Культурология 1 курс. Лекции.. Текст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры
Скачать 419.5 Kb.
|
Текст 5. Культура Древней Греции А. Генезис. Изучение проблемы генезиса культуры Древней Греции уместно начать с рассмотрения вопроса о географии и народонаселении. На территории Греции была создана первая европейская цивилизация. Эта территория примыкала к Средиземному морю, но, в отличие от Египта, - с европейской стороны. Впрочем, Греция находится недалеко от наковальни цивилизации – от Египта и Месопотамии. Не сложно добраться по морю до дельты Нила из Греции. Это можно сделать, не прерывая общения с сушей, постоянно держа в поле зрения берег. А греки в древние времена плавать умели и любили. Не случайно древнегреческая пословица гласит - "ты можешь не жить, но плавать - должен". Греция одна из первых морских цивилизаций. До этого цивилизации были речными. Территория Древней Греции гориста. Горы делят ее на части, относительно автономные друг от друга. В силу географических обстоятельств на данной территории появляются города-государства политически самостоятельные и индивидуальные по устройству. Причем Греция демонстрирует разнообразие форм – от монархии до демократии. Она является своеобразным полигоном, испытательной площадкой для различных форм политического устройства. Не случайно одной из первых наук, открытых греками, была политология – Платон и Аристотель систематизировали и осмыслили существующее многообразие политических форм. Единство цивилизации в Греции достигалось благодаря культуре (язык, религия, художественный стиль в искусстве и проч.). Близость моря, торговля, мореходство способствовали колонизации. Греческие колонии были расположены на всей территории Средиземноморья. Они, по сути, воспроизводили культуру и социальные институты, которые существовали в метрополии. Греки пришли на территорию Греции тремя волнами. Сначала были ионийцы, потом ахейцы и, наконец, дорийцы. Все эти народы относятся к арийской расе. Современные историки на основе тщательно проведенных исследований выявляют три периода развития ее культуры – архаический, крито-минойский, классический. Существенным стимулом для развития греческой культуры был экологический кризис, который создали сами греки. Первые племена, заселившие ее территорию, были земледельческими. Греки распахали почву, но почвенный слой оказался слишком тонким. Дожди быстро смыли распаханную землю в море. В результате здесь можно было хорошо выращивать лишь виноград и оливы, то есть то, что растет на каменистой почве. Но наличие данных продуктов не обеспечивает нормальное существование. И греки освоили торговлю. Греция становится крупнейшей торговой империи древнего мира. В отличие от древних Египта и Месопотамии, которые создавали культуру "на ровном месте", древние греки заимствовали многие ее элементы у других народов. Однако их культура не может быть отнесена к преемственному типу, который мы наблюдаем в Месопотамии (шумеры, вавилоняне, ассирийцы). Греки воспользовались элементами других культур, но создали оригинальный синтез и таким образом внесли в мировую культуру некоторые принципиально новые элементы, которые до них еще не существовали. К ним следует отнести: 1) изобретение науки (философии), т.е. проверяемого знания, достигнутого путем свободного личного поиска истины; 2) изобретение драматического, театрального искусства; 3) изобретение демократии. Здесь уместно перечислить заимствованные греками элементы: 1). Торговля процветала в Средиземноморье до появления классической Греции. Сначала господствовали финикийцы. Затем пионером торговли стал остров Крит. Критяне, осуществляя торговые операции по всему Средиземноморью, создали весьма богатую и своеобразную культуру, многие элементы которой были заимствованы греками. Небезынтересно отметить, что в течение долгого времени эта культура была неизвестна европейской науке. О ней свидетельствовал гомеровский эпос, который живописно повествовал о существовании лабиринта, в котором жил Минотавр, пожирающий людей и требующий все новых и новых жертв, о смелом Тезее, который убил Минотавра и, воспользовавшись нитью Ариадны, благополучно вышел из лабиринта, о злом царе Миносе, обижавшем Дедала и Икара и проч. "небылицах". Но знаменитому английскому археологу Эвансу в 20 веке удалось раскопать на Крите руины древнего дворца, канализационная система которого напоминала лабиринт. Более того, сохранившиеся стены дворца были разукрашены чудесными фресками, в сюжете которых постоянно присутствовал Бык – главный культ данной культуры. Цивилизация, существовавшая на Крите, называется минойской. По весьма популярной гипотезе (пока только гипотезе!), она возникла после завоевания Дельты царем Верхнего Египта Нармером. Часть населения Дельты во главе с Миносом отказалась подчиниться победителям и эмигрировала на остров Крит. Этот факт в частности подтверждает культ быка, существующий как в Дельте, так и на Крите. Также многие символы Крита совпадают с египетскими (например, трезубец); критянскую письменность можно интерпретировать как самостоятельное развитие египетских иероглифов. Главные моменты освобождения Греции от Крита, как уже отмечалось, отображены в гомеровском эпосе. В дорийский период мы наблюдаем другие заимствования. Так, у финикийцев греки взяли алфавит, заменив им пиктограммы, что позволило уточнить письмо. Это немаловажно как для совершения торговых операций, так и для науки. Интенсивные контакты с Египтом способствовали развитию греческой науки и искусства. Б. Античное искусство 1). "Гомер" был первым существенным достижением греческой цивилизации. «Гомером» называют два эпических сказания – «Илиаду» и «Одиссею». Автором их был легендарный поэт-сказитель Гомер, слепой старик, который, как водится, видел мир лучше других. С известной осторожностью можно утверждать, что "Гомер" создавался в течение нескольких веков, и был, как любое эпическое произведение, коллективным продуктом - его "пропел" весь греческий народ. Он в классической, образцовой форме отразил мифологическую картину мира, включающую донаучные знания о нем, был для греков религией, историей, образцом поведения и, наконец, существенной частью их образования. Грек строил свою жизнь по образцам, которые находил в гомеровском эпосе. Но "Гомер" был также великим художественным произведением. В течение многих веков - образцом для подражания в европейской культуре. Перевод Гомера на язык другого народа свидетельствовал о том, что культура этого народа в целом вполне созрели, приобрела достойную классики форму. По событиям, которые в нем отражены, "Гомер" принадлежит к микенскому периоду древнегреческой культуры. "Гомер", как уже отмечалось выше, был не только художественным произведением, в нем прослеживаются отзвуки реальных исторических событий (война греков с троянцами и Критом). Таким образом, "Гомер" выполнял роль мифа, первичного идейного комплекса, сплотившего греческий мир (совокупность греческих городов-государств) в единое целое. 2). Основные художественные достижение античного искусства связаны со скульптурой и драматургией, точнее, с трагедией. В основе двух этих искусств лежали два противоположных принципа – принцип Аполлона и принцип Диониса, Вакха. Бог Солнца, освещающего мир света, Аполлон был непосредственно связан с греческим рационализмом. Рационалистическое познание исключительно высоко ценились греками как высшая форма познавательной деятельности. Бог Дионис (Вакх), бог вина, был растительным, точнее, сельскохозяйственным культом. По легенде его разрывают титаны, но он возрождается вновь, причем не в царстве теней, не в царстве мертвых, а в реальности, в царстве живых. Первоначально бог Дионис был культом женщин, его ритуальное почитание называлось «вакханалией». Во время празднования все женщины города, даже почтенные матроны, ночью уходили в горы. Там жгли костры, упивались вином, закусывали козлиным мясом, только что убитого животного. Козел (по-гречески "трагос") этот символизировал Диониса. Пьянство сопровождалось плясками и пеньем. Данный культ принял цивилизованную, рациональную форму, превратившись в античную трагедию, т.е. стал театральным действием, приобретя ясно выраженное аполлоническое начало. Самые знаменитые авторы трагедий – Эсхил, Софокл, Еврипид. Выдающимся комедиографом, «отцом комедии» был Аристофан. Объяснил древнегреческую трагедию Аристотель в своем знаменитом произведении «Поэтика». Важнейшей задачей драматурга Аристотель называет создание фабулы (основной линии сюжета). Фабула должна быть совершенной. Совершенство фабулы делает произведение прекрасным. Совершенство суть то состояние бытия, в котором достигнута гармония между целым и частями, нет ничего лишнего, но нет и пропусков, создающих неясность, вызывающих вопросы. В гармоническом целом части не «заслоняют» целого, а целое не подавляет части. Главным элементом трагедии является трагический герой – «человек, лучший из существующих». Его гибель связана с трагической коллизией, которая имманентна (внутренне присуща) миру. В трагическом конфликте стороны обладают и правотой и неправотой одновременно. Герой гибнет в силу того, что он совершает трагическую ошибку. Ее специфика в том, что трагический герой не выбирает между разными мотивами поведения. Он действует, руководствуясь соображениями справедливости, так как и должен действовать настоящий герой. Но всех последствий поступка человек знать не может. И правильное действие, правильный поступок губит героя. Смысл трагедии Аристотель видит в достижении катарсиса (очищения). Основная проблема, требующая объяснения, состоит в том, что в трагедии гибель человека доставляет зрителю особое удовольствие, которое не имеет ничего общего с чувствами, которые мы испытываем в связи с гибелью человека в реальной жизни. Именно высокое трагическое чувство называется катарсисом. В трагедии все художественные средства способствуют этому возвышению чувств. Герой трагедии прекрасен, а красота наиболее остро переживается и оценивается нами именно в момент гибели. Прекрасная фабула, стихотворное изложение, поднимающее действие над обыденностью (ведь в обычной жизни стихами не говорят!), способствуют очищению того чувства ужасного, которое мы испытываем при соприкосновении со смертью. 3). Греческая скульптура с удивительной полнотой выразила антропологическую идею, которая господствует в греческой религии. Олимпийские боги были во многом такими же, как обычные люди, отличаясь от последних большей материальной свободой, т.е. могуществом, и бессмертием. Но они не всемогущи, а в нравственном смысле, вообще вряд ли превосходили обычных граждан. Поэтому художники имели достаточно оснований ваять скульптуры богов, делая их подобными людям. Но это тело создавалось столь же прекрасным, каким виделся греческому эстетическому чувству космос, т.е. природа как цельное тело. В отличие от египетской и вавилонской скульптуры, в которой атрибуты божественности (крылья, головы животных и проч.) отделяют фигуры богов от реальности, греческая скульптура реалистичнее. Реализм способствовал освобождению греческого искусства от художественного канона, сделал их творчество демократичнее. Боги Греции в скульптурных изображениях получили индивидуальные черты (даже один и тот же бог в разных его изображениях). В скульптуре Греции ярко проявил себя рационалистически-космический элемент (культ Аполлона). Данный элемент, объективно присутствующий в этом искусстве, был усилен действием природных сил и времени. Ветер, песок, дождь несколько сгладили эмоциональный момент (краски, зрачок, мимические морщинки и проч.), отображенный в камне. Таким образом природа "обманула" европейскую культуру последующих времен, которая стала подражать античным авторам. Греческий мир воспринят ею более рационалистически-холодным, чем он был на самом деле. В. Политическая культура. Одним из главных достижений древних греков было изобретение демократии, народовластия. В политическом смысле греческие города-государства были весьма разнообразны. Каждый город имел специфическую систему права и специфическую форму правления. Крайние полюса этого многообразия – Афины и Спарта. Афинский политический принцип дал классический образец демократического устройства с имманентной ему свободой. Спартанский, аристократический принцип подчинил личность государству. Спарта строила жизнь на началах единства, солидарности правящего слоя. В ее устройстве отчетливо прослеживаются коммунистические черты. Идея равенства и одинаковой ответственности всех спартанцев перед государством дополнялась неоправданно существенным вмешательством государства в личную жизнь – Спарта одинаково в условиях коллектива воспитывала детей, совет стариков определял главный вопрос – будет ли жить ребенок или нет, нужен ли младенец обществу или нет. Даже такой, глубоко интимный вопрос, как еда, регулировался, ибо спартанцы в обязательном порядке культивировали «общий стол». Спарта достигла огромных успехов в военном деле. Военная доблесть спартанцев стала легендой, вечным примером для подражания. Но в духовной сфере данный принцип никак себя не проявил. В Спарте не было ни великих философов, ни поэтов, ни скульпторов… Демократические Афины в этом смысле существенно отличались от Спарты. Военная и гражданская доблесть афинян также стала легендой. Но свобода, которую они культивировали, способствовала расцвету духовной культуры, способствовала творчеству. В силу этого многие предпочитают в качестве образца для подражания именно афинскую культуру, хотя, конечно, афинская демократия в полном объеме сегодня неосуществима. Спартанская культура подчинила личность государственному принципу. Свобода была минимальной. Долг перед обществом, перед Спартой определял ценности жизни гражданина. Но личность исчезает в спартанском государственном принципе. Спартанец существует, но он не имеет индивидуального лица. Афиняне, в отличие от спартанцев, культивировали принцип свободы личности. Именно их культуру называют демократической. Афиняне, как и спартанцы, высоко ценили государство. Но они делали акцент на свободе вместо подчинения. Государство было их личным творчеством, и за этот творческий продукт они несли ответственность. В Афинах жил тот, кто хотел участвовать в демократии. Иные люди могли эмигрировать, строить свою жизнь в других полисах, где подобная демократическая ответственность не требовалась. Именно в Афинах были достигнуты существенные результаты в духовной жизни. Именно здесь существовали великие научные школы, великая драматургия, великие скульптура и архитектура. Г. Философия. Величайшим достижением древних греков было открытие науки. Именно греки создали то, что сегодня называют наукой, т.