Главная страница

ТГП курс лекции. Тема Введение в теорию государства и права


Скачать 299.12 Kb.
НазваниеТема Введение в теорию государства и права
Дата13.04.2022
Размер299.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТГП курс лекции.docx
ТипДокументы
#470190
страница32 из 50
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   50

Мусульманская правовая система



Мусульманская правовая система охватывает более 50 государств, среди них Иордания, Пакистан, Иран, Тунис, Египет, Марокко и др.

Особенности мусульманской правовой системы:





      1. Мусульманскоеправопредставляетсобойсовокупностьрелигиозных догм, основанных на мусульманской религии –исламе. Мусульманское право сложилось к VII – X вв., когда шло становление и активное развитие феодальных отношений в Арабском халифате. Основой этого государства становится ислам. Согласно данной религии, право произошло от Аллаха, который через своего пророка Мухаммеда открыл его всем людям. Ислам содержит догмы, которые уточняют во что мусульманин должен верить и во что не должен, а также предписания верующим, указывающие что они должны делать и чего не должны. Поэтому в юридической литературе справедливо отмечается, что мусульманское право, по своей сути, – это религиозное право, поэтому его творцом (создателем) является сам Аллах и его пророк Мухаммед.

      2. Источникамимусульманскогоправаявляются:Коран,Сунна,Иджма,Кияс.Коранэто религиозная книга, в которой собраны изречения пророка Мухаммеда. Коран, в качестве единой книги, был составлен уже после смерти Мухаммеда, до этого он существовал в качестве разрозненных источников. Коран состоит из 114 сур (сура – это глава), например, четвертая сура называется

«женщины»; шестая – «скот» и т.д. Каждая сура делится на отдельные высказывания аяты, например, «И давайте

сиротам их имущество и не заменяйте дурным хорошего. И не ешьте их имущество в дополнение к вашему, ведь это – великий грех!» Коран является основой мусульманского права, однако в качестве практического источника он не используется, поскольку фактически не содержит юридически значимых положений, правовых институтов необходимых для формирования и развития мусульманского права. При рассмотрении дела судья обращается не к Корану, а к комментариям, составленными авторитетными мусульманскими юристами, которые содержат толкование основных положений Корана. Суннаэто собрание преданий о пророке Мухаммеде. Сунна есть путь, направление «по которому следует идти». Сунна это высказывания и действия пророка Мухаммеда, его жизненный путь. Так же как и Коран, Сунна не имеет практического применения, поскольку слабо выраженные нормативные положения, отсутствие четких формулировок, прав и обязанностей сторон порождает необходимость практикующих юристов обращаться именно к комментариям признанных ученых-правоведов. Иджма – это комментарии древних правоведов знатоков ислама, сведенные в сборники норм, которые восполняют пробелы мусульманского законодательства. Иджма имеет практическое применение, в отличие от Корана и Сунны. Киясэто применение предписаний, установленных Кораном, Сунной и Иджмой, в соответствии с новыми случаями по принципу аналогии (суждение по аналогии). Кияс также как и Иджма имеет практическое значение.

      1. Определенное практическое значение в мусульманском правепридаетсяобычаю,соглашению,атакжеактамсуверена

(главы государства). В мусульманской правовой системе ни акты суверена, ни обычаи, ни соглашения не являются источниками права. Однако, глава государства наделяется правом издавать акты административного характера, а также определенными правомочиями при осуществлении правосудия. Например, король Марокко осуществляет верховный контроль за соблюдением ислама; издает декреты; назначает судей всех судов и т.п. Адат (обычаи у мусульманских народов) и соглашения широко применяются в мусульманском праве. Благодаря им вносились значительные изменения в существующие правовые нормы, например, при заключении брака допускается сделать оговорку, что жена впоследствии сможет расторгнуть брак; оговариваются суммы и способы выплаты приданного и т.п.

      1. Отсутствиеделенияправаначастноеипубличное.В мусульманской правовой системе отсутствует деление права на частное и публичное, которое характерно для романо- германской правовой системы. В силу исторического развития, а также религиозной основы мусульманского права основными отраслями права в данной системе являются гражданское, уголовное и семейное.
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   50


написать администратору сайта