Главная страница
Навигация по странице:

  • Джейн Аддамс

  • Роберт Эзра Парк

  • Эрнест Бёрджесс

  • Луисом Виртом

  • Уильяма Айзека Томаса

  • Флориана Знанецкого

  • истории социалогии. История социологии. Классический период-1. Тема 18. Чикагская школа город Чикаго стал во второй половине xix века крупнейшим промышленным городом в сша, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеТема 18. Чикагская школа город Чикаго стал во второй половине xix века крупнейшим промышленным городом в сша, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом
    Анкористории социалогии
    Дата16.01.2023
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория социологии. Классический период-1.doc
    ТипДокументы
    #888747
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ТЕМА 18. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
    Город Чикаго стал во второй половине XIX века крупнейшим промышленным городом в США, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом. Чикаго становится и городом рабочего и женского движения (из Чикаго берёт истоки празднование и 8 марта и 1 мая), городом иммигрантов и гангстеров. В 1860 году в Чикаго проживало 109 тысяч человек, в 1880 – более 500 тысяч, в 1890 – около миллиона, причём 77,7% жителей Чикаго составляли люди, родившиеся не в США. В 1910 году в Чикаго проживало 2 миллиона 200 тысяч человек. В Чикаго были построены первый небоскреб со стальным остовом, первый вагон-холодильник, первая электрическая железная дорога. Чикаго стал главным центром по консервированию мясных продуктов. На бойнях фирмы «Армор» убивали 1200 свиней, 220 быков и 200 телят в час. Ужасным условиям труда на бойнях Чикаго посвящён знаменитый «социологический» роман Э.Синклера «Джунгли» (1906). Однако среди достижений были не только успехи в промышленности. В Чикаго взлетели цены на землю. Впечатляющим было увеличение преступности, являющееся отчасти результатом быстро растущей миграции и сопутствующего ей усиливающегося беспорядка в трущобах.

    В 1892 году в Чикаго при финансовой поддержке Рокфеллера открылся и за несколько лет выдвинулся в число первых университетов в стране. Стараниями А.Смолла в 1892 году в университете открылся и начал работу первый в мире факультет социологии. Постепенно в Чикаго собрались выдающиеся социологи, имевшие богатый жизненный и профессиональный опыт. Их главные интересы были связаны с городской этнографией, социальной патологией, городской экологией и социальной психологией. Пребывание их в одном месте и научная работа, проводимая ими, часто в сотрудничестве друг с другом, и позволяет говорить о них как о научной школе. С точки зрения наличия формальных признаков научной школы трудно доказать, что в чикагском университете действительно существовала научная школа. Чикагская школа, по словам Г.Беккера, никогда не была научной школой в настоящем смысле этого понятия. Л.Вирт говорил, что он не понимает, почему люди вообще говорят о чикагской школе, так как, по его мнению, не было ни общей идеи, ни стиля работы, которые объединяли бы его и его коллег. Тем не менее, этот термин используется для характеристики деятельности социологов, чья научная деятельность была связана с Чикагским университетом.

    Основными представителями чикагской школы являются:

    • Албион Смолл (1854 - 1926)

    • Уильям Айзек Томас (1863 – 1947)

    • Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)

    • Роберт Эзра Парк (1864 – 1944)

    • Элсуорт Фэрис (1874 – 1953)

    • Эрнест Бёрджесс (1886 – 1966)

    • Харви Уоррен Зорбо (1896 – 1965)

    • Эверетт Хьюз (1897 – 1983)

    • Луис Вирт (1897 – 1952)

    • Ллойд Уорнер (1898 – 1970)

    • Герберт Блумер (1900 – 1987)

    • Ирвинг Гоффман (1922-1982)

    Активная научная и преподавательская деятельность лидеров школы продолжалась до конца 30-х годов прошлого века. Затем влияние снижается. В США интенсивно развиваются количественные методы в социологии, тогда как в Чикаго преобладали методы описательные, этнографические и качественные. Социология интенсивно развивается в Гарвардском университете (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон) и в Колумбийском университете (П.Лазарсфельд). Теоретический центр американской социологии переместился в Гарвард. Но социология продолжала своё развитие в Чикагском университете. Некоторые историки социологии даже пишут о «второй чикагской школе». К её главным представителям относят как Э.Хьюза, Л.Уорнера, Г.Блумера, И.Гоффмана, Г.Беккера и А.Стросса.

