Главная страница
Навигация по странице:

  • Главной чертой эмпатии

  • Понятие «эмпатия»

  • Признаки плохого слушателя (см. Хэмбли, 1992)

  • Признаки хорошего слушателя

  • Телефонное консультирование 3 от научного редактора 3


    Скачать 2.11 Mb.
    НазваниеТелефонное консультирование 3 от научного редактора 3
    АнкорMokhovikov.doc
    Дата10.06.2018
    Размер2.11 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMokhovikov.doc
    ТипДокументы
    #20172
    страница11 из 38
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   38

    Таблица 8.2 Различия между симпатией и эмпатией можно пред­ставить так


    СИМПАТИЯ

    ЭМПАТИЯ

    Вы сосредоточены на параллельности ваших собственных чувств и переживаний абонентов

    Вы сосредоточены на чувствах и ситуации абонента

    Вы уделяете внимание сходству между вашими чувствами и тем, что испытывает абонент

    Вы «испытываете» то, что испытывает абонент

    Вы не переходите рубежи параллельности ваших чувств

    Вашей целью является понимание абонента

    Вы не исследуете других чувств абонента, поскольку вы допускаете, что они идентичны вашим собственным

    Вы не столь сосредоточены на себе, на вашей собственной идентичности, поскольку входите внутрь ситуации абонента


    Главной чертой эмпатии является реальное эмоцио­нальное присутствие консультанта: абонент должен на­чать чувствовать, что другой человек стремится встать на его место, понимает его меняющиеся переживания (страх, гнев или застенчивость), сочувствует ему. При эмпатическом слушании консультант сосредоточивается на чувствах абонента, порой едва осознаваемых, и ста­рается испытать то, что тревожит и волнует абонента, чтобы понять подлинную ситуацию. Ощущение парал­лельности исчезает, и консультант входит внутрь ситуа­ции, описываемой абонентом, начинает временно жить жизнью другого, не испытывая предвзятости, назидания или благодушия. Карл Роджерс, определяя эмпатию, придавал также особое значение проникновению в смысловые оттенки внутреннего мира другого.

    Процесс эмпатии очень сложен. Консультанту шаг за шагом путем частого обращения и слушания отве­тов приходится осваивать язык другого, видеть мир как бы его глазами, слышать его ушами, ходить по земле в его обуви, то есть всей своей сущностью чувствовать, что значит быть этим конкретным абонентом, жить его жизнью и проблемами, но без потери ощущения «как будто». В этом проникновении и состоит главное отли­чие симпатии от эмпатии и, с другой стороны, от отождествления (идентификации).

    В западных руководствах по телефонному консуль­тированию можно прочесть об особом личностном эмпатическом типе человека, склонном по преимуществу к эмпатии, поэтому как бы предназначенному судьбой для активного слушания. Ему можно поверить тайны. Зачастую он может исповедовать ценности, весьма от­личные от ваших, но никогда не осудит вас за то, что вы живете по-другому. Его трудно шокировать или при­вести в замешательство, но он тонко и чутко, без осо­бых затруднений поймет чувства другого. Его не при­ведут в смущение слезы собеседника. Эти люди не склонны наставлять и проповедовать. В нужный момент они напомнят о собственных силах собеседника, кото­рых достаточно, чтобы вывести из сложной жизненной ситуации. Абонент для них всегда взрослый человек, имеющий неотъемлемое право на собственное мнение и свободу выбора. Им свойственно ощущение безопас­ности, они не боятся спросить собеседника о чувствах и уважают его мужество и достоинство. Хотя зачастую то, что доверяется им, отнюдь не заставляет их испы­тывать состояние душевного комфорта, тем не менее они всегда постараются понять, что именно эти чув­ства или ситуация значат для клиента. Эмпатическая личность всегда остается верной своим обещаниям. К.Роджерс писал: «Он проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в данный конк­ретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь ему сконцентрироваться на нем и побудить к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию» {Роджерс, 1984).
    Понятие «эмпатия» родилось в недрах психоаналитической школы. Один из влиятельных истолкователей З.Фрейда Шандор Ференци утверждал, что в отношениях между психоаналитиком и пациентом нет и не может быть нейтральности, на чем настаивал его учитель. Между ними возникают реальные эмоциональные отношения. Их сравнивают с отношениями слияния и симбиоза, устанавливающихся между матерью и младенцем на архаическом доязыковом и досимволическом уровне. Сам Ш.Ференци в своей работе как психоаналитик стремился к реальному контакту, участливому отношению к страданиям пациентов. В русле этого подхода и сформировалось обсуждаемое понятие эмпатии, означающее реальное эмоционально-аффективное присутствие аналитика: пациент должен чувствовать, что аналитик стремится встать на его место, понимает его реакции, сочувствует ему. С помощью эмпатии удалось расширить традиционные рамки психоаналитической терапии, в частности, начать лечение «пограничных случаев» и психозов, истоки которых скрыты в обстоятельствах индивидуального развития на доэдиповой стадии2.
    2 Понятие эмпатии неоднозначно (Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983; Психология: словарь. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990; ReberA. Dictionary of Psychology. London; New York; Toronto: Penguin Books, 1995). За введенным Э.Титченером термином эмпатии сегодня различают: (1) когнитивную эмпа-тию, базирующуюся на познавательных механизмах; (2) основанную на механизмах пракции и подражания эмоциональную эмпатию; (3) предикативную эмпатию как способность предвидеть эмоционально-аффективные реакции человека в той или иной конкретной ситуации; (4) эмпатию как переживание тех же чувств и состояний, что и другой человек; (5) эмпатию как сочувствие — переживание своего эмоционального состояния по поводу чувств другого человека. Э.Титченер подчеркивает в качестве условия эмпатии наличие эмпатической способности, которая уже в первые часы после рождения достоверно выше у девочек (вероятность ошибочности такого заключения 1:64000) и с накоплением жизненного опыта у женщин несколько снижается, а у мужчин — наоборот (эти данные суммированы в книге Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: руководство для врачей. Л.: Медицина, 1986). В качестве важного отличия процессов эмпатии от других видов понимания указывают на слабость рефлексивной стороны этого процесса и его замкнутость в рамках непосредственного опыта. Автор обозначает термином «эмпатия» воспринимаемое клиентом эмоционально-аффективное присутствие консультанта, то есть некий рефлектируемый консультантом психотехнический комплекс, которым консультант пользуется в работе. Не посягая на право автора прибегать к собственной интерпретации, считаю необходимым подчеркнуть ее отличие от принятого понимания. Как представляется, снятию возможных при этом разночтений способствовало бы обращение к принятой терминологии, различающей соотносимое с симпатией рефлексивное слушание и соотносимое с эмпа-тией — эмпатическое слушание как техники консультирования.
    Уже в течение многих десятилетий не только психоаналитики обращаются к эмпатии. В основе ее использования в психоанализе лежит мысль о том, что психические расстройства вызваны вовсе не конфликтом, а нехваткой эмоционального тепла в раннем возрасте. Последователи Ш.Ференци, практикующие эмпатичес-кий психоанализ, убеждены в том, что цель психоаналитической ситуации состоит не в доказательстве торжества истины над сопротивлениями пациента, а в снятии болезненных оков с его личности. При этом аналитик, оказываясь личностно вовлеченным в реальную историю, создает вместе с пациентом новый, созидательный эмоционально-аффективный опыт.
    Психологи экзистенциального направления придают особое значение эмпатическому пониманию другого, которое является одним из условий актуализации и тактическим приемом в психотерапии. Когда психотерапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри так, как ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда эмпатическое понимание достигнуто. Естественно, оно встречается достаточно редко, в отличие от внешнего, оценивающего понимания.

    Последователи бихевиоризма признают эмпатию в качестве одного из субъективных психических качеств человека. В бихевиоральной психотерапии, например детей с агрессивным поведением, она рассматривается как определенный вид положительного подкрепления, в результате которого достигается рефлексия чувств и теплое принятие ребенка психотерапевтом.

    Теоретические различия в трактовках эмпатии, тем не менее, никоим образом не влияют на ее широкое терапевтическое применение психологами ряда совре­менных направлений. И коль скоро эмпатическое слу­шание является существенным методом телефонного консультирования, споры о возможности терапевтичес­кого воздействия телефонного диалога могут считаться разрешенными. Установление эмпатического контакта между волонтером и абонентом рассматривается обще­ством «Самаритяне» как синоним дружеской помощи (befriending). Эмпатия позволяет расширить арсенал ме­тодов телефонного консультирования с использовани­ем тактик различных психотерапевтических школ 3.
    3 Понятие эмпатии связано с очень разными его понимания­ми и определениями, которые условно и в общем можно раз­делить на эмоционально-процессуальные и интеллектуально-инструментальные. Автор уделяет внимание преимущественно второй группе взглядов на эмпатию.
    Возникновение у абонента нового личностно значи­мого опыта может быть достойным завершением теле­фонного диалога и стать началом трудного пути выхо­да из психологического кризиса.

    В «Опавших листьях» у русского философа Василия Розанова можно прочесть: «Общество, окружающие убивают душу, а не прибавляют. Прибавляет только тес­нейшая и редкая симпатия, "душа в душе" и "один ум". Таковых находишь одну-две за всю жизнь. В них душа расцветает. И ищи ее. А толпы бегай или осторожно об­ходи ее» (1990. С. 277). Эффективно осуществленное слушание в телефонном диалоге вполне способно сде­лать более частыми эти главнейшие для человека отно­шения — симпатию и эмпатию.
    Признаки плохого слушателя (см. Хэмбли, 1992)

    1. Он перебивает меня или течение моих мыслей.

    2. Он меняет тему беседы.

    3. Он думает о своем ответе, когда я еще говорю.

    4. Он дает совет, а не занимается совместно поисками ответа.

    5. Он обобщает, говоря, что я такой же, как все ос­тальные.

    6. Он приходит к скороспелым выводам или переби­вает.

    7. Он старается «решить» мою проблему.

    8. Своим умом и эмоциями он находится вне моей ситуации.

    9. Он перебирает руками, ногами или много суетит­ся, изменяя положение тела.

    10. Он говорит: «То же самое случилось со мной».

    11. Он считает своим долгом заполнять все паузы в беседе.

    12. Он игнорирует мои вопросы.

    Признаки хорошего слушателя

    1. Он говорит мне «Да», открывая себя и принимая меня.

    2. Я и он общаемся друг с другом тепло и естественно.

    3. Он слушает паузы.

    4. Он не претендует на то, чтобы узнать всю правду.

    5. Он переживает то же, что чувствую я.

    6. Он входит в мою ситуацию и положение.

    7. Он отражает мои мысли и чувства.

    8. Он принимает меня таким, каков я есть, и не осуж­дает.

    9. Он позволяет мне спотыкаться в словах.

    10. Он откладывает в сторону собственные заботы и проблемы.
    Рекомендуемая литература

    Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практ. руководство. М.: Психотерапевтич. кол­ледж, 1999.

    Кристенсон Т. Модель решения проблемы // Вестник РАТЭПП, 1993. № 1-2. С. 36-40.

    Мэки Бр. Запись психотерапевтической сессии // Вестник РАТЭПП, 1992. № 1-2 (2-3). С. 37-52.

    Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэн­тность // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68—73.

    Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 235-238.

    Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление челове­ка / Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс—Универс», 1994.

    Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

    Розанов В.В. Уединенное. Опавшие листья. М.: Правда, 1990. Т. 2.

    Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М.: Пер Сэ, 2000.

    Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса: Версия, 1992.

    Шерток Л., де Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1991.

    Энрайт Дж. Позиция слушателя-терапевта // Вестник РАТЭПП, 1993. № 1-2. С. 41-78.

    Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению / Гештальт-терапия. Терапия и практика / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 109-308.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   38


    написать администратору сайта