Главная страница
Навигация по странице:

  • Б. Основные элементы культуры Месопотамии

  • Культурология 1 курс. Лекции.. Текст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры


    Скачать 419.5 Kb.
    НазваниеТекст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры
    АнкорКультурология 1 курс. Лекции..doc
    Дата24.04.2017
    Размер419.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурология 1 курс. Лекции..doc
    ТипДокументы
    #2433
    КатегорияИскусство. Культура
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Текст 4. Культура Месопотамии

    А. Научное открытие древней цивилизации в междуречье Тигра и Евфрата.
    О существовании цивилизации в районе Тигра и Евфрата европейская наука знала не только по описаниям древнегреческих историков, но и из Библии. Древнейшая история, согласно Библии, происходила в этом месте. Но сказания о вселенском потопе, о вавилонской башне и проч. носили, на взгляд просвещенных людей XVIII – XIX столетий, откровенно сказочный, мифологический характер. Правда, частично они совпадали со сведениями греческих историков более позднего времени (Геродота, Стробона и др.), но последние также видели маловато, а в основном пересказывали всякого рода «небылицы». Также поступил в III веке до н. э. вавилонский жрец Берос, который, используя старые вавилонские списки, написал сводный труд по истории Месопотамии. От Бероса мы узнаем, что вавилоняне делили историю своей страны на два периода – «до потопа» и «после потопа». Ссылаясь на шумерских жрецов, Берос перечисляет десять царей, которые правили до потопа, и указывает на общий срок их правления – 432 тысяч (!!!) лет. Фантастическими были и его сведения о правлении первых царей после потопа. Но при этом Берос был «главным авторитетом» по Древней Месопотамии для греческих историков.

    В отличие от Древнего Египта, в Двуречье не сохранилось никаких следов древней цивилизации. Месопотамия сегодня называется Ираком, а его столица – Багдад. В тот момент, когда начались научные изыскания в Месопотамии, район этот был в основном пустыней. Перед взором первого исследователя-археолога открывалась плоская территория, на которой предположительно располагалась древняя страна, лишь таинственные холмы привлекали его взор. Именно эти холмы стали предметом исследований археологов.

    Пионером здесь был французский врач Ботта. В основе его работы лежали смутные догадки и любопытство. Проявив поразительное упорство, ибо поначалу он почти ничего не находил, Ботта обнаружил цивилизацию, расцвет которой продолжался добрых два тысячелетия и которая потом, забытая всеми, покоилась под землей. Первой была открыта ассирийская столица Ниневия. Ботта выкопал Дворец ассирийского царя Саргона, о котором упоминается в библейских пророчествах Исайи, построенный в 709 году до н. э. Найденное Боттой, запечатлел художник Фланден. Его рисунки вошли в первую научную книгу об Ассирии – «Памятники Ниневии» в пяти томах. Изображенные рельефы и скульптуры были поразительны.

    Удачный пример Ботты вдохновил других археологов на поиски. Вскоре, в 1845 году англичанин Лэйярд приступил к раскопкам в холме Нимруд. Он нашел дворцы Ашшурнасирапала Второго (884 – 859 годы до н. э.), затем он продолжил раскопки древней Ниневии, где обнаружил дворец одного из самых могущественных правителей ассирийской империи Синаххериба (704 - 681 годы до н. э.). Здесь, в поздней пристройке к дворцу, Лэйярд обнаружил большую библиотеку, содержащую 30 000 томов, точнее, обоженных глиняных табличек. Библиотека принадлежала наследнику Синаххериба Ашшурбанапалу (668 – 626). В ней было собрано все знание того времени: научные и магические трактаты, царские указы, хроники исторических событий… Одно из самых значительных открытий – обнаружение эпического текста «Сказание о Гильгамеше», который был на 2/3 бог, а на 1/3 человек.

    Расшифровка этих таблиц стала одним из главных дел ученых. Впрочем, метод ее, точнее, ключ к расшифровке был найден еще за 47 лет до открытий Ботты. Его открыл в 1802 году немецкий ученый Георг Гротефенд (1775 – 1853). Задача, решенная им, видится еще более сложной, чем расшифровка египетских иероглифов, ибо у него не было «Розеттского камня», который содержал перевод текста на греческий язык. Сегодня мы знаем, что на территории Месопотамии (между Дамаском и Ширазом) сменились на протяжении тысячелетий шесть различных цивилизаций, каждая из которых оказывала в пору своего расцвета большое влияние на весь древний мир. Эти цивилизации, стиснутые в узком пространстве, обогащали друг друга и были в то же время независимыми. Время их существования заняло 5 тысячелетий. Понятно, что на протяжении этого периода менялись не только языки, но и письменность. Гротефенд, тщательно изучал таблички клинописи отыскал кое-какие закономерности, связанные с направлением их чтения, отделения слов друг от друга и проч. Гротефенд работал с табличками из Персеполя, относящихся к позднейшей персидской культуре. Ряд табличек, в которых отчетливо различались три вида письма, начинались схожей последовательностью знаков. Идея, осенившая Гротефенда, была по-настоящему гениальной. Гениальность, кроме прочих качеств, заключает в себе способность видеть в сложном простое и в конструкции – ее принцип. Лежащие перед ним клинописные тексты были копиями надгробных надписей. Ученый не без оснований предположил, что традиционные тексты на могильных памятниках вряд ли изменились на протяжении веков. Поэтому известные ему надписи, встречающиеся на персидских могилах, вполне могут соответствовать древнеперсидским образцам. Традиционный текст на персидских могилах позднего времени –

    «х великий царь, царь царей, царь а и в,

    сын у великого царя, царя царей…»

    Нетрудно предположить, что речь на погребальной плите идет о банальной родословной. Просмотрев много таблиц, Гротефенд обнаружил некоторую закономерность, которая может быть схематично выражена так:

    «х –царь, сын z

    у – царь, сын х –царя»

    Решающим для последующего шага был пропуск, точнее, отсутствие слова «царь» после имени, которое в приведенной схеме обозначено как z (т.е. z - основатель династии). Схема обозначает следующую родословную: дед – отец – внук, причем отец и внук – сыновья царя, а дед нет. Перебирая варианты, Гротефенд находит единственно возможную последовательность. Речь в тексте идет о персидских царях Дарии и Ксерксе. Ключ был найден, начало дешифровки клинописи было положено.

    Но число найденных клинописных табличек столь велико, что их расшифровка и публикация до сих пор не окончена. Раскопки дали множество образцов глиняных табличек. Ведь, как теперь стало известно, неуклюжая на вид письменность вполне отвечала своему назначению. С ее помощью успешно решались все политические и хозяйственные вопросы. Так, например, при расчете в лавке, писцы брали свежеизготовленные, еще мягкие глиняные таблицы. Выцарапывали на них с помощью тростниковой палочки наименование и цену товаров, отдавали копию покупателю, а оригинал оставляли себе. Затем эти таблички обжигали в печи, где они затвердевали на тысячелетия.

    В упомянутой библиотеке Ашшурбанапала был найден словарь древних языков исчезнувших цивилизаций (шумерский, аккадийский, вавилонско-ассирийский). Изучение данной находки ускорило расшифровку.

    Но вернемся к раскопкам. Следующим крупнейшим археологическим открытием стали раскопки Вавилона, которые в течение пятнадцати лет осуществлял Кольдевей. Уже в двадцатых годах ХХ столетия английский археолог Леонард Вуллей предпринял раскопки в Уре, на родине библейского Авраама. Ему удалось доказать, что и в сказании о Гильгамеше и в Библии речь идет об одном и том же потопе, более того, благодаря его находке потоп стал историческим фактом. Конечно, мы перечислили лишь основные события археологического открытия Месопотамии. Были и другие, конечным и совместным результатом которых было открытие самой древней часть истории Месопотамии. Эта история связана с цивилизацией шумеров. Наконец, сегодня мы можем уже представить древнюю историю Месопотамии в достаточно полном объеме, как историческую цепь рождения и угасания древних цивилизаций.

    Б. История Месопотамии не является столь же однородной, как история Египта. Когда-то в район дельты Тигра и Евфрата пришел неизвестно откуда народ шумеров. Он принес с собой уже сложившуюся культуру – письменность и законы. Первоначально цивилизация существовала в политической форме многих городов-государств. В конце концов, шумеры были на протяжении немногих столетий уничтожены варварскими племенами. Но на основе их культуры была создана и расцвела наследница царства Шумера и Аккада – Вавилония.

    В Библии говорится о смешении языков при постройке Вавилонской башни. И действительно, в Вавилоне существовало два государственных языка – шумерский и семитический. С течением времени шумерский язык стал языком юристов и жрецов. Примешались еще другие диалекты.

    Первым местным царем, которому удалось объединить под своей властью всю территорию был Саргон I (2684-2630 до н. э.). О его рождении сохранился миф, чрезвычайно напоминающий аналогичные мифы о рождении Кира и Ромула, Кришны, Моисея и Персея: его мать зачала непорочно, а родив, положила ребенка в корзинку и пустила вниз по реке. Подобрал Саргона Акки-водонос; он взял его к себе, воспитал и сделал водоносом и садовником. Потом богиня Иштар сделала его царем. Долгое время считалось, что истинный царь – Саргон – личность мифическая. Сегодня его деятельность подтверждена документально.

    Династия Саргона царствовала двести лет, затем она пала. После этого начинается вторжения горных племен, прежде всего гутиев; они грабят и разоряют страну. Города-государства ведут ожесточенную борьбу за господство. Отдельные цари-жрецы Ура и Лагаша, такие, как Ур-бау и Гудеа, приобретают на время большое влияние. Несмотря на политические распри искусство и наука, выросшие на почве шумерского культурного наследия, достигают в это время высшего расцвета, их влияние весьма плодотворно сказывается затем на протяжении всех последующих четырех тысячелетий истории человечества.

    Хаммурапи, правящему сорок два года, удалось в жестокой политической борьбе, с помощью оружия вновь объединить страну. По своему могуществу и культуре она теперь имела все основания претендовать на первенство среди остальных стран мира. Хаммурапи был не только воином; у него хватило выдержки, получив власть, двадцать пять лет спокойно ждать, пока состарится его главный враг, царь Ларсы Римсин, с тем, чтобы наверняка разбить его. Хаммурапи был первым в истории великим законодателем. Одна из знаменитейших надписей гласит: «Для того, чтобы сильный не обижал слабого, чтобы с сиротами и вдовами поступали по справедливости, он велел начертать в Вавилоне, в храме Эсагила, свои законы на каменной стеле и поставить ее перед статуей, на которой он был изображен как царь справедливости». Впрочем, небольшие кодексы законов существовали и до него: один – царя Исины, царя Шульги из 3 Династии Ура.

    Хаммурапи заслужил славу законодателя тем, что собрал разрозненные локальные законы и предписания, объединив их в единый свод законов; триста с лишним параграфов этого свода не утратили своего значения и тогда, когда вавилонское царство было уже давно разрушено.

    Необыкновенный подъем надолго исчерпал производительные силы шумеро-вавилонского государства. Политическая раздробленность ослабила государственную власть; экономика была подорвана. При Кадашмане-Энлиле I и Бурнабуриаше II Вавилон поддерживал торговые связи со всеми соседними странами вплоть до Египта; сохранилась переписка, которая велась около 1370 года с третьим и четвертым Аменофисами. И даже тогда, когда страна освободилась от касситского ига, арамейские бедуины и вторгавшиеся с севера ассирийцы позаботились о том, чтобы вавилонское государство не смогло возродиться.

