Главная страница
Навигация по странице:

  • В. Теория трагедии.

  • Г. Политическая культура.

  • Культурология 1 курс. Лекции.. Текст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры


    Скачать 419.5 Kb.
    НазваниеТекст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры
    АнкорКультурология 1 курс. Лекции..doc
    Дата24.04.2017
    Размер419.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурология 1 курс. Лекции..doc
    ТипДокументы
    #2433
    КатегорияИскусство. Культура
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Текст 8. Культура классицизм
    А. Общая характеристика культуры

    Культура, как уже отмечалось выше, развивается не по прямой восходящей линии, а по спирали. Верхняя часть спирали содержит процессы, параллельные и подобные тем, которые происходили в низшей ее части, но в силу влияния предшествующего развития – более совершенные. Культура классицизма является своеобразным и, нужно признать, вполне сознательным повторением культуры античности.

    Тут можно, в целях объяснения, применить теорию знаменитого русского мыслителя М.М. Бахтина. Он полагал, что способ, форма развития культуры - диалог. И в этом постоянном диалоге культур данная конкретная национальная культура раскрывает свои потенциальные возможности. Так, античная культура в эпоху классицизма своеобразно раскрыла себя на итальянской, французской, немецкой и т.д. национальной почве.

    Слово "классический", буквально значит, образцовый. Для представителей классицизма образцом была культура Древней Греции и Древнего Рима. Классицизм, как общественное, точнее, социо-культурное явление возник в XVI веке в Италии, но своего расцвета он достиг во Франции в XVII веке, во время правления двух Людовиков – XIII и XIV. Затем классические традиции в той или иной степени проявили себя во всех странах Европы, включая Россию.

    В момент появления основных интуиций классицизма в духовной культуре Франции господствовал рационализм, учение, согласно которому разум является единственным адекватным средством решения возникающих в культуре проблем. Рационализм проник во все сферы культуры классицизма, даже в искусство. Основоположником рационализма Нового времени был французский математик и философ Рене Декарт. Декарт разработал особый, рационалистический метод исследования, который нашел широкое распространение в культуре, и мыслился классицистами в качестве универсального.

    В искусстве, в художественной культуре огромное значение принадлежит эмоциям, чувствам. В этом смысле искусство не является самым удобным предметом для рационалистического осмысления. Но и в нем есть вполне рациональные, даже математические моменты, как доказал древнегреческий философ Пифагор. Присутствие названных моментов, по мысли классицистов, позволяет включить искусство в сферу применения рационального метода. В процессе рационального осмысления художественного творчества выяснилось, что античный мир создал искусство, вполне понятное, вполне объяснимое, а следовательно, и соответствующее идеалам разумности. На этом основании был выдвинут и обоснован тезис: античному миру открылся закон красоты. Этот закон по своей сути является объективным, даже природным. Он вечен; он суть закон для всех времен и народов; он не зависит от воли, желаний, устремленности человека, да и вообще человеческой субъективности. Следовательно, по мысли классицистов, новое искусство должно строиться в духе этого закона, как продолжение античного, в стиле античного.

    Данная логика были использована не только применительно к искусству - классицисты применили ее в деле устройства политической жизни: политические институты устраиваются в духе рационализма, в традициях античного мира. Таким образом, античный мир становится своеобразным образцом для всей культуры эпохи классицизма.

    Главные авторитеты, на которые опиралась духовная культура классицизма - Аристотель и его римские последователи Вергилий, Гораций и др., - не разработали детальной теории искусства, но заложили некоторые наиболее существенные подходы к его осмыслению. Неслучайно названные авторы были изучены классицистами в возможно полном объеме. Другой, собственно художественный источник исследования – античное искусство. Изучение последнего способствовало появлению искусствоведения не только в качестве умозрительной дисциплины, существующей в русле эстетического знания, но и в качестве специальной, эмпирической науки, исследующей искусство.

    Кроме того, процесс рационализации художественной культуры позволил развернуть систему образования, в том числе и художественного. В связи с изучением искусства античности возникли учебные заведения, продолжающие, по мысли классицистов, традиции древней Греции и Рима. В качестве такового можно назвать академию (название берет от «академии» Платона). Во Франции учебные заведения приобрели государственный статус. Данные учебные заведения не были простой школой для малолеток. Академии по своей сути являются объединением художников. Такие объединения существовали и продолжают существовать в искусстве и науке. Первую французскую государственную академию открыл кардинал Ришелье в 1630 году. Это была академия французского языка. Она была призвана упорядочить систему государственного языка в стране и тем самым послужить государственной пользе, облегчить действия централизованной государственной власти.

    Художественные академии выполняли следующие функции. Во-первых, они стали школой по изучению античного наследия, местом научного обсуждения художественных проблем; во-вторых, они функционировали в качестве учебных заведений; в-третьих, академии были тем важнейшим социальным институтом, с помощью которого искусство подчинялось государственному интересу.

    Впрочем, действия государства в области искусства, в период классицизма, были вполне цивилизованными. Академия давала известное положение деятелю искусства. Она экономически, имущественно защищала его. На заседаниях академии присутствовал король, а всесильный министр финансов Кольбер выступал с докладами по вопросам искусства.

    Но какой смысл в том, чтобы воспроизводить античные образцы? Понять ответ на данный вопрос поможет учет следующие немаловажные обстоятельства. К XVII веку античная культура на территории Европы была фактически уничтожена. Ведь почти 1,5 тысячелетия античное искусство было в забвении. Здания были или разрушены, или перестроены. Скульптурные изображения были, фактически, превращены в памятники-инвалиды с отбитыми головами, руками, ногами, носами и проч. Более того, территория Древней Греции попала под контроль мусульманского мира, была оккупирована Турцией, стала недоступной не только для просвещенных любителей искусств, но и для исследователей. Точного представления о музыке не было. Правда, остались литература и театр, точнее, драматургия (театр в литературном варианте). Но их также следовало возродить, хотя бы в том смысле, что необходимо было перевести древние тексты на современные языки. Но данный перевод был совсем не простым делом. Ибо потребовал навыков художественного перевода, "перевоплощения в шкуру" древних авторов, совершенствования новых национальных языков в духе традиции Древней Греции и Рима.

    Б. Главным теоретиком искусства классицизма был Николя Буало. Он сам был поэтом, что не мешало ему заниматься теорией искусства. Он написал, точнее, изложил в стихах трактат «Об искусстве поэзии». И своим названием, и, в известной мере, - содержанием этот трактат суть подражание Аристотелю и Вергилию. Трактат содержит свод правил по созданию классического произведения искусства. Первое, основное правило гласит – искусство должно быть возвышенным, не таким, каким является мир. И в этом смысле поэзия является высшей формой литературной деятельности, ибо в жизни мы говорим прозой. Поэтически выраженная мысль поднимает искусство над жизнью. Небезынтересно заметить, что такую же функцию выполняет постамент в скульптурном изображении реальности (человека).

    Буало и другие классицисты полностью принимают аристотелевское определение прекрасного как согласие частей в целом. Классицисты необыкновенно высоко ставили формальный элемент гармоничности, формальное соблюдение правил симметрии и проч. Они не без основания полагали, что гармония как свойство красоты возвышает предмет над реальной, обыденной жизнью. Понятие гармонии, правда, трактовалась ими излишне рационалистически. Вообще рациональный момент в искусстве ставился, как уже отмечалось, выше эмоционального. Очень ценилась продуманность как содержательного аспекта художественного произведения, так и формального, стилистического.

    В живописи, в частности, главным элементом называют рисунок, а не колорит. И это понятно: рисунок дает представление о предмете, он родственен понятию о нем, ведь одним из способов определения понятия (точнее, способом, сходным с определением) является иллюстрация. Нужно признать, что логика классицистов была вполне убедительной, и оправдала себя в дальнейшем, когда были развернуты исследования природы, а также археологические изыскания. Карандашный рисунок сделался научным фактом. Колорит обращен к чувствам, игра красок, вызывает игру эмоций, чувств. В музыке на первый план выходит композиция, гармония, связанная, пусть и косвенно, с математическим разумом. Нюансировка, обращенная к чувствам, остаются на втором плане. Точнее, даже так – нюансировка, без которой музыка утратит свою выразительность, была весьма изощренной, тонкой, без резких контрастов. Бурные апассионатные динамические взрывы, способные вызвать в сердце слушателя столь же сильные страсти, не использовались, ибо сильные, затмевающие разум чувства классицисты не одобряли.
    В. Теория трагедии.
    Важнейшим из искусств классицисты считали трагедию. Классицисты достигли огромных успехов в данной сфере искусства. Мольер, Расин, Корнель до сего дня остаются классиками жанра, а их произведения продолжают сценическую жизнь. Но заслуга создания теории трагедии принадлежит Буало.

    Трагедия, равно как и комедия, принадлежит к сфере драматического, является литературным жанром. Литературные жанры Буало делит на два рода – высокие и низкие. Примером высокого жанра является трагедия, низкого – комедия. В трагедии используется поэтическая речь, возвышающее действие над привычной реальностью. В комедии допускается проза, речь, родственная обыденности. Впрочем, классицисты подчеркивали, что оба жанра обладают значительным социальным смыслом, связанным с гражданским воспитанием зрителей. Трагедия способствует очищению души от пагубных страстей. Основной стержень трагедии – конфликт между чувством и долгом. Долг осознается личностью в результате осмысления роли человека в государстве, он определяется в связи с той ролью, с теми обязанностям, которые выполняет данный конкретный человек. Трагическая коллизия с вытекающими последствиями – гибель героев – возникает тогда, когда герой забывает долг, забывает то, что он должен делать и поддается влечению страсти. Его действие, детерминируемое страстью, и будет той самой трагической ошибкой, о которой писал Аристотель. Герой не совершает этой ошибки в обычном смысле этого слова, ибо ошибается, по общему правилу, рассудок, который выбирает линию поведения, не учитывая какой-либо существенный аспект сложной реальности, в которой он действует. Сильная страсть делает человека безумным. Он не думает, не выбирает, а следовательно, и не ошибается в принятом смысле этого слова. Он действует по велению страсти, он – раб страсти. И он гибнет, совершив трагическую ошибку.

    Нельзя не отметить, что концепция трагедии, выработанная классицистами, существенно отличалось от античной. И различие это предопределяется серьезными мировоззренческими основаниями. В пору своего расцвета греческая философия пришла к идее, согласно которой человек не несет нравственной ответственности за результат своего поступка. Главное намерение, главное стремление делать добро, а что будет в результате - от нас не зависит. Роковое стечение обстоятельств может даже высоконравственное деяния человека "лучшего из существующих" сделать "трагической ошибкой". И таков закон бытия. Классицисты же очищают содержание трагедии от мистического, рокового элемента. Их теория более реалистична - причиной трагедии являются страсти, затмевающие разум.

    Трагедия, показав ясно и зримо гибель героя, находящегося под воздействием страсти, участвует в воспитании зрителей. Попросту говоря, она воспитывает на отрицательном примере. Но рафинированная эстетика классицизма объясняет социальный смысл трагедии весьма тонко и обоснованно. Трагедия воспитывает гражданина через «катарсис», т.е. очищение. В своей «Поэтике», главной книге для классицистов, Аристотель, определяя трагедию, написал, что в ней, «посредством сострадания и страха происходит очищение (катарсис) подобных аффектов». Классицисты эту глубокую мысль, недостаточно разъясненную, и поэтому открывающую массу возможностей для толкования, интерпретируют следующим образом: созерцающий трагедию зритель сострадает героям, которые, будучи «людьми лучшими из существующих», под влиянием сильной страсти попадают в беду. Боится же зритель за себя, ибо наблюдает тот же аффект, страсть, которая губит героя. Точнее, он боится совершить ту же ошибку, что и герой. Таким образом, сострадание и страх заставляют обдумать собственный психический мир, очистить его от возможной бури пагубных страстей.

    Комедия же очищает зрителей от мелких недостатков, которые присутствуют у каждого человека, хотя, нужно признать, что "в классическом мире нет мелочей". Осмеяние же данных недостатков по сути своей является своеобразным способом их преодоления. Комедия демократична, она строится на материале современной жизни, не требует какой-либо специальной подготовки для восприятия. Ее герои, действующие лица, - простые люди. Их ошибки не влекут за собой трагедию, гибель. В комедии осмеивается безобразное, некоторое искривление, часто безобидное искривление прекрасного. Но комедии ставили для того же состава публики, что и трагедии. Сам король-солнце Людовик XIV посещал постановки комедий, а Мольера был королевским комедиографом.

    Некоторые искривления сопровождают жизнь любого человека, но в суете жизни, в силу понятной недостаточности самокритики, они часто не заметны нам. Мы склонны слишком придирчиво относиться к другим, но не к себе. Комедия позволяет поправить дело. В ней мы «смотримся в зеркало», мы видим свои недостатки глазами других людей, и изживаем их с помощью смеха. Чуть-чуть перефразируя известную фразу бессмертного гоголевского героя, - в комедии мы «над собой смеемся».

    Но не все жанры комического Буало относит к низким. Кроме комедии существует еще и сатира. Сатира связана с художественным отрицанием весьма существенных недостатков реального бытия. Вообще сатира отрицая недостаток, уничтожает носителя порока. Но не всегда. Для уравновешенного классицизма главным сатирическим жанром является басня. Басня в аллегорической форме повествует о пороке, который существует из века в век, который свойствен всем, изжить его чрезвычайно трудно, ибо он имманентен природе человека. Но изживать его надо. Всеобщность порока требует от сатирика отказаться от реалистической предметности изображения. Общее зачастую отражается с помощью аллегории - мартышки, медведи, лисы, петухи и проч. "умные животные" заполняют художественное пространство басни.
    Г. Политическая культура.
    В XVII веке во Франции был создан классический тип государственного устройства, который называют абсолютной монархией. Нужно разобраться в том, каким образом данный тип связан с античным наследием. Некоторым может показаться, что идеал греческой демократии и имперский идеал древнего Рима, равно удалены от абсолютной монархии, и поэтому об античных его истоках говорить не приходится. Но данная точка зрения не совсем верна, ибо и Платон, и Аристотель критически относились к демократии, а монархию они ценили весьма высоко как ту форму земного государственного устройства, которая больше других приближена к идеалу. Поэтому классическая Франция не подражала античному миру в политике, а, скорее, воплощала в жизнь его политические идеалы.

    Нужно отметить, что абсолютная монархия вполне соответствовала рационалистическому духу эпохи классицизма, и, более того, она гармонировала с эстетическим его принципом. Французское государство строилось по законам красоты. Закон этот требует единства многообразия, подчиненности частей целому. Но целое в красоте не подавляет части, не унифицируют их. Они вполне специфичны, отличны друг от друга. Так, в государстве основной добродетелью признается служение общегосударственным целям, подчинение себя общегосударственным интересам. Все слои общества, устроенного по сословно-иерархическому принципу объединены идеей данного служения. В таком государстве нет демократической свободы, но именно этот момент делает общество формально прекрасным, ибо в нем сохраняется устойчивый контраст частей в целом. Индивидуальное, личностное путешествие по различным слоям иерархического единства, которое, например, совершает известная героиня популярного цикла романов Анжелика, предельно затруднено. Человек рождается и умирает представителем одного и того же слоя. В этой практике есть недостатки, но, безусловно, присутствуют и достоинства, ибо процесс социализации личности облегчен, у человека есть образцы, причем, лучшие образцы для подражания, он может жить по традиции. Но как быть тогда, когда рождается человек, богато наделенный природой, ведь для него традиционная жизнь невыносима, как тюрьма для человека, стремящегося к свободе. Классическая организация дает возможность таланту реализовать себя - его путь наверх будет весьма трудным, но вполне осуществимым, если натура его по-настоящему одарена. Ведь осуществил же путь от рыбака до академика наш замечательный соотечественники Ломоносов. И проделал он его именно в классическую эпоху развития культуры России.

    Таково, думается, оправдание абсолютной монархии, которое складывалось в процессе осмысления практики политического строительства. Но были еще и другие факты политической жизни, которые заставляли народы Европы в изучаемый период предпочесть монархию демократии в качестве разумного общественного устройства. Пример демократической Польши был для них весьма и весьма убедительным. Польша в то время была самой демократической страной. Польский парламент-сейм, был неким воплощением идеала политической свободы. Более того, Польша была одной из просвещеннейших стран Европы. По крайней мере, уровень образованности дворянского слоя, духовенства и городского населения был удивительно высоким (поляки своею образованностью поражали даже парижан). Но демократическое устройство страны привело Польшу к политическому краху, который наступил после политических неурядиц. Польша утратила политическую самостоятельность. Была разделена тремя монархами Европы. Польская культура деградировала и стала подниматься лишь в девятнадцатом веке в связи с «освободительной борьбой», в связи со стремлением к политической самостоятельности.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта