Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы вокальных упражнений

  • Упражнение на одной ноте

  • Упражнения с поступенным расположением звуков.

  • Упражнения на различные интервалы

  • К л ю ч е в ы е с л о в а

  • К о р о т к и е в ы в о д ы

  • К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

  • Тема XII: Дикция в хоровом пении.

  • Лекции(horovedenie). Тема I Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения


    Скачать 1.88 Mb.
    НазваниеТема I Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения
    АнкорЛекции(horovedenie).doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции(horovedenie).doc
    ТипДокументы
    #633
    страница8 из 19
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19
    ТемаXI: Распевание хора
    Основные вопросы

    1. Распевание

    а) значение,

    б) продолжительность,

    в) принцип постепенности,

    г) эмоциональный фактор,

    д) динамика,

    е) звуковысотность.

    2. Типы вокальных упражнений.
    Цель: теоретическое ознакомление с методикой распевания, анализ приёмов распевания в вокально-хоровой работе А.В.Свешникова
    Распевание в хоре — это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата.

    Часть урока индивидуальных и хоровых занятий, которая называется распеванием, состоит из упражнений.

    Упражнение — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Различают 3 обязательных компонента упражнения: повторяемость, определённая организация и целенаправленность.

    Следует помнить, что действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение его на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.

    Распевание в начале хоровых занятий развивает навыки пения и подготавливает голосовой аппарат к работе.

    Распевание в хоре должно согласовываться с вокальным строем разучиваемого репертуара и быть направлено на поддержку его звучания.
    Длительность распевания. не должна превышать 10-15 минут репетиционного времени. В распеваниях не всегда имеет смысл доходить до крайних звуков диапазона, т.к. певческий голос «разогревается» не скоро и начинает полноценно звучать лишь через 30-40 минут после начала репетиции.

    В распеваниях достаточно ограничиться рабочим диапазоном певческого голоса: ре первой октавы — фа, фа- диез второй октавы у сопрано; си-бемоль малой октавы — ре второй октавы у альтов.

    Юношеские (мутирующие) голоса поют в диапазоне до малой октавы — ре, ми-бемоль первой октавы.
    Необходимо знать методическую ценность отдельных упражнений, чтобы уметь выбрать из них наиболее полезные для каждой конкретной вокально-технической задачи (организация вдоха, атаки, отдельных качеств звука, плавного выдоха и опоры; выравнивание звучания, регистров, расширение певческого диапазона). Одно и то же упражнение может способствовать выполнению нескольких таких задач. Так, пение на выдержанной ноте способствует не только формирования равномерного выдоха и опоры, выравниванию гласных, но и развитию динамики звука.
    Принцип постепенности. Упражнения нужно подбирать от лёгких к более трудным. Первые упражнения обычно состоят из нескольких или даже одного тона, поющихся в равной силе звука, и постепенно по мере овладения навыками усложняются.

    Хормейстер всегда должен помнить о важности постепенного развития голосов певцов хора. Постепенность должна соблюдаться во всём:

    • в динамике (от средней к крайней)

    • в темпах (от умеренного впевания к быстрому)

    • в диапазоне (расширять от центра)

    • в технике (от простой к сложной)

    • от пения закрытым ртом (чем также нельзя злоупотреблять) переходить к пению гласных и слогов

    • от пения лёгким звуком — к динамически и темброво насыщенному.

    В хоровых занятиях упражнений не должно быть много, главное — использовать их для решения нескольких задач, которые обязательно должны быть чётко поставлены перед хором. Руководитель должен качественно показывать упражнение, при необходимости прибегая к сравнению неправильного и правильного их исполнения.

    В начале каждого упражнения, какую бы цель оно не преследовало, отрабатывается единство вдоха, одновременность вступления, единство и чёткость какого-либо типа атаки (в основном — мягкой), единство звуковой позиции, нюанса.
    В работе с хором применяются упражнения

    1. на цепное дыхание,

    2. на разные слоги (прежде всего для выравнивания гласных),

    3. на разные штрихи, на дикцию (трудные звукосочетания, скороговорки),

    4. на развитие диапазона,

    5. на выравнивание регистров,

    6. на нюансы

    7. на выработку кантилены,

    8. техники,

    9. на внимание к руке дирижёра (должна быть выработана реакция на любые, даже неожиданные требования: ферматы, изменения темпа, динамики, штрихов).

    В начале распевания, учитывая необходимость приведения голосового аппарата в рабочее состояние (фазы врабатываемости), целесообразно применять привычные, несложные, хорошо впетые упражнения. На таких упражнениях быстрее достигается нужное звучание.
    Эмоциональный фактор. Пение не может совсем не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях надо стремиться к определённой эмоциональной окраске голоса, причём лучше соотносить пение с радостным настроением. Поэтому упражнения в основном даются в мажорном ладе, который легче воспринимается и связан с бодрым, оптимистическим настроением, создающим необходимый тонус мышц.

    Помимо этого любое упражнение можно петь в разных настроениях: радостно, печально, восторженно, сердито, плаксиво, грозно и т.д. (настроение хорошо «добавить», когда основная цель упражнения достигнута). Эмоциональность в работе развивает музыкальность и артистизм, что важно для создания в произведениях самых разных образов.

    Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз.
    Динамика. Сила голоса при исполнении упражнений как соло, так и в хоре должна быть средней (в пределах mp-mf). Начальные упражнения на центральном участке диапазона нужно петь ровным по силе звуком. Очень важно найти оптимальную силу звука в каждом индивидуальном случае. Постоянное пение на f ведёт к форсировке голоса, она вредна для всех голосов, но особенно пагубна для детей. Хотя пение звуком, сила которого ниже оптимальной («напевание» — пение без опоры на дыхание), и не рекомендуется, оно приносит гораздо меньше вреда голосовым органам, чем чрезмерно громкое пение. При работе с детьми в мутационный период тихое пение является необходимым. В этом случае, как пишет Ф.Лысек (Чехословакия), «...от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос крепнет».

    Звуковысотность. Пение упражнений следует начинать с примарных звуков — наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца. Обычно это нота в среднем отделе диапазона (у сопрано фа! — до", у тенора на октаву ниже, у меццо-сопрано — ми! — си!, у низких мужских голосов — ре M — ля M).

    У детей, голоса которых ещё не подвержены вредным влияниям, начинать упражнения всегда надо с нот, лежащих в пределах фа! — си!.

    Развитие голоса со среднего регистра начинали Бортнянский, Варламов и Глинка. Этот метод назвали «концентрическим». Глинка говорил, что распеваться надо «без всякого усиления берущихся», т.е. примарных, которые находятся приблизительно в середине диапазона голоса. Нижний и верхний регистры должны развиваться на основе крепко освоенного центра диапазона путём постепенного, звук за звуком, введения в пение.
    Типы вокальных упражнений

    Вокальные упражнения бывают шести типов:

    1.Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, сочетание дуолей и триолей, половинные и целые ноты).

    2.Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato).

    3.Упражнения на различные типы голосоведения (волнообразное, гаммообразное, скачкообразное, арпеджированное, прямолинейное, косвенное, ракоходное).

    4.Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата).

    5.Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые последовательности).

    6.Вокализы (можно петь целиком хоровые произведения закрытым ртом и на любой звук, слог, в зависимости от задачи)

    7.Отрывки из произведений (полезно над трудными местами партитур упражняться отдельно)

    Распевание начинается с извлечения одного звука — с него начинается и настройка слуха, и концентрация внимания. Такое упражнение даёт возможность выровнять интонацию, создать строй и унисонное звучание.

    Многократным повторением изменяется качество звука, уточняется его направленность, отрабатывается точность атаки, находится необходимая высокая позиция, активизируется диафрагма. Звук берётся закрытым ртом, без напряжения, он сконцентрирован у верхних передних зубов.

    Упражнение на одной ноте (на одной высоте звука) развивает равномерный экономный длительный выдох, опору. При чередовании гласных оно способствует выравниванию их звучания. Выдержанная нота, спетая на первоначально избранном гласном в одной силе звука, может быть первым упражнением для начинающих. С такого упражнения начинал занятия М.И.Глинка.

    Различные гласные исполняются в виде слогов с одинаковым согласным. Выбор гласных зависит от общего фона звучания хора. а)Если звучание хора глухое, берут звонкие гласные (ди , дэ , да; ми, мэ, мА). б)Если хор звучит пёстро, начинают упражнение с гласных, способствующих округлению и ровности звучания (лю, лё, ля). в)Если надо округлить какой-либо определённый гласный, его ставят между гласными «о», «у», «а», способствующими округлению (ма-ми-ма, мо-мэ-ма). г)Для образования слогов применяются обычно: «л» (собирает звук, способствует образованию мягкой атаки), «м» (настраивает на высокое головное звучание), «д» (активизирует атаку, приближает звук).

    В первых упражнениях берут 1-2 гласных в сочетании с согласным или без него, затем постепенно вводят все гласные, основные или йотированные. Чаще такое упражнение поют на пяти основных гласных в различном их чередовании в зависимости от методических целей. При этом учитывается, что:

    1).в порядке «и», «э», «а», «о», «у» происходит постепенное увеличение ротовой полости (самая маленькая на «и» ) и уменьшение глоточной (самая маленькая на «у»);

    2). в порядке «и», «у», «о», «э», «а» происходит уменьшение напряжения мышц голосовых складок (самое большое напряжение голосовых мышц на «и», «у»);

    3).подсвязочное давление повышается в порядке «а», «о», «э», «у», «и».

    В этом упражнении все гласные можно петь в одной силе звука или с динамическими оттенками, т.е. постепенно увеличивая и уменьшая силу звука.
    Упражнения с поступенным расположением звуков. Простейшие из них — соединение 2— 5 последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы, обычно вначале на одном гласном звуке. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных. На начальных этапах полезнее петь гамму сверху вниз в медленном темпе. В таком упражнении необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.

    При исполнении гаммы снизу вверх особое внимание надо обратить на первый, нижний звук. Он берётся в намеренно высокой позиции, т.е. применительно к позиции верхнего звука упражнения. Такой приём обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы. Вся гамма обычно исполняется на одном дыхании.

    Гаммы являются незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всём диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития подвижности и беглости голоса.

    Пение гамм способствует расширению певческого диапазона.
    Упражнения на различные интервалыпоются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. В начале работают на интервалах более привычных для слуха, близких к речевым интонациям (терциях, квартах, квинтах), идут от узких интервалов (терций, кварт) к более широким (квинтам, секстам, октавам). К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио. Все указанные упражнения полезно петь как связно, так и отрывисто, а также, чередуя эти две манеры звуковедения.

    Для большинства упражнений применяется вокализация, т.е. пение на гласных звуках и слогах (внутрислоговые распевы — тоже вокализация). Вокализация позволяет сосредоточить внимание на основных моментах вокальной техники (при пении с текстом часть внимания «забирает» текст) (А.Юрлов в работе «О значении вокализации в хоровом пении» даёт огромную характеристику этому приёму).

    Вокализация бывает трёх видов: а)с закрытым ртом, б)на гласный звук, в)сочетающая пение закрытым ртом и на гласный.
    Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, подключает к работе верхние резонаторы, вырабатывает ощущение вибрации в них, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа. Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию — значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

    При пении закрытым ртом всё внимание направляется на интонацию (например, скачки поются легче, чем при пении на гласные или слоги).

    Вокализация закрытым ртом должна быть лёгкой и естественной, петь надо настолько тихо, чтобы улавливать такое же тихое пение певцов-соседей. Пение с закрытым ртом приучает певцов хора к мягкой атаке звука, собранности, пластичности в звучании и переходах.

    В вокализации можно использовать разные штрихи (чаще legato и staccato).

    Упражнения наlegato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами развивают певческое дыхание. Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы — это значит петь стаккато.

    При исполнении staccato движения диафрагмы сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стаккато. Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы — это остановки дыхания (выдоха). Т.о., исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остаётся взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (гл. о. диафрагмы).

    Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения. С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации.

    Чтобы партия не «плыла», теряя точность интонации и ритма в вокализации на гласный, к нему прибавляют согласный, лучше сонорный (м, н, л), иногда д, з, к — только с у, как самой тихой из гласных, редко — т (т.о. легче получаются точные переходы от звука к звуку и после «впевания» на слог должны приобрести точность на гласный).

    Дирижёр хора должен искать и находить приёмы вокализации, помогающие решать определённые задачи.

    1. Достигать pp лучше на «ку» и «мо».

    2. Неудобные по тесситуре фрагменты впевают закрытым ртом.

    3. Слоги с «И» придают звонкость, «серебрят»

    Слоги с «О» — округляют

    Слоги с «У» — собирают, выравнивают звук.

    Согласные тоже могут придавать различный характер звуковедению (мягкость, отрывистость...). Так, известен случай, когда А.В.Свешников долго не мог «вылечить» хор от вялого, вязкого, неинтересного звучания, пока не попробовал в работе вокализацию на «та», которая решила проблему.

    В распевания включаются как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки, которые представляют собой вокально трудные места из разучиваемых хоровых сочинений. Часть трудно исполняемой фразы можно транспонировать в более низкую тональность, в которой этот фрагмент легко вокально усваивается хором. Добившись правильного звучания в низкой тональности, его секвенционно по полутонам вверх закрепляют до основной тональности или даже выше. Т.о. свободное звучание с более низкой тесситуры переносится на высокую. Этот приём очень эффективен. Он позволяет довольно быстро преодолевать вокальные трудности при разучивании репертуара.

    Попевки обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняются в виде секвенции по полутонам вверх и вниз.

    В попевки можно превратить и обычные вокальные упражнения, придав им словесный текст.

    В хоровой практике получили распространение распевки, основанные на простых полифонических формах, таких, как имитация и канон. Эти упражнения развивают ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий.

    Полезно сочетать распевание с выработкой навыков пения многоголосия. Простейший вид выстраивания трезвучия или аккорда — пение гаммы с остановками на звуках аккорда.

    В примере показаны остановки хоровых голосов на звуках тонического аккорда. Возможны также варианты, в которых остановки делаются на субдоминантовой или доминантовой гармонии. Это отрабатывается как на упражнениях уже знакомых певцам, так и импровизационно, при помощи «живого нотного стана» — руки дирижёра: 5 пальцев левой руки хормейстера превращаются в нотный стан (5 нотных линеек), а пальцами правой руки дирижёр показывает местоположение нот, исполняющихся певцами хора. За каждым пальцем правой руки может быть закреплена отдельная хоровая партия: например, за 5-м пальцем — вторые альты, за 4-м — первые альты, за 3-м — вторые сопрано, за 2-м — первые сопрано.

    В многоголосных распеваниях применяется также метод «устных подсказок», который благотворно воздействует на выработку гармонического строя. Выстроив в хоре трезвучие (допустим ре — фа-диез — ля первой октавы), дирижёр предлагает каждой хоровой партии подняться или опуститься на некоторый интервал, например, альтам — на полтона вниз, первым сопрано — на полтона вверх, вторым сопрано — на полтона вниз и т.д. При этом дирижёр внимательно следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания — цепным дыханием, качеством и силой звука. В ходе репетиций такие упражнения вносят оживление в творческий процесс, заставляя певцов быть предельно внимательными и собранными.
    К л ю ч е в ы е с л о в а

    Распевание; продолжительность; принцип постепенности; эмоциональный фактор; динамика; звуковысотность; питы; вокальные; упражнение; голос; вокально-хоровые навыки.

    К о р о т к и е в ы в о д ы

    Распевание — одна из важнейших форм репетиционной работы, является как способом подготовки голосов к пению, так и средством совершенствования вокально-хоровых навыков.

    К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

    1. Какова оптимальная продолжительность распевания?

    2. В чём сущность постепенности в распевании.

    3. Обоснуйте важность распевания от примарных звуков.

    4. Раскройте значение эмоционального фактура в распевании.

    5. Охарактеризуйте один из типов упражнений.

    Л и т е р а т у р а

    1.Соколов В.Л. Работа с хором. Учебное пособие. 2-е изд.. перераб.; доп. М.:Музыка, 1985.

    2.Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом — М.: Музыка, 1988

    3.Люш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса — Киев: Музична Украіна, 1988

    4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987.

    5. ОсенневаМ.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Академия, 2003.

    Тема XII: Дикция в хоровом пении.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19


    написать администратору сайта