Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Социально-политический аспект культуры

  • Б. Наука и религия

  • В. Искусство

  • Текст 10. Основные элементы европейской культуры 19 века. А. Романтизм.

  • Б. Позитивизм.

  • Культурология 1 курс. Лекции.. Текст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры


    Скачать 419.5 Kb.
    НазваниеТекст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры
    АнкорКультурология 1 курс. Лекции..doc
    Дата24.04.2017
    Размер419.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурология 1 курс. Лекции..doc
    ТипДокументы
    #2433
    КатегорияИскусство. Культура
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Текст 9. Культура XVIII века. Эпоха Просвещения
    А. Социально-политический аспект культуры
    Самым главным событием XVIII века была Великая французская революция. Она перевернула культуру, изменив существующую систему ценностей не только во Франции, но и во всем цивилизованном мире. В какой-то момент, во время правления Екатерины II, идеи Французской революции стали популярными и в России, но после революционных ужасов, которые пережила Франция, популярность их пошла на убыль.

    Но что это были за идеи? Основная мысль просветителей касалась несправедливости общественного устройства. Просветители полагали, что в существующем обществе нет равенства, причем изначально люди поставлены в неравные условия – одни принадлежат верхнему слою, слою избранных, а другие, а их большинство, с рождения отделены от благ цивилизации. И это несправедливо, ибо по природе люди равны. Таким образом, исторически сложившийся строй жизни враждебен природе человека. Отсюда все неприятности, связанные с безнравственностью, жестокостью и проч. Социальный строй нужно изменить, исправить. Необходимое исправление внесет введение демократической конституции, своеобразного общественного договора, который установит новый тип государственного устройства, опирающегося на идею равенства граждан перед законом вне зависимости от их имущественного положения, родовой принадлежности, вида занятий и проч. В свою очередь конституция должна реформировать власть в направлении ее демократизации. Система выборов становится главным элементом в ее формировании. Устройство власти опирается на систему «сдержек и противовесов», когда одна ветвь власти ограничивает другую (судебная, законодательная и собственно распорядительная власть - правительство). Все политическое устройство мыслится как «общественный договор», закрепленный принятием Конституции. Институт частной собственности был учтен в договоре как основа благополучия и демократии. Он ни в коем случае не отменялся. Но в процессе революционной борьбы, в процессе социальной революции и гражданской войны между представителями разных сословий, например во Франции, имущество «врагов революции» по общему правилу, национализировалось.

    Б. Наука и религия

    XVIII век европейской культуры называют «веком просвещения» и даже «эпохой Просвещения». По мысли просветителей – Вольтера, Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Локка, Юма – свет в общественную жизнь несет наука. Некоторых просветителей называют «энциклопедистами». И действительно, много сил и труда Дидро и его единомышленники отдали делу создания энциклопедии и словарей, в которых систематизировали научное знание своего времени, подвели итог научной работе почти четырех векового развития европейской науки «нового времени». И этот свод научного знания, по мысли просветителей, должен быть противопоставлен церковному «мракобесию». Наука, по их логике дает свет, просвещает, а христианская церковь – наоборот, является источником мрака. Но все зло идет, в конечном итоге, от незнания истины, в том числе и зло неравенства, ставшего основой существующего политического устройства.

    Просветительская работа велась во всех слоях общества, что, безусловно, дает основание говорить о демократическом характере данного направления. Просвещение, по мысли передовых людей эпохи, позволит мирно осуществить должное переустройство общества. Государство абсолютной монархии давало просветителям известные возможности для осуществления своих планов, ибо монарх не был прямо и непосредственно связан с одним из сословий общества. Он был над сословиями, и он обладал абсолютной властью. Естественно, что просветители попытались использовать данный политический ресурс, завязать «просвещенные отношения» с монархами. Достаточной известностью пользуется факт переписки одного из самых знаменитых просветителей Вольтера с прусским королем Фридрихом и русской императрицей Екатериной II. Но на этом пути преуспел не один только Вольтер. Знаменитый энциклопедист Дидро также вел переписку с русской императрицей, стал ее библиотекарем, несколько раз приезжал в Петербург и беседовал с нею. Вообще, поначалу, вплоть до трагических событий Великой Французской Революции, просветители были весьма популярны не только в придворных кругах, но и в светских салонах. Нужно признать, что и придворные круги и аристократы в XVIII веки были, по общему правилу, нерелигиозными, светскими людьми. Они весьма серьезно интересовались наукой. Но довольно скоро, в период разразившейся гражданской войны, данный слой общества был, тем не менее, подвергнут жесточайшим репрессиям.

    Задача просвещения простых людей, составляющих основную часть населения страны, выглядела более сложной в плане ее практического осуществления. Необходимо было, развернуть работу печатных изданий, и, пожалуй, главное – существенно усовершенствовать систему массового образования народа. Но образование это контролировала христианская церковь. Народ был верующим, христианским. В силу данных обстоятельств церковь становится главным врагом просветителей, объектом их жесточайшей и, надо признать, весьма талантливой, хотя и несправедливой, критики. Просветители убеждали - церковь враждебна науке. Опирается в своей деятельности на Священное писание, она требует веры, аргументируя это требование рассказами о чудесах, недоступных науке не только в плане повторения, но и простого познания, понимания. Главное чудо христианского мира – явление в мире богочеловека Иисуса Христа, его воскрешение и проч. Понятно, что именно данный момент библейской истории становится основным объектом критики со стороны просветителей, а их критика религии, фактически свелась к критике христианской церкви.

    Но проблема христианской церкви для просветителей имела еще один – и весьма существенный аспект. Церковь, по мысли просветителей, своей проповедью Царства Божьего на Небесах, мешает установить просвещенное, справедливое общество на земле. Церковь, обманывая людей «баснями о Царстве Небесном», вводит в реальный мир несуществующий элемент справедливости – равенство людей перед Богом. Суд Божий, по мысли христианства, устанавливает вечную справедливость, является своего рода компенсацией за земные несправедливости. Но, с точки зрения науки, а значит, и для просветителей, «чудес не бывает!», поэтому нет Царства Божьего и нет Божественной справедливости. Более того, христианская церковь, на основании того, что Иисус Христос был бедным, обманом культивирует бедность среди прихожан, будучи весьма и весьма богатым социальным институтом. Церковь, таким образом, является реакционным началом, источником лжи и оправданием несправедливо устроенного социального мира. Справедливое общество необходимо строить на Земле с помощью разумного переустройства социальных отношений, с помощью науки и техники, в условиях демократического государства, обеспечивающего права и свободы граждан.

    Отказ от традиционного христианства в среде просветителей сопровождался созданием новой, тайной церкви, которую принято называть масонской, а ее членов – «масонами». Смысл создания данного церковного ордена заключается в следующем: следует привлечь к общественной жизни самые талантливые силы страны. Талантливые люди вовлекались и испытывались масонской церковью, а затем эти люди с помощью тайных сил, так называемой «закулисы», продвигаются по служебной лестнице, по иерархически организованной лестнице государственной жизни. Эти люди занимают господствующее положение в социальных институтах. С помощью их масоны организовывают контроль за жизнью общества.

    Масонский орден лишь по видимости был христианским. Орден был тайным не только для внешнего мира. Иерархия в нем соответствовала различной степени посвященности его члена в собственно масонские тайны. Самые массовые слои – первые три степени посвященности – не догадывались об антихристианской направленности ордена. Христианство здесь было, конечно, не церковным, но в целом, основные его идеи не отвергались. Новичку предлагали лишь более тонкое видение религиозных проблем, и в соответствие с ним, с «более тонким» представлением, обсуждается вопрос о смысле жизни, о роли и месте человека в социальном мире, т. е. вопрос о его социальном предназначении.

    Критика религии сопровождалась всемерной поддержкой науки. И нужно признать, что просветителям было кого поддерживать. Ньютон, Лейбниц, Лавуазье и проч. жили в данную благоприятную для развития науки эпоху.
    В. Искусство
    Отвергнув христианскую церковь в качестве значимого социального института, просветители должны были решить вопрос о нравственном воспитании народа. Но нельзя было не признать, что церковь не только участвовала в нравственном воспитании населения, она, по существу, организовывала и осуществляла нравственное воспитание. Христианская религия дает человеку вполне ясный, в индивидуальной форме, то есть в форме самой жизни, ответ на вопрос о смысле жизни, прекрасно обосновывает этот смысл. Просветительская философия не могла в полной мере заменить религию, ибо философский ответ на вопрос о смысле жизни не только труден для основной части «непросвещенного» населения, он дается в отвлеченной, абстрактной форме, личность же интересует ответ на этот вопрос, данный в индивидуальной форме, в форме самой жизни. И здесь на помощь просветителям приходит искусство. Известно, что средневековое искусство называли «Библией для не умеющих читать». Ну а если это так, то можно создать новое, светское искусство, которое будет своего рода воплощением просветительской идеологии, обоснованием новых нравственных ценностей и идеалов. Это искусство удалось создать просветителям.

