Главная страница

Лекции(horovedenie). Тема I Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения


Скачать 1.88 Mb.
НазваниеТема I Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения
АнкорЛекции(horovedenie).doc
Дата28.01.2017
Размер1.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции(horovedenie).doc
ТипДокументы
#633
страница3 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Тема V:Голосовой аппарат
Основные вопросы

  1. Общие сведения о голосовом аппарате.

  2. А) Гортань и её строение.

Голосовые складки.

Положение гортани во время пения

Б) Дыхательный аппарат

В) Артикулирующий аппарат

3. Резонаторы.

Цель: изучение теоретического материала для совершенствования практической работы с хористами.
Головой аппарат

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Кроме того, в голосообразовании принимает участие и нервная система. Органы, участвующие в голосообразовании, являются исполнителями приказов, исходящих из центральной нервной системы в результате её сложной деятельности при пении. Центральная нервная система организует работу органов голосообразования в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложным психофизиологическим актом.

Три основные отдела голосового аппарата составляют: гортань, дыхательный и артикуляционный аппараты (органы). Важную роль в процессе голосообразования играют резонаторы.
Гортань и её строение

Гортань – это орган, в котором расположены голосовые складки (связки), где происходит зарождение звука. Гортань расположена в средней части шеи, нижняя её часть соприкасается с трахеей, верхняя – соединяется с глоткой. Размер и форма гортани зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека.

От 3 до 14 лет, т.е. до периода мутации, развитие гортани происходит медленно, постепенно. В период мутации рост её становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков – на 2/3, у девочек на ½. У мужчин гортань примерно на 1/3 больше, чем у женщин (самая маленькая мужская гортань примерно равна самой большой женской гортани). Хрящи женской гортани имеют меньшую толщину. Наибольшая разница между мужской и женской гортанью выражается в величине переднезаднего размера. Самая большая по величине гортань у низкого мужского голоса (баса). Она остроугольная и вытянута вперёд. Гортань тенора по величине приблизительно равна женской и малозаметна. Женская гортань расположена выше мужской и находится ближе к подъязычной кости.

Гортань представляет собой сложную систему хрящей причудливой формы, соединённых между собой связками, мышцами и суставами. Скелет гортани напоминает по форме усечённую пирамиду основанием вниз.

Гортань состоит из основных хрящей: перстневидного, щитовидного и парных (двух) черпаловидного. В основании гортани лежит перстневидный хрящ, по форме напоминающий перстень, его утолщение находится сзади. Перед перстневидным хрящом немного выше находится щитовидный хрящ – его можно сравнить с раскрытой книгой, корешок которой расположен вертикально и направлен вперёд. Выпуклая чать этого хряща образует на шее «адамово яблоко» (когда Адам проглотил яблоко, оно застряло). На задней части перстневидного хряща располагаются парный черпаловидный хрящ – два небольших хряща, которые по форме приближаются к трёхгранным пирамидам. Из всех этих хрящей только один, перстневидный, почти неподвижен, т.к. связан с трахеей и может повторять лишь её движения по вертикали, остальные же соединены очень подвижно.

У детей хрящевой остов гортани отличается большей гибкостью и меньшими размерами по сравнению с гортанью взрослых; пластины щитовидного хряща соединены под более тупым углом, поэтому гортань ребёнка более округлая.

Отверстие, находящееся перед входом в гортань, называется входом в гортань. В передней части этого отверстия расположен надгортанник. Во время дыхания вход в гортань открыт. При глотании пищи надгортанник своей свободной частью отклоняется назад и закрывает отверстие гортани.

Положение гортани во время пения

В пении гортань необученного певца совершает размах больше, чем у обученного: при высоких звуках она поднимается, при более низких – опускается. С точки зрения физиологии пения считается правильным, если в процессе фонации гортань находится в состоянии относительного покоя. Уровень её расположения при пении у каждого певца свой и связан с типом голоса. Певческое положение гортани отличается от её положения при покое и речи. В результате различных положений гортани меняются размеры надставной трубки (ротоглоточного канала). Если гортань находится внизу, то увеличивается размер надставной трубки; если же гортань начинает движение вверх, то надставная трубка уменьшается.

