Главная страница
Навигация по странице:

  • В. Генезис цивилизации Древнего Египта

  • Г. Основные элементы египетской культуры.

  • Д. Религия Египта

  • Культурология 1 курс. Лекции.. Текст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры


    Скачать 419.5 Kb.
    НазваниеТекст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры
    АнкорКультурология 1 курс. Лекции..doc
    Дата24.04.2017
    Размер419.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурология 1 курс. Лекции..doc
    ТипДокументы
    #2433
    КатегорияИскусство. Культура
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Б. История Египта.

    Египет – страна речной культуры. Вслед за возникновением первых политических объединений в дельте Нила возникло Северное царство, а между Мемфисом (Каир) и первым нильским порогом – Южное царство. С объединением этих двух царств, состоявшимся примерно около 2900 года до н. э. при царе Менесе (Мине) – основателе первой общеегипетской династии - и начинается, собственно, история Египта. Для большего удобства обзора многочисленные последующие династии объединены в большие группы, которые дали название царств. Что же касается дат, то они и поныне не отличаются особой точностью, поэтому при датировке начального периода истории Египта не исключены ошибки и расхождения иной раз в сто и более лет.

    Периодизация истории Египта, предложенная немецким египтологом Шнейдорфом.

    Древнее царство (2900 – 2270 до н. э.) – эпоха правления I – VI династий. Это время появления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизэ, царей: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), принадлежащих к IV династии.

    Первый переходный период (2270-2100) начинается после катастрофического распада Древнего царства (в Мемфисе еще сохраняется призрачное царство) и, быть может, является переходным этапом к своего рода феодализму. За это время сменилось четыре династии, с 7 – 10, и около тридцати царей.

    Среднее царство (2100-1700) было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединили страну. Этот период – время царствования 11-13 династий, эпоха расцвета культуры и созидания, время правления четырех властителей, носивших имя Аменемхет, и трех – по имени Сесострис (Сенусерт), период создания многих выдающихся произведений зодчества.

    Второй переходный период (1700-1555) проходит под знаком господства гиксосов; это время царствования 14-16 династий. Кочевые племена гиксосов (царей-пастухов) вторгаются в пределы Египта, покоряют его и удерживают в своих руках на протяжении целого столетия, до тех пор, пока их не изгоняют правители Фив (17 династия). Прежде считали, что изгнание гиксосов послужило основой для библейского сказания об исходе детей Израиля из Египта. Теперь эта гипотеза признана неверной, хотя вопрос окончательно не решен.

    Новое царство (1555-1090) – время наибольшего усиления политической власти, эпоха «цезаристских» фараонов 18-20 династий. Завоевания Тутмеса III проводят к установлению связей с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания. Аменофис (Аменхотеп) III устанавливает связь с царями Вавилона и Ассирии. Его преемник Аменофис IV (его женой была Нефертити) был великим реформатором религии: вместо прежнего культа бога Амона он ввел культ солнца – Атона – и с того времени начал именовать себя Эхнатоном. Он основал в песках пустыни новую столицу – на смену Фивам пришла Телль-Амарна. Но новая религия не пережила своего основателя – она погибла во время гражданских войн. При зяте Аменофиса – Тутанхамоне – царская резиденция была вновь перенесена в Фивы.

    Но своего высшего политического расцвета Египет достиг при царях 19 династии. Рамзес II, позднее прозванный Великим, царствовал 36 лет. Памятниками его могущества являются, воздвигнутые им монументальные, вернее колоссальные строения в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Мемфисе.

    После его смерти наступает период анархии. Рамзес III, царствование которого продолжалось 21 год, вновь устанавливает в стране мир, покой и порядок. Затем Египет подпадает под власть жрецов Амона.

    Третий переходный период (1090-712 годы до н.э.) – период успехов и неудач, подъема и упадка. Из царей 21-24 династий интересен покоритель Иерусалима Шешонк I, разграбивший храм Соломона. При 24 династии весь Египет временно подпал под власть эфиопов.

    Позднее время (712-525). При 25 династии Египет был завоеван ассирийцами под предводительством Асархаддона. Царям 26 династии удалось еще раз объединить Египет (но без Эфиопии). Связь с Грецией оживила торговые отношения и культуру. Последний из царей этой династии - Саметих III - был побежден персидским царем Камбизом у Пелузия; Египет превращается в персидскую провинцию. На этом в 525 году до н. э. история самостоятельного египетского царства заканчивается.

    Персидское господство (525 – 332 г. до н. э.) было утверждено при Камбизе, Дарии I, Гистаспе и Ксерксе I; при Дарии II оно переходит в упадок. Египетская культура в этот период живет традицией, страна становится добычей более сильных народов.

    Греко-римское господство (332 год до н. э. – 638 год н. э.) начинается в 332 году, когда Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию, которая стала центром эллинистической культуры. Держава Александра распадается. При Птолемее III Египет вновь обретает политическую самостоятельность. Последующие два века вплоть до Рождества Христова заполнены династическими распрями Птолемеев. Египет все более подпадает под влияние Рима. При поздних цезарях сохраняется лишь видимая независимость египетского государства, в действительности же Египет становится римской провинцией, эксплуатируемой колонией, житницей Римской империи.

    Христианство рано получило распространение в Египте. Но с 640 года н. э. Египет попадает в полную зависимость от исламской арабской державы, позднее – под власть Османской империи.

    (Реферат соответствующей главы книги: Керам, К. Боги, гробницы, ученые/ К. Керам: Пер. с нем. - М.: Республика, 1994)

    В. Генезис цивилизации Древнего Египта

    Как выяснили археологи уже к началу существования первой династии, египетская цивилизация достигла выдающихся результатов. В конце 4 тысячелетия до н.э. египтянам уже была известна металлургия, ими изобретены письменность и многие другие элементы культуры, прославившие в дальнейшем египетскую цивилизацию, - религия, мифы, искусство, астрономические, математические и технические знания…

    Додинастический период генезиса египетской цивилизации продлился около трех тысячелетий. Египет сформировался на берегах Нила, на равнине, ниже скал и порогов Верхнего Нила. Реликты человека каменного века в виде примитивных орудий часто находят на Ниле в районе, расположенном ниже пустынных скал. Невозможно представить пропорции, в которых африканские, азиатские, и, возможно, даже европейские племенные элементы были смешаны в этих примитивных поселениях, но, однажды поселившись, люди продолжали жить на плодородных берегах великой реки, где была рыба и дикие животные, где было достаточно воды и солнца. Здесь они могли выращивать злаки и овощи, необходимые для питания. И с востока, и с запада пустыни охраняли их от врагов. Сначала, конечно, существовали сотни маленьких поселений, каждое из них имело своего главу и своих богов. Но, в противоположность общинам Западной Азии, живущих в оазисах среди пустыни, население Долины Нила имело одно преимущество – великую реку, которая использовалась для обеспечения плодородия почвы и как дорога. В пустыне жизнь возможна лишь в некоторых разделенных оазисах. Река соединила поселки, вначале не объединенные в политическое целое. Египет, как говорит Геродот, – «подарок Нила».

    Как уже отмечалось, первый фараон - Нармер (Менес) - объединил ранее сформировавшиеся царства Верхнего и Нижнего Египта. Последнее охватывало плодородную территорию Дельты и было более привлекательным местом для постоянной оседлости, чем узкая долина на юге. По логике вещей Дельта должна была стать местом возникновения самой ранней цивилизации. Отсутствие значимых реликтов этой цивилизации легко объяснимо: если они существуют, то должны быть покрыты грязью, которую приносила полноводная река.

    Впрочем, существуют объективные свидетельства, которые указывает на Дельту, как на место самой ранней цивилизации в Египте. Свидетельства о ней существует не в форме могильных плит. Они остались как тонкие штрихи, сделанные на бесценных гончарных черепках. Сравнивая эти миниатюрные каракули с образцами более позднего египетского письма, филологи смогли прийти к фантастически неожиданным выводам. В 1923 году профессор Перси Ньюберри – выдающийся британский египтолог, – выступая на заседании Британской ассоциации развития науки, отметил: несмотря на то, что многие до династические кладбища Верхнего Египта были тщательно перерыты, в них не было найдено ни одного фрагмента иероглифического письма.

    Единственно возможный вывод из этого - иероглифическое письмо было неизвестно или совсем не практиковалось жителями Верхнего Египта додинастических времен. С другой стороны открытия в Негаде и Абидосе (все это в Верхнем Египте), показали нам, что все черты египетской системы письма были полностью развиты к началу Первой Династии. Однако, очевидно, что создание такой системы должно было занять много времени, прежде чем появиться в развитой форме на памятниках династического периода (3000 г. до н. э.). Может быть, она была развита вне Египта и была введена завоевателями? Ньюберри отвергает эту возможность. Он был не только египтологом, но и ботаником и доказал, что большое количество египетских иероглифов основано на формах, образцы которых взяты из местной египетской природы того времени – жизни растений и животных. Некоторые растения, например папирус, которые росли в то время вдоль берегов Нила, с тех пор исчезли из Египта, но растут на юге Судана. Сказанное, дает серьезные основания для заключения: если иероглифы не были завезены в Египет, а были «продуктом родной земли», и если они не развились в Верхнем Египте, то остается предположить последнюю альтернативу – Дельту.
    Г. Основные элементы египетской культуры.

    Первый и главный элемент, который определил все остальные, связан с организацией государства. Именно государство смогло собрать огромные ресурсы и создать величественное здание египетской культуры. Египетское государство, согласно классификации Гегеля, относится к восточному типу. Суть типологии – отношение к свободе. Восточный тип государства полагает, что по-настоящему свободным является лишь царь. А все остальные - рабы.

    Египет знаменит, прежде всего, своими пирамидами. Одну из них, самую большую, пирамиду Хеопса называют «чудом света». Количество пирамид огромно. Идея пирамиды четче всего проявляется в связи с основным египетским религиозным мифом. В царстве бессмертия может существовать лишь тот, кого снабдили всем необходимым для существования. Главным элементов в ряду этих необходимостей является тело. Тело нужно, во что бы то ни стало, сохранить. Душа умершего «Ба» (дух-хранитель) и олицетворение жизненных сил «Ка» так же нуждались в заботе. «Ба», чтобы не заблудилась в царстве мертвых, снабжалась всякого рода магическими словами, знаками. "Ка" нуждалось в питании. Пирамида способствовала тому, чтобы с умершим все было в порядке. Она навечно должна была сохранить мумию фараона. На ее стенах были написаны заклинания для его "Ба". Она была складом для многих вещей, необходимых для «Ка», продуктов вполне реальных, а также изображенных на стенах.

    Другой, менее прозаический ответ дает нам культурологическая морфология. Она сопоставляет все известные нам цивилизации, располагая их в одной плоскости, с аналогичными периодами подъема и упадка, как будто они существовали в один и тот же отрезок времени. Вывод из сопоставления цивилизаций частично проливает свет на тайну пирамид. Оказалось, что пробуждение души народа всегда сопровождается стремлением к созданию монументальных, штурмующих небо сооружений. Дело, в случае с египетскими пирамидами, было сделано действительно грандиозное. Например, строители пирамиды Хеопса с помощью одной лишь людской силы и катков переправили через Нил и поставили друг на друга 2300 000 каменных блока.

    Но даже приведенные выше объяснения не могут быть признаны исчерпывающими. Самое красивое, образное, метафорическое определение пирамид - «геометрия в камне», также не может быть проигнорировано, ибо, как мы знаем из других источников, жизнь египтян была строго регламентирована потребностями специфического земледелия в условиях разливающегося Нила. Египтянин должен был любить строгий порядок, ибо, если природная закономерность давала осечку, например, Нил не разливался в положенное время, в стране мог наступить голод. Пирамида же воплощала высшую упорядоченность космоса в качестве предмета эстетического созерцания.

    Однако, признавая действия математического фактора в качестве одного из реальных побудительных мотивов строителей пирамиды, мы не должны трактовать ее идею в духе цифровой мистики. Эту возможность для мистико-фантастических толкований идеи пирамиды дает ее измерение малыми величинами. Большую пирамиду Хеопса, основываясь на цифровой мистике, нередко называют Библией в камне. Из плана этой пирамиды, расположения ее ворот, ходов, залов и погребальных камер сумели высчитать всю историю человечества. Один из исследователей предсказал на основе этой истории, что в 1913 году начнется мировая война. Легковерные отметили, что он ошибся только на один год. Данные построения, по сути, развивают основную идею – многоумные египтяне зашифровали свои знания в пропорциях большой пирамиды. Люди, которые расшифровывают древнеегипетские знания, как-то не отдают себе отчета, что мера длины у египтян была другая.

    Теперь поставим вопрос иначе – зачем им нужно было так «трудоемко шифровать». Ведь затраты на ее возведение были огромны. Каждая из четырех сторон пирамиды Хеопса имела в длину более 230 метров. Высота ее достигла 146 метров. Общая кубатура этого строения, сложенного из камней и известняка, достигает 2 521 000 кубических метров. Оно занимает площадь почти в 54 3000 квадратных метров.

    Люди, занимающиеся цифровой магией, не должны упускать и следующее весьма существенное обстоятельство: пирамида со времен Хеопса изменила свои размеры – время уничтожило облицовку и проч.

    Колоссы Мемнона – две огромные, сделанные из песчаника статуи царя Аменофиса III. Упоминание о них мы находим у Геродота. Остатки этих скульптур обнаружил археолог Флиндерс Питри. Эти статуи Колоссами Мемнона назвали древние греки. Греческая легенда гласит: когда Эос, богиня утренней зари, появлялась на горизонте, ее сын Мемнон начинает стонать и жаловаться, и звуки его голоса, в котором не было ничего человеческого, до глубины души волновали всех, кому приходилось их услышать. Об этом сообщили Геродот и Стробон. Много лет спустя, в 130 году до н.э., жалобу Мемнона захотели послушать римский император Адриан и его супруга Сабина; звуки, которые они услышали потрясли их до глубины души. Впоследствии Септимий Север приказал восстановить верхнюю часть статуй с помощью плит из песчаника, и тогда звук пропал. До сих пор не найдено достаточно ясного научного объяснения этого явления, хотя о былом его существовании не приходится сомневаться.

    Флиндерс Питри нашел только руины статуй. Он предположил, что каждая статуя была не менее двенадцати метров в вышину, ведь сохранившийся средний палец руки южного колосса, имел длину 1 м. 38 см.

    Это все были "чудеса". А вот изобретение письменности – универсального средства хранение информации - вещь важнейшая для развития цивилизации. Также необходимо отметить тот факт, что египтяне создали наиболее точный календарь, были прекрасными моряками и строителями.
    Д. Религия Египта

    Основной элемент, позволяющий объяснить своеобразие египетской культуры, связан с мифом. Особенности основного мифа органически вплетаются в египетскую религию. Ее, египетскую религию, как большинство древних религий, точнее всего называть языческой. Что же такое язычество?

    Нужно признать, что современная наука о религии не любит термин язычество, считая, что он не имеет определенного содержания. По историческому происхождению этот термин означал лишь тот факт, что данный народ не относится к племени израильскому. Однако в культурологическом аспекте этот термин имеет вполне ясное значение.

    Сущность религии состоит в том или ином отношении человека к Божеству, что в свою очередь зависит от представления о Боге. Можно выявить два типа такого отношения. Одна концепция под именем Бог разумеет личного Создателя всего из ничего и Промыслителя над всем созданным. Другая – считает Бога лишь составным элементом природы. При всем многообразии языческого представления о Боге – вторая концепция отождествляет Бога с естеством.

    Первая идея Бога признает исходным пунктом бытия самобытного Бога-Создателя всего из ничего, признает его Промысел, рождает идею Царства Божьего. Вторая – признает самобытность мира, последствием чего является идея автономного царства мира.

    Первая концепция исторически принадлежит Израилю, а в окончательном виде христианству. Вторая – именно тем народам, которых евреи называли язычниками.

    Язычество есть явление всечеловеческое, всемирное. Оно суть работа ума и чувства всего человечества. Народы живут не изолированно друг от друга – они обмениваются результатами своих наблюдений, своей духовной работы. И последствия данного факта мы можем наблюдать не только в научно-технической сфере, но и в религиозной.

    Характеристика язычества Египта. Язычество всегда политеизм. В политеизме исчезает образ Бога личности, Бога творца. Язычник обожествляет природу, полагая, что жизненные силы в ней живут в виде отдельных духов. Так начинается анимистическое мировоззрение. В нем дерево, камень, ветер, молния заключают в себе сознание и волю. Наряду с анимизмом распространяется фетишизм. Фетиш – необыкновенный, легко запоминаемый предмет, в связи с которым происходит нечто благоприятное или неблагоприятное. Этот предмет начинает рассматриваться как местопребывание опасного или благоприятного духа. К названным духам прибавляются еще и духи предков. И это понятно. Уже сны показывают потомку, что его умерший предок не уничтожился. Он является во сне, дает советы и требует услуг как это было при жизни. Дед и отец заботились о семье при жизни. Поэтому данные духи вызывают у человека наибольшее доверие – есть основание полагать, что они не оставят их и после: будет помогать и заботиться. Он требует себе пищи (жертвы). Но и сам помогает потомству.

    У египтян высшие Боги были предками. У египтян было множество богов - причем каждая область имела своих богов. Хотя жрецы сводили многообразие Богов к одному общему богу, так как сводят различные имена к одному понятию, все же можно говорить, что Египтом владел целый народ Богов. Эти боги имели очень узкое существование. Бог представлял какую-то определенную функцию, конкретный момент существования человека во вселенной. Когда являлась эта функция – являлся и бог, проходила она – исчезал и он до следующего раза. Были боги утреннего и вечернего солнца, разных времен года, тех или иных случаев жизни человека (рождение, смерть и т.д.). В общей сложности боги были повсюду. В основе этого, очевидно, было понятие о личном проявлении общего божественного элемента в мире. И таким образом политеизм родственен пантеизму, т. е. всебожию.

    Принижение понятия о Боге Когда представление о Божестве свелось к верованию в огромное количество более или менее крупных и мелких существ, слитых с силами природы, это принизило представление о Боге. Силы богов были ограничены. Боги действовали не совместно, а врозь; они враждовали друг с другом. В страхе перед одним люди могли прибегнуть к помощи других. Наконец, боги сами нуждались в пище, которую могли получать только от людей, отсюда возникала возможность прямого влияния на них.

    Идея о том, что боги нуждаются в кормлении, возникла в культе предков. На предков легче всего переносить свойства живых людей. Если же эти духи нуждаются в пище, то легко данное свойство перенести на духов вообще (на всех духов). Но как боги могли поедать предложенную пищу? Жрецы ответили – потому, что у предметов питания был свой дух, который именно и питал богов. Этот дух - подобен флюидам, магнетизму, то есть таинственным природным силам.

    Боги Египта очень походили на людей. У людей кроме тела была еще душа, черная тень (Ка) и двойник (подобный отражению в воде). То же было и у богов. Боги были существа более тонкие и могущественные, чем люди. Но у них были кости и мускулы. Они также ели и пили. Особый таинственный флюид «са» циркулировал в их теле, оживлял его. Для богов в свое время наступало одряхление и старость. Была даже перспектива смерти (Идея неизбежной смерти Богов выражена в одном месте главы 8 «Книги «мертвых»).

    Таким образом, питание было необходимо богам, и жертвоприношение было неким юридическим актом, который, будучи совершен в должной ритуальной форме, давал богу пищу и обязывал его к оказанию просимой услуги. Но Боги не зависели полностью от человека – у них существовало какое-то озеро, из которого они могли самостоятельно получать необходимый им флюид.

    В понятии о жертвоприношении проявилось невысокое представление о божестве и воспитывалось убеждение о возможности властвовать над богами. Другой источник человеческой власти вырос в заклинании.

    Заклинание представляет явление, выросшее из доселе не разгаданного полностью влияния слова, из преклонения перед словом. Слово в магии не просто выражает мысль, не просто наименование предметов или понятий, но выражает какую-то самостоятельную силу. Оно иногда содержало в себе силу богов, передаваемую ими в словесной формуле. Но и само слово обладало силой в качестве элемента бытия. У египтян слову приписывалось значение, равное материальному факту. Тень умершего (Ка) жила в его набальзамированной мумии и нуждалась в пище. Но если она не получала ее, то могла погибнуть. Она могла наделать много бед живым, пустившись высасывать у них соки самостоятельно. Но слово в молитве о хлебе, пиве, жаренном мясе и проч. продуктах для Ка вполне заменяло их реальное присутствие.

    Как уже отмечалось, кроме Ка (души) у человека была еще Ба (дух). В то время, когда Ка жила в мумии, Ба должна была подыматься к богам, где оставалась жить с ними. Но путь этот был трудным и сопровождался разными препятствиями, вроде затворенных дверей. "Книга мертвых" имела особую главу волшебных слов, которые Ба должна была знать для преодоления препятствий, и если Ба знала их и умела произносить с надлежащими ударениями и интонациями, то перед ней открывались все затворы. В противном случае она могла погибнуть в пути.

    Впоследствии, когда у египтян развилась идея суда над Ба, после смерти человека, у Осириса взвешивалось сердце умершего, и по нем узнавали все грехи его. Но если на талисмане, изображающем сердце умершего, писали особое заклинание, то сердце не открывало Осирису ничего предосудительного, и загробный процесс проходил удачно для Ба.

    Философско-религиозную картину бытия постепенно разработали жрецы. Она не содержит идеи создания, творения бытия. Дело обстоит значительно проще.

    «Вначале был Нун, первичный Океан, в глубинах которого плавали зародыши вещей. Во всей вечности бог зарождался и порождался сам в недрах этой жидкой массы, еще без формы и без определенного назначения. Этот Бог был существо единственное и совершенное, одаренное знанием и разумом, непостижимое до такой степени, что нельзя даже сказать, в чем оно непостижимо. Он есть один живущий в субстанции, единственный на небе и на земле, который сам не порожден, отец отцов и мать матерей».

    Но как он смог производить что-то, если не имел пола? Создания, творения ум язычника еще не мог вместить. Он знал только рождение. И вот перед нами появляется такая концепция:

    «Единственный по существу, он не един в лице. Он отец по одному тому, что он есть, и сила его природы такова, что он вечно порождает не истощаясь. Он не имеет надобности выходить из самого себя для своего постоянного порождения. Один в полноте своего бытия он зачинает свой плод, а у него зачатье не может быть различено от порождения, поэтому он во всей вечности производит в самом себе другого самого себя. Он одновременно есть отец, мать и сын Бога».

    Этот Бог, тройной и единственный имеет все свойства Бога – безмерность, вечность, независимость, всемогущую волю, безграничную доброту. Он вечно развивает эти верховные свойства, создает собственные элементы, которые суть Боги. Каждый из этих вторичных богов, будучи идентичен первому богу, может рождать новый тип, из которого эманируют таким же образом боги низшего типа.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта