Главная страница

Тема Психология как научная система знаний


Скачать 5.46 Mb.
НазваниеТема Психология как научная система знаний
АнкорProgramma_GOS_konsult_2015.doc
Дата20.12.2017
Размер5.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаProgramma_GOS_konsult_2015.doc
ТипДокументы
#12299
страница17 из 28
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28

Кратко о психоанализе


1) в узком смысле слова - психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество.

В теорет. плане классический психоанализ реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам "ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной среде.

Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками - А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на "жизнь его чувств" и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире". В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю, следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор,

З. Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов.

Самый нижний и самый мощный слой - "Оно" (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это "Я" (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - "Сверх-Я" (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что собственное "Я" - сознание человека не является "хозяином в собственном доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

Человек - это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти", противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

Фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Основоположник психоанализа австрийский врач - психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.) , "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.) , ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека - бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.

Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений - чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. Выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.

Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи "сверх-Я". Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества.

Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. 

Психодинамическая теория

Автор: Фрейд.

Исторический период, в который была создана: 1890-1939 гг.

Фрейд создавал свою теорию на основе естественно­научных знаний, а обоснование эмпирической валидности теории выводил из клинических наблюдений над клиента­ми в процессе терапии.

Определение личности. Личность есть генетически обус­ловленный результат динамического бессознательного вза­имодействия всех его составляющих: ид, эго, суперэго, подчиняющийся законам природы наравне с другими жи­выми организмами.

Структура личности.

1. Ид (оно) — примитивные, инстинктивные, врожден-. ные аспекты личности. Является посредником между пси­хическими и соматическими процессами в организме.

  1. Эго (Я) — отвечает за принятие решений. Пытается удовлетворить желания Ид через соотнесение их с обстоя­тельствами внешнего мира.

  2. Суперэго (сверх-Я) — морально-этический компо­нент личности. Состоит из двух подсистем — совести и его-идеала. Суперэго формируется в процессе социализа­ции. Процесс формирования можно считать полностью законченным, когда родительский контроль заменяется са­моконтролем.

Основные тезисы, ключевые концепции и принципы.

  • Уровни сознания, инстинкты являются движущей силой человеческого поведения; основными инстинк­тами являются инстинкты жизни — Эрос и смерти — Танатос.

  • Наиболее мощными из числа жизненных инстинк­тов являются сексуальные инстинкты.

  • Источником инстинктов является потребность, ко­торая вызвала существующее на данный момент со­стояние организма.

  • Развитие личности проходит пять психосексуаль­ных стадий: оральную — 0-18 мес, анальную — 1,5—3 года, фаллическую — 3—6 лет, латентную — 6—12 лет, генитальную — пубертат (половое созре­вание).

  • Следствием неадекватной разрядки сексуальной энер­гии является тревога.

  • Источник первичной тревоги лежит в неспособности новорожденного справиться с внутренним и внешним возбуждением.

  • Виды тревоги: реалистичная, невротическая, мораль­ная.

  • Основной психодинамической функцией тревоги яв­ляется помощь человеку в избегании осознанного вы­явления у себя неприемлемых инстинктов и импуль­сов и поощрение их удовлетворения приемлемыми способами в удобное время.

Осуществлению данной функции помогают защит­ные механизмы эго: вытеснение, проекция, замеще ние, рационализация, реактивное образование, рег­рессия, сублимация,отрицание.

Основные положения относительно природы человека.

  1. Все проявления человеческой активности биологи­чески детерминированы, то есть подчинены определенным законам и детерминированы инстинктивным силам, в ча­стности, агрессивным и сексуальным. Отсюда следует, что Фрейд рассматривал людей механистически.

  2. Иррациональность играет важную роль в поведении человека, поскольку люди подчиняются неконтролируе­мым инстинктам, находящимся по большей мере вне сфе­ры сознания.

  3. Фрейд считал, что изучение человека возможно толь­ко как единого целого — поведение человека невозможно понять вне динамического взаимодействия всех его состав­ляющих: Ид, Эго, Суперэго.

  4. Несмотря на длительный временной отрезок, в кото­рый была создана теория, Фрейд никогда не меняла свое­го основного направления — конституционализма: Ид — в теории представляет собой врожденную конституциональ­ную основу личностной структуры и развития, то есть то, чем является человек, представляет собой результат гене­тически наследуемых факторов.

