Лекции(horovedenie). Тема I Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения
Скачать 1.88 Mb.
|
5. Исполнительский анализ Разработка исполнительского плана на основе раскрытия содержания произведения и исходя из литературного, музыкального и хорового анализа. Общий характер произведения и его частей. Темповый Основные вопросы (точный перевод и объяснение всех темповых обозначений). Метрономические указания. Агогика. Динамика. Артикуляция. Выявление специфических исполнительских трудностей в связи с особенностями жанра и формы произведения (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма, куплетность, репризность и др.). Определение характерного для данного произведения основного исполнительского принципа (цельность, непрерывность развития, эпизодичность. Детализация, периодичность и др.). Фразировка. Связь музыкальной и литературной фразы. Определение общей и частных динамических и смысловых кульминаций. Приемы дирижирования. Темпо-метро-ритмические особенности. Дирижерская схема. Показы вступлений, дыханий, снятий. Наличие фермат, дробление долей и т.п. Характер дирижерского текста. Изложение собственного исполнительского замысла (интерпретация произведения) и его конкретная детализация путем отбора и выделения наиболее характерных для данного произведения музыкально-выразительных, вокально-хоровых и дирижерско-исполнительских средств. Определение в произведении наиболее важных и трудоемких моментов, требующих особого внимания в процессе репетиционной работы; методы эффективной работы над ними (сольфеджирование, транспонирование и др.). 6. Заключение Выявление некоторых стилевых черт творчества композитора в данном произведении (при сравнении с другими его сочинениями). Наличие различных редакций партитуры, причина возникновения и их сравнительный анализ. Сравнение анализируемого произведения с другими произведениями, написанными на тот же текст или посвященными той же теме. Собственное отношение к изучаемому произведению. Впечатление от его прослушивания в концерте, по радио, в грамзаписи. Сравнение различных исполнительских интерпретаций. Определение значения произведения в наши дни, с позиций современного музыкально-хорового искусства. В конце работы рекомендуется дать список литературы, использованной при анализе произведения (библиография). К л ю ч е в ы е с л о в а Партитура; анализ; исполнение; музыкально-выразитльные средства; хоровая фактура; анасамбль; тесситура; дикция; диапазон; план; аннотация. К о р о т к и е в ы в о д ы Анализ партитуры способствует лучшему усвоению дирижером музыкального и литературного текстов произведения, выявлению технических, стилистических и вокальных особенностей произведения, а также определению трудностей, которые могут возникнуть в процессе его разучивания и исполнения. Контрольные вопросы 1.Для чего необходимо анализировать хоровую партитуру? 2.Какие виды анализа хоровой партитуры Вы знаете? 3.Для чего, анализируя партитуру, необходимо знать общие сведения о композиторе и авторе текста? 4.Для чего дирижеру необходимо знать структуру произведения? МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. МЕТОДИКА АНАЛИЗА Анализ хоровой партитуры. Методическое пособие. Сост. П.П.Левандо. Л.,1965. 30 с. (Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К.Крупской). Андреева Л.,Бондарь М. Требования, предъявляемые Н.М.Данилиным к студентам в самостоятельной работе над партитурой. – В сб.: Искусство хорового пения. М., 1963, с. 22-24. Ардентов Д.Н. Роль сравнения при анализе хоровых партитур. - «Труды» ( Ленингр. гос. библиотечн. ин-т им. Н.К.Крупской), 1963. Т. 13, с. 145-160. Березин А. Дирижер и хор. – В сб.: Хоровое искусство. Л., 1967, с. 130-154. Дмитревская К.Н. Анализ хоровых произведений. Учебное пособие для студентов высших музыкальных учебных заведений и институтов культуры. М., «Сов.Россия», 1965, с. 172. Дмитревский Г.А. Работа руководителя хора над партитурой хорового произведения. – В кН.: Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Изд. 1-е, М.-Л., 1948, с. 85-89; изд. 2-е. М., 1957, с. 83-87. Егоров А. Работа над хоровой партитурой и процесс разучивания хорового произведения. – В кН.: Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Л., 1958, с. 114-132. Егоров А. Хоровая партитура и работа над ней. – В кн.: Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л.-М., 1951, с. 183-196. Коловский О. Анализ хоровой партитуры. – В сб.: Искусство хорового пения. М., 1963, с. 20-42. Левандо П.П. Хоровая фактура. Уч. пособие.Л., 1968. с. 70.(Ленингр.гос.ин-т культуры им. Н.К.Крупской). Мазель Л.А., Цуккерман В.А. О выразительной и формообразующей роли динамики, тембра, фактуры. – В кН.: Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. С. 310-341. Ольхов К. Подготовка учащегося к занятиям в классе. – В кН.: Ольхов К. О дирижировании хором. Л., 1961, с. 77-81. Пигров К. Подготовка дирижера к занятиям с хором. – В кН.: Пигров К. Руководство хором. Под ред. К.Птицы. М., 1964, с. 133-134. Полтавцев И., Светозарова М. Работа над партитурой. – В кн.: Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Изд. 2-е. М., 1958, с. 32-51; изд. 2-е. М., Музгиз, 1963, с. 31-55. Птица К.Б. Работа над партитурой. Основные вопросы анализа хоровых партитур. – В кн.: Птица К.Б Очерки по технике дирижирования хором. М.-Л., 1948, с. 137-143. Птица К. Основные вопросы анализа хоровых партитур. – В ст.: О хоровом дирижировании. Из сб.: Работа в хоре. Под ред. Д.Л.Локшина. Изд. 1-е. М., 1960, с.220-221; изд. 2-е. М., 1967, с. 229-230. Соколов В.Г. Репертуар и работа над песней. – В кн.: Соколов В.Г. Работа с хором. Изд. 1-е. М., 1958, с. 121-128; изд. 2-е. М., 1964, с. 125-129; изд. 5-е. М., 1967, с. 206-210. Чесноков Л.Г. Система способов и приемов выучивания сочинений с хором. Основные вопросы домашней работы дирижера над сочинением, избранным им для выучивания с хором. – В кн.: Хор и управление им. Изд. 1-е. М.-Л., 1940, с. 141-160, 213-215; изд. 2-е. Ред. С.В.Попова. М., 1952, с. 146-161, 217-218; изд. 3-е. Вступит. ст. К.Птицы, прим. С Попова. М., 1961, с. 158-173, 236-237. 2. Примерные анализы хоровых партитур Аренский А.С Анчар.-В кН.: Чесноков П.Г. Хор и управление им. Изд. 1-е, М., 1940, с. 190-210; изд. 2-е, с. 179-197; 3-е изд., с. 190-208. Глинка М.И. Ах, ты свет Людмила, хор из оперы «Руслан и Людмила».- В кН.: Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Ук. 1-е изд., с.90-105; 2-е изд., с.88-104. Кюи Ц.А. Весеннее утро.- В ст.: Бутаев И.И. О хоровом пении в художественной самодеятельности. М., изд. ЦДРИ,1960, с.10-30. Лятошинский Б.Н. По небу крадется луна. – В кн.: Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Ук. Изд., с. 127-131. Моцарт В.А. Lacrimoza. №7 из «Реквиема». – В кн.: Птица К.В. Очерки по технике дирижирования хором. Ук.изд. с.143-147,151-158. Рахманинов С.В. Три русские песни. – Птица К.В. «Три русские песни» для хора и симфонического оркестра С.В.Рахманинова. Соч. 41(Из опыта хормейстерской работы). – «Труды»(Гос.муз.пед.института им.Гнесиных). Вып. 1. М.,1959, с. 24-53; см. также сб.: Искусство хорового пения.с.112-144. Танеев С.И. Восход солнца. – В кн.: Егоров А. Теория и практика работы с хором. Ук.изд., с.196-203. Танеев С.И. Прометей. – Там же, с. 203-209. Флярковский А.Г. Подмосковная березка. – В кн.: Соколов В.Г. Работа с хором. Ук.изд., с.120-141; изд.2-е, с.129-152, изд.3-е, с.211-227. Чайковский П.И. Соловушко. – В сб.: Работа в хоре. Ук.изд., с.201-211, изд.2-е, с.230-242. Чесноков П.Г. Зимой. – В кн.: Чесноков П.Г. Хор и управление им. Изд.1-е, с.200-211, изд.3-е, с.208-217. Чесноков П.Г. Теплится зорька. – Там же., изд.1-е, с.150-168; изд.2-е, с.162-178; изд.3-е, с.190. Шебалин В.Я. Утес. – Живов Л. Интерпретация «Утеса» Шебалина, М., «Сов.музыка», 1966, №8, с.104-107. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Левандо П.П. Анализ хоровой партитуры. Методическое пособие. –Л.,1965. 2. Левандо П.П. Проблемы хороведения - Л., «Музыка» 1974. 3 Левандо П.П. Хоровая фактура – Л., 1984. |