е. свободный личный поиск истины ради нее самой, систему развивающегося проверяемого знания. Они называли свое открытие "философией" (появилась в 7 - 6 веках до н. э). Греческое слово философия буквально значит любомудрие, любовь к мудрости. Уже в данном названии подчеркивается принципиально новый элемент, внутренне присущий научному знанию, - бескорыстное стремление к истине, поиск истины ради нее самой. В отличие от консервативных египетской и вавилонской систем знания, научное знание развивалось бурно. И очень скоро (в течение двух веков) греческие философы открыли многие науки, существующие по сей день. Нельзя не отметить то существенное значение, которое принадлежит процедуре проверки. Проверка знания бывает эмпирической и логической. Греческое эмпирическое исследование опиралось на наблюдение и сравнение. Что же касается логики, то здесь греки, со времен Аристотеля, требовали формулировки знания в виде логически непротиворечивой системы понятий. И в этой связи можно говорить, что решающую роль в становлении принципиально новой системы знания - науки - сыграла логика. Она в качестве научного метода стала разрабатываться уже с момента появления философии и достигла своего расцвета и классического выражения в трудах одного из самых выдающихся ученных древнего мира - Аристотеля. В заключение назовем самых знаменитых ученых древней Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон и уже упомянутый выше ученик Платона - Аристотель. Текст 6. Культура европейского средневековья А. Христианство как основной элемент средневековой культуры. Эпоха средневековья продолжалась в Европе с IV по ХIV века. Основная идея, лежащая в основе данной культуры, – интуиция абсолютного творческого субъекта. Этим субъектом явился Бог. Бог определяет все элементы культуры: для науки он есть истина; для искусства – прекрасное, точнее, источник красоты; для нравственности – абсолютное добро. Данная идея в средневековой культуре существует религиозно, как предмет веры, поэтому ее принято называть "интуицией". Средневековая религия сформировалась в опоре на мистическую интуицию "встречи с Богом" в образе богочеловека Иисуса Христа. Религию эту называют «христианством». Христианская религия является более совершенным образцом иудейской религиозной традиции, связанной с единобожием. Христиане верят в единого Бога-творца, источника положительных ценностей, вызвавшего мир из небытия словом своим. Но к древнейшему священному тексту ("Ветхому завету") христиане добавляют "Новый завет", т.е. проповедь Иисуса Христа. Опираясь на "Новый завет" христианская религия по-новому четко и ясно определила смысл человеческой жизни. Он состоит в подражании Богу, в уподоблении Богочеловеку Иисусу Христу. Определив смысл жизни, христианство дало человеку надежду, связанную с Царством Божьим и воскрешением праведников. В связи со сказанным, главный праздник христианского мира – пасха, празднование чуда воскрешения богочеловека Иисуса Христа. Христианство изменило древний мир, изменило жизнь народов Римской империи. Немаловажно, что христианство отказывается от националистического момента, который, несомненно, присутствует в иудаизме – идеи богом избранного народа, т.е. иудеев. Перед Богом, согласно христианству, все равны. Также христиане отказываются от иудейской идеи установления Царства Божьего, то есть Израиля, на Земле. Бог, согласно христианству, создаст это царство в будущем, для праведников. На первое место в качестве высшей ценности христиане ставят свободу. "Человек есть образ и подобие Бога, - считают они, - и этот образ Его в человеке – свобода". Во многом благодаря данному общечеловеческому элементу вероучения христианство постепенно завоевывает умы и сердца народов Римской империи. Но идея свободы, делающая рабство незаконным в глазах Бога, способствует кризису римского политического принципа, который Рим так и не смог преодолеть. Христианство идейно объединило народы древнего мира. В связи с историческими событиями, происшедшими в Западной Европе и разрушившими Римскую империю, на первое место в истории Европы выходят германские народы, весьма далекие от передовой цивилизации. Здесь христианская религия становится, фактически, единственным элементом духовной культуры. Другие ее элементы, по существу, либо отсутствовали (наука), либо были "подчинены" религиозному миросозерцанию (философия, серьезное искусство). Народами в первый период средневековья правили неграмотные императоры, окруженные необразованной знатью. Духовная жизнь сохранилась лишь в церкви. В качестве очагов культуры следует назвать монастыри, где существовала грамотность и происходила кропотливая работа по созданию новой культуры, опирающейся на христианскую религию. В монастырях изучались древние книги, осмысливалась языческая литература, но главным предметом изучения, главной книгой была «Библия», т.е. Слово Божие. В конце концов, долгая духовная работа монастырей принесла свои плоды, предопределив расцвет культуры в эпоху позднего средневековья. |