  5. Фрейд больше, чем иные исследователи, придержи­вался идеи неизменности, считая, что взрослый человек есть результат опыта раннего детства. Иначе: структура личности взрослого есть психосексуальная стадия, на ко­торой произошла фиксация.

  6. Фрейд склонен был придерживаться мнения о пре­валировании субъективности, но это не является ключе­вым положением его теории.

  7. Поскольку Фрейд при объяснении причин поведе­ния придерживался традиционной модели изучения внут­реннего мира индивида, то он может быть причислен к теоретикам, проповедующих проактивный взгляд на при­роду человека. Однако проактивность Фрейда весьма ог­раничена и может быть охарактеризована как умеренный уклон в сторону проактивности, поскольку с его позиции индивидуумы не являются проактивными полностью: они реактивны в той мере, в какой их инстинкты направляеттся на внешние объекты, а последние, в свою очередь,выступаю в качестве стимулов, провоцирующих определенный тип поведения.

8. Фрейд занимал гомеостатическую позицию: в психодинамической теории человек, в основном, побуждаем ид к «удовлетворению инстинктов» и никогда не ищет возкможностей для нарушения данного гомеостатического баланса.

9. Поскольку Фрейд рассматривал человека как биологически детеминированный организм, настаивая на том,что человек подчиняется законам природы наравне с другими живыми организмами, мы можем сделать вывод о том, что Фрейд придерживался мнения о научной познаваемости сущности человека.

Применение:

  • психоаналитическая терапия — исследование бес­сознательного с целью осознания скрытых мотивов, управляющих поведением;

  • антропология, криминалистика, искусство и любая другая сфера, в которой возникает необходимость в объяснении человеческого поведения.

Основные понятия и идеи фрейдизма

Психоанализ (от греч. psyche -душа и analysis-решение) - часть психотерапии , врачебный метод исследования , развитый З. Фрейдом д л я диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическ ую доктрин у, направленн у ю на изуч е ние скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В дейс тв ии таких вытесненных "комплексов " видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий) , и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ( " анализе" ) можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий) , а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (" либидо " ) центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного , сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

1. психоанализ - как метод психотерапии;

2. психоанализ - как метод изучения психологии личности;

3. психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа , в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировоззренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) , Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась на и более примит и вная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности , ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго) , которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид) , но в противовес сверх-Я (супер-эго) , то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, " преисподнюю " психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций ". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд , пришел к выводу, что " сценарий " сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Танатос как антипод Эросу) , по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Танатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Особенности построения консультативного процесса: цели, консультаия и его процедуры.Согласно точке зрения Фрейда (возникшей на основе исследования истерии) функция невротического симптома состоит в защите личности пациента от неприемлемой для нее бессознательной тенденции мышления и в то же время в некотором удовлетворении этой тенденции. Из этого следовало, что при исследовании аналитиком бессознательной тенденции, ее раскрытии и информировании пациента о ней (то есть когда он делает бессознательное сознательным) исчезает raison d'etre симптома и, соответственно, сам симптом. При этом возникают две трудности:

- прежде всего обнаруживается, что часть психики пациента препятствует этому процессу и оказывает сопротивление аналитику, когда последний пытается раскрыть бессознательную тенденцию. Легко догадаться, что это та же самая часть психики пациента, которая ранее отвергла бессознательную тенденцию и тем самым способствовала появлению данного симптома.

- даже если удастся преодолеть это препятствие, и аналитик сможет сделать вывод о характере этой бессознательной тенденции, привлечь к ней внимание пациента и предоставить ему исчерпывающую информацию о ней, то и в этом случае чаще всего не удается справиться с симптомом. Осознание этих трудностей имело большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане стало очевидным, что пациент неоднозначно осознает бессознательную тенденцию: он может получить от аналитика интеллектуальное представление о ней, не осознавая ее «реально».

Для объяснения данного явления Фрейд прибег к образной аллегории. Он представил психику в виде карты. Первоначальная бессознательная тенденция находилась в одной области этой карты, а новая информация о ней, сообщаемая пациенту аналитиком, — в другой. Лишь в том случае, если оба эти впечатления можно было «собрать вместе» (независимо от того, что при этом имелось в виду), бессознательная тенденция «реально» становилась сознательной. Этому препятствовала сила внутри пациента, своего рода барьер, очевидно, то же самое «сопротивление», которое противодействовало попыткам аналитика исследовать бессознательную тенденцию и способствовало возникновению симптома. Преодоление этого сопротивления было важной предпосылкой «реального» осознания пациентом бессознательной тенденции. В этом месте появлялся и практический результат: наша главная задача как аналитиков заключается не столько в исследовании данной бессознательной тенденции, сколько в устранении оказываемого пациентом сопротивления.

 Техники психоанализа.

Метод свободных ассоциаций

Показание: наличие у клиента неосознаваемой им про­блемы.

Цель: осознание проблемы.

Алгоритм:

  1. клиент в свободном порядке высказывает возникаю­щие у него мысли по поводу его переживаний;

  2. анализ последовательности и содержания высказы­ваний;

  3. анализ блоков;

  4. осознание неосознанной проблемы.

Анализ сновидений (с позиции Фрейда)

Показание: прояснение скрытых от сознания пережи­ваний.

Цель: интерпретация подавленных переживаний в при­емлемой для сознания форме.

Алгоритм:

  1. рассказ клиентом значимого для него сновидения из прошлого («вспомнившегося») или настоящего;

  2. инициирование специалистом клиента к свободному ассоциированию по поводу содержания рассказанного им сновидения;

  3. раскрытие латентного содержания сновидения и его интерпретация специалистом;

  4. осознание клиентом событий, спровоцировавших сно­видение и раскрытие их подлинного значения.

1.Анализ сновидений(более подробно смысл)

В соответствии с представленими Фрейда, сновидение на­правляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет при­знаться в сознательном состоянии. Во время сна контроль сознания ослабева­ет, и запретные импульсы выходят наружу. Сильными побуждениями сон может быть нарушен, поэтому сновидение их маскирует, облекая в символы. Фрейд рассматривал сновидение как перевод скрытого (латентного) со­держания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержанием по­нимались вытесненные желания. Явное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.

Под сгущением понимается комбинация различных элементов, даже их на­ложение друг на друга в одном элементе сновидения. Эти элементы объединя­ются сходством в переживании. Так, человеку приснился начальник, но дей­ствие происходило в его родном городе, откуда он давно уехал. При анализе сна пациент вспомнил, что в детстве его побили одноклассники именно в том месте, которое появилось во сне. Оба элемента были связаны с обидой.

Смещение проявляется в том, что в сновидении появляется случайный эле­мент, мало связанный с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Например, накануне человек почувствовал неловкость, когда обнаружилась его некомпетентность в беседе с деловым партне­ром. Во сне из этой ситуации присутствовал письменный прибор партнера. Переживание неловкости, будучи травмирующим, могло разрушить сон, и «цен­зура» его не пропустила, незамеченной проскользнула лишь одна деталь.

Вторичная обработка — это процесс, в результате которого сновидение при­обретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несо­ответствия.

Образы сна Фрейд рассматривал как знаки, которые психоаналитик дол­жен расшифровать, как ребус, который следует разгадать. Он считал, что боль­шинство образов — универсальные, общие для всех людей символы, имеющие сексуальную природу и отражающие инфантильные побуждения. Один и тот же символ для разных людей может приобретать разный смысл. Так, образ огня может быть и символом чувственности, и символом Бога. Огонь может означать и тепло, уют, и опасность. Таким образом, он может быть свя­зан и с удовольствием, и со страхом, и с агрессией. Сон о наготе может озна­чать и сексуальное влечение, и эксгибиционизм, и желание быть искренним, и страх перед разоблачением.

2. Главным методом исследования сновидений является метод свободного ас­социирования. При анализе сновидений необходимо соблюдать три основных правила:

1. Не обращать внимание на внешнее содержание сновидения, независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых иссле­дуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый эле­мент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть свободно ассоциировать. Получается нечто подобное «ассоциативному эксперименту» с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, то есть из того, что само может быть «производным от комплексов».

3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление. Как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными для вскрытия бессознательного. Из сказанного следует еще одно условие, ко­торое непременно следует разъяснять анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здраво­му смыслу и его понятиям о приличии.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

3.Анализ трансфера. Трансфер — это перенесение на психоаналитика чувств, которые клиент ранее испытывал по отношению к другим людям, прежде всего к родителям. Это могут быть конфликтные переживания, например, любовь и страх. Заново переживая их, но направляя уже на психотерапевта, пациент как бы вызывает их к жизни. Чувства, словно призраки, возникают из прошлого, но клиенту они кажутся живыми. Он как бы играет одну и ту же пьесу, с теми же действующими лицами. Меняются лишь исполнители. Причем окружение человека нередко поддерживает трансферные отношения, с готовностью играет предлагаемые роли, закрепляя невротическое поведение.

В ходе психоанализа на одну из вакантных ролей клиент приглашает аналитика, переживая во взаимоотношениях с ним основную фабулу пьесы своей жизни. Сюжет пьесы возник еще в детстве, но постоянно воспроизводится в жизни клиента. Принимая на себя роль в этой пьесе, психоаналитик должен переписать заново и отрежиссировать новую пьесу.

Если клиентом владеют сильные бессознательные импульсы, через какое-то время они начинают направляться на психотерапевта. Возникает трансфер. По отношению к психотерапевту клиент начинает испытывать эмоции, которые определяются не реальной ситуацией их взаимодействия, а образцами эмоционального реагирования из прошлого. Психотерапевту может предлагаться роль отца, матери, брата etc. Вначале для развития трансфера имеет значение сходство по полу, личностным характеристикам, на более поздних этапах сходство утрачивает значение, и психотерапевту может делегироваться любая роль.

Признаками трансфера в психоаналитической процедуре являются:
1) неадекватность эмоции настоящей ситуации;
2) повторение прошлых переживаний и конфликтов;
3) регрессия на прежнюю фазу психосексуального развития;
4) перемещение чувств со значимого лица из прошлого на психоаналитика.

Психотерапевт придерживается следующей манеры поведения. Он не прекращает развития трансфера, не исправляет искажений в восприятии отношений, но и не принимает роли, которую ему навязывает клиент, не провоцирует трансферных реакций. Это не означает, что аналитик бездействует. Однако его поведение лишено личностной окраски, он выступает в качестве "белого экрана", на который клиент проецирует образы своего детства. В зависимости от знака выявляемых эмоций различают позитивный и негативный перенос.

Клиент может выражать недовольство аналитиком или просить утешить его. Психотерапевт же, не принимая чувств на свой счет, стремится проанализировать их истинную направленность. Фрейд сформулировал правило абстиненции, в соответствии с которым психоаналитик не должен давать замещающего удовлетворения. Например, если клиент бессознательно хочет получить от аналитика утешение или, наоборот, наказание, психоаналитик фрустрирует эти инфантильные потребности, проясняя их. Депривация невротических желаний ведет к более глубокой регрессии, оживляет старые чувства и отношения. В этой перспективе с некоторого расстояния они становятся видимыми для рационального Эго.

Процесс работы с трансфером проходит этапы, сходные с анализом сопротивления.

1. Вначале трансфер демонстрируется. Например, психоаналитик использует конфронтацию: "Вы, кажется, злитесь на меня?" или "Вы боитесь говорить о своих чувствах ко мне".

2. Затем он проясняет ситуацию, рассматривая детали, отыскивая те слова, действия, которые послужили пусковым механизмом для запуска трансферной реакции.

3. На этапе интерпретации исследуются чувства, фантазии клиента в отношении аналитика. Важно, чтобы клиент понял, как и почему в определенные поведенческие реакции канализируется инстинктивная энергия, и как возникает защитный барьер на ее пути.

4. Проработка предполагает отыскивание тех людей и ситуаций, в отношении которых также воскрешаются анализируемые чувства. Рассматривается их влияние на жизнь клиента, принятые им решения etc. При этом важно найти первоначальный объект, который определил данный способ реагирования. В этот период реконструкции прошлого ведут к воспоминаниям, за которыми следуют изменения.

Следует учитывать, что не все аспекты отношения клиента к аналитику являются трансферными. Например, испытываемая в начале терапии тревога не обязательно трансферная, хотя и может повторять тревогу по поводу другого важного события в жизни клиента.

В противоположность трансферным отношениям в психоанализе развивается терапевтический альянс. Трансфер является испытанием для взаимоотношений клиента и психоаналитика. Ослабленное в результате регрессии Эго клиента для контакта с реальностью опирается на Эго аналитика. Идентифицируясь с ним, клиент сохраняет способность к самонаблюдению и желание продолжать анализ, несмотря на возникающие трудности.

Для создания хорошего терапевтического альянса необходимо сильное Эго психоаналитика. Работа может быть успешной, только если терапевт действует объективно, осознавая неадекватность реакций клиента. Поэтому важным условием ясности переноса является элиминирование эмоциональных проявлений аналитика. Фрейд писал, что аналитик не должен быть для пациента прозрачным, как стекло. Наоборот, подобно зеркалу, он должен отражать чувства клиента, делать их для него видимыми.

У терапевта, как и у всех людей, есть неосознанные чувства. Эти переживания влияют на отношения с клиентом. Неосознанные желания и чувства, "слепые пятна" могут исказить, затуманить восприятие, и тогда трансфер не будет обнаружен и проанализирован. Например, если у терапевта затруднена самореализация, он переживает себя как малоценную личность, то он не заметит позитивного переноса и будет принимать восторги и зависимость клиента как естественное и необходимое выражение оценки своего труда. Последующее проявление противоположных чувств застанет его врасплох и приведет к прекращению терапии. Потребность терапевта доминировать, властвовать проявится в том, что он станет играть роль авторитарного отца, которую ему с готовностью предложит кто-то из клиентов. В подобных случаях процесс потеряет свой смысл как терапевтический и будет воспроизведением старых клише. Если проблемы психоаналитика каким-то образом связаны с проблемами клиента, то свои бессознательные конфликты он может проецировать на пациента. Пациент становится как бы значимым лицом из окружения аналитика в детстве либо играет роль его самого. Если у терапевта имеются проблемы в сексуальной сфере, то он станет рассматривать клиентов сквозь призму сексуальных проблем. Это может стать серьезной преградой для понимания клиента. Данную проблему заметил еще Фрейд в своей собственной работе и поэтому рекомендовал аналитикам прохождение психоанализа каждые пять лет.

Техника анализа переноса такая же, что и анализа сопротивления. (молчание аналитика, конфронтация, идентифицировать реакцию переноса, задавая вопросы на ту тему, которой пациент сознательно (или бессознательно) старается избежать). Цель всех этих технических приемовдемонстрация пациенту наличия у него реакции переноса. Далее аналитик будет позволять развиваться реакции переноса до тех пор, пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности. Важно уловить момент, когда перенос является для пациента максимальным импульсом, но не травмой. Преждевременная интерпретация почти всегда ведет к увеличению сопротивления и чревата опасностью превратить аналитическую работу в интеллектуальную игру.

1 этапом анализа переноса является идентификация. Существуют различные виды идентификации: частичные и общие, временные и постоянные, Эго-синтоничные и Эго-дистоничные. Идентификация на первых порах может стимулироваться искусственно.. Другими словами, аналитик просит пациента временно и частично идентифицироваться с ним. Сначала пациент поступает так только тогда, когда аналитик просит его об этом, но позже такое состояние становится автоматическим, предсознательным. В таком случае пациент сам осознает, что он чему-то сопротивляется, и спрашивает себя: "Чему и почему?" Это и есть показатель частичной и временной идентификации с аналитиком, которая способствует рабочему альянсу. Когда это происходит, то говорят: "Пациент в анализе".

Часто идентификация остается и после анализа. При позитивном переносе пациенты нередко перенимают манеры, характерные черты и привычки аналитика.

2 этап анализа реакции переноса является ее прояснение. Это поиски бессознательных источников переноса. Здесь важны аффективные ассоциации, повторения, фантазии, сновидения, символизмы в ассоциациях пациента etc.

3 этапом психоаналитической техники является интерпретация. В понимании аналитиков интерпретировать значит "неосознанный психический феномен делать осознанным". Процесс этот длительный и не ограничивается одним-двумя сеансами.

Для того чтобы прийти к полному пониманию и устойчивым изменениям в поведении пациента, требуется тщательная проработка индивидуальных интерпретаций. Этот процесс представляет собой повторение и разработку инсайтов, полученных в результате интерпретации.

Типичные ошибки в технике анализа переноса:
- нераспознавание реакции переноса (сексуальное влечение, влюбленность, маскируемая раздражительностью, враждебностью);
- не осознанные аналитиком реакции контрпереноса;
- неправильная интерпретация материала;
- недостаточная проработка интерпретаций;
- незнание традиций, основ культуры пациента, несовпадение культур пациента и аналитика (нельзя грамотно и эффективно анализировать японца, не зная традиций и культуры этого народа).

   

 
 


Работа психолога с механизмами психологич. защиты

  1. Механизмы защиты — это бессознательная психологическая тактика, кото­рая помогает защитить человека от неприятных эмоций (от тревоги и чувства вины). Каждый человек использует механизмы защиты в то или иное время, но чрезмерная опора на них создает проблемы.

Выделяют три вида тревоги:

1) реалистическая тревога, то есть вызванная реальностью (например, тревога, которая возникает при столкновении со злой собакой);

2) невротическая тревога, имеющая источником инстинктивные им­пульсы ид

3) моральная тревога, вызванная конфликтом с суперэго. Сни­зить тревогу можно либо изменив ситуацию, либо исказив восприятие. Этот второй путь связан с формированием механизмов психологической защиты. Они являются специфическими способами взаимодействия с реальностью, по­зволяющими игнорировать ее, избегать, либо искажать.

Наиболее эффективным, по мнению Фрейда, способом функционирования человека в условиях подавления влечений является сублимация. Энергия вы­тесненного желания может найти выход в социально одобряемой деятельнос­ти, не вступая в противоречие с суперэго. Например, агрессивные импульсы найдут выражение в спорте, сексуальные — в литературе, искусстве, других видах деятельности. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.

Вытеснениеодин из наиболее простых механизмов, направленных на удаление из сознания неприемлемого содержания — чувств, мыслей и намере­ний к действию, потенциально вызывающих напряжение. Вытеснение произ­водит либо эго, либо суперэго. Однако, вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение чело­века и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии. Например, человеку предстоит неприятная миссия, и он «нечаянно» забывает номер телефона, по которому должен позвонить.

Регрессия— возвращение человека на более ранние стадии психосексу­ального развития. В эмоционально трудных ситуациях взрослый может вести себя как ребенок, например, верить в таинственных духов, ждать от них помо­щи. Возвращение на оральную стадию будет связано с оральным удовлетво­рением, например, употреблением алкоголя. Защитной реакцией может быть засыпание днем. Регрессия может проявиться в широком спектре форм детс­кого поведения: порче вещей, импульсивных реакциях, безосновательном рис­ке, агрессивных действиях против авторитетов.

Отрицание— это попытка не принимать за реальность события, нежела­тельные для эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные события, заменяя их вымыслом. В каче­стве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина:

«В течение многих лет, — писал Дарвин, — я следовал золотому правилу, а имен­но, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно за­писывал это; я обнаружил, по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Другой пример — алкогольная анозогнозия — отрицание своей зависимости от алкоголя.

Реактивное образование— есть защита, при которой поведение человека является противоположным его истинным чувствам. Это инверсия желания. Например, сексуальные импульсы могут отвергаться посредством чрезмерной стыдливости, отвращения и ненависти к сексуальности. Мать может полнос­тью подавлять раздражение, которое вызывает у нее ребенок, недовольство его поведением и проявлять повышенную заботу о его воспитании, образовании, здоровье. От естественной заботы матери о ребенке такое поведение отличает­ся навязчивостью, а чувства — большей интенсивностью. Или, зависимый че­ловек демонстрирует несогласие, негативизм, ссорится с родителями. При этом мнение родителей будет для него решающим, но он постоянно действует воп­реки их советам и требованиям. Защитный характер такого поведения обна­руживается в его эмоциональной насыщенности и ригидности (такой человек не следует ни одному совету).

Проекция— подсознательное приписывание собственных предосудитель­ных качеств, чувств и желаний другому человеку. «Нельзя доверять партне­ру», — говорит деловой человек, который сам ведет нечестную игру. «Все мужчины хотят одного», — можно услышать от женщины, испытывающей силь­ное сексуальное влечение. Ребенок наделяет своими чувствами игрушку.

Замещение— смена объекта, на который направлены чувства. Этот меха­низм включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью и вызывает тревогу. Подобную ситуацию можно часто на­блюдать в жизни, когда на случайно подвернувшегося человека выплескива­ется гнев, изначально направленный, например, на начальника.

При действии описанных защитных механизмов конфликтное содержание совсем не попадает в сознание. Формируются и более сложные «маневры» эго, в результате которых травмирующее содержание частично попадает в соз­нание, но подвергается искажению.

Изоляция это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Разрывается связь между мыслью и эмоцией. Иног­да при сильной травме, например смерти близкого, человек понимает, как ве­лика утрата, но перестает на нее реагировать эмоционально. Происходит как бы «одеревенение», снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу, ребенок, играя, может «позволить» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Рационализацияэто оправдание неприемлемых для личности желаний, чувств, мотивов. Не признавая действительных движущих сил поступков, че­ловек стремится подыскать им социально одобряемое оправдание. Таким образом суперэго справляется с ид.

2.) Работа психолога с механизмами защиты:

П. з. понимается как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих — с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию больного. Такие негативные чувства, как тревога, страх, гнев, стыд и др., сама болезнь как эмоциональный стресс, вызывают в личности адаптивные процессы переоценки значения ситуации, отношений, представлений о себе в целях ослабления психического дискомфорта и сохранения соответствующего уровня самооценки. Этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов П. з., одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие — на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям лечения делают такие защитные механизмы патологическими.

        Защитные механизмы в некоторой мере способствуют стабилизации «Я» личности больного, но приводят к неадаптивной ригидности его поведения, ограничивают возможности вскрытия и разрешения внутриличностного конфликта.

        Защитные механизмы пациента представляют собой один из источников сопротивления в процессе психотерапии. Сопротивление отражает наличие противоречивой мотивации к лечению:

  • с одной стороны, сознательного стремления к выздоровлению,

  • с другой — неосознаваемой потребности в сохранении заболевания, так называемой «условной желательности болезни». Пациент оказывает сопротивление в определенные моменты психотерапевтического процесса, используя типичный для него стиль защиты, с помощью которого он избегает болезненных переживаний.

Важнейшим правилом психотерапевтической тактики при работе с защитными механизмами больного является:

  • признание врачом определенного положительного значения П. з., проявление уважения к личности пациента, осуществляющей центральную регулирующую функцию в системе психической адаптации.

  • постепенная, пошаговая работа с выявлением, осознанием и истолкованием способа защиты. В моменты выраженного сопротивления пациента психотерапии психотерапевт может продемонстрировать очевидность этого защитного противодействия, а больной окажется в состоянии осмыслить и признать факт действия этих неосознаваемых им прежде сил. Только тогда можно приступить к истолкованию механизма проявления конкретного способа П. з., его адаптивных и дезадаптивных функций.

 Психотерапевтическое воздействие при наличии П. з. может осуществляться на различных уровнях.

  • - Конструктивное изменение психотравмирующей жизненной ситуации, симптоматическое снижение тревоги, укрепление «Я» и повышение самооценки способствуют снижению дезадаптивной защитной деятельности пациента.

  • -Эмпатическое общение (сопереживание и эмоциональная поддержка) с больным также приводит к уменьшению его защитного сопротивления.

  • - При целенаправленной работе с механизмами П. з. происходит изменение нарушенных отношений личности, осознание и разрешение конфликта.

В ходе психотерапии следует стремиться к замене примитивных, незрелых защитных реакций вытеснения более избирательными и сознательными адаптивными способами подавления и совладания. Тем самым достигается вербальный контроль, и пациент начинает использовать более совершенные, сознательные механизмы П. з.

Раскрытие и переработка одних защитных механизмов проводится:

  • (замещение, идентификация) - с целью укрепления «Я» пациента,

  • других (рационализация, интеллектуализация, фантазирование, реализация в действии, вытеснение) — для обучения контролю и управлению ими,

  • третьих (уход в болезнь, регрессия) — для их устранения.

Сходства и различия классического и современного психоанализа.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28


написать администратору сайта