    Причем решение вопроса было творческим. Новое искусство ни в коем случае нельзя назвать примитивно идеологическим. Просветители отвергли эстетику и художественную практику классицизма, ориентированного на изысканный вкус высшего сословия. Одной из главных черт их искусства стал демократизм, народность. Они по-новому решили вопрос о фольклоре. Классицизм презрительно относился к фольклору как к искусству вульгарному. Но был не прав по существу. Точнее, он не заметил весьма существенный пласт национального фольклора, который вполне сопоставим с гомеровским эпосом, – традиционный фольклор. Интерес просветителей к народной жизни позволил им не только выявить этот весьма значительный в художественном плане пласт, но и правильно оценить его. Именно просветители начинают изучать фольклор, именно они ориентируют художников на использование фольклорных мотивов в творчестве. Предметом нового искусства стала жизнь простого человека, она приобрела для просветителей эстетически ценностный смысл. Искусство этого простого человека, представителя третьего сословия, также, что весьма последовательно, становится значимым. Быстрее всего на новые веяния в культуре откликнулся театр - классическую трагедию в качестве современного искусства сменила мещанская драма.

    Огромная роль искусства в общественной жизни, грандиозные задачи по нравственному воспитанию, которые ставили просветители перед искусством, привели к необходимости теоретического обоснования нравственно преобразующей функции искусства. Лучшие умы эпохи занялись решением эстетической проблемы отношения красоты и добра, эстетического и нравственного. И в этом смысле можно говорить о наступлении своеобразного «золотого века в эстетике». И этот век также - 18. В самых общих черта данная проблема была решена следующим образом – нравственные чувства подобны эстетическим, но эстетическое чувство отличает прекрасное от безобразного, а нравственное – добро от зла. Оба чувства по своему существу бескорыстны. Они ориентируют человеческое поведение на бескорыстную деятельность, на бескорыстные поступки. Человеческое сердце суть центр духовной жизни, вместилище эстетического и нравственного чувства, та точка, в которой они сходятся, совпадают. Занимаясь искусством, культивируя эстетическое чувство, мы по вышеназванным причинам совершенствуем нравственную сферу человека.
    Текст 10. Основные элементы европейской культуры 19 века.
    А. Романтизм.

    Девятнадцатый век расширил европейское культурное пространство, распространив европейскую культуру на весьма обширные территории Американского континента (прежде всего имеется ввиду Северная Америка). Также и Россия стала играть весьма существенную роль в деле развития европейского просвещения. И, в отличие от века 18, эта роль не ограничивалась ученичеством. Во многих сферах культуры Россия заняла передовые позиции в духовной культуре.

    Основная характерная черта европейской культуры первой половины 19 века может быть обозначена как романтизм. В культуре возникло романтическое настроение. Есть основание утверждать, что главной причиной его было осознание неутешительных результатов века 18, века Просвещения. Результаты были неожиданными. Совсем не такими, к которым стремились выдающиеся представители названной культуры. Просветителям казалось, что будущее можно прогнозировать и строить, сообразно не ограниченной законами общества свободе просвещенного человечества, что просвещенное общество способно «договориться» о справедливом общественном устройстве, результатом которого будет построено "царство", в котором восторжествуют идеалы «свободы, равенства, братства и счастья». Просветители много сил потратили в деле служения названным идеалам. Но их усилия, приведшие, в частности, к Великой Французской революции, оказались тщетными. К началу девятнадцатого века сформировалось новое общество, которое было весьма далеким от названных выше идеалов, возможно, оно было даже дальше от них, чем прежнее, дореволюционное. Поэтому романтическое разочарование имело вполне реальные основания.

    Неудача просветителей вызвала реакцию в культуре, органически связанную с романтическим настроением. Религия, христианство постепенно отвоевывает утраченные позиции в рафинированной европейской культуре. В политику возвращается монархический принцип, приобретая отчетливо выраженные мистические черты. Пожалуй, наибольших творческих достижений романтизм достиг в искусстве. Но и оно по общему правилу не противопоставляет себя религии, идет рука об руку с ней. Этот романтический, религиозно-мистический элемент ясно просматривается и в "науке наук, искусстве искусств" – в философии (у немецких философов-романтиков - братьев Шлегелей, Шеллинга и проч.). Не избежала серьезного религиозного влияния и зарождающаяся в первой половине XIX века оригинальная философия России. В «Философических письмах» старшего товарища А.С. Пушкина П.Я. Чаадаева прослеживается католическое влияние, а славянофилы – И.В. Киреевский и А.С. Хомяков – вполне осознанно в качестве исходных интуиций философствования используют элементы православия.

    С известной осторожностью можно говорить о христианском ренессансе, который наступил в европейской культуре в первой половине XIX века. По крайней мере, представители высокой культуры XIX века были людьми религиозными. А самые рафинированные философские построения вводили религию в состав высшей духовной сферы бытия вместе с искусством и философией. Бог снова занимает центральное место в культуре в качестве абсолютной ценности. А ценности культуры – наука, мораль, религия, искусство и проч. – фундируются (определяются) этой высшей ценностью.

    Искусство.

    Как уже отмечалось, наибольших творческих достижений романтизм достиг в искусстве. Одним из основателей романтизма, самым значительным поэтом-романтиком был лорд Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824). Его жизненный путь, в котором он отказывается от благ цивилизованной жизни в Англии, отправляется путешествовать, участвует в освободительной борьбе греческого христианского народа и, наконец, гибнет еще молодым, оказал огромное влияние на искусство романтизма. Это влияние безмерно усилила его поэзия. Байрон был по-настоящему гениальным поэтом. Он создал новое направление в искусстве. Точнее, создавая свои стихи, он открыл новые законы художественного творчества, новый закон красоты, новый стиль.

    Существенные черты этого нового стиля просматриваются при элементарном анализе его поэм («Корсар», «Дон Жуан»). Поэма суть сложное, состоящее из нескольких частей, поэтическое произведение. Классическое представление о красоте формы художественного произведения включало идею единства конструкции, точнее, внешней правильности его конструкции. Данное представление опиралось на учение о красоте, согласно которому она суть единство многообразия. Средством соединения частей в целом классицисты видели формальную правильность конструкции. Но Байрон находит иное решение. Он не подчиняет конкретные поэтические строки формальной целостности. Он делает каждую строфу предельно выразительной, поэтически отточенной и, как может показаться, вполне эстетически самодостаточной. Внешняя конструктивная правильность исчезает. Кажется, что вместе с нею рушится целое. Но это не так. Его поэмы многообразны и по образам, и по настроениям, и по поэтическим ассоциациям. Но целое, как основа красоты, исчезнув в качестве формального принципа, воссоздается в качестве духовного объединяющего начала. Цветущее многообразие поэтических строф в поэтической душе автора и читателя. Поэма Байрона – прекрасна, ибо она суть проникнутое внутренним духовным единством целое.

    Эта стилевое открытие было подхвачено другими авторами, не только поэтами, но и музыкантами и даже художниками. В этом смысле мы говорим о Байроне как о родоначальнике романтизма.

    Следует отметить, что Байрон сделал еще одно открытие, повлиявшее на романтическую культуру XIX века. Его творческий опыт во многом обесценил принцип продуманности художественного творчества, который классицисты полагали в качестве основного. Байрон же говорил, что может объяснить только свои плохие стихи. Байрон полагал, что лучшие его поэтические строфы рождались спонтанно. Процесс их создания не объясним. Он не понятен для самого автора. Именно благодаря Байрону кантианское объяснение гения – «гений творит подобно природе» – становится господствующим в культуре (см.: И. Кант "Критика способности суждения").

    Уже из сказанного ясно, что романтизм существенно обогатил представление о ценности духовной жизни человека. Но романтизм также изменил существующее понимание истории, ее оценку. История, как справедливо утверждали романтики, не только некий негативный опыт, позволяющий умному политику не повторять прежних ошибок, не только ступенчатая лесенка прогресса. Она хранительница многих тайн, загадок, богатств. Она, скорее, растянутый во времени способ развертывания духовности. И каждый ее этап по-своему ценен, поэтичен. Такой же ценностью обладает многоцветье национальных культур. Историк – пророк, направляющий свой взор в глубь веков. И в этой глубине он раскрывает тайны духа. Без преувеличения можно сказать, что 19 переоценил отношение к прошлому. Просветители думали в основном о будущем, искали там, в будущем воплощение своих идеалов. Прошлое для них было неправильным, искривлением идеала, тем, что культура отвергает в процессе исторического развития. Романтики в прошлом увидели накопленные пласты духовного богатства, которое они сделали предметом поэтического осмысления. Они опоэтизировали прошлое. Для них руины древних зданий представляют большую ценность, чем современные, удобные для жизни постройки. Ибо первые имеют поэтический смысл, вызывают богатые чувством и мыслью ассоциации. Их ценность не утилитарна. Она имеет высший духовный, поэтико-религиозный смысл.
    Б. Позитивизм.
    Романтизм господствовал в Европе лишь в первой половине 19 века. Постепенно, в связи с прогрессом науки и техники, в культуре на первый план выходит другое, не романтическое умонастроение. Ему свойствен оптимизм, вера в будущее. И этот оптимизм был непосредственно связан с успехами положительной, опытной науки. Соответственно, новое направление в европейской культуре получило название «позитивизм», а позитивное "переводится" как положительное.

    Позитивизм, как и большинство новых духовных направлений, критически отнесся к предшествующим достижениям культуры. В этой критике позитивисты зачастую явно «перегибали палку». Так, основатель позитивизма французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857) полагал, что философия, которую прежде считали «наукой наук и искусством искусств» исчерпала возможности своего творческого развития. Задача философии - создание цельного научного мировоззрения. Философия обосновывает концепцию мира умозрительно. Конт же полагал, что эту важнейшую для человека задачу философия выполняла раньше, пока положительная наука, опирающаяся на опыт, не охватила в своем познавательном движении все бытие, весь мир, т.е. не сделала его (весь мир) предметом исследования. В 19 веке уже не было фрагмента бытия, который бы не исследовала специальная наука. И даже такой, казалось бы, вечный философский предмет, как душа человека, стали в 19 веке предметом пристального изучения опытных наук – психологии и физиологии. Таким образом, цельное научное мировоззрение должно складываться как сумма выводов специальных наук, как сумма выводов, подтвержденных опытным путем.

    Отвергнув философию в качестве творческой, развивающейся науки, позитивизм, конечно, полностью отказался от религии. Религии просто не нашлось места в новом мировоззрении. По большому счету позитивизм продолжает линию критики религии просветителей-атеистов. Но критика эта уже не столь остра в виду «самоочевидности вопроса». Однако отвержение христианского мировоззрения предполагает дальнейшие поиски в области нравственности, ибо традиционная нравственность опиралась на христианское, религиозное миросозерцание. В русле позитивизма разрабатываются несколько интересных подходов к данной проблеме (прагматизм, теория разумного эгоизма и проч.).

    В области искусства позитивное направление ярче всего сказалось в литературе, которую стали называть «натуралистической». Натурализм стал относиться к жизненной реальности фотографически. В этой фотографичности также присутствует сциентический (научный) элемент. Ученый собирает и анализирует факты. Так же и писатель пытается собрать и как можно более точно описать фактическую сторону жизни. И в этом описании у талантливых представителей натурализма прослеживается весьма существенный эстетический смысл. Но само направление художественного отображения реальности у натуралистов поначалу было противоположным традиционному. Традиционная эстетика полагает, что искусство возвышается над реальностью. Предмет, отображенный в искусстве, приобретая свойство прекрасного, поднимается, возносится над обыденностью. Художественный прием (например, стихотворное изложение) мыслился как средство возвышения художественного мира над реальностью (ведь в жизни-то стихами не говорят!). Натурализм же отказался от возвышающих приемов. Искусство в прямом смысле этого слова врастает в жизнь, смешивается с нею.

    Огромную роль в преобразовании искусства принадлежит изобретению фотографии (1839 г.). В фотографии видели новое искусство, соответствующее требованию времени. Следует обратить внимание на то, что фотография своеобразным образом повлияла на развитие живописи. Принято считать, что новое направление в живописи – импрессионизм – возникло непосредственно под влиянием фотоискусства. Ведь реалистическая живопись, была подобной фотографии, то есть отображала жизнь таковой, как она есть. Появление фотографии заставило живописцев искать новые пути. И этот поиск увенчался открытием нового стиля – импрессионизма. Несмотря на убедительность подобного объяснения, оно не может быть полностью принято, ибо не учитывает того новаторского поиска в живописи, который наблюдается уже в романтический период. Один из ранних представителей импрессионизма У. Тернер в работах 1820-1840 (т.е., еще до изобретения фотографии) годов предвосхитил творческие идеи знаменитых французских импрессионистов более позднего времени.





    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта