Главная страница

Тема Психология как научная система знаний


Скачать 5.46 Mb.
НазваниеТема Психология как научная система знаний
АнкорProgramma_GOS_konsult_2015.doc
Дата20.12.2017
Размер5.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаProgramma_GOS_konsult_2015.doc
ТипДокументы
#12299
страница18 из 28
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28

1.Изменение представлений о переносе и контрпереносе 


  • В рамках классической модели перенос трактуется как невротическое повторение прошлого, при котором возникает далекая от реальности комбинация прошлого и настоящего. Цель толкования переноса заключается прежде всего в разграничении прошлого и настоящего, что позволяет пациенту отказаться от желаний, которые продиктованы переносом и носят инфантильный характер.Таким образом, взгляд аналитика обращен в прошлое, и анализ его является ретроспективным; перенос используется для реконструкции «инфантильного невроза», в ходе которой его следует выявить и устранить.В рамках современной модели уделяется внимание прежде всего текущим обстоятельствам переноса, который рассматривается как новые нынешние отношения, способные выполнять функцию регуляции эмоционального состояния и поведения пациента. Таким образом, «инфантильный невроз», выявление и толкование которого считались основными задачами в рамках классической модели, приравнивается к остальным фантазиям, возникающим в сфере бессознательного настоящего.

  • Если прежде аналитик выполнял функцию наблюдателя и толкователя, то ныне он воспринимается как активный участник двусторонних терапевтических отношений. Посредством интерпретации переноса аналитик старается помочь пациенту не только избавиться от стыда, страха и чувства вины, возникающих в рамках переноса, но и определить значение этих переживаний здесь и сейчас.

  • На фоне новой концепции переноса иное значение приобретает и контрперенос (был впервые заговорила о том, что идеальная «нейтральная» позиция аналитика, который не реагирует на перенос пациента) является фикцией, и Паула Хейман назвала реакцию контрпереноса подспорьем для понимания пациента.. При этом пациент воспринимает аналитика в разных ипостасях, а его «готовность исполнить роль», в свою очередь, является предпосылкой для инсценировки.

Концепция «понимания в рамках сцены» - Речь идет о сбалансированном внимании психоаналитика, позволяющем ему понять сущность «сцены», которую пациент разыгрывает на подмостках терапевтических отношений, отводя вторую роль аналитику. Аналитик старается понять значение этой «сцены» с помошью интроспекции, то есть на основе реакции контрпереноса, не подменяя эмоциональное восприятие поспешными предположениями в духе определенной психоаналитической теории. 

2. Толкование сновидений 


  • Результаты последних изысканий в области сновидений не подтверждают предположение Фрейда о том, что сновиденияслужат для исполнения желаний, и предпосылкой для их возникновения является наличие инфантильных желаний. Данные, полученные в ходе исследований, скорее подтверждают другую гипотезу, отвергнутую Фрейдом. Согласно этой гипотезе, сновидения представляют собой результат процесса познания в состоянии сна, в ходе которого не просто возникают проблемы и опасения, характерные для индивида в состоянии бодрствования, но и предпринимается попытка решения этих проблем.

  • Сновидение выполняет коммуникативную функцию, позволяя пациенту охарактеризовать себя в ходе общения с аналитиком. Таким образом, сновидение становится средством самоописания. Цель его может заключаться в описании состояния самости, противоречий между представлениями о себе и подлинной самостью, равно как и тех элементов самости, которые прежде пациент не желал замечать.
    То же самое можно сказать о фигурирующих в сновидениях поступках, которые представляют собой репетицию будущих действий и служат скорее для решения проблем сновидца, чем исполнения его желаний. 

(Возможно здесь надо рассказать о последователях Фрейда, внесших свою лепту).
Тема 50. Индивидуальный стиль консультирования и феномен «спасательства» в консультативной практике.

Проблема выбора стиля ведения консультирования. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента. Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.

Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.

Феномен «спасательства» и его проявления. Характеристика драматического треугольника Карпмана: Спасатель, Преследователь, Жертва. Стереотипы спасательства. Избегание спасательства по К. Стейнеру.

1.Проблема выбора стиля ведения консультирования.

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАНТА С ПОСЕТИТЕЛЕМ

Профессионально проведенный процесс консультирования не означает его полной унификации (одинаковости). Своеобразие деятельности консультанта в зависимости от выбора результатов консультирования или от характера включенности консультанта и посетителя в процесс взаимодействия позволяет выделить и описать типовые стили работы консультанта с посетителем.

Правила сознательного выбора и использования конкретного стиля:

- каждый из стилей поведения консультанта имеет свои плюсы и минусы;

- чтобы сделать общение с посетителем эффективным, необходимо уметь изменять стиль в зависимости от ситуации;

- разные стили (или их разновидности) могут быть использованы на разных этапах работы с одним и тем же посетителем;

- у посетителей тоже есть свои предпочтения и ожидания в отношении стиля взаимодействия с консультантом правозащитной приемной.

1)СТИЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВКЛАДА КОНСУЛЬТАНТА

В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЕТИТЕЛЯ (РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ).Консультант, определяя свое место в решении проблемы, с которой к нему обратился посетитель, действует в системе координат трех основных ролей. Стили в данном случае представляют предельно утрированную модель позиционирования (самоопределения) консультанта по отношению к содержанию и «продукту» консультирования.

  • Интерпретатор - расскажет все детально, нарисует, распишет по порядку, но мало внимания уделит практической стороне проблемы, конкретным рекомендациям по ее решению. Главное - разобраться.

  • Поводырь - начнет рассказывать, а потом возьмет за руку и отведет куда нужно, или сам возьмется за решение проблемы. Главное - помочь.

  • Профессионал - не интересуется мотивами посетителя и его конечными целями, он ограничивается практическими советами, указывает верное направление и объясняет посетителю, как он самостоятельно может решить свою проблему. Главное - решить задачу.

2)СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ВЛИЯНИЯ

НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕМ. Консультанты выбирают те или иные способы взаимодействия с клиентом в процессе консультирования. Устойчивые характеристики, отличающие один способ от другого, дают представление о стилях поведения консультанта по отношению к посетителю. Они могут быть соотнесены с типами посетителей, для которых такой характер общения с работником приемной наиболее эффективен (но не всегда комфортен).

  • Эмпатический стиль.

  • Консультант, работающий в эмпатическом стиле, помогает посетителю заинтересованным выслушиванием и эмоциональной поддержкой. Это стиль, не предполагающий никаких суждений, благодаря чему посетитель расслабляется, у него пропадает чувство настороженности, уходят его отрицательные эмоции. Этим стилем можно помочь посетителю самому прийти к нужному для него решению и позволить ему логично и рационально решить собственную проблему.

  • Тип посетителя, соответствующий этому стилю - «страхующийся».

  • Как правило, это мужчины и женщины в возрасте от 30 до 55 лет, понимающие роль документов и правил, имеющие опыт самостоятельного решения разных жизненных проблем, обратившиеся к консультанту с тем, чтобы он подтвердил или опровергнул сделанные ими выводы о вариантах решения их проблемы и откорректировал их дальнейшие действия.

  • Каталитический стиль

  • Консультант, работающий в каталитическом стиле, помогает посетителю собрать максимально возможное количество информации о проблеме. На основе этой информации консультант вместе с посетителем обсуждают варианты решения проблемы, и посетитель выбирает наиболее оптимальный для него способ ее решения.

  • Тип посетителя, соответствующий этому стилю - «обстоятельный».

  • Как правило, это мужчины и женщины в возрасте от 30 до 55 лет, работающие на производстве или в другой сфере, связанной с получением конкретного материального результата, обратившиеся к консультанту с тем, чтобы он предоставил им необходимую информацию и познакомил с навыками решения подобного рода вопросов.

  • Конфронтационный стиль

  • Консультант, работающий в этом стиле, помогает посетителю тем, что принимает на себя роль его противника. Демонстрируя посетителю возможный вариант поведения его противника и иных заинтересованных сторон, консультант расширяет представление посетителя о возможных рациональных объяснениях возникшей у него проблемы. Тем самым проблема переводится в практическую плоскость, а посетитель более готов к принятию необходимых ему решений.

  • Тип посетителя, соответствующий этому стилю - «несправедливо обиженный».

  • Как правило, это мужчины и женщины старше 40 лет, ранее предпочитавшие решать подобные проблемы «самотеком», «как получится, так и ладно», считающие, что подобные проблемы решают влиятельные знакомые или хорошие друзья «в верхах», которых у них никогда не было, имеющие комплекс «вечно обижаемых», обращающиеся к консультанту в надежде, что он их проблему решит, позвонив «нужному человеку».

  • Директивный (предписывающий) стиль

  • Консультанты, работающие в данном стиле, как правило, выслушивают проблемы клиента, собирают нужную информацию, анализируют ее, исходя из своего собственного опыта, и выдают посетителю готовое решение или рекомендации. При этом стиле консультант полагает, что посетитель не в состоянии самостоятельно поставить точный диагноз своей проблеме или определить способы ее решения, поэтому консультант принимает на себя ответственность за выбор окончательного решения посетителем.

  • Тип посетителя, соответствующий этому стилю - «несамостоятельный».

  • Как правило, это мужчины и женщины в возрасте до 30 лет или в пожилом возрасте, либо не имевшие опыта решения серьезных жизненных проблем, либо не способные к их решению в силу физических и интеллектуальных возможностей, обращаются к консультанту, чтобы он за них решил их проблему, хотя могут и скрывать это.

Часто консультанты используют всего лишь один предпочтительный для них (или хорошо освоенный) стиль. Это может повредить отношениям «консультант – клиент», поскольку в различных ситуациях с разными людьми и на различных этапах консультирования каждый стиль имеет свою значимость. Главное заключается в том, чтобы суметь определить, когда именно нужен данный конкретный стиль поведения, и соответственно использовать его.

2. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта.

Основная задача консультанта:

- помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию.

- помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

М. Сох (1988) называет это "структурированием процесса терапии", который может быть первичным и вторичным:

первичным структурированием - личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтическом пространстве и значение этого присутствия для клиента.

вторичное структурирование — это деятельность консультанта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов. мы отвечаем на вопрос, что он делает. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиенту инициативу в самораскрытии. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал раскрытия" клиентов.

Руководствуясь таким пониманием процесса консультирования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие ролевые функции консультанта:

  • построение отношений с клиентом на взаимном доверии;

  • выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;

  • непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

  • создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

  • постоянное совершенствование процесса консультирования.

Если таким образом в общих чертах представить содержание роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования является ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА — МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (A. Adber: "техника лечения заложена в Вас").

Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990):

  • доверие к людям;

  • уважение ценностей другой личности;

  • проницательность;

  • отсутствие предубеждений;

  • самопонимание;

  • сознание профессионального долга.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА.

  • Аутентичность. 1. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:

  • полное осознание настоящего момента;

  • выбор способа жизни в данный момент;

  • принятие ответственности за свой выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает.

  • Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окружающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные.

  • Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

  • Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности.

  • Толерантность к неопределенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют "ткань" консультирования. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

  • Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

  • О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Эффективному консультанту чужды такие страхи, он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

  • Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной "холодного душа" в повседневном консультировании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным.Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

  • Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно ниже.


Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

  • Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

  • Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

  • Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффективного консультанта могут быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.
3. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента.

Представлении консультанта о цели консультирования.

Принципиально можно выделить два типа решения вопроса о цели консультирования:

  • в одном случае целью видится разрешение конкретной задачи или ситуации, в которой оказался клиент (ориентированным на цель);

  • в другом случае «разрешение проблемы» отступает на второй план перед необходимостью осознания клиентом всей сложности жизненной ситуации и всего многообразия имеющихся выборов и альтернатив(ориентир. на клиента).

Опираясь на существующие исследования, Е. Nevis (1990) отметил, что в зависимости оттого, как консультант подходит к выбору цели своей работы, можно выделить два основных

стиля: провоцирующий и пробуждающий.

Провоцирующий стиль основывается на представлениях консультанта, что изменения в клиенте происходят вследствие внешнего воздействия и что работа с клиентом может оказаться результативной, только если консультант вынудит или заставит что-то произойти. Действия консультанта здесь уподобляются толчкам или даже ударам, задача которых прорваться в сознание клиента и подтолкнуть его к ответным действиям, влекущим за собой перестройку и адаптацию.

Пробуждающий стиль направлен на пробуждение у клиента интереса к тому, что с ним происходит. Пробудить — значит вызвать изменения в отношении к тому, что происходит.

Целью в этом случае является пробуждение сознания клиента для овладения новыми навыками, чтобы быть более эффективным в конкретной ситуации и в жизни вообще. У консультанта здесь принимающая позиция. Провоцирующий стиль может описываться как заставляющий клиента измениться.В отличие от него, пробуждающий стиль позволяет клиенту проявить себя.

Дальнейшие представления об этих стилях можно почерпнуть из таблицы, описывающей особенности поведения консультанта в зависимости от выбранного им стиля:


Пробуждающий стиль

Провоцирующий стиль

Поведение, которое демонстрирует

и подчеркивает то, кем вы являетесь

в жизни.

Действия, направленные на то, чтобы что-то произошло.

Поведение консультанта, способствующее проявлению каких-либо сторон клиента; его реакция направлена на клиента и часто спонтанна.


Активное направленное воздействие,

запланированное и узко сфокусированное поведение, вынуждающее клиента к определенным действиям.


Поведение, способствующее возникновению доверия, надежды, ощущения безопасности и перспективы

роста, поддерживающее в клиенте

интерес и веру в свои возможности.


Действия, нарушающие понимание,

ожидания, контракт и иные договоренности.


Ненавязчивая демонстрация своих

навыков и ценностей, которая не нарушает функционирования

клиента

Действия, препятствующие привычному для клиента ходу жизни

или нарушающие какие-то из его

структур.


Действия, не направленные на не-

пременное достижение какой-либо

определенной реакции клиента.



Клиенту трудно избежать реагирования: он должен что-нибудь делать

в ответ на поведение консультанта.



Необходимо помнить, что в консультировании, как и в терапии, намерение не гарантирует результат. Существует множество отлично функционирующих консультантов, которых можно отнести к одному или другому из вышеперечисленных стилей. Важно другое — то, насколько мы умеем наблюдать за собой и насколько наш стиль нами осознан и принят.

Можно исследовать вашего собственного стиля консультирования. Для этого мы на отдельном листе бумаги сделать следующую схему: по горизонтальной оси вы будете отмечать уровень подталкивания к изменениям, а по вертикальной — уровень поддержки.

Уровень поддержки уменьшается сверху вниз, то есть наверху он максимально высокий, а внизу минимальный (в нижней точке оси ординат поддержка практически отсутствует). Уровень подталкивания кизменениям максимален слева и уменьшается вправо.

Таким образом, благодаря пересечению этих осей мы получили четыре квадранта. Теперь впишите слова, характеризующие каждый квадрант, — это будет отражать ваши представления об этом квадранте. Например:

Рис 1

рис 2.

Этот рисунок поможет вам поразмышлять над собственным стилем консультирования. Это упражнение можно расширить, если вы найдете двух коллег,которые согласятся заполнить для себя подобные схемы. Кроме схемы для себя, пусть каждый заполнит еще две — по одной для каждого из партнеров: как вам кажется, партнеры могли бы охарактеризовать для себя эти квадранты. После этого у вас троих появится возможность обсудить друг с другом, как вы увидите свой стиль и как его видят другие.
2.Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.

ПРОСТРАНСТВО ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Чтобы обсуждение темы терапевтических отношений сделать более наглядным, можно попытаться описать терапевтические отношения в пространственных категориях. Впервые о подобной идее мы услышали от канадского психотерапевта Карла Томма (К. Tomm) во время его приезда в Санкт-Петербург в 1992 году. Давайте вслед за К. Томмом обратимся к двум основным континуумам, отношение к которым, так или иначе обуславливает контекст терапевтического пространства:

«осознаванию» и «свободе» (подобная дихотомия использована для упрощения).

Под «осознаванием» мы будем иметь в виду осознавание клиентом собственных изменений, происходящих в процессе консультирования или терапии,

под «свободой»свободу выбора клиентом своего поведения в процессе консультирования или терапии. Интересовать же нас будет то, в какой степени та или иная позиция, занимаемая консультантом, способствует осознаванию клиентом происходящих с ним изменений и в какой степени та или иная позиция, занимаемая консультантом, оставляет за клиентом свободу выбора собственного поведения. При этом, конечно, мы должны помнить, что, сколько бы та или иная позиция или подход ни опирался на развитие у клиента осознавания, значительная часть опыта все равно останется за пределами сознания. И наоборот, сколько бы тот или иной подход ни пренебрегал или даже ни препятствовал осознаванию клиентом происходящего в терапевтическом процессе, какая-то часть опыта все равно будет осознана.

То же самое можно сказать и о свободе выбора клиентом своего поведения: любые ограничения поведения будут оставлять человеку какую-то степень свободы, и, соответственно, даже самая большая предоставленная свобода выбора все же будет предполагать некоторые ограничения поведения. То есть во всех этих случаях мы говорим о тенденциях, векторах, на которые опираются те или иные терапевтические подходы. В результате пересечения осей, образованных этими векторами, предполагаемое пространство терапевтических отношений разделится на четыре квадранта (см. рис. 1).


рис 1
рис 2

Верхний левый квадрант будет характеризоваться направленностью терапевтических усилий на неосознавание клиентом происходящих с ним изменений при одновременном уменьшении свободы выбора своего поведения. Это пространство можно назвать пространством манипуляции.

Верхнего правого квадранта будет характеризоваться позицией консультанта, направленной на осознавание клиентом собственного опыта при одновременном ограничении возможностей выбора своего поведения. Это пространство можно назвать пространством конфронтации.

Нижний левый квадрант будет содержать пространство, характеризующееся:

с одной стороны, направленностью терапевтических усилий консультанта на неосознавание клиентом происходящих с ним изменений,

а с другой — высокой степенью свободы выбора клиентом своего поведения. Это пространство можно назвать пространством опеки.

Нижний правый квадрант охватывает область терапевтических отношений, характеризующуюся тенденцией к росту осознавания клиентом своего опыта и одновременным увеличением свободы выбора своего поведения. Это пространство можно назвать пространством вдохновления и роста.

Четыре пространства определяют четыре терапевтические позиции в консультировании, и в каждой из них клиент видится консультантом по-разному (см. рис. 3).


В пространстве манипуляции клиент воспринимается в категориях упрямства, сопротивления, непробиваемости; в пространстве конфронтации в категориях неуправляемости, ненормальности, ошибочности; в пространстве опеки — наивности, глупости, слепоты; в пространстве вдохновления — несвободы, подавляемости, сдерживаемости. Также на рис. 3

Пространства слева (верхнее и нижнее) соответствуют закрытой от клиента терапевтической позиции, а пространства справаоткрытой терапевтической позиции.

