Лекции(horovedenie). Тема I Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения
Скачать 1.88 Mb.
|
Тема XVII : Приемы хорового изложения. Основные вопросы
II. 1 Приёмы хорового изложения: а. Выразительные возможности хора б. Соотношение хоровых партий в. Колористические приёмы 2 Сокращения и условные обозначения 3 Использование хоровых приёмов III. Стили хорового изложения: 1 Строгий 2 Свободный Цель: Теоретическое ознакомление с материалом по основным приемам хорового изложения для практической хоровой работы. Вступление В теории хороведения наряду с изучением различных составов хора (детского, женского, мужского, смешанного, неполного, многохорного), выразительных и исполнительских возможностей хоровых партий (с, а, т, б) и специфических элементов хоровой звучности (ансамбля, строя, дикции) важное значение имеет разработка вопроса о приёмах хорового изложения (хорового письма). В ряде специальных работ этому уделяется известное внимание 1, однако в целом проблема изучена недостаточно. Так, в частности, отсутствует чёткая систематизация приёмов хорового изложения и их классификация. 1)См.: Римский-Корсаков Н.А.Основы оркестровки .М. – Л.Музгиз, 1946; Егоров А.А. Основы хорового письма. Л.- М., «Искусство», 1939; Полтавцев И., Светозаров М.Курс чтения хоровых партитур. М., 1963;Юрлов А. Хоровые переложения. М., ЦДНТ, 1960 Приёмы хорового изложения 1) Приёмы хорового изложения – это специфические, свойственные данному виду музыкального творчества, приёмы изложения материала. С одной стороны, они тесно связаны с определённым общим типом фактуры, использованным композитором в произведении (гармонической, полифонической, смешанной), с другой – с жанрово-исполнительской спецификой хора. В зависимости от их функционального значения приёмы хорового изложения могут быть разделены на три группы. Наиболее отчётливо они выявляются при анализе произведений, написанных для смешанного хора полного состава (с+а+т+б). а. К первой группе относятся приёмы, связанные с использованием выразительных возможностей состава хора:
б. Ко второй группе относятся приёмы, определяемые соотношением хоровых групп или партий:
в. К третьей группе относятся:
2) Сокращения и условные обозначения Для обозначения составов хора и отдельных приёмов хорового изложения в хороведении принята условно сокращённая система записи (здесь несколько уточнённая и дополненная). Используются следующие сокращения и условные обозначения. Д – партия дискантов С – партия сопрано А – партия альтов Т – партия теноров Б – партия басов + - сочетание партий; например С+А+Т+Б. Если знак + стоит между обозначениями хоровых партий, заключёнными в скобки, имеются в виду их сопоставление или обособление; например: (С) + (А+Т+Б) или (С+А) + (Т+Б). I – голоса (партии) II – голоса (партии) III – голоса (партии) IV – голоса (партии) Если в результате разделения партии приобретают самостоятельное значение, цифры ставятся непосредственно после обозначения партий; например: СI + CII + AI + AII. Если разделения временные (divisi), цифры заключаются в скобки; например C(I + II) + A (I +II). Римскими цифрами обозначаются хоры в многохорном составе; например: I (C+A+T+B) + II (C+A+T+B). - постепенное включение хоровых групп или партий; например: С-А-Т-Б. = Дублирование. Если знак = стоит непосредственно между обозначениями партий, заключёнными в скобки, имеется в виду октавный унисон или удвоение; например: (С) = (А), (С+А) = (Т+Б). Х - перекрещивание партий; например: С х А. Указанные приёмы изложения свойственны любому виду хорового творчества – как a cappella, так и с сопровождением. Вместе с тем можно говорить о преимущественном использовании некоторых приёмов в том или ином виде хорового творчества. Например, в хоре с сопровождением значительно чаще, чем в хоре a cappella, используются «чистые тембры», всякого рода удвоения, унисон (оратория Г.В.Свиридова), - в то же время такие приёмы, как пение с закрытым ртом, пение басов-октавистов, различное звукоподражание, более характерны для творчества без сопровождения (хоры А.А.Егорова). 3) В хоровом творчестве наблюдаются различные тенденции в использовании указанных приёмов, что связано с содержанием произведения и типом фактуры, с одной стороны, и с общим стилем хорового изложения - с другой:
