Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ партитуры в работе дирижера

  • Краткая аннотация хоровой партитуры

  • Основные вопросы аннотации

  • План развернутого анализа хоровой партитуры Общие сведения о произведении и его авторах

  • Литературный текст

  • 3. Музыкально-выразительные средства

  • Лекции(horovedenie). Тема I Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения


    Скачать 1.88 Mb.
    НазваниеТема I Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения
    АнкорЛекции(horovedenie).doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции(horovedenie).doc
    ТипДокументы
    #633
    страница18 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Тема XXI : Анализ хоровой партитуры




    Основные вопросы

    1. Анализ партитуры в работе дирижера
    2. Краткая аннотация хоровой партитуры
    3. План развернутого анализа хоровой партитуры
    4. Методическая литература
    а) Методика анализа
    б) Примерные анализы хоровых партитур

    Цель: Определить значение анализа партитуры в работе дирижера хора. Проанализировать все пункты основных вопросов анализа хоровой партитуры. Выявить все исполнительские трудности в работе над хоровой партитурой для максимального раскрытия музыкального образа.
    Анализ партитуры в работе дирижера

    Дирижирование - трудное и сложное искусство, требующее больших знаний, ярких музыкально-исполнительских, волевых качеств, незаурядных организаторских способностей.

    Вся многообразная деятельность дирижера сосредоточена, в конечном счете, вокруг одной цели – работе над произведением. Работа дирижера над хоровым произведением состоит из трех последовательных этапов:

    1. Самостоятельное изучение;

    2. Репетиционная работа с хором;

    3. Концертное исполнение.

    Трудно сказать, какой из этапов является более важным – все они взаимосвязаны. Несомненно, однако, что основой всей работы дирижера является первый этап, когда происходит не только всестороннее изучение произведения, но и продумываются основы исполнительского замысла. Не случайно, в учебном процессе самостоятельной работе студентов придается такое большое значение.

    Дирижерско-хоровая педагогика выработала определенные методы самостоятельной работы дирижера над произведением, предшествующей разучиванию и исполнению его с хором. Ими являются:

    1. Исполнение на фортепиано;

    2. Вокально-интонационное освоение;

    3. Дирижерско-техническое освоение;

    4. Анализ.

    Эти методы – результат опыта лучших хоровых дирижеров прошлого – теперь стали общепринятыми и незыблемыми. Нередки, однако, случаи, когда дирижеры хора (особенно начинающие руководители хоровой самодеятельности) пренебрегают некоторыми из них, чем значительно снижают эффективность своей работы. При основном внимании к дирижерско-технической стороне значительно меньше места уделяется, например, самостоятельному вокально-интонационному освоению произведения, а аналитическая сторона порой просто выпадает из поля зрения начинающего дирижера. Этому в немалой степени способствует недостаточная методическая разработка вопросов анализа хоровых партитур.

    Анализ хоровых партитур является одним из средств самостоятельного изучения дирижером хорового произведения.

    Необходимость анализа произведения как обязательное условие подготовки дирижера к работе с хором сложилась в процессе многолетнего опыта лучших советских дирижеров и педагогов. Требования анализа хоровых партитур, сформулированные корифеями русского и советского хорового искусства П.Г. Чесноковым (1877 – 1944г.) и Н.М. Данилиным (1878 – 1945г.), выдвигаются так же в известных трудах Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, К.К.Пигрова, К.Б.Птицы, В.Г.Соколова, И.И.Полтавцева и М.Ф.Светозаровой и др. Серьезное внимание уделяется этому вопросу в пособиях, посвященных методике работы с самодеятельным хором.

    Значение глубокого и всестороннего анализа хоровой партитуры для воспитания и работы хорового дирижера в основном сводится к следующему:

    Во-первых, анализ партитуры способствует лучшему усвоению дирижером музыкального и литературного текста произведения, которое он, как известно, должен знать в совершенстве (наизусть). Осознанное – на основе всестороннего анализа – изучение партитуры коренным образом отличается от часто употребляемого механического запоминания, обычно недолговечного и гораздо менее эффективного в работе.

    Во-вторых, анализ партитуры необходим для выявления технических, стилистических, вокальных и др. особенностей произведения, определения трудностей, могущих возникнуть в процессе разучивания и исполнения. Работая с коллективом и будучи обычно ограниченным во времени, дирижер должен при самостоятельной подготовке сделать все возможное, чтобы заранее учесть различные детали своей работы с хором.

    В-третьих, на основе анализа дирижером устанавливается исполнительский Основные вопросы произведения и определяются конкретные выразительные средства для его творческого воплощения.

    В-четвертых, работа над анализом партитуры значительно обогащает знания дирижера в области истории музыки, гармонии, полифонии, музыкальной формы, хороведения, дирижирования. Умения хорошо разбираться в вопросах общей и музыкальной культуры способствует его совершенствованию как исполнителя и значительно повышает его авторитет как руководителя коллектива. Постоянное накопление этих знаний – необходимое условие работы дирижера.

    Помимо этого, работа над анализом произведения воспитывает умение грамотно излагать свои мысли, что для дирижера, как руководителя коллектива, также немаловажно.

    Таким образом, значение анализа хорового произведения не ограничивается научно-теоретической стороной, - он очень важен для практической работы дирижера.

    Учебный анализ хоровой партитуры делается в письменном виде. В зависимости от задач, стоящих перед студентом и степени его специальной подготовки могут быть два типа анализа: краткая аннотация и развернутый анализ.

    Целью создания краткой аннотации является установление основных данных о произведении и творчестве его автора.

    Аннотацию следует составлять по каждому произведению, изучаемому в классе дирижирования (не менее 5 произведений в семестр). Имея к выпускному экзамену 40 – 50 аннотаций, студент накапливает значительный творческий и научный багаж, который всегда пригодится в работе.

    Другие требования ставятся при создании развернутого анализа партитуры, который в учебной практике обычно называется письменной работой по анализу партитуры.

    Письменная работа представляется к каждому экзамену или зачету по дирижированию (следовательно, каждый семестр). Одна письменная работа представляется также к экзамену по хороведению. Т. о. за период обучения студентом должно быть выполнено 8 -10 письменных работ по развернутому анализу хоровых партитур.

    Для анализа, по согласованию с педагогом, выбирается одно из произведений, изучаемое в классе дирижирования (преимущественное внимание рекомендуется уделять произведениям для смешанного хора acappella – наиболее типичным для хоровой исполнительской практики). При этом необходимо стремиться к тому, чтобы студенты в процессе обучения работали над анализом произведений различных стилей и жанров.

    Размер письменной работы определяется размером и сложностью анализируемого произведения, а так же степенью глубины анализа. Обычный размер работы – 12-15 страниц формата школьной тетради. Однако, когда студенты только начинают осваивать навыки анализа, он может быть несколько меньшим (10-12 стр.). Впоследствии размер работы, как правило, возрастает до 15-20 стр.

    Работа должна быть написана грамотно, аккуратно, разборчиво и тщательно отредактирована. К ней должна быть приложена партитура анализируемого произведения (полностью) с расставленными цифровыми обозначениями тактов, на которую в процессе анализа делаются ссылки. Если анализируется произведение крупной формы с сопровождением, то партию сопровождения выписывать не обязательно – достаточно ограничиться необходимыми нотными примерами.

    Независимо от особенностей произведения и уровня специальной подготовки студента анализ каждой хоровой партитуры должен состоять из следующих основных разделов:

    1. Общие сведения о произведении;

    2. Анализ литературного текста;

    3. Анализ музыкально-выразительных средств;

    4. Анализ хоровой фактуры (вокально-хоровой анализ);

    5. Разработка исполнительского Основные вопросыа.

    Разница требований, предъявляемых к студентам при анализе партитуры на различных курсах заключается:

    1. В возрастающей сложности анализируемых произведений;

    2. В возрастающих требованиях к качеству анализа, его глубине и разносторонности;


    Следует так же иметь в виду, что при важности и необходимости всех разделов Основные вопросыа не все из них имеют одинаковое значение. Разделы, посвященные анализу хоровой фактуры и разработке исполнительского Основные вопросыа, являются основными, - в то время как другие носят, в известной степени вспомогательный характер, что, однако, не должно сказываться на их теоретическом уровне. Поэтому возникает вопрос об аспекте анализа, т.е. о его целенаправленности. Автор должен очень хорошо представлять цель своей работы, чтобы точно определить свои задачи. Для дирижера главная задача анализа – в выявлении конкретных хоровых исполнительских средств, необходимых для раскрытия содержания произведения. Поэтому разбор хоровой фактуры для исполнителя хорового произведения является основной задачей: не анализ «вообще», а анализ вокально-хоровых особенностей произведения и разработке исполнительского Основные вопросыа на основе знания и понимания этих особенностей. Об этом всегда важно помнить, чтобы избегать сумбурного и непоследовательного изложения без ясной и определенной цели, что, к сожалению, нередко встречается в студенческих работах.

    Нередко также при анализе партитуры чрезмерно большое место отводится описанию жизненного пути композитора и характеристике его творчества. Сведения об авторах произведения должны быть краткими. Основное внимание необходимо уделять непосредственному анализу самого произведения.

    При анализе хоровой фактуры важнейшее значение имеет определение конкретных приемов хорового изложения (хорового письма), использованных в данном произведении, а также выявление черт хорового стиля композитора. Это наиболее сложные разделы. К тому же работа над ними затрудняется отсутствием достаточно полного и систематически изложенного учебно-методического материала – наименее разработанного в хоровой теории.

    Конкретные результаты анализа, его качество в каждом случае зависит от многих факторов, главнейшими из которых являются: общие музыкально-теоретические знания автора, его специальные хоровые знания (знание хороведения), опыт дирижерско-хоровой работы, аналитические способности и навыки. Особое внимание обращаем на важность воспитания у дирижера аналитических навыков. Для дирижера как организатора и руководителя исполнения рационально-аналитические способности и навыки не менее важны чем эмоционально-интуитивные качества. Только их сочетание рождает подлинный профессионализм.

    Для воспитания аналитических навыков дирижеров хора, большое значение имеет курс хороведения, одна из основных задач которого – в глубоком и систематическом изучении особенностей хоровой фактуры, выразительных средств хора, конкретных приемов хорового письма. Не менее важным является также изучение жанрово-стилистических закономерностей хоровой музыки – как в отношении творчества отдельных композиторов, так и хоровых жанров в целом. Значительную помощь в этом может оказать и курс анализа музыкальных произведений, где следует больше места уделять хоровому творчеству – не только в Основные вопросые структурного анализа, но и фактурного, хорового.

    Работа над анализом произведения – дело, требующее большого внимания и настоящего творческого отношения. Анализ партитуры и ее изучение в техническом и исполнительском Основные вопросые – процессы взаимно обогащающиеся. Если знакомство с общими сведениями о произведении и его авторах является важной предпосылкой для практического творческого освоения партитуры, то без знания партитуры, всех ее деталей невозможно исчерпывающе проанализировать ее музыкально-выразительные средства, особенности хорового изложения, разработать исполнительский Основные вопросы. Поэтому работа над анализом партитуры должна начинаться с первого ознакомления с ней и продолжаться до тех пор, пока произведение не будет окончательно освоено дирижером. При этом следует иметь в виду, что без выполнения всех требований, предъявляемых при изучении хорового произведения в классе дирижирования (исполнение на фортепиано, пение хоровых партий, интонирование аккордов, тщательная дирижерско-техническая работа) невозможен исчерпывающий, глубокий и всесторонний его анализ.
    Краткая аннотация хоровой партитуры

    Аннотация заключается в сжатом изложении основных данных о произведении, в конкретной фиксации показателей темпа, метра, ладо-тональных особенностей, особенностей формы, фактуры и др. Рекомендуется следующий Основные вопросы аннотации:

    • Название произведения. Год создания.

    • Автор музыки (имя, отчество, фамилия). Годы жизни.

    • Автор литературного текста (имя, отчество, фамилия). Годы жизни. Название и год создания литературного произведения.

    • Вид хорового творчества и хоровой жанр.

    • Если анализируемое произведение является частью более крупного сочинения, – общие сведения обо всем цикле (количество и название частей, состав исполнителей..)

    • Состав исполнителей (для хоровых произведений с сопровождением и солистами).

    • Форма (определение формы с указанием частей и их размера – количество тактов).

    • Тональность (основная, модуляция, отклонения).

    • Темп и характер исполнения (перевод). Метроном.

    • Метр и размер.

    • Ритмические особенности.

    • Динамика.

    • Звуковедение.

    • Фактура (общий тип фактуры).

    • Состав хора.

    • Диапазоны хоровых партий и общий диапазон всего хора.

    • Тесситура.

    • Приемы хорового изложения.

    Аннотация может быть дополнена краткими сведениями о творчестве композитора (перечислить основные произведения), а также отдельными наиболее существенными исполнительскими замечаниями. При наличии других редакций анализируемого произведения следует указать их.

    Создание подобных аннотаций дело относительно несложное, главное – в умении четко сформулировать ответы на все вопросы, указанные в Основные вопросые.

    Основными и наиболее распространенными типами хоровых партитур являются: хоровая миниатюра acappella и хор крупной формы с инструментальным сопровождением.

    Их аннотация достаточно полно охватывает все необходимые вопросы, возникающие в процессе работы студента над этим разделом дирижерско-хоровой специальности.
    План развернутого анализа хоровой партитуры

    1. Общие сведения о произведении и его авторах

    Общие сведения о произведении. Точное и подробное название произведения. Год создания. Авторы музыки и текстов. Вид хорового творчества (хор acappella, хор с сопровождением). Хоровой жанр(хоровая песня, переложение, миниатюра, крупная форма, обработка, часть оратории, кантаты, сюиты, сцена из оперы и др.). Если анализируемое произведение является частью наиболее крупного сочинения, то следует кратко охарактеризовать остальные его части, чтобы иметь общее представление обо всем цикле (состав исполнителей, количество и название частей, роль хора и др.).

    Сведения о жизни и творчестве композитора. Годы жизни. Общая характеристика творчества. Основные произведения. Более подробная характеристика хорового творчества.

    Краткие сведения об авторе литературного текста. Годы жизни. Общая характеристика творчества.

    1. Литературный текст

    Содержание литературного текста, его тема, идея, образы, форма изложения, размер (количество строф, куплетов и т.п.).

    Сравнение текста, использованного композитором с литературным оригиналом; возникшие изменения и их причины. Если использованный текст является фрагментом более крупного произведения (стихотворения, поэмы и др.), необходимо дать общую характеристику всего произведения.

    Изложение литературного текста (выписать весь использованный текст).

    Взаимосвязь текста и музыки. Степень их соответствия. Воплощение средствами музыки литературных тем и образов. Взаимосвязь строения текста и формы хорового произведения.

    3. Музыкально-выразительные средства

    Определение формы: одночастная (период), двухчастная, трёхчастная (простая и сложная), куплетная (число куплетов), куплетно-вариационная и др. Особенности использования композитором традиционной музыкальной формы при воплощении своего замысла в данном произведении (размер и число музыкальных предложений и др.).

    Разбор музыкально-тематического материала. Характеристика мелодии – темы, её интонации, метроритмические и ладовые особенности. Темп (темпы). Распределение музыкально-тематического материала между хоровыми партиями (а также солирующими голосами и инструментальным сопровождением).

    Ладо-тональные особенности произведения. Определение основной тональности. Характеристика тонального Основные вопросыа (отклонения, модуляции). Ладовые особенности (использование композитором народных диатонических ладов или характерных ладовых оборотов).

    Гармонический анализ. Подробный анализ гармонии (аккордики) с общепринятым обозначением функции и названия каждого аккорда, на основании чего даётся характеристика гармонического языка произведения, его особенностей и сложности.

    Характеристика фактуры: гармоническая (аккордово-гармоническая и гомофонно-гармоническая), полифоническая ( контрастная, имитационная, подголосочная), смешанная. Взаимосвязь фактуры с содержанием произведения и выразительными средствами хора.
    4. Хоровая фактура

    Состав хора ( однородный, смешанный, число голосов-партий ). Диапазоны партий и всего хора. Тесситурные условия. Степень вокальной загруженности отдельных партий.

    Тесситурное и динамическое соотношение между партиями ( хоровой ансамбль). Роль различных партий в произведении ( исполнение основного мелодического материала, подголосков, аккомпанемента и др.). Использование специфических тембровых качеств хора и его партий.

    Особенности интонирования(хоровой строй). Выявление на основе ладо-гармонического анализа наиболее сложных в интонационном отношении моментов с учетом закономерностей мелодического ( горизонтального ) и гармонического ( вертикального ) строя. Способы преодоления интонационных трудностей.

    Дикция. Вокальность литературного текста и особенности его произношения ( орфоэпия ). Особенности подтекстовки. Безтекстовое пение ( с «закрытым ртом» и др. ).

    Приемы хорового изложения ( tutti, использование неполного состава, хоровых групп, «чистых тембров», divisi, сопоставление, обособление, постепенное включение, дублирование хоровых групп или партий, перекрещивание, окружение партий, колористические приемы).

    Установление других вокально-хоровых особенностей произведения: специфике певческого дыхания (по фразам, цепное); характер звука («светлый», «темный», и др.); приемы звуковедения.

    Определение количественного состава хора, необходимого для данного произведения (большой, малый, средний), и его квалификация (профессиональный, опытный самодеятельный, начинающий).
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта