Роджерс пишет о своей фундаментальной вере в субъективное. Он отмечает, что «человек живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функционирование, например в науке, в частности в математической, является результатом движения к субъективной цели и субъективного выбора» (Rogers, 1959, р. 191). Именно этот акцент на субъективном, перцепционном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина «клиент-центрированный». Восприятие клиентов рассматривается как их версия действительности.
Позже Роджерс еще не раз подчеркивал, что единственная реальность, которую могут познать люди, — это мир, который они воспринимают индивидуально, и опыт данного момента. Суть альтернативной гипотезы Роджерса заключается в том, что имеется столько же видов реальности, сколько существует людей.
Тенденция актуализации
Роджерс полагал, что во Вселенной действует тенденция, способствующая ее развитию. Эта формирующая тенденция представляет собой «постоянное стремление ко все большему упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, очевидное как на неорганическом, так и на органическом уровне. Вселенная всегда строит и создает, так же как и разрушает» (Rogers, 1980, р. 126).
Тенденция актуализации является единственным основным мотивационным внутренним импульсом. У каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей с целью поддержания, репродуцирования самого себя, а также расширения границ своего «Я».
Краеугольным камнем как терапевтического, так и политического мышления Роджерса было следующее убеждение: благодаря стремлению к актуализации, люди движутся к саморегулированию, к самосовершенствованию и избавляются от контроля со стороны внешних сил.
Тенденция актуализации в основном положительна. Роджерс верил в мудрость организма, «верил в наличие у каждого индивидуума конструктивного стремления к полной реализации имеющегося потенциала».
Используя личностно-центрированный подход, консультанты ставят унитарный диагноз: «Все психологические трудности обусловлены блокировками стремления к актуализации». Следовательно, задача консультантов заключается в том, чтобы использовать этот присущий всем людям положительный мотивационный стимул.
Люди часто имеют две мотивационные системы, организмическую тенденцию актуализации и сознательное эго. Маслоу (Maslow, 1962) пишет, что защитные силы людей и тенденции к росту постоянно находятся в конфликте, и отмечает, что стремление к актуализации может включать в себя мотивацию как для поддержания состояния неполноценности, так и для роста. Однако при наличии определенной эмоциональной среды мотивация для роста становится все более и более сильной.
Организмический оценочный процесс
Для того чтобы получить адекватное представление о реальном (или истинном) и уникальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса. Данный процесс подразумевает скрупулезное непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. Например, наблюдение за поведением младенцев показывает, что они предпочитают опыт, который поддерживает и совершенствует их организм (например, любопытство и безопасность), и отклоняют опыт, который не поддерживает и не совершенствует их организм (например, боль и голод). При таком рассмотрении опыт представляется скорее как организмический, чем сознательный символический процесс. Оценочные процессы и представления о ценностях, берут начало в младенческом возрасте (младенцы реагируют на собственные сенсорные и висцеральные сигналы). По мере того как люди растут, их оценочные процессы все в большей степени помогают им достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.
Опыт и его переживание
Роджерс подчеркивал, что он не подразумевает физиологические процессы, такие как функционирование нейрона или изменение содержания сахара в крови, когда рассматривает опыт с психологической точки зрения и определяет его соответствующим образом.
Слово «переживание» означает, что организм получает любые виды сенсорного или висцерального опыта, имеющие место на данный момент. Переживание чувства , те получение как эмоционального содержания, так и личного смысла или когнитивного Rogers, 1959, р. 198). Переживание чувства полностью означает, что переживание, осознание и выражение данного чувства абсолютно конгруэнтны.
Восприятие и осознание.
Синонимы в личн-центр теории. Если опыт воспринят, значит, он вошел в сознание, и, каким бы смутным ни было понимание этого опыта, его не требуется выражать с помощью вербальных символов. Можно по-другому сформулировать это положение: «воспринимать» значит «отдавать себе отчет в наличии стимулов или переживаний». Роджерс считал - восприятие и осознание явл. трансактными по своей природе и представляют собой конструкции, в основе которых лежит полученный в прошлом опыт, а также своего рода гипотезы или предсказания будущего. Отражение опыта в сознании в виде точных символов означает, что гипотеза, существующая в сознании в скрытом виде, проявится, если оказать воздействие на процесс понимания. Многие виды переживаний не могут отражаться в сознании в виде точных символов из-за наличия защитных отрицаний и искажений. Другие варианты опыта, например ощущение ягодиц при сидении на стуле, могут не восприниматься индивидуумом, так как они не являются важными для тенденции актуализации.
Роджерс рассматривал сознание как «вершину огромной пирамиды подсознательного организмического функционирования» (Rogers, 1977, р. 244). На рис. 2.1 представлена попытка схематично изобразить эту аналогию. (человек функционирует нормально) Часто люди функционируют ненормально, при этом они организмически двигаются в одном направлении, в то время как их сознательная жизнь течет в другую сторону.
НОВОВВЕДЕНИЯ
Личностно-центрированная теория может стать более понятной для читателя, если он проведет различие между «Я» и Я-концепцией.
«Я» можно рассматривать как реальное, базисное организмическое «Я».
Я-концепции людей — это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я».
Таким образом, в идеале стремление к актуализации относится к самоактуализации, характеризующейся синонимичностью или конгруэнтностью аспекте «Я» и Я-концепции. Однако в тех случаях, когда «Я» и Я-концепция не конгруэнтны, стремление актуализировать представление о самом себе может препятствовать удовлетворению более глубокой потребности актуализировать организмическое «Я». В своих работах Роджерс не всегда прямо указывает на вышеупомянутое различие, но всегда подразумевает его.
Ранний этап развития Я-концепции
Я-концепция — это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменально сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы и на довербальном уровне. По мере того как молодые люди взаимодействуют со средой, все больший объем опыта может в символической форме представляться в сознании в качеств личного опыта. Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я».
Условия ценности
Потребность в положительном отношении со стороны других — это потребность, приобретенная и развитая в раннем младенчестве.(организмический оценочный процесс) Вполне вероятно, что во многих случаях поведение молодых людей и переживание этого поведения вызовут положительное отношение со стороны других и, следовательно, данные люди удовлетворят свою потребность в положительном отношении. Например, улыбка ребенка, адресованная родителям, может как отражать приятный полученный опыт, так и порождать положительное отношение.
Однако в других случаях молодые люди могут чувствовать, что их переживания вступают в конфликт с их потребностью в положительном отношении со стороны других людей, имеющих для них значение. (пример. Ребенок чувствует удовлетворение, когда бьет своего младшего брата, но испытывает на себе воздействие со стороны родителей, которые заявляют: «Ты плохой», тогда ребенок придаст отрицательную ценность данному опыту, приняв точку зрения, которой придерживаются его родители, с целью удовлетворения своей потребности в положительном отношении с их стороны). Таким образом, вместо точной символизации опыта может возникнуть искаженная символизация («Я воспринимаю такое поведение как неудовлетворительное») (Rogers, 1951, р. 500). Оценки, в основе которых лежит скорее мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс индивидуума, называются условиями ценности. Условия ценности распространены чрезвычайно широко, так как слишком часто «поведение индивидуумов является культурно обусловленным, и людей вознаграждают и поощряют за поведение, которое фактически является извращением естественных директив тенденции актуализации» (Rogers, 1977, р. 247).
Концепция условий ценности очень важна, так как она подразумевает, что у людей развивается второй вид процесса оценки.
Первый вид — это организмический процесс оценки, который верно отражает тенденцию актуализации.
Второй вид — это процесс, связанный с условиями ценности, основанный на интернализации или «интроекции» оценок других людей (оценок, в искаженном виде отражающих тенденцию актуализации, служащих для того, чтобы препятствовать выражению этой тенденции). Таким образом, люди часто стремятся к определенным переживаниям или избегают их с целью удовлетворения своих скорее ложных, чем реальных, потребностей.
Семейная жизнь
От степени адекватности Я-концепций родителей зависит то, как родители устанавливают отношения со своими детьми. Чем выше степень безусловного позитивного отношения родителей к ребенку, тем меньше условий ценности у ребенка и тем выше уровень его психологической адаптации. Проще говоря, хорошо функционирующие родители создают условия для развития хорошо функционирующих детей. В книге «Тренинг эффективности родителя» Гордон на принципах Роджерса пытается научить родителей слушать и говорить с детьми так, чтобы в сознании детей укоренилась мысль, что они достойны высокой оценки.
Влияние условий ценности на Я-концепцию
От того, какова потребность людей в позитивном отношении, зависит их способность усваивать (интроецировать) условия ценности.
Вот несколько примеров условий ценности: «Достижение цели очень важно, и я окажусь неполноценной личностью, если не достигну поставленной цели», Усвоение условий ценности влечет за собой усвоение оценок, связанных не только с тем, какими люди должны быть, но и с тем, как они должны ощущать себя, если чувствуют, что не таковы, какими должны быть. Роджерс полагал, что большинство людей, как правило, руководствуются в основном усвоенными извне оценками, рассматривая их как не изменяющиеся понятия, верность которых редко проверяется. Таким образом, происходит не только отчуждение людей от своего опыта, но и понижается уровень их самоуважения, в результате люди теряют способность достаточно высоко оценивать себя. Кроме того, усваивая условия ценности, люди осваивают процесс, посредством которого они сами снижают уровень самоуважения или, другими словами, способствуют «собственному угнетению».
Брак и образование
С позиций личностно-центрированной теории, условия развития адекватных Я-концепций и реинтеграции неадекватных Я-концепций по существу одни и те же. И те и другие включают в себя характерные черты добрых и проникнутых любовью межличностных отношений. Развитие Я-концепций не ограничивается ни периодом детства и юности, ни семейной жизнью.
Роджерс обращал все больше внимания на проблемы тех индивидов, которые в наименьшей степени выведены из состояния душевного равновесия. Отношения между партнерами могут стимулировать их рост и развитие, при наличии таких отношений условия ценности исчезают, а уровень самоуважения повышается.
Роджерс также обратил внимание на то, что вклад, вносимый образовательными учреждениями в создание эмоционального климата, необходимого для развития здоровых Я-концепций, недостаточно высоко оценивается. (Вера в тенденцию актуализации показатель демократизации отношений - демократического распределения власти и контроля).
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО
Работающие консультанты стремятся выяснить то, что же в настоящее время заставляет клиентов придерживаться поведения, которое не позволяет удовлетворять их реальные потребности. Для полного понимания личностно-центрированной теории и получения необходимого практического опыта необходимо осознать суть концепции сохранения, понять, как неадекватные представления и поведение закрепляются, несмотря на то, что при этом часто становится невозможным удовлетворение существующих потребностей. Личностно-центрированная теория может рассматриваться как теория обработки информации человеком или как теория переработки опыта в восприятие. Здесь условия ценности имеют большое значение, особенно для тех, кто выведен из состояния душевного равновесия.
Переработка опыта
Роджерс говорил о четырех типах реакции на полученый опыт — о четырех способах переработки опыта.
1. какие ощущения, возникающие при сидении на стуле, полученный опыт может игнорироваться.
2. опыт может быть точно воспринят и организован посредством вовлечения в некоторые отношения с Я-концепцией в связи с тем, что этот опыт отвечает потребностям «Я» или он совместим с Я-концепцией и поэтому укрепляет ее.
3. восприятие опыта может быть искажено таким образом, что станет возможным разрешение конфликта между Я-концепцией и переживаемым опытом. Например, студенты, имеющие пониженную самооценку, при получении некоторой положительной обратной связи после написания ими эссе на заданную тему могут думать так: «Преподаватель читал мое эссе невнимательно» или: «У преподавателя, должно быть, низкие стандарты».
4. опыт может быть отклонен или не воспринят вообще. Например, представления о себе могут находиться под сильным влиянием пуританского воспитания, поэтому люди нередко бывают неспособны чувствовать свою жажду сексуального удовлетворения.
На рис. 2.3 показано, как обрабатывают опытные данные плохо функционирующие и хорошо функционирующие люди. У людей существуют два вида оценочного процесса: их собственный организмический оценочный процесс и усвоенный процесс, основанный на условиях ценности.
Плохо функционирующие люди не вступают в контакт с собственным процессом оценки в обширных сферах переживания опыта В этих сферах Я-концепции индивидов основываются на условиях ценности, которые заставляют искажать и отрицать многое из их собственного опыта.
Хорошо функционирующие люди имеют меньшее количество условий ценности и поэтому способны точно воспринимать большую часть своих переживаний.
И хорошо функционирующие, и плохо функционирующие люди мотивируются стремлением к актуализации. Кроме того, всем людям свойственна общая тенденция к самоактуализации или к актуализации той части опыта организма, которая символизируется в Эго.
Я-концепциихорошо функционирующих людей позволяют им воспринимать наиболее существенный сенсорный и висцеральный опыт, поэтому самоактуализация таких людей не приводит к блокировке их тенденции актуализации. У плохо ж функционирующих людей происходит расщепление, и «общая тенденция к актуализации организма может вступать в конфликт с тенденцией к актуализации собственного Эго». Плохо функционирующие люди вовлечены в процесс самоактуализации, который в недостаточной степени базируется на организмическом оценочном процессе.
Неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом
Когда опыт точно символизируется и включается в Я-концепцию, имеет место состояние конгруэнтности между Я-концепцией и опытом или, иначе говоря, между Я-концепцией и организмическим Эго.
Состояние неконгруэнтности может иметь место и при позитивном, и при негативном опыте.
Клиенты консультантов: имеют низкую Я-концепцию; отрицают и искажаю положительную обратную связь, полученную извне; подавляют положительные чувства, возникающие внутри них.
Угроза, тревога и предвосприятие
Предвосприятие включает в себя фильтрацию опыта, производящуюся так, что опыт противоречащий и угрожающий Я-концепции, может быть исключен или изменен. Процесс предвосприятия представляет собой механизм защиты Я-концепции, включающийся в ответ на угрозу нарушения структуры Я-концепции или набора Я-концепций.
Тревога — это состояние неудобства или напряженности, которое является реакцией организма на «предвосприятие». При тревоге неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом могут проникнуть в восприятие или понимание, таким образом вызывая изменения в доминирующей в настоящее время Я-концепции.
Термин «напряженность» (intensionatity) используется для описания характерных черт индивидуума, занявшего защитную позицию. Связанные с напряженностью реакции (intensionalreactions) подразумевают рассмотрение опыта с абсолютных и жестких позиций, чрезмерное обобщение, смешение фактов и их оценки и стремление в большей степени полагаться на абстракции, чем проверять действительность.
Срыв и дезорганизация
Серьезные расстройства Я-концепции очень плохо функционирующих людей блокируют правильное восприятие обширных областей их существенного сенсорного и висцерального опыта. Однако если возникает ситуация, в которой существенный опыт переживается внезапно или слишком сильно в сфере высокой неконгруэнтности, механизмы защиты могут оказаться неэффективными. Таким образом, можно не только испытывать тревогу в той степени, в какой нечто угрожает Я-концепции; при неэффективной работе механизмов защиты опыт может точно символизироваться в понимании. Защитные механизмы становятся неэффективными в ситуации, когда велика интенсивность и значимость этого опыта для человека либо появление этого опыта неожиданно. Блокированный ранее опыт как бы «прорывается» в сознание. Люди оказываются лицом к лицу с настолько большим объемом отклоненного опыта, что оказываются не в состоянии с ним справиться; в результате развивается состояние дезорганизации и увеличивается вероятность психотического срыва.
Важность Я-концепции
Я-концепция человека (особенно определенное восприятие самого себя, которые рассматриваются как основополагающие) является фундаментальной концепцией, для понимания того, как сохраняется психологическая несогласованность. Эффективные Я-концепции позволяют людям воспринимать опыт реалистически, независимо от того, исходит этот опыт из их организма или из окружающей среды; другими словами, такие Я-концепции делают людей открытыми для переживаний.
Неэффективные Я-концепции могут упорно сохраняться по ряду причин.
как и эффективные Я-концепции, неэффективные Я-концепции воспринимаются как средства удовлетворения потребности и источник личностной адекватности.
неэффективные Я-концепции содержат в себе много условий ценности, которые, возможно, были функциональными на одной из стадий жизни, но в настоящее время стали совершенно бесполезными. Тем не менее, поскольку неэффективные Я-концепции порождаются потребностью людей в позитивном отношении, они могут глубоко внедряться в структуру Я-концепций в качестве своего рода «эмоционального багажа».
чем глубже внедрены условия ценности, тем более упорно они сохраняются, поскольку изменение их вызвало бы тревогу из-за воспринимаемой неконгруэнтности представлений о себе и переживаемого опыта.
условия ценности способствуют понижению самооценки и таким образом снижают вероятность того, что у людей возникнет чувство уверенности, необходимое для признания своих сфер неконгруэнтности и противостояния этой неконгруэнтности. Как у хорошо функционирующих, так и у плохо функционирующих людей имеется пороговая область, в которой они Moгут ассимилировать неконгруэнтные восприятия в свои Я-концепции. Эта пороговая область у плохо функционирующих людей, видимо, более узкая и более жестко определенная.
Характерные черты Я-концепции
Я-концепция, иногда называемая концепцией «Я-структуры», «воспринимаемого Эго», «феноменального Я» или просто «Я», является основополагающей в личностно-центрированной теории,
Области содержания. Я-концепции представляют собой уникальные комплекс многих различных Я-концепций, которые содержат в себе определенный способ описания и различения самих себя. Некоторые содержательные области Я-концепций люде включают в себя следующие элементы: физическую, социальную, сексуальную сферы чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, работу, отдых, интеллектуальные занятия философию и ценности. Люди различаются по тому, какое значение они придают этим областям, а также по тому, какие виды Я-концепций содержатся у них в этих сферах.
Структура или процесс.
Я-концепцию - как структура, состоящую из различных Я-концепций, связанных между собой различными способами.
Я-концепция - средством или процессом, с помощью которого люди взаимодействуют с окружающей средой и посредством которого они игнорируют, отрицают, искажают или точно воспринимают опыт.
Центральные Я-концепции — периферийные Я-концепции.
различие между феноменальным «Я» — модельювсех те аспектов, которые люди описывают с помощью местоимений «Я» или «меня», и Я-концепцией — теми восприятиями самих себя, которые являются наиболее жизненно важными для самих людей и которые можно расценивать как самую их сущность.
Для всех людей некоторые Я-концепции имеют большее значение, чем другие, и каждый человек использует уникальный способ разделения Я-концепций на центральные и периферийные, хотя такое разделение в большинстве случаев производится неявно.
Конгруэнтность—неконгруэнтность. Многие Я-концепции могут соответствовать реальным переживаниям людей. В этом случае налицо конгруэнтность между Я-концепцией и опытом. Другие Я-концепции могут в различной степени отличаться от действительных переживаний. В этом случае имеет место неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом.
Условия ценности. Неконгруэнтность подразумевает, что Я-концепция базируется на условии ценности, а не на собственном организмическом оценочном процессе. Например, неконгруэнтная Я-концепция человека может быть такой: «Я хочу быть доктором», в то время как его конгруэнтная Я-концепция может быть следующей: «Я хочу быть художником». Желание быть доктором может быть обусловлено усвоением ценностей, присущих родителям, в то время как желание стать художником отражает собственный организмический оценочный процесс.
Предвосприятие и защита. Здесь Я-концепция рассматривается как процесс. Опыт может быть отклонен или искажен в процессе предвосприятия. Предвосприятие дает возможность индивиду защищать существующие Я-концепции, не позволяя человеку воспринимать неконгруэнтность и, следовательно, изменять как свои Я-концепции, так и свое поведение.
Напряженность (intensionality) — распространенность (extensionality). Понятие «напряженность» используется для описания характеристик Я-концепции при занятии индивидом защитной позиции, например, когда имеют место излишняя жесткость и неадекватная проверка действительности. Понятие «распространенность» используется для описания элементов зрелой Я-концепции, таких как рассмотрение опыта с использованием определенных, дифференцированных терминов и проверка выводов и абстракций, реальностью.
Уровень самоуважения. Можно сказать, что «уровень самоуважения» представляет собой «уровень самооценки». Роджерс утверждал, что если бы Я-концепции людей были таковы, что никакой личный опыт не мог бы быть выделен как более достойный позитивного отношения, чем любой другой опыт, тогда люди ощущали бы безусловное положительное отношение к себе. «Уровень самопринятия» — это другое определение понятия «уровень самоуважения».
Реальные концепции — идеальные концепции. В то время как реальные Я-концепции представляют мое восприятие себя, идеальные Я-концепции отражают мое представление о том, каким я больше всего хотел бы быть. Реальные и идеальные Я-концепции являются элементами комплекса Я-концепций человека. Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.
Основные положение подхода в работах В. Франкла, Р. Мэй и И. Ялома. Экзистенциально-философские корни подхода: Ф.М. Достоевский, С. Кьергегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Бубер.
Ключевые понятия подхода: сознание и самосознание, свобода и ответственность, стремление к сохранению и проявлению своей идентичности и к глубоким отношениям с другими, поиск смысла, тревога как атрибут человеческого существования, осознание неизбежности смерти.
Построение консультативного процесса: цели, функции, процедуры.
Идеи и принципы экзистенциальной психотерапии базируются на экзистенциальной философии.
Идеологами и пропагандистами экзистенциального подхода в психотерапии выступают Р. Мей, И. Ялом, Дж. Бюдженталь, В. Франкл. Экзистенииальная психотерапия выдвигает следующие принципы работы:
упор на "свободную волю ", свободное развитие личности;
ведущая способность человека — это способность познавать свой внутренний мир;
исследование проблемы одиночества и отношений личности с другими, проблемы смерти и ее принятия человеком.
Согласно экзистенииональному направлению:
• основой мотивации личностиявляется экзистенциальная тревога, которая ставит перед индивидом задачу поиска уникального личностного смысла в бессмысленном мире и обретения личностного смысла существования;
• существует базисная тревога, основанная на переживании индивидом объективной угрозы существованию (смерь, болезнь, угроза своим ценностям и т. п.), и невротическая тревога, для которой свойственна неадекватная реакция подавления на объективную угрозу;
• Ялом (Yalom, 1980) выделил четыре предельных экзистенциальных беспокойства, они связаны: со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.
• человеку свойственно переживание изоляции, которая может быть:
межличностной, когда человек переживает свое внешнее одиночество;
внутриличностной, когда у индивида заблокированы некоторые части личности и они не осознаются;
экзистенциальной, когда человек ощущает свою отделенность от мира независимо от наличия у него каких-либо социальных контактов;
основой психического здоровья является уникальность каждого человека;
причиной невроза являются не проблемы прошлого опыта (фиксации либидо, незавершенные стадии развития и т. п.), а те проблемы, которые индивид не может решить в настоящий момент.
Экзистенииалъная психотерапия ставит следующие задачи:
подведение к осознанию человеком ответственностиза формирование собственного мира и выбор своего жизненного пути;
освобождение от невротической тревогичерез осознание базисной тревоги;
помощь клиенту в осознании и принятииконечности своего бытия, в примирении с неизбежностью смерти;
развитие творческих сил и потенциала личности;
помощь в осознании и проживании клиентом своей экзистенциальной и личностной изоляции,выработка адекватных способов проживания своей изоляции.
Экзистенциально-филосовские корни подхода.
Основа данного направления — философские идеи экзистенциализма (Ф.М.Достоевского, С.Кьергегора, Ф.Ницще, М. Хайдеггер, П. Сартр). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы_времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Спецификой очерченного круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека, а его центром — решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствие ее бытия в мире ее внутренней природе.
Великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881).
В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана,пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить "последние вопросы" бытия.
Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи ("идееносные герои" романов Достоевского).
Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.
Серен Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, представитель философии жизни, и писатель.
Кьеркегор выдвинул идею "экзистенциального мышления". В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не "затронутому" человеческой субъективностью.
Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях "страх", "сомнение", "трепет" и т.д. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является "бессилие мысли", подлинный "скандал для рассудка", а отсюда переход к мифу.
Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия.
Кьеркегор остро критиковал традиционное понимание задач философии за то, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону.
Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.
Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения одного и того же".
В основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как "волю к власти", волю к расширению своего Я, к экспансии.
Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.
По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление - метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью.
Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове - своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.
Мартин Хайдеггер (1880-1976) - немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - "философия существования"...
Перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом.
По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а "вечное ограничение настоящим" приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность.
Такие идеи, как "забота", "страх", "вина" и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность.
Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.
Жан Поль Сартр (1905-1980) - французский философ и писатель, представитель экзистенциализма.
Основные проблемы его философских размышлений - суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как "принципиальной неполноты" и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и "событийности истории" и мира.
Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО? Экзистенциальная модель механизмов защиты. Люди разрабатывают как сознательные, так и подсознательные психологические мех-змы защиты, чтобы справиться с тревогой, порождаемой основными экзистенциальными беспокойствами. Выделяют два типа психологических механизмов защиты. 1) имеются обычные механизмы защиты, такие как проекция, которые работают независимо от источника тревоги. 2) существуют специфические механизмы защиты от каждого из четырех основных беспокойств(смерть, свобода, изоляция, бессмысленность). Эти механизмы не только помогают защититься отдельным клиентам, они поддерживаются целыми культурами.
Экзистенциальная модель механизмов защиты, при осознании индивидом на некотором уровне внутреннего конфликта, обусловленного какой-либо из основных проблем. Они обеспечивают психологическую безопасность посредством ограничения потенциала развития человека и индуцирования экзистенциальной вины.
Виды защиты от тревоги, связанной со смертью. Детские способы справиться с осознанием и ужасом смерти включают в себя отрицание. И у детей, и у взрослых Ялом (Yalom, 1980) выделил два главных механизма защиты от тревоги, связанной со смертью:
- это вера в свою особенность. В таких случаях часто имеют место маниакальный героизм, превращение в «трудоголика», не слышащего сигналов времени, самовлюбленность, стремление к власти и контролю.
- Вера в спасителя, который придет на помощь в последний момент - главный механизм защиты от тревоги, связанной со смертью. Люди, использующие данный механизм защиты; могут ограничивать свою жизнь, обслуживая определенного «доминирующего другого». Большинство людей не сознают свою систему веры до тех пор, пока эта система не перестает служить своей цели, например, когда у человека обнаруживается неизлечимая болезнь или когда «доминирующий другой» умирает или психологически отдаляется.
Виды защиты от тревоги, связанной со свободой, помогают индивидуумам избежать осознания своей ответственности за собственную жизнь
1.Компульсивность— один из видов защиты от осознания ответственности. Ялом приводит следующий пример. У Бернарда, 25-летнего продавца, имели место компульсивные побуждения в сферах секса, работы и досуга. Его компульсивность заблокировала способность выбора, однако Бернард все же был ответственен как за создание, так и за сохранение своей компульсивности.
2.перенос ответственности на других людей, в том числе на консультантов;
3. отрицание ответственности посредством изображения себя невинной жертвой или посредством утраты контроля;
Виды защиты от тревоги, связанной с изоляцией
1.Защищаясь от тревоги, люди не относятся к другим как к самим по себе, а используют их для защиты себя. Одним из видов защиты людей от одиночества является попытка утвердить себя в глазах других. Такие люди существуют настолько, насколько они являются частью сознания других и получают их одобрение.
2.Слияние с другим индивидуумом или группой . Вместо того чтобы противостоять своей изоляции или мириться с нею, люди чувствуют и думают, что они не одни, потому что они — часть других.
3.Кроме того, видом защиты от тревоги, связанной с изоляцией, является компульсивная сексуальность. Сексуально компульсивные люди обращаются со своими партнерами скорее как с объектами, чем как с людьми. Им не требуется время для того, чтобы близко сойтись с кем-либо.
Виды защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью
1.Компульсивная деятельность Индивидуумы с маниакальным упорством прибегают к какой-либо деятельности, это их реакция на глубокое чувство бесцельности. Рано или поздно многие индивидуумы, которые с маниакальным упорством добивались денег, удовольствия, власти, признания, статуса, начинают сомневаться в ценности приобретенного. Участие в различных кампаниях также является видом компульсивной деятельности — люди разыскивают проблемы, которые они могут обратить в поглощающие время и энергию крестовые походы.
2.Нигилизм. Люди, проповедующие нигилизм, избегают встречаться лицом к лицу с бессмысленностью, относясь с пренебрежением ко всем источникам смысла, которые другие находят в своей жизни, например к любви или служению.
|