Строгий и свободный стили хорового изложения Связь тех или иных приёмов хорового изложения с особенностями хорового стиля очевидна. Хоровой стиль – понятие сложное; это совокупность всех особенностей хоровой фактуры композитора, определяемых общим содержанием его творчества и отражающих характерные черты его музыкального языка1. Каждый композитор имеет свой стиль. Если же иметь в виду общую тенденцию развития хорового искусства, то условно можно говорить о двух основных стилях хорового изложения: строгом («классическом») и свободном («современном»). 1. Строгий или классический стиль хорового изложения отличаются очень экономным и рациональным использованием выразительных средств, ясностью и определенностью хорового состава (divisi, как правило, отсутствуют), широким применением средств полифонического развития (в первую очередь, имитационной полифонии), относительно ограниченным использованием приёмов хорового изложения, выразительностью и удобством хоровых партий. 1)Речь идёт только о стиле хорового изложения, являющимся одним из элементов общего стиля композитора. В полном своём значении – как совокупность признаков, характеризующих индивидуальную творческую манеру того или иного автора, - явление значительно более сложное Он характерен для творчества старых мастеров-полифонистов нидерландской (франко-фламандской) и итальянской школ (Жоскен Депре, О.Лассо, Д.Палестрина, К.Монтеверди, А. Лотти), а также И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, В.А.Моцарта, Д.С.Бортнянского, С.И.Танеева, Н.Д.Лентовича, А.А.Давиденко и др. Наиболее отчётливо черты этого стиля проявляются в строгом четырёхголосии смешанного хора a cappella классического состава: С+А+Т+Б. 2. Свободный или современныйстиль хорового изложения характеризуется весьма широким и разнообразным использованием хоровых выразительных средств, как в хоровом творчестве вообще, так и в каждом отдельно взятом произведении; изменчивостью и прихотливой переменностью хорового состава на протяжении одного произведения (обычно при широком применении divisi); смешанным характером фактуры (сочетание гармонического и полифонического изложения при особенно интенсивном использовании средств подголосочной полифонии); большим разнообразием приёмов хорового изложения; особым вниманием к темброво-колористической природе хора, приводящим подчас к инструментальной его трактовке. Некоторые черты этого стиля мы уже встречаем в оперно-хоровом творчестве А.П.Бородин и И.П.Мусоргского, но наиболее полное выражение он получил в хоровом творчестве композиторов ХХ века – С.В.Рахманинова, В.С.Калинникова, П.Г.Чеснокова, А.Д.Кастальского, Д.Д.Шостаковича, В.Я.Шебалина, М.В.Коваля, Г.В.Свиридова, В.Н.Салманова, Ф.Пуленка, К.Орфа, Б.Бриттена и др. Наиболее отчётливо черты современного хорового стиля проявляются в свободном многоголосии (divisi) полного смешанного хора большого состава: С(I+II) + A(I+II) + T(I+II) + B(I+II) или C(I+II+III) + A(I+II+III) + T(I+II+III) + B(I+II+III) – как a cappella, так и с сопровождением. Нередко черты строгого и свободного стиля хорового изложения сочетаются в творчестве одного автора. Например, при явном тяготении А.А.Давиденко к лаконизму классического стиля в его творческом наследии есть сочинения, написанные в свободной хоровой манере («Рабочий май», «Чеченская сюита», «Гармонь»); один из наиболее ярких представителей современного хорового письма В.Н.Салманов в некоторых своих последних хоровых опусах приближается к строгой сдержанности хорового стиля («Три хора на стихи С.А.Есенина»). Сочетание элементов строго и свободного стиля порой может встретиться и в одном произведении (Д.Д.Шостакович «Казненным»). Предлагаемая классификация основных хоровых стилей – как и их характеристика – в значительной степени условна. Это сделано с целью определённой систематизации материала. Вопрос о стиле хорового изложения тоньше, глубже и шире. Его изучение – предмет специального исследования. Анализ же приёмов хорового изложения способствует более полному и чёткому представлению о специфических выразительных средствах хора, о чертах хорового стиля композитора. К л ю ч е в ы е с л о в а Хоровые партии; изложение; приемы; исполнение; голоса; соотношение; колористические; функции; стиль; хоровые группы. К о р о т к и е в ы в о д ы В хороведении важное значение имеет вопрос о приёмах хорового изложения (хорового письма). Приёмы тесно связаны с определённым общим типом фактуры, использованным композитором в произведении (гармонической, полифонической, смешанной), а также с жанрово-исполнительской спецификой хора. Исходя из этого, выделяют три вида хорового изложения: приёмы, связанные с использованием выразительных возможностей состава хора, приёмы, определяемые соотношением хоровых групп или партий и колористические приёмы. Наиболее отчётливо они проявляются в смешанном составе хора. Некоторые приёмы хорового изложения требуют специальных обозначений. В зависимости от эпохи, в которую было написано то или иное произведение, хоровые приёмы могут быть представлены только одним видом хорового письма, либо 2-3, а в современной музыке их может быть множество одновременно. В связи с этим выделяют 2 вида хорового изложения: строгий и свободный. К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
Л и т е р а т у р а
хором - М., 2003