В верхних пространствах (правом и левом) заложена тенденция к терапевтическому насилию, в нижнихк терапевтическому принятию. Соответственно, в каждом из четырех пространств для клиента уготованы разные перспективы: из пространства манипуляции — изменение с раболепием, из пространства конфронтации — уступка с покорностью, из пространства опеки — рост с зависимостью, из пространства вдохновления — освобождение с независимостью. Если бы у каждого из терапевтических пространств был свой девиз, то выглядели бы они приблизительно так (см. рис. 4):

Выделенные пространства, по существу, не что иное, как этические позиции, из которых развиваются специфические действия консультанта, своего рода платформы, на которых формируются образы возможных дальнейших терапевтических инициатив. Эти четыре этических пространства демонстрируют различные направления заботы о других существах. Не стоит пытаться расставить по этим местам различные техники или методы. Это пространства, в которых стоит определить свое место, а место для тех или иных терапевтических подходов искать бесполезно. Как бы мы с вами ни стремились к тому, чтобы оказаться в каком-то одном из этих четырех пространств, нам важно помнить, что, на самом деле, подобный «идеал» недостижим. Как консультанты мы всегда воплощаем все четыре аспекта. Только пропорции их присутствия в нашей практике различаются. В наших силах, однако, осознавать то, что с нами происходит в терапевтическом процессе. Более того — это наша профессиональная обязанность. Поэтому мы и завели здесь разговор о терапевтических пространствах. И пусть «карта — не местность», но все же для лучшей ориентации на местности неплохо бывает иметь карту (см. рис. 5).
Рис. 5
3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.

Эмпатия (empathy, англ.) — вчувствование, проникновение.

Эмпатию можно определить как способность "поставить себя на место другого человека.

Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми

Введением в психологический обиход понятия эмпатии психотерапевты и консультанты, прежде всего, обязаны Карлу Роджерсу. Он выделял три основных условия успешной терапии: искренность (конгруэнтность), безусловное положительное отношение и эмпатию. Вначале К. Роджерс (1959) говорил об эмпатии как о состоянии: «Быть эмпатичным — значит воспринимать внутреннюю систему координат другого человека, сохраняя точность, эмоциональные компоненты и значения, принадлежащие этому человеку, как будто сам им являешься, но при этом ни в коем случае не забывая об условии „как будто". Таким образом, это означает ощущать боль или радость другого человека так, как он их ощущает, и ощущать их причины так, как ощущает их он, при этом никогда не забывая, что это именно как будто я был ранен, как будто я радовался и тому подобное. Если это „как будто" утрачивается, происходит идентификация».

Серьезное влияние на К. Роджерса оказал израильский философ Мартин Бубер. «Мир для человека двойственен в соответствии с двойственностью его позиций», — писал М. Бубер. «Позиция человека двойственна в соответствии с двойственностью основных слов, которые он может произносить. Основные слова суть не единичные слова, а словесные пары. Одно основное слово — это пара Я—Ты. Другое основное слово — это пара Я—Оно; причем можно, не меняя этого основного слова, заменить Оно на Он или Она. Тем самым Я человека тоже двойственно. Потому что Я основного слова Я—Ты другое, чем Я основного слова Я—Оно. <...> Основное слово Я—Ты можно сказать только всем своим существом.<...> Кто произносит Ты <...> вступает в отношение. <...> Познавая, человек остается непричастен миру. Потому что знания локализуются в нем, а не между ним и миром. <...> Основное слово Я—Ты утверждает мир отношений. <...> Через Ты человек становится Я».

Говоря о «Я—Ты»-связях, М. Бубер особо останавливается на ситуациях воспитания и психотерапии. О воспитателе он пишет следующее: «И чтобы его воздействие было целеустремленным и эффективным, он должен каждый раз переживать эту ситуацию, во всех ее аспектах, не только за себя, но и за своего партнера; он должен практиковать род реализации, который я называю охватом. Хотя необходимо, чтобы он побудил к «Я—Ты»-связи и ученика, чтобы тот тоже ощущал и принимал его как конкретную личность, тем не менее своеобразное отношение воспитателя не могло бы существовать, если бы и ученик со своей стороны осуществлял бы охват, т. е. переживал бы за воспитателя его долю в совместной ситуации». «Подлинный психотерапевт, — пишет далее М. Бубер, — как и воспитатель, должен все время находиться не только тут, на своем полюсе биполярного отношения, но и на другом полюсе, — испытывать на себе последствия собственных воздействий. Но опять-таки, специфическое „отношение лечения" кончилось бы в тот момент, когда пациенту пришло бы на ум и удалось бы осуществить со своей стороны охват и пережить событие за врача. Лечить... может лишь тот, кто живет во встрече и все же обособлен». БуберМ.

На представления К. Роджерса также оказали влияние работы Юджина Гендлина (Gendlin, 1962) и его концепция процесса непосредственного переживания в чувствах и ощущениях ( «'experiencing»). В 1960-1970-х годах в рамках исследовательской программы Чикагского университета Ю. Гендлин со своими сотрудниками, исследуя различные формы терапии от классических до новейших, он искал ответ на вопрос: почему психотерапия не всегда эффективна? Он пришел к выводу, что дело не в том, что какая-либо психотерапевтическая техника лучше или хуже другой. Важным оказалось не то, что рассказывали пациенты, а то, как они это делали. «Успешные» пациенты были более способны к восприятию и отражению определенных внутренних изменений.

Согласно взглядам Ю. Гендлина, в человеческом организме постоянно течет поток ощущений и переживаний, к которому человек может обращаться снова и снова как к точке отсчета, чтобы обнаружить смысл этих ощущений. Ю. Гендлин называл это «ощущаемым смыслом» («felt sense»).

К. Рождерс (1980) приводит следующую иллюстрацию этой идеи. Во время консультативной сессии мужчина говорит о своем отце в неопределенно отрицательных тонах. Консультант замечает: «Это звучит так, как будто вы злы на своего отца». Мужчина отвечает: «Нет, я так не думаю». «Может быть, вы недовольны им?» «Ну, может быть», — отвечает мужчина с некоторым сомнением в голосе. «Может быть, вы разочарованы в нем?» Мужчина сразу отвечает: «Именно! Я разочарован потому, что он не сильный человек. Мне кажется, я всю жизнь был разочарован в нем, с тех пор, как был еще ребенком».

В этом примере «злость» совсем не соответствовала внутреннему ощущению смысла, «недовольство» было ближе, но тоже не вполне соответствующим термином, а «разочарование» абсолютно точно совпало с внутренними переживаниями.

Эти концептуальные находки позволили К. Роджерсу (1980) отказаться от понятия «состояние эмпатии» и говоритьоб змпатии как о процессе. «Процесс эмпатии предполагаетпроникновение в личный мир восприятия другого и переживание его как своего. Он означает быть чувствительным мгновение за мгновением к изменениям переживаемых смыслов, протекающих в другом человеке, к страху или ярости, или нежности, или замешательству, или чему-то еще, что он может испытывать.

Он значит на время войти в мир другого и, продвигаясь в нем с осторожностью, не судить его. Это значит ощущать смыслы, которые он или она едва улавливает, но не стараться вскрыть те чувства, которые остаются для него полностью бессознательными, чтобы слишком не испугать его. Это предполагает делиться с ним (с нею) тем, как вашему свежему и неиспуганному взгляду представляется этот мир и те его составляющие, которых он или она так боится. Это означает время от времени сверять с этим человеком точность вашего ощущения и следовать за теми откликами, которые вы от него получаете. Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности, для того чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир. В каком-то смысле это означает, что вы откладываете в сторону собственное Я. Но это может быть доступно только человеку, который чувствует себя настолько уверенно, что не боится заблудиться в чужом мире, могущим оказаться достаточно неожиданным и хаотичным, и, когда понадобится, целым и невредимым вернуться в собственный мир….. Возможно, что это определение объясняет, что эмпатияэто сложный способ бытия, требующий от человека силы и одновременно нежности и чувствительности».

Проведенные в 1950-1970-е годы многочисленные сравнительные исследования позволили К. Роджерсу утверждать:

  • «Идеальный» терапевт/консультант, прежде всего, эмпатичен. На этом сходятся терапевты самых различных школ и ориентации.

  • Уровень эмпатии положительно коррелирует с успешностью терапевтического процесса.

  • По степени развития эмпатии можно прогнозировать успешность терапии или консультирования.

  • Эмпатическое понимание предоставляется терапевтом или консультантом свободно. Его не нужно вытягивать из него или из нее. И поэтому уровень эмпатии в терапевтических отношениях можно определять, исследуя только высказывания терапевта, не зная высказываний клиента.

  • Уровень эмпатии зависит от опыта терапевта или консультанта: чем более терапевт или консультант опытен, тем выше уровень эмпатии.

  • Чем более интегрирован терапевт, тем выше уровень эмпатии, предоставляемой им.

  • Интеллектуальные и диагностические способности специалиста никак не коррелируют с уровнем эмпатии.

  • Эмпатии можно научиться от эмпатичного человека. Более того, можно утверждать, что с этим качеством не рождаются, но оно приобретается через эмпатические взаимоотношения с другим.

Феномен «спасательства» и его проявления. Характеристика драматического треугольника Карпмана: Спасатель, Преследователь, Жертва. Стереотипы спасательства. Избегание спасательства по К. Стейнеру.
Стереотипы спасательства:

1. Чувство, что вы должны исправить чувства другого человека или решить его проблему.

2. Желание облегчить его задачу.

3. Страх ответной реакции и попытка заставить другого человека чувствовать себя лучше (т.е. избегание интенсивности переживаний или конфликта).

4. Вы думаете, что должны убедить человека сделать правильный выбор.

5. Чувство вины за действие другого человека.

6. Быстро переключаетесь на решение проблемы, что бы обуздать неприемлемую для вас интенсивность.
Избегание спасательства по К Стейнеру:

1. Не помогайте без конракта.

2. Никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания).

3. Помогайте людям, которые чувствуют себя беспомощными, обратиться, воспользоваться той силой, которая у них есть.

4. Не берите на себя более 50% работы, требуйте, что бы клиент взял на себя хотя бы 50 %.

5. Не делайте ничего, чего Вы в действительности не хотите делать.
спасатель

преследователь жертва
Спасатель – помогает, когда его не просят, чувствует вину, когда не может помочь, дает жертве разрешение на неудачу, смягчает последствия для жертвы, часто делает ее работу.

Преследователь – «Ты в этом виноват», регидный, критикующий, обвиняющий, неоправданно жестокий, держится в стороне.

Жертва – «Бедный, я бедный», стыдящийся, бессильный, беспомощный, нуждается в спасательстве.

Спасательство

Схема «Драмашческий треугольник» была предложена Стефаном Карпманом. Развивая идеи Берна, Карпман показал, что все многообразие ролей, лежащее в основе «игр, в которые играют люди», может быть сведено к трем основным - Спасателя, Преследователя и Жертвы, Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену и блестяще иллюстрирует то, как двигаясь по этому заколдованному кругу, люди попадают в ловушку вечной игры.

Жизнь можно проживать подлинно и спонтанно, а можно превратить её спектакль, где всё будет «как будто», хотя, может быть, и очень похоже на реальную жизнь, Три драматические роли этой игры - Спасатель, Преследователь и Жертва - являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей, Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли. Пожалуй, нигде эти роли не проявляются так ярко, как в ситуациях, связанных с алкоголизмом.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28


написать администратору сайта