    Главным объектом исследований большинства представителей школы был сам Чикаго и в более широком смысле – современный город и городская среда обитания. Общим и отдельным сторонам городской жизни Чикаго были посвящены работы Н.Андерсона «Бродяги» (1923), Э.Бёрджесса «Рост города» (1925), Х.Зорбо «Золотой берег и трущобы» (1929), П.Г.Кресси «Танцевальный зал: социологическое изучение коммерциализированного отдыха в Чикаго» (1932), Р.Парка, Э.Бёрджесса и Р.Маккензи «Город Чикаго» (1925), У.Реклесса «Зло в Чикаго» (1933), Ф.М.Трэшера «Банда. Изучение 1313 чикагских банд» (1927), Э.Хьюза «Рост института: чикагский департамент недвижимого имущества» (1931) и другие работы этих и других учёных.

    Хотя изучение жизни Чикаго предпринималось учёными по собственной инициативе, а не по заказу городских властей или деловых и общественных организаций, оно стало возможным и успешным благодаря наличию в Чикаго благоприятных для научной работы условий. Появление Чикагского университета и начало деятельности чикагских социологов приходится на годы, когда «позолоченный век» (период экономического бума, начавшийся в 70-е гг.), сменяется охватившим всю страну мощным экономическим кризисом. В период с 1893 по 1897 гг. в США закрылись 642 банка и около 16 тысяч частных фирм и предприятий. 3 миллиона американцев стали безработными. Этот кризис оказался особо болезненным для Чикаго. По некоторым данным, в Чикаго насчитывалось 200 тысяч безработных, что могло составлять до 20% всего населения города. В 1893 и 1894 гг. в городе проходят крупнейшие забастовки и демонстрации рабочих, требующих улучшения условий труда и повышения заработной платы. Они были подавлены полицией и закончились кровопролитием. Рост по всей стране и в Чикаго рабочего, реформистского и социалистического движения свидетельствовал о повышении в менталитете американцев ценностей коллективных социальных интересов, солидарности и общего блага. В условиях изменившихся общественных настроений Чикаго становится средоточием реформ практически в каждой сфере муниципального управления и общественной политики, от городского устава до системы здравоохранения, от городского планирования до законодательства в области трудовых отношений, от борьбы с преступностью до государственного образования. Реформистское движение в Чикаго осуществлялось благодаря инициативе частных лиц, не находившихся на государственной и городской службе. Между 1892 и 1919 годами более 2500 чикагцев участвовали в деятельности 70 реформистских групп и организаций. Следует особо выделить Джейн Аддамс (1860 - 1935), замечательного социального реформатора, организатора движения «рабочих общежитий» (сеттльментов), призванного улучшить жизнь, труд, образование беднейших жителей Чикаго. Фактически, Аддамс была одним из самых выдающихся социологов-практиков, участвующих в социальных изменениях, а не занятых только описанием социальных ситуаций. На фоне активности таких людей, как Аддамс, научная работа чикагских социологов выглядит удалённой от реальной жизни. Некоторые сотрудничали с Аддамс, но главным их делом было научное изучение Чикаго, а не реформирование социальной среды.

    Перейдём к изложению научных воззрений и результатов основных представителей чикагской школы.

    Роберт Эзра Парк (1864 – 1944) до 1898 г. работал журналистом, освещавшим городские события. Именно тогда у него появился серьёзный интерес к научному изучению города.

    По мнению Парка, общество следует представлять как продукт взаимодействий между индивидами, поведение которых регулируется совокупностью традиций и норм, возникающих в процессе взаимодействия. Общество «накладывает на свободную игру экономических и эгоистических сил ограничения политического и морального порядка». Посредством традиций и норм общество «является контрольной организацией», функция которой «состоит в том, чтобы организовывать, объединять в единое целое и направлять энергию индивидов, его составляющих». Социальный контроль всегда действует таким образом, чтобы упорядочить конкуренцию, привести конфликт к соглашению и подчинить индивидов требованиям социального порядка. Однако контроль не может обеспечить постоянное состояние равновесия в обществе. То, что противоречия регулируются механизмами контроля, отнюдь не означает, что они искореняются полностью. Это означает, что они стали латентными или же направленными в социально допустимое русло.

    Парк выделял четыре основных социальных процесса (взаимодействия): конкуренцию, конфликт, аккомодацию и ассимиляцию. Конкуренцию он рассматривал как основную форму социального взаимодействия. Она предписывает людям их место в структуре разделения труда, в сфере экологического и экономического порядка. Конфликт и соперничество определяют статус индивида или группы в сфере социального порядка. Аккомодация предполагает прекращение конфликта, которое происходит, когда система установления статуса и власти временно закрепляется и контролируется посредством законов или норм нравственного поведения. При аккомодации исчезает открытый конфликт, хотя он и сохраняется в латентном состоянии как потенциальная сила. Аккомодация, как и социальный контроль, является непрочным состоянием и легко нарушается. Ассимиляция – «это процесс взаимопроникновения и синтеза, при котором участвующие в нем отдельные личности и группы усваивают воспоминания, чувства и установки других лиц и групп, и, разделяя их опыт и историю, объединяются вместе с ними в общей культуре».

    Парк разделял социальные явления в жизни общества на явления биотического и культурного уровня. Социальные процессы на биотическом уровне определяются законами конкуренции и конфликта, а на культурном уровне процессами коммуникации и морального порядка. Коммуникацию Парк характеризовал как социально-психологический процесс, благодаря которому человек способен принимать установки и точку зрения другого. «В целом, коммуникация является интегрирующим и социализирующим принципом. Она формирует чувства лояльности и общее понимание, открывающие возможность для скоординированного и согласованного коллективного действия».

    Социология определялась Парком как наука, изучающая процессы социального взаимодействия, движения, развития и коммуникации, в основе которых лежат принципы существования и развития биотических природных сообществ. Социология дает концепцию и метод для исследования процессов, при помощи которых индивиды вовлекаются в совместные действия и побуждаются к взаимодействию в объединенном существовании (обществе).

    Парк одним из первых в социологии занялся изучением маргинальности как социального явления и маргинала как социокультурного типа. Считается, что само понятие было введено Парком в 1928 году в статье «Человеческая миграция и маргинальный человек». О маргиналах Парк писал: «Маргинальный человек – это человек, которого судьба обрекла жить в двух обществах и в двух антагонистических культурах… Его разум – это плавильный тигель, в котором расплавляются целиком или частично сплавляются две разные и невосприимчивые друг к другу культуры. На фоне своей культурной среды он неизбежно становится индивидом с более широким кругозором, более тонким интеллектом... Маргинальный человек – это всегда человек более цивилизованный». В другой статье Парк писал: «В жизни большинства из нас существуют периоды перехода и кризиса, сопоставимые с теми, которые переживает в своем опыте иммигрант, покидающий дом в поисках удачи в чужой стране. Однако в случае маргинального человека период кризиса сравнительно постоянен. В итоге, он тяготеет к превращению в особый личностный тип».

    Общетеоретические идеи общества и протекающих в нем социальных процессов конкуренции и коммуникации использовались Парком для изучения социальной организации городского пространства, процессов развития городов и миграции в них населения. Парк и работающие вместе с ним учёные обнаружили, что переселение людей в большие города и происходящие в их жизни быстрые изменения разрушают традиционные для негородских сообществ формы коммуникации и порождают атомизированное и дезорганизованное общество. Для того чтобы процесс адаптации людей к жизни в условиях новой для них социальной среды оказался менее болезненным, новые горожане стремятся жить вместе с похожими на них людьми в городских районах, которые Парк называл «естественными ареалами». Отчасти в результате отбора и сегрегации, а отчасти ввиду заразительного характера культурных паттернов люди, живущие в естественных ареалах одного общего типа и подверженные влиянию одних социальных условий, будут проявлять, в целом, одни и те же характеристики.

    Другим исследователем городской жизни был Эрнест Бёрджесс (1886 – 1966). Основной целью своей научной работы Бёрджесс видел поиск надёжного средства для предсказания социальных феноменов, например, правонарушений, разводов, роста города, жизненных условий пожилых людей. Чаще всего научная деятельность Бёрджесса характеризуется на примере его исследования «Рост города. Введение в исследовательский проект» (1925). В этой работе Бёрджесс описал городскую экс­пансию в терминах расширения, последовательности и концентра­ции; определил, как экспансия нарушает метаболизм города, когда дезорганизация преобладает над организацией; опреде­лил мобильность и предложить её как критерий экспансии и метабо­лизма, поддающийся точной количественной формулировке, кото­рый можно бы было рассматривать как пульс сооб­щества. Типичные процессы экспансии города Бёрджесс иллюстрировал в серии концентрических кругов, которые он пронумеровал, да­бы обозначить как последовательно идущие зоны городского расши­рения, так и типы районов, дифференцирующихся в процессе экс­пансии.

    Центральную часть города обычно окружает переходная зона, в которую проникают бизнес и легкая промы­шленность. Третью зону населяют промышленные рабочие, желающие жить поближе к мес­ту работы. За пределами этой зоны находится "спальная зона", образуемая комфортабельными многоквартирными домами или закрытыми районами частных домов, принадлежащих отдельным семьям. Еще дальше, за пределами города, располагается зона пригородов и городов-спутников, находящихся в получасе-часе езды от центра.

    Помимо расширения процесс экспансии в городском росте заключает в себе антагонистические, но вместе с тем взаимно дополняющие друг друга процессы концентра­ции и децентрализации. Во всех городах имеется естественная тен­денция к схождению линий внутренних и внешних транспортных пе­ревозок в центральном деловом районе. В центре каждого крупного города можно встретить большие универмаги, офисные здания, гостиницы, театры, музеи концертный зал. Кроме характеристики города как единого организма Бёрджесс проанализировал происходящие в нём изменения в социальной организации и личностных типах. В ходе экспансии города происходит процесс распределения, который просеивает, сортирует и передислоцирует индивидов и группы по разным местам проживания и родам занятий. Дез­организация как первый шаг к реорганизации установок и поведения почти неизменно становится уделом человека, только что поселив­шегося в городе. Расставание с привычным, которое зачастую было для него и моральным, нередко сопровождается мучи­тельным душевным конфликтом и переживанием личной потери. Но чаше всего такое изменение рано или поздно приносит чув­ство избавления и тягу к новым ориентирам.

    Ещё одно имя исследователя городской жизни Чикаго - Харви Зорбо (1896 – 1965). Известность ему принесла его книга «Золотой Берег и трущобы» (1929), написанная на основе выполненных Зорбо наблюдений, опросов, анкетирования. Автор описывает несколько «закрытых» миров-городских кварталов, в которые входят люди с разным общественным положением.

    Наиболее основательный вклад в изучение города был внесён Луисом Виртом (1897 – 1952). Его наиболее известные труды по социологии – «Гетто» (1928) и «Урбанизм как образ жизни» (1938). Круг научных интересов Вирта включал в себя изучение урбанизации, сообщества, социального планирования, жилья, человеческой экологии, расовых отношений, меньшинств, международных отношений, социологию знания. Вирт рассматривал социологию как «исследование того, что является подлинным в человеке, благодаря тому, что везде и всегда он живёт групповой жизнью». Отметив, что и другие науки изучают человеческую природу и социальный порядок, Вирт отводил социологии место общей социальной науки. Общей она является потому, что изучаемые социологией вопросы, посвящённые человеческой природе и социальному порядку, акцентируют внимание в самых разных контекстах на групповом факторе человеческого поведения.

    Изучая город, Вирт характеризует его как общину, распавшуюся на серию тонких сегментных связей, накладываемых на территориальную основу с определенным центром, но без определенной периферии, и системой разделения труда, которая значительно превосходит границы ближайшей местности. В городах проживает большое количество гетерогенных индивидуумов, высока поляризация индивидуальных особенностей, рода занятий, культурной жизни горожан, идей и ценностей, которыми они руководствуются. Рост количества людей и разнообразия их социальных характеристик снижает возможности и желание каждого горожанина на личное знакомство с остальными жителями города. В условиях отсутствия полноценных личностных контактов развивается формальность, поверхностность человеческих отношений, возникают сдержанность, безразличие, пресыщенность, демонстрируемые горожанами во взаимоотношениях друг с другом, которые могут рассматриваться как средство их иммунизации против личных притязаний и ожиданий других людей. В городах высока мобильность индивидуума. Она проявляется в том, что многие люди проживают в одной части города, а работают в другой. В своём жилище горожане обычно оказываются поздним вечером, поэтому они редко могут быть истинными соседями друг для друга. С другой стороны, мобильность горожанина выражается в том, что он часто стремится ограничить личные притязания и ожидания других горожан по отношению к нему, а также игнорировать и ограничивать их физическое присутствие рядом с ним. Повышенная мобильность городского жителя является причиной приобретения им нечёткого и нежёсткого или «плавающего» статуса в социальных группах, членом которых он является часто в силу вынужденной необходимости или по формальным причинам. Примерами таких статусов могут рассматриваться статус соседа по дому, подъезду, этажу, статус члена трудового коллектива, церковного прихода. Но кроме формальных групп социальный контроль в городе и солидарность между горожанами поддерживаются с помощью групп, членство в которых основано на общности реальных жизненных интересов их членов. Таковы многочисленные добровольные организации, заменяющие для горожанина ослабевающие первичные группы. На фоне существенного ослабления влияния на горожан территориальных групп (соседей) как былой основы социальной солидарности создаются объединения по интересам, члены которых могут проживать в разных концах города. Однако может иметь место и сочетание единиц территориальных, например, соседства жителей одного дома, вблизи которого начинается нежелательное для них строительство, с единицами по интересам, с организацией соседей на борьбу с застройщиками.

    Многогранным является научное творчество Уильяма Айзека Томаса (1863 – 1947). Томас сначала занимался естествознанием и филологией, этнографией и антропологией, а затем обратился к изучению иммиграции. С именем Томаса следует связать Флориана Знанецкого (1882 – 1958), поляка по происхождению, который работал несколько лет в Чикагском университете и вместе с Томасом является автором исследования, посвященного польским иммигрантам в США. Это исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 – 1920) является одной из первых в мировой социологии фундаментальных попыток изучить процесс миграции и связанный с ним процесс адаптации иммигрантов к жизни в новом для них («принимающем») обществе.

    Первоначально Томас и Знанецкий планировали изучить различные восточноевропейские иммигрантские группы, но затем сосредоточили свое внимание на поляках. Из всех иммигрантов, прибывших в США в 1899 – 1910 годах, поляки составляли одну четверть. В Чикаго их оказалось 360 тысяч. Авторы намеревались изучить, что заставило людей перебраться в США, и как иммиграция отразилась на ценностном сознании польских переселенцев. Их интересовало, когда завершается процесс психологического перехода к жизни в новой стране. Для сбора информации Томас и Знанецкий использовали изучение писем переселенцев, анализ документов из архивов польской газеты, документов польского церковного прихода в Чикаго, полученных от иммигрантских организаций, из картотек ассоциаций, оказывающих благотворительную и правовую помощь. Изучались автобиографии и дневники польских иммигрантов, проводились интервью с ними.

    По результатам изучения жизни польских переселенцев авторы выделили восемь главных проблем, с которыми встречались переселенцы и их семьи.

    1. В новом обществе происходит индивидуализация сознания переселенца, которую трудно преодолеть.

    2. Обостряется проблема соизмеримости личного и коллективного вклада членов семьи в адаптацию к жизни на новом месте. Одновременно переживается эффективность затрачиваемых усилий.

    3. Следствием неэффективной адаптации иммигрантов является рост среди них преступности, алкоголизма, проституции.

    4. Исчезает интерес к труду в массовых профессиях, растет желание заняться своим делом.

    5. Происходят большие изменения в семейных, брачных и половых взаимоотношениях.

    6. Людей волнует проблема социального счастья (чувства удовлетворенности, создаваемого социальной организацией и институтами).

    7. Размышления об идеальной организации общества (переживание и переосмысление отношения к старому и новому обществу во время адаптации).

    8. Переселенцы сталкиваются в новом обществе с людьми других рас и могут оказаться большими расистами, чем сами американцы.

    Ценность выполненной ими работы состояла в том, что такое объективное явление общественной жизни как миграция изучалось посредством анализа субъективной интерпретации процесса миграции его участниками. Эта работа оказалась возможной благодаря научным интересам авторов. Томас и Знанецкий занимались изучением социальных ценностей и установок. Установка рассматривалась ими как присущая личности способность реагировать положительно или отрицательно на объекты и явления социального мира, обладающие для неё статусом ценности, форма ценностного отношения к объекту, определяемая культурой индивида, благодаря которой индивид действует определенным образом в определенной ситуации. С понятием ситуации связана т.н. теорема Томаса: «Если ситуации определяются людьми как реальные, они становятся реальными по своим последствиям». Эта знаменитая фраза делает ясным понимание Томасом творческого характера организации социальной реальности. Люди творят мир и согласный порядок, не только следуя уже имеющимся у них нормам и правилам, но и создают эти нормы в процессах своих взаимодействий, которые всегда должны получить смысл и завершение в умах людей. В работе, написанной Томасом вместе с Парком, приводится следующее разъяснение определения ситуации. Оно «предшествует любому возможному действию и ограничивает его, а переопределение ситуации изменяет характер действия. Например, жестокий человек провоцирует гнев и, возможно, насилие, но если мы осознаем, что этот человек сумасшедший, то это переопределение ситуации увенчивается совершенно другим поведением».

    Социальная ценность, руководствуясь которой, человек формирует своё отношение к объекту, понимается Томасом и Знанецким как «любой факт, обладающий эмпирическим содержанием, общепризнанным для членов определенной социальной группы и понимаемым в связи с наличным или возможным объектом активности». Томас и Знанецкий уточнили, что только определенные категории ценностей, а именно те, которые включены в нормы и правила поведения, находятся в сфере внимания социологического исследования. Эти ценности представлены «более или менее точными и формализованными правилами поведения, посредством которых группа стремится поддерживать, регулировать и делать общими и постоянными соответствующие виды действий между членами группы».

    Анализ Томаса и Знанецкого в «Польском крестьянине» развивается от частного к общему. Связывая изучение первичных групп с широким институциональным контекстом, Томас и Знанецкий изучали общинную среду, в которой главенствовали первичные группы, в том числе объединенные по признаку родства; затем они переходили к изучению более широкой структуры социальной организации, включавшей систему образования, прессу, добровольные организации и т.п. Они показали, как традиционные формы социального контроля были заменены более свободными средствами контроля, которые пытались направлять поведение современных мужчин и женщин. Они обосновали глубокое изменение, сопровождавшее переход от культуры, где господствовали отношения родства, к культуре, основанной на городских сообществах или же свободных соседских отношениях.

    Эмпирическое изучение Томасом и Знанецким субъективно-личностного восприятия «ситуации перехода» на примере польских иммигрантов показывает тесную связь изучения социальной среды и личности, обладающей своими культурными характеристиками – нормами, ценностями, традициями. Практическое и теоретическое изучение Томасом и Знанецким ценностей позволило сделать вывод о том, что поскольку то, что определялось как ценности, может одновременно приниматься неопределенно большим числом людей, ценности могут изучаться эмпирически.
    Тема 19. ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА
    Слово «символ» происходит от греческого συμβάλλω, что значит «соединяю». В Древней Греции друзья, расставаясь, брали какой-нибудь предмет (лампадку, статуэтку, навощенную дощечку с надписью) и разламывали пополам. По прошествии многих лет эти друзья или же их потомки при встрече узнавали друг друга убедившись, что обе части соединяются и образуют единое целое – символ. Зарождение интереса к изучению символических и вообще культурных форм социальных взаимодействий связано с работами Ч.Х.Кули и Дж.Г.Мида.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта