Лекции(horovedenie). Тема I Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения
Скачать 1.88 Mb.
|
Тема III : Хоровое исполнительство Беларуси. Основные вопросы I.Музыкальные объединения 16-17 вв. (ордена – францисканцы, доминиканцы, иезуиты и др.). II.Музыкальная культура 18-19 вв. (театры, капеллы). III.Музыкальная культура 20 века. IV.Профессиональные, любительские коллективы Беларуси. Цель: Проследить исторический путь развития национального академического хорового исполнительства. Музыкальные объединения 16-17 вв. (ордена – францисканцы, доминиканцы, иезуиты и др.) До революции, как известно, Беларусь, начиная с 13 века, входила в состав разных государственных образований - Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Поэтому становление и развитие собственно белорусской культуры происходило во взаимосвязи и в переплетении с другими культурами. Первоначальные этапы развития музыкально-профессионального искусства Беларуси неразрывно связаны с религией. В 13-16 веках на территории Беларуси совмещались самые различные религии – от христианства до ислама и иудаизма. Особенно значительным влиянием на развитие музыкальной культуры пользовалась православная и католическая религия. На территории Беларуси действовали множество католических орденов: францисканцы, кармелитки, доминиканцы, бригитки, иезуиты. Каждый орден имел свою культурную и образовательную программу. Самый мощный орден – орден иезуитов. Основанный в 1540 году Игнатием Лойола, орден придавал большое значение музыкальному искусству и широко использовал музыку в своей борьбе за влияние на духовную жизнь государства. Иезуиты открывали школы и университеты. В 16 веке на территории Беларуси орденом были основаны бесплатные учебные заведения - музыкальные бурсы, где жили и обучались дети неимущих слоёв населения. Они существовали во многих белорусских городах – Полоцке, Новогрудке, Орше, Несвеже, Гродно, Слуцке, Минске. Подобные учебные заведения существовали и в странах Зап. Европы – Италии, Германии. Мальчиков обучали пению, игре на разных инструментах (скрипка, орган, труба). Затем они выступали на торжествах во время богослужения в костёлах. В наши дни иезуиты успешно занимаются исследованиями в гуманитарной сфере и в области фундаментальных наук. Им принадлежат 195 университетов, 500 колледжей и почти 9 тыс. школ. В Беларуси в результате их деятельности ещё в 16-19 веках появились театры, школы, Виленский университет и Полоцкая иезуитская академия. Существовали в Беларуси и церковно-певческие школы, связанные с деятельностью таких крупных церквей, как Софийский собор в Полоцке (ХI в.) (спинки стульев поворачиваются), Каложская церковь в Гродно (XII в.). В конце 16 века резко усиливается религиозный гнет католицизма, что приводит к появлению в Беларуси ряда православных братств. Каждое братство имело свою школу, где учебной и воспитательной работой занимались деятели культуры, просвещения этого времени. Во многих братских школах преподавался белорус. язык, музыка и церковное хоровое пение. Имелись и школьные театры. Братские школы были своеобразными центрами борьбы против католицизма. Многие выпускники братских школ служили регентами при дворе Речи Посполитой и в русском придворном театре. Братские школы в то время были центрами музыкально-хорового образования в Минске, Бресте, Могилеве, Пинске. Музыкальная культура 18-19 вв. (театры, капеллы) В начале 18 века начался новый этап развития муз. искусства в Беларуси, т.к. уже закладываются традиции светского исполнительства. Среди зажиточных горожан и помещиков получает распространение домашнее музицирование, а затем появляются частновладельческие музыкальные театры и музыкальные капеллы. Славилась капелла витебского воеводы Михала Огинского, слуцкая и несвижская – графа Радивила. Слуцкая капелла была весьма значительным и профессиональным коллективом. Струнные (скрипка, виола, арфа, лютня), духовые инструменты, клавишные инструменты (клавичебало). Исполняли, в основном, танцевальную музыку, участвовала в исполнении итальянских опер, поставленных в Слуцке в 1755 и 1757 годах. В 19 веке было положено начало профессиональному хоровому образованию. Были организованы светские учебные заведения по подготовке учителей, выпускники, которых могли преподавать музыку и пение. В 1889 году в Могилеве, в 1894 году в Минске открываются музыкальные школы и училища, преподавание хорового пения в которых было одним из основных предметов. К началу 20 века по всей Белоруссии возникают кружки, товарищества, литературно-музыкальные общества. В 1898 году в Минске возникло «Товарищество любителей изящных искусств», ставшее центром культурной жизни города. Ставились спектакли, концерты с лекторами, проводились диспуты. Подобные литературно-музыкальные товарищества были в Гродно, музыкально-драматические товарищества в Могилеве. Их усилиями проводились благотворительные вечера, где выступали и хоры, ставшие из учащихся гимназий, училищ. Минское городское училище в 1891 г. – несколько концертов. К 1910 году музыкально-драматические кружки появляются в Вильно, Гродно, Слуцке. Повсеместно устраиваются “беларускія вечарынкі”, где участвовали певцы, танцоры, музыканты. Разыгрываются шуточные сценки, комедии Дунина-Марцинкевича, стихи бел. поэтов М. Богдановича, Я.Коласа, Я. Купалы, Ф. Богушевича. Инициатором 1-ой “беларускай вечарынкі” стал профессиональный революционер Алесь Бурбис. Своеобразным творческим центром “вечарынак” являлась труппа Игната Буйницкого, которая гастролировала по Белоруссии. Игнат Буйницкий – выдающийся деятель белорусской культуры, глубоко чувствовал и понимал народное творчество. Он с увлечением изучал народные песни и танцы. Он организовал свой кружок, в который вошли талантливые люди из народа. Подключилась и творческая интеллигенция – певцы, музыканты, танцоры. Все на белорусском языке. Труппа подвергалась гонениям из-за революционной направленности репертуара. В 1917 году творческая интеллигенция Минска вошла в «Белорусское товарищество драмы и комедии» впоследствии переименованном в «Белорусскую хатку». Они ставили пьесы Я. Купалы, Дунина-Марцинкевича, Ожешко, читались стихи белорусских поэтов. В труппе Буйницкого кроме танцоров, музыкантов был хор, которым руководил опытный хормейстер и автор обработок бел. нар. Песен Л. Роговский. Ему помогал студент Петербургского университета Стасис Шимкус – будущий литовский композитор. Им обработано свыше 70 белорусских песен. Обработки Роговского и Шимкуса вошли в сборник “Беларускі песеннік з нотамі” (1918 г.). Роговский написал песню на сл. Я. Купалы “А хто там ідзе”. Составил песенник для школьных хоров. Профессиональное искусство Белоруссии конца 19 и начала 20 веков находилось ещё в зачаточном состоянии и в основном зависело от деятельности энтузиастов, любителей хорового искусства. Музыкальная культура 20 века В начале 20 века Северо-Западный край посещали многие известные музыканты: А. Скрябин, Собинов, хор Агренева-Славянского, хор А.А.Архангельского. В 1914 году в Минске был создан любительский хор, выступавший перед горожанами. Руководителем был пропагандист национального фольклора, автор многих обработок Владислав Теравский (1871-1938). В молодости он был певцом известного хора Агренева-Славянского. Его хор стал принимать участие в постановках бел. драм. театра на сцене «Белорусской хатки». А в 1920 году вошёл в состав Первого белорусского драм. театра (ныне театр Я.Купалы). Хор Теравского выступал в воинских частях, школах, рабочих клубах с народными революционными песнями. Обработки В. Теравского “А у саде рэченька”, “Ясная зорачка”, “Пайшоу ясь наш на лужок”, “Гэй, паехау сын Даніла”, “Гэй, у лесе”, “Ой, вяду бяду”, “Сам не знаю”. Большую роль в пропаганде песен начинают играть многочисленные любительские хоры, рабочие муз.- хоровые студии, развернувшие широкую деятельность по эстетическому воспитанию трудящихся. В репертуаре кружков были песни белорусских композиторов, обработки Н. Аладова, Я. Прохорова (ученик Римского-Корсакова) – “А ты зорка мая”, “Прыляцела пчолка”, “Ой рана на Івана”. После революции в Белоруссии начинает развиваться профессиональное музыкальное творчество, создаются профессиональные исполнительские коллективы. Ещё в начале 20-ых годов В Витебске работал Государственный хор – руководитель Н. Анцев – выпускник Петербургской Консерватории (1865-1945). В конце 20-ых годов в Минске концертную деятельность проводила Государственная хоровая капелла БССР (рук. А. Егоров) – Москва и др. города. В 1913 году участники хоров Егорова и Теравского вошли в организованный хор Республиканского радиокомитета (Исидор Германович Бари). Первыми профессионально-учебными заведениями Сов. Белоруссии были народные консерватории. В 1918 году открывается нар. консерватория – в Витебске, в 1919 году – в Гомеле, в 1921 году - в Минске. Затем они были реорганизованы в музыкальные школы и техникумы, сыгравшие большую роль в подготовке национальных музыкальных кадров техникум в Витебске (1922 г.), в Минске (1924 г.). Белорусская Государственная консерватория была открыта в 1932(33) году. Первым директором был её М. Казаков. С 1933 года в ней преподавали высоко квалифицированные музыканты: Золотарев (учение Римского-Корсакова), Н. Аладов. В 1940 году высокую оценку получило хоровое исполнительство Белоруссии в дни 1-ой декады белорусского искусства и литературы в Москве. Тогда выступал Объединенный хор Радиокомитета Бел. Гос. филармонии (рук. И. Бари). В предвоенные годы художественным руководителем хора Белорусского радио была Людмила Никитична Бен (ученица Дмитревского) и Н. Ф. Маслов – заслуженный деятель искусств БССР, (ученик Чеснокова). С 1949 года хормейстером хора радио стал белорусский композитор, основоположник белорусской профессиональной музыки Григорий Константинович Пукст – автор симфоний, опер, обработок песен, симфоний, опер, кантат, хоров («Партызанскiя акопы»). С 1950 году в хоре Бел. радио работала А. П. Зеленкова, ученица Егорова, (13 лет работала). С 1963 года – посвятила себя педагогической деятельности в консерватории. А с осени 1965 года хор возглавил его нынешний руководитель Виктор Владимирович Ровдо, после аспирантуры у А.В.Свешникова. В 1939 году под руководством Григория Романовича Ширмы был создан Белорусский ансамбль песни и танца, в 1949 году он участвовал в Декаде бел. литературы и искусства в Москве, а с 1950 года ансамбль был реорганизован Государственный хор БССР и переведен из Гродно в Минск, а с 1957 года он стал называться Госуд. Академической хоровой капеллой БССР. Основой тогдашнего репертуара была бел. нар. песня (“Лугам зеляненькім”, “Павей ветрык”, “Ой, не кукуй зязюленька”). В 1956 году в хор пришел В.В. Ровдо. Г.Р.Ширма (1892-1978) собрал свыше 3 тысяч бел. нар. песен. Хормейстерами капеллы работали Л. Фёдоров, К. Шунтов. Сейчас – Людмила Борисовна Ефимова. Другой профессиональный хоровой коллектив “Дзяржауны акадэмічны народны хор рэспублікі Беларусь імя Г. І. Цітовіча”. Он был организован в 1952 году, когда было принято решение Советом Министров БССР об организации общереспубликанского Государственного хора Белорусской народной песни. В 1954 году он выступил на концерте в Большом театре, а в 1955 году участвовал во 2-ой декаде белорусского искусства и литературы в Москве, в 1957 году – во VI Всемирном фестивале в Москве. В 1959 году коллектив был переименован в Белорусский Государственный народный ансамбль песни и танца. Г. И. Титович (1910-1986) – 3 сборника бел. нар. песен, статьи, брошюра. Сборник “Песни белорусского народа”. Хормейстерами работали К. Поплавский, Федоров, Бальцевич. С 1975 года – Михаил Дриневский – лауреат Государственной премии БССР. С 1988 года – хору присвоено звание “академический”. А в 2006 году – звание “национальный”. Профессиональные, любительские коллективы Беларуси Профессиональные коллективы. 1.Дзяржауная акадэмічная харавая капела Беларусі імя Р.Р. Шырмы. Мастацкi кiраунiк Народная артыстка РБЯфімава Л. Б. 2. Хор радыё і тэлебацання Беларусі. Мастацкi кiраунiк Народны артыст СССР В.В. Ровдо. 3.Нацыянальны акадэмічны народны хор Беларусі імя Г. І. Цітовіча. Мастацкi кiраунiк Народны артыст РБ М.П.Дрынеускі. 4. Беларускі дзяржауны камерны хор. Кір. Наталля Міхайлава. 5. Беларуская харавая капела “Sonorus”.Кір. Аляксей Шут. Любительские коллективы г. Минска. 1. Народная харавая капела Палаца Культуры Федэрацыі прафсаюзау Р. Б. Кір. Авраменка В. 2. Народная харавая капела палаца культуры Мінскаго трактарнага завода. Кір.Вінаградава І. 3. Народная харавая капела Белдзяржуніверсітэта. Кір. Міхальскі 4. Народны мужчынскі хор Палаца культуры м. аутазавода. Кір. Літовка А. 5. Народны дзявочы хор “Раніца” Д\культуры “Юнацтва”Кiр. Масленікау. К л ю ч е в ы е с л о в а Музыкальная культура; ордена; иезуиты; православные братства; профессиональное хоровое исполнительство. Короткие выводы Ознакомление с теоретическим материалом дает краткий обзор исторического развития национального хорового исполнительства Беларуси Контрольные вопросы
Литература 1. Дадиомова О. Музыкальная культура городов Белоруссии в XVII веке. – Мн.: Наука и техника, 1992. 2. Дадиомова О. Нарысы музычнай культуры Беларусi. – Мн., 2000 3. Хвисюк Н.Н. Белорусская хоравая литаратура - М., Беларусь, 1990. 4. Романовская Л.А. Хор беларускага тэлебачання I радыё - М., 1975. 5. СмагинА.И.. Хоровое искусство Беларуси XX века. - Мн.: Бел. университет культуры, 1998. Раздел II Тема IV: Основные стили и жанры вокально-хорового искусства. Жанры хоровой музыки Основные вопросы I. Общее понятие стиля в музыке. II. Общее понятие жанра в музыке. III. Основные стили в вокально-хоровой музыке. 1. Возрождение. 2. Барокко. 3. Классицизм. 4. Романтизм. 5. Импрессионизм 6. Реализм. 7. Экспрессионизм. IV. Основные жанры хоровой музыки. Классификация. 1. Чисто хоровые. 2. Синтетические. 3. Вспомогательные. Цель: Теоретическое освещение основных стилей и жанров вокально-хорового искусства и жанров хоровой музыки для их дальнейшего практического применения. Стилем в музыке называется общность образной системы, средств музыкальной выразительности и творческих приемов композиторского письма. Слово «стиль» латинского происхождения и в переводе означает способ изложения. Как категория стиль стал существовать с XVI в. и первоначально являлся характеристикой жанра. Начиная с XVII в. важнейшим фактором определения стиля становится национальный компонент. Позднее, в XVIII в., понятие стиля обретает более широкое значение и понимается как характерные черты искусства определенного исторического периода. В XIX в. смыслообразующим началом стиля становится индивидуальная манера письма композиторов. Та же тенденция с чертами еще большей дифференциации прослеживается в XX в., когда внутри творчества одного какого-либо композитора определяется стилистика различных периодов творчества. Таким образом, исходя из краткого исторического экскурса становления стиля, следует подразумевать под стилем устойчивое единство образных принципов художественных направлений различных исторических эпох, характерные черты, как отдельного произведения, так и жанра в целом, а также творческую манеру отдельных композиторов. Понятие жанр существует во всех видах искусства, но в музыке, в силу специфики ее художественных образов, это понятие имеет особое значение: оно стоит как бы на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения как о комплексе использованных средств. Термин «жанр» (франц. genre, от латинского genus- род, вид) – многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды художественных произведений в связи с их происхождение и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы. Сложность классификации жанров тесно связана с их эволюцией. Например, в результате развития музыкального языка многие прежние жанры модифицируются, на их основе создаются новые. Жанры отражают принадлежность произведения к тому или иному идейно-художественному направлению. Вокально-хоровые жанры обусловлены связью с литературно-поэтическим текстом. Возникали они в большинстве случаев как музыкально-поэтические жанры (в музыке древних цивилизаций, средневековья, в народной музыке разных стран), где слово и музыка создавались одновременно, обладали общей ритмической организацией. Вокальные произведения делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. Они могут бытии чисто вокальными (соло или хор без сопровождения; состав хора acappella особенно характерен для полифонической музыки эпохи Возрождения, а также для русской хоровой музыки XVII-XVIII вв.) и вокально-инструментальными (особенно с XVIIв.)- с сопровождением одного (обычно клавишного) либо нескольких инструментов или оркестра. Вокальные произведения с сопровождением одного или нескольких инструментов относят к камерным вокальным жанрам, с сопровождением оркестра – к крупным вокально-инструментальным жанрам (оратория, месса, реквием, пассионы). Все эти жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Так, кантата может представлять собой м камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (хор, солисты, оркестр). Для XXв. Характерно участие в вокально-инструментальных произведениях чтеца, актеров, привлечение пантомимы, танцев, театрализации (например, драматические оратории А. Онеггера, «сценические кантаты» К. Орфа, приближающие вокально-инструментальные жанры к жанрам драматического театра). С фактором условий исполнения связана степень активности слушателя при восприятии музыкальных произведений – вплоть до непосредственного участия в исполнении. Так, на границе с бытовыми жанрами находятся массовые жанры, такие, например, как советская массовая песня, жанр, охватывающий самые различные по образу и содержанию вокально-хоровые произведения – патриотические, лирические, детские и пр., написанные для разных составов исполнителей. Итак, дифференцируя стили отдельных художественных направлений и жанровые отличия, отметим их наиболее характерные черты. К стилям художественных направлений отнесем следующие: эпохи Возрождения, барокко, классицизм, импрессионизм, реализм, а также экспрессионизм. Отличительными чертами эпохи Возрождения, или Ренессанса (франц. Renaissance, итал. Rinascimento, середина XV - XVI вв., в Италии с XIV в.), явились гуманистичность мировоззрения, обращение к античности, светский характер. Наиболее отчетливо черты раннего Возрождения обнаружились в искусстве итальянского ArsNovaХIV в. Так, крупнейший композитор флорентийского раннего Возрождения Ф. Ландино явился автором двух- и трехголосных мадригалов и баллад - жанров, типичных для ArsNova. В условиях развитой городской культуры нового типа здесь впервые сложилось светское профессиональное искусство гуманистического характера, опирающееся на народную песенность. Отрицая католическую схоластику и аскетизм, на смену одноголосному пению приходит многоголосное, появляются двойные и тройные составы хоров, достигает своих высот полифоническое письмо строгого стиля, прочно устанавливается разделение хора на 4 основные хоровые партии - сопрано, альты, тенора, басы. Наряду с музыкой, предназначенной для церковного пения (мессы), утверждается в своих правах хоровая светская музыка (мотеты, баллады, мадригалы, шансоны). При опоре на общеэстетические закономерности появляются школы отдельных городов (римская, венецианская и др.), а также национальные школы - нидерландская (Г.Дюфаи, Й.Окегем, Я.Обрехт, Ж.Депре), итальянская (Дж. Палестрина, Л. Маренцио), французская (К.Жанекен), английская (Д.Данстейбл, У.Бёрд) и др. Художественный стиль барокко(итал. bаrоссо - причудливый, странный) был господствующим в искусстве конца XVI - середины XVIII столетия. В основе стилевого направления барокко лежат представления о сложности и изменчивости мира. Это было время противоречий между развивающейся наукой (открытия Галилея, Декарта, Ньютона) и устаревающими представлениями о мироздании церкви, сурово карающей все, что расшатывало устои религии. Музыковед Т.Н.Ливанова по этому поводу отмечала, что над чувствами и стремлениями человека в эпоху барокко «тяготело нечто, не вполне им постигаемое, - нереальное, религиозное, фантастическое, мифическое, фатальное. Мир все более открывался ему усилиями передовых умов, противоречия его выступали вопиющими, а разрешения встающих загадок все же не было, ибо еще не пришло последовательное социальное и философское осмысление действительности». Отсюда напряженность, динамичность образов в искусстве в целом, аффектация, контраст состояний, одновременное стремление к величию и декоративности. В вокально-хоровой музыке эти особенности стиля выражены посредством противопоставления хора и солистов, сочетания крупномасштабных форм и причудливости украшений (мелизмов), одновременности тенденции к обособлению музыки от слова (возникновение инструментальных жанров сонаты, концерта) и тяготения искусств к синтезу (ведущее положение жанров кантаты, оратории, оперы). Исследователи западноевропейской истории музыки относят к единой эпохе барокко все музыкальное искусство от Дж. Габриели (многохорные вокально-инструментальные полифонические произведения) до А.Вивальди (оратория «Юдифь», Глория, Магнификат, мотеты, светские кантаты и т.д.), И.С.Баха (Месса си минор, Страсти по Матфею и по Иоанну, Магнификат, Рождественская и Пасхальная оратории, мотеты, хоралы, духовные и светские кантаты) и Г.Ф.Генделя (оратории, оперные хоры, антемы, Те Deum). Следующий крупный стиль в искусстве XVII - XVIII веков - классицизм (лат. Classicus - образцовый). В основе эстетики классицизма лежит античное наследие. Отсюда убеждение в разумности бытия, наличии всеобщего порядка и гармонии. Основными канонами творчества соответственно были равновесие красоты и истины, ясность логики, стройность архитектоники жанра. В общем развитии стиля классицизма выделяют классицизм XVII в., формировавшийся во взаимодействии с барокко, и просветительский классицизм XVIII в., связанный с идеями предреволюционного движения во Франции. В обоих случаях классицизм не представляет изолированного явления ввиду соприкосновения с различными стилевыми течениями - рококо, барокко. При этом монументализм барокко сменяется сентиментальной утонченностью, интимностью образов. Виднейшими представителями классицизма в музыке явились Ж. Б. Люлли, К. В. Глюк, А. Сальери и др., внесшие значительный вклад в оперную реформу (особенно К. В. Глюк) и переосмыслившие драматургическое значение хора в опере. Тенденции классицизма обнаруживаются у русских композиторов XVIII в. М.С.Березовского, Д.С.Бортнянского, В.А.Пашкевича, И.Е.Хандошкина, Е. И. Фомина. Рококо(франц. rococo, также rocaille - от названия одноименного орнаментального мотива; rocaillemusicals- музыкальный рокайль) - стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в. Обусловленное кризисом абсолютизма, рококо явилось выражением иллюзорного ухода от жизни в мир фантазии, мифических и пасторальных сюжетов. Отсюда характерная для музыкального искусства грациозность, прихотливость, орнаментальность, изящество малых форм. Представителями стилевого направления рококо явились композиторы Л.К.Дакен (кантаты, мессы), Ж.Ф.Рамо (камерные кантаты, мотеты), Дж.Перголези (кантаты, оратории, StabatMater) и др. Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа, выдающиеся произведения композиторов которой послужили значительным вкладом в мировую хоровую культуру. В качестве примера сошлемся на некоторые композиции, такие как оратории «Сотворение мира», «Времена года» И. Гайдна, Реквием и мессы В. Моцарта, мессы и финал Девятой симфонии Л. Бетховена, чтобы представить себе ту огромную роль, которую композиторы уделяли хору. Романтизм (romantisme) - художественное течение, первоначально сформировавшееся в конце XVIII - начале XIX в. в литературе. В дальнейшем под романтическим понималось прежде всего музыкальное начало, что обусловлено чувственной природой музыки. Особенностями данного направления в музыкальном искусстве являются личностная позиция, духовная возвышенность, народная самобытность, рельефная образность, фантастическое видение мира. В силу обозначенных характерных черт первостепенное значение в романтическом искусстве получает лирика. Лирическое начало обусловило интерес композиторов к камерным формам. Жажда совершенства и обновления романтического искусства привела в свою очередь к усилению ладово-гармонической красочности путем сопоставления мажорной и минорной систем, а также использования диссонирующей аккордики. Пафос личной и гражданской независимости объясняет стремление к «свободным» формам. Бесконечная контрастность впечатлений вызывает обращение романтиков к цикличности. Особое значение в искусстве романтизма приобретает идея синтеза искусств, что, к примеру, просматривается в принципе программности, а также в вокальной мелодике, чутко следующей выразительности поэтического слова. Представителями романтизма в музыке явились Ф. Шуберт (мессы, StabatMater, кантата «Победная песнь Мириам», хоры и вокальные ансамбли для смешанного состава, женских и мужских голосов), Ф.Мендельсон (оратории «Павел» и «Илья», симфония-кантата «Хвалебная песнь»), Р. Шуман (оратория «Рай и Пери», Реквием по Миньоне, музыка к сценам из «Фауста» Гете, к «Манфреду» Байрона, баллады «Проклятие певца», мужские и смешанные хоры acappella), Р.Вагнер (оперные хоры), И.Брамс (Немецкий реквием, кантаты, женские и смешанные хоры с сопровождением и без сопровождения), Ф.Лист (оратории «Легенда о св. Елизавете», «Христос», Гранская месса, Венгерская коронационная месса, кантаты, псалмы, Реквием для мужского хора и органа, хоры к «Освобожденному Прометею» Гердера, мужские хоры «Четыре стихии», участие женского хора в симфонии «Данте» и мужского в «Фауст-симфонии») и др. Импрессионизм (impressionisme) как художественное направление возник в Западной Европе в последней четверти XIX - начале XX в. Название импрессионизм происходит от французского impression - впечатление. Характерным признаком стиля направления импрессионизма является стремление к воплощению мимолетных впечатлений, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов. При очевидности новаторского музыкального языка импрессионисты продолжают идеи романтизма. К числу общих черт двух направлений можно отнести интерес к поэтизации старины, к форме миниатюры, колористическое своеобразие, импровизационную свободу композиторского письма. При этом импрессионистическое направление имеет ряд стилистических отличий - сдержанность эмоций, прозрачность фактуры, калейдоскопичность звуковых образов, акварельную мягкость, загадочность настроения. Музыковед В. Г. Каратыгин так характеризовал особенности импрессионизма в музыке: «Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных, переливчатых звучаний, нежных и хрупких до того, что вот-вот музыка вдруг дематериализуется …лишь в душе вашей надолго оставив отзвуки и отблески упоительных бесплотных видений». Средствами выразительности импрессионистов явились комплексность красочных аккордовых созвучий в сочетании с архаическими ладами, неуловимость ритмики, краткость фраз-символов в мелодике, богатство тембров. Свое классическое выражение течение импрессионизма в музыке нашло в творчестве К. Дебюсси (мистерия «Мученичество св. Себастьяна», кантаты «Блудный сын», поэма «Дева-избранница», Три песни Шарля Орлеанского для хора без сопровождения) и М.Равеля (смешанные хоры acappella, хор из оперы «Дитя и волшебство», хор в балете «Дафнис и Хлоя»). Реализм - творческий метод в искусстве. Realis - слово позднелатинского происхождения, в переводе - вещественный, действительный. Наиболее полное раскрытие сущности реализма как исторической и типологической конкретной формы творческого мышления усматривается в искусстве XIX в. Ведущими принципами реализма явились: объективность отображения существенных сторон жизни в совокупности с очевидной авторской позицией, типизация характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе. В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX в. реализм просматривается в произведениях Ж. Визе (оперные хоры, кантаты, симфония-кантата «Васко да Гама»), Дж.Верди (оперные хоры, Четыре духовных произведения - «Аве Мария» для смешанного хора acapella, «Хвала деве Марии» для женского хора acappella, StabatMaterдлясмешанного хора с оркестром, Те Deumдля двойного хора с оркестром; Реквием) и др. Основоположником реалистической школы в русской музыке был М. И. Глинка (оперные хоры, юношеская кантата «Пролог», Польский для смешанного хора и оркестра, Прощальные песни воспитанниц Екатерининского и Смольного институтов для солистов, женского хора и оркестра, «Тарантелла» для чтеца, балета, смешанного хора и оркестра, «Молитва» для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра, сольные песни с хоровым припевом), чьи традиции получили развитие в творчестве А. С.Даргомыжского (оперные хоры), А. П. Бородина (оперные хоры), М. П. Мусоргского (оперные хоры, «Царь Эдип» и «Поражение Сеннахериба» для смешанного хора с оркестром, «Иисус Навин» для хора с сопровождением фортепиано, обработки русских народных песен), Н.А.Римского-Корсакова (оперные хоры, кантаты «Свитезянка», «Песня о вещем Олеге», прелюдия-кантата «Из Гомера», «Стих об Алексее», женские и мужские хоры acappella), П.И.Чайковского (оперные хоры, кантаты «К радости», «Москва» и др., хоры из музыки к весенней сказке А.Островского «Снегурочка», хоры acappella), С.И.Танеева (хоры из «Орестеи», хоры на стихи Полонского и др.), С.В.Рахманинова (оперные хоры, 6 женских хоров с сопровождением фортепиано, кантата «Весна» и поэма «Колокола» для смешанного хора, солистов и оркестра, «Три русские песни» для неполного хора и оркестра) и др. Отдельная страница в русской хоровой культуре XIX - XX вв. - профессиональная духовная музыка. Исходя из национальных духовно-музыкальных традиций, создавались многие сочинения для церковного богослужения. Например, к созданию только «Литургии св. Иоанна Златоуста» обращались в разное время Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Д.Кастальский, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков, А.А.Архангельский, К.Н.Шведов и т.д. Работа крупнейших русских композиторов в жанрах духовной музыки послужила ее активному развитию, которое прервалось в 1920-х гг. в связи с социальным переустройством в России. В музыке XX в. реализм обрел более сложные формы, отражая значительные перемены нового общественного порядка. После Октябрьской революции в искусстве стали проявляться новые тенденции к масштабности форм, политизации и идеологизации содержания произведений, новое принципиальное понимание реализма в значении социалистического реализма как стилистического направления, основанного на утрированной положительности образов. Многие советские композиторы были вынуждены придерживаться этой установки, что обусловило появление «просоветских», как мы сейчас называем, произведений, таких, как кантаты «К 20-летию Октября», «Александр Невский», оратория «На страже мира» С. С. Прокофьева, оратории «Песнь о лесах» и «Родная Отчизна», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», «Поэма о Родине», Поэма «Казнь Степана Разина», 10 поэм для смешанного хора acappellaна стихи революционных поэтов Д.Д.Шостаковича, симфоническая поэма «Ода радости» А. И. Хачатуряна и др. Начиная с 1950-х гг. стали появляться яркие сочинения Г. Г. Галынина (оратория «Девушка и смерть»), Г.В.Свиридова («Патетическая оратория», «Поэма памяти Сергея Есенина», кантаты «Курские песни», «Деревянная Русь», «Снег идет», «Весенняя кантата» и др., хоровой концерт памяти А.Юрлова, концерт для хора «Пушкинский венок», хоры acappella), Р.К.Щедрина (кантата «Бюрократиада», «Строфы из Евгения Онегина», хоры acappella) и др. И наконец, рассмотрим направление в европейском искусстве начала XX в. - экспрессионизм (expressionism), слово латинского происхождения, в переводе означает выражение. В основе направления экспрессионизма лежало трагическое ощущение человечества в преддверии первой мировой войны, а также в ходе самой войны и в послевоенные годы. В центре внимания искусства, и в том числе музыкального, - чувство обреченности, депрессивное состояние души, ощущение мировой катастрофы, «крайняя боль» (Г. Эйслер). Представителем экспрессионистского направления в музыке явился А. Шенберг (оратория «Лестница Иакова», кантаты «Песни Гурре», «Уцелевший из Варшавы», хоры acappella, три немецкие народные песни) и его последователи. К концу XX в. количество стилистических направлений, идущих от экспрессионизма, значительно возросло. Многие современные композиторы работают в экспрессионистском стиле, используя атональность, додекафонию, разорванность мелодики, диссонантность, аллеаторику и самые различные композиционные приемы. Жанры хоровой музыки Известно, что по общей жанровой классификации вся музыка разделяется на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка может быть сольной, ансамблевой, хоровой. В свою очередь, хоровое творчество имеет свои разновидности, которые называются хоровыми жанрами: 1) песня; 2) хоровая миниатюра; 3) хор крупной формы; 4) ораториалъно-кантатный (оратория, кантата, сюита, поэма, реквием, месса и др.); 5) опера и другие произведения, связанные со сценическим действием (самостоятельный хоровой номер и хоровая сцена); 6) обработка; 7) переложение. 1. Хоровая песня(народные песни, песни для концертного исполнения, хоровые массовые песни) - наиболее демократичный жанр, отличается несложной формой (преимущественно, куплетная), простотой музыкально-выразительных средств. Примеры: М. Глинка «Патриотическая песня» А. Даргомыжский «Ворон к ворону летит» «Из страны, страны далекой» А. Алябьев «Песня о молодом кузнеце» П. Чайковский «Без поры, да без времени» П. Чесноков «Не цветочек в поле вянет» A. Давиденко «Море яростно стонало» А. Новиков «Дороги» Г. Свиридов «Как песня родилась» 2. Хоровая миниатюра-наиболее распространенный жанр, для которого характерно богатство и разнообразие форм и средств музыкальной выразительности. Основное содержание - лирика, передача чувств и настроений, пейзажные зарисовки. Примеры: Ф. Мендельсон «Лес» Р. Шуман «Ночная тишина» «Вечерняя звезда» Ф. Шуберт «Любовь» «Ночь» «Хоровод» А. Даргомыжский «Приди ко мне» П. Чайковский «Не кукушечка» С. Танеев, «Серенада» «Венеция ночью» «Вечер» П. Чесноков «Альпы» «Август» Ц. Кюи «Уснуло все» «Засветилась вдали» В. Шебалин «Утес» «Зимняя дорога» В.Салманов «Как живете-можете» «Лев в железной клетке» Ф. Пуленк «Грусть» О. Лассо «Люблю тебя» М. Равель «Николетта» П. Хиндемит «Зима» «Лань» Р. Щедрин «Тиха украинская ночь» 3. Кодаи «Вечерняя песня» Ю. Фалик «Незнакомка» 3.Хор крупной форм - Для произведений этого жанра характерно использование сложных форм (трех-, пятичастных, рондо, сонатной) и полифонии. Основное содержание - драматические коллизии, философские размышления, лирико-эпические повествования. Примеры: А. Лотти «Crucifixus» . К. Монтеверди «Мадригал» М. Березовский «Не отвержи меня» Д. Бортнянский «Херувимская» «Хоровой концерт» А. Даргомыжский «Буря мглою небо кроет» П. Чайковский «На сон грядущий» Ю. Сахновский «Ковыль» Вик. Калинников «На старом кургане» «Звезды меркнут» «Осень» С.Рахманинов «Концерт для хора» С.Танеев «На могиле» «Прометей» «Развалину башни» «По горам две хмурых тучи» «Звезды» Д. Шостакович «9-е января» «Смолкли залпы» А. Давиденко «На десятой версте» Г. Свиридов «Табун» В. Салманов «Издалёка» «15 ран» Ш. Гуно «Ночь» М. Равель «Три птицы» Ф. Пуленк «Мари» 3. Кодаи «Траурная песня» Э. Кшенек «Осень» A. Брукнер «Те Deum» 4.Кантатно-ораториальный (оратория, кантата, сюита, поэма, реквием, месса и др.). Примеры: Г. Гендель Оратории: «Самсон», «Мессия» И. Гайдн Оратория «Времена года» B. Моцарт «Реквием» И.С. Бах Кантаты. Месса си-минор Л. Бетховен «Торжественная месса» Ода «К радости» в финале 9-й симфонии И. Брамс «Немецкий реквием» Г. Малер 3 симфония с хором Дж. Верди «Реквием» П. Чайковский Кантата «Москва» «Литургия Иоанна. Златоуста» C. Танеев Кантата «Иоанн Дамаскин» Кантата «По прочтении псалма» С.Рахманинов Кантата «Весна» «Три русские песни» Поэма «Колокола» «Всенощное бдение» С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» Д. Шостакович 13 симфония (с хором басов) Оратория «Песнь о лесах» «Десять хоровых поэм» Поэма «Казнь Степана Разина» Г. Свиридов «Патетическая оратория» Поэма «Памяти С. Есенина» Кантата «Курские песни» Кантата «Ночные облака» В. Салманов «Лебедушка» (хоровой концерт) Оратория-поэма «Двенадцать» В. Гаврилин «Перезвоны» (хоровое действо) Б. Бритен «Военный реквием»., К. Орф «Кармина Бурана» (сценическая кантата) А. Оннегер «Жанна Д'Арк» Ф. Пуленк Кантата «Лик человеческий» И. Стравинский «Свадебка» «Симфония псалмов» «Весна священная» 5.Оперно-хоровой жанр. Примеры: X. Глюк «Орфей» («О, если в роще сей») B. Моцарт «Волшебная флейта» («Только храбрым слава») Дж. Верди «Аида» («Кто там с победой к славе») «Навуходоносор («Ты прекрасна, о Родина наша») Ж. Бизе «Кармен» (Финал I действия) М. Глинка «Иван Сусанин» («Родина моя», «Славься»)) «Руслан и Людмила («Лель таинственный») А. Бородин «Князь Игорь» («Солнцу красному слава») М.Мусоргский «Хованщина» (Сцена встречи Хованского) «Борис Годунов» (Сцена под Кромами) П. Чайковский «Евгений Онегин» (Сцена бала) «Мазепа» («Я завью венок») «Пиковая дама» (Сцена,в Летнем саду) Н. Римский- «Псковитянка» (Сцена вече) Корсаков «Снегурочка» (Проводы Масленицы) «Садко» («Высота, высота поднебесная») «Царская невеста» («Приворотное зелье») Д. Шостакович. «Катерина Измайлова» (Хор каторжан) C. Прокофьев «Война и мир» (Хор ополченцев) 6.Хоровая обработка (обработка народной песни для хорового , концертного исполнения) A) Простейший тип обработки песни для хора (куплетно-вариационная форма с сохранением мелодии и жанра песни). Примеры: «Щедрик» - Украинская народная песня в обработке М. Леонтовича «Говорил-то мне» - Русская народная песня в обработке А. Михайлова «Дороженька» - Русская народная песня в обработке А. Свешникова «Ах, Анна-Сусанна» - Немецкая народная,песня в обработке О. Коловского «Степь, да степь кругом» - Русская народная песня в обработке И. Полтавцева Б) Развернутый тип обработки - при неизменной мелодии ярко выражен авторский стиль. Примеры: «Как меня младу, младешеньку» - Русская народная песня в обработке Д. Шостаковича «Ел цыган соленый сыр» - обработка 3. Кодаи B) Свободный тип обработки песни - изменение жанра, мелодии и т.п. Примеры: «На горушке, на горе» - Русская народная песня в обработке А. Коловского «Звонили звоны» - Русская народная песня в обработке Г. Свиридова «Прибаутки» - Русская народная песня в обработке А. Никольского «Хорошенький-молоденький» - Русская народная песня в обработке А. Логинова 7.Хоровое переложение
А. Лядов Колыбельная - переложение М.Климова
А. Гурилев Вьется ласточка - переложение И. Полтавцева
Р.Шуман Грезы - переложение для хора М. Климова М. Огинский Полонез - переложение для хора В. Соколова С.Рахманинов Итальянская полька - переложение для хора М. Климова К л ю ч е в ы е с л о в а Стиль; жанр; вокально-хоровая музыка; классификация; хоровые; синтетические; вспомогательные; метод. Короткие выводы Важной частью теории хорового исполнительства является понимание исполнителем стилистических и жанровых особенностей произведения. Дирижеры-практики самым серьезным образом относятся к проблематике стиля, ибо правильное понимание стилистики произведение, иначе говоря, соотнесение этого произведение с особенностями времени его создания, свидетельствует о нахождении верной интерпретации. К. Б. Птица указывал, что овладение исполнительским стилем означает действительное проникновение в сущность произведения, понимание закономерностей, особенностей художественного мышления композитора, умение передать именно то, что он хотел сказать своим творением. Контрольные вопросы 1.Дайте характеристику понятию стиля в музыке. 2.Дайте характеристику понятию жанра в музыке. 3.Какова классификация стилей в вокально-хоровой музыке? Назовите отличительные черты стиля: Возрождения, Барокко, Классицизма, Романтизма, Импрессионизма, Реализма, Экспрессионизма. 4.Какие Вы знаете основные жанры в хоровой музыке? Л и т е р а т у р а
|