    Прогнозы учеников:

    • Рассказ о листочке, который остался последним на дереве.

    • О последнем листе, который осталось прочитать или дописать.

    • О листе, который сорвала девочка.

    • О листочке, который полетит на поиски приключений.

    Примеры учеников продолжения текста.

    1. Лист висел, и Джонси осталась жива. Она каждый день смотрела в окно, листик все еще виднелся на фоне стены. Джонси уже надоело ждать, когда он упадет, и она поправилась. Потом они со Сью нарисовали картину, которая стала шедевром. А листик давным-давно упал, но о нем никто не вспоминал.

    2. Лист висел. И какие бы ветра ни дули, и каким бы ни был большим дождик, листик продолжал висеть на дереве, пока Джонси не выздоровела. Потом старый художник написал картину, на которой было изображено дерево и листик. Это и был его шедевр.

    3. Лист также смело висел на ветке. Ночью снова поднялся дождь и ветер. Утром Джонси снова попросила открыть штору. Они увидели, что листа нет. Сью с тревогой посмотрела на Джонси, но Джонси улыбалась. Она осталась жить.

    4. Лист остался висеть. Джонси стала поправляться, но она не знала, что старый художник нарисовал лист на стене. А сам уехал.

    5. Джонси увидела, что листок все еще висит. Он храбро и крепко держится, и Джонси поверила, что он не оторвется, пока она не поправится. Через некоторое время она поправилась, и только когда она была совсем здорова, листок оторвался от ветки и улетел.

    6. Лист еще держался. А через день упал листок, и на глазах у Сью Джонси умерла. Художник расстроился. А Сью уехала из этого дома и никогда больше не возвращалась.

    – О чем же этот рассказ? (О силе искусства. О творчестве).

    – Какой самый главный закон творчества? (Наверное, красота и любовь. Служение людям).
    Приложение 3

    III этап. Рефлексия

    – Чтобы услышать ваше мнение о героях рассказа О. Генри «Последний лист», используем «6 шляп мышления» (работа в группах).

    Белая шляпа. Осенью Джонси заболела. Сью поделилась печалью со старым художником. Сью и Джонси следили за листком. Лист висел. Джонси поправилась, но умер художник. Шедевр написан.

    Красная шляпа. Мне было грустно, когда заболела Джонси. Было жалко ее. Жалко было и старого художника, который умер от воспаления легких.

    Желтая шляпа. Мне понравилось, что художник ради девушки нарисовал листок на стене. Девушка выжила. Еще понравилось то, что человек рискует своей жизнью ради другого человека. Это очень хорошо. Мне понравился сам рассказ, потому что он говорит о вере, любви и надежде на лучшее. Понравилось то, что художник рискнул своей жизнью и спас другую жизнь.

    Черная шляпа. Не понравилось, что Джонси заболела. Что художник умер. Было плохо, что Джонси решила умереть. Что действие происходит осенью. Не нравятся имена девушек. И вообще, зачем старик полез рисовать этот листок.

    Синяя шляпа. Мне кажется, что этот рассказ о том, что надо верить в себя и в других людей. А рассказ написан для того, чтобы мы оценили ценность жизни и поняли, для чего она нам дана.

    Зеленая шляпа. Изменила бы имена девушек. Время года – зима. Оставила бы художника живым, пусть пишет картины и радует других людей.

    Домашнее задание: отзыв «Мое отношение к героям рассказа О. Генри «Последний лист».
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ

              1. Назовите основные характеристики критического мышления.

              2. Какими еще методами и технологиями, помимо РКМЧП, может развиваться критическое мышление?

              3. Обоснуйте логику этапов в этой технологии.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
    Базовый уровень

              1. Разработайте урок в технологии РКМЧП с использованием приемов.

              2. Проведите анализ описанного выше урока. Какие еще приемы мог использовать педагог?

    Повышенный уровень

    1. Приведите (придумайте) примеры использования каждого из приемов технологии РКМЧП, описанных в материалах для практических заданий.
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


    1. Болотов, В., Спиро, Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы [Текст] // Директор школы. – 1995. –
      № 1. – C. 67-73.

    2. Брюшинкин, В.Н. Критическое мышление и аргументация [Текст] // Критическое мышление, логика, аргументация / под ред.
      В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. – Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. – С. 29-34.

    3. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления. – М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

    4. Бутенко, А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст]: учеб.-метод. пособие. – М.: Мирос, 2002.

    5. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст]. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

    6. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически [Текст]. – Изд. 2-е. – СПб.: «Альянс-Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. – 192 с.

    7. Мередит, К.С., Стилл, Д.Л., Темпл, Ч. Как учатся дети: Свод основ [Текст]: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., 1997. – 85 с.

    8. Низовская, И.А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [Текст]: учебно-методическое пособие. – Бишкек: ОФЦИР, 2003. – 148 с.

    9. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст]. – СПб.: Питер, 2000. – 458 с.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23


    написать администратору сайта