1965 ТемаXVIII : Основные этапы работы над хоровым произведением. Подготовительная работа дирижера над партитурой. (Становление исполнительского замысла) Основные вопросы
Цель: Изучение методики целостного исполнительского анализа хорового произведения (анализа музыки, роли и значения знаков препинания, логических и психологических пауз, Типы взаимосвязи музыкальных средств и т.д.) с целью использования в дальнейшей практической деятельности. Подбор учебного и концертного репертуара Труд музыканта-исполнителя — это постоянное, упорное приближение к идеалу, к наиболее глубокому и всестороннему раскрытию содержания исполняемого произведения. Произведения, предназначенные для разучивания в хоре, должны соответствовать его оптимальным возможностям, уровню профессиональной подготовки певцов и, что особенно важно, обладать высокими художественными качествами. Подбирая репертуар, дирижер обязан учитывать вокальные особенности коллектива, способность справляться с техническими задачами в произведениях. Брать сразу сложные и объемные произведения не следует. Для хористов разучивание и исполнение трудного сочинения может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на продуктивности работы коллектива, может вызвать физическое утомление и даже негативное отношение к сочинению. Сложное произведение, как показывает практика, нужно включать в репертуар весьма осторожно, с обязательным учетом всей последовательности его изучения. В то же время и количество легких произведений должно быть ограничено, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста коллектива. Главное — чтобы репертуар был интересен хористам. Поддержание этого интереса дает огромные преимущества в работе. При подборе репертуара следует учитывать стилистическую и жанровую направленность музыки. Успешно концертирующий хоровой коллектив имеет в перечне исполняемых им пьес произведения различных эпох и композиторских школ. Это могут быть сочинения старинных мастеров (добаховский период) усочинения композиторов-полифонистов (включая И.С.Баха), венских классиков, композиторов-романтиков, представителей современных зарубежных композиторских школ; в русской музыке — произведения композиторов доглинкинской поры (духовная и светская музыка, канты) и классические сочинения; современная отечественная музыка. Отдельной страницей репертуарного списка могут стать обработки народных песен, выполненные выдающимися композиторами и дирижерами. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен романсами и песнями русских композиторов — М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.С.Аренского, А.Т.Гречанинова, Вас. С. Калинникова, Вик. С. Калинникова, произведениями композиторов-песенников советского периода — И.О.Дунаевского, А.Н.Пахмутовой, В.Я.Шаинского, Е. П. Крылатова и других. Не менее половины репертуара должны составлять хоры acappella. Это подтверждается опытом работы многих детских коллективов, обладающих хорошей вокально-хоровой выучкой, которые могут представить полную концертную программу музыки acappella. Для развития хорового коллектива важно не замыкаться в рамках какого-либо одного направления (например, только культовой музыки или только легкого, полуэстрадного песенного жанра). Г. А. Струве в книге «Школьный хор» говорит об очень важном факторе, связанном с чувством меры, когда расчет репертуара на внешний эффект или излишняя академичность программы воспринимаются как крайности. В первом случае «увеселительный крен», умиление солистами — «маленькими вундеркиндами», лишние «бисы», спекуляция на модном репертуаре ничего, кроме вреда, не приносят. В другом, считает Г. А. Струве, — «при излишней академичности программы дети не должны превращаться в холодные клавиши пусть даже отлично настроенного "инструмента", не должны потерять прелести, обаяния, непосредственности исполнения, но в то же время — должны достичь академичности. Хормейстерам всегда надо помнить, что детское хоровое искусство —самостоятельная область искусства с присущей ему детскостью (разрядка наша. — Авт.). Регулярное посещение хормейстером концертов и выступлений различных исполнительских коллективов способствует ознакомлению с новыми хоровыми произведениями, дает повод к сравнительному анализу. Кроме того, дирижер обязан следить за публикациями песенно-хоровой музыки. У каждого практикующего хормейстера за годы работы с хором складывается необходимая домашняя библиотека хоровой и методической литературы, которая пополняется новыми поступлениями. Художественная оценка произведений, включаемых в репертуар, налагает большую ответственность на руководителя, которому порой приходится вступать в «спор» с мощной «индустрией» массовой культуры (прежде всего в области песни), ушедшей сегодня весьма далеко от традиций песенного искусства прошлого. |