Как правило, чем ниже голос (бас), тем ниже положение гортани при пении – тем длиннее надставная трубка. Чем выше голос, тем выше положение гортани – тем короче надставная трубка. В работе над достижением свободного звукообразования надо добиваться, чтобы гортань занимала наиболее удобное положение и была устойчива.

Если гортань имеет неестественное, низкое положение, то звук будет тусклым, глухим, глубоким, и наоборот, если гортань занимает высокое положение, то звук будет резким, крикливым. Положительно влияют на различную установку гортани гласные: и, э, а, о, у. Когда исполнитель поёт гласную «И», то гортань у него занимает самое высокое положение, а если «У» - то самое низкое. Гласная «А» является нейтрально, «Э» по отношению к «И» находится ниже. «О» по отношению к «У» будет расположена выше.

И

Э
А

О
У

Высокое положение гортани

Среднее между высоким и нейтральным положениями гортани

Нейтральное положение гортани

Среднее между низким и нейтральным положениями гортани

Низкое положение гортани

Используя различные согласные, можно изменить положение гортани. О положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. Для того, чтобы гортань заняла наиболее удобное положение необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевка и правильного дыхания.
Структура дыхательного аппарата

Внизу гортань сообщается с трахеей, или дыхательным горлом. Это трубка, состоящая из хрящевых, незамкнутых сзади, колец, соединённых между собой связками и мышцами. В результате сокращения просвет трахеи и её длина могут изменяться. Трахея разделяется на два крупных бронха, которые, древовидно разветвляясь, превращаются во всё более мелкие. Самые мелкие бронхи – бранхеолы заканчиваются альвеолами (лёгочными пузырьками), в которых происходит газообмен. Альвеолы и составляют и лёгочную ткань. Бронхи вместе с лёгочными пузырьками образуют два лёгких. Остов грудной клетки оплетён мышцами. Мышцы – выдыхатели опускают рёбра и сужают грудную клетку. Это мощная мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдохе увеличивается объём грудной клетки и диафрагма опускается, а при выдохе – поднимается. Она работает, как поршень и является главным регулятором подскладочного давления в речи и пении.
Артикуляционный аппарат

Артикуляционный аппарат – часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Органы, входящие в его состав называются артикуляционными органами. Работа этих органов направлена на создание звуков речи – артикуляции. К ним относятся: ротовая полость с языком, мягким нёбом, зубами, губами и нежней челюстью, глотка, гортань. Артикуляционный аппарат обеспечивает особенность и выразительность речевого и музыкального произношения (дикцию, орфоэпию, штрихи, цензуры). Гласные звуки порождаются в гортани при взаимодействии голосовых складок и дыхания. Звук, образованный на уровне голосовых складок, не имеет признаков определённого гласного. Преобразование этого неопределённого звука в определённый гласный происходит в надскладочных полостях при помощи специально уложенного для каждого гласного языка и формы рта. При этом звуковые волны изливаются через ротоглоточный канал свободно. Согласные звуки образуются в ротовой полости. Органы ротовой полости создают препятствия потоку дыхания и звуковых волн, при этом образуются шумы, которые мы и называем согласными звуками.
Резонаторы (от лат. Resonare – давать отзвук)

Звучаие складки сами по себе не дают полный и сильный звук. Такой звук получается только в результате их взаимодействия с резонаторами. Ими являются полости голосового аппарата, которые образуют два резонатора: верхний голосовой резонатор «голову» и нижний грудной резонатор – «грудь». Верхний головной резонатор составляют полости, находящиеся над голосовыми складками: надскладочная часть полости гортани, полости глотки, рта, носоглотки, лобные и носовые полости. Глотка – главный резонатор. Нижний грудной резонатор образуют полости трахей и бронх. Резонаторы делятся на 1) подвижные, способные изменять размер и резонанс – полость гортани, глотка, рот, и 2) неподвижные, неизменные по размеру полости – носовые (гайморовы, лобные), трахеи и бронхи (они имеют постоянные резонаторные свойства). Резонация воспринимается певцом как вибрация костей и мышц головы и груди. Причина резонации в колебаниях воздушного столба, заключённого в полостях верхнего и нижнего резонаторов. Оба резонатора взаимодействуют и при правильном пении академического типа редко звучат изолированно (это бывает оправдано образным содержанием музыки). Правильное смешение головного и грудного регистров составляет условие ровного на всём диапазоне звучания. Это приучает голосовые складки к смешанной работе, которая способствует исчезновению регистровых переходов.
К л ю ч е в ы е с л о в а

Голосовой аппарат; гортань; голосовые складки; строение; дыхательный, артикуляционный аппарат; резонаторы.
К о р о т к и е в ы в о д ы

Голосовой аппарат – сложная система, включающая глотку, гортань, дыхательный и артикуляционный аппараты (органы), а также ротовую и носовую полости с придаточными полостями, мышцы брюшной полости. Центральная нервная система организует работу органов голосообразования в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложным психофизиологическим актом.

Важную роль в процессе голосообразования играют резонаторы.


К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

        1. Назовите основные составляющие голосового аппарата.

        2. Какую окраску звука придает гортань, находящаяся в неестественно низкой

позиции?

        1. Что такое резонаторы? В чем их специфика?

        2. Что такое диафрагма и каковы ее функции?

        3. Согласитесь либо опровергните утверждение: чем выше голос, тем ниже положение гортани при пении.


Литература.
1. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – М., 1983

2. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению - М., 1987г.

3. Казачков С.А. От урока к концерту. – Казань, Изд-во Казанского

университета, 1990 г.

4.Рахчеев Н.В. Постановка голоса и методика обучения пения - Мн., 1980

МГИК.

  1. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре – М.,

1988.

Тема VI: Певческие голоса и их характеристики
Основные вопросы

1.Введение. Классификация голосов.

2.Хоровые партии и их составляющие.

3.Партия сопрано. Характеристика.

4.Партия альтов. Характеристика.

5.Партия теноров. Характеристика.

6.Партия баритонов.

7.Партия басов.
Цель: Изучение особенностей и специфики певческих голосов.
Введение

Основная классификация голосов (сопрано, альты, тенора, басы) сложилась в хоровом искусстве к XIV веку в процессе развития многоголосного пения. В XII- XIII веках появляется дискант (позднелатинское: расчленение, - пение). Голос исполняющий главную мелодию – стал называться тенором (от латинского - держать). Позднее к этим двум голосам присоединяется контртенор, который по мере надобности пел то выше, то ниже тенора. Однако очень скоро, в связи с усложнением тре­бований, которые предъявлялись к этому голосу в отношении его диапазона, он был разделен на два: бас (итал. - низкий) и альт (лат. - высокий) названный так потому, что он располагался выше тенора.

Значительно позже возникло разделение верхнего голоса на более высокий - сопрано (итал. - над) и менее высокий, который получил название среднего - меццо-сопрано. Альт в итальянской школе стал называться «контральто». Во многих партитурах старых итальянских мастеров сохраняется это название альта. Последним выделился в самостоятельный тип голоса баритон. Низкий тенор дал начало лирическому баритону, а высокий бас - драматическому.

В партитурах и клавирах обычно фиксируются только типовые наименования голосов.

Хоровые голоса- сопрано, альты, тенора, басы и октависты.

Сольные голоса - сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенора, баритоны, басы. С учетом характера голоса дифференцируются на:

Сопрано - колоратурные, лирические, драматические, лирико-колоратурные и лирико-драматические.

Меццо-сопрано - лирические и драматические.

Контральто.

Тенора-лирические, драматические, лирико-драматические, алътино, характерные.

Баритоны - лирические и драматические.

Басы - высокие, низкие и октависты (профундо).

Хоровые партии и их составляющие

Партия сопрано

Колоратурное сопрано - самый легкий и подвижный голос, при правильном голосообразовании имеет наиболее широкий диапазон от ля-си малой октавы до фа-соль III октавы. Средний регистр довольно слабый, верхний - сильный, светлый, блестящий. Партии колоратурных сопрано обычно виртуозны. Партия Антониды из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», Мюзетты из оперы Дж. Пуччини «Богема», Виолетты из оперы Дж. Верди «Травиата» и др. Колоратурное сопрано отличается жесткостью звучания, плохо сливается в ансамбле с другими голосами и поэтому в хоре не используется.

Лирико-колоратурное сопрано при большом диапазоне и технической подвижности обладает мягкостью, напевностью, способностью сливаться с другими голосами. Наличие их в хоре придает хору звонкость и яркость тембру партии сопрано.

Лирическое сопрано имеет диапазон - до I октавы - до III октавы и отличается мягким, теплым звуком. Нижний регистр звучит довольно слабо, зато средний регистр - очень выразительный, динамичный, светлый. Ярко звучит верхний регистр, особенно от соль-до до си-бемоль II октавы. Наиболее типичной лирической сопрановой партией в русской оперной литературе является партия Татьяны в опере П. Чайковского«Евгений Онегин». Лирические сопрано очень хорошо сливаются с другими голосами и составляют основу верхнего голоса смешанного и женского хора.

Драматическое сопрано обладает большой силой и благодаря хорошо развитому грудному регистру может исполнять низкие звуки меццо-сопрано. Нижний и средний регистры звучат сочно и полно, верхний - сильно, насыщенно и ярко. Типичными партиями драматических сопрано в оперной литературе являются партии Аиды в одноименной опере Дж. Верди, Лизы - в опере П. Чайковского «Пиковая дама» и др.

Хоровая партия первых сопрано составляется в основном из лирических сопрано. Более тяжелые голоса помещаются в партии третьих сопрано. Общий диапазон партий сопрано: до I октавы - до III октавы. Рабочий диапазон- ми-бемоль-ми I октавы- си-бемоль II октавы. Зона примарных звуков - си-до I октавы. Переходные ноты ми-фа I октавы и ми-бемоль - фа-диез II октавы. Нижний регистр включая переходные ноты, у сопрано слабый, приглушенный. Наиболее естественно в этой тесситуре звучание альтов. Пример: С. Танеев «Серенада».

Иногда в партии сопрано используется си, си-бемоль малой октавы. Однако это относится к тем случаям, когда сопрано поют в унисон с альтами. Пример: Дж. Верди «Реквием» (Agnus Dei).

Верхний регистр у сопрано звучит ярко, блестяще, виртуозно. Пример: М. Глинка «Славься» из оперы «Иван Сусанин», М. Коваль «Казнь Пугачева» из оратории «Емельян Пугачев». В среднем регистре сопрано звучит легко, подвижно. Пример: И.С. Бах «Месса си-минор №11. Хор». Партии сопрано легче удается постепенное движение по звукам диатонической гаммы и труднее исполнение пассажей и фигурации с хроматизмами и скачками. Пример: Н. Римский-Корсаков, хор из оперы «Золотой петушок».

Так как партия сопрано очень часто выполняет функцию основного мелодического голоса, встает особая проблема качественного комплектования этой партии. Сопрано должно обязательно обладать ярким, красивым тембром. Тембр партии сопрано оказывает решающее влияние на общую звучность хора.
Партия альтов

Партия альтов состоит из меццо-сопрано и контральто.

Лирическое меццо-сопрано выделяется красивым грудным тембром. Они могут достигать большой подвижности и колоратурной гибкости (Партия Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник»)

Драматическое меццо-сопрано - голос менее подвижный и отличается ярким грудным звучанием в низком регистре.

Контральто - редкий голос, ярко выражен густым грудным звучанием в нижнем регистре. Диапазон контральто - ми-фа малой октавы - фа-соль I октавы.

Партия I альтов состоит из лирических меццо-сопрано. Лучшая зона звучания: до I октавы - ре II октавы. Партия II альтов состоит из драматических меццо-сопрано и контральто. Наиболее выразительным и динамичным звучит эта партия от соль малой октавы до си I октавы. Технически она менее подвижна. Исключение, пример: (И.С. Бах «Месса си минор №20. Хор»). Подобные произведения в хоровой литературе не единичны. Унисон альтовой партии дает ровное, полное, насыщенное звучание на протяжении всего рабочего диапазона от соль малой октавы до ми II октавы.

Однако в произведении И. Баха, Л. Бетховена, Дж. Верди, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, Вик. Калинникова, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, и многих других композиторов соль малой октавы используется не реже чем ля, и фа II октавы (Д. Шостакович «Девятое января», Л. Бетховен «Месса ре-мажор», «Gloria»).

К сожалению, драматические меццо-сопрано и контральто - голоса редкие и партия альтов комплектуется из лирических голосов, поэтому нижняя часть диапазона звучит слабо. Переходные ноты у альтов ми -фа-диез I октавы и до - ре-диез II октавы. Зона примарного звучания альтов - соль-ля I октавы.
Партия теноров

Тенора - высокие мужские голоса. Тенора-альтино - самые высокие, легкие и подвижные голоса с диапазоном от ре - ми малой октавы до ми - фа II октавы. (Звездочет в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова). Тенор-альтино - голос редкий и наличие их в хоре способствует достижению яркой, звонкой, легкой звучности в верхнем регистре теноровой партии.

Лирические тенора имеют мягкий задушевный тембр (партия Ленского в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского, партия Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини). Общий диапазон: до малой октавы - до II октавы. Рабочий диапазон - ми малой октавы - ля -си-бемоль I октавы.

Драматические тенора отличаются большой силой звучания в верхнем регистре и полнотой, насыщенностью в нижнем (партия Хозе в «Кармен» Ж. Визе, Германа в «Пиковой даме» П. Чайковского, Садко в одноименной опере Н. Римского-Корсакова, Отелло в опере Дж. Верди и др.).

Основу хоровой партии I теноров составляют лирические тенора, II теноров - драматические. Общий диапазон до малой октавы - до II октавывы. Переходные ноты - ми-бемоль - фа-диез I октавы. Зона примарного звучания си-бемоль малой октавы –до1 октавы.
Партия баритонов

Драматический баритон- голос большой силы, ярко и мощно звучит на всём диапазоне. В опере чаще воплощает сильные характеры — это либо патриоты: Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий» Данькевича), Андрей Болконский («Война и мир» Прокофьева), либо рабы своей любви и ревности, зависти, мести: Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова), Риголетто («Риголетто» Верди), Мазепа («Мазепа» Чайковского), Демон («Демон» Рубинштейна), Яго («Отелло» Верди), Алеко («Отелло» Верди).
Лирико-драматичесикй баритон может исполнять как лирические, так и другие партии (роли Фигаро, Бориса Годунова, Руслана и Алеко были написаны авторами для драматического баритона, но после исполнения их Шаляпиным стали исполняться и басами).

Певцы:

Гулак-Артемовский (19в)

Камилло Эверарди (19в)

Маттиа Баттистини

Антонио Котоньи

Иван Александрович Мельников

Павел Лисициан - лирический баритон

Юрий Гуляев - лирико-драматический баритон

Тита Руффо - драматический баритон

Дмитрий Хворостовский

Владимир Петров - белорусский певец

Жилюк – белорусский певец

Виктор Скоробогатов - белорусский певец
Партия басов

Басы– низкие мужские голоса. К хоровой партии относятся баритоны (греч. Barytonos тяжелозвучный). Лирический баритон тяготеет к тенору, а драматический – к басу. (Партия Онегина в одноименной опере П. Чайковского, партия Елецкого в опере «Пиковая дама» П. Чайковского, партия князя Игоря в одноименной опере А. Бородина. В хорах обычно баритоны поют в партии I басов (или II теноров).

Диапазон баритонов от ля большой октавы до ля-бемоль I октавы. Зона переходных нот -до- ми-бемоль I октавы, примарные звуки -соль -ля малой октавы.

Высокие басы отличаются от баритонов большей мягкостью, ком­пактностью звучания в средней и верхней части диапазона.

Общий диапазон басов ми-фа большой октавы - ми-фа I октавы. Переходные ноты - си-бемоль малой октавы - до-диез I октавы. Зона примарного звучания - ми - фа-диез малой октавы. В среднем и высоком регистре басы могут исполнять весьма успешно подвижные партии (Бах «Месса си-минор № 17. Хор»). В этих регистрах где басы звучат выразительно и динамично обычно основной мелодический материал излагается в партии басов (Г. Свиридов «Героям Перекопской битвы», «Патетическая оратория»).

В низком регистре пассажи и фиоритуры басам обычно пишутся редко. Примеры сложных для исполнения басовых партий: В. Мурадели «Красная Песня», А. Пащенко «В темном лесе».

Особую группу партии II басов составляют октависты. В хоре их бывает один-два Это очень низкие басы, тяжелые, малоподвижные голоса. Их диапазон от ля контроктавы до до I октавы, но используются только низкие звуки, редко фа контроктавы*.

Примеры использования басов-октавистов: Ю. Сахновский «Ковыль», Вик. Калинников «Утром зорька», А. Гречанинов «Эхо». Октависты используются только в произведениях a cappella и придают звучанию хора особую окраску, глубину и полноту. Наилучший эффект звучания октавы в нюансе от pianissimo до mezzo-forte. Октава используется в основном на выдержанных педальных звуках или при плавном поступенном движении.

«Контр-фа»было высечено на могильном камне октависта придворной капеллы Телегина(начало 19века)
Бас - самый низкий и мощный из мужских голосов, имеет несколько видов.

Бас-баритон - самый высокий из басов, похож на драматический баритон, но звучит массивнее, особенно внизу. Диапазон - от G (иногда F) большой октавы до G1; «рабочая середина» - от В большой до D1. Переходные звуки у басов варьируются от А -В (малой) до Cl - EIS1.

Образы, воплощаемые басом, в большинстве своём, герои средних лет, чаще-пожилые. Среди них немало положительных, величественных фигур.

Партии баса-баритона:

Мефистофель («Фауст» Гуно)

Сусанин («Иван Сусанин» Глинки)

Досифей («Хованщина» Мусоргского)

Басы-баритоны:

Ф.И. Шаляпин * Евгений Hecтеров Центральные басы - самая многочисленная группа - имеют диапазон от E.S-Е большой до F1. Наиболее звучный и мощный — центр, отсюда и его название. Чаще в репертуаре центрального баса верхний отрезок диапазона остаётся без употребления (он может звучать и слабее и более напряжённо). «Рабочая середина» - G - А большой - В малой - С1.Образы:

Папагено («Волшебная флейта» Моцарта)

Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки)

Мельник («Русалка» Даргомыжского)

Кончак («Князь Игорь» Бородина)

Варяжский гость («Садко» Римского-Корсакова)

Певцы, обладатели центральных басов:

Г. и А.Пироговы

Марк Рейзен

И.Петров

В.Р.Петров Бас-профундо или низкий бас - редкий голос с диапазоном от А контроктавы или С большой до C-D1 (его партии часто исполняют центральные басы, а их партии — басы-баритоны).

Певцы:

Максим Михайлов

Поль Робсон
Характерным басом или басом-буффо может быть любой из басов, чаще это певцы, у которых наиболее выразителен какой-либо один участок диапазона.

Оперные партии характерного баса:

Бартоло («Севильский цирюльник» Россини)

Скула («Князь Игорь» Бородина)

Каленик («Майская ночь» Римского-Корсакова)

Цунига («Кармен» Бизе)

Старый князь Болконский («Война и мир» Прокофьева)

Партии buffo хорошо удавались Шаляпину, Паторжинскому, Чернобаеву.

Специфической особенностью мужских голосов является т.н. фальцетный звук, очень похожий тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуком выше AS1 (в народе фальцет обозначают словом «фистула»). Фальцет удобнее на Е, И, Ы, У. Существует ещё приём пения, присущий всем мужским голосам, это пение «mezzo voce» -вполголоса. Женским голосам это почти не свойственно.

У баса наибольшая амплитуда, колебания звука, что и даёт ему большую силу, большую возможность контрастов динамики, чем у других голосов, например, рр у баса (особенно при фальцете) может быть такое, как и у сопрано, зато какая огромная разница в forte у этих голосов.
К л ю ч е в ы е с л о в а

Певческие, хоровые голоса; классификация; хоровые партии; сопрано; альты; тенора, тесситура; диапазон.


К о р о т к и е в ы в о д ы

Благодаря этой работе можно получить необходимые сведения: о типе каждого голоса, их возможностях, подробную характеристику.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.В каком веке в хоровом искусстве появляются классификации голосов?

2.В связи с чем голоса стали классифицировать?

3.Назавите голоса входящие в состав смешенного хора.

4.Как фиксируются в партитурах и клавирах типы наименований голосов (хоровые и сольные)?

5.Какие виды сопрано существуют?

6.Каковы виды басов?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта