Главная страница
Навигация по странице:

  • Что означает тезис, согласно которому ученые, входящие в научное поле, обречены на стратегии сохранения установленного научного порядка Какие элементы образуют научный порядок

  • В чем отличие

  • Что автор понимает под термином «научные габитусы», которые «выдаются» наукой всем субъектам педагогического воздействия

  • Какие элементы научного порядка обеспечивают ученым признание и являются инструментами распространения знания

  • В чем своеобразие «стратегий преемственности» и «стратегий разрыва», свойственных входящим в научное поле

  • Почему личностные конфликты, возникающие в процессе установления научного авторитета, приобретают, как правило, характер конфликта поколений

  • Существует ли зависимость когнитивных стратегий сохранения или подрыва от отношения к установленному порядку Проинтерпретируйте это на примере биографий А. Эйнштейна и А. Пуанкаре.

  • Бурдьё П.

  • Как можно проинтерпретировать термин «

  • Почему научная революция удел «самых богатых в научном смысле, среди входящих в поле»

  • Каков основной антагонизм, определяющий функционирование научного поля

  • Какие факторы влияют на автономность научного поля В системе каких отношений может быть позиционировано научное поле

  • Что автор понимает под научным жаргоном и почему последний связывается с «ложным разрывом»

  • Как социальные науки могут способствовать «легитимации установленного порядка» и «укреплению арсенала символических инструментов доминирования»

  • Что собой представляет борьба за научный авторитет

  • Почему идея нейтральности науки является фиктивной

  • Что автор понимает под «риторикой научности» В чем ее предназначение Проанализируйте ее основные интеллектуальные стратегии: видимость эффекта накопления, приемы закрытия, непризнания и т.п.

  • Почему автор позитивистскую философию науки характеризует как форму «либерального оптимизма»

  • Егоркин А.М Тема 8. Тема 8 наука как социальный институт г. Башляр в чем выражается социальный характер науки


    Скачать 103.05 Kb.
    НазваниеТема 8 наука как социальный институт г. Башляр в чем выражается социальный характер науки
    Дата07.12.2022
    Размер103.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЕгоркин А.М Тема 8.docx
    ТипДокументы
    #833786
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Почему по мере накопления ресурсов увеличивается однородность научного поля? Связана ли процедура становления однородности с феноменом научных революций?

    Во всяком поле с более или менее неравной силой, в зависимости от структуры распределения в нем капитала (степень однородности), противопоставляются доминирующие, занимающие самые высокие позиции в структуре распределения научного капитала, и доминируемые, т. е. новички, обладающие научным капиталом тем более значительным (в абсолютном значении), чем более значительны научные ресурсы, накопленные в поле.

    Все указывает на то, что по мере роста накопленных научных ресурсов и вследствие соответственно возрастающей платы за вход, возрастает степень однородности между конкурентами (которые, под воздействием независимых факторов, становятся все многочисленнее), научное соперничество по своей форме и интенсивности все более дистанцируется от соперничества, которое можно наблюдать на более ранних стадиях в тех же или других полях, где накопленные ресурсы менее значительны, а степень разнородности более высока.

    Процедура становления однородности напрямую связана с феноменом научных революций.

    1. Что означает тезис, согласно которому ученые, входящие в научное поле, обречены на стратегии сохранения установленного научного порядка? Какие элементы образуют научный порядок?

    Доминирующие и, как говорят экономисты, претенденты, т. е. входящие в поле, обречены на стратегии сохранения установленного научного порядка, частью которого они являются.

    Элементы, которые образуют научный порядок: совокупность научных ресурсов, унаследованных от прошлого, которые существуют в объективированном виде в форме инструментария, книг, институций и т. д., и в инкорпорированном виде, научные габитусы, системы, порождающие схемы восприятия, оценки и действия, которые являются продуктом специфической формы педагогического действия и которые делают возможными выбор объектов, решение проблем и оценку решений. Этот установленный порядок включает в себя также совокупность институций, обязанных обеспечить производство и обращение научных благ и в то же время воспроизводство и обращение производителей (или воспроизводителей) и потребителей этих благ, т. е. в первую очередь систему образования, которая единственно и может обеспечить незыблемость и признание официальной науки, систематически внушая ее (научные габитусы) всей совокупности легитимных получателей педагогического воздействия и, в частности, всем входящим непосредственно в пространство производства. Помимо инстанций, специально предназначенных для обеспечения признания (академии, премии и т. д.), установленный порядок включает в себя также инструменты распространения, и в частности, научные журналы, которые, путем селекции, осуществляемой в соответствии с господствующими критериями, обеспечивают признание продукции, отвечающей принципам официальной науки.

    1. В чем отличие объективных форм научного порядка от инкорпорированных?

    Объективные формы научного порядка представлены в виде инструментария, книг, институций и т. д., а инкорпорированные формы – в виде научных габитусов, систем, порождающих схемы восприятия, оценки и действия, которые являются продуктом специфической формы педагогического действия и которые делают возможными выбор объектов, решение проблем и оценку решений.

    1. Что автор понимает под термином «научные габитусы», которые «выдаются» наукой всем субъектам педагогического воздействия?

    Под термином «научные габитусы» автор понимает систему образования, которая единственно и может обеспечить незыблемость и признание официальной науки, систематически внушая ее всей совокупности легитимных получателей педагогического воздействия и, в частности, всем входящим непосредственно в пространство производства.

    1. Какие элементы научного порядка обеспечивают ученым признание и являются инструментами распространения знания?

    Элементы научного порядка, специально предназначенные для обеспечения ученым признания, это академии, премии и т. д. Также установленный порядок включает в себя также инструменты распространения знания, и в частности, научные журналы, которые, путем селекции, осуществляемой в соответствии с господствующими критериями, обеспечивают признание продукции, отвечающей принципам официальной науки, постоянно давая пример того, что достойно быть названным наукой, и осуществляют фактическую цензуру еретической продукции либо путем ее открытого исключения, либо определяя то, что может быть опубликовано, отбивая охоту быть опубликованным.

    1. В чем своеобразие «стратегий преемственности» и «стратегий разрыва», свойственных входящим в научное поле?

    Надежные стратегии преемственности способны обеспечить агентам доходы в будущей обозримой карьере, ожидающие тех, кто соответствует официальному научному идеалу благодаря инновациям, не выходящим за рамки установленных границ.

    Стратегии подрыва - это бесконечно более дорогостоящие и рискованные вложения, которые могут принести доходы, причитающиеся монопольным держателям легитимности, лишь ценой полного переопределения принципов научной легитимности доминирования: «входящие в поле», которые отказываются от намеченных карьер, могут «победить доминирующих в их собственной игре» лишь при условии дополнительного привлечения собственно научных инвестиций, не рассчитывая при этом на значительную прибыль, во всяком случае, скорую, поскольку против них направлена вся логика системы.


    1. Почему личностные конфликты, возникающие в процессе установления научного авторитета, приобретают, как правило, характер конфликта поколений?

    Основатели еретического научного порядка разрывают контракт о передаче полномочий, с которым соглашаются — пусть в скрытой форме — Кандидаты в наследники. Не признавая иного принципа легитимации, кроме того, который предполагается установить, они отказываются от включения в цикл обмена признанием, обеспечивающий упорядоченную трансмиссию научного авторитета между держателями и претендентами (т. е. зачастую между представителями различных поколений, что заставляет многих обозревателей рассматривать конфликты легитимности как конфликты поколений).

    Отвергая все суждения и гарантии, которые предоставляет прежний порядок, а также участие (возрастающее) — в соответствии с установленными процедурами — в коллективно гарантированном капитале, они осуществляют первоначальное накопление силовым путем с помощью разрыва, обращая в свою пользу доверие, которым пользовались прежние доминирующие, и не оставляя им взамен даже малой доли признания, в отличие от тех, кто соглашается включиться в непрерывный ход наследования.

    1. Существует ли зависимость когнитивных стратегий сохранения или подрыва от отношения к установленному порядку? Проинтерпретируйте это на примере биографий А. Эйнштейна и А. Пуанкаре.

    Все свидетельствует о том, что склонность к стратегиям сохранения или подрыва тем более зависима от диспозиций по отношению к установленному порядку, чем более зависим сам научный порядок от социального порядка, в который он вписан.

    Оппозиция, которую устанавливает Льюис Феер между революционными диспозициями Эйнштейна, члена — в бытность его молодым — студенческой еврейской группы, взбунтовавшейся против установленного научного порядка и против установленного порядка вообще, и реформаторскими диспозициями, которые продемонстрировал Пуанкаре, типичный представитель «республики профессоров», человек порядка и «плановой» реформы как в политическом, так и в научном порядке, вызывает некоторую аналогию с оппозицией между Марксом и Дюркгеймом.


    1. Способствует ли система социальных лифтов ослаблению протеста против доминирующего научного порядка? Как можно проинтерпретировать тезис, что «научная революция находит благодатную почву в контр - сообществе»?

    Льюис Феер выдвигает гипотезу, которую подтверждают все последние работы о системе научного образования и в соответствии с которой легкий и быстрый доступ к административным должностям, открывающийся во Франции перед выпускниками научных Гранд Эколь, ослабляет протест против установленного (научного) порядка, и наоборот, этот протест находит благодатную почву в группах маргинальных интеллектуалов, занимающих шаткие позиции между системой образования и революционной богемой.

    Научная революция находит свою самую благодатную почву в контр-сообществе. Когда молодой ученый очень быстро получает доступ к руководящим функциям, его энергия менее всего расположена к сублимации в научный радикализм. Что касается революционного творчества, то открытость французской администрации для научных талантов, возможно, является более важным фактором, объясняющим научный консерватизм, чем все другие факторы, обычно считающиеся ведущими».
    Бурдьё П.

    1. Какой смысл автор вкладывает в термин «инаугурационная революция»? Как связаны понятия «инаугурационная революция» и «новое поле науки»?

    Инаугурационная революция зарождающейся науки – это революция, парадигмой которой служит коперниковская революция — в подлинном значении этого слова.

    Известно, что сами инаугурационные революции, которые дают жизнь новому полю, формируя с помощью разрыва новую область объективности, почти всегда возлагаются на держателей большого научного капитала, которые в силу переменных второго порядка (таких как принадлежность к социальному классу или этносу, маловероятных для данного универсума) оказываются в положении неустойчивости, благоприятствующему революционным наклонностям: таков, например, случай входящих, которые привносят в поле капитал, накопленный в научном поле, более высоком в социальном отношении.

    1. Как можно проинтерпретировать термин «пошлина за вход на поле»?

    По мере того, как увеличиваются накопленные научные ресурсы, инкорпорированный научный капитал, необходимый для того, чтобы ими овладеть и таким образом получить доступ к научным проблемам и инструментарию, а, следовательно, к научной борьбе, все более и более возрастает (плата за вход в поле).


    1. Почему научная революция удел «самых богатых в научном смысле, среди входящих в поле»?

    По мере того, как увеличиваются накопленные научные ресурсы, инкорпорированный научный капитал, необходимый для того, чтобы ими овладеть и таким образом получить доступ к научным проблемам и инструментарию, а, следовательно, к научной борьбе, все более и более возрастает (плата за вход в поле). Из этого следует, что научная революция является делом не самых обездоленных, а наоборот, самых богатых в научном смысле среди входящих в поле

    1. Каков основной антагонизм, определяющий функционирование научного поля?

    Антагонизм, который заложен в основании структуры и изменения всякого поля, приобретает все более радикальный и всеобъемлющий характер, поскольку вынужденное соглашение, где производится мыслимое, оставляет все меньше места для немыслимого доксы.
    Бурдьё П.

    1. Что собой представляет поле «доксы»? Как связаны «габитус» и «докса»?

    Дискуссионное поле, создаваемое борьбой ортодоксии и гетеродоксии, вычленяется на фоне поля доксы, совокупности допущений, которые антагонисты воспринимают как само собой разумеющиеся, не зависящие от какой-либо дискуссии, поскольку они составляют скрытое условие дискуссии: цензура, которую производит ортодоксия – и которую отвергает гетеродоксия – скрывает более радикальную, а также более невидимую цензуру, поскольку она является составной частью самого функционирования поля и распространяется на совокупность того, что становится допустимым благодаря самому факту принадлежности к полю, что выводится за пределы дискуссии благодаря тому, что принимаются цели дискуссии, т. е. согласие в отношении предметов несогласия, общие интересы, которые лежат в основании конфликта интересов, все необсуждаемое и немыслимое, по умолчанию удерживаемое за границами борьбы.

    1. Какие факторы влияют на автономность научного поля? В системе каких отношений может быть позиционировано научное поле?

    Стратегии ложного разрыва выражают объективную истину полей, обладающих лишь ложной автономией: если доминирующий класс сообщает наукам о природе автономию, соразмерную тому интересу, который этот класс находит в использовании научных методов в экономике, то от социальных наук ему ждать нечего, разве что – в лучшем случае – чрезвычайно дорогостоящего вклада в легитимацию установленного порядка и в укрепление арсенала символических инструментов доминирования. Запоздалое и всегда находящееся под угрозой развитие социальных наук как раз свидетельствует о том, что прогресс в направлении реальной автономии, которая обуславливает и одновременно предполагает установление механизмов, формирующих само регулируемое и автократическое научное поле, обязательно наталкивается на препятствия, нигде более не известные.

    1. Что автор понимает под научным жаргоном и почему последний связывается с «ложным разрывом»?

    От Хайдеггера, рассуждающего о «массах» и «элитах» на глубоко эвфемизированном языке «аутентичного» и «неаутентичного», до американских политологов, воспроизводящих официальное видение социального мира в полу-абстракциях дескриптивно нормативного дискурса – всегда ученый жаргон (в противоположность научному языку) определяется одной и той же стратегией ложного разрыва. Если научный язык ставит кавычки для обозначения того, как отмечает Башляр, что слова обыденного языка или прежнего научного языка, который он сохраняет, полностью переопределяются и приобретают свой смысл только в новой теоретической системе, ученый язык употребляет кавычки или неологизмы лишь для того, чтобы символически продемонстрировать фиктивную дистанцию и разрыв относительно общепринятого смысла: на самом деле, не обладая никакой реальной автономией, он может выполнять свою идеологическую задачу только лишь в том случае, если будет оставаться достаточно прозрачным для того, чтобы продолжать ссылаться на опыт и обыденное выражение, которое он отрицает

    1. Как социальные науки могут способствовать «легитимации установленного порядка» и «укреплению арсенала символических инструментов доминирования»?

    В использовании научных методов в экономике, то от социальных наук ему ждать нечего, разве что – в лучшем случае – чрезвычайно дорогостоящего вклада в легитимацию установленного порядка и в укрепление арсенала символических инструментов доминирования. Запоздалое и всегда находящееся под угрозой развитие социальных наук как раз свидетельствует о том, что прогресс в направлении реальной автономии, которая обуславливает и одновременно предполагает установление механизмов, формирующих само регулируемое и автократическое научное поле, обязательно наталкивается на препятствия, нигде более не известные. Иначе и быть не может, поскольку цель внутренней борьбы за научный авторитет в поле социальных наук, т. е. за право производить, навязывать и внушать легитимное видение социального мира, является одной из целей борьбы между классами в политическом поле.

    1. Что собой представляет борьба за научный авторитет?

    Иначе и быть не может, поскольку цель внутренней борьбы за научный авторитет в поле социальных наук, т. е. за право производить, навязывать и внушать легитимное видение социального мира, является одной из целей борьбы между классами в политическом поле.

    1. Почему идея нейтральности науки является фиктивной?

    Идея нейтральности науки есть фикция, которая подразумевает интерес, позволяющий дать ученому нейтрализованную и эвфемизированную, а потому особенно символически действенную – поскольку совершенно неузнаваемую – форму доминирующего представления о социальном мире.

    1. Что автор понимает под «риторикой научности»? В чем ее предназначение? Проанализируйте ее основные интеллектуальные стратегии: видимость эффекта накопления, приемы закрытия, непризнания и т.п.

    Следовало бы всесторонне проанализировать эту риторику научности, с помощью которой доминирующее «сообщество» производит верование в научную ценность своих продуктов и в научный авторитет своих членов. Этому может служить, например, совокупность стратегий, придающих видимость эффекта накопления, таких как ссылки на Канонические источники, чаще всего сводимые, как говорится, «к их самому простому изложению» (таков посмертный удел «Самоубийства»), т. е. к примитивным правилам, симулирующим холодную строгость научного дискурса, а также ссылки на, по возможности, самые свежие статьи на одну и ту же тему (известна оппозиция между «тяжелыми» науками – hard – и «мягкими» науками – soft), это могут быть также стратегии закрытия, которые должны установить границу между научной проблематикой и профанными и салонными дебатами (всегда имеющими место, но на правах «лошади в паровозе»), с помощью, чаще всего, простого обратного перевода с одного языка на другой; либо процветающие среди политологов стратегии непризнания, способные воплотить доминирующий идеал «объективности» в аполитичном дискурсе о политике, где отвергаемая политика может появиться лишь под неузнаваемым, а, следовательно, безупречным, видом ее политологического непризнания.

    1. Почему автор позитивистскую философию науки характеризует как форму «либерального оптимизма»?

    Форме либерального оптимизма, согласно которой наука прогрессирует благодаря внутренней силе истинной идеи и что самые «сильные» являются по определению также и самыми «компетентными».

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта