Культурология 1 курс. Лекции.. Текст I. Предмет и задачи культурологии А. Понятие культуры
Скачать 419.5 Kb.
|
Б. Культура и цивилизация Понятия культуры и цивилизации близки по смыслу друг другу, но не тождественны. Различение содержания названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттенки смысла каждого их них и углубить понимание современных общественных проблем. Начнем с того, что первоначально - в 19 веке - понятия культуры и цивилизации совпадали. Просто слово цивилизация больше использовалось в английских и французских источниках, а слово культура – в германских и романских. Затем эти понятия стали различать. Так, одной из плодотворных идей русской философии “серебряного века” является именно четко проведенное различие и осмысление понятий “культура” и “цивилизация”. По мысли русского философа Н. Бердяева, культура есть продукт духовной деятельности. Главный ее признак - присутствие религиозного начала, освещенность идеалом. Она органична, то есть вырастает из духовно-творческого начала, а искусственно не создается. Цивилизация же проявляет себя, "выражается" в технике и связана с началом материальным. Понятие “цивилизация” обладает широким смыслом и широким полем проявления - от промышленности до художественных технологий. Отвергать цивилизацию нельзя, ибо, создавая жизненные удобства, увеличивая материальную силу человечества, цивилизация создает условия для плодотворной духовной, культурной деятельности. Культура без цивилизации слаба, беззащитна, легко разрушима. Но вместе с тем цивилизация, развиваясь без культуры, отчетливо проявляет антигуманистическую тенденцию, и даже может обернуться гибелью человечества. Бердяев показывает, что, начиная с 18 века, на историческую авансцену выходит новая реальность - техника, которая радикально изменяет условия человеческого существования. Господство технологического начала в жизни человека приводит ее к дегуманизации, и даже более того, - к уничтожению культуры и жизни как таковой. Поясним сказанное примером. Возьмем один из новых богатых городов, - из тех, которые построены в последнее время в странах третьего мира (Южная Корея, Сингапур). Эти города наделены всеми благами современного общества: прекрасными, удобными для жилья зданиями, торговыми центрами, оборудованными по последнему слову техники, поражающими разнообразным ассортиментом товаров. Здесь построены и прекрасно оборудованы театры. Функционируют университеты и проч. Но вы не найдете в них никаких научных или художественных сообществ, никаких художественных или исторических музеев, никакого серьезного репертуара в их театрах. Тщетно вы будет также искать в них своеобразного архитектурного стиля. Вы не можете отказать такому городу в названии "цивилизованного", но "образованным", вы его, конечно, не назовете, "культурным" - тоже. Понятие цивилизации, таким образом, фиксирует степень устроенности хозяйственной жизни человека. Как ясно из сказанного, гармония культуры и цивилизации суть мера оптимума исторического развития, но, по общему правилу, они развиваются автономно. Причем, большим постоянством обладает прогресс именно в цивилизации, хотя даже цивилизационные достижения могут быть утрачены (как это было, например, в раннем средневековье, когда были утрачены многие элементы античной цивилизации, в частности, наука). Современную цивилизацию справедливо называют "технократической" или, что звучит более современно, - "информационной". Но наряду с нею существовали и другие цивилизации, например, крестьянская, цивилизация кочевых народов и т.д. Исторический прогресс в области культуры имеет свою специфику. Культура, как убедительно доказал немецкий философ Гегель, развивается не по прямой восходящей линии, а по спирали. Верхняя часть спирали содержит процессы, параллельные и подобные тем, которые происходили в низшей ее части, но в силу влияния предшествующего развития – более совершенные. В культуре мы наблюдаем постоянное возвращение к одним и тем же темам, идеям, формам и проч. Ярчайший пример данного процесса дает эпоха Возрождения, сменившая средневековья и вернувшаяся к многим элементам, которые разрабатывались в период античности. Еще один существенный аспект содержания понятия цивилизации просматривается при его сопоставлении с понятием «варварство». Цивилизация в этом случае фиксирует некую ступень развития человечества, ступень устроенности жизни, когда народу удалось создать государство, когда он начинает развивать науку, высокое искусство и проч. Варварство суть первоначальное состояние человеческого коллектива – народа. Но откуда берутся стимулы, заставляющие народ создавать цивилизацию? Откуда рождается "цветущая сложность" многообразия культур? Самый простой и, вместе с тем, убедительный ответ на данные вопросы дает учение, которое называют "географический детерминизм". В. Географический детерминизм Как ясно уже из названия этого учения, на поставленный выше вопрос "географический детерминизм" дает однозначный ответ – причина многообразия культур, причина прогресса, в результате которого варварство переходит в цивилизацию, имеет географический источник. Простое и ясное объяснение многообразия культур мы обнаруживаем в теории этногенеза (учение о возникновении народа). В очень коротком изложении она может быть выражена следующим образом. Большой человеческий коллектив заселяет определенную территорию со специфическими природными условиями (кормящий или вмещающий ландшафт). Приспосабливаясь к жизни в условиях данной природной среды, люди формируют определенный стереотип поведения, специфическое представление о добре и зле, о красоте и проч. То есть, они создают определенную специфическую народную культуру. Ландшафт, общение с которым сформировало конкретный народ, называется его родиной. Важно понять, что именно эта культура делает из коллектива конкретный, специфический народ. Именно в процессе приспособление к конкретной среде формируется уникальная личность народа. Нетрудно заметить, что современная теория этногенеза меняет акценты концепции географического детерминизма – момент активности, что правомерно, связан с деятельностью субъекта, т.е. человека, человеческого коллектива, который формируется, активно приспосабливая свое поведение к среде обитания. Но остался второй вопрос, непосредственно связанный с тем прогрессом, который осуществляется в истории. Поставим его конкретно – что заставляет народ, который прекрасно приспособился к жизни в определенных условиях, "строить новую цивилизацию", т.е. покидать родину, искать новые земли, создавать империи и проч. Дабы уточнить теорию и ответить на поставленный вопрос, рассмотрим, содержание конкретной концепции, которая разработана А. Тойнби. Г. От варварства к цивилизации. Выдающийся английский ученый Арнольд Тойнби посвятил сравнительному изучению культуры разных народов всю свою долгую творческую жизнь. Итоги его работы представлены в книге «Постижение истории». Единицей истории, согласно учению Тойнби, является «общество». «Общества» делятся на два разряда: примитивные, которые не развиваются, и цивилизации. Последних он насчитал 21 в 16 регионах мира. Согласно А. Тойнби, развитие общества осуществляется через «мимезис», т.е. подражание. В примитивных обществах подражают старикам и предкам, что делает эти общества статическими. В цивилизациях – творческим личностям, что создает динамику развития. Поэтому главной проблемой истории является отыскание фактора динамизма. Тойнби, как современный, культурный человек, отвергает расизм. Остается влияние географической среды. И тут он предлагает оригинальное решение: «Человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или легкого географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей его на беспрецедентное до сих пор усилие». Вызовы бывают трех сортов.
Но вглядимся пристальней в материал, предложенный Тойнби в качестве эмпирического основания учения. Нетрудно заметить, что факты, предложенные им, могут быть, точнее, должны интерпретироваться несколько иначе. Климат около Киева, где сложилось древнерусское государство отнюдь не тяжел. Если море, омывающее Грецию и Скандинавию, - вызов, то почему греки давали на него ответ только в 8 – 6 вв. до н. э., а скандинавы – в 9 – 12 вв. н. э.? Данные вопросы требуют от ученых дальнейшего исследование проблемы. Текст 3. Культура Древнего Египта Как я уже говорил чуть выше, культурология – комплексная научная дисциплина, и конкретный вариант взаимодействия наук мы можем наблюдать, изучая древнейшие цивилизации. Египтология, точнее, культурологическая реконструкция Древнего Египта - ярчайший пример позитивного взаимодействия ученых. Египет возник, как одинокое дерево в степи, вырос на девственной территории, в естественном ландшафте. У египтян не было предшественников. Египтяне создали свою оригинальную цивилизацию, ничего не заимствуя у других народов и никому не подражая. Они обладали обширнейшими знаниями, но не знали науки. Впервые они столкнулись с греческой наукой в 5 веке до нашей эры. В это время греческий историк и путешественник Геродот посетил Древний Египет. Он, в отличие от европейских ученых Нового времени, имел возможность увидеть Древний Египет еще в пору жизни, хотя накануне угасания. Свои воспоминания он записал в двух книгах. Затем Египет посетил еще один известный историк – Стробон. Вскоре после этого Египет умер. Исчез народ, был забыт язык. Древние каменные постройки, постепенно разрушались и уходили в песок. Территория Египта вошла в сферу мусульманского мира, и по этой причине он надолго исчез из поля зрения европейских ученых. Вторая встреча науки с Египтом состоялась в самом конце XVIII века. У истоков научного исследования Египта стояли два человека. Император Наполеон и барон Денон. Наполеон решил создать новую империю на Востоке. Египет виделся ему дверью, за которой открывались чудеса и потенциальные возможности Востока, прежде всего, Индия. Наполеон высадился в Египте с армией, включающей 380000 солдат и офицеров, 2 июля 1798 года. Продвигаясь вглубь страны, его армия одерживала славные победы над войсками властителя Египта Мурада. Война была маневренной, не окопной. Колонны французов организованно двигались в нужном направлении. Но это движение часто напоминало путешествие в страну чудес – от загадочных пирамид к не менее таинственным храмам и обелискам. В целом поход оказался неудачным. Через полтора года Наполеон бросил армию и вернулся в Европу. Но благодаря нему произошло научное открытие Древнего Египта. Наполеон привез в Египет 175 ученых. Среди них оказался известный рисовальщик барон Виван Денон. Он завоевал Египет с помощью карандаша, сохранив для вечности многие утраченные в последствии древние памятники. Фигура Денона весьма знаменательна для европейской культуры рубежа 18 - 19 веков. Аристократ и светский человек, дилетант во всех областях изящных искусств, всегда полный сарказма и остроумия, он вел блестящий, хотя и несколько легкомысленный образ жизни. Революция конфисковала его поместья, оставив без средств. Поначалу он влачил жалкое существование, но вскоре нашел применение своим талантам (одно из сфер его деятельности – создание альбома порнографических гравюр!) и по протекции красавицы Жозефины Богарне - жены Наполеона - стал участником египетского похода. И здесь Денон преобразился. Столкновение с египетскими древностями, реальные опасности военного похода, ответственность перед культурой и научный азарт первооткрывателя способствовали проявлению лучших черт личности барона. Будучи уже немолодым человеком – ему исполнилось 52 года, - не считаясь ни с опасностью, ни с лишениями, ни с трудностями, связанными с климатом, вызывая восторг солдат, Денон рисует и на остановках, и на марше, и в минуты редкого отдыха, и под огнем неприятеля. И не только грандиозные каменные сооружения были тщательно и реалистично (а именно эта манера делает рисунок научным фактом) запечатлены на бумаге - ничего не зная об иероглифах, Денон прекрасно их срисовал, сохранив все детали. Его рисунки стали драгоценным материалом для научных исследований. На основе этого материала был создан первый капитальный труд по египтологии – «Описание Египта» в 20 томах. Но даже после его издания Египет оставался страной тайны, "страной чудес". То, что было найдено и издано представляло по большому счету лишь материал для исследования. Древний Египет нужно было не только «открыть», но и понять, написав его историю. И это было бы вряд ли осуществимо, если бы не одно счастливое для науки обстоятельство: весь Египет был буквально испещрен иероглифами – храмы, саркофаги, стелы, статуи божеств, сосуды, письменные приборы, трости и проч. сохранившиеся предметы были изрисованы. К ним следует добавить еще многочисленные папирусы. Египет прожил долго, а египтяне любили писать! О масштабе росписей говорит следующая цитата: «Тот, кто пожелал бы скопировать надписи на храме Эдфу, даже если бы трудился с утра до вечера, не управился бы с этим и в двадцать лет». Но чтобы Египет заговорил и рассказал о себе, иероглифы необходимо было прочесть, фактически расшифровать. И эту задачу выполнил один из самых значительных гениев европейской науки французский египтолог Франсуа Шампольон. Некоторым может показаться, что данная характеристика для человека, который всего лишь нашел закономерности египетской письменности, слишком преувеличена. Но для объективной оценки нужно представлять себе те трудности, которые Шампольону пришлось преодолеть. Дело в том, что древних египтян уже не существовало, их язык был полностью забыт, о чем они писали - неизвестно. Кроме того, нужно было еще догадаться, что система древнеегипетских иероглифов изменялась, и уловить направление и закономерности этого изменения. Но на камнях это все предстало как единый непонятный текст, который в последствии будет назван с долей черного юмора «книгой мертвых». Биография Шампольона весьма интересна, некоторые ее эпизоды уместно привести, ибо они открывают нам весьма характерные черты культуры Франции первой половины XIX века. Когда Шампольону было 16 лет, череповед Галль, только взглянув, называл его гениальным лингвистом. Правда, к тому времени он уже знал 8 языков, и по каким-то неизвестным нам каналам эти сведения могли дойти до названного выше предсказателя по черепам. Уже обстоятельства рождения его были весьма необычны. В 1780 году его отец вызвал к парализованной жене колдуна, который не только за один сеанс ванны из чудодейственных трав поставил ее на ноги, но и предсказал рождение сына, который завоюет всемирную известность. Шампольон родился с кожей египтянина. Вообще, как выяснится в последствии, он был удивительно похож на египтянина. В 5 лет он самостоятельно научился читать, сравнивая выученное наизусть с прочитанным. В двенадцать лет он написал свою первую книгу – «История знаменитых собак». Все, что он изучал, было так или иначе связано с египтологией. Еще в школе он уверенно заявил: «Я прочту иероглифы». В 17 лет он пишет книгу «Египет при фараонах» и становится академиком в Гренобле, в городе, в котором прошли годы его учебы. Но к главному своему делу он все еще не приступает. Лишь после знаменательной встречи с Наполеоном, состоявшейся в 1814 году, ученый вплотную приступил к расшифровке иероглифов. Возможности для осуществления этого грандиозного плана уже существовали, благодаря археологическому открытию «Розеттского камня». РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ, базальтовая плита с параллельным текстом 196 до н. э. на греческом и древнеегипетском (демотическим и иероглифическим письмом) языках. Найдена близ г. Розетта (ныне г. Рашид в Египете) в 1799. Дешифровка Ф. Шампольоном иероглифического текста розеттского камня положила начало чтению древнеегипетских иероглифов. О "Розеттском камне" знали все египтологи того времени. Почему же так трудно было расшифровать этот «параллельный» текст? Во-первых, язык, на котором говорили египтяне, был неизвестным. Правда, пытались подобрать известные языки к иероглифам, один англичанин вполне серьезно предлагал китайский, но эти попытки не имели успеха. Во-вторых, существенно мешал авторитет греческого ученого Гераполлона (IV н.э.), считавшего, что иероглифы принадлежат к рисуночному письму. В-третьих, ученые не учитывали элемент совершенствования системы иероглифов от первоначальной примитивной символики, когда знак обозначал слова, до обозначения с помощью знаков букв и слогов. В результате, вплоть до Шампольона, египетские тексты переводили как угодно. В них видели фрагменты Библии, каббалистические знаки и проч. Шампольон догадался, что ближайший египетскому языку – коптский. Он создал словарь и грамматику этого языка. Он отказался следовать авторитетному мнению Гераполлона, и, наконец, отверг практику интерпретации отдельных текстов. Он разобрался во всей системе иероглифического письма. И смог по розеттскому камню найти ключ к расшифровке и прочесть «книгу мертвых». В XIX и XX веках интенсивное исследование культуры Древнего Египта было продолжено. Виднейшие археологи, прославившиеся на этой стези, - выдающийся собиратель, коллекционер Банцони; сэр Питри, поставивший перед собой цель просеять весь песок Египта, дабы обнаружить все памятники и их расположения; великий классификатор Рихард Лепсиус; создатель самого большого музея египетских древностей Огюст Мариэтт; Говард Картер, открывший могилу Тутанхамона. Огромный труд ученых позволил наконец-таки увидеть историю Египта как единое целое, расположить все найденные памятники в хронологическом порядке. Для лучшего понимания культурологических проблем приведем общую схему египетской истории. (Реферат соответствующей главы книги: Керам, К. Боги, гробницы, ученые/ К. Керам: Пер. с нем. - М.: Республика, 1994) |