    Но Ниневия продолжила культуру Вавилона. Тукульти-Нинурта I (около 1250 г. до н. э.) был первым ассирийцем, которому удалось взять в плен вавилонского царя. При Тиглапасаре I (около 1100 года до н. э.) Ассирия стала великой державой, однако при его преемниках она настолько ослабла, что кочевые племена арамейцев не только заставали ее не раз врасплох, но даже располагались поселениями на ее территории. Лишь Ашшурнасипалу II (884-860 г. до н. э.), а вслед за ним Сарманасару IV; (781-772 г. до н. э.) удалось возродить мощь государства, расширить его границы вплоть до Средиземного моря, завоевать всю Сирию и даже обложил данью финикийские города. Ашшурнасирапалу город Калах (Кальху) - царская столица - обязан великолепным дворцом, а Ниневия – храмом Иштар. Семирамида (Шаммурамат) царствовала четыре года; ее сын Ададнерари (810 – 782 г. до н. э.), решив, что политический успех "стоит мессы", пытался ввести в Ассирии почитание вавилонских богов, однако только Тиглатпаласар III, который правил с 745 по 727 г. до н. э. (в Библии он фигурирует под именем Фула), необыкновенно энергичный узурпатор, вернул Ассирии право именовать себя великой державой и в соответствии с этим поступать. При Тиглатпаласаре III границы государства простирались от Средиземного моря до Персидского залива; он вторгся в пределы Армении и Персии и покорил народы, которые вряд ли удалось бы покорить кому-либо другому, так как они были необыкновенно воинственными; завоевал Дамаск и захватил значительную часть северного Израиля. Помимо перечисленных нами царей, страной правили и многие другие, однако они не заслуживают упоминания в кратком обзоре.

    Саргон II (722-705 г. до н. э.), победитель хеттов Кархемиша, при котором Ассирия испытала власть, быть может, самой жестокой политической централизации. Он был отцом Синаххериба Бесноватого (705-681 г. до н. э.), разрушившего Вавилон, и дедом Асархаддона (681-669), который отстроил Вавилон, одержал на севере победу над киммерийцами, а в 671 году до н. э. завоевал в Египте Мемфис и ограбил его, пополнив казну Ниневии; наконец, он был прадедом Ашшурбанапала (668-629 годы до н. э.), который, правда, потерял в борьбе с фараоном Псамметихом I египетские завоевания отца, но зато был силен в интригах и довел своего мятежного брата, правителя Вавилона, до самоубийства. Ашшубанапал основал величайшую библиотеку древности в Ниневии (ее превзошла только знаменитая Александрийская библиотека) и, несмотря на многие военные походы, был скорее мирным правителем, чем завоевателем.

    Из последующих правителей следует упомянуть Синшаришкуна (625-606 г. до н. э.), который не смог удержать власть в своих руках и не сумел противостоять все усиливающемуся натиску мидийцев; он доверился халдейскому полководцу Набопаласару, но тот изменил ему в самый критический момент, и, когда мидийцы ворвались на улицы Ниневии, Синшаришкун сжег себя вместе со своими сокровищами и женами на гигантском костре; согласно Диодору, который в свою очередь ссылается на Ктесия, высота костра достигла чуть ли 400 футов; в костре погибло также сто пятьдесят два золотых ложа, такое же количество золотых столов, десять миллионов золотых талантов, сотня миллионов серебряных и множество драгоценных пурпурных одеяний.

    Было ли это концом вавилоно-ассирийской истории? С воцарением полководца-изменника Набопаласара на вавилонском троне снова появился узурпатор. Он расчистил дорогу для своего сына Навуходоносора II (604-567 г. до н. э.), «цезаря» Двуречья.

    Великолепие и роскошь, силу самодержавной власти, которую теперь увидел Вавилон, нельзя отнести только за счет духа, традиции и древнейшей культуры этого города. Все это воспринято как бы в преломлении через культуру Ассирии и Ниневии. Ни в чем это новое царство не соприкасалось со старой культурой, старыми обычаями, старыми общественными формами. Сегодня мы называем его нововалонским царством, это была декадентская цивилизация, сложившаяся на почве старой культуры.

    Все деяния Навуходоносора носили цивилизаторский характер. В дошедших до нас надписях восхваляются его заслуги в области техники: он строил каналы, разбивал парки, соорудил бассейн, воздвиг бесчисленное множество зданий - светских и духовных. Однако вслед за расцветом той или иной цивилизации следует ее регресс и упадок. Через шесть лет после смерти Навуходоносора дворцовый переворот смел его династию. Последний правитель Вавилона Набонид (555-539 г. до н. э.), чудаковатый святоша, погиб во время штурма дворца, который был сдан предателями персидскому царю Киру.

    Так в годы правления Навуходоносора культура Двуречья пережила свой последний подъем.

    (Реферат соответствующей главы книги: Керам, К. Боги, гробницы, ученые/ К. Керам: Пер. с нем. - М.: Республика, 1994)
    Б. Основные элементы культуры Месопотамии

    Легенда о Гильгамеше (основной миф Месопотамии) повествует о подвигах этого героя, который был на 2/3 бог, а на 1/3 человек, и лесного звероподобного человека Энкиду. Последнего привела в город Урук священная блудница, жрица богини Иштар, для того чтобы он победил "Гильгамеша надменного". Однако схватка закончилась вничью, а Гильгамеш и Энкиду стали друзьями, заключили вечный союз и совершили вдвоем немало героических деяний: они убили Хунбабу, грозного владыку кедрового леса, а Гильгамеш даже бросил вызов богам, грубо оскорбив Иштар и отвергнув ее божественную любовь. Энкиду умер от страшной болезни. Гильгамеш долго его оплакивал, но, дабы избежать столь же печальной участи, отправился на поиски бессмертия. Он идет к прародителю человечества Утнапиштиму, которому в свое время, когда боги наслали на человечество великую кару, единственному было даровано спасение и бессмертие. И Утнапиштим, прародитель, поведал Гильгамешу историю своего чудесного спасения. Эта история, нужно признать, даже в некоторых деталях совпадает с библейской легендой о всемирном потопе. Таким образом эпизод из Гильгамеша по сути древнейший вариант истории Ноя.

    Вавилон.

    Самые подробные описания древнего Вавилона составили греческий историк Геродот и лейб-медик Артаксеркса II Ктесий. Больше всего поразила их воображение городская стена. О ее размерах Геродот сообщает такие удивительные данные, что их на протяжении двух тысячелетий относили на счет присущей путешественникам склонности к преувеличению: по его словам, стена была такой широкой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверками лошадей. Но английскому археологу Кольдевею удалось обнаружить эту стену и доказать, что сведения Геродота не были преувеличены. Сначала была найдена стена из сырцового кирпича шириной семь метров. На расстоянии двенадцати метров от нее возвышалась другая стена, на этот раз из обожженного кирпича, шириной семь метров восемьдесят сантиметров, а за ней – третья стена, в свое время, очевидно, опоясывавшая ров, который наполнялся водой, если городу грозила опасность. Эта стена была сложена из обожженного кирпича и имела ширину три метра тридцать сантиметров. Пространство между первыми двумя стенами было в свое время заполнено землей, вероятно, вплоть до кромки внешней стены. Здесь было место для четверки лошадей. Через каждые 50 метров вдоль стены стояли сторожевые башни. Кольдевей определил, что на внутренней стене их было 360, на внешней Ктесий насчитал 250 башен. Стена свидетельствует, что Вавилон был самым крупным городом на Востоке. А если считать, как в средневековье, что город – обнесенное стеной поселение, то Вавилон был и остается самым большим городом, существовавшим когда-нибудь на свете.

    Сады Семирамиды. Вечно зеленые висячие сады, которые Геродот назвал их одним из чудес света, были расположены на крыше здания, внутри которого проходила удивительная для того времени водопроводящая система (убедительное свидетельство о высочайшем уровне развития цивилизации в Месопотамии). Система также была открыта археологами и существование садов, таким образом, было научно подтверждено (Кольдевей!).

    Вавилонская башня (зиккурат). О ее строительстве есть упоминание в Библии: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли».

    Та башня, о которой говорится в Библии была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. Но на смену ей была выстроена новая. Вавилонская башня поднималась гигантскими террасами; Геродот говорит, что ее составляли восемь башен, поставленных друг на друга; чем выше, тем размер башни был меньше. На самом верху, высоко над землей, был расположен храм. (В действительности башен было не восемь, а семь.)

    Основание башни было шириной девяносто метров; столько же метров она имела в высоту. Из этих девяноста метров тридцать три приходились на первый этаж, восемнадцать – на второй и по шесть метров на остальные четыре. Самый верхний этаж высотой в пятнадцать метров был занят храмом бога Мардука. Покрытый золотом, облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путника.

    Нужно сказать, что каждый большой город Месопотамии имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней. На ее строительство ушло восемьдесят миллионов кирпичей; колоссальной громадой возвышалась она над всей округой. Так же как и египетские пирамиды, Вавилонскую башню воздвигали рабы, но пирамиду строил один правитель для себя. Вавилонскую башню строили несколько поколений правителей – то, что начинал дед, продолжал сын и заканчивал внук, ибо правители строили ее не для себя, а для всех. Зиккурат был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

    Говоря о других достижениях Месопотамской цивилизации, мы должны упомянуть, что все они в той или иной степени были связаны с достижениями шумеров, древнейшего народа, происхождение которого до сего дня остается загадкой. Влияние шумерской культуры распространилось на все страны – все, что достигло своего расцвета в Вавилоне и Ниневии, выросло на шумерской почве. Приведем лишь несколько примеров.

    Кодекс Хаммурапи, высеченный на стеле, по своему содержанию представлял собой по сути дела компиляцию старошумерских законов и обычаев. Причем, кровная месть, сохранившаяся во времена всех последующих цивилизаций, а в некоторых районах Европы вплоть до настоящего времени, была в кодексе Хаммурапи фактически упразднена. Вместо индивидуальной мести за несправедливость существовала месть государственная. Законы были жестоки, а обилие суровых телесных наказаний носило отпечаток восточного деспотизма, но влияние кодекса Хаммурапи чувствуется и в Юстиниановом кодексе и во многих других, даже в кодексе Наполеона.

    Искусство врачевания у вавилонян, тесно связанное с магией, возникло в Шумере. У вавилонян были государственные медицинские школы. Во многих случаях врач руководствовался в своем искусстве религиозными предписаниями, в других случаях он нес ответственность перед государством, часто юридическую. Так, например, согласно параграфу 218 закона Хаммурапи, «если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или, снимая бронзовым ножом бельмо у человека, повредит глаз, ему следует отрубить руку».

    Божества шумеров, поклонявшихся небесным светилам, мы находим под другими именами в Вавилонии и Ассирии, в Афинах и даже в Риме.

    Изучение шумерами небесного свода и движения планет превратилось у них в точную науку. Оно послужило основой для создания карты звездного неба. Башни-зиккураты были не только религиозными сооружениями, но и лабораториями. Вавилонские жрецы вычислили движение Меркурия более точно, чем Птолемей; им удалось вычислить время обращения Луны вокруг Земли, причем они определили его всего лишь на 0,4 секунды менее точно, чем современные астрономы.

    Математика Вавилона основывалась на шумерской шестидесятеричной системе, которую аккадийцы соединили с десятеричной. Возникшие из-за этого затруднения устранялись с помощью счетных таблиц – своего рода счетных линеек древности. Они достигли удивительных результатов. Чтобы его оценить, достаточно вспомнить, что древние греки понятие 10 000 связывали с понятием «тьмы народов»; понятие 1 000 000 возникло на Западе лишь в XIX веке, а вавилонский клинописный текст приводит математический ряд, конечный итог которого выражается числом 195 955 200 000 000. Однако математическая наука вавилонян пагубным образом переплеталась с астрологией и пророчествами.

    (Реферат соответствующей главы книги: Керам, К. Боги, гробницы, ученые/ К. Керам: Пер. с нем. - М., 1994)
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта